Как и Переславль-Залесский, Георгев-град был поставлен в районе концентрации исконного населения - мери. Об этом говорят чисто мерянские гидронимы, как то «Колокша» и «Гза» (Кза), у места слияния которых город и стоит. - Курган, 11-13 вв. Территория города, урочище Юрьева гора. Исследован в 1852 г. А.С. Уваровым. Содержал погребение воина-кочевника с конем, датирован 12 в. Остатки кургана разрушены строительными работами.
Крепостной вал Юрьев-Польского
Насыпанные около 1152 г., валы, несомненно, были первым сооружением в новом городе, в черте, надо полагать, старого мерянского поселка. В итоге получилась мощная крепость, небольшая, но хорошо укрепленная. Площадка городища округлой в плане формы размерами ок. 340х230 м., площадью ок. 9.5 га., окружена кольцевым валом высотой 4-6 м. при ширине в основании 18-20 м. и сильно заплывшим рвом перед ним, в настоящее время имеющим глубину 0.8-1.2 м. при ширине 25-28 м. Общая длина валов ок.1 км. Валы сохранились почти по всему периметру, кроме небольшой части возле Михайло-Архангельского монастыря. Исследование южного вала показало, что он был насыпан в 12 в., в два приёма. Насыпь состояла из суглинка с большим количеством гумусных прослоек. Внутривальные конструкции не обнаружены. В системе укреплений имеются разрывы от трёх проездных ворот шириной 25-50 м.: северные - Ростовские, юго-восточные - Владимирские, юго-западные - Московские (более поздние). На валах стояли деревянные укрепления. Имя города говорит за то, что Юрий Долгорукий, похоже, строил его как собственную резиденцию. Однако, другое его детище - Переславль Залесский - оказалось более удачным. Долгорукому в Юрьеве и пожить-то толком не удалось. Долгорукого пленила красота мест. Ему понадобился опорный пункт среди непокорной мери. Все так. Но словарь Брокгауза-Евфрона недоумевает, зачем в этом экономически провальном месте вообще понадобилось строить город. Юрьев стал провинциальным еще в древнюю пору.
Внук Долгорукого, сын Всеволода (и чешской королевны Марии), князь Святослав III Всеволодович в 1212 г. по смерти отца получил в удел город Юрьев (1212 - 1238 гг.). В 1212 г. Юрьев был центром небольшого самостоятельного княжества, которое выделялось из состава Владимиро-Суздальской земли и находилось в управлении у Святослава. После Липецкого сражения Святослав вернулся в Юрьев. Князь немало сделал для города.
Среди находок из слоя домонгольского времени следует отметить железные цилиндрические замки и ключи к ним, ножи, инструменты ремесленников, стеклянные браслеты, перстни, бусы, обломки стеклянных кубков. Найдены также части хороса (подвесного светильника), в том числе детали днища, цепей, кронштейнов для свечей в виде фигур драконов.Святослав разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV в. См. Князь Святослав III Всеволодович.
В те же годы он основывает Михайло-Архангельский монастырь.
Михайло-Архангельский монастырь
Михайло-Архангельский монастырь. Фото нч. ХХ века
В 1238 г. войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении.
В 1252 г. княжество наследует Дмитрий (+1269 г.). Последним юрьевским князем был некто Иван Ярославич, который зимой 1339/1340 гг. вместе с ордынцами ходит на Смоленск, каковое славное деяние было последним упоминанием независимого Юрьевского княжества. Ок. 1347-1348 гг. оно переходит в состав Великого княжения Владимирского. В 1382 г., когда Тохтамыш грабит владения Дмитрия Московского, среди них он поджигает и окрестности Юрьева.
В XVI в. Крымский вельможа, родственник Гиреев Абдул-Литиф приехал в Москву в 1493 г., в пору хороших отношений Крыма с Россией, и сел на престол в Звенигороде. В 1499 г. Москва посадила его на казанский престол (она была под протекторатом Москвы), но вдруг начал проводить недружественную России политику (отношения с Крымом стали в то же время быстро портиться). В 1502 г. русский отряд является в Казань, Абдул-Латифа низлагают, и отправляют в ссылку на Белоозеро. Менгли-Гирей, пытаясь выручить своего родственника, писал в Москву, в итоге в 1507 г. Абдул-Латифа выпустили из ссылки, и дали в кормление Юрьев-Польский, где он и помер в 1517 г. С 1552 г. в Юрьеве жил князьком астраханский вельможа Кайбула (правильнее - Абдалла), родственник последнего казанского царя Едигера. Кайбула передался на сторону русских еще до падения Астрахани. Вот что говорил про него русский посол турецкому паше в Стамбуле: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его царь Саин-Булат господствует в Касимове (правил в 1567-1573 гг.), царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Суржике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях...» Этот Кайбула отличился в Ливонской войне (1558 г.), причем в компании соплеменников: сам Кайбула руководил правым флангом, передовым полком - Токтамыш, всей армией - касимовец Шах Али. Вся эта компания набиралась для войны с Крымом, причем Тохтамыша предполагалось посадить на трон в Бахчисарае вместо Гирея. Но обстоятельства сложились так, что двинули на Швецию. И, наконец, Самозванец в 1609 г. отдал Юрьев Магомету Мураду, сыну Касимовского хана Ураза Мухаммада (1600-1610 гг.). Ураз принял сторону Самозванца, однако, по доносу сына, был убит под Калугой во время охоты. За него отомстил ногаец Урусов, который прибил самого Самозванца со словами – «знай, собака, как убивать татарских царей».
Михайло-Архангельский монастырь находится целиком в черте валов, так, что кажется сам кремлем. Монастырь, будучи разрушенным в 1238 г., не восстанавливался до XVI в.В 1555 г. усердием князя М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 саженей и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый». Другая часть ограды построена в 1736 г.
Башни «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.
От старины остались лишь три башни, они «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.
Прудик на территории монастыря
Строители стен в свое время столкнулись с непростой проблемой: на территории монастыря есть прудик («ковчег» - их рыли строго определенного размера). Из пруда вытекала небольшая речушка. Пришлось строить проход для этой воды. Вода все-таки размывала стены, что, наверное, и вызвало необходимость их ремонта именно на этом участке в XXIII в. Боевой ход стен, там, где нам удалось его проследить - чисто декоративный.
Михайло-Архангельский собор
В 1560 г. благодаря князю М.И. Кубенскому монастыре была отстроена первая каменная двухэтажная соборная церковь с Ильинским пределом. Церковь неоднократно подвергалась переделкам и обновлениям.
В 1685 г. в Юрьев-Польском Михайло-Архангельском монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I.
В 1792 г. было начато строительство Михайло-Архангельского собора (окончено в 1806 г.).
В 1804 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили деньги на строительство трёхъярусного иконостаса для Михайло-Архангельского собора.
В 1817 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на золочение иконостасов церкви Знамения Божией Матери и Михайло-Архангельского собора.
Опись древних предметов монастыря нач. ХХ века: «В иконостасе Архангельского храма – деревянная трехъярусная с колоннами, карнизами и резными украшениями царские врата, резные с шестью изображениями на дсках: Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов и местные иконы – сошествия Иисуса Христа во ад, Вознесения Господня (на Спасителе, Божией Матери и 2-х ангелах венцы серебряные чеканные с цатами, а на 4-х ангелах без цат), Собора Архистратига Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Знамения Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии. Все эти иконы одного размера – около 2-х аршин высоты и около 1 аршина ширины; писаны некиим Семеном Стрешневым из города Кинешмы, вероятно, не позднее 1792 г., времен последней перестройки Архангельского храма. Хоругвь, шитая шелками, с изображением пророка Илии и св. Архангела Михаила XVII в. (хранилась в древлехранилище Братства св. Александра Невского)».
Михайло-Архангельский храм. 1772-1809 гг.
В Михайло-Архангельском храме располагалась выставка «Художественная резьба по дереву».
Храм во имя Знамения Божией Матери
В 1630 г. в монастыре появляется новая клетская церковь, освящённая в честь пророка Ильи. В 1625 г. была построена одноглавая, двухэтажная трапезная церковь во имя Знамения Божией Матери, в нижнем этаже находились кладовые палатки. Наружный вид этой церкви представлял собой продолговатый четырехугольник – почти без всяких украшений. В трапезе ее южной стороны в 1792 г. сооружен придел во имя св. пророка Илии, перенесенный сюда из упраздненной церкви. В 1814 г. с северной стороны пристроен придел во имя Казанской Божией Матери.
Знаменская трапезная церковь
Знаменская трапезная церковь и Архимандритский корпус
В 1809 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили средства на кровлю Знаменской церкви и трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря. В 1814 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на церковную утварь для монастыря. В 1817 г. умер Архимандрит монастыря Иосиф, Инспектор Владимирской духовной семинарии. В 1860-е годы Архимандрит Гавриил управлял обителью.
В 1763 г. на территории Михайло-Архангельского монастыря возведена Георгиевская церковь. К храму Знамения Божией Матери примыкает построенный в 1763 г. двухэтажный Архимандритский корпус, в котором помещались настоятельские покои, братские кольи и различные хозяйственные службы.
Архимандритский корпус
В здании Архимандритского корпуса располагаются экспозиции Юрьевского историко-архитектурного и художественного музея: - Крестьянство и земледелия Владимирского Ополья; - История «Юрьево-Польской мануфактуры» Юрьев-Польского уезда.
Церковь Иоанна Богослова
В 1654 г. в западной стене монастыря построены «святые ворота». В 1670 г. на «святыми воротами» Михайло-Архангельского монастыря сооружена пятиглавая Богословская церковь (Иоанна Богослова).
Надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.)
В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское.
Отдельно стоящая, крайне оригинальная колокольня была построена в 1684 г. В 1687 г. был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов. Колокол весом 60 пудов в 1685 г. приложен вдовой Анфисой Печатовой в вечное поминовение мужа ее Феодора Матфиева. Колокол весом 109 пудов, куплен в Москве в 1688 г. на монастырские средства.
Колокольня
В 1804 г. были слиты и повешены колокола усердием Петра Петровича Карцева: в собор в 518 пуд, в Архангельский монастырь в 318 пуд, в Покровский приход в 210 пудов. В нач. ХХ в. на колокольне было 9 колоколов: 6 больших и 3 малых. Самое большое клепало весило 320 пудов. По воспоминаниям старожилов звон Михайло-Архангельских колоколов выгодно отличался от прочих звонов местных приходских храмов, зачастую послушать колокольный звон «Михаила Архангела» приезжали даже из деревень. Звонарем в то время был иеродиакон Галактион (в последствии – прозорливый старец). Сорока лет, из крестьян, окончил сельскую школу.После прихода к власти большевиков, колокола были сброшены со звонницы и дальнейшая их судьба неизвестна.Металлические била, сделанные из кислородных баллонов и в 2002 г. к 850-летию города Юрьева поднятые на колокольню. Изготовлены они по подобию изобретённого в 1893 г. англичанином Герингтоном набора цилиндров разной длины с бьющими по ним молоточками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра - сила. Преимущество таких «колоколов» в том, что они поддаются точному строю и не столь массивны, как колокола.Била. На концах била сверлят 3, 4 или 5 отверстий, которые символизируют 3 - Троицу, 4 - Крест, 5 - Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Малое (ручное) било держится в левой руке, звук извлекается путём ударения (клепания) по нему деревянным молотком от центра к краям. Било большое (великое) подвешивается при входе в храм, или у трапезной, или около келии, на колокольне. Звук извлекается тем же образом, что и у малого била.К звонарскому делу во все времена допускались и допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. Так как звонарь является связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится её продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарь должен знать не только основы православного звона, но и хорошо знать богослужение.
Виды звонов: Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несёт благую, радостную весть о начале богослужения. Перезвон - представляет собой печально-торжественный звон поочерёдно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения. Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.
Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам, жителям древнего Китая и Японии (860 - 824 гг. до н.э.). Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к Святителю Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431 гг.) в сонном видении ему явился Ангел с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослуженииколокола, проделав большой исторический путь, стали и для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
В 1685 г. в монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I. «Евангелие в лист, печатанное в Москве 1684 г., обложено бархатом, протканным серебром, малинового цвета. На лицевой дске его 5 серебряных вызолоченных клеймах – в середине Спаситель с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, а по углам 4-е евангелиста. Около срединного изображения по бокам вырезаны следующие слова: «Лета … (1685) Iюня в 23 день Божiей милостiю великiе государи цари и великiе князи Iоаннъ Алексеевичъ, Петръ Алексеевичъ, всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержцы и сестра ихъ благородная и великая государыня царевна и великая княжна Софiя Алексеевна изволили сiи святое евангелиiе построить въ свое государственное богомолiе Юрьева-Польскаго въ Архенгельскiй монастырь по брате своемъ великомъ государе, царе и великомъ князе Феодоре Алексеевиче всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержце въ вечное поминовенiе». На задней дске по углам и в середине 5 серебрянных прорезных небольших клейм. Застежки серебрянные. Весу с листами и крышками 20 ¾ фунта». «Крест напрестольный серебрянный, чеканный вызолоченный, с частицами св. мощей; внизу рукояти на задней стороне вычеканено «1705 г.» Весу в кресте с деревом 1 фунт и 72 золотники. Евангелие в большой Александрийский лист, печатанное в Москве 1759 г. Мера его – в длину 15 ¾ верш., в ширину 7 ¼ верш. Обложено чеканным серебром. На лицевой стороне 5 овального вида на финифтях, осыпанных стразами, изображений Спасителя и 4-х евангелистов. Пожертвовано Юрьевским купцом Феодором Ивановым Шевелкиным. Евангелие в лист, печатанное в Москве 1791 г.; обложено малиновым бархатом. На лицевой дске 5 чеканных клейм с изображением воскресшего Спасителя и 4-х евангелистов. На задней дске медное посеребренное чеканное прорезное изображение древа, при корени коего возлежащий Иисус Христос,- посреди древа Божия Матерь с Предвечным Младенцем. Между ветвями в 10 круглых клеймах – страдания Спасителя и св. апостолов».
В 1764 г. был упразднен Юрьевский Петропавловский монастырь, основанный как мужской митрополитом Суздальским Илларионом. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла поступила в ведение Архангельского монастыря. В 1825 г. епархиальное начальство решило Петропавловскую церковь упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю. В 1830 г. церковь была разрушена.
К Архангельскому монастырю причислены были в 1725 г. разные пустыни и монастыри: 1. В Суздальском уезде Спасский монастырь, что на реке Куксе; тут было игуменство, - ныне село Спасс-Кукса. 2. Георгиевский монастырь, что дубовая церковь, в Юрьевском уезде. При церкви было кладбище и погребались тут прихожане села Турабьева. 3. Покровский монастырь Шуйского уезда в селе Иванове. В этот монастырь давалось руги от Князя Алексея Михайловича Черкасскаго по 29 рублей и 50 четвертей хлеба. 4. Воробьевская пустынь, в Шуйском уезде, при селе Дунилове. 5. Вознесенская пустынь, находилась в 70 верстах от Суздаля. 6. Космодемьянская пустынь, в 80 верст. от Суздаля, и в 125 верстах от Юрьева. 7. Святоезерская пустынь, в 115 верстах от Юрьева, и строения было в ней: три церкви, ограда, кельи – все деревянное. 8. Петропавловский монастырь – в поле, расстояние от Юрьева в одной версте.
«Фотиния настроила было и графиню и Фотия сменить Феодоровскаго монастыря игуменью и заменить своею: но я уперся. Иеромонах Юрьевскаго монастыря Арсений был в Переславле вместе с графинею. Я приказал его поймать коли пожалует в другой раз. До зла-горя мне Фотиния…» (Из письма преп. Парфения к митрополиту Серафиму. 18 декабря 1833 года.).
В 1862 г. при Михайло-Архангельском монастыре открылась бесплатная воскресная школа. В апреле 1888 года высокопреосвященный Феогност поручал Архимандриту Митрофану (1829-1895) управление Юрьевским Архангельским монастырем.
В 1918 г. был закрыт Михайло-Архангельский монастырь. Юрьевский художественно-исторический и бытовой музей основан в 1919 г. во временном помещении (здании бывших Хлебниковых номеров, после революции занимаемом школой II ступени). В 1922 г. переведен в постоянные помещения Михайло-Архангельского монастыря и открыт для обозрения. 24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.
Георгиевская деревянная церковь (1718 г.) была перевезена из села Егорье в 1968 г. Церковь является образцом древних клетских храмов в основе которых лежит архитектура русской избы. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в контрасте между приземистым широким основанием храма и сильно повышенным верхом. Храм был сооружён без применения пилы и гвоздей.
Через некоторое время на посада появилась ещё одна старинная деревянная церковь из села Чернокулово, сгоревшая в 1998 году.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Чернокулово. 1988 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич
Надкладезная часовня. XVIII в.
По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.
Комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. В Михаило-Архангельском соборе ведутся службы. Бывшая там уникальная коллекция деревянной православной скульптуры теперь закрыта. Всего в монастыре 3 монаха, включая настоятеля. Кельи находятся в башнях.
См. Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.
Воробьёвская-Успенская мужская пустынь
Село Дунилово, Ивановской обл., Шуйского района, при ррч. Тезе и Киселёвке. Основана в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны. В 1725 г. приписана к Архангельскому Юрьеву монастырю. В 1764 г. упразднена и после долгого запустения ветхие храмы её были по обычаю сожжены. В 1819 г. на месте пустыни выстроена единоверческая Покровская (Богородицкая) церковь. См. Свято-Успенский женский монастырь.
Спасо-Кукоцкий или Спас на Куксе мужской монастырь
Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово. Существовал в XVII ст., так как в нём пребывал некоторое время Гришка Отрепьев. По писцовым книгам 1628-1630 гг. имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево». В 1700 г. в нём был игумен Александр. В 1725 г. приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю. В 1764 г. упразднён. См. Спасо-Кукоцкий монастырь.
Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи мужской монастырь
Основан, вероятно, еще в конце XII в. Долгое время состоял приписанным к Юрьеву монастырю. В 1764 г. упразднен.
Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 г.
Церковь Спаса на Нередице (Спас на горе Нередице, Спас-Нередица) - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Построена за один сезон около 1198 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х гг. XX в. На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь. В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941 - 1943 гг. непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. Церковь восстановлена в 1956 - 1958 гг.