Серебряные напрестольные кресты ХѴІ-ХІХ веков в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Серебряные напрестольные кресты ХѴІ-ХІХ веков в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Быкова М.А.
В коллекции драгоценных металлов Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранятся двадцать шесть напрестольных крестов в серебряных окладах. В настоящее время эта важная составная часть музейного собрания культовых предметов недостаточно изучена. В каталоге Н.Н. Трофимовой «Русское прикладное искусство XIII - начала XX в.» опубликованы только семь крестов ХѴІ-ХѴІІ вв.
За последнее десятилетие появилось много работ, посвященных изучению напрестольных крестов ХѴІ-ХѴІІІ вв., хранящихся в музейных собраниях России. Произведения первой половины XVIII в. из Музеев Московского Кремля опубликованы И.Д. Костиной, кресты ХѴІ-ХѴІІ столетий из фондов Архангельского музея - В.П. Соломиной, ярославские, сольвычегодские, новгородские и псковские памятники ХѴІ-ХѴІІ вв. - В.В. Игошевым. Большая коллекция новгородских крестов вошла в капитальный труд о декоративно-прикладном искусстве Великого Новгорода.
Богослужебный крест является важнейшим предметом церковной утвари. Он символизирует орудие казни и одновременно - Искупительную жертву Христа. Кресты широко распространены как необходимая принадлежность литургического пространства христианского храма. На престоле храма вместе с Евангелием всегда находится «Святой крест с изображением распятого Господа, как орудие смерти Христовой и нашего спасения. После литургии и молебных пений крест выносится священником к народу для целования».
Вплоть до XVII в. подобные кресты на Руси именовались воздвизальными, поскольку воздвигались (поднимались) священником в праздник Крестовоздвижения. Существовали также, в соответствии с предназначением, водосвятные, молебные, осеняльные и благословенные (благословящие) кресты. Иногда эти функции исполняли кресты одинаковой формы. Кресты в металлических окладах часто служили мощевиками. Мощи помещались внутри, а надписи о них, иногда с изображениями соответствующих святых, - на оборотной стороне оклада.
Типология русских напрестольных крестов складывалась на основе византийских образцов. Развитие шло по пути усложнения формы: вероятно, сначала к древнейшему четырехконечному кресту была добавлена верхняя перекладина, обозначавшая табличку с надписью. Позже появилась и нижняя перекладина, прямая или гораздо чаще - наклонная, изображавшая подножие. Так сложилась форма русского восьмиконечного креста, наиболее широко распространенная в ХѴІ-ХѴІІ вв. Наряду с ним существовали также 4-, 6- и 7-конечные кресты.
Произведения ХѴІ-ХѴІІ вв. имели прямолинейные концы, с заметно удлиненным нижним концом. При этом расстояние между ветвями креста, их ширина и длина варьировались в зависимости от периода и места изготовления предмета. Так, для древних новгородских памятников ХII-ХIII вв., а затем и первой половины XVI в., было характерно сближение верхней и средней перекладин и длинная рукоять. В конце XVII в. появляется и в последующем столетии становится широко распространенной трехлопастная форма верхнего и бокового концов с нижней перекладиной в виде овала. В XIX - начале XX в. кресты часто возвращаются к простым прямолинейным очертаниям.
Значение напрестольного креста как храмовой реликвии всегда вызывало особое отношение к его оформлению. Важнейшим материалом для него на протяжении веков было дерево, «олицетворявшее и ветхозаветное Древо жизни, и новозаветное древо Истинного креста». Кресты украшали живописными или резными изображениями, а также накладными деталями или сплошным окладом из драгоценных металлов (чаще всего - из серебра и гораздо реже - из золота). В ХѴІ-ХѴІІ вв. широко использовалась узорная серебряная басма, которой крест обивался со всех сторон. Басменные оклады встречаются на памятниках вплоть до начала XVIII в. В ХѴІ-ХѴІІ столетии серебряные кресты также украшались сканью, что особенно характерно для новгородских произведений (в нашей коллекции таких памятников нет). Однако гораздо чаще серебряные оклады крестов XVII и последующих столетий выполнены в технике чеканки или гравировки. В XVIII в. также применялись эмаль и чернь. Лицевую сторону креста украшали жемчугом в виде обнизей или отдельных жемчужин в оправе, а также цветными камнями и стеклами.
Иконографическая схема произведений включает обязательное изображение в средокрестии распятого Христа (литое, басменное, чеканное, резное). На боковых концах помещаются изображения предстоящих у креста Богоматери и Иоанна Богослова, иногда дополненные фигурами святой Марии и сотника Лонгина. На верхнем конце представлены небесные силы: херувимы или слетающие к кресту скорбящие ангелы; позже здесь изображается благословляющий Саваоф и Святой Дух в виде голубя, реже - евангельский сюжет. Нижний конец украшается орнаментом или вкладной надписью, а во второй половине XVII в. здесь появляются изображения Страстей Христовых. На обороте помещаются изображения святых, сведения о мощах, вкладные надписи. Свободное от лицевых изображений пространство оклада заполнял орнамент, чаще всего растительный, исполненный в соответствии с художественными вкусами эпохи.
В настоящее время в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника находится ряд напрестольных крестов, выполненных в различных материалах. Деревянные кресты с живописными изображениями или резьбой по дереву и перламутру хранятся главным образом в коллекции икон. Один перламутровый крест относится к коллекции «Археология Суздаля». Металлические позолоченные и посеребренные, а также меднолитые кресты хранятся в фонде металла.
Напрестольные кресты с серебряными накладками или в окладе из серебра относятся к музейной коллекции драгоценных металлов и составляют предмет данного исследования. Произведения датируются ХѴІ-ХІХ вв. Четырнадцать крестов находятся в постоянных экспозициях, двенадцать - в фондохранилище. Отдельные экспонаты в разное время выдавались на внутримузейные и внешние выставки.
Своим происхождением большинство памятников связано с храмами и монастырями Владимира и Суздаля, откуда они передавались при «ликвидации» местных культовых учреждений в 1920-х гг. В графе «источник поступления» значатся владимирские Предтеченская и Борисоглебская церкви, суздальский Рождественский собор, Смоленская и Входоиерусалимская церкви, Покровский, Ризположенский и Васильевский монастыри. Один крест поступил из Древлехранилища Братства Александра Невского. Происхождение нескольких экспонатов не установлено.
Сведения о серебряных крестах в краеведческой литературе XIX - начала XX в. достаточно скупы. В различного рода путеводителях по Владимиру и Суздалю авторы часто ограничивались упоминанием о том, что «сохранились священные предметы (иконы, кресты, кадило...) от XVII века». Выделялись лишь отдельные древние или имеющие историческое значение предметы. Большее внимание уделялось напрестольным крестам в описях монастырского или храмового имущества. Кресты фиксировались при описании престола, часто им отводили особый раздел в ризничной описи, поскольку в местных храмах и монастырях сохранялось огромное количество крестов. Так, Опись Покровского монастыря в Суздале 1651 г. насчитывала «три креста воздвизальных, обложенных серебром чеканным сканным», восемь серебряных с «мощми», два медных и один «деманидный» крест. По Описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г. значились два серебряных чеканных напрестольных воздвизальных креста с мощами, сканный напрестольный крест, два благословенных деревянных креста с серебряными накладками. В Ризположенском монастыре по Описи 1771 г. имелось три серебряных напрестольных креста, а в начале XX в. - уже семь серебряных и два медных. В настоящее время, согласно Книгам поступления, в музейном собрании хранятся три экспоната из Покровского монастыря и два - из Ризположенского, произведений из Спасо-Евфимиева монастыря нет.
Напрестольные кресты музейной коллекции можно разделить по группам в соответствии с датировкой.
Ил. 1 Кресты напрестольные. XVI в.
Самыми ранними в коллекции являются три креста XVI столетия (ил. 1). В их числе шестиконечный крест в басменном окладе с накладным литым Распятием и басменной дробницей с изображением Нерукотворного Спаса. Его отличают тонкие прямые ветви, отсутствие нижней перекладины, небольшой размер накладного Распятия. Эти черты были характерны для русских крестов XV - начала XVI в. Форма креста и Распятия, плетеный орнамент оклада позволяют предположить северное (новгородское) происхождение креста.
Еще один крест сделан из темного дерева, без оклада, с гладкими серебряными оковками концов (сохранилась только одна на верхнем конце). В средокрестии помещено небольшое накладное литое Распятие с надписью «Царь Славы» над нимбом Христа. Особенностью этого произведения является прямая нижняя перекладина. Подобные кресты датируются в пределах XVI столетия. Экспонат происходит из Покровского монастыря в Суздале.
Третий крест восьмиконечный, с наклонной перекладиной и немного суженным концом-рукоятью. Со всех сторон обложен серебряной басмой с характерным для XVI в. орнаментом в виде крупных цветов, помещенных в круги, образованные гладким вьющимся стеблем. В средокрестии накладная пластина с басменным изображением распятого Христа. Фигура Христа удлиненная, голова сильно склонена к плечу, торс немного изогнут. Крест сильно потерт, верхний конец сломан, в двух местах чинен незолоченой басмой XVII в. с рисунком в виде трилистников, отходящих от прямого штамба. С правой стороны на окладе сохранились два непрозрачных коричневых стекла. Крест поступил в музейное собрание из Церковно-исторического древлехранилища при Братстве князя Александра Невского. На рукояти сохранилось несколько старых погашенных номеров и в том числе - № 5, под которым в Описи древлехранилища значится «крест восьмиконечный XVI в. ветхий, обложен басмой ветхой с изображением Распятия без предстоящих. Крест когда-то был украшен камнями, из коих уцелели два - темного и зеленоватого цвета». Это описание полностью совпадает с предметом, за исключением цвета камней. По всей видимости, речь в описи идет именно о данном кресте, который происходит из Спасского монастыря в Муроме.
Кресты XVII столетия в музейном собрании более многочисленны. Они близки между собой по форме - в основном это восьмиконечные кресты с прямолинейными концами, но различаются характером орнаментации.
Ил. 2 Крест напрестольный. 1604 г.
Наиболее значимым произведением является напрестольный крест-мощевик 1604 г. (ил. 2), вложенный в Покровский монастырь неизвестным вкладчиком. Подробная вкладная надпись, вырезанная на обороте, называет только его имя - «многогрешный раб Божий Василий, во святом крещении Потапий». При этом крест сделан из дорогостоящих материалов, а его исполнение отличается очень высоким качеством, которое говорит об участии столичных мастеров. Рисунок и пропорции фигуры Христа правильные, чеканка высокорельефная. Растительный орнамент из тонких сплетающихся трав свободно занимает пространство лицевой пластины и хорошо читается на проканфаренном фоне. На венце Христа и по краям помещены крупные камни: изумруды, сапфиры, шпинели, большие жемчужины в глухих оправах, по контурам закреплена жемчужная обнизь. Оборотная сторона креста украшена гравировкой: в круглых клеймах изображены одиннадцать святых и обронная надпись «Кровь Господа нашего Иисуса Христа». Торцы гравированы рядами геометрического узора. Наличие мощей, тщательность исполнения, дорогостоящие камни и жемчуг делают крест ценной реликвией. В упоминавшейся Описи 1651 г. он был записан первым, что отражало его значимость для современников.
Ил. 3 Крест напрестольный. 1641 г.
Большое художественное и историческое значение имеет напрестольный крест 1641 г.27 (ил. 3), связанный с именем Сера- пиона, архиепископа Суздальского и Тарусского. Он занимал суздальскую кафедру с 1634 по 1652/1653 г. Серапион вел активную деятельность в епархии, украшал храмы, «возобновил» фрески Рождественского собора, вел подготовку к прославлению преподобной Софии Суздальской, свидетельствовал ее гробницу в Покровском монастыре.
В 1641 г. «повелением» Серапиона был сделан рассматриваемый крест с довольно широкими ветвями и сближенными верхними перекладинами. Лицевую сторону занимают чеканные изображения Распятия с двумя предстоящими, вверху - херувим и два ангела, вокруг - четкий узор из вьющихся стеблей. На обороте гравированные изображения «Богоматери Знамение», ангела, святителей Иоанна и Феодора Суздальских. Включение в состав изображений местных святых было характерно для различных художественных центров Руси; так, на крестах из Троице-Сергиева монастыря часто помещались образы преподобных Сергия и Никона Радонежских. Среди предметов коллекции ВСМЗ это единственный пример, дающий основание отнести крест к работам суздальских серебряников. Лицевая сторона креста обведена жемчужной обнизью, упомянутой в Описи Ризположенского монастыря 1771 г. («два креста серебряные чеканные, один до подножия обнизан жемчугом»), что позволяет считать ее первоначальной. Другая деталь - накладной венец Христа, украшенный мелкой бирюзой, напротив, вызывает сомнения. Форма венца в виде лучей с гнездами для вставок характерна для более позднего времени: так украшались оклады икон XIX столетия. Отсутствие упоминаний о венце в монастырской описи 1771 г. дает основание предположить, что крест был дополнен венцом уже после составления описи.
Ил. 4 Кресты напрестольные. Вторая половина XVII в.
К работам местных мастеров относятся и кресты второй половины XVII в. (ил. 4). Изображения Распятия и предстоящих дополнены в них фигурой святителя в рост, помещенной на пересечении нижней перекладины. В произведениях продолжается традиция сочетания чеканных изображений на лицевой стороне и гравированных на обороте. Датировку и происхождение сообщают вкладные надписи. Семиконечный крест 1673 г. с изображением Василия Великого был сделан «в богоспасаемом граде Суждале» в Васильевский монастырь, восьмиконечный крест 1674 г. с образом Николы Зарайского - в Покровский монастырь. Интересен крест, «построенный» в 1692 г. «в Суждаль на посад в храм Входа во Иерусалим». В его облике можно отметить новые черты: ветви креста широкие, изображения предстоящих заменены картушами с монограммами, на нимбе Христа закреплен накладной просечной венец в виде сияния из лучей, соединенных по краю узкой полосой металла (такая форма венца появляется на окладах икон в самом конце XVII в.).
Отдельную группу произведений составляют кресты XVII - начала XVIII в. традиционной восьмиконечной формы, в окладах из узорной серебряной басмы с накладными пластинами, на которых чеканкой изображено Распятие, четверо предстоящих и два летящих ангела. Пропорции фигур укороченные, лики схематичные. Басма упрощенного рисунка, дополненная местами канфарником, чинена медными пластинками. Сильная потертость, разрывы и утраты басмы позволяют предположить, что кресты активно использовались в богослужении. Невысокое мастерство исполнения наряду с упрощенным стилем относят их к числу произведений, массово изготавливаемых местными (владимирскими или суздальскими) мастерами.
Ил. 5 Крест напрестольный. 1694 г.
Среди памятников этого времени выделяется напрестольный крест 1694 г. (ил. 5). Верхние концы расширенные, трехлопастные, нижний конец-рукоять килевидный, на месте нижней перекладины - фигурные выступы. Это самый ранний крест в нашей коллекции, имеющий подобную форму, которая становится широко распространенной в XVIII столетии. В средокрестии высоким рельефом чеканено Распятие, на концах - Саваоф в окружении облаков и предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов. Фон лицевой стороны и торцов украшен пышным цветочным орнаментом, исполненным низкорельефной чеканкой. На обороте шесть овальных медальонов с надписями о вложенных мощах (один гладкий). В самом крупном медальоне, расположенном на рукояти, читается многострочная вкладная надпись: «Сей животворящий крест Господень со святыми мощами построен града Владимира в ружную церковь Иоанна Предтечи и великомученика Никиты Благовещенскаго собора что у Великих государей на сенях ключарем Иоанном Владимирцом во славу Пресвятыя Троицы и Пречистыя Богородицы и всех святых во освящение с верою притекающих к нему и лобзающих его в поминовение рода моего мене недостойнаго лета ЗСВ (7202) /1694/ года марта в 30 день».
Крест происходит из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи (с приделом мученика Никиты) во Владимире, больше известной как Никитская. Он подробно описан в числе древностей Предтеченской (Никитской) церкви в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» с упоминанием о хранившихся здесь же двенадцати книгах миней месячных, вложенных Иоанном Афанасьевым сыном Владимирцем. В настоящее время в коллекции старопечатной книги ВСМЗ сохранилось восемь служебных миней и Октоих 1690-1692 гг. из Никитской церкви, с собственноручной вкладной надписью «ключаря Ивана Афанасьева сына Владимирца». Должность ключаря, в особенности кремлевского храма, считалась весьма высокой. «В иерархии рангов священнослужителей собора ключарь занимал второе место после настоятеля. В его ведении находилось все ризничное имущество. Поскольку Благовещенский собор являлся домовой церковью царской семьи, его священнослужители назначались не патриархом, а самим царем... Они имели более высокий образовательный ценз и находились в привилегированном положении». Ключарь Благовещенского собора Московского Кремля Иван Афанасьев занимал эту должность с 1692 г. Его имя многократно упоминается в описях соборного имущества 1701-1703 (1721) гг. Он делал различные вклады в Благовещенский собор, в том числе - напрестольное Евангелие в серебряном окладе и золотой напрестольный «корсунский» крест 1698/1699 г. Этот крест был самым драгоценным в храме, использовался в дни важнейших праздников и при архиерейском служении. По всей видимости, ключарь Иван Афанасьев был родом из Владимира. Это доказывают вкладные надписи на кресте и книгах из собрания Владимиро-Суздальского музея, в которых он подчеркнуто назван Владимирцем. В то же время в надписях на кресте и Евангелии из Благовещенского собора вкладчик называет себя просто «недостойный ключарь Иоанн Афанасиев» и «грешный ключарь Иоанн». Возможно, именно он упоминается во вкладной книге владимирского Рождественского монастыря как «священник Иоанн Афанасиев сын Леднев», давший в церковь 22 ноября 1690 г. большую медную точеную лампаду. Имя владимирца Афанасия Леднева, владельца лавки «в Пятницком ряду в Зарядье» встречается в Книге полавочного сбора 1684 г. Форма креста, характер лицевых изображений и орнамента, наличие московского клейма «левковой» пробы серебра свидетельствуют о том, что крест был исполнен столичным мастером по заказу Ивана Афанасьевича (Леднева?) в числе его многочисленных вкладов 1690-х гг. в Предтеченскую церковь своего родного города Владимира.
Ил. 6 Кресты напрестольные. XVIII в.
Следующая группа напрестольных крестов относится к XVIII в. (ил. 6). Все они одинаковой формы, с фигурными концами. Лицевые изображения и пышный травный орнамент выполнены в основном в технике чеканки.
В самом начале столетия был исполнен крест, обложенный с лицевой стороны гладкой серебряной пластиной с тисненым точечным узором по контурам. На чеканных накладках - Распятие, четыре предстоящих, два ангела. Тело Христа укороченных пропорций, с сильным изгибом в коленях, повязка в виде рельефных складок. На накладках имеются клейма г. Москвы начала XVIII в. и два неразборчивых.
Напрестольный крест аналогичной формы отличается изображениями на нижнем конце. Здесь, под Голгофским крестом и главой Адама, представлены орудия Страстей: колонна с петухом наверху, копие и трость, вервие и гвозди. Изображения, связанные с темой Страстей Христовых, становятся чрезвычайно характерными для русских напрестольных крестов, начиная со второй половины XVII в. Символическое значение объясняется евангельскими текстами и апокрифическими источниками: это орудия пригвождения и снятия Христа, символы поругания и предательства. Пробирные клейма на окладе креста отсутствуют, но по стилю исполнения можно отнести его к работам местных мастеров второй половины XVIII в.
Чеканный крест, датированный 1796 г., - типичный памятник конца столетия. Подобную форму и способ крепления пластин лицевой и оборотной сторон на концах винтами с массивными гранеными головками можно видеть на других произведениях этого времени и более поздних крестах. Оборот украшают характерные для искусства рубежа ХѴІІІ-ХІХ столетий вазоны. На окладе хорошо читаются три клейма: герб г. Москвы, клеймо пробирного мастера Алексея Ивановича Вихляева с датой 1796, клеймо мастера-серебряника «СС», которое может означать авторство Степана Савельева или Саввы Семенова (оба мастера работали в 1787-1797 гг.).
Ил. 7 Кресты напрестольные. 1785 и 1793 гг.
Кроме чеканных, в нашем собрании сохранились два креста, украшенных эмалевыми и черневыми дробницами (ил. 7).
Напрестольный крест 1785 г. с лицевой стороны дополняют накладки с живописной эмалью, на которых изображен распятый Христос, в овальных медальонах - Саваоф, Богоматерь, Иоанн Богослов, пещера с главой Адама. В колорите дробниц сочетаются вишневый, желтый и зеленый цвета, фоны синие. На нижнем конце чеканные орудия Страстей. На обороте чеканены гирлянды, букеты и листья, обрамляющие вазон в средокрестье и гладкие картуши на концах. Памятник происходит из Ризположенского монастыря в Суздале. Его упоминает в своем издании В.Т. Георгиевский как «следующий по древности» за серапионовским «типичный крест конца XVIII столетия». На полях книги из музейной библиотеки имеется приписка (почерком директора суздальского музея Варганова А.Д. ?) - «вклад полковницы». Вероятно, имеется в виду вдова, подполковница И.Л. Радилова, проживавшая в с. Ясная Поляна и в 1770-1780-х гг. делавшая вклады в Ризположенский монастырь. Однако документального подтверждения этой версии пока нет. На кресте сохранился весь ряд пробирных клейм, применявшихся в России XVIII в.: городское с гербом Москвы, пробирного мастера Алексея Ивановича Вихляева с датой 1785, альдермана (мастера по качеству) А. Косырева и работавшего в 1776-1792 гг. неизвестного мастера с инициалами «ІПМ».
Крест с черневыми дробницами также московской работы. На нем мы видим клейма Москвы, пробирного мастера Андрея Титова с датой 1793, неизвестных альдермана «АОП» и мастера «ВА». Сюжеты на накладных дробницах: Распятие, предстоящие, благословляющий Саваоф, исполнены чернью густого черного цвета. Интересной особенностью креста, не встречающейся ни на одном из наших памятников, является пластина на нижнем конце с изображением композиции «Грехопадение». На ней представлены Адам и Ева по сторонам от древа, вокруг которого обвился змей. Ева протягивает Адаму яблоко, другой рукой указывая на змея. Внизу еще раз изображена глава Адама как напоминание о пролившейся на нее искупительной крови распятого Христа. Убранство лицевой стороны креста дополняют оправы из прозрачных стекол вокруг дробниц и венчающие их короны с цветными стеклами.
Ил. 8 Крест напрестольный. Лицевая сторона. XIX в. Оборот. XVIII в.
Представляет интерес еще один напрестольный крест, датированный в музейных учетных документах XVIII в. (ил. 8). На лицевой стороне на гладком фоне чеканено Распятие с Саваофом, двумя предстоящими и главой Адама в круглых медальонах, внизу - орудия Страстей, на обороте - фигурные картуши в обрамлении чеканного рокайля. При внимательном изучении этого памятника заметно различие в исполнении изображений на лицевой и оборотной сторонах. Узор на обороте пластичный, прихотливые завитки располагаются свободно и естественно, без строгой симметрии. Чеканка лицевой стороны иная, более суховатая и сдержанная. Здесь представлены только лицевые и сюжетные изображения без орнамента, заключенные в правильные круги. В фигурах передана пространственность, чеканка высокая, переходящая в горельеф на изображениях предстоящих. В положении рук Богоматери, наклоне головы Саваофа заметна нарочитая экспрессия, близкая религиозной живописи XIX в.
При экспертизе серебряного оклада креста специалистами Пробирной палаты выяснилось, что состав серебра не одинаков. Лицевая сторона имеет высокое содержание серебра - пробу 916°, что объясняется предписаниями Манифеста от 3 октября 1797 г., о запрещении мастерам серебряного дела изготавливать вещи из серебра ниже 84 пробы, в то время как проба нижней пластины - 750°, что характерно для более ранних произведений.
Следует отметить, что на самом окладе креста отсутствуют клейма пробы, пробирного мастера и города. По-видимому, он не был представлен для определения металла. На нижнем конце лицевой стороны имеется единственное клеймо «АЖ». Как установлено, это клеймо принадлежит известному суздальскому мастеру XIX в. А. Жилину, который много работал по церковным заказам. Подобное клеймо можно видеть на большом киоте иконы «Богоматерь Корсунская», отреставрированном А. Жилиным в 1877 г., на цате 1844 г. и на иконе XIX в. «Святитель Николай (Никола Можайский)», причем на этой иконе оно тоже единственное.
Очевидно, рассматриваемый напрестольный крест является сборным из разновременных частей, при этом оборотная сторона может быть датирована второй половиной или концом XVIII в., а лицевая - XIX столетием. Мастером, точно повторившим первоначальную форму креста и творчески подошедшим к изображениям лицевой стороны, был суздальский серебряник А. Жилин.
Произведений, датированных XIX в., в коллекции немного. В их числе небольшой восьмиконечный крест с прямыми концами, в гладком окладе с литыми прочеканенными изображениями, близко повторяющими иконографию крестов XVII столетия. Крест происходит из Рождественского собора в Суздале.
Это же происхождение имеет семиконечный напрестольный крест, обложенный со всех сторон гладким золоченым окладом. На лицевой стороне гравирована фигура распятого Христа в терновом венце и монограммы с «греческими» буквами. Изображение выполнено очень искусно. Фигура удачно вписана в контуры креста, гравировка передает все детали изображения, тонкая штриховка по контурам выявляет объем. На обороте тисненая кайма из мелких розеток и «жемчужника». Такая орнаментация, не свойственная памятникам XIX в., заставляет предположить, что крест более ранний. Возможно, он был исполнен талантливым мастером-гравером в конце XVII - первой трети XVIII столетия, когда русские серебряники начинают активно перенимать образы и технические приемы западных мастеров.
Подводя итог, можно отметить, что музейная коллекция напрестольных крестов отражает общерусский процесс складывания распространенных форм креста и изменения в сюжетном строе на протяжении ХѴІ-ХІХ вв.