В 1501 г., при архимандрите Константине произошел пожар всего монастыря. Это несчастье сильно угнетало начальника обители мыслью, что святой Евфимий покарал монастырь за какое-нибудь нарушение устава, завещанного угодником Божиим. Но один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне явление преподобного, поведавшего о полной неповинности архимандрита. Слышав это, повеселел сердцем архимандрит и бодро возводил постройку келлии на деньги доброхотных дателей на погорелую обитель. В этих трудах и заботах он и скончался. Его место заступил архимандрит Кирилл, бывший иноком в обители прп. Евфимия. Архимандрит Кирилл был муж рассудительный в иноческих и мирских делах и впоследствии занимал Ростовскую архиепископскую кафедру. С великою ревностью заботился он о поддержании благоустройства монастырского. И пришла ему благая мысль: перестроить старый каменный храм во имя Преображения Господня, основанный еще святым Евфимием. Посоветовался архимандрит с братией, и нашли они, что прежний храм и ветх, и тесен. Решили, с помощью Божией, воздвигнуть церковь больших размеров. Приступили к работам и, когда копали ров с правой стороны, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый сверху досками. Рабочие сообщили об этом настоятелю. Архимандрит Кирилл повелел ударить в било, и собрались братия, радуясь великой радостью. Настоятель же поспешил к епископу Нифонту и рассказал о случившемся. Епископ прославил премудрость и милость Божию и, прибыв в монастырь с собором духовенства и иноков, поклонился гробу блаженного. Воздав хвалу Богу, прославляющему преподобных Своих, открыли гроб и увидели лицо святого Евфимия. Оно было светло; тело нисколько не изменилось, а одежды были как будто вчера надеты. Облобызав мощи, снова покрыли гроб досками и, совершив отпевание, поставили в храме Преображения у стены, на том месте, где они почивают и теперь, устроив над гробом каменную раку.
Суздаль. Рака с мощами св. Евфимия. Начало XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С. А.
Рака преп. Евфимия в Преображенском храме.
Суздаль. Рака св. Евфимия из Преображенского собора. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С. А.
Новая каменная Спасская церковь была отстроена на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения, и освящена в 1511 г., при великом князе Василии Иоанновиче. Это была маленькая бесстолпная церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведенное над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 г. к этой церкви было пристроено здание большого четырехстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора) пятиглавого Спасо-Преображенского собора.
Собор Спасо-Евфимиевского монастыря. 1885 г.
Спасо-Преображенский храм в Спасском монастыре
Спасо-Преображенский собор
Главки Спасо-Преображенского собора
Спасо-Преображенский собор построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII в. его украсили наружной росписью. Стены, разделенные на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII в. стены собора были с трех сторон окружены галереей, а во второй пол. XIX в. к нему пристроен придел Сергия Радонежского. 24 октября 1867 г. возобновленный Преображенский храм был освящен. 30 июня 1868 г. при Преображенском храме освящен придел в честь Преподобного Евфимия. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трех сторон.
Запись в дневнике Варганова: «В 1937 году снят иконостас Спасского Собора и изломан согласно разрешению Комитета по охране памятников от 7 апреля 1937 г. № 4 (Иванов). Все иконы были перевезены в музей, за исключением некоторых, которые застряли вверху, в связях. Столбовые иконы были оставлены. Часть имущества, деревянные аналой, столы, скамьи оставлены ОГПУ».
Конечно же, «застрявшие в связях» иконы были затем уничтожены, скорее всего, сожжены. Так же, как и огромные столбовые иконы, и пышные сени над гробницей святого Евфимия.
1 сентября 1946 г. на территории монастыря была открыта Детская мужская трудовая колония для несовершеннолетних преступников при МВД СССР. Юные беспризорники внесли окончательный “вклад” в разрушение монастыря. По воспоминаниям одного из них, мальчишки железными кувалдами разбивали надгробия на монастырских захоронениях. Наверное, в то время было разрушено всё, что ещё сохранялось в интерьере собора.
Весной 1943 года в суздальский лагерь НКВД №160 поместили немецких военнопленных. В здании собора в годы Великой Отечественной войны размещались пленные немецкие офицеры, вместо церковной утвари стояли двухъярусные нары.
В 1944 г. в Преображенском соборе – столовая и столярная мастерская.
В 1992 г. собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гурий Никитин
Основные даты жизни и творчества Гурия Никитина
Гурий Никитин — крупнейший мастер русской стенописи XVII в. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства.
Родился в 1620-е гг. в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел здесь иконными лавками.
В 1653 г., предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город). Ок. 1650-1651 гг. – предполагаемое участие в росписи паперти Троицкого собора Ипатьевского монастыря и церкви Воскресения на Дебре в Костроме. Март 1660 г. – вызов в Москву для участия в росписи Архангельского собора Московского Кремля. 1660 г. – роспись крылец, «починка письма» Московского Успенского собора. 1660 г.- аттестация Гурия Никитина как иконописца первой статьи. В 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. 1661-1662 и 1668 гг. – роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. В продолжение 1661-1662 гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву. «…Двор бобылицы вдовы Соломанитки Микитниковой жены Кинешемцева з детьми з Гуркою да с Лучкою… Гурка ремеслом иконописец, а Лучка ремеслом сапожной кропачь. А по писцовой книге (1628 г.) тот двор был мужа ея Соломаниткина Микитки Кинешемцова, а по Переписной книге (1646 г.) был двор ево Микитка з детьми с ними Гуркою да с Лучкою и Микитка умер в мор во 163-м году (1654 г.)…» Из Дозорной книги Костромы. 1664 г.
В Москве летом 1664 г. Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях. Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора. В 1667 г. был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. Весна 1668 г. – писал по указу царя с костромскими иконописцами иконы для Антиохийского патриарха Макария. С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви. Июль 1668 г. был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского. Лето 1668 г. – «писал стенное письмо» и иконы для патриаршей церкви Григория Неокесарийского в Москве. В 1670 и 1671 гг. он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами «писал стенное письмо» в Успенском соборе в Ростова Великого. В 1671 г. Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное». Июль 1672 г. – расписывал собор Богоявления в Костроме.
«… По нашему великого государя указу послан на Кострому из стрелецкого приказу подъячей Васильев, а с ним цка (доска) иконная да образец на бумаге назнаменено лицы святых седмаго собора полным переводом. Как к вам бумага придет, того ж часа костромских иконописцев Гурья Никитина с товарыщи велеть на той цке против образца написать генваря к 30 числу нынешнего 182 года самым тщательным добрым письмом. А что к тому писму надобно золота и серебра и всяких красок и это все брать у подъячево. А как те иконописцы Гурей Никитин с товарыщи на той цке против образца напишут, прислать тое икону и образец к нам, великим государем с тем же подъячим…» Поручение Гурию Никитину написать икону «Седьмой Вселенский собор». Из черновика царской грамоты костромскому воеводе Дементьеву. 1673 г. копия
1676 г. – расписывал Крестовоздвиженский собор в Романове-Борисоглебске (г. Тутаев).
«Костромской иконописец Гурей Никитинъ взялъ государева жалованья кормовыхъ денегъ четыре рубля семь алтын четыре денги взялъ на себя и на товарищевъ своихъ и росписался». Автограф Гурия Никитина. 1677 г.
1678 г. – по указу царя зачислен в посольский приказ для письма миниатюр к Евангелию в церковь Спаса Московского Кремля.Докладная царю Федору Алексеевичу о предоставлении Симоном Ушаковым Гурия Никитина на вакантное место царского жалованного иконописца. 1678 г. В 1678 г., работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена. 1678 г. – представление Гурия Никитина Симоном Ушаковым «с товарищами» на вакантное место жалованного иконописца. Июль-сентябрь 1680 г. – роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1685 г. – роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Май-сентябрь 1689 г. – роспись Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. «…Милосердные великие государи цари и великия князи Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всеа великие и малые и белые России самодержцы, пожалуйте свое царьское богомолие… велите, государи, тех костромичь иконников Гурия Никитина да Силу Саввина с товарыщи из Суздаля взять к вашему государьскому делу в Спасов Новой монастырь для поспешения, чтоб, государи, нынешним летом в церкви Спасовой в стопе и во олтаре подписать… а по вашему государьскому указу в Ефимьеве монастыре подпишут они, иконники, и после… Великие государи, смилуйтеся, пожалуйте». Челобитная архимандрита московского Новоспасского монастыря Игнатия с просьбой о высылке из Суздаля мастеров Гурия Никитина «с товарищами» для выполнения в том монастыре «стенного письма». 1689 г. 1691 г. – кончина Гурия Никитина.
Фрески Гурия Никитина
Гордость Спасо-Преображенского собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII в. Гурия Никитина и Силы Савина.
Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII в. артелью художников под руководством Гурия Никитина.
Во второй пол. XIX в. фрески Никитина были поновлены, а в кон. 1970-х гг. началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи.
В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами.
В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями.
В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.
Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.
Часовня-мавзолей над могилой князя и боярина Д.М. Пожарского постигла печальная участь - в марте 1933 г. она была разобрана «до основанья, а затем» ... это место вновь, как и в конце XVIII в., заросло травой.
Вероятно, Романовскому удалось в те дни добиться передачи музею лишь барельефов Пожарского и Минина с двери мавзолея и мозаичного панно с изображением Спаса. Василий Иванович (к тому времени уже не директор музея!) все-таки осмелился послать запрос в Москву по поводу уничтожения памятника. Лишь через год(!), 3 апреля 1934 года, пришел ответ: таково решение ОГПУ, согласованное с Центральными реставрационными мастерскими и музейным отделом 9 апреля 1933 года за № 17, 141.
Мозаичная икона "Спас на троне" с мавзолея Дмитрия Пожарского
Икона была выполнена М.П. Хмелевским, мастером "Императорского мозаичного отделения", по рисунку академика Гейдемана. Для нее скульптором Л.О. Ботта из итальянского мрамора был исполнен резной киот, который находился на фронтоне мавзолея Пожарского, возведенного по проекту профессора Академии художеств А.М. Горностаева.
Музеи Владимирской области.