Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Средняя общеобразовательная школа №7 имени гвардии капитана В.А. Федорова, г. Владимир

Церковно-приходская школа при Успенском монастыре

С первых годов Архипастырского служения на Владимирской кафедре, Высокопреосвященнейший Феогност озабочен был открытием церковно-приходской школы в женском монастыре города Владимира; но, по различным причинам, мысль Архипастыря не могла осуществиться.
С 13 ноября 1888 по 1914 год настоятельницей монастыря была игуменья Маргарита (РИПСИМИЯ ИВАНОВНА ЛАВРОВА).


Игуменья Маргарита (Лаврова) 1888-1914 гг.

Маргарита была до этого казначеей в Александровском женском монастыре. Она скоро и легко нашла возможность осуществить мысль Архипастыря. В общежительном монастырском корпусе четыре комнаты были заняты одной монахиней. Игумения признала эти комнаты весьма удобными для школьного помещения в предложила монахине переселиться в другую свободную монастырскую келию. Та с удовольствием исполнила желание игумении. Не более как в месяц энергичной игуменией школьное помещение было вполне приспособлено: перегородки вынуты, стены оклеены шпалерами, приготовлена красивая и удобная классная мебель, братство св. Бл. Вел. Князя Александра Невского снабдило новую школу всеми учебниками и учебными принадлежностями. И украсились стены школьного помещении для наглядного обучения учениц картинами из Св. Истории, листами молитв, заповедей, Символа Веры, географическими картами полушарий и Палестины. Игумения с сестрами пожелала посвятить свою школу — первую в женском монастыре Владимирской епархии — благоговейной памяти о чудесном спасении драгоценной жизни Благочестивейшего Государя Императора и Его Августейшего Семейства при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17-го октябри 1888 года.
8 января 1889 г. была открыта Церковно-приходская школа при Успенском монастыре.
8-го января прибыл сам Архипастырь на торжество освящения и открытия церковно-приходской школы. После молебного пения перед началом учения отроком и малого освящения воды, совершенных монастырским духовенством, при стройном пении монастырского хора, сам Архипастырь окропил св. водою школьное помещение, преподал Святительское благословение игумении, учащим и учащимся в школе и одарил каждую из последних крестиком и книжкою о св. Равноапостольных Кирилле и Мефодие, первоучителях Словенских.
Преподавание Закона Божия принял на себя местный священник, преподаватель дух. семинарии Н.В. Покровский, обучение прочим предметам церковно-приходской школы — послушница Анна Либеровская (1864-1937), дочь диакона, окончившая курс женского Епархиального училища. Труд обучения детей рукоделью бесплатно приняли на себя рясофорные послушницы Надежда Лаврова и Александра Белаго.
На первый раз принято в школу для обучения 16 девочек, дочерей недостаточных родителей — граждан Владимирских,— некоторые из них даже сиротствующие. Девочки явились к игумении одетыми весьма бедно. Сердобольная игумения на свой счет сшила им платья и пелеринки.
Приходя в школу в 9 часов и выходя из нее в 2 часа, девочки оставались бы без пищи, так как из дома им по бедности, кроме куска черного хлеба, нечего приносить из съестного. Игумения распорядилась отпускать девочкам из монастырской столовой завтраки и обед.
По докладу о сем игуменией, Его Высокопреосвященство из своих средств пожертвовал 25 руб. на пищу девочкам, а затем нашлись и другие жертвователи на доброе дело. Так, жена Шуйского купца К.Н. Терентьеваа пожертвовала на стол девочкам 70 руб.
Таким образом в женском монастыре 16 девочек нашли себе не только школу для обучения грамоте, но и приют для своего прокормления и рукодельную мастерскую для приобретения честных средств к жизни в будущем.

21 ноября 1874 года в возрасте семи лет Александра (будущая Игумения Серафима - настоятельница Вязниковского Благовещенского женского монастыря) поступила в число послушниц в Успенский Княгинин женский монастырь г. Владимира. Исполняла разные послушания. С 1890 года она состоит учительницей рукоделия в монастырской церковно-приходской школе. В графе документа «Какого поведения» написано: «очень хорошего послушания, исполняет клиросное послушание весьма успешно».


Здание церковно-приходской школы при Княгинином монастыре. Фото нач. ХХ века

Здание церковно-приходской школы построено при содействии настоятельницы монастыря игуменьи Маргариты в 1897 году.
О крупных по тем временам суммах, затраченных на строительство церковно-приходской свидетельствуют документы: «На устройство нового здания для церковно-приходской школы в 1897 году монастырем было выделено 2 685 рублей 18 копеек, от «жертвователей» поступило еще 1 838 рублей». Низ у здания был каменный, а верх – деревянный. Оно оценивалось в 7000 рублей, в то время это были огромные деньги.
«Школа была одноклассной, но это не значило, что в ней обучались один год. Обучение продолжалось 6 лет: три года девочки учились грамоте, а затем – специально рукоделию. Игуменья Маргарита выдавала беднейшим ученицам монастырской школы завтраки, а некоторым, сверх того, и одежду. Учили в школе закону божию, русскому и славянскому чтению, письму, арифметике, церковному пению, рукоделию. Закон божий преподавал монастырский священник, остальные предметы – насельницы монастыря. Из учениц был составлен хор, девочки пели за ранними обеднями в воскресные и праздничные дни.


Посещение великим князем Сергеем Александровичем Княгинина монастыря 18 мая 1898 года. Слева от князя – игумения Маргарита, справа - воспитанницы школы рукоделия. Фото из музейного архива г. Владимира.

В монастырском училище строго соблюдалось благочестие, в чем была большая заслуга старшей учительницы монахини Лидии (в миру – Елизаветы Николаевны Воскресенской), исполнявшей это трудное и ответственное послушание в течение 25 лет – до самой своей кончины 2 января 1916 года. Она была дочерью священника из Александровского уезда.
Неудивительно, что именно рукоделие составило основу обучения в монастырской школе. Обучение рукоделию было организовано настолько успешно, что в 1896 году на Всероссийскую Промышленно-Художественную выставку в Нижний Новгород игуменья Маргарита отправила образцы рукодельных работ под двенадцатью номерами: чулки, кружево, детские сапожки, салфеточки «по вафле», «строченое» полотенце, накидку на подушку, плато под лампу, сорочку, вышитую гладью, туфли, лиф, "воздухи" ("воздух" – большой четырехугольный плат – прим.автора). Тогда школа получила диплом третьего разряда (третье место по России). На Всемирной выставке в Париже пелена, изготовленная во владимирском женском монастыре, была удостоена в коллективном участии с другими монастырями высшей награды «Grand Prix».
В 1900 году учащихся – 125.
В 1913 г. школа размещалась в особом здании, в ней при трех учительницах и четырехлетнем курсе обучалось 137 девочек. Для окончивших школу организован рукодельный класс (1910), в котором проходился довольно обширный курс рукоделия – вязанья, вышиванья, кройки и шитья; в 1913 г. в рукодельном классе обучалось 45 девочек.

Прошло 25 лет (1914 год) со времени открытия школы и за эту четверть века небольшая школка выросла в солидное учреждение. Теперь школа помещается в особом здании, в ней при трех учительницах и четырех-летнем курсе обучается 137 девочек. Кроме сего для окончивших школу организован рукодельный класс, в котором в течение 3-х лет проходится довольно обширный курс рукоделия – вязанья, вышивания, кройки и шитья; в этом рукодельном классе в 1914 г. обучается 45 девочек. За время своего существования школа приобрела такие симпатии населения, что в ней могло бы быть гораздо больше учениц, если бы школьное здание было обширнее.
Констатируя такой рост и успех данной церковно-приходской школы, нельзя не обратить внимания и не отметить тех особенных условий, при которых этот рост и успех достигались. Прежде всего для того, чтобы школа достигла своего настоящего состояния, нужны были значительные материальные средства. Откуда же взяты и откуда берутся эти средства? Церковно-школьное управление, принявшее школу в свое ведение, не давало этих средств, и они изыскивались. Изыскиваются исключительно основательницей школы игуменией Маргаритой, которая и ныне правит обителью и сердечно печется о школе. Вот кому школа прежде всего обязана своим благосостоянием.
Устраивая школу своим попечением материально, та же настоятельница монастыря своим постоянным вниманием к этой своей школе и морально содействовала и содействует успеху школы и в учебно-воспитательном отношении. Мы не хотим этим сказать по адресу игумении Маргариты, похвального слова, обычного в юбилейные дни, мы констатируем только факт таким, каков он в действительности. Эта действительность будет ясна, если мы отметим особенности учительского труда в этой монастырской школе. С самого начала школы и до настоящего времени учительницами школы состояли и состоят монахини и послушницы монастыря, монахини и послушницы занимаются и в рукодельном классе, и этот труд свой в школе они несут, как «послушание», наложенное на них обителью. А раз этот учительский труд является своего рода «послушанием», то отношение к этому труду настоятельницы монастыря приобретает особенную ценность, гарантирует исправность в исполнении послушания. Нужно к этому прибавить, что учительский труд в этой школе до последнего времени был почти бесплатным или во всяком случае не щедро оплачиваемым трудом. Первые годы существования школы учительницы не получали никакого определенного жалованья, им выдавалось единовременное вознаграждение в 20-30 руб. за учебный год. Затем назначено было жалованье в 180 руб. в год, но когда в школе оказались 3 учительницы, то 180 руб. оставлены были только старшей учительнице, а две младшие получали по 90 руб. И только в последние 2 года, с назначением церковным школам дополнительного казенного кредита, старшая учительница получает 360 руб., а младшие по 300 руб. Труд же учительниц рукоделия до самого последнего времени был совсем бесплатным трудом и только в 1913 г. Владимирская городская Дума назначила им в вознаграждение 200 руб. в год. Но и при этих неблагоприятных условиях учительницы и школы, и рукодельных классов несли свой труд, как «послушание» вполне добросовестно и усердно, вкладывали в него свою душу, всецело отдаваясь ему. Благодаря этому школа и в учебно-воспитательном отношении достигла и достигает очень хороших успехов.
25 лет со времени открытия школы исполнилось 8 января 1914 г. и этот день, с благословения Его Высокопреосвященства, был отмечен в школе особым молитвенно-благодарственным актом. К 11 часам дня все ученицы школы и рукодельных классов со своими учительницами были собраны в помещении монастырской трапезы, так как в школьном здании нет большого зала, который мог бы вместить всех учениц. Сюда же к этому времени собрались члены Владимирского отделения Епархиального Училищного Совета, в том числе представители от города и уездного земства, Епархиальный наблюдатель и др. В начале 12-го часа прибыл и Председатель Владимирского Епархиального Училищного Совета Преосвящ. Евгений, Епископ Юрьевский. Соборне был отслужен благодарственный молебен, закончивший обычным многолетием с присоединением многолетия учащим и учащимся. За молебном пел хор учениц школы. По окончании молебствия Преосвященный обратился с приветствием к учащимся. Приветствуя их с настоящим торжеством, он напомнив им о недавно бывшем торжестве по случаю 25-летия управления монастырем игумении Маргариты, в этом торжестве школа принимала живое участие, призывал хранить всегда благодарную память о матери-игумении, так внимательно и сердечно относящейся к школе, к школе, учащей и воспитывающей их… После этого Председателем Отделения прот. М.И. Добротворским прочитано было извлечение из исторической записки о школе, в котором вкратце изложено было постепенное развитие школы. По прочтении этого извлечения обратился к присутствующим с речью Епархиальный наблюдатель. Он прежде всего отметил, что школа при Успенском женском монастыре, по ее личным 12-летним наблюдениям, является одной из лучших церковных школ епархии. Давая элементарное начальное образование, она дает учащим в рукодельном классе и весьма ценные в жизни практические умения, а главное – в этой школе ученицы проникаются той истинной церковностью, которую полагает в основу обучения и воспитания церковная школа. Далее наблюдатель отметил, что своим и внешним, и внутренним благоустройством школа обязана разумному и сердечному попечению настоятельницы монастыря и беззаветной преданности своему делу учащих и выразил глубокую благодарность им за их отношение к школе и пожелание, чтобы школа и в будущем продолжала свое просветительное дело с тем же успехом, как ив первую четверть века своего существования. Обращаясь к ученицам, наблюдатель приглашал их хранить благодарную память о школе, о ее попечительнице и учительницах, не забывать того, чему их учили в школе, и впоследствии, когда они вырастут большими, будут жить самостоятельной жизнью.
После этого хором учениц были исполнены – гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», гимн на 25-летие церковной школы, актовая песнь-муз. Главача, «Славься, славься» и др. песнопения, прочитаны были стихотворения «Бабушка и внучек», «На 17 октября 1888 года». И пение, и чтение произвели на слушателей самое приятное впечатление. В заключение был исполнен народный гимн «Боже, Царя храни» и Преосвященный преподал всем свое благословение.
Учительницам ради этого школьного праздника было предложено угощение.

