Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
00:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Иваново

Покровский девичий Кукоцкий монастырь

Покровский Кукоцкий монастырь

Покровский девичий монастырь на Куксе находился вблизи Спасо-Преображенского монастыря (Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово). Точно определить местоположение монастыря трудно, так как монастырская церковь была разобрана еще в нач. XIX века.
Время основания Кукоцкого девичьего монастыря неизвестно, как и время основания мужского Спасо-Преображенского. Несомненно, что в XVII веке он уже существовал, так как под 1663 годом упоминается игумения Петронида и в 1700 году – Марфа. Скудны исторические сведения о Покровском монастыре, относящиеся и к последнему времени. Все, что мы знаем из истории монастыря в первой пол. XVIII века, говорит о крайне скудном материальном обеспечении его и частью о внутреннем неблагоустройстве.
В 1715 году игумения монастыря Фекла с сестрами обратилась с челобитной к Суздальскому епископу Игнатию, в которой писала:
«Жалоба нас сирот того же монастыря на стариц на Пелагею да на Агафью, что они мне старицы ни в чем не послушны и куды пойдут от меня, не отпрашиваются и ночуют по ночи и по другой, а незнамо где. Да они же, Государь, старицы, Пелагея да Агафья, бранят нас сестер и ругают; также, Государь, у которых стариц есть дети сироты девушки, лет по пятнадцати и больше, и они также их бранят, ругают и неподобно бесчестят. Да оная ж старица Пелагея била старицу Евпраксию смертным боем до руды. Да ея же Пелагеи сын Борис, вышел из келии ея, стал тою страрицу Евпраксию бить по щекам, а сын ея лет двадцати и больше, а живет у матери своей года два, и оная старица Евпраксия от тех побой лежала недель с шесть и исповедана была и причащена святых Тайн. И я, богомолица твоя, ей Пелагее говорю, чтобы сына ея выслала из монастыря вон, и она меня в том не слушает».
Оказывается, таким образом, что в девичьем монастыре жили старицы с детьми даже мужского пола, достигшими 20-ти-летнего возраста. Обеспечив себе поддержку в лице взрослых детей, они узурпировали в монастыре власть, вышли из повиновения игуменьи и внесли в тихую монастырскую жизнь акты насилия и разбои.
Следующая челобитная, поданная той же игуменией Суздальскому епископу в 1721 году, говорит о крайней материальной скудности обители. «Великому Господину Преосвященному Варлааму, Епископу Суздальскому и Юрьевскому, бьют челом богомолицы твои Суздальского уезда Опольской десятины Покровского девича монастыря, что на Куксе игумения Фекла с сестрами, да поп Василий и приходские люди милости у Тебя, Государя, Архиерея Божия, просим. В том, Государь наш, Покровском монастыре церковь Божия кровлею обветшала, а покрыть нам богомолицам твоим тую церковь Божию нечем, а собирать, Государь, без твоего архипастырского указу не смеем, чтобы нам, богомолицам твоим, от тебя, Архиерея Божия, не быть во гневе. Милостивый Великий Господин, Преосвященный Варлаам, епископ Суждальский и Юрьевский, пожалуй нас, богомолиц своих, укажи, Государь, нам богомолицам своим свой архиерейской милостивый указ дать зборную память, чтобы нам сбирать было с блюдом и пеленою позволено, для того, Государь, что в том нашем Покровском монастыре великое оскудение, и учини о том, Государь, милостивое свое, архиерейское рассмотрение. Великий Господин, смилуйся».
Из других документов известным становится, что Покровский Кукоцкий монастырь в то время содержался в счет казенного жалования, выдаваемого из таможенных и кабацких государственных доходов. Но это жалованье,- по-видимому небольшое,- выдавалось не всегда исправно. В 1722 году сузделец, староста Иван Родионов вступил в Св. Синод с прошением, в котором писал, что в 1720 году, по царскому указу, выдано было в 1719 и 1720 годы жалованье Александровского девичьего монастыря игуменье с сестрами и монастырским причтам, «против прежних дач», деньгами 67 руб. 82 ½ коп. и хлебом 32 четверти, да на церковные потребы шесть рублей, Троицкаго девичьяго монастыря игуменье с сестрами – 67 руб. 92 ½ коп., Покровскаго девичьяго монастыря, что на Куксе, с сестрами и причтом (сколько не сказано), и Суздальским богаделенным нищим, числом 11, 12 руб. 45 коп., из таможенных и кабацких доходов.
Но в 1721 и 1722 годах означенное жалованье не было выдано ни монастырям, ни богаделенным нищим. О выдаче его и просил Родионов. «За нашими монастырями, крестьян и иных доходов никаких нет; питаемся с великою нуждою».
Четвертый документ, касающийся истории Покровского монастыря в первой половине XVIII веке, говорит о растратах и хищениях и без того небогатого церковного имущества. Настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Герман в 1728 году вошел с доношением к епископу Суздальскому Иоакиму, в котором заявил, что 10 мая 1728 года в его келью пришел диакон Покровского монастыря Данило и дьячок Василий Никитин и словесно известили, что «того монастыря поп Василий Васильев из церкви Божией от святаго евангелия застежки серебряныя да от книг: апостол, требник большой, минею месячную за сентябрь, часослов, правильник, евангелие толковое, Ключ Разумения, стихарь, две пелены тафтяныя унес, а куда девал, о том они неизвестны». При расследовании дела обнаружилось, что некоторые из означенных книг действительно были взяты попом Василием и проданы в Суздаль, но проданы вследствие скудности монастыря, проданы с тем, чтобы на вырученные деньги купить свеч, ладана и вина. О продаже знала и игумения Фекла.
В последующие годы о Покровском Кукоцком монастыре не находим упоминания. Очевидно, монастырь приходил в большее и большее запустение и в 50-х годах XVIII века не имел даже особой игумении. По крайней мере в 1759 году, когда в силу указа Святейшего Синода, сочинена была особая ведомость о монашествующих с указанием средств содержания каждого монастыря, о Покровском девичьем монастыре дано самое краткое сообщение, касающееся лишь числа монахинь: «В Покровском девичьем монастыре, что в с. Сербилове, в наличии имеется монашествующих две; монахиня Агафия да Улита». О средствах содержания не сказано ничего.
Видимо, что вскоре после составлении этой ведомости Покровский монастырь прекратил свое существование и монастырская церковь обращена в приходскую села Сербилова. По крайней мере в ведомости о монастырях и пустынях Суздальской епархии за 1762 год в перечне женских и девичьих монастырей Покровский Кукоцкий монастырь не упоминается. Нет его и в списке монастырей, предназначенных к упразднению в 1764 году. Очевидно, монастырь упразднился сам собой по недостатку материальных средств и насельниц еще до введения штатов.

Монастырская Покровская церковь существовала в с. Сербилове до 1830 года, когда за ветхостью была упразднена и вместо нее с юго-восточной стороны Введенской церкви устроен был придел во имя Покрова Божией Матери.
От упраздненной Покровской церкви в храмах села Сербилова сохранился образ Покрова Пресвятой Богородицы, в серебряной ризе и с таковым же венцом вызолоченным, и апостол, который по листам скреплен следующей рукописной подписью: «сия книга, глаголемая апостол, Покровскаго девичья монастыря, что на Куксе реке, куплена сия книга на церковныя деньги 1707 году при игуменье Фекле, при священнике Василие, а дана сия книга 60 алтын без полугривны».
Старый Суздальский уезд
Владимирская епархия.
Спасо-Кукоцкий мужской монастырь. Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово.
МОНАСТЫРИ Владимирской губернии

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Иваново | Добавил: Николай (02.11.2016)
Просмотров: 1826 | Теги: монастырь, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru