Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
13:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Иваново

Спасо-Кукоцкий мужской монастырь

Спасо-Кукоцкий мужской монастырь

Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово.
«Спасо-Кукоцкий мужской монастырь, ныне церковь в с. Спас-Кукса или Сербилово, находится в 23 верстах к западу от гор. Суздаля, близ Гаврилова Посада, при речке Куксе и Ирмизе».

Время и повод основания Кукоцкого мужского монастыря не известно. Можно считать несомненным, что в конце XVI века монастырь уже существовал, так как в нем некоторое время, по документальным сведениям, имел пребывание Гришка Отрепьев. В летописном сказании под названием: «Иное сказание о самозванце», написанном современником описанных событий, о пребывания Григория Отрепьева в Спасо-Кукоцком монастыре читаем следующие слова: «и по совету того игумена (Трифона) острижеся в иноческий образ и наречеся имя ему Григорий; в то время быста ему лет 14, и отыде во град Суждаль, и нача пребывати во обители Всемилостиваго Спаса в Еуфимьеве монастыре, и ис того монастыря прииде в том же уезде в монастырь ко Спасу по слытию на Куксу, и много рещи не хощу о сем по многим монастырем жительство приходя имый». Такие же сведения находим в другом источнике «Новый летописец»: «И еще млад сый, пострижеся не вем от кого и прежде пойде в Суздаль и вниде в том сущий Спасов монастырь. Архимандрит же онаго монастыря, видев его юна, даде его под начал единому духовному отцу и поживе там един год и бежав оттуду прииде в Спасский же монастырь сущий на Куксе, и тамо поживе 12 недель».
В 1624 году Спасо-Кукоцкому монастырю дана была грамота царя Михаила Феодоровича «на монастырскую вотчину село Сербилово и на сельцо Темерево с деревнями, на монастырскую пашенную землю и на монастырские покосы». Игуменом монастыря в то время состоял Аврамий.
По писцовым книгам 1628-1630 гг. монастырь имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево».
В 1651 году монастырю дана была грамота царем Алексеем Михайловичем «на отхожее поле по оврагу по Копотнику да на сенные покосы – на луг Фетиньину кулигу, что за рекою Ирмезем».
Игуменом в то время состоял Никон (1649-1651 гг.), вскоре после которого 12 марта 1653 года определен был Иов.
Нафанаил определен 8 июня 1659 г., упоминается и в 1662 г. Сергий строитель упоминается в 1664 и 1671 гг., Антоний 1 ноября 1670 года.


Преображенский собор в Спасо-Кукоцком монастыре

В 1673 году при игумене Феодосии была построена каменная Спасо-Преображенская монастырская церковь. В записи читаем: «7181 (1673) года мая в 4 день заложена бысть сия церковь во имя святаго и благовернаго Преображения Господня, в царствование Великаго Царя Алексия Михаиловича всея великия России, при Святейшем Патриархе Иоакиме Московском и Преосвященном Архиепископе Стефане Суздальском и Юрьевском, при игумене Феодосие о Христе с братиею».
Самый древний из существующих в области монастырских комплексов, включающий выразительные но архитектуре культовые сооружения в стиле, характерном для владимиро-суздальского зодчества XVII в. Преображенский собор.
Яркий образец крупного монастырского собора, традиционного по структуре и характерного для владимиро-суздальской архитектуры XVII столетия. В результате позднейших переделок изменена форма глав. Южный вход заменен окном, а крыльцо и паперть перед ним разобраны; у западного фасада устроен широкий и низкий притвор.
В центральном куполе изображена "Новозаветная Троица", на парусах - евангелисты, на сводах - евангельские события после Воскресения. На южной и северной стенах композиции Нового Завета расположены в четыре яруса. Среди них выделяются "Бичевание Христа" и "Коронование терновым венцом" (северная стена). На столбах в три яруса помещены сцены из Евангелия, на откосах окон и прилегающих к ним простенках написаны святые. Заслуживают внимания барочные орнаментальные композиции, включающие церковные атрибуты, между окнами 1 и 2 света и на подпружных арках, где написаны раковины, головки херувимов и изображения святых на фоне барочной сетки.
Иконостас в русском стиле характерен для кон. XIX в. Это - внушительных размеров четырехъярусное сооружение, завершенное иконой "Воскресение" в фигурном обрамлении. Иконы и киоты у столбов выполнены также в кон. XIX в.

Под названием Вербилово село упоминается в «Описи укреплений гор. Владимира 1674 года», в которой сказано, что крестьяне села Вербилова (Сербилова), вместе с крестьянами села Сенкова (Санкова), принимали участие в возобновлении укреплений гор. Владимира в 1674 году.
20 марта 1678 года дана была монастырю грамота царем Феодором Алексеевичем о дозволении монастырю владеть сельцом Сербиловым да сельцом Тимеревым, с деревнями и со всеми угодьями по прежнему».

5 августа 1686 года последовал указ царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича и царевны Софии Алексиевны, царственной большой печати и царственных великих посольских дел оберегателю, ближнему боярину и наместнику Новгородскому, князю Василию Васильевичу Голицыну, о выдаче выписи из Суздальских писцовых книг письма и меры Михаила Трусова да подьячего Феодора Витовтова, 136 и 137 году, на дворовое место, принадлежащее Спасо-Кукоцкому монастырю в гор. Суздале.
19 марта 1688 года дана была запись бывшим служкой Суздальского Васильевского монастыря Никитой Федоровым Поповым с двумя сыновьями игумену Спасо-Кукоцкого монастыря Савве с братией на поступление в число служек Кукоцкого монастыря. По записи Никита Попов с сыновьями дают обязательство исполнять следующие условия: «с своею братьею – с монастырскими слугами всякую монастырскую службу и работу и того монастыря игумена Саввы и братии во всем слушать и монастырской служебный чин хранить против прочих монастырей, не пить и не бражничать, и ни за каким дурном и за воровством не ходить и к тому монастырю и к нему игумену Савве с братиею, или кто впредь в том монастыре иные власти будут, и к монастырским вотчинам никаких хитростей и убытков не учинить, и ни в чем не пререкасловить, и из того монастыря в иные монастыри и в боярские дворы и нигде во крестьянство и в бобыли не записатца и не заложитца, и из того монастыря никакой монастырской казны не покрасть и, пократчи, не збежать». При не соблюдении указанных условий: «на мне, Микишке, и на детях моих взять ему игумену, Савве з братиею, по сей записи, или хто впредь по нем в том монастыре иные власти будут, всякая монастырская служба и их властелинское почитание и покорение к тому их монастырю и сносная монастырская казна, что мы снесем. А ся запись на меня, Микишку, и на детей моих в тот Кукоцкой монастырь вечно и впредь в запись».
В том же году игумен Спасо-Кукоцкого монастыря Савва с братией бил челом по поводу того, что «у их монастырских служек с людьми князя Перфилия Шаховского на дороге произошла ссора, и он, князь Шаховский, мстя им за то, занял в Суздале монастырский их городовой осадный двор внутри города, близ соборной церкви, себе под съезжий двор, так что игумены Савве, живущему в Суздале «чреду», по указу митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона, стоять негде; кроме того люди князя Шаховского тот двор Спасо-Кукоцкого монастыря разорили». Ввиду жалобы 17 июля 1688 года последовала «Память» царей Иоанна Алексеевича и царевны Софии Алексеевны стольнику кн. Перфилию Шаховскому, посланному для сыска татиных, разбойных, убийственных и всяких губных дел в города Владимир, Суздаль и Муром,- в которой князю Перфилию Шаховскому указывается Спасо-Кукоцкого монастыря служек и крестьян губными делами «за тою недружбою» не ведать, а ведать их в тех делах Суздальскому воеводе Никите Мусину Пушкину, а вышеозначенный монастырский осадный двор, если он занял его сам собою, а не по воеводскому отводу,- очистить».

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм построена в кон. XVII в.

От 1698 года 14 февраля сохранилась похоронная память, выданная по указу митрополита Илариона игумену Спасо-Кукоцкому монастырю Флавиану, в которой предписывается сыскать с Спасо-Кукоцком монастыре о скоропостижно умершем в том монастыре черном попе Павле и, если по сыску окажется, что он не убит, не удавлен, не повесился и не опился вина, похоронить его с отпеванием».
От следующего 1699 года сохранилась отписка того же игумена Спасо-Кукоцкого монастыря с братией патриарху Адриану. Игумен Флавиан извещает об исполнении патриаршей грамоты, в которой указано посланного из приписного к Троице-Сергиеву монастырю Киржачского монастыря бывшего черного попа Иакова Петровского держать в Спасо-Кукоцком монастыре в хлебне, на цепи, месяц, а по истечении месяца того бывшего попа с цепи освободить и в церкви ему псалмы читать.
Если к перечисленным документам присоединить грамоту царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича 1684 года о неплатеже с монастырской мельницы, что на реке Ирмези, оброчных денег, то будут исчерпаны все главнейшие источники, откуда заимствуются или иные сведения о состоянии монастыря в XVII веке.
В начале XVIII века Спасо-Кукоцкий монастырь находился в ведении игумена Александра, которому совместно с игуменом Егорьевского монастыря Венедиктом 2 июня 1701 года послан был митрополитом Иларионом указ об исполнении государевой грамоты, присланной из Монастырского приказа. В указе повелевалось: ввиду военного времени в Москве и в городах из архиерейских домов и из всех монастырей взять на пушечный двор пивоваренные и квасоваренные котлы, винокуренные кубы и «иную медную застойную посуду, оприч самых нужных поваренных и столовых судов», для пушечного и мортирного литья, в прибавку к колокольной меди, ввиду того, что из одной колокольной, без прибавки красной меди, пушек и мортир лить нельзя, на Москве же достаточного количества красной меди купить «не сыскано». За те котлы и кубы из Пушкарского приказа заплачено будет колоколами, «которые ныне из архиерейских и из монастырей и из иных мест от церквей в четвертую часть взяты, какие колокола в какие места понадобятся, или – деньгами указною ценою».
Из других документов известно, что в 1701 году и в ближайшие к этому годы Спасо-Кукоцкий монастырь имел во владении 28 дворов монастырских крестьян.
Вообще материальное положение монастыря в начале XVIII века было обеспеченным. Монастырь принадлежал к типу тех маловотчинных обителей, годовой денежный бюджет которых не превышал 200 рублей. Подтверждение сказанному находим в одном из дел Суздальского консисторского архива.
В апреле 1719-го года в монастыре настоятелем, после Иессея, назначен был игумен Питирим. Через некоторое время братия вошла в архиерейский приказ с челобитьем о самовольном и недобросовестном распоряжении со стороны Питирима монастырскими средствами. Произведено было дознание, во время которого затребовали монастырские приходо-расходные книги. Из них сделана была выписка за период управления монастырем игумена Питирима (с апреля по сентябрь), и выписка попала в следственное дело. Оказывается, что за 5 летних месяцев в приход монастырский поступило 64 руб. 10 алтын. В том числе: за отдаточную землю – 22 руб. 30 алтын, за проданную кобылу темно-серую – 3 руб., за бурого жеребца – 20 руб., за трех жеребят – 3 руб., за отдаточные пожни 15 руб. 13 алтын две деньги. Из того числа израсходовано: на покупку рыбы, масла, луку и чесноку – 15 руб. 4 алтына, вина и водки – 13 руб. 23 алтына, на покупку хмеля – 30 алтын 1 деньга, в даче за работу изделья всяких монастырских нужд – 2 руб. 11 алтын 2 деньги, на покупку семени – 11 алтын 1 деньга, в раздачу зажитого братиею – 15 руб. 30 алтын, писчей бумаги на – 15 алтын, меда на рубль 14 алтын 1 деньга, за помол монастырского хлеба – 3 алтына, сена и травы на – 19 алтын 2 деньги, росады на 25 алтын 2 деньги, ладана на 17 алтын 1 деньгу, меди три фунта 22 алтына, свеч сальных на 4 алтына 2 деньги, за серебро и за работу креста – 2 руб., сапогов в покупке на 26 алтын 1 деньга, скляница 3 алтына 2 деньги, шапку работнику 7 алтын, сахару голова 30 алтын, образ Преображения Господня в окладе 40 алтын, церковного вина на 20 алтын, угля на 3 алтына 2 деньги, работнику мяса куплено на 8 денег. Всего в расходе 61 руб. 17 алтын деньга.
Игумен Питирим не смог оправдаться и в том же году был удален из монастыря. Место его занял игумен Симон. Но и правление Симона не внесло успокоения в жизнь обители.
В том же 1719 году на игумена Симона поступило две жалобы. В одной он обвинялся в несколько свободной, немонашеской жизни, в бражничании и бесчинном поведении, в другом – в оскорблении действием должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. 7 декабря 1719 года к сотскому и пятидесятскому Гавриловой слободы пришел той же Гавриловой слободы вдовый поп Феодор, «чтобы идти с ним попом к брату его попу же Василию для поимки пришлаго человека. И по тем де его словам он сотский и пятидесятский со сторонними людьми к помянутому попу Василию пошли. И вышел де с двора его, Спасо-Кукоцкого монастыря игумен Симон с монастырскими своими людьми и с помянутым попом Василием с дубьем и с кольем, их сотского и пятидесятского били и увечили, и от тех побой они насилу живы».
Симон упорно отрцал свою вину, но в начале следующего года возбуждено было против него новое дело в похищении из коробки, принадлежащей старцу Аврамию, денег 7 руб. От настоятельства в монастыре игумен Симон был устранен.

В 1725 г. монастырем управлял игумен Герман. Имя его становится известным из одного кляузного процесса, возникшего по случаю произнесения монахом Кукоцкого монастыря страшным в то время слов «слово и дело Государево». Монах Венедикт явился 7 февраля 1725 г. к вечернему пению в нетрезвом состоянии и стал вести себя в церкви шумно и беспорядочно. Игумен Герман, с которым Венедикт вступил в храме в пререкания, приказал его посадить на цепь. Венедикт посадить себя на цепь не дался и прокричал за собою «слово и дело Государево». Начался волокитный процесс. Вмешалась в дело гражданская власть, потребовали к допросу не только Венедикта и игумена Германа, но и всех монахом обители. Попутно открылись и другие праздные слова, произнесенные когда-то одним из насельников обители. Процесс осложнился и запутал массу лиц. Из дела не видно, чем он закончился, но из других аналогичных дел того времени мы знаем, что за праздное произнесение «слова и дела Государева» виновные наказывались беспощадно плетьми. Монах же Венедикт произнес эти слова «праздно», желая избежать наказания, назначенного ему игуменом Германом.
В правлении игумена Германа монастырю угрожала опасность подвергнуться совершенному упразднения, или же обратиться в один из приписных монастырей. Именно, в 1724 г., в силу Высочайшего Именного указа от 5 февраля того года, повелевавшего «малобратственные монастыри и пустынки сводить с прочими в совокупление неотложно без продолжения», в Спасо-Кукоцкий монастырь из Архиерейского приказа прислал был сын боярский Нестор Кичигин и градский инквизитор священник Козьма «для своду игумена и братии в Суздальский Васильевский монастырь». Уполномоченные забрали из Спасо-Кукоцкого монастыря ризницу, церковную утварь, монастырские припасы, хлеб и деньги и отвезли в Васильевский монастырь. В конце того же года велено было те малобратские монастыри, за которыми числятся вотчины, приписать к другим, не упраздняя их окончательно. Спасо-Кукоцкий монастырь после того был снова восстановлен и приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю. Ризница, утварь и скотина были возвращены по прежнему, а деньги и хлеб остались в Васильевском монастыре и возвращены не были, несмотря на жалобы и хлопоты игумена Германа.
В 1726 году последовал новый указ высшей духовной власти, ограничивающий силу прежнего, узаконившего «совокупление малобратственных монастырей с прочими», и Спасо-Кукоцкий монастырь после этого, хотя и остался в зависимости от Архангельского Юрьевского, но в зависимости скорее номинальной, чем фактической. Во внутреннем управлении монастырь был совершенно свободным.
21 апреля 1732 года игумен Герман скоропостижно скончался. Настоятельское место после него занял игумен Лев, правивший около 3-х лет. Его управление ознаменовалось волокитным процессом, разбиравшимся в Суздальском архиерейском приказе и возникшим из-за мелочных дрязг игумена с дьячком Шиповой слободки Никитой Алексеевым по поводу потравы монастырских угодий гусями означенного дьячка.
В 1736 году на игуменском месте в монастыре видим игумена Филарета. В 1738 году игумен Филарет, вместе с казначеем Варлаамом, иеромонахом Сергием, попом Василием Фирсовым, пономарем Василием Никитиным, под крепким караулом отправлены были в Суздальскую провинциальную канцелярию для следствия «по некоторому делу». Никакой вины за ними не было найдено, и они были возвращены по окончании следствия в монастырь. Можно предположить, что следственное дело принадлежало к числу тех политических дел, которые в царствование Анны Иоанновны возникали очень часто и главным образом вследствие неосторожного и праздного произнесения «слова и дела Государева». Одно из аналогичных дел возникло в Спасо-Кукоцком монастыре и в следующем году и вызвало, понятно, немалую тревогу и немало неприятностей. О вызвавшем это дело случайном, но страшном в то время инциденте игумен Филарет в своем доношении в Архиерейский приказ пишет так:
«Сего апреля 8 дня нынешнего 1739 г. имеющий во оном Спасо-Кукоцком монастыре в крылосном послушании города Суждаля церкви Николая Чудотворца бывой дьячек Петр Аверкиев, незнамо каким умыслом, нощию, пред благовестом утренняго пения, вбежав на колокольню, начал бить всполох, отчего я означенный с братьею и вси при том монастыре обыватели в великий страх пришли, и в то время я означенный его, Аверкиева, взяв, велел отвесть в хлебню и держать до дни под караулом. И того ж числа во время утренняго пения он, Аверкиев, вырвался у караульных, вбежал в церковь и кричал нелепо всенародно: «слушайте де, игумен, и братия, и все крестьяне, есть за мною дело Государево, и, не мешкав, повезите меня в Суждаль».
Аверкиев отослан был в Провинциальную канцелярию. Что он объявил там и чем закончился процесс, из консисторского дела не видно. Несомненно только, что игумену и братии монастыря пришлось пережить немало тревожных часов.
Указом от 4 октября 1742 года игумен Филарет за разные вины по управлению монастырем от игуменства отрешен и за болезнью отправлен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в больницу.
Новый игумен на место уволенного не был назначен. Братия монастыря воспользовалась этим обстоятельством и вошла с прошением к епископу Симону о поставлении в Спасо-Кукоцкий монастырь во игумена монастырского эконома иеромонаха Аарона, «понеже он, Аарон, человек добрый и смирной и хмельного пития не упивается и подозрения на нем никакого не имеется и настоятельскую должность во всем он понести может исправно». 7 декабря того же года иеромонах Аарон, согласно просьбе братии, был поставлен во игумена Спасо-Кукоцкого монастыря.
Просьба братии монастыря, поданная епископу Симону, дает возможность определить состав насельников обители к 1742 году, так как в прошении они перечислены все. Состав обители, оказывается, не был велик: кроме эконома иеромонаха Аарона, казначей иеромонах Иосаф, крылосный монах Иаков, пономарь монах Висарион, житенной монах Исаия; священнослужители бельцы – поп Василий Фирсов, диаконы Алексей Феодоров, Яким Иванов; служители монастырские: подьячий Иван Артемьев, слуги Алексей Козьмин, Василий Евфимов, конюхи Алексей Григорьев, Петр Григорьев, повар Иван Григорьев, портной Борис Петров и четыре отставных солдата.
14 марта 1745 года игумен Аарон, произведен был в архимандрита Троицкого Шуйского монастыря, а на его место назначен был Антоний, за ним следовал Феодосий, которого в начале 50-х годов сменил Аркадий. В правление обителью Аркадия в монастыре возникло одно дело. Не столько важное само по себе, сколько характерное для обрисовки взглядов и верований той эпохи.
13 августа 1752 года житенной монах Иона на духу иеромонаху Виктору объявил, что его испортил трудник монастыря Иван Осипов, отчего он имеет великую скорбь и умирает. Виктор сообщил об этом игумену, а игумен снял с Ионы обстоятельный допрос. Иона оказался старцем 70-ти лет, постриженником того же монастыря, из крестьян с. Сербилова. «Испортил меня, заявил Иона, того монастыря трудник Иван Осипов, который имеется просфирняком, прошлого 1751 года в августе месяце, отчего я имею великую скорбь, а чем испортил, того не знаю, точию от тоя порчи я кричу и бываю в беспамятстве. А сего августа к празднику Преображения Господня варено было мною в тот монастырь становое пиво, которое не кисло четверы сутки, а знатно то пиво испортил он, Иван. Точию об оной порче пред праздником дни за четыре мне в нощи в сонном видении явился ангел и говорил у ухо, что испортил меня показанной трудник Иван. Да в прошлом 1750 году, а в которое время – не упомню, при бывшем игумене Феодосии, он Иван незнамо с какого вымыслу испек просфоры гороховые без соли и за тем де в церкви Божией божественной литургии не имелось, и за то он игумен Феодосий его, трудника Ивана, бил плетьми и сослал с монастыря, и паки он, Иван, в монастырь, принят казначеем Иринархом».
По расследовании дела трудник Иван Осипов оказался вне каких бы то ни было подозрений в волшебстве, и монах Иона, несмотря на преклонный возраст, наказан был «безпощадно» плетьми и дал обещание «впредь таких слов не говорить».
В 1756 году игумена Аркадия сменил Филарет, а в 1759 году во главе обители видим игумена Димитрия. От этого года имеются точные сведения о составе братии монастыря и экономическом его положении. К этому времени за Спасо-Кукоцким монастырем числилось село Сербилово да сельцо Тимерево, в которых было 139 душ. Крестьяне этих вотчин денежного оброку в монастырь никакого не платили, но пахали на монастырь пашни по 88 десятин в поле, косили сена по 200 копен, возили дрова и ходили на всякие экономические поделки. Из монахов в монастыре в наличии состояли: игумен, три иеромонаха, три иеродиакона и 4 служебных монаха. Монашествующим производилось на одежду и на прочее содержание денежное жалованье, выручаемое от продажи монастырского хлеба. Игумен получал 12 руб. в год, иеромонахи каждый по 4 руб., иеродиаконы по столько же и монахи по 3 руб. Хлеба в дачу монашествующие не получали, а питались за общей монастырской трапезой. Отставных солдат на содержании при монастыре никого не было.
Игумен Димитрий, занявший место настоятеля Спасо-Кукоцкого монастыря 15 июля 1759 года, до сего времени состоял учителем Суздальской духовной семинарии, с успехом организовал в ней учебные порядки по учреждении ее в 1755 году и не составлял учебных занятий и по назначении в Спасо-Кукоцкий монастырь, так что игуменство его было скорее номинальным и являлось лишь почетным званием, данным в награду за его учебные труды. 17 июня 1762 году игумен Димитрий произведен был в архимандрита Николаевского Шартомского монастыря, а игуменом Спасо-Кукоцкого монастыря назначен был «немалое время потрудившийся в архиерейском доме казначеем» иеромонах Нафанаил, которому преемствовал с 1762 года – Венедикт, последний игумен Спасо-Кукоцкого монастыря.
Около того времени написана небольшая заметка о Спасо-Кукоцком монастыре в сочинении «Историческое собрание о граде Суждале» Анании Феодорова. Суздальский историк пишет: «Близ Гавриловой слободы, версты с три разстоянием, есть монастырь мужской, имеющий начальствующего игумена, Преображения Господня, зовомый Куксовский, по реке под ним текущей Куксе (а иные просто называют Кукоцкий); на довольствие того монастыря не малое имеется число пахатныя добрыя земли и сенокосов, тако ж есть и лесныя угодьи, хотя и не весьма велики, однако тому монастырю кроме хороминнаго лесу в прочем к строению потребном, тако ж и на топление покоев, без купки своим обойтись возможно, к тому ж есть несколько и крестьян монастырских, кои всякую монастырскую исправляют пашню и всякую потребу».
Согласно распоряжению епархиальной власти от 19 июня 1764 года, сделанному во исполнение Высочайшего указа, Спасо-Кукоцкий монастырь, как малочисленный и не имеющий достаточных средств к своему содержанию, был упразднен. Монастырские церкви обращены были в приходские церкви с. Сербилова.

При упразднении монастыря произведена была по обычаю опись церквей и монастырского имущества. На основании этой описи можно составить довольно подробное представление о Спасо-Кукоцком монастыре, его храмах, утвари и строениях.
«Церковь Преображения Господня каменная, крыта новым тесом. А на стенах в клеймах четырех написаны разные образы. В ней царские двери, и сень. И столбцы резные, вызолочены. Над царскими дверьми в сени образы Господа Саваофа да образ Отечества на стекле писан красками, в рамах золоченых. По сторонам два ангела да тайная вечера. По правую сторону царских дверей: образы Спасителев, писан красками; Преображения Господня, на нем венец, риза и на пророцех два венца серебряные, чеканные; Введения Пресвятыя Богородицы; южная дверь, на ней изображение архидиакона Авива, над тою дверью в сени лице херувимское; подле южной двери образы Преображения Господня; образ Всемилостиваго Спаса, на той же цке в подножии написаны образы Иоанна и Феодора епископов, преподобных Евфимия и Евфросинии Суждальских Чудотворцев. По левую сторону царских дверей: образы Пресвятыя Богородицы Одигитрии, на нем венец медной; образ Николая Чудотворца; образ великомученика Иоанна Воина; северная дверь, на ней изображение архидиакона Стефана, над тою дверью в сени написано лице херувимское; подле оной северной двери Нерукотворенный образ. Над царскими дверьми и над местными образами в первом ярусе дванадесятые праздники. Во втором ярусе образ Спасителев, по сторонам 12 апостолов. В третьем ярусе в середине образ Знамения Пресвятой Богородицы, по сторонам пророки. В четвертом ярусе образ Господа Саваофа, по сторонам праотцы. Вышеописанные как местные, так и деисусные образа все старые, в иконостасе столярном, расписанном красками местами и позолоченном вновь. А на верхних образах окладов и венцов никаковых не имеется. Под местными образами в тумбах писаны евангельские притчи. Над игуменским местом образ святого Максима Грека в иконостасе столярном, расписанном красками. Над правым клиросом Деисус, образ Спасителев, Богородичен и Иоанна Предтечи в киоте столярном, позолоченном и расписанном красками. Над левым клиросом Деисус, в середине образ Господа Эммануила, по сторонам ангелы, на них окладов не имеется. Вокруг правого столба образы: Отечества, Распятия Господня, Жезл из корене Иессеева. Вокруг левого столба: Живоприемного источника Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы. Иоанна и Феодора епископов и преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских Чудотворцев, в киотах столярных, позолоченных и расписанных красками; на оных образах окладов и венцов серебряных и медных не имеется. Над оными киотами в возглавии написаны страсти Господни. Над входными дверьми образ Успения Богородицы. В алтаре находились: образ Знамения Богородицы и образ Николая Чудотворца. В том же алтаре в двух крестообразных киотах по правую сторону образы: всемилостивого Спаса; Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; образ Феодоровской Пресвятой Богородицы на кипарисной цке, у того образа венец с короной, цата, поля и оплечье серебряные, резные, на короне четыре камня червчатые да четыре лазоревые под низ, да ожерельцо низано мелким жемчугом; образ Святителя Димитрия Ростовского; образ Иоанна Предтечи. По левую сторону: образ Господа Вседержителя; Пресвятой Богородицы Феодоровской, на нем венец серебряный с короной, чеканный, вызолоченный, на полях оклад серебряный же, басемной, позолочен; образ Живоначальной Троицы; образ Пресвятой Богородицы. В том же алтаре над царскими дверьми образ Живоприемного Источника. Образ щтилистовой, на нем написан Господь Вседержитель, по сторонам святители Иоанн и Феодор епископы, на святителях два венца серебряные, в подножии преподоб. Евфимий и Евфросиния Суждальские Чудотворцы, поля обложены серебром с позолотою».
«В оной же церкви во святом алтаре и внутри тоя церкви и при ней 12 оконниц стеклянныя; пол внутри оной кирпичной. При вышеозначенной Преображенской церкви с западной стороны паперть каменная да при ней на земле деревянный рундук. Во оную паперть дверь деревянная столярная, росписана разными красками, из оной паперти в церковь дверь деревянная столярная расписана разными красками, да на южной стране крыльцо каменное, с крыльца две двери, в том числе изнутри стеклянная, а с крыльца две двери, в том числе изнутри стеклянная, а с крыльца железная, а с северной страны две двери: одна деревянная, а другая стеклянная».
Как видим из приведенного отрывка описи, Спасо-Преображенская церковь снабжена была в достаточной степени и довольно благолепно украшена иконами. Богата была она и прочей церковной утварью. В ней имелось четыре евангелия, из которых одно печатное в десть, верхняя цка обложена серебром, в середине образ Распятия Господня, хранилось в ящике, обитом кожей, а внутри зеленым сукном. Святых крестов было тоже четыре. Один с мощами, обложен серебром, в футляре обитом зеленым бархатом, другой – кипарисный, обложен с одной стороны серебром, с подножием, вызолоченным местами. Священнослужительских риз в описи записано 31. В числе их имелось много парчовых, шитых золотом. Большая часть церковной утвари, по упразднении монастыря, взята была на хранение в Суздальскую соборную ризницу и в Спасо-Преображенскую церковь; впоследствии не была возвращена. Некоторые книги из монастырской библиотеки поступили в библиотеку Суздальской духовной семинарии.


Введенская церковь и Преображенский собор

Введенская церковь в Спасо-Кукоцком монастыре

Кроме Спасо-Преображенской церкви, в Спасо-Кукоцком монастыре была теплая церковь во имя Введения во храм Божией Матери. В описи монастырской об этой церкви сообщаются такие сведения:
«Теплая Введенская церковь, каменная, в ней царские двери и весь иконостас новый, столярной работы снизу и доверху, местами позолочен и расписан разными красками. По правую сторону царских дверей: образ всемилостивого Спаса, образ Введения Пресвятой Богородицы, на южной двери – образ Господа Эммануила, на завороте образ святителя Димитрия. На левой стороне царских дверей: образ Пресвятой Богородицы Кипрской, образ трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, на северной двери образ Архангела Михаила, на завороте образ Николая Чудотворца. Во втором ярусе иконостаса в середине образ Воскресения Господня, по сторонам дванадесятые праздники. В третьем ярусе в середине образ Господа Вседержителя, по сторонам 12 апостолов. На вышеописанных образах окладов и венцов никаких не имеется. Под местными образами в тумбах написаны евангельские притчи. У царских дверей завеса выбойчатая холщовая, на ней крест кумачной. В сени над царскими дверьми образ Спасителя написан на стекле красками. В рамах черных. Над игуменским местом образ Господа Вседержителя. При оной церкви на земле крытое досчатое крылечко».


Монастырская колокольня

При церквях монастыря стояла каменная колокольня, на которой висело 11 колоколов. В самом большом из них было весу 59 пуд. 12 фунтов. На колоколе надпись: «1753 года марта 13 дня вылит сей колокол в Суздальский уезд в Спасокукоцкий монастырь. Мастер Мартын Иванов Ярославец».

«В том же монастыре святые и въездные ворота каменные, затворы деревянные. Над теми святыми воротами башня, вкруг той башни столярные балясы… Две кельи игуменские деревянные, одна с комнатой. В них две печи изращатыя да восемь оконниц, по осьми стекол, твердые. При тех кельях сени, да в сенях келейка небольшая, в ней две оконницы слудяныя, да пи ней два чулана, крыты тесом. Келья казначейская деревянная с комнатой, в ней печь изращатая, в ней четыре оконницы, в том числе одна маленькая, при ней сени, да в сенях три чулана, крыта дранью. Три кельи в ограде, две хлебных да затрапезная братская, деревянные же между ими сени, в тех сенях чулан, в них три печи, в том числе одна изращатая, а две кирпичные, крыты дранью. Во ограде келья деревянная братская, при ней сени, в сенях три чулана, крыта дранью, в ней оконница стеклянная, маленькая. Подле святых ворот келья каменная при ограде каменной, при ней два чулана, крыта дранью. У теплой Введенской церкви две палатки каменные. Магазинов два деревянные о двух апартаментах. Два погреба деревянные, над ними амбары деревянные, крыты дранью. Под колокольней каменной кладовая палата, при ней палатка небольшая, под той кладовой палатой выход. В том монастыре колодец, в нем обруб деревянный. Вокруг того монастыря ограда деревянная, рублена из бревен; в ней по углам и на середине стен шесть башен, в том числе одна с воротами, крыта тесом. В той же ограде, в переднюю стену от святых ворот, направо, два амбара для сбруи конюшенной и лошадиного корма, да конюшня со стойлами, крыта дранью.
Здания, находящиеся в ограде Спасо-Кукоцкого монастыря, к 1764 году не представляли еще из себя развалин, как в других монастырях, упраздненных одновременно с Спасо-Кукоцким. Объясняется это, вероятно, наличием лесных угодий в монастыре, о которых говорит Анания Феодоров. Когда через несколько лет по упразднении монастыря произведен был осмотр его зданий, то многие из них, несмотря на то, что некоторое время оставались беспризорными, найдены были, «в твердости» и к «строению годными».
Кроме зданий, находившихся в ограде Спасо-Кукоцкого монастыря, за этим монастырем числилось еще подворье в Кремле гор. Суздаля и часовня в Гавриловом посаде.
Суздальское подворье предназначалось для остановок настоятелей в случае деловых посещений ими кафедрального города. Оно не представляло особо ценности. Здания были убогие и поддерживались плохо. В описи архивной о Суздальском подворье находим такие сведения.
«Изба еловая, крытая дранью с лубьем еловым на 17 рядах. В той избе окошек красных два, при одном затвор деревянный на лапах железных, а при другом ставень ветхой. Волоковых окошек два же. В той же избе перегорожено к печи досками. В оной же избе полати досчатые, две лавки, два коника (лавка ларем, ларь с подъемной крышкой), печь кирпичная, пол досчатый, лахань одна, дверь на петлях и крюках железных. При той избе сени осиновыя, крыты дранью, пол досчатый, в них два чулана досчатые; при оных чуланах две двери на крюках и петлях железных… Оная изба и сени ветхи. При оных сенях рундук ветхой же. Двор огорожен забором осиновым в столбах. Ворота досчатые. На том дворе конюшня осиновая, амбар крыт дранью. В оном амбаре сани городовые, обиты кожей и сукном лазоревым. Сарай на столпах, крыт дранью».
Монастырская часовня при Гавриловском посаде найдена в таком же обветшавшем виде. «Означенная часовня деревянная, брущатая, рублена в крюк, в нее двери створные на крюках железных; перед ней крыльцо с навесом, крыто дранью, все ветхо; на той часовне поставлен крест железной. В ней святых образов; Распятия Господня, на нем венец и цата медные; Спаса Нерукотворного, на нем венец медный; Преображения Господня, на нем венец и цата серебряные, небольшие; Пресвятой Богородицы Смоленской, на нем венцы и цата медные; перед теми образами четыре лампадца, малые, жестяные. Под оными образами пелена холщевая набойчатая. Над входными в оную часовню дверьми два образа: Знамения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. Да при той же часовне сторожевая келья; в ней образ Воскресения Христова штилистовый, да столик небольшой досчатый. Перед той кельею сенцы, рублены в угол и в них полати. Оное строение крыто дранью и ветхо же».
Согласно распоряжению епархиальной власти, сделанному в 1764 году, Суздальское подворье было передано в смотрение Суздальской духовной консистории, а Гавриловская часовня – в ведение священно-церковно-служителей Гавриловского посада, с тем, чтобы собираемые в часовне деньги употреблялись в церковное строение с надлежащей записью в книге.

Спасопреображенский приход

Монастырские церкви Спасо-Кукоцкого монастыря были обращены в приходские с. Сербилова.
Деревянная церковь бывшего Покровского девичьего Кукоцкого монастыря за ветхостью была разобрана в начале 1830-х годов, и вместо нее к Введенской церкви был пристроен теплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором еще в нач. ХХ века хранился древний образ Покрова Пресвятой Богородицы, на котором венец и риза серебряные, убрус низан мелким жемчугом, а поля обложены медью.

К нач. ХХ века в церквях с. Сербилова сохранилось несколько священных памятников прекратившей историческое бытие монастырской обители. Памятники эти служили предметом особенного почитания со стороны окрестных крестьян. На некоторых из них имелись надписи, удостоверяющие принадлежность их к упраздненному Спасо-Кукоцкому монастырю.
На св. евангелии, на обороте верхней доски на краях написано: «7188 году (1680) генваря в первый день сие евангелие построили Барашской слободы Иван да Степан Филипповы, дети Монатениковы, в вечное поминовение по отце своем Филиппе Монатеникове, Суздальского уезда в пустыню Всемилостивого Спаса, что на Куксе реке, при игумене Феодосие; весу в нем два фунта 53 золотника».
На серебряной кадиле старинного вида вокруг крышки находится надпись: «Лета 7182 (1674) году генваря в 10 день построил сие кадило игумен Феодосий по души Петра Малваникава».
В кладовой Преображенской церкви хранится несколько документов – столбцов XVII века. Несколько таких столбцов хранится и в библиотеке Владимирской Архивной Комиссии. Последние не представляют особенного исторического интереса, сообщая разного рода обязательства и выписи экономически-хозяйственного характера.
В папертях Преображенской церкви сохранились два древних надгробных памятника, из которых один в виде довольно большого камня лежит на полу, а другой в виде бронзовой доски – в западной стене церкви. На белом камне вырезана надпись: «Лета 7161 апреля в 24 день преставился раб Божий Потрекей Иванов сын Геев». На бронзовой доске вырезано: «1741 г. июля в 13 день, на собор св. Архангела Гавриила в 12 часу дни преставися раб Божий майор Никита Димитриевич, сын Полтев. Жития ево было 74 года. Тезоименитство ево было апреля 3 дня, на память Преподобнаго Никиты, игумена обители Медикийския».

Церкви с. Сербилово были окружены кирпичной оградой, разобранной в 1940-е годы.
В кон. XIX века церковной земли имелось: усадебной одна десятина, сенокосной 2 дес. и пахатной 30 дес.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового содержания причт получал: процентов с церковного капитала 13 руб. 40 коп. сер., от земли 300 руб. сер., от сбора зерновым хлебом 45 руб. сер. и за требоисправления 300 руб. сер., а всего около 660 руб. сер. в год. Дома причт имел собственные, на церковной земле.
Приход: село (85 дворов), сельцо Осанково и дер. Лбово; расстоянием от церкви в одной версте. Всех дворов в приходе 144, душ муж. пола – 398, а женского пола – 459.

С 1886 года в селе существовала земская народная школа.
Покровский девичий Кукоцкий монастырь
Старый Суздальский уезд
Владимирская епархия.
МОНАСТЫРИ Владимирской губернии

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Иваново | Добавил: Jupiter (02.11.2016)
Просмотров: 38 | Теги: монастырь, Суздальский уезд, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика