С 1 октября 1927 г., согласно постановления Совнаркома, владимирский областной музей и его отделения – в Переславле и Суздале, переводится с государственного на местный бюджет. В 1927 г. Владимирский Государственный Областной музей состоял из 5 крупных отделов, являющихся как бы самостоятельными музеями. Исторический музей разделялся на 8 Подотделов: 1) Доисторической культуры. Подотдел включал: палеонтологические находки, предметы неолита, финской культуры и древне-славянской – всего 1713 экспонатов. 2) Военный. Экспонаты Подотдела: оружие, знамена, регалии, карты и планы походов, фотографии и боевые памятники – всего 900. Среди оружия: шлем, дротик и кольчуга XII в., предметы вооружения и снаряжения – кольчуги, шлемы, щит, секиры, бердыши, алебарды и т.п. XIII-XVI веков, полный подбор позднейшего вооружения, громадная коллекция холодного оружия, начиная от стрел и кончая образцами шашек последних времен, знамена и регалии местных полков (Сибирского и Малороссийского) с 1709 по 1900 гг. 3) Бытовой. Экспонаты Подотдела: предметы крестьянского искусства резьбы и раскраски по дереву, металлические изделия домашнего обихода, одежды, головные уборы и разные украшения, громадная коллекция изразцов и две целых фигурных изразцовых печи XVII и XVIII вв., хрусталь, фарфор и фаянс XVIII-XIX вв., изделия из слоновой кости, раковин и перламутра, трубки, табакерки и спичечницы – всего 1136. Весь Подотдел рисует яркую картину культурных запросов и быта Владимирского крестьянина и среднего помещичьего класса с нач. XVIII и до сер. XIX в. 4) Историко-промышленный. Подотдел представлен: образцами старых набоек с 1690 по 1810 г. вместе с орудиями производства набивки, образцами первых фабричных ситцев 1820 г., предметами старинного шитья шелками, шерстями и бисером – всего до 200 экземпляров. 5) Нумизматика. В Подотделе сосредоточены: крупные коллекции монет русских от Удельного периода до 1920-х годов и иностранных почти всех государств мира, жетоны, медали и нагрудные знаки – всего 7343. 6) Художественный. Заключает в себе картины, гравюры, рисунки, барельефы и альбомы. Из картин особенно замечательны: Луки Джиордано «Христос и грешница», В. Васнецова «Распятие», «Похвала» и «Херувимы», Сальватор Тончи «Крещение владимирцев». Из портретов выделяются: Евдокии Лопухиной, царевича Алексея, Екатерины II (гобелен) и Н. Зубова. Всего Подотдел заключает 442 предмета. 7) Архитектурный. Материалом служат фотографии, планы, чертежи и рисунки с разных памятников Владимирского края – всего до 400. 8. Книгохранилище. Здесь собраны рукописи XV-XVIII вв. с миниатюрами, заставками и орнаментом, старопечатные книги в художественно-тисненных кожаных переплетах и старинных окладах и древние грамоты с художественным орнаментом и с вислыми печатями – всего до 1300. При музее имеется научно-справочная библиотека, насчитывающая 25400 томов, поставленных на карточки и внесенных в инвентарную опись. Музей вел научно-исследовательскую и культурно-просветительную работу. до 1927 г. музеем издано 2 выпуска Трудов (1 и 2-й). Средняя ежегодная посещаемость музея в 1926 г. - 12000 чел. При музее имелась библиотека научно-справочного характера с количеством томов до 30000.
В 1929 году ликвидирована Владимирская губерния и образован Владимирский округ в составе Ивановской промышленной области. С 1929 г. – Владимирский окружной музей в составе Ивановского областного музея.С 1930 г. – Владимирский районный музей. В 1930 году из 8 тысяч российских памятников архитектуры 6 тысяч были сняты с охраны и пошли под разные хозяйственные нужды. Тем не менее, о наиболее значимых памятниках музей продолжал заботиться. В 1930 году, с ликвидацией Владимирского округа, Владимирский музей стал называться «Владимирский районный краеведческий музей». В 1931 году музей сняли даже с местных средств. И музей вместе со своими памятниками оказался совершенно нищ. Сектор науки Народного комиссариата просвещения 11 января 1931 года предписывал Владимирскому музею: «Сектор науки считает вполне необходимым произвести изучение состояния здания Дмитриевского собора-музея во Владимире. Целесообразно организовать на месте совместное обследование специалистами… для установления плана систематических наблюдений. Выезд комиссии желательно осуществить в конце января. Желательно привлечь профессора П.И. Дмитриева». В тот же день Владимирский музей отчитывался перед Ивановским областным музеем: «Владимирский музей сообщает, что церковь Покрова на Нерли в настоящее время в удовлетворительном состоянии: в 1929 г. она была побелена, крыша вновь загрунтована и покрашена, вокруг церкви поставлена деревянная ограда. Вместо украденной железной двери навешена новая деревянная дверь. В отношении прочих зданий - колокольни XIX в. и теплой церкви XVIII в., то они предназначены к разборке, о чем было сообщено Вам, деревянный двухэтажный жилой дом Вами разрешено продать на слом…». «По распоряжению Наркомпроса, владимирский музей должен был пересмотреть находящиеся в его ведении фонды из цветных металлов, с целью передачи части их рудметаллоторгу. Колокола, старые пушки, ограды и т. д., не имеющие исторического значения, должны быть немедленно переданы. Но музей распоряжение Наркомпроса выполнять упорно не желает. Районо же, со своей стороны, тоже мер никаких не принимает» («Призыв», 26 марта 1931). «Районным краеведческим музеем совместно с райсоветом СВБ организуется антирождественская выставка. Основной лозунг выставки — «Ни одного прогула в дни рождества». В своей вводной части выставка вскрывает классовые корни религии, ее «усердное служение» царскому самодержавию и капитализму, ту провокационную роль церкви, которую она выполняла по отношению к рабоче-крестьянским массам до Октябрьской революции и которую она выполняет в настоящее время. Специальный отдел выставки посвящен безбожному движению в СССР за первую пятилетку» («Призыв», 1 января 1933). «Выставка 30-летия II съезда партии В связи с проведением юбилея 30-летпя II съезда партии работниками музея под руководством старой большевички тов. Остроумовой в помещении музея организована выставка ІІ-го съезда партии. Выставка содержит отделы: предсъездовский период, роль и значение газеты «Искра», работа 2-го съезда РСДРП, «Северный рабочий союз», владимирская группа РСДРП, пражская конференция 1912 г., 1917 г., пятилетка изменила лицо страны и ВКП(б), вождь и организатор социалистического строительства. Выставка имеет большое воспитательное значение. Она помогает каждому коммунисту, комсомольцу и трудящемуся наглядно проследить и запомнить оформление большевизма, как партии нового типа, так на протяжении всей истории партии большевики под руководством В.И. Ленива и Сталина вели непримиримую борьбу за чистоту учения Маркса, как большевике боролись за массы, вели их на бой с царизмом, капитализмом, на бой с контрреволюцией, интервенцией и за выполнение первого и второго пятилетнего плана» («Призыв», 3 августа 1933).
«В городском краеведческом музее в ближайшее время организуется выставка, посвященная Сталинской Конституции и достижениям во второй пятилетке страны советов и в отдельности Владимирского района. На выставке будут представлены материалы о развитии местной промышленности, - завода «Автоприбор», химического завода, фабрики «Пионер» и других предприятий, о развитии сельского хозяйства района — рост колхозного животноводства, посевных площадей, эффективность применения минеральных удобрений, рост зажиточности и культурности колхозников» («Знамя», 17 января 1937).
«Барельеф А.С. Пушкина на мраморе Владимирский краеведческий музей в ознаменование столетнего юбилея со дня смерти великого русского поэта А.С. Пушкина организовал выставку «Пушкин и его время». Большой интерес на выставке представляет новая работа местного художника Петра Никитовича Аркатова — барельеф великого поэта на мраморной доске. Интересны и другие экспонаты: дуэльный пистолет, такой же системы, из какого ранили Пушкина, портреты поэта, металлические брелки, выпущенные к столетию со дня рождения Александра Сергеевича. В комнате собраны материалы, характеризующие быт начала XIX века — пушкинское время. Здесь портреты декабристов, предметы помещичьего обихода: обстановка, настольные украшения, курительные трубки (чубуки), чайная посуда. Пушкинская выставка несомненно вызовет огромный интерес у посетителей музея. Она — богатое пособие в изучении замечательного литературного наследства А.С. Пушкина» («Знамя», 10 февраля 1937).
«Экспонаты невежинской рябины и владимирской вишни В помещении областного музея идет активная подготовка к открытию областной сельскохозяйственной выставки. Различные отделы выставки художественно оформляются. Выделяется на выставке своими экспонатами плодоовощной отдел, со своими многочисленными мичуринскими сортами яблок, груш, слив, винограда и других плодов, ягод и овощей. Почетное место в этом отделе занимают экспонаты ягод и саженцев знаменитой невежинской рябины. Рябина эта, как известно, имеет хороший десертный вкус и содержит витаминов не меньше, чем лимоны и апельсины. Экспонаты представил колхоз села Невежино, Небыловского района. Не меньший интерес вызовет у посетителей выставки и владимирская вишня, экспонаты которой представлены колхозами владимирских сел: Доброе и Красное. Обращает на себя внимание экспонат черной смородины, присланный опытником-колхозником И.Г. Ивановым из колхоза «Красный луч», Собинского района. Его смородина растет не кустом, а кудрявым деревцом высотой больше 2-х метров и дающим урожай ягод до 8 килограммов» («Знамя», 27 февраля 1937).
«В красной здании музея переоборудуется для отделов (в частности: вводный, дофеодальный период, быт крепостного крестьянина, быт помещика и т. д.). Готовится выставка древнего искусства, где будет представлена живопись до ХVIIІ века, ткани, шитье, чекан и т. д. Белое здание музея в августе было закрыто на ремонт. В нем переоборудуется картинная галерея, в которой будет представлена русская живопись, начиная с ХVIII века. Выставляется ряд картин, не бывших до этого в экспозиции. Галерея будет открыта во 2-й половине сентября. Верх белого здания (отделы капитализма и социалистического строительства), ввиду ремонта и подготовки юбилейной выставки к XX годовщине Октябрьской революции, не будет открыт до ноября месяца» («Знамя», 29 августа 1937).
«В городском музее (угол улиц III Интернационала и Музейной) сейчас идет капитальный ремонт здания. На ремонт будет затрачено около 20 тысяч рублей. Комнаты музея будут иметь чистый, светлый, уютный вид. К XX годовщине Октябрьской революции в музее будет открыт отдел социалистического строительства СССР. Для раздела «гражданская война» владимирский художник Аркатов нарисовал картины: «Приезд товарища Сталина в первую конную армию», «Сибирские партизаны», «Гибель Чапаева под Лбищенском» и «Бой под Каховкой» (захват врангелевских танков). Также готовятся картины и для других разделов. Для раздела «достижения местной промышленности за последние годы» руководители городских предприятий — грамзавод, «Автоприбор», химический, «Укрепком», фабрики «Пионер» и «Оргтруд», и ТЭЦ — обязались представить экспонаты готовой продукции. Отдел картинной галереи уже готов. В нем имеются исторические картины известных русских художников XIX века. Например, имеется подлинник картины «Кружевница» известного художника Тропинина и ряда других» («Знамя», 14 сентября 1937).
«В городском музее заканчивается капитальный ремонт. Началась разборка и установка экспонатов. В выходной день открылась после ремонта картинная галерея. 24 сентября были открыты все три помещения городского музея: красное здание, Успенский собор и белое здание. За день музей посетило более 200 человек. Музей посетили также экскурсанты-студенты библиотечного техникума и из союза строителей» («Знамя», 26 сентября 1937).
Музей готовит к XX годовщине Октября отдел: «Достижения г. Владимира и района за 20 лет». Экспонаты завода «Автоприбор»
Накануне войны занимал два здания: “красное” (Исторический музей) и “белое” (ул. Музейная. 1), где размещались экспозиции отделов природы, дореволюционного прошлого, истории советского периода, картинная галерея, фондохранилище, библиотека, кабинеты и отчасти квартиры сотрудников. Из 27 тыс. экспонатов большая часть находилась на обозрении.
Улица Музейная, д. 1
С началом войны музей потерял “белое” здание, где разместилась воинская часть, а затем его передали фельдшерско-акушерской школе. Экспонаты и библиотеку перенесли в “красное” здание, где пришлось свернуть экспозицию, в Золотые ворота и на хоры Успенского собора. В 1943 г. вещи из Золотых ворот перевезли в Успенский собор, но в 1944 г. собор был передан церкви, а музею предоставили дом № 2 по Почтовому переулку (Дом санкультуры). «В феврале 1944 г. краеведческий музей в связи с 26-й годовщиной Красной Армии организовал в доме №3 по Первомайской улице (сейчас улица Никитская) выставку на тему «История русского оружия». На выставке в первом зале представлены экспонаты вооружения с XII по XX век. Здесь же – интересная карта походов бывших Владимирских Гренадерских Сибирского и Малороссийского полков с 1700 по 1900 годы, а также их боевые знамена. Во втором зале – современное вооружение по отделам: стрелковому, артиллерийскому и инженерному. Кроме того – отдел химического вооружения европейских армий и отдел трофейных экспонатов. «Выставка в дальнейшем будет пополняться новыми экспонатами и по освобождении историко-архитектурного памятника военного зодчества XII века – Золотых ворот – будет перемещена туда, что даст возможность для одновременного обозрения этого замечательного сооружения и выставки. Директор музея Киселева» («Призыв», 26 февр. 1944).
В 1944 г. образована Владимирская область. На основании решения исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 6 февраля 1945 года бывший Владимирский краеведческий музей районного значения реорганизован во Владимирский областной краеведческий музей с непосредственным подчинением областному отделу народного образования. С апреля 1945 года музей находился в ведении областного отдела культурно-просветительной работы исполкома облсовета. «После длительного ремонта открылись залы областного Владимирского краеведческого музея. Экспозиция музея отображает историю Владимирского края с древнейших времен до второй половины XVI века… Специальный зал отображает жизнь владимирского князя Андрея Боголюбского, являвшегося ярким выразителем идеи русской культуры и пробудившего в русском народе великое чувство национального самосознания. Жизни и деятельности Андрея Боголюбского посвящен специальный зал. Введено вновь много ценных экспонатов из древнейших могильников, добытых археологическими раскопками на территории нашего края, шитье и ткани XII-XVI вв., чекан, ювелирные изделия, фотокопии и подлинники старинных рукописных книг» («Призыв», 30 сент. 1945). В 1945 г. памятники архитектуры - белокаменные здания Владимира и Боголюбова, Успенский собор Княгинина монастыря и Богородицкая церковь - из ведения музея перешли к областному отделу по делам культуры. «Во Владимире создается музей древне-русской архитектуры. В нем будет показано развитие русского зодчества, начиная с XI века и кончая XVII столетием. В музее будут представлены лучшие образцы соборной, монастырской, княжеской, купеческой и посадской архитектуры, а также монументальной живописи Владимира, Суздаля, Новгорода, Пскова и других старейших городов» (газеты «Призыв». № 244, 9 декабря 1945). В 1947 г. музей выселили из Почтового переулка в Троицкую церковь - без крыши, окон и дверей и без отопления. В 1948 г. музей провел в ней ремонт за 200 тыс. руб. После войны музей вновь участвует в археологических раскопках: в 1848 г. в Муроме, в 1951 г. - в Суздальском кремле, 1953-1955 гг. - в разведках по Владимиру и Боголюбову и др. С 1957 г. музей принимает участие в исследовании стоянки Сунгирь, открытой в 1955 г. С 1948 г. разрабатываются типовые экскурсии по Владимиру и Боголюбову, составляются экскурсионные тексты, планируется посещаемость музея (в 1948 г. до 15 тыс. чел.), количество экскурсий (в 1957 г. - 370), в 1949 г. вводится Положение о закупочных комиссиях. Библиотека и канцелярия с 1947 г. по 1956 г. помещались в зале заседаний 2-го дома облисполкома (Присутственные места). В 1949 г. на 1 этаже “красного” здания возобновилась экспозиция по древнейшей истории края. С июня 1953 года музей находился в ведении управления культуры Владимирского облисполкома. В 1955 г. музей добился передачи ему Золотых ворот, где в 1957 г. открыл выставку картин, а в 1958 г. экспозицию по военной истории г. Владимира. В 1955 г. в Дмитриевском соборе после окончания реставрационных работ открылась выставка “Архитектура Владимиро-Суздальской Руси". Однако приоритетом становится строительство экспозиции современной истории и отдел природы. Это определяло направление научной, собирательской, просветительной работы, весь пафос музейной жизни. Этому посвящалась и временная выставка “Наша область за 30 лет советской власти", многочисленные передвижные выставки". Музей возобновил издательскую деятельность: в 1956 г. вышел Путеводитель по Владимирскому музею. В 1957 г. состоялся общественный смотр музеев к 40-летию ВОСР. Владимирский музей подготовил стационарную выставку «Владимир за одни день». По итогам смотра в числе 58 музеев были награждены почётной грамотой МК Владимирский и Суздальский музей. Директор музея до 1955 г. - Е.И. Киселева. С 1947 по 1955 гг. - М.А. Перла, 1916 г.р., уроженец г. Тулы, в 1941 г. окончивший Ленинградский коммунистический культурно-просветительный институт им. Крупской, музейно-краеведческий факультет по специальности музеевед-историк. После него некоторое время исполняла обязанности директора зам. по научной части А.С. Королева, 1896 г.р., в 1933 г. окончившая аспирантуру МГУ по истории СССР. В 1955-1956 гг. неудачно директорствовал В.И. Морозов, затем Л.В. Истомина. С 28 августа 1958 г. недолго был В.П. Кондаков.
Решение Владимирского облисполкома об организации Владимиро-Суздальского музея-заповедника, 15 октября 1958 г. Оригинал: ГАВО.
С 1958 г. – Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. 1 ноября 1958 года на основании распоряжения Совмина РСФСР от 11 сентября и приказа по министерству культуры от 25 сентября 1958 года Владимирский музей был ликвидирован и образован Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Его возглавил директор суздальского музея Алексей Дмитриевич Варганов, назначенный на эту должность также в ноябре 1958 года. В состав музея-заповедника согласно Положению от 01.11.1958 года были включены следующие историко-архитектурные памятники: во Владимире: Комплекс памятников Успенского собора, Дмитриевский собор, Золотые ворота, Успенский собор Княгинина монастыря, Боголюбовский монастырь с палатами Андрея Боголюбского, Церковь Покрова на Нерли, Ансамбль Рождественского монастыря, Троицкая церковь; в Суздале: Суздальский кремль, Ансамбль Спасо-Евфимиевого монастыря, Ансамбль Покровского монастыря, Ансамбль Борисоглебского монастыря в Кидекше. В конце 1959 года работу музея проверяла комиссия Министерства культуры РСФСР. Согласно докладной записке от 11 декабря комиссией были сделаны серьезные замечания, послужившие основанием для снятия А.Д. Варганова с должности директора музея. В докладной записке, в частности, было отмечено, что “Основным недостатком в работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника является отсутствие должного руководства со стороны тов. Варганова А.Д. Работа музея по существу пущена на самотек”. Среди недостатков в работе отмечались, что экспозиция Суздальского музея «обветшала и находится на низком культурном уровне», однако, согласно докладной, самым серьезным недостатком в работе музея-заповедника является отсутствие работы по подготовке к открытию отдела советского периода. Фондов по отделу советского периода ничтожно мало… Памятников по истории создания советской власти в крае в музее почти нет. Экспедиции по сбору этих материалов никогда не проводились. С 4 января 1960 года к работе в музее-заповеднике в должности директора приступила Аксёнова Алиса Ивановна. Долгое время в музее не было специального выставочного помещения, так, выставка “Выдающийся художник древней Руси - Андрей Рублёв” (1960 году) экспонировалась в помещении Успенского собора Княгинина монастыря. Другим местом, где экспонировались выставки музея-заповедника, был Дом офицеров, в июне-августе 1961 года в его залах демонстрировалась выставка новых поступлении художественного фонда музея-заповедника. Основной задачей всего коллектива музея в 1960 году явилось создание экспозиции отдела истории советского периода. Свободного помещения не было и пришлось использовать второй этаж исторической экспозиции в красном здании, экспозиция 18-19 веков при этом была разобрана. В ходе создания экспозиции была проведена большая собирательская работа по советскому периоду, в частности, практически все научные сотрудники музея выезжали на крупные предприятия области и в Москву. Были собраны материалы участников Гражданской и Отечественной войн, старых большевиков, деятелей науки и техники. Так, в частности, в это время были собраны материалы большевика Тихомирова, бывшего редактора газеты “Призыв”, поэта А.И. Безыменского, маршала К.А. Мерецкова, ветерана владимирского комсомола генерал-лейтенанта Соколова-Соколенка, комиссара чапаевской дивизии П.С. Батурина и многие другие. В феврале 1960 экспозиция второго этажа была разобрана, а уже в июле состоялось открытие новой. Экспозицию открывало большое полотно, висевшее на стене лестницы в исторической экспозиции, написанное по заказу музея художниками Н.Н. Модоровым и В.И. ІІІамаевым. На картине были изображены символы преуспевающей социалистической экономики, изделия предприятий области. В самой экспозиции подробно рассказывалось о достижениях Владимирской области: в витринах было представлено большое количество образцов промышленной продукции предприятий Владимирской области, макеты, ткани, ковровские мотоциклы, сельский радиоузел и многое другое. 15 сентябре экспозиция была представлена на ВДНХ, директор А.И. Аксёнова и авторы Г.Б. Шлионский и Горелик Лия Романовна были награждены медалями ВДНХ. В 1963 году были начаты и на следующий год завершены работы по проведению центрального отопления в красном здании исторической экспозиции. Были разобраны оба этажа исторической экспозиции, советский отдел - выведен в парк им. 850-летия Владимира. В здании исторической экспозиции проживала семья, не имевшая никакого отношения к музею, для ее выселения в 1961 году потребовалось предоставление двух квартир. По окончании ремонтных работ в 1964 г. была построена новая историческая экспозиция, охватившая период с древнейших времен до 1917 года, и занявшая снова оба этажа здания. Если на первом этаже при этом была фактически восстановлена старая экспозиция, то второй этаж - 18-19 века - был заново перестроен. Вместе с тем, условия работы самих сотрудников оставались довольно стесненными, вся канцелярия музея-заповедника no-прежнему размещалась в одной комнате площадью 35 кв. м., в здании бывших Присутственных мест, где располагались в то время отделы облисполкома. В этой одной комнате размещались все научные сотрудники, хозчасть, бухгалтерия и шкафы с библиотечными книгами, выгородкой был отделен небольшой кабинет директора и заместителя по науке. Рождественский монастырь во Владимире в 1958 году был формально включен в состав музея-заповедника, в перспективном плане музеефикации на 1966-70 гг. мы еще встречаем запись: “Комплекс Рождественского монастыря - вывести арендатора, помещения и территорию приспособить для размещения историко-архитектурного музея-заповедника". В бывшем здании епархиального управления располагалось областное УКГБ. История с передачей монастыря то забывалась, то всплывала вновь. Вскоре начали закладывать фундаменты нового здания областного управления госбезопасности на Октябрьском проспекте, появилась надежда на скорый переезд, однако впоследствии вопрос о перемещении музея в Рождественский монастырь был окончательно отменен не без личного вмешательства Ю.В. Андропова, председателя КГБ СССР. В 1966 г. канцелярия музея переехала в помещение Рождественского монастыря, где музею были выделены четыре комнаты - кабинет директора с заместителем, библиотека, кабинет научных сотрудников и бухгалтерия. 60-е годы были ознаменованы стремительным ростом числа туристов – туристическим бумом, в связи с чем в 1967 г. было принято решение о создании в Суздале туристского центра. Во Владимире в Дмитриевском соборе 1 мая 1966 года была открыта выставка “Архитектура Владимиро-Суздальской Руси”, вместо существовавшей ранее аналогичной выставки на довольно простом оборудовании. Эта выставка просуществовала до середины 70-х годов. Значительным событием в жизни музея и города явилось открытие в 1967 году картинной галереи в переданном музею бывшем центральном павильоне выставки достижений народного хозяйства области (парк им. 850-летия Владимира). В 1969 г. музеем-заповедником был разработан перспективный план музеефикации, главная задача которого состояла в том, чтобы на базе 39 памятников архитектуры дать целостную систему исторических, художественных и этнографических экспозиций. Всего согласно плану в течение 10 лет предполагалось открыть во Владимире и Суздале 40 экспозиций.
Улица Музейная, д. 2 В здании располагается дирекция и экскурсионная служба Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
В 1971 году канцелярия музея из Рождественского монастыря переехала в здание на III Интернационала 43, где музею после переезда редакции “Призыва” в новое здание были выделены помещения на первом этаже. Кабинет директора располагался в нынешнем методкабинете, в 1977 году музею был передан и второй этаж. В 1985 г. музейная библиотека переведена из здания бывшего Архиерейского дома в Рождественском монастыре в канцелярию музея. В 1971 году музею было передано здание Троицкой красной церкви, в котором находился склад. Открытие выставки “Лаковая миниатюра, хрусталь, вышивка” состоялось 1 мая 1974 года, она сразу стала одной из наиболее выразительных, ярких и запоминающихся выставок музея-заповедника.
С 1 июля 1974 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник был реорганизован в Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
В соответствии с решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся от 29 мая 1974 года № 668 «О создании Государственного объединённого Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и преобразовании музеев городов и районов области в его филиалы» в целях дальнейшего совершенствования научно-методического и организационного руководства музейной работой в области, улучшения обслуживания советских и иностранных туристов создан Государственный объединённый Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и с 1 июля 1974 года Александровский, Вязниковский, Ковровский, Муромский, Юрьев-Польский краеведческие музеи, Гусь-Хрустальный и Мстёрский художественные музеи, мемориальный Дом-музей Н.Е. Жуковского преобразованы в филиалы объединённого музея, а художественный музей И.С. Куликова в городе Муроме преобразован в отдел Муромского филиала. Указанным решением Владимирского облисполкома утверждено Положение о Государственном объединённом Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, которым определены статус, задачи, состав и структура, руководство, содержание и формы работы, средства вновь созданного учреждения, его подчинённость. В соответствии с Положением объединённый музей-заповедник являлся научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением, государственным хранилищем исторических, архитектурных, художественных и других памятников материальной и духовной культуры, осуществлявшим свою деятельность на основе централизации управления деятельностью музея в целом и его филиалов, имевшим единое планирование научно-исследовательской, просветительской, хозяйственной и финансовой деятельности, а также единую систему фондохранения и использования фондов в научно-исследовательских и просветительских целях. Основными задачами объединённого музея-заповедника являлись сбор, хранение, изучение и популяризация памятников материальной и духовной культуры; привлечение широких народных масс к познанию истории и культуры русского народа; активная работа по идеологическому воспитанию и формированию мировоззрения граждан в духе времени, научно-атеистическая пропаганда, борьба со всеми формами буржуазной идеологии.
В состав объединённого музея-заповедника вошли: Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с памятниками архитектуры, зданиями и сооружениями г. Владимира, г. Суздаля и посёлка Боголюбово; Вязниковский краеведческий музей с памятниками архитектуры г. Вязники (на правах филиала); Мстёрский художественный музей (на правах филиала); Мемориальный музей Н. Е. Жуковского с усадебным парком и охранной зоной леса (на правах филиала); Художественный музей г. Гусь-Хрустального с Георгиевским собором (на правах филиала); Юрьев-Польский краеведческий музей с памятниками архитектуры г. Юрьев-Польского (на правах филиала); Ковровский краеведческий музей с домом Дегтярёва (на правах филиала); Муромский краеведческий музей с памятниками архитектуры г. Мурома (на правах филиала); Дом-музей И.С. Куликова (на правах отдела Муромского филиала); Александровский краеведческий музей с памятниками архитектуры г. Александрова (на правах филиала).
Объединённый музей-заповедник был ответственен за правильное использование, содержание как самих памятников архитектуры, находившихся на его балансе, так и непосредственно примыкавших к ним территорий.
Структурно объединённый музей-заповедник имел в своём составе: общемузейные службы и подразделения (отдел учёта фондов, централизованная бухгалтерия, отдел кадров, архив, отдел книжных и рукописных фондов, издательский отдел, художественно-оформительский и архитектурный отделы, сектор археологии, отдел реставрации, отдел передвижных выставок, отдел технических средств пропаганды, отдел древнерусского искусства, методический отдел, отдел массовой работы, отдел экскурсионной работы, отдел научно-методического руководства работой филиалов, отделы технического надзора за сохранностью памятников и инженерно-технической службы и снабжения); научно-исследовательские отделы в г. Владимире (отделы дореволюционной истории, истории советского общества, русского дореволюционного и советского искусства); Суздальский филиал (историко-этнографический отдел, музей деревянного зодчества и крестьянского быта, филиал музея-заповедника «Спас-Евфимиевский монастырь», музей самодеятельного художественного творчества народов РСФСР, хозяйственный отдел). Вновь образованный объединённый музей-заповедник находился в ведении Министерства культуры РСФСР, непосредственно подчинялся управлению культуры исполнительного комитета Владимирского областного Совета депутатов трудящихся. За годы, проведенные в составе объединения, в них были созданы высокопрофессиональные экспозиции, лучшими из которых являются «Научное наследие Н.Е. Жуковского» (экспозиция дома-музея), «Художественные изделия из металла» (Александров), «П.И. Багратион – выдающийся русский полководец» (Юрьев-Польский), «Искусство в крестьянском быту» (Вязники), «Искусство советской Мстеры», «Гражданская архитектура и быт Гороховца». В Международный день музеев 18 мая 1983 г. в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального открылся первый в стране Музей Хрусталя им. Мальцовых. В здании собора был проведен огромный объем реставрационных работ, а после открытия была возвращена на свое место отреставрированная картина В. Васнецова «Страшный суд». 70-80-е годы отмечены созданием ряда самых ярких экспозиций во Владимире: «Часы и время» (открылась в мае 1984 г. под сводами бывшего Михайло-Архангельского храма, автор концепции Горелик Лия Романовна), «Православие и русская культура» (в Успенском соборе Княгинина монастыря), Картинной галереи (на территории парка 850-летия г. Владимира), Музея одной картины. В 1986 г. музей «Часы и время» был признан лучшим музеем СССР. Ни одна из этих экспозиций в настоящее время не существует, и это связано в первую очередь с процессом возврата культовых зданий церкви, всего в течение 1991–1996 гг. музеем было передано 17 памятников архитектуры.В 1989 г. – Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
1990 - 1998 гг. - «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».
В соответствии с решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов от 3 февраля 1989 года «О дальнейшем развитии Государственного объединённого Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и преобразовании его во Владимирское объединение музеев» в целях преодоления негативных явлений централизации музейного дела области, активного использования музеями рычагов современного хозяйственного механизма и в соответствии с письмом Министерства культуры РСФСР от 24.10.1988 Государственный объединённый Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник преобразован во Владимирское объединение государственных музеев. Указанным решением Владимирского облисполкома утверждено Положение о Владимирском объединении государственных музеев , которым определены статус, состав и структура, руководство объединения и музеев объединения, содержание и формы работы, его подчинённость. В соответствии с Положением объединение музеев целью организации имело тесную кооперацию музеев по основным направлениям научно-исследовательской и идейно-воспитательной работы всех музеев области. Централизованно осуществлялось планирование и координация наиболее важных аспектов экспозиционно-выставочной и научно-фондовой работы, организация методической службы, подготовка и повышение квалификации кадров в объединении. Децентрализованно в границах полномочий, определяемых Положениями о музеях, осуществлялась финансово-хозяйственная деятельность и практическая работа музеев по созданию экспозиций и выставок, комплектованию и хранению фондов, обеспечение режима использования зданий-памятников. Положения о музеях утверждались исполнительными комитетами районных и городских Советов по согласованию с Владимирским объединением музеев. В состав объединения музеев вошли музеи, профиль которых уточнён в соответствии с составом и содержанием фондовых коллекций, общей направленностью научно-исследовательской и идейно-воспитательной работы и перспективами их развития: Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с филиалом – музеем хрусталя (г. Гусь-Хрустальный) – головной музей объединения; Александровский историко-архитектурный музей; Вязниковский краеведческий музей; Ковровский историко-революционный музей; Муромский историко-художественный музей; Мстёрский художественный музей; Мемориальный дом-музей Н.Е. Жуковского; Гороховецкий краеведческий музей; Юрьев-Польский историко-архитектурный музей. Музеи были ответственны за правильное использование памятников в научных и идейно-воспитательных целях, находившихся на их балансе, организацию оптимального режима эксплуатации памятников и охранных зон. Музеи, входившие в состав объединения, разрабатывали предложения, задания по реставрации и приспособлению памятников архитектуры под музейные цели, участвовали в приемке реставрационных работ, осуществлявшихся за счет бюджетных ассигнований. Руководство Владимирским объединением музеев осуществлялось советом директоров, имевшим следующие полномочия: обсуждение, утверждение и контроль выполнения перспективных и годовых координационных планов научной работы объединения; обсуждение и утверждение перспективных и годовых планов научной работы музеев, входящих в объединение; рассмотрение с привлечением членов учёного совета Владимиро-Суздальского музея-заповедника и утверждение научных концепций и тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок музеев, программ совместных экспозиций, перспективных и годовых планов научного комплектования фондов. Генеральный директор головного Владимиро-Суздальского музея-заповедника подлежал избранию на конференции представителей коллективов с последующим утверждением исполкомом областного Совета народных депутатов. В обязанности генерального директора головного музея-заповедника входило: руководство разработкой координационных перспективных и годовых планов; организация методической службы объединения, квалифицированное методическое руководство деятельностью государственных и общественных музеев области; организация постоянно действующих курсов повышения квалификации музейных работников области; обеспечение организации выставочной деятельности в интересах объединения; руководство экспертной комиссией объединения по комплектованию фондов; обеспечение проведения совместных историко-бытовых и археологических экспедиций объединения. Директора музеев, входивших в объединение, несли полную ответственность за организацию научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, научно-просветительской и хозяйственно-финансовой деятельности музеев, сохранность и использование фондовых коллекций, режим эксплуатации и охраны памятников истории и культуры, организацию деятельности трудовых коллективов музеев. В целях обеспечения единого подхода к развитию музейного дела области и кооперации музеев по ряду важных направлений их работы при головном музее функционировали следующие общемузейные службы и подразделения: методический отдел, обеспечивавший методическую помощь государственным и общественным музеям и осуществлявший подготовку материалов для заседаний совета директоров; постоянно действующие курсы по повышению квалификации музейных работников области; отдел выставочной работы объединения, обеспечивавший планирование в масштабах объединения и обмен выставками между музеями; сектор археологических исследований, обеспечивавший проведение раскопок на территории области; фондово-закупочная комиссия, существовавшая при головном музее и проводившая экспертизу экспонатов по заявкам музеев. Владимирское объединение государственных музеев находилось в ведении Министерства культуры РСФСР, непосредственно подчинялось управлению культуры исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов. Финансирование музеев объединения осуществлялось за счёт бюджетных и внебюджетных средств соответствующих горрайисполкомов области. За музеями объединения сохранялось монопольное право экскурсионной работы на территории и объектах объединения.
«Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, одним только нельзя освободиться от него: насилием. Эта мысль Л.Н. Толстого легла в основу открывшейся во Владимиро-Суздальском музее-заповедника выставки под названием «До днесь тяготеет». Более 1500 фотографий, документов, плакатов, натурных экспонатов рассказывают о трагических страницах нашем послереволюционной истории и судьбах людей, гонениях на церковь, раскулачивании крестьянства, сталинских репрессиях, преследованиях инакомыслия в более позднее время. Большинство документов, представленных на выставке, впервые стало достоянием гласности. Посетители увидели материалы, рассказывающие о Владимирской политической тюрьме, через которую прошли многие известные деятели науки, культуры, искусства, правозащитники 70-х годов» («Знамя», 27 июля 1991).
Здание Присутственных мест. ул. Б. Московская, д. 58
В качестве компенсации в 1992 г. музей получил сначала часть, а впоследствии и полностью здание бывших Присутственных мест, расположенное во Владимире между Успенским и Дмитриевским соборами. В этом здании был создан музейный Культурно-образовательный центр «Палаты», включивший в себя Детский центр с экспозициями: «Старорусская школа», Музей игрушки, Музей былины, «Русский дом», «Рождение книги», украшением первого этажа стала необычная экспозиция «Прогулка по старому Владимиру», превратившая длинный коридор скучного казенного здания в увлекательное музейное путешествие по старому городу. В огромных залах второго этажа разместилась выставка «Минувших дней очарованье…», где посетитель может окунуться в очаровательный мир русской усадьбы. На втором этаже представлено также собрание живописных произведений Владимиро-Суздальского музея-заповедника (Картинная галерея). Выставочные залы и актовый зал стали местом проведения многих выставок, презентаций, интересных встреч и мероприятий. Создание музейного Культурного центра в здании бывших Присутственных мест происходило в условиях значительного сокращения, а по некоторым статьям расходов – полного прекращения бюджетного финансирования. Огромный объем выполненных в необычайно короткие сроки реставрационных, ремонтных работ и создание прекрасного комплекса экспозиций выглядели особенно впечатляюще. Все это послужило основой для выдвижения музея-заповедника на участие в престижном конкурсе «Лучший музей Европы – 1998». Из 70 музеев всей Европы, выдвинутых на соискание премий, после нескольких туров было отобрано 10 равноправных номинантов, в число которых вошел и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Церемония награждения происходила на греческом острове Самос, куда съехались представители всех крупнейших музеев Европы, на этом музейном форуме Владимиро-Суздальский музей-заповедник был отмечен дипломом «Особая похвала – признание – 1998». Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 15 января 1998 музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Принятию этого решения способствовало не только наличие в его составе уникальных памятников архитектуры, но и созданный за многие годы комплекс экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2000 году творческий коллектив, во главе с генеральным директором А.И. Аксёновой, работавший над созданием одного из первых в стране Детского музейного центра, был удостоен Премии Президента России в области образования. Трижды (в 2000, 2002 и 2004 годах) наш музей посетил Президент России В.В. Путин; дважды – Президент РФ Д.А. Медведев.
Адрес:
г. Владимир, ул. Музейная, д. 4. Тел.: 8 (4922) 32-42-63 (экскурсионный отдел).
г. Суздаль, ул. Ленина, д. 22. Тел.: 8 (49231) 2-09-37 (экскурсионный отдел).
г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, 2а. Музей Хрусталя им. Мальцовых. (Выставочный центр в здании Музея хрусталя им. Мальцовых).
Экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника (г. Владимир): Интерьер Успенского собора. Дмитриевский собор - уникальный памятник древнерусского зодчества. Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах. Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка». ул. Дворянская, д. 2 (Троицкая церковь). «История Владимирского края». ул. Большая Московская, д. 64 «Старый Владимир». Водонапорная башня. ул. Козлов Вал Экспозиция «Город камен именем Боголюбый». пос. Боголюбово (Свято-Боголюбский монастырь). Дом-музей Столетовых. ул. Столетовых, д. 3 Музей природы. ул. Мира, д. 19
Культурно-образовательный центр «Палаты» (ул. Б. Московская, д. 58): - «Минувших дней очарованье...» - Картинная галерея. - Комплекс экспозиций «Детский музейный центр».
7 января. Святки в Суздале (Музей деревянного зодчества г. Суздаля) Хотите узнать, как Христа славили, колядки, овсеньки и таусеньки пели, как рядились, по домам ходили да козу водили, как на святки гадали — о судьбе своей узнавали? Среди изб рубленых, скрипучих мельниц, деревянных церквей, колодцев и амбаров, как в старину, пройдут народные гулянья. 12 марта. (Масленичные потехи с гусиными боями (Музей деревянного зодчества г. Суздаля). Накануне Прощеного воскресенья соберутся гости проводить Масленицу, угоститься блинами, одолеть масленичный столб и увидеть уникальное зрелище — гусиную потеху за любовь. Июнь. Праздник народных ремесел на Троицу (Музей деревянного зодчества г. Суздаля) Прямо на ваших глазах из золотистой соломки сплетается куколка, а из бесформенного куска глины рождается добротный кувшин... На зеленой лужайке среди старинных деревянных изб — музыканты, танцоры, приехавшие в Суздаль, чтобы славить березку. Июль. Международный праздник огурца (Музей деревянного зодчества г. Суздаля) Для трудолюбивых суздальских огородников огурцы — первая страсть! Зеленого именинника чествуют огородники, певцы, музыканты. Добро пожаловать на веселый вкусный и красивый праздник!
19 августа. Праздник Яблочного Спаса (Музейно-архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря) По случаю Праздника Преображения Господня запоют колокола на монастырской звоннице, возвещая миру радость. Каких только яств не встретишь на лакомой ярмарке — золотой тягучий мед из глиняного горшочка, яблочки наливные, напитки — почти хмельные да целебные, что из «Зелейной лавки»! На главной площадке праздника пройдет фестиваль духовной и народной музыки.
2 февраля 1903 г. в гор. Владимире было открыто Владимирское Общество Любителей естествознания. Обществом открыт Естественно-научный музей. Кустарный музей открыт 20 сентября 1913 г. В конце 1920 г. организован Губмузеем Историко-революционный музей. Краеведческое Общество было открыто в 1921 году.
Суздальский Музей основан в начале 1922 г. В течение 1922-23 гг. шла организационная работа. Открыт для обозрения 7 ноября 1923 года. См. Создание в Суздале музея. Переславский историко-художественный и краеведный музей был основан, как отделение Владимирского Государственного музея. Гор. Переславль-Залесский, Владимирской губернии, быв. Горицкий Успенский мужской монастырь. Музей-усадьба Петра I - «Ботик». Музеи Владимирской области.
АлександровскийГосударственный музей «Александровской слободы»Гор. Александров, Владимирской губернии, здание бывш. Успенского монастыря. Музей был основан в 1919 г. во временном помещении. Первоначальное содержание музея составили коллекции художественно-бытовых предметов, вывезенных из местных усадеб. В августе 1921 г. музей был переведен в быв. Успенский монастырь и помещен в 2-х комнатах большого корпуса. В феврале 1923 г. в связи с ликвидацией монастырей музею был передан весь Успенский монастырь с его художественно-историческими и бытовыми ценностями и с частью хозяйства. В результате такой передачи музей значительно развернулся и преобразовался в музей «Александровской слободы».
Вязниковский художественно-исторический и местного края музей Гор. Вязники, ул. III Интернационала, д. № 45. Музей основан в 1918 г. во временном помещении. В нач. 1919 г. перенесен в другое помещение, тоже временное. 1 октября 1919 г. устроен в постоянном помещении. Открыт для обозрения с 1 мая 1920 года. См. Вязниковский историко-художественный музей.
Киржачский историко-бытовой музей Гор. Киржач, Александровского уезда, здание быв. Благовещенского собора. Основан в 1923 г. Первоначальное содержание музея составили предметы древне-русского церковного искусства, собранные из местных исторических храмов. См. Районный историко-краеведческий и художественный музей Киржача.
Меленковский естественно-исторический музей Гор. Меленки, Владимирской губернии, Казанская улица. Основан в 1919 г. Основание музея составили материалы, главным образом, зоологического характера местной водной фауны, собранные и обработанные И.Г. Закс. В основанный музей были переданы все естественно-исторические препараты, принадлежащие Меленковской мужской гимназии. См. Краеведческий музей г. Меленки.
Мстёрский музей церковных древностей Сл. Мстёре, Вязниковского уезда, здание быв. Богоявленского собора. Основан в 1923 г. В музей превращен древний Богоявленский храм со всеми находящимися в нем предметами церковной старины XV-XVII вв. Часть экспонатов оставлена на местах исконного их нахождения (иконы в иконостасе постоянного церковного обихода), другая же часть размещена в шкафах и витринах под стеклами. См. Мстёрский художественный музей.
Муромский музей местного края Гор. Муром, Владимирской губернии, здание дома Зворыкина. Временем основания музея можно считать 25-е августа 1918 г., когда по распоряжению местного УОНО были собраны естественно-исторические коллекции, добытые студенческим кружком, и даны первые ассигнования. Осенью того же года было принято на учет историко-археологическое достояние Уварова в с. Карачарове, которое в декабре было передано в Муромский музей; сюда же поступила и богатая Уваровская библиотека. См. Историко-художественный муромский музей.
Юрьевский художественно-исторический и бытовой музей Гор. Юрьев-Польский, ул. III Интернационал, здание быв. Архангельского монастыря. Основан в 1919 г. во временном помещении (в здании, занимаемом школой II ступени). В 1922 г. переведен в постоянное помещение и открыт для обозрения. Большая часть экспонатов поступила из быв. помещичьих усадеб уезда (кн. Голицына , Салтыкова и др.) и частных собраний фабрикантов г. Юрьева (Н. Ганшина, Д. Овсянникова и И. Беднякова). Остальная часть собрана по церквям и путем пожертвований. См. Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей
Вспоминает Юрий Никитин: «Так получилось, что целый год (июль 1987 - август 1988-го) мне довелось отработать и в нашем удивительном Владимиро-Суздальский музее-заповеднике заместителем генерального директора по хозяйственной части. Надо сказать, что этот год был очень интересен и с точки зрения познания эксклюзивных экспонатов, и истории города. А какие театрализованные вечера и костюмированные балы устраивались в картинной галерее! Начиналась так называемая перестройка, в конечном итоге изменившая Россию. Мы были и участниками процесса, и его зрителями. Это здорово, что создаются новые музеи и экспозиции - сохраняется память о былом. А правдивая память всегда востребована».