1 сентября 1939 - 1949 г - Владимирский государственный учительский институт с двухгодичным сроком обучения. Первым директором учительского института стал Иван Пантелеевич Пантелеев. Владимирский государственный учительский институт вобрал в себя традиции Института народного образования, ВПИНО, педагогического техникума и училища. Существенно менялись учебные планы и образовательные программы, учебно-воспитательный процесс наполнялся новым содержанием. Появились условия для более полного удовлетворения потребностей и запросов школ и дошкольных учреждений в педагогических кадрах. Институт становился учебно-методическим центром учительства всей Владимирщины. Вначале учительский институт имел два отделения: физико-математическое и историко-филологическое. Стали организовываться кафедры истории, педагогики, физики, математики, русского языка, литературы и некоторые другие. Преподавательский состав кафедр был представлен квалифицированными специалистами, получившими профессиональное образование в крупнейших университетах и педагогических институтах страны. С декабря 1940 г. по сентябрь 1941 г. директором института был А.И. Антипов. Первый выпуск учительского института состоялся в 1941 г. «Государственные экзамены в учительском институте Владимирский учительский институт в этом году производят первый выпуск учителей — 86 человек. На-днях закончилось распределение их на работу. Кроме Ивановской области, многие выпускники направляются на работу в Союзные республики. Сейчас в институте начались государственные экзамены. Первыми сдавали физику учащиеся первой группы второго курса физико-математического факультета. Курс физики читался на протяжении двух лет. Несмотря на большой материал, учащиеся справились с ним хорошо. Из 19 человек неудовлетворительную оценку получил только один. Пять человек получили посредственно и восемь—хорошо. Особенно хорошие знания показали студенты Володин, Ермолаева, Еремина, Федотов и Чунаева. Государственная экзаменационная комиссия, под председательством тов. Лотоцкого, оценила знания этих товарищей на отлично. Д. Волгин» («Призыв», 31 мая 1941). «Организованно и хорошо проходят государственные экзамены в учительском институте по основам марксизма-ленинизма. Чувствуется, что будущие учителя, ныне студенты института, в основной своей массе, со всей ответственностью подошли к этому важному предмету, поняли, что без знания основ марксизма-ленинизма ни о какой педагогической деятельности не может быть и речи. О качестве знаний говорит подведенный итог по литературному факультету. Из 51 человека, державших экзамен, 20 получили отличные оценки, 16 - хорошие, 13 - посредственные и только двое неудовлетворительные. Отдельные студенты показали, что они прекрасно овладели предметом, строили ответы на ярких примерах из история большевистской партии, показали силу марксистско-ленинской теории. В частности, отличную оценку получила студентка Сидорова, изложившая вопрос о декабрьском вооруженном восстании. Она ясно и содержательно обрисовала обстановку в стране, рост революционного движения, перераставшего в вооруженное восстание, тактику и роль большевиков, причины поражения восстания и т. д. Студентка Никешина отлично изложила вопрос о борьбе Ленина со всякого рода ревизионистами - врагами марксизма, рассказала ясно о сущности марксистского философского материализма. Отличными были ответы студентов Ревякиной, Соковой, Серова и других. Но наряду с этим надо отметить, что некоторые студенты несерьезно отнеслись к экзаменам. Так, например, студентка Альбицкая совершенно не ответила на такой важный вопрос, как высказывание товарища Сталина о трех сторонах диктатуры пролетариата. Не могла она объяснить и приведенный ею же пример, подтверждающий всеобщую связь и взаимозависимость явлений в природе и обществе. Это говорит о том, что существа марксистско-ленинской философии она не усвоила. И несмотря на то, что Альбицкая имела все показатели на получение диплома с отличием — она получит диплом без отличия. Еще в худшем положении оказалась студентка Белякова, которая совершенно запуталась в вопросе коммунистического воспитания. Не знать, что из задачи построения коммунизма в нашей стране во всей полноте выступают задачи коммунистического воспитания, не знать того, в каком направлении нужно воспитывать молодое поколение, какие пережитки капитализма в сознании людей у нас еще остались — непростительно будущему учителю. Совершенно плохие знания показала студентка Гусева, которая не могла ответить на самые простые вопросы. В частности, она не могла ничего сказать о таком вопросе, как осуществление ленинско-сталинской национальной политики в СССР, несмотря на то, что ей были даны такие наводящие вопросы, на которые ответит школьник 7 класса, изучающий Конституцию. Она не знала и не могла ответить на такой вопрос, как противоречия между производительными силами и производственными отношениями при капитализме. Экзаменационная комиссия поставила Гусевой плохую отметку. Примитивные ответы давала студентка Домогатская и некоторые другие. Какие выводы надо сделать дирекции института? Надо в будущем лучше поставить контроль над самостоятельной работой студентов, так как экзамены показали, что в результате отсутствия такого контроля часть учащихся не работала над многими вопросами основ марксизма-ленинизма. Лектор горкома ВКП(б) С. Лобковский» («Призыв», 4 июня 1941).
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. внесла существенные коррективы в существование и развитие учительского института. Начало войны застало студенчество и преподавателей вуза во время завершения экзаменационной сессии, когда выпускники вуза ожидали торжественного акта вручения дипломов об окончании учебы, но настроение было омрачено нахлынувшими чувствами ожидания чего-то непонятного и даже трагического. Выпускница первого выпуска учительского института А.В. Колесова (Медова) о тех днях вспоминала: «Год 1941 г., страшный год начала войны. Первый и послевоенный выпуск студентов литфака учительского института. Никаких торжественных актов по случаю окончания. По ул. III Интернационала сплошным потоком войска в полном обмундировании, комендантский час с 8 вечера. Надо успеть перебраться из общежития на вокзал, т. к. поезд идет ночью. Там прощание с г. Владимиром, бесконечное ожидание, неизвестность будущего, но родной дом в Вычуге. Училось с чувством ответственности, не досыпали, не доедали, на совесть перечитывали художественную литературу, но успевали красиво духовно отдыхать: театр, кино, незабываемые вечера в институте у Золотых ворот. В залах гремела музыка оркестра из воинской части (в основном вальсы. Штрауса). Сама молодость украшала нас (ни единого скверного слова, никаких помыслов о горючем)». Уже на следующий день после объявления о начале войны учащиеся учительского института рано утром разносили повестки военкомата военнообязанным. Многие студенты писали заявления в военкомат с просьбой о призыве их в ряды Красной армии. Им отвечали: «Поедете туда, куда Вас распределят в институте». Некоторые преподаватели и сотрудники вуза добровольцами ушли на фронт защищать Отечество. 24 июня 1941 г. эвакогоспиталь №1887 занял четыре здания: школа № 1, учительского института, часть здания Дома Красной армии, и «каменное старое двухэтажное здание у Золотых ворот» - бывшая школа № 2. 1 января 1944 г. ЭГ-1887 сменил ЭГ-5799.
Ул. Пос. Воровского (Княгинин монастырь), д. 20
В газете «Призыв» 22 июля 1941 года было напечатано объявление: «Владимирский государственный учительский институт продолжает прием студентов на 1941-1942 учебный год на следующие факультеты: 1. Русского языка и литературы, 2. Физико-математический. При институте имеется заочное отделение с теми же факультетами. Срок обучения: в стационаре – 2 года, на заочном отделении – 2 с половиной года… Лица, принятые в институт, обеспечиваются общежитием. Заявления подавать и за справками обращаться по адресу: гор. Владимир, поселок Воровского, дом № 20, Государственный учительский институт».
16 августа 1941 г. в Суздальский музей (здание бывшего Суздальского Духовного Училища) приходит решение исполкома Суздальского горсовета: “Предложить зав. музеем тов. Варганову сдать в аренду Учительскому институту излишнее помещение музея” (Владимирскому) “Излишними”, т.е. свободными, оказались 360 кв. м. на третьем этаже Архиерейских палат (под общежитие) и 240 кв. м. на втором — для кабинетов и библиотеки. 27 августа был заключен вполне грамотный договор об аренде, где даже были сформулированы условия для арендаторов — что где отремонтировать, вставить стекла и даже “освободить от дровянников, хлевов, сеновалов и уборных галерею нижнего этажа, с устройством сквозного прохода” и “освободить от дровянников и сеновалов большую палату нижнего этажа и произвести в ней необходимый ремонт для использования институтом”.
Помещения Суздальского музея (Архиерейские палаты) по решению Суздальского исполкома райсовета были переданы под учительский институт. В 1941 году учительский институт был эвакуирован в г. Суздаль. При эвакуации институт понес материальные потери. Многое из учебного оборудования оказалось утерянным, по разным книгохранилищам разошлась библиотека, складывавшаяся со времен женской учительской семинарии и института народного образования. Некоторые редкие и ценные научные и литературные издания, хранившиеся в ней, оказались потерянными. С сентября 1941 г. временно исполнял обязанности директора института С.С. Алякринский. 29 сентября 1941 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР принял решение о закрытии учительского института с 1 октября. Приказом наркома просвещения В.П. Потемкина предписывалось: «Все дела и имущество института передать Шуйскому учительскому институту. Студентам Владимирского института предоставить возможность поступить в Шуйский и Ивановский учительские институты. Преподавателей, не имеющих ученого звания и степени, направить в распоряжение Ивановского облОНО для назначения на работу в средние школы». В тексте приказа Владимирский учительский институт назван педагогическим институтом. «Антифашистский митинг молодежи г. Суздаля 12 октября более 200 юношей и девушек города Суздаля собрались в зале учительского института на антифашистский митинг молодежи. Открывая митинг, ученик областной тракторной школы тов. Якубов сказал: — Мы полны решимости бороться с врагом нашей родины до полного его уничтожения. Мы не допустим издевательств и насилии над нашим народом и уничтожим гитлеризм. Затем выступила жена бойца Красной Армии тов. Хромешина, прибывшая из Смоленской области. Она заявила: — Гитлер разрушил нашу семью, наши мирные города. В захваченных городах и селах фашистские изверги грабят и издеваются над мирным населением, убивают женщин и детей. Бойцы Красной Армии, молодые патриоты страны, отомстите врагу за его зверства, бейте его до полного уничтожения. Вслед за ней выступили студентка учительского института тов. Пустоханова, допризывник тов. Тульчилов, секретарь РК ВЛКСМ тов. Серёгин и другие. В своих гневных речах они призвали молодежь изучать военное дело и быть в любую минуту готовыми к отпору врагу. По-военному трудиться в тылу, укрепляя народное хозяйство, повседневно помогать Красной Армии разить врага. Работница пригородного совхоза тов. Филиппова и работница артели «Искра» тов. Боровкова, обязуясь выполнять по 2—3 нормы, призвали молодежь растить число двухсотников, неуклонно повышать трудовую дисциплину и производительность в колхозах и предприятиях района. В единодушно принятом решении участники митинга призвали всю молодежь района к борьбе с кровавым врагом, к самоотверженной работе на своих постах. В решении митинга выражена неуклонная воля молодежи — все свои силы отдать на защиту своей родины от фашистских людоедов» («Колхозная газета», 15 октября 1941). В октябре 1941 года учительский институт был закрыт.
В августе 1944 г. была образована Владимирская область. 21 ноября того же года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал распоряжение № 2884-р о восстановлении с 1 декабря 1944 г. во Владимире государственного учительского института с общим приемом на первый курс 120 учащихся. Правительственное распоряжение было подписано А.Н. Косыгиным. Областной исполнительный комитет обязывался предоставить институту учебное помещение и общежитие для студентов. Институту было возвращено учебное здание у Золотых ворот. Также институту предоставили помещение под студенческое общежитие на улице Ленина (ныне - ул. Гагарина). На первый курс двух отделений (историко-филологического и физико-математического) в 1944 г. было принято по 60 человек. Директором учительского института в 1944 г. Министерством народного просвещения РСФСР был назначен Пётр Васильевич Лаврентьев, участник Великой Отечественной войны, получивший высшее образование в Историко-партийном институте красной профессуры, проработавший на посту директора до 1952 г. и внесший значительный вклад в становление учительского института. Заместителем директора по учебной работе и организатором кафедры педагогики стала П.Н. Гинзбург. Восстанавливались и организовывались вновь кафедры педагогики, психологии, математики, физики, истории, русского языка и литературы, естествознания, географии, физической культуры и другие.
«Владимирский Государственный учительский институт объявляет прием заявлений на 1 курс от тех лиц, которые не сдали экзамен на аттестат зрелости, но имеют свидетельство об окончании десяти классов. Приемные экзамены – с 1 сентября. Адрес: Владимир, Первомайская, 1» («Призыв», 24 августа 1945). В 1945 г., в первый послевоенный учебный год, на первый курс двух отделений института было принято 120 человек: на историко-филологическое и физико-математическое - по 60 человек. Восстанавливался библиотечный фонд и восстанавливалась учебно-материальная база вуза. На преподавательскую работу возвращались педагоги и сотрудники, работавшие в институте до начала Великой Отечественной войны. Среди преподавателей были и участники боевых действий, а ассистент кафедры географии А.И. Шишкин имел высокое звание Героя Советского Союза. Преподавательский состав укреплялся за счет научно-педагогических кадров, приглашаемых из других городов страны. Благодаря усилиям преподавательского коллектива вынужденный перерыв в деятельности во время войны не стал роковым, и не была нарушена преемственность в процессе формирования учебно-научно-педагогического центра во Владимире. Удалось не только сохранить, но и во многом приумножить формировавшиеся самобытные традиции утверждавшейся профессиональной школы подготовки учительских кадров и развития педагогической науки во Владимире. «Владимирская средняя школа №1 объявляет прием учащихся в одиннадцатый, педагогический класс. Окончившие педагогический класс получают права и звание учителя начальной школы. Принимаются девушки, окончившие среднюю школу. Учащиеся обеспечиваются стипендией, продовольственным снабжением наравне с учащимися выпускных классов педагогических училищ, бесплатно учебниками и учебными пособиями. Прием производится без экзаменов. Заявления подавать на имя приемной комиссии по адресу: г. Владимир, Б.-Московская, 1. Средняя школа № 1. К заявлению приложить аттестат об окончании средней школы и автобиографию. Принимаются иногородние. Начало занятий 1 октября 1945 года» («Призыв», 7 сент. 1945). «Первого октября 1945 г. начался учебный год во Владимирском учительском институте. На первом и втором курсах историко-филологического и физико-математического отделений обучается свыше 280 человек, на подготовительном – 70. Периодически для чтения лекций в институт будут приезжать профессора и преподаватели московских педагогических институтов» («Призыв» 1945). В 1946 г. было открыто естественно-географическое отделение. В том же году историко-филологическое отделение разделилось на историческое отделение и отделение русского языка и литературы. В институте открылись подготовительное отделение и заочный сектор. Учительский институт стал готовить преподавательские кадры для семилетних школ по специальностям: физика и математика, история, русский язык и литература, естествознание и география.
За короткий срок учительский институт вырос, контингент студентов к 1949 г. был доведен до 550 человек, а преподавательский состав вырос до 40 человек. В институте был сформирован достаточно квалифицированный преподавательский состав. В учительский институт возвращались его сотрудники, работавшие до начала войны. Благодаря их усилиям вынужденный во время войны перерыв в деятельности института не стал таким тяжелым и разрушительным, не была нарушена преемственность в процессе формирования учебно-научно-педагогического центра. Преподавательский состав пополнялся специалистами высокой квалификации, получившими профессиональное образование в государственных университетах и педагогических институтах страны.
Организовались кафедры педагогики и психологии, истории, языка и литературы, математики, физики, географии, естествознания, марксизма-ленинизма, физической культуры.
Кафедру истории возглавил выпускник исторического факультета Одесского государственного университета А.С. Бланк, пришедший на работу в учительский институт Владимира в 1947 г. после демобилизации из рядов Советской Армии. В последующем А.С. Бланк стал известным ученым, основателем научной школы историков-германистов, воспитавшим немало научно-педагогических кадров. Организатором кафедры языка и литературы стал выпускник Петербургского университета Д.В. Соколов, кафедры естествознания - выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат биологических наук М.И. Касаткин.
Выпускники учительского института составили фундаментальную основу учительства не только Владимирской области. Многие из них были направлены на работу в школы Костромской, Архангельской, Вологодской, Калиниградской, Омской, Читинской, Новосибирской областей, Сахалина, Бурятии, Карелии, Украины, Приморского, Хабаровского, Красноярского, Алтайского краев.
Мемориальная доска из красного гранита с барельефным портретом П.И. Лебедева Полянского установлена около входа в главный корпус Педагогического института (проспект Строителей, 11).
2 мая 1948 г. Владимирскому государственному учительскому институту было присвоено имя ученого-литературоведа, критика и историка литературы академика П.И. Лебедева-Полянского. Постановление Совета Министров СССР об увековечении памяти этого уроженца Владимирского края было подписано И.В. Сталиным. Этим же постановлением правительства для студентов учительского института были установлены две стипендии имени академика П.И. Лебедева-Полянского. Первыми кандидатами именной стипендии стали студенты отделения русского языка и литературы И.В. Горбатова и Г.А. Чернышева.
Фото из архива Галины Пухлимской
С осени 1949 г. во Владимирской области вводилось всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях. В городах и поселках области к этому времени уже осуществлялось всеобщее обязательное семилетнее обучение и начинался переход ко всеобщему 10-летнему образованию. Возрастал спрос школ на учителей для старших классов. Вместе со школами области учительский институт вступал в новую стадию своего развития.
1949 - 1993 гг. - Владимирский государственный педагогический институт.
7 сентября 1949 г. союзное правительство приняло постановление о преобразовании этого учебного заведения во Владимирский государственный педагогический институт (ВГПИ). 18 сентября Совет Министров РСФСР рекомендовал Министерству просвещения РСФСР исполнить это постановление, и 28 сентября 1949 г. министр просвещения И.А. Каиров издал приказ № 625 об учреждении ВГПИ имени П.И. Лебедева-Полянского с ежегодным приемом на первый курс 150 человек. Учащимся второго курса реорганизуемого учительского института предоставлялась возможность окончить полный курс учительского института при педагогическом институте. В августе 1950 г, был осуществлен прием студентов на первый курс, и с 1 сентября начались учебные занятия в педагогическом институте.
В составе педагогического института были организованы два факультета: физико-математический (декан Е.А. Панков) и факультет русского языка, литературы и иностранного языка: французского, немецкого, английского (декан В.Т. Поликарпов).
В 1951 г. прекратили свою деятельность историческое и естественно-географическое отделения, в этот год оба отделения сделали последний выпуск учителей. К моменту реорганизации учительский институт превратился в хорошо оснащенное учебное заведение, в институте сформировался достаточно квалифицированный преподавательский состав.
В 1952 году во Владимирском пединституте открылась кафедра русского языка. Минпрос РСФСР приказом от 2 августа 1952 года разрешает доценту Иорданскому выезд из Уфы в порядке перевода во Владимир на должность заведующего кафедрой русского языка пединститута. С этого времени начинается последний, самый плодотворный период деятельности А.М. Иорданского, который продолжался до дня его смерти 20 мая 1974 года. Во Владимире А.М. Иорданский получил первую в своей жизни квартиру из двух комнат (первый год семья из шести человек жила в маленькой учебной аудитории в институтском корпусе у Золотых ворот) и впервые - в 46 лет - приобрел письменный стол. Иорданский Анатолий Михайлович в течение 22 лет (1952-1974) заведовал кафедрой русского языка Владимирского государственного педагогического института. Под руководством Анатолия Михайловича - в 1950-60-е годы сформировался основной состав преподавателей. В эти годы регулярно организовывались диалектологические экспедиции, собирался богатейший материал для Общеславянского лингвистического атласа (ОЛА), выходили в свет сборники «Ученых записок», проводились научные и научно-методические конференции, была открыта аспирантура по русскому языку, организован методологический семинар по философским проблемам языкознания, защищались кандидатские диссертации, обобщался опыт преподавания лингвистических дисциплин. Основное внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров для школы, педагогической практике студентов с последующим подведением итогов на методических конференциях, была установлена тесная связь со школами города Владимира и области, с выпускниками стационара и заочного отделения. А.М. Иорданский был пропагандистом научных знаний: выступал с публичными лекциями и беседами о культуре речи перед учителями, школьниками, рабочими, советскими и партийными работниками. Никогда не выступал экспромтом, так как высоко ценил время других, тщательно готовился к любой встрече со слушателями - писал полный текст выступления или подробный план.
Бюст Лебедева-Полянского стоит рядом с восьмым корпусом ВлГУ (бывшим вторым корпусом ВГГУ)
Бюст Лебедева-Полянского П.И. установлен в 1959 г. в сквере перед зданием ВГГУ.
Правительство РСФСР поддержало молодой педагогический институт, являвшийся в то время единственным вузом Владимирской области, и 30 января 1953 г. выделило более 1,2 млн. рублей на строительство учебного корпуса на улице Горького (дом 79).
«Студенческое новоселье Утро выдалось солнечное, теплое. Легкий ветерок доносил из садов приятный аромат распустившейся черемухи. У студентов Владимирского педагогического института им. П. И. Лебедева-Полянского в это утро было чудесное настроение. Они впервые шли на занятия в новое здание института, которое недавно сдали в эксплуатацию строители УНР-646. Студенты сами приблизили новоселье. Почти каждый день осенью, зимой, весной - в любую погоду они приходили на стройку, помогали строителям, не гнушаясь никакой «грязной» работой. И вот широко распахнулись двери светлого трехэтажного здания, что выросло на улице Горького, вблизи Дома, культуры тракторного завода. И сразу все его залы, аудитории, кабинеты, лаборатории наполнились голосами жизнерадостных юношей и девушек. До начала занятий каждому не терпелось хорошенько познакомиться со своим новым учебным домом. Студенты физико-математического факультета в первую очередь осмотрели лаборатории электро-радиотехники, спектрального анализа. Студенты химико-биологического факультета поспешили познакомиться с кабинетами зоологии, биологии, сельского хозяйства и с различными химическими лабораториями. Пятикурсники физико-математического факультета направились в методические кабинеты физики и математики, кабинеты марксизма-ленинизма, педагогики. Ведь они уже получили назначения на работу в сельские школы нашей области и теперь старательно готовятся к государственным экзаменам, которые начнутся в начале июня. Любители спорта, конечно, собрались в спортивном зале, и мысленно они уже играли в баскетбол, волейбол, теннис, фехтовали, работали на гимнастических снарядах. Студенты, активные участники художественной самодеятельности, «пробуют» акустику актового зала... Но вот прозвенел звонок, и первый день занятий студентов педагогического института в новом здании начался. В раскрытые окна аудиторий легкий ветерок доносит приятный аромат распустившейся зелени, студенты, склонив головы, внимательно слушают объяснения опытных преподавателей. Экзамены не за горами. И только отличными и хорошими оценками на экзаменах студенты могут отплатить Родине, родной Коммунистической партии за ее огромную заботу» (Шурина Ю. Студенческое новоселье. Газета «Призыв» 1962 г. 17 мая.).
«С каждым годом хорошеет родной Владимир. Его улицы и площади одеваются в зеленый наряд, на них вырастают новые благоустроенные жилые здания, школы, больницы. Не так давно на улице Горького выросло большое, строгих форм трехэтажное здание. Это новое здание Владимирского педагогического института им. П. И. Лебедева-Полянского. Его построили строители УНР- 646. Им активно помогали студенты. Ведь им так не терпелось приблизить новоселье. Новое здание пединститута - просторное, светлое - хорошо оборудовано для занятий студентов. Здесь есть лаборатории электро-радиотехники, спектрального анализа, кабинеты зоологии, биологии, сельского хозяйства и другие. В просторном актовом зале можно устраивать диспуты, торжественные вечера, выступления художественной самодеятельности. Для любителей спорта оборудован хороший спортивный зал» (С каждым годам хорошеет... Газета «Призыв» 1962 г. 10 июля.).
Пединститут. 1980 г.
Пр-т Строителей, д. 11. Педагогический институт ВлГУ
Педагогический институт им. Лебедева-Полянского в 1966 году получил новое учебное здание на проспекте Строителей. Сооружалось оно по тому же проекту, что и корпус политехнического института на улице Горького. Внесены лишь некоторые изменения во внутреннюю планировку и отделку фасада.
Здание украсилось художественным панно.
Художественное панно «ЗНАНИЕ» на фасаде университета. В центре панно женская фигура, держащая на вытянутой руке в ладони маленький парусник. На панно нанесены следующие надписи: «знание - сила, знание – свет», «нет силы более могучей, чем знания»
«Общежитие, которое выстроено возле учебного здания, уже приняло своих хозяев - студентов. В пединституте учится также около трех тысяч человек. С расширением учебной базы будет расти и число студентов. Предполагается открыть при вузе еще один факультет - музыкально-педагогический, который будет готовить преподавателей музыки и пения для школ и педучилищ» («Призыв»).
Рассказывает Евгений Локтионов: «К сентябрю 1966 года на проспекте Строителей было построено новое здание Пединститута, в который я неожиданно для себя и поступил. Вообще-то я собирался ехать в Москву, чтобы поступать на факультет градостроительства одного из столичных вузов. Среди множества моих увлечений на первом месте, пожалуй, было «проектирование» микрорайонов города на свой лад: очень красивых, уютных и удобных для проживания. Но знакомый архитектор быстро опустил меня с небес на землю: «ты будешь «тупо» расставлять прямоугольники типовых домов в прямоугольниках типовых кварталов и, как человек творческий, очень скоро будешь сожалеть о своём выборе». А тут, остановившись посмотреть на строящееся здание пединститута, я услышал разговор двух молодых людей (уж очень громким был голос одного из собеседников): «В этом году у меня сорвались экспедиции на Кавказ и на Вятку. Всех бросили на строительство. А так, у меня здесь по две-три экспедиции за лето: от Балтики до Тихого океана. И своих студентов куда-то отправляю. А смотри, какие карты Вятки мне прислали, чтобы я маршруты наметил». И он развернул одну из карт, свёрнутых в рулон. У меня даже дыхание замерло: карты масштаба 1:10000 (в 1 см - 100 м). О таких картах я даже метать не мог. А тут и карты, и экспедиции. Вот куда я поступлю! И в Москву ехать не надо. - Вы преподаёте в пединституте? - спросил я обладателя бесценных карт. - Да, учусь в аспирантуре и преподаю. А ты что, собрался к нам? - Да вот думаю. - Поступай на биолого-химический факультет. Поступишь, найдёшь меня на кафедре ботаники.Шилов Михаил Петрович, - представился он. - Локтионов Евгений, - и мы пожали друг другу руки. Впоследствии, несмотря на полную противоположность темпераментов, характеров, увлечений и интересов, мы стали близкими друзьями. Собственно говоря, эта случайная встреча и определила всю мою дальнейшую судьбу на всю оставшуюся жизнь. Уже на следующий день я пошёл в приёмную комиссию. В то время институт размещался в здании на улице Горького, в доме № 79. В настоящее время там размещается корпус № 6 ВЛГУ». «Я проучился в институте 5 спокойных лет (когда там не было никаких переименований и реорганизаций). Михаил Петрович Шилов не обманул: за четыре лета я побывал в семи экспедициях, продолжительностью от двух-трёх недель до месяца. Первой экспедицией в лето 1967 года был сплав по реке Чепце - притоке Вятки, протекавшей по Удмуртской республике и Кировской области. Сплавлялись мы на большом плоту. Точнее, это был катамаран: две большие деревянные лодки длиной по семь метров, были сбиты настилом размером, 6 метров на 4 метра. На настиле была закреплена палатка. Столом и табуретами служили ящики, в которых хранились продукты и собранные во время экспедиции гербарии. Экспедиция была организована Казанским университетом. Мы прошли по реке 300 км (от города Глазова до города Кирово-Чепецка)».
12 января 1966 г. Бюро обкома партии приняло решение согласиться с предложением Министерства просвещения РСФСР об объединении Владимирского и Муромского педагогического институтов по окончании 1965/66 учебного года. В связи с укрупнением вузов МГПИ был расформирован в 1966 г., Куркутова Евдокия Никитична была переведена работать в должность старшего преподавателя во Владимирский педагогические институт (с 1967 года - доцент, с 1970 года - завед. кафедрой обшей физики).
В 1968-70 гг. Бонаков Владимир Михайлович преподавал на музыкально-педагогическом факультете.
В 1970 году на проспекте Строителей открылась новая студенческая столовая на 300 мест, она вошла в комплекс студенческого городка Владимирского педагогического института. Построенная по типовому проекту, столовая имеет три зала, магазин «Кулинария», оснащена самым современным оборудованием. В строительстве объекта, который принят с оценкой «хорошо», активно участвовали сами студенты, многие из которых освоили строительные профессии в студенческих отрядах.
В 1978 году организован Художественно-графический факультет при Владимирском государственном педагогическом институте.
В 1984-1988 гг. ректор Владимирского государственного педагогического института - Корольков Николай Васильевич (1926 г.р.).
В 1972-2003 гг. на кафедре русской и зарубежной литературы Владимирского государственного педагогического института работала Приходько Ирина Степановна (1943-2014), пройдя все ступени профессионального роста, от старшего преподавателя до профессора.
Макеев Дмитрий Алексеевич (17.08.1937 – 27.09.2017) - ректор ВГПИ/ВГПУ (1988—2007).
Лемешкин Александр Алексеевич с 1991 г. - преподаватель сольного пения кафедры муз. образования Владимирского гос. пед. университета.
1993-2008 гг. - Владимирский государственный университет. 2008 - 2011 гг. - Владимирский государственный гуманитарный университет. 21 февраля 2008 г. приказом № 138 руководителя Федерального агентства по образованию Н.И. Булаева государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный педагогический университет» был переименован в ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет».
Институт включал 7 учебных корпусов, 12 факультетов, на которых обучалось более 7,5 тысяч студентов по 34 специальностям, 14 направлениям и магистратуре. На 46 кафедрах работали 83 доктора наук, профессора и 320 кандидатов наук, доцентов, 1 Заслуженный деятель науки Российской Федерации, 4 Заслуженных учителя РФ, 7 заслуженных работников высшей школы.
В 2011 году образован Педагогический институт ВлГУ. 31 марта 2011 г. Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко подписал приказ №1439 «О реорганизации Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный гуманитарный университет» в форме присоединения к Владимирскому государственному университету Владимирского государственного гуманитарного университета в качестве структурного подразделения».
В октябре 2011 года в соответствии с приказом №461/1 от 13.10.2011 г. образован Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета. Институт искусств и художественного образования - это результат реформирования музыкального (ранее музыкального-педагогического, 1966) и художественно-графического (1978) факультетов Владимирского государственного гуманитарного университета.
В октябре 2011 года был образован Педагогический институт Владимирского государственного университета.