2 октября 1914 г. в 4 часа дня Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий , Архиепископ Владимирский и Суздальский, посетил Владимирский Княгинин женский монастырь. Встреченный торжественно в храме монастыря, Его Высокопреосвященство обратился к монахиням с словом назидания о монашеской жизни. Затем Владыка осмотрел монастырский храм и произвел испытание собранным в храме к приезду Его воспитанницам старшей группы церковно-приходской школы при монастыре – по Закону Божию, славянскому чтению, русскому языку и арифметике.
«Княгининская церковно-приходская школа (при Успенском женском монастыре). Заведывающая — игумения Августа. Законоучители: свящ. Алек. Павл. Ильинский. Учительницы грамоты: монахиня Лидия и послушницы Ал-ндра Филип. Колотилова и Елизавета Никит. Павлихина. Учительницы рукоделия, кройки и шитья: послушницы: Прасковья Васил. Родионова, Прасков. Иван. Боровикова, Елена Петр. Степанова и монахиня Ермиония» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).

Монахиня Лидия - учительница церковно-приходской школы при Успенском женском монастыре

2-го января 1916 года после продолжительной и тяжкой болезни тихо скончалась во Владимирском Успенском женском монастыре монахиня Лидия, бывшая в течение 25 лет учительницей монастырской церковно-приходской школы; 4-го января она погребена на монастырском кладбище, искренно оплаканная и сестрами обители, и своими ученицами. Среди тех и других в четверть века своей жизни в обители и работы в школе она приобрела сердечную нелицемерную любовь и уважение. Монахине Лидии 2-го сентября 1915 г. исполнилось только 46 лет и смерть в этом возрасте нельзя не признать преждевременной... Но непрерывный более, чем двадцати-пяти летний учительский труд ослабил ее некрепкие от природы жизненные силы, и они оказались не в состоянии выдержать борьбу с постигшей монахиню Лидию болезнью.
Церковная монастырская школа со смертью своей учительницы монахини Лидии понесла потерю трудно вознаградимую. Лидия почти в полной мере совмещала в себе все качества, какие желательно иметь в учительнице начальной и в частности церковной школы и о которых говорят обыкновенно дидактики, намечая образ начального учителя. У нее был и широкий учительский опыт, приобретенный долголетней практикой, и примерное усердие к своему делу, сердечная преданность и любовь к нему, и искренняя религиозная настроенность и та церковность, в направлении которой должно идти обучение в церковной школе. Обладая этими качествами, монахиня Лидия была не только учительницей, но и воспитательницей обучающихся в школе детей... Если чего несколько недоставало ей, то — повышенного общего образования, которого она в юности не имела возможности получить...
Не красна была жизнь Лидии в мире Елизаветы Николаевны Воскресенской, с самого раннего детства. Она, если можно так выразиться, и родилась сиротой через 4 месяца по смерти своего отца, священника с. Хомякова Александровского уезда Н. Воскресенского. Первые годы своего детства она проживала вместе с матерью в Сергиевом посаде Московской губернии. Жить сиротам было очень трудно и Елизавету Николаевну в возрасте 4 — 5 лет отдали на воспитание в Московский Рождественский монастырь; здесь провела она около трех лет и научилась грамоте. Но затем приют и школа при Рождественском монастыре были закрыты и Елизавета Николаевна при помощи добрых людей была определена в школу при Московском Новодевичьем монастыре. Этой школой и закончилось общее образование Елизаветы. В 1885 г. она вернулась к своей матери и поселилась с ней во Владимире; в то время ей было 16 лет... Нужно было думать о том, как устроиться в жизни, зарабатывать себе кусок хлеба, и Елизавета Николаевна избирает для себя учительский труд... Но для того, чтобы получить право на этот труд, нужно было к нему еще подготовиться... После подготовки в 1887 г. Елизавета Николаевна сдает экзамен на звание учительницы народной школы при Киржачской учительской семинарии и в том же году получает место учительницы в земской школе с. Гавриловского Суздальского уезда, а затем переходит в земскую школу с. Жадинского того же уезда.
Но жизнь в «миру» как-то тяготила молодую учительницу. По словам родных, Елизавета Николаевна с раннего детства отличалась особенной религиозностью. Живя в Рождественском монастыре, она каждую полночь вставала на молитву и будила для того же свою сестру. Эта религиозная настроенность поддерживалась обучением и воспитанием, которое получила Елизавета Николаевна под сенью женских обителей. Окончив школу, Елизавета Николаевна не раз просилась у матери в монастырь, но мать не давала ей на это своего благословения, как бы не доверяя твердости намерений своей юной дочери. Только в 1890 г. исполнилось наконец желание Елизаветы Николаевны и она поступила 10-го августа послушницей во Владимирский Успенский женский монастырь. Здесь приняла под свое покровительство молодую послушницу настоятельница монастыря игумения Маргарита и назначила ей особый вид «послушания» быть учительницей в недавно открытой в то время монастырской церковно-приходской школе. Слишком 25 лет прожила в обители Елизавета Николаевна, неся это «послушание» до конца своих дней... В 1902 г. она приняла пострижение в «рясофор», а в 1911 году 5-го марта пострижена в монахини с именем Лидии...
В 1890 году монастырская школа, так сказать, только зачиналась: это была сравнительно немноголюдная школка, ютившаяся в не совсем удобном помещении. За 25 лет она выросла в многолюдную благоустроенную с внешней и внутренней стороны школу и в этом росте школы, в этом внутреннем ее благоустройстве принимала самое живое и деятельное участие монахиня Лидия. Для нее учительство в школе было действительно «послушанием», которому она отдавала все свои силы, все свое разумение, все свое прилежание... Другого дела и других интересов для нее как бы и не существовало... При таких условиях естественно, что она достигала прекрасных результатов как в деле обучения, так особенно в деле воспитания. Школа при Владимирском женском монастыре особенно выделяется своею воспитательной стороной... Здесь более, чем в других школах, достигалась та «церковность», которая составляет отличительную черту церковной школы; и этим школа обязана была главным образом своей старшей учительнице, — т.е. олицетворявшей собою эту «церковность». При этом нельзя не отметить, что учительский труд, который несла Лидия, долгое время был почти бесплатным трудом. До 1896 г. учительницы монастырской школы получали единовременное вознаграждение 25 — 30 р. в год, затем им было назначено по 180 руб. в год и только в последний год, по внесении монастырской школы в городскую школьную сеть, монахиня Лидия стала получать нормальный учительский оклад — 360 р. в год. Церковно-школьное управление ценило неустанный труд скромной учительницы - заведующей. Елизавета Николаевна получала архипастырское благословение, в 1902 году она была награждена от Св. Синода библией, в 1903 году серебряной медалью и в 1911 году — золотой. Эти скромные награды доставляли почившей большое нравственное удовлетворение и побуждали ее не ослабевать в своей энергии. И она неустанно трудилась до тех пор, пока тяжкий недуг не сломил ее сил и не уложил ее на болезненный одр, с которого не судил Господь ей уже встать.
В надгробном слове законоучитель школы о. А. Ильинский совершенно справедливо отметил, что вся жизнь почившей была непрерывным подвигом добрым, который она несла не только для личного самоусовершенствования в стенах обители, но и для служения ближнему, обучая и воспитывая подрастающее поколение...
Этот подвиг несомненно сократил и жизнь Лидии здесь на земле. Пусть же Господь воздаст ей воздаяние благое за содеянное ею на земле, в селениях праведных учинит, в недрах Авраамовых упокоит и с праведными сопричтет. Наш же долг возможно дольше сохранить благодарную память о почившей и молиться о упокоении души ее. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1916 г.).

«Архиепископ Алексий по каким-то, только ему известным соображениям, приказал учительнице монастырской школы Блохиной подать прошение об отставке по болезни, а на ее место перевел учительницу Воронину из Николо-Волосовской школы. Здоровая до сих пор Блохина, действительно захворала и подала в отставку. В настоящее время создается нелепое положение: Блохина должна быть восстановлена в правах, но как быть с Ворониной?.. Воронина в свою очередь ничем не виновата, что ее перевели в монастырскую школу, а теперь сестры могут настаивать, чтобы она уступила свое место Блохиной. Но ведь это будет такая же несправедливость, как и распоряжение Алексия и этого не должно быть в настоящее время» («Владимирская жизнь», 7 окт. 1917).

В 1918 году церковно-приходская школа прекратила свое существование.

7-я школа 1-ой ступени

В 1918 году на территории Княгинина монастыря открылась 7-я школа 1-ой ступени, то есть, начальная.
«В седьмой школе учителя очень плохо обращаются с детьми из детских домов. Во 2-м классе, некая Елизавета Никитишна, вызывая, например, воспитанника, говорит:
— Эй, ты,— приютский кобель, иди отвечать к доске.
Или в 4-м классе Сергей Иванович, вызывая кричит:
- Эй, ты, приютский, выходи!..
И видя нерешительность на лице ученика добавляет:
- Или не знаешь? Ну так садись!
Ученик остается не опрошенным и кроме того получает плохие отметки.
Этим самым учителя отбивают у учеников всякое желание к ученью и от такого обращения робеют, дети не могут спокойно отвечать уроки, пугаются и замолкают.
Вообще в 7-ой школе дети детдомов стоят на очень низкой ступени, необходимо УОНО заглянуть в 7-ую школу, устранить недостатки и нужно повытряхнуть, кого следует.
Павел Крыжановский» («Призыв», 22 декабря 1922).
В 1923 г. монастырь был закрыт.
«К ликвидации монастырей губернии ... все монастыри ликвидируются и постройка их передается в ведение гражданских властей. Недавно ликвидирован в числе других один из женских гор. Владимира - Успенский монастырь. Все находящиеся там монашки удалены, и в кельях их размещены ответственные работники города. В монастырских помещениях размещены советские служащие с семействами, а внутри крепости есть школа 1-й ступени, есть детский дом Поволжья, а всего в этой крепости размещается более 300 человек. Теперь этот уголок вполне можно назвать уголком коммуны, но вся беда-то в том, что посреди расположенных домов коммуны красуется все-таки церковь и те же памятники. И эти памятники расположены под самыми окнами, мозолящими глаза. На этих могилах ежедневно служат так называемые панихиды, и так весь день идет кадение ладоном новой монастырской коммуны. Регулярно, два раза в день, идет звон колоколов на колокольне. Отошло время привилегии буржуазному классу хоронить где-то отдельно. Следовало бы хоронить на общих кладбищах, а памятники и ограды вокруг них можно было бы снять и как представляющие предмет крестьянского обихода передать в деревню, на сельхозинвентарь» («Призыв», 15.02.1923).
В годовом отчете заведующей этой школы Александры Колотиловой за 1925 год указан конкретный адрес: пос. Воровского, дом 20.


ул. Пос. Воровского (Княгинин монастырь), д. 20

«… В данное время приходится школе (5-я школа І-й ступени) заниматься во вторую (вечернюю смену), к тому же в двух помещениях во 2-й и 7-й школах 1-й ступени. Не пора ли покончить с этим мытарством и предоставить школе соответствующее помещение» («Призыв», 25 ноября 1930).
«Весенние каникулы в специальной школе
Весело проводят каникулы учащиеся специальной школы. Они собираются сюда к 10 часам и после завтрака развлекаются разными интересным играми. Девочки увлекаются мозаикой, мальчики мастерят по конструктору паровозы, автомобили.
Ученики Вова Морозов и Вова Марков играют на биллиарде.
Вот комната, где детям читают сказки или они читают сами. Игры сменяются — дети бегают, поют, играют в мяч. После перерыва дети смотрят кино, а потом расходятся домой.
Завтраки как в каникулы, так и в учебное время все учащиеся получают за счет шефа — хлебозавода, бесплатно.
Никольская. Поселок Воровского» («Знамя», 29 марта 1937).
В газете «Призыв» 22 июля 1941 года было напечатано объявление, «Владимирский государственный учительский институт продолжает прием студентов на 1941-1942 учебный год на следующие факультеты: 1. Русского языка и литературы, 2. Физико-математический. При институте имеется заочное отделение с теми же факультетами. Срок обучения: в стационаре – 2 года, на заочном отделении – 2 с половиной года… Лица, принятые в институт, обеспечиваются общежитием. Заявления подавать и за справками обращаться по адресу: гор. Владимир, поселок Воровского, дом № 20, Государственный учительский институт».

Следующее здание, куда в 1930-е годы переехала школа, теперь можно увидеть только на фотографии. Оно располагалось в Ямской слободе, в доме № 75.


7-я школа в военные и послевоенные годы. Ямская слобода, д. 75

Школа № 7 в годы войны помогала фронту. В течение 1942 – 1943 учебного года было собрано 13 500 рублей, из них – 10 000 облигациями и 3 500 – деньгами. Также были собраны и отправлены на фронт вещи: 100 конвертов, 150 карандашей, 170 штук носовых платков, табак и т.д. В помощь сталинградцам было послано 50 штук стаканов, 3 вазы, 5 тарелок, 10 ложек и другая посуда, а также одежда. Были организованы выходы в подшефный госпиталь, где ребята выступали перед ранеными, а также преподносили им подарки: овощи, молоко, булки, табак, кисеты, бумагу и карандаши.


Заведующая начальной школой № 7 города Владимира с 1943 года Еропова Ираида Ивановна. Фото 1970 года.

Педагогический совет школы № 7 во главе с Ероповой

В 1942-1943 гг. заведующей школой была Нина Васильевна Маркова, а с конца 1943 г. - Ираида Ивановна Еропова.
В «Отчете об успеваемости учащихся по 7-й начальной школе города Владимира Ивановской области. Ул. Ямская, д. 75 за 1942/43 учебный год», составленном заведующей школой Марковой, говорится, что к началу 1942/43 учебного года в школе было 308 (!) учеников. В январе 1943 г. было 7 классов и 275 учащихся, К концу учебного года стало 252 ученика. В течение учебного года выбыло, таким образом, 56 человек. Из них 7 человек умерло от разрыва гранаты, 4 - больные туберкулезом и глазными болезнями. А всего, как указывалось выше, туберкулезных больных среди школьников с 8 до 12 лет в городе обнаружили 15 человек. То есть, подобные факты встречались в каждой школе города.
Но учебные заведения города в меру своих возможностей заботились о здоровье обучавшихся и об их питании. В «Отчете об успеваемости начальной школы № 7 города Владимира Ивановской области за 1943/1944 учебный год» говорилось о том, что учащиеся собирали лекарственные травы и щавель. Кроме того, школа полностью обеспечивала себя картофелем. Земельный участок ребята обрабатывали совместно с учителями. Так, в 1944 г. было посеяно 5 мер и снято 40 мер картофеля, который шел на детские завтраки. Детей военнослужащих в школе № 7 было на 1942 г. 111 человек, а эвакуированных - 5 человек. Всем этим детям оказывалась помощь в питании.

Есть сведения о деятельности школы № 7 в первые послевоенные годы. Так, например, в 1946 и 1947 годах инспекторы Центрального РОНО города Владимир отмечали, что в школе - хорошая дисциплина во всех классах, посещаемость – тоже.
В 1947 году учебное заведение было отремонтировано. Однако трудности еще оставались. В классах было тесно: во многих случаях ребята сидели по три человека за партой. В 1954-1955 учебном году в школе было 12 классов, и в них училось 376 учащихся. Учителей было 12 человек. Школа была многонациональной: так, в 1954-1955 учебном году здесь существовал даже отдельный цыганский класс. Смен в школе было две, а то и три.
Знаменитый художник-ювелир, академик Петровской Академии наук и искусств, автор часов для планеты Земля Сергей Карелин учился в деревянном здании школы № 7 г. Владимира.

Средняя общеобразовательная школа №7 имени гвардии капитана В.А. Федорова

До 1966 года школа № 7 была начальной и располагалась на улице Ямской, дом 75 г. Летом 1966 года деревянное здание школы сломали бульдозером. Всем было жаль свою школу, дети и учителя плакали. С.И. Карелин вспоминает: «Даже мальчики не могли сдержать слез. Мы не понимали, как это можно всех распределять по разным школам и друг друга больше не видеть». Затем на этом месте был построен магазин «Нива».
В 1966 году в здании (проспект Строителей, д. 10а.), в котором и сейчас находится учебное заведение, открылась восьмилетняя школа № 7. Первым директором школы стал Попов Василий Борисович.
Война в Афганистане оставила свой след в истории школы. Владимир Федоров, выпускник 1971 года, геройски погиб, спасая своих товарищей.
«Музей Дзержинского во Владимирской школе № 7 обставлен стендами с фотографиями, рисунками, книгами, алой краской выписаны изречения великих людей. Десятиклассницы Наташа Булгакова и Оля Клепикова – экскурсоводы. Они рассказывают о детстве Феликса Эдмундовича, его революционной деятельности. Есть летопись музея – большая книга, куда записывают все самое важное и интересное.
Специалист, приехавший из Москвы, чтобы определить, достойны ли школьные экспозиции официального статуса музея, не был разочарован. Он нашел и богатый фонд и обстоятельную документацию.
Но музей школы № 7 это не только фрагменты прошлого, собранные в четыре стенах. Ребята много путешествуют. Они видели Москву, Рязань, Каунас, Вильнюс – города, в которых бывал Феликс Эдмундович.
А у себя в школе встречаются с чекистами из настоящего. На редкое мероприятие ученики собирались с такой охотой, с какой они слушали организованную сотрудниками КГБ лекцию «Музыка и современность». Где еще услышишь такой интересный и аргументированный анализ влияния идеологии на музыку? И кто еще может пообещать старшеклассникам взять их с собой на учения? Мальчишки в восторге.
Музей не замкнут на себя, он живет. Ежегодно каждый класс получает задание разузнать историю улицы, района или дома, связанного с революционными событиями. В мае ребята поделятся своими открытиями со всей школой. Любой сможет воспользоваться этим краеведческим материалом. А лучшая работа останется храниться в музее.
История – это не только стенды с черно-белыми фотографиями давно свершившегося, и преемственность для ребят – не просто понятно. Связь с настоящим они создают и поддерживают сами.
С. Заруднев, студент факультета журналистики МГУ» («Призыв», 11 сент. 1987).

МБОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ ГВАРДИИ КАПИТАНА В.А. ФЕДОРОВА" действует с 24 апреля 1995 г.
Ежегодно 19 мая ученики и педагоги школы вспоминают своего выпускника, гвардии капитана Владимира Федорова, геройски погибшего в Афганистане в Ущелье Пяти Львов.
В здании школы № 7 1-го сентября 2007 года была установлена мемориальная доска Федорову Владимиру Александровичу. Об этом писала газета «Побратим» в декабре 2007 года: «По инициативе Владимирской РО ОООИВА и при поддержке Совета народных депутатов и администрации города в здании школы № 7 открыта гранитная мемориальная доска в честь выпускника этой школы гвардии капитана Федорова Владимира Александровича, геройски погибшего в Афганистане 19 мая 1984 года».


Федоров Владимир Александрович (1954-1984), выпускник 1971 года, гвардии капитан, геройски погибший в Афганистане 19 мая 1984 года.

Решением Совета народных депутатов 30.08.2018 г. присвоено муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 7» имя гвардии капитана В.А. Федорова.

Несмотря на небольшой коллектив, школа славится своими педагогами: Гудкова Ольга Яковлевна в 2006 и 2011 годах и Королева Марина Рудольфовна в 2006 году, учитель русского языка и литературы Комкова Наталья Всеволодовна – в 2007 году, учитель физики Веденеева Татьяна Анатольевна, учитель биологии и химии Портнова Ирина Владимировна - в 2009 году стали победителями Конкурса лучших учителей Российской Федерации и обладателями Президентского гранта. Андрианова Ольга Юрьевна, учитель информатики и ИКТ - лауреат национального проекта "Образования" в 2012 году.
Школа по праву гордится своими воспитанниками. Ученицы Гавриченко Вероника в 2008 году, Кривинюк Лидия в 2009 году и Барсукова Олеся в 2012 году стали Победителями конкурса талантливой молодежи России и обладательницами Президентского Гранта. Среди выпускников школы есть врачи, депутаты, учителя, руководители разного уровня.


Доска почета Октябрьского района города Владимира

Открытие Доски почета Октябрьского района города Владимира. 28.08.2019.

МБОУ г. Владимира, средняя общеобразовательная школа №7 имени гвардии капитана В.А. Федорова в 2019 году занесена на Доску Почета Октябрьского района г. Владимира.
Директор - Веденеева Татьяна Анатольевна.


Веденеева Татьяна Анатольевна.
В 1991 году окончила среднюю общеобразовательную школу № 7 г. Владимира. С 1994 года - учитель математики средней общеобразовательной школы № 7 г. Владимира. В 1996 году окончила Владимирский педагогический университет по специальности — учитель физики и математики. С 1996 года - учитель физики средней общеобразовательной школы № 7 г. Владимира. С 2003 года - заместитель директора по учебно - воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 7 г. Владимира. С 2010 года - директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Владимира "Средняя общеобразовательная школа № 7".

Адрес школы: город Владимир, проспект Строителей, 10а.
Сайт школы: http://7school33.ucoz.ru/index/nashi_vypuskniki/0-130
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
В 1893 г. во Владимире открыта Женская воскресная школа.
Основная статья: Учебные заведения города Владимира


Источник: http://vladregion.info/node/1052
Категория: Владимир | Добавил: Николай (13.09.2016)
Просмотров: 2731 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru