Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Владимир 2011 Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв. в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимир, 2011. – 40 с.: ил. Компьютерный макет: Ильяшенко И.А., Солодилов А.Э. © Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2011
Каталог является итогом изучения и систематизации паломнических реликвий из перламутра в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В издание вошло 22 предмета XVIII–XIX вв. из музейных коллекций «Иконы», «Металл», «Археология Суздаля». Произведения в каталоге сгруппированы в два раздела: «Иконы» и «Кресты».
В собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника имеется небольшая коллекция культовых предметов из перламутра, насчитывающая 22 памятника. Большая часть этих произведений поступила в музей в 1920-х гг. Два предмета происходят из Ризоположенского и Покровского монастырей Суздаля, один был найден А.Д. Варгановым в 1944 г. в суздальском кремле при рытье траншеи. Два креста обнаружены в 2008 г. в захоронении XVIII–XIX вв. на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Источники поступления и происхождение остальных предметов неизвестны. Перламутровые реликвии находятся в составе трех музейных коллекций: «Иконы» (13 предметов), «Металл» (7 предметов), «Археология Суздаля» (2 предмета). Кресты из коллекции «Археология Суздаля» были опубликованы. Остальные произведения ранее не изучались. Современное русское название «перламутр» происходит от немецкого слова «perlmutter», означающего «мать, производительница жемчуга», ранее его в России просто называли «раковина». Главными местами добычи морских перламутровых раковин считается Персидский залив, Красное море, острова Тихого океана, Цейлон, Япония. Перламутр очень широко использовался мастерами для создания ювелирных изделий, статуэток, глубоких рельефов, орнаментов, в украшении мебели, музыкальных инструментов, оружия. Это один из материалов, сохранившихся от античности до наших дней. Для русского прикладного искусства перламутр – достаточно редкий материал. Немногочисленны и исследования по проблемам изготовления и бытования в России предметов, сделанных из перламутра. Этому вопросу посвящены работы И.Н. Ухановой, Г.П. Черкашиной и Е.В. Денисовой. Во многих музеях и частных коллекциях хранятся произведения, выполненные из перламутра. Как правило, это культовые предметы, связанные с центрами поклонения святыням, паломнические реликвии, или евлогии. Евлогия – благословение, то есть дарование духовной милости человеку. Этим словом обозначались в христианском мире памятные предметы. В Святой Земле создавались различные церковные реликвии из перламутра – от маленьких нательных крестиков и иконок до дарохранительниц и напрестольных крестов. Перламутр, добываемый в прибрежных водах, был дешевым и доступным материалом. На рубеже XVII–XVIII вв. ведущим центром по производству культовых изделий из перламутра являлся Афон, а во второй половине XIX в. – Палестина. В этих регионах находятся наиболее почитаемые святыни христианского мира, издавна привлекавшие паломников со всех концов света, что обусловило масштабное производство сувениров. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта школа резьбы по перламутру. Паломническая литература описывает базары и мастерские, где создавались великолепные образцы церковного декоративно-прикладного искусства. Большинство памятников, хранящихся в музеях и частных коллекциях России, относится к XIX в. «В это время в Святой Земле и на Афоне действует множество мастеров: монашествующих и мирян, европейцев, славян, греков, арабов, занимающихся резьбой перламутровых реликвийных образков, крестов и четок, а также иных памятных предметов». Предметы из перламутра, хранящиеся во Владимиро-Суздальском музее, вероятнее всего, имеют палестинское и афонское происхождение, и датируются второй половиной XVIII–XIX вв. Среди евлогий XVIII–XIX веков наиболее характерными и популярными были резные подвесные и нагрудные иконы из перламутра с изображениями композиций на евангельские темы. Привезенные паломниками на родину, в Россию, из Святой Земли и с Афона, они жертвовались в храмы и в монастыри в качестве привесов на чудотворные и чтимые иконы, хранились в моленной комнате или в красном углу дома, передавались из рода в род, являлись предметами личного благочестия и семейными реликвиями. В коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится тринадцать перламутровых икон, среди которых семь подвесных, пять нагрудных и одна панагия. «Раковины-иконы с резными изображениями на внешней выпуклой стороне» – это, возможно, «самый эффектный вид перламутровых поделок»6. Перламутр в технологической обработке очень сложен, поэтому долгое время резчики применяли только гравировку, как наименее рискованный технический прием художественной обработки. Создавая рельеф, мастер прорезал изображение в глубину раковины, для украшения прибегая к насечке, гравировке, раскраске. Самой тонкой и сложной является сквозная резьба, или резьба на проем. Перламутровые иконы Владимиро-Суздальского музея выполнены в технике гравировки, рельефной и сквозной резьбы, иногда с использованием подцветки. К сожалению, места изготовления и приобретения большинства реликвий неизвестны, а устойчивые признаки отдельных художественных центров обработки перламутра в настоящее время не выявлены. Можно отметить лишь самые общие черты, характерные для больших групп изделий Афона и Палестины. «Особенностью значительной части афонских изделий является невысокий рельеф, на равных сочетающийся с гравировкой. Резные линии обычно заполнены черной, зеленой, золотой или красной красками. Палестинские иконы более пластичны. Неглубокая, малозаметная гравировка играет второстепенную роль. Зачастую достаточно выпуклые фигурные изображения соседствуют с ажурными вставками, состоящими из цветов-розеток и виноградной лозы». Для Вифлеемских икон характерно необыкновенно пышное обрамление, включающее рельефные и сквозные растительные мотивы. Иконы нашей коллекции достаточно разнообразны по технике исполнения и стилистике, но небольшое количество этих памятников не дает возможности для более детального исследования, сравнения и четкой классификации их по месту изготовления. Говорить об этом можно лишь предположительно. «Одним из самых распространенных вариантов оформления палестинских икон-раковин является сочетание сюжетных сцен с рельефным и (или) ажурным орнаментом растительного типа». Примерами тому являются иконы нашей коллекции «Рождество Христово. Благовещение. Крещение» (кат. 6), «Тайная вечеря. Праздники» (кат. 7), «Поклонение волхвов» (кат. 3) и «Воскресение» (кат. 9). В качестве растительных мотивов использовались цветы, сплетенные в гирлянды (кат. 7), тюльпаны, розы (кат. 6). На иконах «Поклонение волхвов» (кат. 3) и «Воскресение» (кат. 9) разноуровневый рельеф сочетается с ажурными вставками в виде виноградной лозы. «Используемые в декорировке орнаменты и цветы, чаще всего тюльпаны, розы, ветви пальмы и лавра, напоминают о воздействии турецкого искусства». На иконах с различными сюжетами часто встречается однотипное декоративное обрамление. Например, ажурные вставки в виде виноградной лозы, выполненные в одной манере, встречаются на перламутровых реликвиях, хранящихся во Владимиро-Суздальском музее, в Государственном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Возможно, эти вещи могли быть выполнены в одной мастерской. Немаловажную роль в атрибуции перламутровых икон-раковин играет сюжет, который может служить косвенным указанием на место изготовления произведения. Так, есть вероятность, что к Вифлеемским мастерским могут относиться иконы с изображением сцен Поклонения пастухов, Поклонения волхвов и Рождества Христова. Иконы с подобными сюжетами также имеются в нашей коллекции. Например, икона «Поклонение волхвов» (кат. 3). «Исключительно иерусалимской разработкой сюжета является изображение парящего Христа на фоне храма, то есть соединение события и памятника, возведенного в его честь»10. Изображение этого Праздника как самостоятельного, так и в составе многосюжетных композиций достаточно распространенно и встречается во многих музейных коллекциях. Это, например, одно из клейм иконы Владимиро-Суздальского музея «Тайная вечеря. Праздники» (кат. 7). Особенность художественной культуры Святой Земли – это смешение латинских, греческих, арабских и славянских элементов. Как правило, в перламутровой иконе можно обнаружить одновременно различные черты. Очень интересна в этом отношении икона коллекции Владимиро-Суздальского музея «Богоматерь Скорбящая («Mater Dolorosa»)» (кат. 2). На лицевой стороне иконы изображена Богоматерь с мечом в груди, поддерживающая на коленях умершего Христа. По сторонам представлены херувимы и архангелы Гавриил и Михаил. В нижней части иконы изображена лента с надписью на латинском языке «MATER. DOLOROSA». На полях по сторонам надписи: «S. GABRIEL.» и «S. MIHAEL.». Данное изображение относится к так называемому типу Скорбящей Богоматери. На подобных иконах Богоматерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе «Не рыдай Мене Мати». На иконе нашего собрания имеется надпись «Mater Dolorosa», что на латинском языке значит - «горестная мать». Подобная сцена в западном искусстве получила именование «Пьета́» (итал. pieta - оплакивание), и это достаточно распространенный сюжет искусства Средних веков, когда печальная Дева Мария сидит, держа на коленях тело Христа, снятого с Креста. Таким образом, наша икона совмещает сцены «Снятия со креста», «Положения во гроб» и «Не рыдай Мене Мати», и посвящена оплакиванию Христа. Совсем не обязательно, что наша икона – это изделие католического монастыря, скорее – греческого. Они обычно выполняли заказы как для православных паломников, так и для католических. В этом же нас убеждает и техника исполнения произведения: «традиционно с кругом греческих мастеров, работавших при монастырях сиро-палестинского региона, связывают иконы-раковины, на которых изображения выполнены плоскорельефной резьбой и гравировкой. Для того чтобы выявить рисунок, мастера использовали затирку процарапанных линий краской черного, зеленого и красного цветов». Особую ценность представляют памятники, связанные с конкретными историческими лицами. Подобных предметов очень немного. В нашей коллекции имеется всего одна такая реликвия – панагия «Богоматерь «Знамение» (кат. 13). Важной деталью панагии является изображение государственного герба России – двуглавого орла. Эта деталь говорит о том, что икона предназначалась для использования ее в среде русских священнослужителей. И действительно, на ее обороте можно прочесть надпись в четыре строки на арабском и греческом языках: «В ПОДАРОК ОТ ФУРИ (КУРИ?) СВЯТЕЙШЕМУ АРХИЕПИСКОПУ АНТОНИЮ // ИЕРУСАЛИМ» (текст помог перевести настоятель мечети во Владимире Ринат Хазрат Ибрагимов). Судя по надписи, икона была сделана в Иерусалиме в подарок архиепископу Антонию, и, возможно, преподнесена ему местным иерархом или паломниками. Предположительно, речь может идти об архиепископе Владимирском и Суздальском Антонии (Александре Ивановиче Павлинском), возглавлявшем Владимирскую кафедру с 1866 по 1878 гг. Архиепископ был погребен соборе Рождества Богородицы Рождественского монастыря города Владимира, около могилы св. князя Александра Невского. Надпись на обороте, выполненная на арабском и греческом языках, говорит о том, что мастером, по всей видимости, являлся мелькит – православный араб, работавший в Иерусалиме. Помимо икон, значительной частью паломнической перламутровой продукции являлись кресты. В коллекции Владимиро-Суздальского музея имеется шесть напрестольных и три наперсных креста. Напрестольные кресты выполнены из дерева и облицованы перламутровыми пластинами с различной резьбой и гравировкой. Каждый крест имеет на лицевой стороне изображение Распятия, накладного либо горельефного. Фигуры Богоматери и Иоанна Богослова выгравированы на поперечной перекладине, либо вырезаны в рельефе. Над головой Иисуса Христа изображение Саваофа, и на отдельной пластине надпись IНЦI (Иисус Назарей Царь Иудейский). На центральной перекладине у ног Христа, изображена голова Адама с перекрещенными костями. Ниже – рельефная фигура святой Екатерины с пальмовой ветвью в руке и частью колеса у ног. Это одна из самых популярных святых, часто изображавшихся на перламутровых крестах. Датировать такие вещи достаточно трудно, так как слишком мало имеется эталонных вещей с конкретными посвятительскими надписями или определенными датами. Тем более ценно, что в нашей небольшой коллекции имеется напрестольный крест (кат. 14), на оборотной стороне которого потухшая чернильная надпись: «С..А.. 1873 г. Изъ Иерусалима. Т.И.С.». Вероятно, это памятная запись о совершенном паломничестве. Датируя эту вещь, конечно, необходимо учитывать возможную разновременность изготовления и приобретения реликвии, но, скорее всего, этот срок не мог быть большим. Такие кресты являлись массовой продукцией, о чем свидетельствует наличие аналогичных вещей как в нашей коллекции (кат. 15, 16), так и в других музейных коллекциях, например, в Соловецком музее-заповеднике. Среди напрестольных крестов выделяются два, имеющих фигурную подставку с перламутровыми вставками (кат. 17, 18). Возможно, такие кресты без подставки могли использоваться в качестве напрестольных, а с подставкой – размещаться на жертвеннике. На обороте крестов находятся круглые перламутровые вставки, имеющие окошечки и помеченные римскими цифрами от I до XIV, обозначающими остановки Крестного пути Христа. «Подобного типа кресты-мощевики с вложением реликвий из святых мест и обозначением станций Via dolorosa характерны более для католиков, чем для православных христиан». Объемное основание может символизировать начало и конец земной жизни Христа. Это Голгофа, и в то же время Вифлеемская пещера – место рождения Христа. Поэтому неслучайно в нише подставки одного их крестов размещена перламутровая иконка «Рождество Христово» (кат. 18). Вероятно, лицевые стороны подставок были также инкрустированы несохранившимися резными перламутровыми пластинами. Возможно, к этой же группе относится и фрагментарно сохранившийся крест, обнаруженный в 2008 г. в захоронении XVIII–XIX вв. на территории Спасо-Евфимиева монастыря (кат. 19). Несохранившаяся фигура Христа, вероятно, была вырезана из отдельного куска перламутра и прикреплена к перекладинам креста. В подножии Распятия изображена голова Адама с перекрещенными костями. Ниже круглое отверстие и вокруг него буквы «Х Р Г и I И». По-видимому, это зашифрованная молитва.Такая же криптограмма имеется на кресте из собрания Дмитровского историко-художественного музея-заповедника, и на кресте с фигурным основанием из коллекции Эрмитажа. Крест середины XVIII в. из собрания Эрмитажа является очень близкой аналогией нашему, поэтому можно предположить, что найденный в захоронении Спасо-Евфимиева монастыря крест также имел фигурное основание. Другая группа памятников – наперсные кресты, вырезанные из целого куска перламутра. Распятие на них выполнено в рельефе, либо в технике гравировки. В коллекции Владимиро-Суздальского музея всего три таких креста, но абсолютно разные как по характеру и технике резьбы, так и стилистически. Крест (кат. 20) четырехконечный, с рельефным изображением Распятия находит близкую аналогию в коллекции Государственного Исторического музея. Техника резьбы, композиция, изображение Христа, контурное обрамление, сетчатый орнамент фона, фигурное завершение нимба полностью идентичны на обоих крестах. Отличие их в том, что крест-тельник из собрания ГИМа более лаконичен и не имеет фигурного обрамления на концах. Второй крест (кат. 21), четырехконечный, с расширенными зубчатыми концами. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображено Распятие. Внизу – глава Адама. Глаза, брови и губы подцвечены черной и красной красками. Резьба очень условна и схематична. В учетной документации Владимиро-Суздальского музея крест датирован XVIII в. Очень близкой аналогией по технике резьбы, композиции, декоративному обрамлению, использованию подцветки являются два двусторонних креста Палестинского происхождения из собрания Эрмитажа, датированных XIX в. Идентичность этих памятников позволяет предположить, что наш крест также был создан в XIX в. Третий наперсный крест (кат. 22), четырехконечный, с завершением лопастей в виде трех полукружий, был обнаружен в 2008 г. в захоронении XVIII–XIX вв. на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Возможно, крест, был привезен в Россию из паломнического путешествия, и использовался как предмет личного благочестия и как напоминание о странствиях к святым местам. Такие паломнические реликвии как иконы обычно хранились в кельях монахов, и после смерти владельца передавались кому-либо из братии. Крест нательный носился постоянно, с ним же, вероятно, монах и был погребен. Подводя итог сказанному, можно констатировать, что в коллекции перламутровых изделий Владимиро-Суздальского музея-заповедника, представляющей собой собрание культовых предметов, встречаются как высокохудожественные, возможно, единичные работы, так и однотипные изделия, являющиеся массовой продукцией. Несмотря на немногочисленность перламутровых памятников в нашей коллекции, они достаточно ярко представляют наиболее характерные и популярные паломнические реликвии. Основная часть произведений относится к XIX в., что обусловлено развитием самого ремесла и историей паломничества русских людей на Святую Землю. Сейчас такие памятники редки. В свое время они попадали в музеи, как правило, в качестве национализированного имущества церквей и монастырей. В настоящее время коллекции перламутра практически не пополняются. Возможно, сейчас подобные вещи могут храниться в некоторых семьях, в качестве реликвий, как память о предках, посетивших Святую Землю. Перламутровые реликвии являются важной частью христианской культуры, атрибутом русского паломничества XVIII – нач. XX вв. исторической и художественной ценностью. Невероятно красивые, разнообразные, информативные, они вызывают безусловный интерес и необходимость дальнейшего изучения. Большинство из представленных в каталоге перламутровых реликвий находится в постоянных экспозициях Владимиро-Суздальского музея-заповедника: «История суздальских монастырей» и «Русские иконы XVIII – нач. XX в.». Некоторые произведения экспонировались на внутримузейных и зарубежных выставках.
Е.И. ЧижиковаИконы Икона подвесная Успение Богородицы. XIX в. Перламутр, резьба, краски 18,5 х 18,5 х 0,5 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображено Успение Богоматери. В центре – усопшая Богоматерь на высоком ложе с приподнятым изголовьем. За ложем в овальной облачной «славе» возвышается фигура Христа, благословляющего правой рукой, держащего на левой руке душу Богоматери в пеленах. Около ложа – апостолы, двое – с кадилами. Перед ложем архангел с посохом и мечом, и Авфония, поднявший руки с отсеченными кистями. Фон гладкий, позем в виде холмов с цветами и травами. Глаза, губы и нимбы подцвечены черной и красной красками. По контуру иконы обводка в виде двойной выпуклой замкнутой линии. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Икона подвесная Богоматерь Скорбящая («Mater Dolorosa»). XIX в. Перламутр, резьба, краски 17 х 17,5 х 0,5 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена Богоматерь с мечом в груди, поддерживающая на коленях умершего Христа. По сторонам представлены херувимы в виде ликов с крыльями, и архангелы в воинских доспехах: слева – Гавриил с резной фигурной колонной и зерцалом в руках, справа – Михаил с крестом. Над их головами изображены солнце и месяц. У ног Христа представлены орудия Страстей: копие с терновым венцом и трость, обвитая вервием. В нижней части иконы лента с надписью: «MATER. DOLOROSA» и резной растительный орнамент в виде длинных листьев. Поля покрыты резным растительным узором в виде вьющихся стеблей. На полях по сторонам надписи: «S. GABRIEL.» (слева) и «S. MIHAEL.» (справа). Глаза, губы, раны на теле Христа, меч, фрагменты орнамента и одежд подцвечены красной, синей, зеленой красками. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Икона подвесная Поклонение волхвов. XIX в. Перламутр, резьба 17 х 14,5 х 0,3 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. В верхней части иконы – композиция «Поклонение волхвов» на фоне арки, перекинутой между двумя парными колоннами: слева изображена восседающая Мария с Младенцем на коленях. Руки Христа протянуты вперед. За спиной Богоматери изображен Иосиф. Слева представлены три волхва, один из которых – коленопреклоненный. Вверху в облачном сегменте – шестиконечная звезда с лучами. Фон композиции гладкий, позем в виде холмов с травами. В нижней части иконы в круглом медальоне поясное изображение Богоматери Умиление. Икона орнаментирована тремя вставками с просечной резьбой в виде виноградных стеблей, листьев и гроздьев, и обрамлена тремя выпуклыми линиями, средняя линия – широкая, с насечкой. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Икона подвесная Тайная вечеря. XIX в. Перламутр, резьба 13 х 13,5 х 0,5 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие, с изображением Тайной вечери: вокруг стола на фигурных ножках, с узорчатой боковиной, восседают Иисус Христос и двенадцать апостолов. Справа внизу представлен Иуда с мешочком в опущенной левой руке. На столе чаша, нож, клещи. Вверху композиция обрамлена драпировкой. Фон гладкий, позем в виде гладких и заштрихованных ромбов. Край раковины обработан волнообразно. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Икона подвесная Благовещение. Крещение. Вознесение. XIX в. Перламутр, резьба 13 х 13 х 0,5 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. В трех резных круглых клеймах в невысоком рельефе представлены композиции: «Воскресение Христово», «Благовещение», «Богоявление». На первом клейме Христос изображен в движении, на поверженных вратах ада, в развевающемся плаще, с крестом в левой руке. На втором клейме изображена в рост, фронтально Дева Мария с прижатой к груди левой рукой. Справа на облаке представлен архангел Гавриил, склонившийся к Марии, с пальмовой ветвью в руках. На следующем клейме поколенное изображение Христа со сложенными у груди руками и Иоанна Предтечи (справа), возложившего руку на голову Христа. Слева условно обозначены горки, внизу – параллельными линиями – воды Иордана. Вверху изображен треугольник – поток света. Фон между клеймами орнаментирован резными параллельными линиями. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая.
Икона подвесная Рождество Христово. Благовещение. Крещение. XVIII в. Перламутр, резьба 14,3 x 12,7 x 0,3 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона круглая, выпуклая, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображены Праздники: Благовещение, Рождество Христово, Крещение. Каждая композиция оконтурена круглой рамкой в виде выпуклой линии. Фон украшен крупными резными листьями и цветами, сетчатым орнаментом. По краю прорезана узка полоска. Края обработаны волнообразно. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Выставки: «Искусство и быт земли Владимирской», Швеция, г. Эребру,1990. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Икона подвесная Тайная вечеря. Праздники. XVIII в. Перламутр, резьба 14,3 x 13,8 x 0,3 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона круглая, выпуклая, с выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в центральном клейме невысоким рельефом изображена Тайная вечеря (Христос и десять апостолов за столом). В меньших по размеру клеймах, расположенных по краю, двенадцать Праздников: Воскресение, Распятие, Отречение Петра (?), Успение, Сретение, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Воздвиженье Креста, Бегство в Египет, Моление о чаше, Вход в Иерусалим. Все клейма круглой формы, обрамлены выпуклой резной линией. Фон украшен резными побегами с листьями, бутонами и цветами. По краю иконы выпуклая тройная линия. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Выставки: «Искусство и быт земли Владимирской», Швеция, г. Эребру, 1990; «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Икона нагрудная Крещение. XIX в. Перламутр, резьба 8,7 x 5,7 х 0,3 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона овальная, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена сцена Богоявления. В центре представлен стоящий в водах Иордана Христос, слева на высоком берегу – Иоанн Предтеча, возложивший правую руку на голову Христу, справа – ангел с покровом в руках. Вверху изображен Святой Дух в виде летящего вниз голубя с исходящими от него лучами света. Икона по контуру обрамлена параллельными выпуклыми линиями. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Экспозиция: «История суздальских монастырей». Икона нагрудная Воскресение. XIX в. Перламутр, резьба, гравировка 9,7 x 6,3 x 0,3 Поступила в музей 1920-е гг. из Ризоположенского монастыря в Суздале. Описание: Икона овальная, с фигурным выступом в виде бутона, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена сцена Воскресения Христа: в центре Христос с крестом в левой руке и с поднятой правой рукой. Слева – две жены-мироносицы, справа – ангел. Фон резан на проем в виде вьющейся виноградной лозы. Композиция сверху обрамлена драпировками, снизу – плетенкой (сквозная резьба). В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Выставки: «Искусство и быт земли Владимирской», Швеция, г. Эребру; «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Икона нагрудная Богоматерь Печерская, с предстоящими. XIX в. Перламутр, резьба 8,4 x 6 x 0,3 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона овальная, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображена восседающая на троне Богоматерь с Младенцем, благословляющим обеими руками. На голове Богоматери венец. Трон с высокой узорчатой дугообразной спинкой и фигурными балясинами с шаровидными навершиями. У трона двое колено-преклоненных преподобных (Антоний и Феодосий Печерские?) с четками в руках. Фон гладкий. По контуру композиция обрамлена резным орнаментом в виде двух полуваликов с жемчужником между ними. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Выставки: «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991; «Выставка, посвященная 100–летию со дня рождения А.Д. Варганова», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2005 г.; «Приметы милой старины», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Икона нагрудная Рождество Христово. XIX в. Перламутр, гравировка, резьба 5,2 x 4,1 x 0,2 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Икона овальная, с выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне рельефное изображение Рождества Христова: в центре лежащий в яслях запеленутый Младенец, по сторонам – коленопреклоненные Мария и Иосиф, за ними, на фоне – контурное изображение головы вола. Вверху – исходящий из сегмента луч света и звезда в виде цветочной розетки. По контуру иконы обводка в виде выпуклой двойной линии. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Выставки: «Искусство земли Владимирской», Франция, г. Париж, 1991; «Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Варганова», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Икона нагрудная Бегство в Египет. XVIII в. Перламутр, резьба 4,2 x 3,2 x 0,2 Поступила в музей в 1944 г. Описание: Икона овальная, с фигурным выступом, образующим оглавие. На лицевой стороне невысоким рельефом изображена сцена «Бегство в Египет»: в центре – Мария с Младенцем на осле, слева – Иосиф. Вокруг головы Богоматери сияние. Фон гладкий. Позем в виде холмов с травами и цветами. По контуру иконы – обводка в виде выпуклой замкнутой линии. В оглавии отверстие для шнура. Оборотная сторона гладкая. Легенда: Найдена в Суздальском кремле, при рытье траншей Варгановым А.Д. 08.05.1944 г. Выставки: «Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Варганова», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2005; «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Панагия с цепью Богоматерь «Знамение». Первая половина XIX в. Перламутр, металл белый, резьба 14 x 7,6 x 1. Длина с цепью – 72 Поступила в музей в 1920-е гг. Описание: Овальная, состоит из двух наложенных друг на друга пластин, гладкой и резной на проем, соединенных при помощи шести металлических заклепок. В центре на фоне двуглавого орла в овальном медальоне поясное изображение Богоматери «Знамение». Фон орнаментирован прорезным растительным узором. По контуру прорезной орнамент в виде стебля с листьями и цветами. Внизу в овальной рамке рельефное изображение двух перекрещенных ключей, перевитых лентой. Оглавие в виде императорской короны, орнаментированной «жемчужником», цветами, листьями и ромбами, присоединено к основе металлической фигурной петлей. В нижней части панагии три «ушка», к которым на металлических колечках крепятся перламутровые подвески в виде гроздьев винограда. К панагии крепится цепочка, состоящая из чередующихся резных перламутровых цветочных розеток и крестов типа «мальтийских», скрепленных металлическими колечками. У основания цепочки две резные на проем пластинки в виде шестиугольников с растительным узором. Оборотная сторона гладкая. Надписи: На обороте надпись в четыре строки: на арабском языке – «В ПОДАРОК ОТ ФУРИ (КУРИ?) СВЯТЕЙШЕМУ АРХИЕПИСКОПУ АНТОНИЮ», и на греческом языке: «ИЕРУСАЛИМ». Легенда: Судя по надписи, икона была сделана в подарок архиепископу Антонию, и, возможно, преподнесена ему паломниками. Предположительно, речь может идти об архиепископе Владимирском и Суздальском Антонии (Александре Ивановиче Павлинском), возглавлявшем Владимирскую кафедру с 1866 по 1878 гг. Архиепископ был погребен в соборе Рождества Богородицы Рождественского монастыря города Владимира, около могилы св. князя Александра Невского. Экспозиция: «История суздальских монастырей».Кресты - Крест напрестольный Вторая половина XIX в. Дерево, перламутр, резьба 29,5 x 15,5 x 1,8 Описание: Крест деревянный, четырехконечный, с расширенными фигурными концами. На лицевой стороне и торцах обложен резными пластинами перламутра. На средокрестии – горельефное изображение Распятия. Над головой Иисуса Христа на гладком фоне резные буквы IНЦI. По сторонам в рост изображены Богоматерь и Иоанн Богослов. На верхнем выступе – поясной Саваоф и Святой Дух в виде голубя в медальоне на его груди. В основании креста – глава Адама, внизу изображена великомученица Екатерина, в короне, с пальмовой ветвью и колесом, символом ее мученической кончины, в руках. Центральная часть перекладины покрыта гравированным сетчатым орнаментом. Надписи: На обороте потухшая чернильная надпись: «С..А.. 1873 г. Изъ Иерусалима. Т.И.С.». Выставки: «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Приметы милой старины», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006. Крест напрестольный XIX в. Дерево, перламутр, резьба 29,5 x 15,5 x 1,8 Поступил в музей в 1920-е гг. Описание: Крест деревянный, четырехконечный, с расширенными фигурными концами. На лицевой стороне и торцах деревянная основа креста обложена перламутровыми пластинами. На средокрестии и правом конце перекладины перламутровые пластины утрачены. На гладком фоне верхней перекладины резные буквы IНЦI. Слева в рост изображена Богоматерь. На верхнем выступе – поясной Саваоф и Святой Дух в виде голубя в медальоне на его груди. В основании креста – глава Адама, внизу изображена великомученица Екатерина, в короне, с пальмовой ветвью и колесом, символом ее мученической кончины, в руках. Центральная часть перекладины покрыта гравированным сетчатым орнаментом. Крест напрестольный XIX в. Дерево, перламутр, бархат, резьба 29,5 x 15,5 x 1,8 Поступил в музей в 1920-е гг. из Покровского монастыря в Суздале. Описание: Крест деревянный, четырехконечный, с расширенными фигурными концами. На лицевой стороне и торцах деревянная основа креста обложена перламутровыми пластинами. На средокрестии – рельефное изображение Распятия. Над головой Иисуса Христа на гладком фоне резные буквы IНЦI. По сторонам в рост изображены Богоматерь и Иоанн Богослов. На верхнем выступе – поясной Саваоф и Святой Дух в виде голубя в медальоне на его груди. В основании креста – глава Адама, внизу изображена великомученица Екатерина, в короне, с пальмовой ветвью и колесом, символом ее мученической кончины, в руках. Центральная часть перекладины покрыта гравированным сетчатым орнаментом. Крест врезан в доску, обитую с лицевой стороны фиолетовым бархатом, с двумя накладными шпонками на обороте. Крест на подставке XIX в. Дерево, перламутр, металл, литье, резьба 25 x 9 x 1,3 (с подставкой) Поступил в музей в 1920-е гг. Описание: Фигура Христа (демонтирована) накладная, из белого металла, литая. Над головой Христа – гравированная монограмма: «INRI». В основании креста – глава Адама. На нижнем конце – святая мученица Екатерина, в рост. На верхнем и боковых концах креста квадратные утолщенные пластины с изображениями. Вверху представлена композиция «Всевидящее око», на боковых перекладинах: слева – две перекрещенные руки, справа – Иерусалимский крест (равноконечные большой и четыре маленьких креста). На торцах по периметру декоративное обрамление в виде резных фигурных лепестков. Внизу орнамент в виде «IXXI». На лицевой стороне подставки в нише – вырезанная из перламутра фигура сидящего с руками за спиной Христа («Христос в темнице»?). На обороте креста находятся круглые перламутровые вставки, имеющие окошечки и помеченные римскими цифрами от I до XIV, обозначающими остановки Крестного пути Христа, и буквы STA (вероятно, начальные буквы латинского слова «statio» – стояние). Крест на подставке XIX в. Дерево, перламутр, резьба 22 x 10,2 x 1,7 (с подставкой) Поступил в музей в 1920-е гг. Описание: Фигура Христа накладная, из перламутра. Над головой Христа – гравированная монограмма: «INRI». В основании креста – глава Адама. На нижнем конце – святая мученица Екатерина, в рост. На верхнем и правом концах креста квадратные утолщенные пластины с изображениями: вверху – композиция «Всевидящее око», справа – Иерусалимский крест (равноконечные большой и четыре маленьких креста). Пластина слева утрачена. На торцах по периметру декоративное обрамление в виде резных фигурных лепестков. На подставке впереди в нише – перламутровая иконка «Рождество Христово», с полукруглым завершением, со сквозной резьбой. На обороте креста находятся круглые перламутровые вставки, имеющие окошечки и помеченные римскими цифрами от I до XIV, обозначающими остановки Крестного пути Христа, и буквы STA (вероятно, начальные буквы латинского слова «statio» – стояние). Крест напрестольный Вторая половина XVIII – начало XIX в. Дерево, перламутр, резьба, гравировка 24,8 x 11,4 x 1,5 Поступил в музей в 2009 г. Описание: крест восьмиконечный, из резных перламутровых пластинок, смонтированных на деревянную основу. Иконографический тип: «Распятие с предстоящими». Средняя часть креста украшена насечкой в виде «елочки» с точками, фигура Христа отсутствует. По краям большой перекладины – накладные полуфигурные изображения Богородицы и Иоанна Богослова. На верхней перекладине – Бог Саваоф с голубем, символизирующим Святого Духа. В нижней части креста – фигура святой Екатерина с пальмовой ветвью в руках. Под косой перекладиной – глава Адама, чуть ниже – небольшое отверстие, вокруг которого буквы «Г N I И Х Р», обведенные в овал. Между двумя верхними перекладинами крепится табличка с буквами «I N Ц I» под титлами. Справа от средокрестия на большой перекладине в овале буквы «ХС» под титлом. Изображения выполнены невысоким рельефом в сочетании с гравировкой. Крест наперсный XIX в. Перламутр, резьба, гравировк 11,7 x 7,3 x 0,5 Поступил в музей в 1920-е гг. Описание: Крест четырехконечный, с квадратным средокрестием, с фигурными концами в виде трех окружностей. На лицевой стороне рельефное изображение Распятия. Над ним табличка с надписью по диагонали «INRI». Внизу – глава Адама. Средник креста и фигурные концы покрыты гравированным сетчатым орнаментом. Концы креста украшены резными перетянутыми снопами и кругами по сторонам. Вверху ушко с отверстием для шнура. Выставки: «Пасхальный подарок», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006; «Приметы милой старины», Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2006. Экспозиция: «Русские иконы XVIII – начала XX в.». Крест наперсный XIX в. Перламутр, резьба, гравировка 8,8 x 5,2 x 0,3
Поступил в музей в 1920-е гг. Описание: крест четырехконечный, с расширенными зубчатыми концами. На лицевой стороне в невысоком рельефе изображено Распятие. Над ним плохо разборчивая процарапанная надпись: INRI. Внизу – глава Адама. Глаза, брови и губы подцвечены черной и красной красками. Вверху ушко с отверстием для шнура. Крест наперсный Вторая половина XVIII – начало XIX в. Перламутр, гравировка, резьба 5 x 3,2 x 0,3 Поступил в музей в 2009 г. Описание: крест четырехконечный, с завершением лопастей в виде трех полукружий. В верхней части немного выгнут. На лицевой стороне изображение Распятия, выполненное в невысоком рельефе. Над головой Христа – табличка с гравированными буквами: «I N Ц I». Фон обработан насечкой из тонких пересекающихся линий. По периметру – линейный орнамент, повторяющий форму креста. Вверху ушко с отверстием для шнура.Список литературы 1. Гнутова С.В. Паломнические реликвии из Святой Земли во времена великого князя Сергея Александровича // Православный паломник. № 2 (27), 2006. С. 37—43. 2. Гнутова С.В. Паломнические реликвии Святой Земли в России (XIX - нач. XX в.) Доклад, прочитанный на Международной научно- общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции» 1–2 ноября 2005. 3. Денисова Е.В. Перламутр в светском и церковном декоративно-прикладном искусстве, на материалах ГМИР. Труды государственного музея истории религии. Вып I. СПб., 2001. 4. Дмитриевский А.А. Иконная торговля Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. СПб, 1908. 5. Елькова Е.Ю. Паломнические реликвии из собрания ГИМ // Святая Земля в русском искусстве. Каталог. М., 2001. С. 278—283. 6. Залесская В.Н. Христиане на востоке // Христиане на востоке: Искусство мелькитов и инославных христиан: Каталог выставки. СПб., 1989. С. 13. 7. Кокорина Н.А. Опыт атрибуции крестов из захоронения священ- нослужителя в Спасо-Евфимивом монастыре // Материалы исследований. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Сборник № 16. Владимир, 2010. 8. Кольцова Т.М. Перламутровые кресты // Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области. Каталог. Сост. Т.М. Кольцова. М., 2006. Ч. IV. 9. Сидоренко Г.В. Евлогии и Святая Земля // Святая Земля в русском искусстве. Каталог. М., 2001. С. 272—277. 10. Уханова И.Н. Из истории резьбы по перламутровым раковинам в России// Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1982 г. Т. XLVII. С. 25—27. 11. Уханова И.Н. Культовые изделия из перламутра, дерева и кости XVIII – начала XX века // Христиане на Востоке: Каталог выставки. СПб., 1998. С. 60—107. 12. Уханова И.Н. Отражение контактов мастеров Восточного Средиземноморья и России в художественной резьбе по перламутру // Россия и христианский восток. Выпуск II—III. М., 2004. С. 381—391. 13. Фелькерзам А. Перламутр и его применение в искусстве // Старые годы. 1911. Ноябрь. С. 18—32. 14. Христиане на Востоке: Каталог выставки. СПб., 1998. 15. Черкашина Г.П. Перламутровые реликвии Палестины // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. № 7—8 (19), июль-август, 2004. С. 20—26. 16. Черкашина Г.П. «Перламутровая ризница» Гефсиманского Успенского скита (к вопросу о производстве) // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000. С. 329—349. 17. Ювачев И.П. Паломничество в Палестину к Гробу Господню. СПб., 1900. 18. 150 лет Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Паломничество во Святую Землю. М., 1997. С. 302–308. Серебряные напрестольные кресты ХѴІ-ХІХ веков в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Музеи Владимирской области.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Экспозиции Суздальского Кремля: - Собор Рождества Богородицы; - Экспозиция История Суздальской земли; - Детский музейный центр; - Древнерусская живопись (Благовещенская церковь); - Иорданская сень; - Крестовая палата.
Экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря: - «История суздальских монастырей»; - Золотая Кладовая - сокровищница прикладного искусства; - Русская икона XVIII - начала XX века. Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв.; - Книжные сокровища шести столетий; - Музей наивного искусства; - Фрески Гурия Никитина (Спасо-Преображенский собор); - Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский; - Аптекарский огород; - «Побеждая время» - "живой" музей реставрации; - Сплетение судеб - рассказ о творчестве режиссеров Тарковского и Гуэрры; - Суздальская тюрьма.Copyright © 2015 Любовь безусловная |