Адрес: г. Вязники, ул. Благовещенская, д. 58
Часы работы музея: c 10 до 17 час. Выходной день – понедельник.
Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.
Директор музея: Л.Ф. Ковалева (с 1996).
Вязниковский историко-художественный музей
5 октября 1918 года был издан декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины, имеющих большое научное, историческое или художественное значение, в целях изучения и возможно полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины». Началась массовая экспроприация зданий и имущества «господствующих классов». Руководил этой работой Вязниковский уездный отдел народного образования, который собирал и регистрировал художественные ценности.
Подготовительные работы по организации музея в городе Вязники были начаты после издания этого декрета в конце 1918 года. Музей изначально формировался как художественно-исторический и местного края. Особую гордость музея составляют картины из коллекции вязниковского купца и фабриканта С.И. Сенькова, который долгие годы увлечённо их приобретал, собирая лучшие произведения. 27 октября 1918 года Сергей Иванович подает заявление в Главмузей с просьбой «выдать охранную грамоту на картины, которые бы стали первым камнем музея в Вязниках». По его просьбе в дар музею передаётся 35 картин русских художников из его коллекции.
Вязниковский художественно-исторический и местного края музей основан в 1918 г. во временном помещении, коллекция картин и репродукций в количестве 114 вещей была размещена в доме, ранее принадлежавшем Демидовым (ныне в нем размещается военкомат).
В начале 1919 года картинная галерея была перенесена в дом, ранее принадлежавший купцу Клюшенкову (ныне в нем находится Сбербанк), где для размещения картин были отведены три комнаты.
В июне 1919 г. была организована коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины в составе художника Н.Н. Харламова, учителя истории мужской гимназии Н.Н. Заколпского, зав. школьным подотделом В.В. Зееста и др.
Коллегия взяла на учет коллекцию картин вязниковского купца и фабриканта Сенькова С.И., художественные изделия из фарфора, хрусталя, бронзы купцов и фабрикантов Демидовых и Сеньковых, старопечатные и рукописные книги, старинные иконы из старообрядческих молелен фабрикантов Демидовых и купца Лаптева из имения «Рента» Павловской волости. Кроме того, в состав коллекций будущего музея вошли изделия художественно-промышленного производства, комплекты мебели разных стилей. Таким образом, будущий Вязниковский музей формировался как художественно-исторический. Основные направления деятельности музеев определились на состоявшемся 8-9 июля 1919 года в г. Владимире съезде представителей уездных подотделов по делам музеев. Согласно решениям съезда в каждом музее должна быть составлена опись музейной коллекции и вестись художественно-просветительская работа.
10 июля 1919 года (согласно ордера № 49 жилищно-земельного отдела) музею был передан дом, ранее принадлежавший вязниковскому городскому голове, купцу и фабриканту В. Елизарову.
Здание было построено в 1797 году вязниковским купцом 1-й гильдии И. Кашиным. Позже дом приобретают купцы Елизаровы, во владении которых он находился до передачи под культурное учреждение. Величественное трёхэтажное здание выполнено в стиле классицизма по типовому проекту архитектора В.И. Баженова. Дом необычайно красив: каменное здание с балконом, высоким портиком, колоннами по фасаду; его монументальность и великолепие покоряют посетителей и сегодня.
Дом В. Елизарова был мало приспособлен под музейное учреждение.
1 октября 1919 г. музей устроен в постоянном помещении (ул. III Интернационал, д. № 45). Первая выставка в музее открывается 7 ноября 1919 года, эту дату и принято считать днём открытия музея.
Большая работа, проделанная сотрудниками музея и членами коллегии по делам музеев, позволила подготовить выставку картин, художественных изделий из фарфора, хрусталя и бронзы, приуроченную к официальному открытию музея, которое состоялось 2 мая 1920 года. Началась регулярная работа по приему посетителей.
Тогда же были выработаны правила посещения музея: 1) музей открывается только в воскресенье и праздничные дни с 2-х до 5-ти по последней стрелке; 2) организуются групповые посещения музея (числом до 20 человек), для групповых посещений устанавливаются особые часы от 3-х до 4-х, при групповых посещениях членами коллегии будут даваться объяснения.
В 1920 году штат музея насчитывал 2 единицы: заведующий и уборщица.
Первым заведующим музея был академик живописи Харламов Николай Николаевич (1920-1923). Он работал вместе с В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, А.П. Рябушкиным, за свои монументальные работы удостоен звания академика живописи. Николаю Николаевичу пришлось решать много проблем по организации музея в сложные и трудные годы.
Николай Николаевич Харламов - первый директор музея. Фото из архива музея
В документах о репрессиях значится В.И. Глотов, директор вязниковского музея, который в 1923 году был арестован и сослан на Урал за «создание нелегальной эсеровской организации, типографии, хранение и распространение эсеровской газеты». В начале 1924 года произошла смена руководства музея, академик живописи Н.Н. Харламов оставил деятельность в Вязниках и переехал в село Тименка близ Палеха, чтобы посвятить остаток жизни творческой работе.
Заведование музеем было поручено 27-летнему учителю рисования 1-й Вязниковской Советской школы 2-й ступени, выпускнику Казанской художественной школы Большакову Константину Михайловичу (1896 – 1983 гг.). Он начинает вести активную переписку с музейным отделом Главнауки при Народном комиссариате по Просвещению, знакомится с археологом Отто Николаевичем Бадером, который в то время работал заведующим палеоэтнологической лабораторией Московского областного музея.
К.М. Большаков в картинной галерее. 1925 г. Фото из архива музея
Содержание материалов само собой определило разделение музея на три отдела: 1 – отдел древней живописи (иконы), II – отдел новой живописи (картинная галерея) и III – отдел художественно-промышленного производства. В I отделе – древней живописи – имеются образцы XVI-XVIII вв. разных «писем», преимущественно, московских XVII в. Общее количество экспонатов доходит до 200. Важнейшими в художественно-историческом отношении являлись: «Деисус» старо-московских писем в типе А. Рублева, «Страшный суд» лучшей поры московского письма XVII в., «Троица» строгановских писем и несколько икон (6 шт.) новгородского письма. Отдел II новой живописи – составляет произведения русских мастеров второй половины XIX и начала XX вв., преимущественно, реалистического и лишь в малой мере импрессионистского направления. Общее количество экспонатов по отделу 123. К числу наилучших следует отнести картины: Айвазовского – «Черное море», Боголюбова – «Толбухин маяк», 2 портрета работы Зарянко, проф. Лагорио – «Вечер», В.П. Верещагина – «Этюд девочки татарки», В.Е. Маковского – «Реставратор», Лемоха – «Любитель», Шишкина – «Лес», Альберта Бенуа – «Прибой», Александра Бенуа – «Озеро в горах», К. Коровина – большой этюд, Крымова – «Лето», Жуковского – «Старый пруд». Большая часть картин вполне характерна как для самих художников, так и для тех направлений русской живописи, коих они были последователями. По отделу III – художественно-промышленного производства – имелось до 1000 экспонатов (мебель, фарфор, хрусталь, фаянс). Из вещей этого отдела заслуживают внимания комплекты мебели стилей «рококо», «ампир», «модерн», фарфор фабрик Попова и Гарднера и хрусталь Баккара прекрасной гранки. В 1925 г. в музее собирался отдел крестьянского искусства (резьба по дереву, набойка, вышивка и пр.). Музей расположен в одном из красивейших памятников гражданской архитектуры города, построенного в к. ХVIII в. по типовому проекту архитектора В.И. Баженова вязниковским купцом И. Кашиным. Позднее его купили купцы Елизаровы, которые и оставались его хозяевами до революции. В одной из комнат второго этажа стояли две изразцовые художественной работы печи в стиле «ампир». Здание получено музеем в крайне запущенном виде и нуждалось в капитальном ремонте. Музей неоднократно обращался с ходатайством в центр и к местным властям об отпуске необходимых средств на ремонт, но все эти ходатайства не имели успеха. Только летом 1925 года ему удалось при содействии Владимирского Губмузея и Владимирского Государственного Областного музея залечить самые опасные раны: починить давно протекавшую крышу и подложить оседавшие углы здания. Научная работа велась музеем совместно с краеведческим обществом. Посещаемость музея – 5000 человек в год (1925).
В августе 1926 года под руководством О.Н. Бадера на территории Вязниковского уезда было произведено палеоэтнологическое обследование Липкинской стоянки, что расположена около деревни Малые Липки в 1 км на северо-запад от Вязников. В результате фонды музея пополнились 141 археологическим предметом эпохи неолита (ВРКМ – 901/1-141, ВРКМ НА – I-15), в основном керамическими обломками стенок, днищ и венчиков сосудов, а также кремневыми отщепами. Выбор данной стоянки был неслучаен. Она была открыта и обследована в 1911 году Иваном Михайловичем Соколовым, учителем естествознания одной из Вязниковских школ, упоминалась среди других дюнных стоянок Вязниковского района в статье И.М. Соколова и П.И. Попова «Заметки о современном состоянии дюнных стоянок в долине р. Клязьмы в окрестностях г. Вязников Владимирской губернии».
В 1926 г. музей приобрел чучело волка, которое до сих пор является украшением выставки «Животный мир». В 1926-1927 гг. фонды музея пополнились ценными археологическими находками из раскопок неолитических стоянок. В конце 20-х годов в художественной коллекции музея появились произведения местных художников.
В музее имелась библиотека, содержащая более 1000 томов. В гостиной, на втором этаже, находились две изразцовые печи художественной работы, выполненные в стиле «ампир».
С 1928 года штат был дополнен еще двумя работниками. В 1928 году директором музея назначен Николай Петрович Рождественский, который многие годы успешно руководил учреждением.
Н.П. Рождественский
В 1929 году музей преобразован в краеведческий.
Как и везде в советской России, в Вязниковском крае началось гонение на православную церковь. Трагические годы сопровождались изъятием предметов культа, а также закрытием храмов, изгнанием священников. Из 56 храмов Вязниковского района уничтожили 25, а оставшиеся были переоборудованы в основном под хозяйственные помещения.
В эти годы фонды музея пополнились предметами церковного обихода.
В 1940-е годы были открыты новые отделы; вводный, природы, истории и социалистического строительства.
Особо актуальными в этот период были выставки достижений народного хозяйства, которые также были неоднократно организованы в упреждении, регулярно пополнялись и расширялись.
В музее, как зеркале, отражены общие тенденции развития страны социализма под руководством КПСС. Много времени сотрудники музея уделяют сбору материалов о передовиках производства, развитии колхозов, пионерском и комсомольском движениях. Эти направления чётко выражены в формировании музейных экспозиций 1930-1940-х годов.
Музей в годы войны. Работа по сбору экспонатов, рассказывающих об участии вязниковцев в Великой Отечественной войне, была начата сотрудниками музея в военном 1944 году, собирались материалы об участниках войны, Героях Советского Союза, госпиталях, расположенных в Вязниках, помощи тыла фронту.
В 1942-1944 годах директором музея была А.А. Брылина-Вознесенская, так как предыдущий директор музея Н.П. Рождественский и сотрудник К.М. Большаков были призваны на фронт.
В музее находится большое количество экспонатов, посвящённых Великой Отечественной войне и героям-победителям.
В 1950-1960-е гг. сотрудники музея в г. Вязники проводили серьёзную исследовательскую работу по изучению истории своего края, флоры и фауны района, снаряжались экспедиции за новыми образцами. Активно собирался материал по развитию промышленности, сельского хозяйства, новыми материалами пополнялись существующие экспозиции.
Развитие Вязниковского историко-художественного музея идёт вместе с развитием советского государства. В начале 1970-х годов интенсивно рассматриваются вопросы охраны окружающей среды. Сотрудники учреждения активно изучали ООПТ, ареалы распространения животного и растительного мира, пополняя музей новыми экспонатами. Особое внимание уделяли флоре и фауне редких видов, занесённых в Красную книгу России (директор музея Д.В. Шимина). В 1970-1980-х годах музейные фонды пополнились этнографическими материалами, а также материалами, связанными с жизнью и деятельностью земляка, лётчика-космонавта Кубасова В.Н. (серебряной медалью об окончании школы, грамотами за успехи в учёбе и спорте, фотографиями из семейного архива и о полётах в космос), о Героях Социалистического Труда (ткачихах О.К. Щукиной, Р.А. Гавриловой, Ф.В. Котковой), почетных гражданах города, материалами о городе-побратиме Дечин (Чехословакия), постоянно coбирался фотодокументальный материал об участниках Великой Отечественной войны.
Музею было передано здание Благовещенского собора, памятника архитектуры XVII века, где в верхней церкви были открыты выставка «Искусство в крестьянском быту» и выставка, посвящённая земляку поэту-песеннику А.И. Фатьянову, а в нижней церкви был расположен выставочный зал, где демонстрировались временные передвижные выставки («Глиняная и деревянная игрушка», «Декоративно-прикладное искусство владимирских мастеров», «Искусство Мстёры», выставки художников Французова, Мокрова и др.). Началась реставрация старого здания музея (дома Елизарова).
В 1974 году музей вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Как его филиал музей просуществовал до 1989 года, затем вновь стал называться краеведческим.
Субботина Татьяна Алексеевна была директором музея в 1977-1996 годах, когда музей был филиалом Государственного объединённого Владимиро-Суздальского музея-заповедника. То время характеризуется как «туристский бум», огромным успехом у туристов пользовался маршрут «Золотое кольцо». Экскурсионная работа кипела, тогда же была построена одна из интереснейших выставок «Искусство в крестьянском быту», но главная её заслуга - это сбор материалов о поэте-песеннике Фатьянове А.И., которые легли в основу экспозиции о Фатьянове в Музее Песни XX века.
Статус историко-художественного музей получил в 1993 году. Ковалёва Л.Ф. Стаж работы в музее более 40 лет (с 1971 г.). Знает все тонкости работы в любом отделе музея, так как работала экскурсоводом, главным хранителем, научным сотрудником, а с 1996 года - директором. Через её руки прошли сотни экспонатов, сделаны десятки выставок.
Музей сегодня представляет собой значительное учреждение культуры Владимирской области. Основной фонд насчитывает 21705 единиц хранения, научно-вспомогательный - 4338, 23 ед. хр. Коллекции (114 ед. хр. насчитывалось при открытии). Экспозиционно-выставочная площадь - 651 кв. м., фондохранилище - 116 кв. м.
Основные экспозиции музея:
1. Художественный отдел
На втором этаже здания, представляющего значительную историческую ценность и являющегося памятником архитектуры XVIII века, разместился художественный отдел, прекрасно сочетающий особенности планировки бывшего купеческого дома и экспонатов, размещенных в залах музея. Высокие двери и потолки строения, великолепные бело–голубые изразцовые печи передают ту неповторимую атмосферу богатого купеческого дома, которая царила в уездном городе Вязники в начале ХХ века. Проходя по залам художественного отдела, Вы имеете уникальную возможность полюбоваться изяществом старинной мебели, великолепных образцов музыкальных инструментов, услышать чарующее звучание музыкальной шкатулки и ощутить связь времен, взглянув на себя в высокое, чуть подернутое дымкой зеркало. Продлить очарование от пребывания в музее помогает коллекция картин, размещенная в залах художественного отдела и являющаяся подлинной жемчужиной экспозиции. Сформировавшаяся из собрания картин местного мецената С.И. Сенькова и художественных ценностей вязниковских купцов и фабрикантов, коллекция составила основу городской картинной галереи, а в 1919 г. - музея.В коллекции собраны картины известных мастеров II пол. XIX – нач. XX вв. – членов Товарищества передвижных художественных выставок, "Союза русских художников", "Мира искусств". Преобладают пейзажи, в которых отражены простые, на первый взгляд ничем не примечательные уголки родной природы, ее красота и поэтичность. Светлым покоем, свойственным русской природе, дышат работы Шишкина И.И. («Лес»), Крымова Н.П. («Лето»), Бенуа А.Н. («Море»), Коровина К.А.(«Рыболов»), Лагорио Л.Ф. («Сумерки»).Значительное место в коллекции занимают портреты и жанровые картины. Самобытность русских обычаев, декоративность народных костюмов доносят до заинтересованного зрителя работы Милорадовича С.Д.(«Исповедь»), Куликова И.С. («Базар»), Сычкова Ф.В. («Девочки в маках», «Катание с горы зимой»), Колесникова С.Ф. («У церковной ограды»), Грузинского П.Н. («Катание на тройке зимой»). В художественном отделе также представлена интересная коллекция фарфора отечественного производства, в том числе заводов братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, Гарднера и Попова в Московской губернии, и хрусталя Гусевского хрустального завода. Так называемая «кабинетная» скульптура Соловьева и Лансере поражает воображение посетителей музея возможностью чудесного превращения чугуна в изящное произведение искусства, что всегда было свойственно мастерам каслинского литья. А в заключение путешествия по залам художественного отдела музея Вы сможете познакомиться с материалами небольшой выставки "Из истории семьи Сеньковых".
2. Выставка «Солдаты Победы» (о вязниковцах, участниках Великой Отечественной войны).
3. Выставка «Животный мир нашего края»
Выставка «В мире природы» знакомит с животным и птичьим миром Вязниковского края. В современной фауне района насчитывается 10 видов млекопитающих, представителей 5 отрядов. Из 700 видов птиц, встречающихся на территории нашей страны, в Вязниковском районе обитают 200 видов. Разнообразие животного мира нашего края представляют чучела животных (волк, лиса, заяц, хорек, енотовидная собака) и птиц (глухари, рябчики, орлы, беркуты, утки), расположенные в интерьерах уголка леса и озера.
Волк – самый крупный хищник нашей области. Его вес может достигать 75 кг. Обладает большой физической силой: уносит любой величины овцу на расстояние нескольких км. Известны случаи успешного нападения волков на медведя. У волка отлично развиты все органы чувств. Особенно обоняние: оно сильнее, чем у человека во много раз. Обоняние дает хищнику информацию об окружающем мире, даже больше, чем его предельно острое зрение. Охотится на диких и домашних копытных, зайцев, мелких грызунов. Гораздо реже его добычей становятся птицы, пресмыкающиеся, рыба, насекомые. Не брезгует волк и падалью. Убежище волка устраивается в таких местах, где очень редко или совсем не появляется человек. Чаще всего этот зверь строит свое логово в глухих заболоченных лесах, в оврагах. Волк живет обычно целой семьей, которая состоит из 7-10 хищников. Каждая волчья семья (стая) имеет свой район, где волки охотятся и устраивают логово. Волчьи логова находятся не ближе 10-15 км. друг от друга. Волчица очень хорошая мать, она способна выкормить детенышей других животных, например, щенков домашней собаки. На протяжении всего периода воспитания она старательно бережет детенышей, внимательно следит за тем, чтобы волчата не были кем-либо потревожены. Молодые волки остаются при родителях до двух, а иногда до трех лет и уходят от них, только когда найдут себе пару. Волк и волчица остаются верными друг другу до конца своей жизни, и если один из них погибнет, то второй, оставшись одиночкой, не подбирает себе больше пары.
Бобр обыкновенный обитает по лесистым берегам рек. Длина тела – до 1 м., хвоста – до 35 см. Роет норы в берегах, строит дамбы, каналы, хатки. Отлично плавает и ныряет. Уплощенный хвост использует как руль. Активен ночью. Питается растениями и корой деревьев. Ондатра обыкновенная обитает на богатых растительностью водоемах. Хорошо плавает и ныряет, активна в сумерках и ночью. Питается водными растениями, моллюсками, реже рыбой. Длина тела – 30-40 см. Чомга (Поганка обыкновенная). Эта птица легко узнаваема по хохолку на голове. Любит открытую воду, почти круглый год встречается на незамерзающих водоемах. Питается рыбой, лягушками, насекомыми, моллюсками. Плавает очень быстро, хорошо ныряет. Гнездо плавучее. Выпь – птица до 50 см. в высоту, выглядит сутулой. При опасности замирает, вытягивая вверх шею, и становится совсем незаметной среди стеблей камыша. Активна ночью. Питается рыбой, лягушками, беспозвоночными. Чирки – самые мелкие из наших уток. Предпочитает водоемы с густыми зарослями камыша, питается растительным кормом. Полет быстрый и бесшумный. Замаскированное гнездо располагается на земле, довольно близко от воды. Зимородок живет по берегам водоемов. Гнездится в норке, вырытой в береговом обрыве. Питается рыбой: высмотрев ее с ветки, расположенной низко над водой, ныряет за своей добычей. Коростель – небольшая птица, распространенная в мокрых низинных местах; неохотно поднимается на крыло. Питается насекомыми, моллюсками, семенами трав.
4. Выставка «Из истории уездного города Вязники».
5. Паровая машина Уатта
С 1924 г. в фондах музея находится очень интересный экспонат - паровая машина системы Уатта. Это первая паровая машина на вязниковских фабриках, установленная в 60-х гг. ХIХ в. на фабрике Елизарова. См. Экспозиция «Паровая машина Уатта».
6. Выставка «Из историк семьи Сеньковых».
К памятным датам по новым поступлениям музей формирует временные выставки, которые постоянно меняются. Так, в 2010 году в музее была выставка «Из истории пожарного дела в Вязниках и уезде в XIX - нач. XX в.», к 65-летию Великой Победы – выставка «Поклонимся военным тем годам», «Из бабушкиного сундучка: игрушки моего детства» и другие. В 2011 году к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС выставка «Герои атомного фронта», «Вязники театральные» и другие. В 2012 голу к 1150-летию зарождения российской государственности открыта выставка «Из истории уездного города Вязники. 1778-1918 гг.), в октябре-декабре была представлена посетителям выставка «Гроза двенадцатого года» к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, в июле «Наш край вишневый Вязники» и другие. Кроме того, привозились передвижные выставки: «Экзотические бабочки и насекомые», «Страны Востока. Искусство Индонезии», «Куклы народов мира», выставка подарков из музея «Поле чудес» и другие.
Огромное внимание уделяется научно-исследовательской работе. Ежегодно в научных изданиях печатаются статьи, а также издаются сборники (Зудилов Г.С. и Ковалёва Л.Ф. 2002, 2004, 2005, 2006 гг.) и др.
Культурно-образовательная деятельность
Разработано большое количество разнообразных экскурсий (около 17), которые отличаются по содержанию, возрастным особенностям посетителей, художественной ценности, эмоциональной наполненности, а также практикуются новые формы работы - интерактивные уроки и школьные занятия в интерьере музея.
Город Вязники Музеи Владимирской области.