Главная
Регистрация
Вход
Вторник
17.01.2017
05:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220

Категории раздела
Святые [130]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [454]
Суздаль [178]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [116]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [31]
Юрьев [67]
Судогда [16]
Москва [41]
Покров [31]
Гусь [32]
Вязники [93]
Камешково [24]
Ковров [33]
Гороховец [15]
Александров [46]
Переславль [55]
Кольчугино [14]
История [13]
Киржач [19]
Шуя [24]
Религия [1]
Иваново [18]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [2]
Меленки [7]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Создание первого музея в Суздале

Создание в Суздале музея

В 1918 году Владимир Ильич Ленин подписал Декрет об охране памятников истории и культуры в целях «изучения и возможно полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины, находящимися в России».
С тех пор политика заботливого отношения к культурному наследию прошлого получила название ленинской.


Основатель Суздальского краеведческого музея и его первый заведующий В.И. Романовский

Летом 1921 года в Суздаль приезжает Василий Иванович Романовский. Суздаль обязан ему многим, прежде всего основанием музея.
В.И. Романовский родился во Владимире. Он окончил с отличием историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Работал во Владимирской ученой архивной комиссии. Был организатором и заведующим педагогического музея в Москве. Но по-настоящему его влекла именно музейно-архивная работа. В частности, он мечтал заняться изучением архивов Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, а конкретно — историей монастырской духовной тюрьмы, в чем его горячо поддержал видный ученый И.Э. Грабарь.
Однако, прибыв на место, он обнаружил, что все архивные документы и дела, касающиеся Спасо-Евфимьевского монастыря, уже вывезены во Владимир и Москву... Знакомство с многочисленными памятниками материальной культуры Суздаля натолкнуло В.И. Романовского па мысль о создании музея, который сделал бы доступным изучение и обозрение предметов старины и искусства, пропаганду суздальских древностей. Он загорелся этой прекрасной идеей — раскрыть глаза местным обывателям на то историческое и культурное богатство, среди которого они жили.
Василий Иванович обратился в отдел охраны памятников, старины и искусства при уездном отделе народного образования, которым заведовал в то время местный художник К. Пономарев. Но Пономарев и его сотрудник, бывший преподаватель духовного училища В. Левкоев, на доводы нового в Суздале человека о необходимости учреждения музея категорически заявляли, что создание музея в Суздале невозможно.
«Внутренне я никак не мог согласиться и примириться с мыслью, что в Суздале не может быть музея,— писал позднее В.И. Романовский, — когда, по несколько преувеличенному понятию, весь Суздаль целиком является музеем; нужно только его организовать, разместить в научном порядке и сделать все эти исторические богатства доступными обзору, изучению и сделать их новыми факторами в культурно-историческом процессе местной жизни».
Зато энтузиаста поддержали представители центральных органов. Осенью 1921 года в Суздаль приехал представитель Главмузея профессор Жуков. Под его председательством было собрано совещание местных властей и представителей отдела народного образования. В. И. Романовский выступил с докладом, изложил свои соображения о будущем музее.
«Я был новичком в Суздале, — вспоминал Василий Иванович. — Собрание довольно холодно и скептически отнеслось к моей самоуверенности, что я беру на себя ответственную задачу — организацию музея, а так как никаких денежных средств на этот предмет не имелось и не ожидалось, то не нашлось никаких других охотников браться за эту задачу, —и я был избран председателем комитета по организации музея». Кроме председателя, в комитете никого не было. Таким образом, Василий Иванович Романовский принялся за дело в полном одиночестве.
К тому же в конце марта 1922 года в Суздале была назначена комиссия по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим. Положение В. И. Романовского было в высшей степени щекотливым и затруднительным. Сохранение церковных ценностей (крестов, кадил, окладов с икон, потиров, библий и т. д.) во имя научно-культурных интересов мало встречало сочувствия. Ему говорили резко и прямо в лицо: «Народ с голода умирает, все нужно отдать на утоление голода, все надо отдать, а вы тут со своим музеем!»
Василий Иванович, историк по образованию и по призванию, патриот, смотрел в будущее. Он терпеливо и с присущим ему тактом разъяснял, что самые ценные церковные вещи должны быть сохранены ради науки, культуры как незаменимые и невозобновляемые шедевры народного труда и искусства. Еще он добавлял, что все ценности остаются народным достоянием и в минуту наиболее острой нужды всегда могут быть обращены к реализации.
Вскоре было получено извещение об отпуске кредита на содержание музея в Суздале. 6 апреля 1922 года уездный исполнительный комитет принял постановление о предоставлении музею всего здания бывших Архиерейских палат — ценного памятника древнерусского зодчества, но нуждавшегося в капитальном ремонте. На ремонт и приспособление здания под музеи было отпущено в июле 1923 года 24 000 рублей. Суздальский музей получил шесть комнат со сводами в Архиерейском доме.

Суздальский историко-художественный и краевой музей (отделение Владимирского Государственного музея) открыт для обозрения 7 ноября 1923 г. в здании быв. Архиерейских палат.
Экспонаты музея были распределены по следующим отделам:
1. Первобытная культура: предметы неолита, бронзы и кости ископаемых животных – 62.
2. Современная обработка металла, дерева и ткани – 91.
3. Краеведческий отдел – экспонаты по местной фауне и флоре, народного быта, планы и виды г. Суздаля, портреты местных деятелей – 46.
4. Нумизматика – монеты XVIII-XIX вв. – 1510.
5. Отдел церковной старины – иконопись XVI-XIX вв., церковные облачения XVII-XVIII вв., церковная утварь серебряная и оловянная, шитье XVII-XVIII вв. – 531.
6. Обстановка быта буржуазно-дворянского класса XVIII-XIX вв. – 155.
7. Художественный отдел – 40.
8. Отдел здравоохранения – санитарное просвещение, бактериология в связи с заразными болезнями, вредное влияние разных видов труда на здоровье, уход за матерью и грудным ребенком – 248.
Всего музей насчитывал 2783 экспонатов.
При музее была создана библиотека научно-справочного характера по вопросам истории, археологии, искусства и быта Суздальского края с общим количеством томов 4096. Кроме того, музей имел в качестве своих отделений следующие архитектурные памятники: городской Рождественский собор XIII в. с внутренним убранством XVII в., быв. Покровский женский монастырь XVI-XVII вв. с богатейшей ризницей, заключающей предметы XIV-XVII вв., храмы быв. Ризположенского и Спасо-Евфимиева монастырей XVI-XVII вв., Борисоглебскую церковь в с. Кидекше XII в. и 12 церквей по г. Суздалю XVII-XVIII вв.
Научная работа музея велась под непосредственным руководством Владимирского Государственного Областного музея и носила краеведческий характер.
Посещаемость музея – около 3000 чел. в год (1925 г.).
Заведующий музеем состоял с начала основания В.И. Романовский, которому Губмузей назначил месячное жалование — 22 рубля 50 копеек.
Можно с полным правом утверждать, что Василий Иванович Романовский явился первым человеком, который понял общегосударственное научное и художественное значение Суздаля, его исторических и архитектурных памятников в целом. Еще в самом начале 20-х годов он писал: «Под понятием «Суздальский музей» не нужно разуметь в узком смысле только то собрание коллекций и предметов, которые собраны и размещены в центральном городском музее в здании Гнавшего Духовного училища. На мой взгляд, «Суздальский музей» в общей совокупности включает в себя все архитектурные памятники, включая сюда Борисолебский храм в с. Кидекша XII в. в 4 верстах от города, юрьевский собор XIII века, постройки Ризположенского, Покровского и Спасо-Евфимиевского монастырей XVI—XVIII веков и все остальные 12 церквей постройки XVII—XVIII веков, принятые музеем в свое ведение и охрану».
Заведующий музеем отчаянно боролся за сохранение памятников. Он в 1923 году не побоялся выступить в защиту креста с командованием воинской части, разместившейся в Ризположенском монастыре.
Среди красноармейцев родилась мысль: снять со шпиля самой высокой в городе колокольни (Преподобенской) крест и водрузить вместо него красный стяг. Узнав об этом, В.И. Романовский написал письмо-протест командованию воинской части, в котором сообщал, что, во-первых, без разрешения музея нельзя нарушать целостность памятника, во-вторых, если снять крест со шпиля, то от влаги скоро начнет разрушаться памятник архитектуры. Командование выразило неудовольствие тем, что «он не хочет, чтобы крест был заменен красным знаменем республики...» Однако с мнением энтузиаста и компетентных органов пришлось согласиться.

В.И. Романовский мыслил масштабно, он первым высказал идею музеефикации архитектурных памятников Суздаля, которая была осуществлена лишь в 70—80 годах ХХ века. Вот его планы на 1924—1925 годы:
1) Научное исследование Корсунских врат XIII в. (Золотые врата); 2) Составить систематическое описание предметов старины и искусства в Покровской ризнице; 3) Рождественский собор превратить в музей-храм XVII века, собрав в него все имеющиеся по разным церквам предметы этой эпохи. Таким же образом одну из церквей обратить в храм-музей XVIII века, «барокко» и церковь Казанской Б. М. полностью обставить предметами эпохи «ампир» — начала XIX века; 4) Произвести обследование, чтобы подготовить почву для археологических раскопок, имеющихся по реке Нерли Городищ-Спасского, Барское (Якиманское) и Петрово, сделав их описание и снимки; 5) Провести через музей все старшие группы школ I ступени и районированных вокруг Суздаля волостей; 6) Составить каталог музея.

Медленно, но менялось отношение к Суздалю. Однако в течение лета 1923 года в город не приехало ни одной экскурсии, было только несколько отдельных посетителей: два студента из Москвы, два студента из Саратовского университета. Да были проведены экскурсии для группы местных крестьян, организованных для поездки на сельскохозяйственную выставку в Москву, и комсомольских ячеек уезда. Но уже с 1 сентября 1923 по 1 октября 1924 года суздальский музей посетило 313 человек. В.И. Романовским в этом году было проведено 28 экскурсий для школ уезда. Причем надо подчеркнуть, вход в музей и экскурсии были тогда бесплатными.
Умер В.И. Романовский в 1945 году на 72-м году жизни.

В.И. Романовский заложил фундамент, продолжил строительство музея Алексей Дмитриевич Варганов, приехавший в Суздаль в 1930 году после окончания Ленинградского института истории искусств. На руках двадцатипятилетнего молодого человека был диплом об окончании вуза, в котором значилась новая специальность — «музеевед». За его плечами был багаж теоретических и практических знаний по древнерусскому и византийскому искусству, в том числе — знаний актуальных вопросов археологии и реставрации архитектурных памятников.
Через год А.Д. Варганов стал заведующим суздальским краеведческим музеем. Он продолжил работу по комплектации музейных коллекций, по изучению и обследованию памятников истории и культуры, по сохранению памятников, которые были сданы в аренду горкомхозу.
Алексею Дмитриевичу тоже было трудно: далеко не нее его начинания поддерживали, не все понимали непреходящее художественное значение церковных зданий и церковной утвари, ансамбля города в целом. Но он делал дело неистово и самоотверженно, веря, что если не современники, то потомки оценят его труд. И в этом он не ошибся.
Богатейшим источником сведений по истории городов является земля, на которой они возникли и развивались, ее культурный слой. Он помогает восполнять пробелы летописей и древних книг, недосказанное памятниками архитектуры и искусства. Первые пробные раскопки в Суздале провел археолог А.С. Уваров. Ныло это еще до революции, в середине XIX века.
В советское время археологическое обследование города было начато в 1934 году историком-владимирцем Н.Н. Ворониным и А.Д. Варгановым. Через два года к ним присоединился А.Ф. Дубынин. Экспедицией под руководством А.Ф. Дубынина на территории кремля был открыт большой участок средневекового города с постройками X—XIII вв. Были обнаружены основания древнейших жилищ-землянок ремесленников с остатками меднолитейной мастерской.
Алексей Дмитриевич Варганов в 1934 году в подклете Покровского собора раскопал «гробницу Георгия» — по преданию, сына великой княгини Соломонии Сабуровой, жены Василия III, заточенной в монастырь в 1526 году. Четыре года спустя он исследовал фундамент и фрагменты фресок Успенского собора (рубеж XI—XII вв.) — первого каменного здания на Северо-Востоке Руси. Одновременно в Рождественском соборе ученый раскрыл фрески XIII века, поясные фигуры старцев — замечательные образцы живописи домонгольского периода.
А.Д. Варганову удалось значительно расширить музей, пополнить его коллекции новыми предметами старины, материалами археологических раскопок, привлечь внимание к Суздалю как сокровищнице древнерусской культуры. Молодой заведующий избирается депутатом городского Совета. В 1940 году общественность города отметила 10-летие его научно-исследовательской деятельности на благо Суздаля. В начале 1941 года Коллегия Наркомпроса занесла его имя в республиканскую книгу Почета политпросветработников. Сведения о Суздальском краеведческом музее были включены в Большую Советскую Энциклопедию, а сам музей — в число базовых музеев для прохождения практики студентов Ленинградского коммунистического института им. Н.К. Крупской.
Весной 1941 года на ученом совете Академии архитектуры было принято решение начать реставрацию Суздаля. Деньги на восстановление памятников должны были поступить в июле. Но на эти планы наложила свою зловещую руку война.

/Белов Ю. Суздаль: Путеводитель:- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1986.-159 с./

Владимиро-Суздальский музей-заповедник (г. Суздаль):
Суздальский Кремль:
- Собор Рождества Богородицы;
- Экспозиция История Суздальской земли;
- Детский музейный центр;
- Древнерусская живопись(Благовещенская церковь);
- Иорданская сень;
- Крестовая палата.
Экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря:
- «История суздальских монастырей»;
- Золотая Кладовая - сокровищница прикладного искусства;
- Русская икона XVIII - начала XX века. Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв.;
- Книжные сокровища шести столетий;
- Музей наивного искусства;
- Роспись Спасо-Преображенского собора. Фрески Гурия Никитина;
- Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский;
- Аптекарский огород;
- «Побеждая время» - "живой" музей реставрации;
- Сплетение судеб - рассказ о творчестве режиссеров Тарковского и Гуэрры;
- Суздальская тюрьма.
Посадский дом.
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
- День огурца в Суздале.
- Праздник народных ремёсел на Троицу в Суздале.
- Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере». ул. Толстого, д. 7
Дом купца Лихонина.
Приказная изба в Покровском монастыре.
Церковь Бориса и Глеба. с. Кидекша, Суздальский район.
Музеи Владимирской области.
Развитие Суздаля как туристического центра в послевоенное время

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (19.07.2016)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика