Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
12:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Кубасов Валерий Николаевич, Герой Советского Союза

Кубасов Валерий Николаевич

Кубасов Валерий Николаевич (1935—2014) — летчик-космонавт СССР № 18.

Валерий Николаевич родился 7 января 1935 года в г. Вязники Ивановской области (ныне Владимирская область) в семье служащего.


Дом, в котором родился летчик-космонавт Кубасов Валерий Николаевич. 1969 г.

Средняя школа №2, которую окончил летчик-космонавт Кубасов Валерий Николаевич. 1969 г.

В 1952 г. окончил 10 классов школы в Вязниках. После окончания МАИ (Московский авиационный институт) в 1958 г. был направлен по распределению на работу в ОКБ-1 (КБ Королева, ныне РКК «Энергия») в отдел баллистики. В 1958-1966 гг. работал инженером, старшим инженером и начальником группы ОКБ-1. Занимался проектированием пилотируемых космических кораблей.
В 1966 году (по 1993 г.) зачислен в отряд советских космонавтов.
Первый полет: с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-6» вместе с Г. С. Шониным. Во время полета впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на разработанной в ИЭС имени Е. О. Патона аппаратуре. Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полете трех космических кораблей (совместно с «Союз-7» и «Союз-8»), во время которого проводилось их сближение и маневрирование. Позывной: «Антей-2». Продолжительность полета: 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд.
14 ноября 1969 г. почётным гражданином города Владимира стал Валерий Николаевич Кубасов, совершивший в октябре этого года свой первый космический полет на корабле “Союз-6”, хотя по Положению того времени, не имея заслуг непосредственно перед Владимиром, не было формального основания для присвоения этого звания. Но космонавты в то время были очень популярны, их имена знала вся страна, и то, что один из космонавтов - наш земляк, было престижно. Кстати, В. Кубасов - почётный гражданин 11 городов, в том числе родных Вязников и нескольких городов США, включая Нью-Йорк.
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 г. Кубасову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Кубасов Валерий Николаевич


Второй полет: с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-19» по программе ЭПАС вместе с А.А. Леоновым. Позывной: «Союз-2». Продолжительность полета: 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда. В ходе полета впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран — «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США).
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года Кубасов Валерий Николаевич награжден второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.


1976 год. Космонавт В.Н. Кубасов вручает Н.Е. Андрианову памятный знак. За церемонией наблюдает генерал-лейтенант Н.А. Соколов-Соколенок

Третий полет: с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира экипажа КК «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения ОС (орбитальной станции) «Салют-6», вместе с венгерским космонавтом Б. Фаркашем. Позывной: «Орион-1». Продолжительность полета: 7 суток 20 часов 45 минут 44 секунды.

После ухода из отряда космонавтов в 1993-1997 гг. продолжил работать в НПО «Энергия» в должности заместителя руководителя 5-го отделения Главного конструкторского бюро (ГКБ).
С 28 ноября 1997 года был научным консультантом в 887-м отделе РКК «Энергия» имени С. П. Королева.
Скончался 19 февраля 2014 года. Похоронен 22 февраля на Троекуровском кладбище.

Награды и звания

- Дважды Герой Советского Союза (1969, 1975);
- три ордена Ленина;
- медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
- золотая медаль имени К. Э. Циолковского (АН СССР);
- золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI);
- Герой Венгерской Народной Республики (1980);
- золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (ЧССР);
- медаль «Народная техника» (Югославия).
Общественные награды:
- премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденная Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
- орден «Во славу Отечества» II степени (2008).
Книга Почётных граждан Владимирской области (2016, посмертно), Почётный гражданин г. Владимира (14 ноября 1969 г.), почётный гражданин городов Калининград, Калуга, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США).
Кандидат технических наук (1968).
Член КПСС с 1968 года.


Гор. Вязники, ул. Сенькова, 1/2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

В гор. Вязники рядом с аллеей Боевой славы находится сквер, где установлен бюст дважды Герою Советского Союза летчика – космонавта СССР В.Н. Кубасова.


Бюст дважды Героя Советского Союза, героя Венгерской Народной Республики, летчика-космонавта Кубасова Валерия Николаевича. Скульпторы: А. Елецкий, Г. Постников, 1983 г.
11-16 октября 1969 года – бортинженер «Союз-6». Впервые в мире были проведены эксперименты по проведению технологических работ в Космосе.
15-21 июля 1975 года – бортинженер «Союз-19». Первый международный космический полет «Союз-Аполлон» (СССР-США).
26 мая – 3 июня 1980 года – командир «Союз-36» первой советско-венгерской космической экспедиции на станцию «Салют-6» вместе с С.Б. Фаркашем (ВНР).

Валерий Николаевич КУБАСОВ о Тихоне Степановиче Сушкове

Тихон Степанович Сушков (1918-1999) – председатель Владимирского облисполкома (1960-1985).

Наша страна в советское время занималась космосом серьёзно. Это была особая эпоха. В Советском Союзе космические разработки велись основательно и фундаментально.
Я работал тогда в конструкторском бюро, которым руководил Королёв. Королёв понимал, что космическая техника, космические корабли будут сложные и управлять ими должны люди высококвалифицированные с технической точки зрения. Такими он видел инженеров и предложил молодым специалистам, которые работали в его конструкторском бюро, подавать заявления в отряд космонавтов. Я подал такое заявление, спустя два месяца после старта Гагарина.
Вся моя трудовая жизнь прошла в этом конструкторском бюро, и одновременно я был космонавтом. Мы занимались, в частности, технической подготовкой всех космонавтов, включая и военных, и гражданских, а позже и иностранных.
Впервые мне пришлось начать подготовку непосредственно к космическому полету в 1966 году, когда создавался новый корабль «Союз». Мне посчастливилось даже одно время готовиться вместе с Юрием Алексеевичем Гагариным в одном экипаже.
Мой первый полет, правда, был только в 1969 году. Я был космонавтом №18. Тогда всё это было секретно, закрыто. И вот, когда я уже был зачислен в экипаж и оставалось две недели до старта, я думал: «Как же теперь Владимирская область и мой родной город Вязники воспримут то, что их земляк полетел в космос?» Ведь даже родители этого не знали. Я понимал, что это будет настолько неожиданно, что все, наверное, подпрыгнут от такой новости.
Я представил, что будет твориться в Вязниках!
Ну, и получилось довольно-таки интересно. Отец мой был на пенсии и в этот день уехал на рыбалку, он ничего, конечно, не знал. Когда же объявили по радио и по телевидению о полёте, то местные власти ничего лучше не придумали, чем послать на поиски отца милицию. Представляете, - он себе там сидит рыбачит, и к нему является милиционер: «Это вы - Кубасов?». Отец не знает в чём дело, но ведь просто так милиция не приходит. Ему и в голову не пришло, зачем он понадобился. Вот так отец узнал о моём полёте.
У нас в Вязниках очень много Героев Советского Союза. Из школы, которую я закончил, вышло четыре героя Отечественной войны. Двоих я знал лично. Один из них был лётчик, а когда демобилизовался, был командиром лётного отряда на фирме Королёва. Он нас, мальчишек, возил тогда на космодром.

После первого полёта я приезжал во Владимир, потом в Вязники. Памятна первая встреча с земляками и с руководством области. Они были горды тем, что Владимирщина внесла свою лепту в освоение космоса. И на самом деле, ведь из Владимира родом и Михаил Тихонравов - один из основателей космонавтики. Он занимался проектированием всех первых искусственных спутников, в том числе и корабля «Союз». Ну, а из корабля «Союз» родились все орбитальные станции.
В тот первый приезд на Владимирскую землю нас встречал Тихон Степанович Сушков. Он был председателем облисполкома. Это были времена советской власти. Я должен сказать, что во Владимирской области тогда все заводы отлично работали, и поля не пустовали, сельское хозяйство хорошо развивалось. Я даже помню, у нас в Вязниках был большой племенной совхоз, где надои были свыше четырёх тысяч литров в год от коровы. Всё это развивалось под руководством Тихона Степановича. Он вкладывал сюда свою душу и труд. Он был истинно русским человеком.
Тихон Степанович уделял большое внимание и науке. Во Владимире были институты, которые занимались передовыми технологиями, их разрабатывали не специально для космоса, но мы привлекли эти уникальные разработки для космонавтики, в частности, - технологию для покрытия спускаемого аппарата кораблей «Восток», «Союз».
Руководство Владимирской области в лице Тихона Степановича Сушкова много внимания уделяло развитию спорта. Были школы олимпийского резерва по гимнастике, по лыжам. Я сам в юности занимался лыжами и имел третий разряд. Мне бесплатно выдавали и лыжи, и ботинки, и обмундирование. Спорту уделялось большое внимание. Было важно, чтобы молодёжь росла более крепкая, более здоровая. Я считаю, что тогда много внимания уделялось общей спортивной подготовке населения, было массовое развитие физкультуры и спорта. Это было достижением, в том числе, и областного Совета народных депутатов.
Я помню, как мы перед моим вторым полётом (а это был полёт по программе «Союз-Аполлон» - первый международный полёт) в 1974 году посетили Суздаль. Тогда впервые в прессе состав экипажей был опубликован до полёта. Мы с Леоновым должны были лететь с тремя американскими астронавтами. Во Владимире у нас была специальная программа. Нас встретил Тихон Степанович и пригласил в свой кабинет. А делегация была человек двадцать. Кроме нас, основного экипажа, были дублёры и сопровождающий люд: переводчики, организаторы. Тихон Степанович минут сорок очень интересно рассказывал нам про Владимирскую область, о том, что производится в области, о достижениях. Сказал, в том числе, что у нас многие предприятия имеют «знак качества». Американские астронавты поинтересовались, что такое «знак качества?» Тихон Степанович объяснил так: «Ну, это когда товары выпускаются хорошего качества, мирового качества». Один из американских астронавтов, который побывал до этого на Луне, посоветовал: «Если у вас есть хорошие предприятия, пусть они эту продукцию выпускают, а те, которые не совсем хорошие, те пусть вовсе не выпускают продукцию». Тихон Степанович задумался и ответил: «Ну, в Советском Союзе свой путь. Мы не можем просто так закрыть предприятие, потому что будет безработица. Но мы все верим в советскую власть».
Тогда, действительно, предприятия стремились получить «знак качества» на свой товар и многие выпускали хорошую продукцию. В эту поездку мы посетили Суздаль.
Город очень понравился американцам. Они, правда, подумали, что Суздаль - это моя родина.
Моя же малая родина - это город Вязники, весной и летом утопающий в зелени садов. На доме, где жили мои родители и в котором я раньше жил, была прибита табличка о том, что дом построен в 1847 году. Сто шестьдесят лет дому, но он и сейчас стоит. Первый этаж - каменный, но во время разлива реки Клязьмы несколько раз вода подходила к дому, затапливала, и нижний этаж пришёл в негодность. Жилым остался только второй этаж. Дом был небольшой, без удобств, с печкой. Тихон Степанович помог моим родителям отремонтировать дом. С его помощью провели газ, водопровод, сделали пристройку. Я, конечно же, очень благодарен Тихону Степановичу за заботу о моих родителях.
В Суздале мы были ещё раз в 2005 году. В эту поездку американский астронавт Стаффорд брал с собой двух приёмных сыновей. В 2003 году он усыновил двух русских мальчиков. Одному было одиннадцать лет, другому - девять. Они из Подмосковья. Сейчас ребята живут со Стаффордом. Он их учит, растит. В этот приезд нас также встречал Тихон Степанович.
На борту космического корабля есть небольшой глобус, который движется, и в каждый момент можно видеть точку, над которой ты летишь. К сожалению, Вязники и Москву можно было видеть только над горизонтом, потому что это связано с орбитой. В первом полёте, помню, нам передавали по радио песню «Русское поле» в исполнении Трошина. Песня задушевная и особенно волнует, когда ты находишься в космосе. Раз мы пролетали над Москвой и Вязниками ночью. Чёрное небо, у нас на родине все спят, а нам передают «Русское поле». Если приёмник выключить, то вокруг тебя - тишина, гнетущая, но интересная. И среди этой тишины ты чувствуешь себя как бы песчинкой в этом бескрайнем пространстве Вселенной. Летишь и видишь под собой наш родной дом - нашу Землю и Владимир с Вязниками. А если выключить свет в корабле, то вокруг - яркие-яркие звёзды на чёрном фоне. Ты в ограниченном пространстве корабля мчишься, не чувствуя скорости, но ощущаешь движение относительно Земли, относительно звёзд. Это своеобразное психологическое восприятие Вселенной. Хотя и говорят, что она бесконечна, даже Эйнштейн сильно сомневался в этом. Он говорил: «Если и есть что-то бесконечное, то, я думаю, что это Вселенная, во-первых, а во-вторых, - это человеческая глупость, но в первом я сильно сомневаюсь».
На этой Земле мы все гости. И какой мы оставим след, такая будет и память о нас в будущих поколениях. Вот Тихон Степанович всю жизнь трудился для блага народа, не для своего блага, а для других людей. Это было поколение, которое отдавало все силы ради нашего будущего, ради будущего Советского Союза, и России в том числе. И мы, их потомки, должны быть им благодарны за всё, что они создали, и должны стараться приумножить их свершения. Это будет самой лучшей памятью о них. Это будет являться гарантией того, что Россия будет жить.

ПРИКОСНОВЕНИЕ КОСМОСА

ВАЛЕРИЙ КУБАСОВ
То ли я, как участник этого полета, пристрастен, то ли венгры действительно выделялись из нового пополнения крепких, подтянутых и симпатичных парней — кандидатов в космонавты-исследователи из социалистических стран, но Берталан Фаркаш и его земляк Бела Мадьяри сразу привлекли наше внимание. Живые, приветливые, общительные ребята хорошо играли в футбол и быстро стали «звездами» в нашей команде, отнюдь не бедной спортивными талантами. Оба носили усы, были вообще похожи, и даже разница в их возрасте исчислялась несколькими днями...
С Фаркашем мы и составили экипаж, начали подготовку к полету и вскоре подружились семьями. Приятно было убедиться, что и в профессиональных делах Берталан оказался отличным специалистом с быстрой реакцией: схватывал все, как говорится, на лету. Как мы шутили, продемонстрировал «волчью» хватку (ведь его фамилия в переводе на русский означает «волк»).
Они разные, очень разные, пути, приведшие меня, выросшего во владимирских краях, на берегах Клязьмы, и парня из глубинного венгерского села Дьюлахаза в кабину советского космического корабля «Союз-36». И у каждого из нас была за плечами своя жизнь.
Покинув родные Вязники, я приехал в Москву — поступать в МАИ. Именитость этого столичного вуза не пугала меня, выпускника провинциальной школы. Серебряная медаль, как мне казалось, гарантировала успех при собеседовании, которое нужно было выдержать вместо вступительных экзаменов. Почему МАИ? Отец мой, Николай Иванович, — механик. С детства я жил в мире болтов, гаек, шестеренок. Сколько помню себя, все пытался что-то мастерить, хотя не отстранялся и от любых домашних дел — мать-то была тогда разнорабочей, и часть забот по хозяйству лежала на мне и сестре Галине. Приходилось не только держать в порядке дом, но и заниматься огородом, сажать и копать картошку...
Как и многие мальчишки, грезил авиацией, которая совсем недавно стала реактивной, и мы, помнившие еще по военному времени стремительные винтовые «ястребки», теперь провожали восторженными взглядами невиданные прежде стрелокрылые МиГи. Звуковой барьер, полеты на сверхзвуковых скоростях... Было от чего пойти кругом голове. Решил окончательно и бесповоротно: буду инженером, самолетостроителем.
Но время научно-технического прогресса скорректировало мечту: я стал специалистом по ракетно-космической технике и через год после памятного всем запуска первого спутника начал работать в КБ, которое возглавлял Сергей Павлович Королев...
Берталана Фаркаша ничто не связывало с космонавтикой до его приезда в Звездный городок. Село Дьюлахаза, что неподалеку от границы с нашей Закарпатской Украиной, славится садами, знаменитыми яблоками «джонатан». Фаркаш-отец — сапожник, сейчас на пенсии. Мать — домохозяйка, на ней приусадебный участок: сад и огород.
Берци рос подвижным, любознательным, хорошо учился, преуспевал в спорте. Средней школы в селе не было, и продолжать учебу пришлось в городе Кишварда. Домой удавалось приезжать не чаще чем раз в месяц.
В интернате страстно гонял мяч и показал себя настолько способным футболистом, что всерьез подумывал о спортивной карьере. Семья, правда, выбор не одобряла: что это за профессия такая — гонять мяч.
Чем ближе было окончание школы, тем больше Берталан отдавал предпочтение авиации. В клубе Венгерского оборонного союза он поднялся в воздух на планере, когда ему было шестнадцать, прыгал с парашютом. Выбор сделай: после школы Берталан поступил в Высшее летно-техническое училище имени Дьердя Килиана. Окончил второй курс и продолжил летный «университет» в Советском Союзе. С 1972 года лейтенант Фаркаш — профессиональный военный летчик, а через четыре года — пилот первого класса, один из лучших в своей части. В 1976 году он стал членом Венгерской социалистической рабочей партии. А через некоторое время, после подписания соглашения о пилотируемых полетах по программе «Интеркосмос», перед ним открылась возможность стать космонавтом.
Всем памятны июльские дни 1975 года, когда многолетний, чрезвычайно напряженный труд тысяч специалистов увенчался стыковкой на орбите нашего космического корабля «Союз» и американского «Аполлона». Не забыть и обращения тогдашнего президента США Дж. Форда, которое мы, международная пятерка, прослушали, встретившись в «Союзе». «Я уверен в том,— сказал он,— что не за горами тот день, когда космические полеты, которые станут возможны благодаря этому первому совместному полету, будут в какой-то мере обычным делом». Они действительно стали «обычным делом», международные космические полеты. И мы искренне сожалеем, что так успешно начавшееся советско-американское сотрудничество в космосе ныне прекращено по вине тех безумных политиков, которые хотят превратить космос в сферу военных действий.
Зато с околоземной орбиты в эфире зазвучали голоса представителей социалистических стран. Вместе с советскими товарищами на советских кораблях в космос стартовали космонавты-исследователи из ЧССР, ПНР, ГДР, НРБ, ВНР, Вьетнама, МНР, Кубы и СРР.
Владимирская Организация ветеранов космодрома Байконур
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Категория: Вязники | Добавил: Николай (03.09.2017)
Просмотров: 3920 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru