Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
12:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Архимандрит Митрофан (Флоринский)

Архимандрит Митрофан (Флоринский)

16 ноября 1895 года в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре тихо скончался проживавший в числе братии архимандрит Митрофан.
Имя почившего архимандрита за последние годы уже не будило внимания всех знавших его, но в прежнее время о. Митрофан был очень известен в нашей губернии, как даровитый проповедник слова Божия и преподаватель в местной духовной семинарии в продолжении целого десятилетия; должны знать и помнить его в Орловской, Пермской; Иркутской, Тамбовской, Костромской и Смоленской губерниях, где он в продолжении своей долговременной службы был либо наставником, либо настоятелем; везде он оставил память о себе и, поэтому, думается нам, не лишним будет сообщить о почившем о. архимандрите биографические сведения.


Архимандрит Митрофан (Флоринский)

Бывают такие лица, которые, при всех внешних и внутренних качествах, должны бы играть первенствующую роль в своей области, но натура которых идет в разлад с общепринятыми понятиями и обычаями, и потому судьба их устраивается против всяких ожиданий. К таким «непримиримым» принадлежал и о. Митрофан.
В 1818 году к Богородицкой, что при Владимирской духовной семинарии, церкви был производен во священника студент семинарии Иван Алексеев Флоринский, сын священника села Скоморохова, Александровского уезда. Этот священник в 1833 году «помро», оставив сиротами четверых детей, в том числе двоих сыновей, Николая и Михаила Ивановичей Флоринских. Сын Николай, родившийся в 1826 году, после кончил в академии, был профессором Владимирской семинарии, а после — протоиерей в г. Киеве.
Второй сын Михаил Иванович Флоринский (впоследствии архимандрит Митрофан) был на три года моложе брата, — он родился 10 октября 1829 года в гор. Владимире. Оба мальчика, весьма даровитые, получили первоначальное образование в тогдашнем приходском училище, а среднее — во Владимирской духовной семинарии и, как лучшие ученики, были назначены для продолжения образования в Киевскую духовную академию, Николай — в 1845 г., а Михаил — в 1847 г., когда последнему, следовательно, было только 18 лет.
Восемнадцатилетний юноша был тогда редким явлением в высшем училище, но, не смотря на свою молодость, Михаил Флоринский проявлял необыкновенную жажду к учению, всецело отдался науке и в 1851 году кончил курс академии со степенью магистра.
С 1852 года начинается педагогическая деятельность Флоринского: 9 апреля он был назначен профессором в Орловскую духовную семинарию, по классу священного писания и соединенных с ним предметов; 7 сентября Михаил Флоринский был утвержден в степени магистра, а 21 октября все того же года перемещен, согласно прошению матери, во Владимирскую духовную семинарию на классы физики и математики.
Переселение на родину, хотя и по желанию матери, юного профессора должно бы радовать, тем более, что с внешней стороны все было как нельзя лучше: в 1853 г., 3 сентября, по случаю уравнения уроков между наставниками, Флоринскому поручено было преподавание греческого языка, а с 18 декабря того же года по 10 февраля 1855 г. ему, еще не имевшему 25 лет, вверено было исправление такой ответственной должности, как инспектора духовной семинарии, за ревностное исполнение которой, по определению Св. Синода, ему дважды выданы были денежные награды (ту же должность исправлял он в течении 6 месяцев и в 1856 — 57 гг.), — но, видимо, внешние успехи мало интересовали молодого профессора: он мало думал о настоящем, не строил планов в будущем, и, будучи послушным сыном церкви, надумал поступить в монашество, о чем и заявил тогдашнему преосвященному Владимирскому, Иустину. В то время, однако, не было помещения для монашествующих наставников, и потому преосвященный должен был ходатайствовать о перемещении Флоринского в какую либо другую семинарию; таковою оказалась Пермская, куда Михаил Флоринский определением Св. Синода и был перемещен в ноябре 1857 г. на должность профессора логики и психологии. Здесь, в Перми, Михаил Флоринский и быль пострижен в монашество, с именем Митрофан, 5 апреля 1858 г.
Жизнь в Перми, ставшей для иеромонаха Митрофана второй родиной, продолжалась менее года: профессор о. Митрофан, исправлявший, кроме того, и должность помощника инспектора и члена семинарского правления по учебной части, определением Св. Синода 15 июля 1858 г. перемещен был на должность инспектора в Иркутскую Духовную Семинарию, где, вскоре по приезде, ему пришлось, по поручению семинарского правления, исправлять в течение 8 месяцев должность помощника ректора по классам; за последнюю должность, с разрешения высшего начальства, о. Митрофану была выдана денежная награда. В Иркутской семинарии он преподавал еврейский язык. Ревностное исполнение возлагаемых на молодого иеромонаха административных обязанностей обратило на себя внимание высшего начальства, и 12 января 1861 года определением Св. Синода иеромонах Митрофан был назначен ректором и профессором богословских наук в Костромскую духовную семинарию и настоятелем второклассного Игрицкого Богородицкого монастыря; 19 февраля того же года он был возведен в сан архимандрита, а 3 июля все того же 1861 года, согласно его прошению, по «болезненному состоянию», уволен от службы и помещен во Флорищеву пустынь, Владимирской епархии, с оставлением за ним магистерского оклада.
Этим, можно сказать, кончается первый период служебной деятельности о. архимандрита Митрофана. Достигнув менее, чем в 10 лет, должности ректора семинарии, что тогда представляло редкое исключение, он вдруг перемещается в глухую местность, в Гороховецкий уезд. Частые переезды, исполнение различных обязанностей, видимо, надломили здоровье молодого о. архимандрита и удаление в число братии Флорищевой пустыни явилось необходимым для укрепления сил.
Через три года о. Митрофан был призван опять на педагогическое поприще: 11 мая 1864 г. он был назначен профессором Владимирской семинарии на класс священного писания, и здесь, как и прежде, вскоре на него стали возлагаться другие обязанности, — так, целый год (1865) он, по поручению преосвященного Феофана, исправлял должность инспектора семинарии, за что по определению Св. Синода и выдана ему денежная награда; в ноябре 1867 г. о. Митрофан был определен членом цензурного комитета при Владимирской духовной консистории, учрежденного для цензуры поучений, сказываемых священнослужителями Владимирской епархии.
С начала 1865 года, как известно, начали издаваться «Владимирские епархиальные ведомости», под редакцией о. А. И. Сервицкого и К. Ф. Надеждина. Архимандрит Митрофан с 1-го же № является и усердным сотрудником «ведомостей». Было ли что печатаемо им до этого времени — узнать, при всем старании, нам не удалось. В 1-м № о. Митрофан поместил «Приветствие и благожелание на новый год» (стр. 39 — 48), а в 9-м № того же года — «Слово в день рождения Благочестивейшаго Государя нашего Императора Александра Николаевича, Самодержца Всероссийского» (стр. 473 — 478); по тому же случаю он произнес и напечатал «Слово» и в 1872 г. (№ 8, стр. 149 — 156); в 1866 г. (№ 8, стр. 386 — 391) он напечатал «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы и во святый и великий пяток»; в 1867 году в приложении к «ведомостям» издан «Сборник поучений», где о. Митрофаном помещены 2 поучения (в 1-ю и 2-ю недели по пятидесятнице), продолжением которых явились 6 поучений (в 3-ю, 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю и 8-ю недели по пятидесятнице), напечатанных в 1869 г. на страницах «ведомостей» (№ 13, стр. 595 — 600; стр. 600 — 605; № 14, стр. 659 — 664, стр. 664 — 668; № 15, стр. 709 — 713, и № 16, стр. 749 — 754).
В 1869 г. были радикально преобразованы духовно-учебные заведения, и архимандрит Митрофан по этому случаю был оставлен за штатом, с выдачей ему единовременного пособия и производством классного оклада. С января 1870 года (по сентябрь) он состоял членом временного ревизионного комитета, назначенного для обревизования книг и отчетов за 1869 г. в суммах, принадлежащих консистории, семинарии, духовному училищу, духовному попечительству, женскому училищу и монастырям. Ту же обязанность исполнял он и в 1871 — 72 годах.
В 1870 г., 9 сентября, педагогическое собрание правления Владимирской семинарии пригласило о. архимандрита Митрофана временно преподавать латинский язык в 1-м епархиальном классе семинарии, а в ноябре того же года, после пробных лекций и баллотировки, поступил он в число штатных преподавателей той же семинарии по классу священного писания; в октябре 1871 г. он был избран и епархиальным архиепископом Антонием утвержден в звании члена педагогических собраний правления семинарии, в марте 1873 г. был определен цензором «Епархиальных ведомостей», а в мае того же года назначен членом комиссии для разбора консисторского архива.
В марте 1874 г. архимандрит Митрофан был сопричислен к ордену св. Анны 3 степени, а в начале сентября того же года закончился второй и последний период педагогической его деятельности.
За время пребывания преподавателем семинарии о. Митрофан продолжал сотрудничать в «Епархиальных ведомостях», где поместил в 1870 г.(№ 4, стр. 169 — 173) «Слово при погребении протоиерея Владимирского кафедральнаго собора, ключаря Григория Михайловича Чижова» и «Кончина и погребение ключаря Владимирского кафедрального Успенского собора, протоиерея Г. М. Чижова» (№ 4 стр. 177 — 184), в 1871 г. (№ 17, стр. 371 — 378) — «По поводу обозрения епархии Его Высокопреосвященством, Архиепископом Антонием в 1871 году», в 1872 г., (№ 17, стр. 437 — 443) — «Слово на 30 августа», и в 1874 г. (№ 1, стр. 15 — 24) — «Слово в день Рождества Христова и воспоминания избавления церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
6 сентября 1874 г. архимандрит Митрофан определением Св. Синода был назначен настоятелем третьеклассного Шацкого Черниева Николаевского монастыря Тамбовской епархии, а в декабре 1875 года был вызван в С.-Петербург на 1876 г. на чреду священно-служения и проповеди слова Божия; во время пребывания о. архимандрита в С.-Петербурге 3 сентября 1876 г. состоялось определение его настоятелем второклассного Пинского Богословского монастыря, а 13-го декабря того же года — настоятелем второклассного Переславского Троицко-Данилова монастыря, Владимирской епархии, с оставлением при исполнении чреды в С.-Петербурге до истечения срока. Жизнь в Переславском Даниловом монастыре продолжалась шесть с половиной лет, до 3 июня 1883 г. Здесь он был назначен благочинным мужских монастырей (с января 1877 г.) Переславского и Александровского уездов, а потом и женских (с марта того же года), состоял председателем Переславского уездного цензурного комитета (1877 — 1879).
27 марта 1877 года по засвидетельствованию Св. Синода об отлично-усердной службе Всемилостивейше сопричислен был к ордену св. Анны 2 степени, а 20 апреля 1880 г. — к ордену св. Владимира 4-й степени; в декабре 1878 г. о архимандрит Митрофан назначен был цензором проповедей Переславского духовенства, состоял членом ревизионного комитета для проверки экономического отчета по Переславскому духовному училищу за 1876 — 79 годы, а в сентябре 1880 г. объявлено ему благословение Божие за добрый порядок и исправность по церкви, ризнице и библиотеке, найденный преосвященным Феогностом, епископом Владимирским при обозрении церквей своей епархии.
В Переславле о. Митрофан особенно прославлен как проповедник, — слушать его поучения стекалась всегда масса народа. К сожалению, большинство поучений произносил он экспромтом и потому в печать попали очень немногие, — так, во «Сладим. Епарх. Ведом.» напечатаны: «Слово в неделю 31-ю по пятидесятнице» (1880 года, № 4, стр. 66 — 70), «Слово в неделю о блудном сыне» (1881 г., № 4, стр. 67 — 70), «Речь в 20-й день о почившем в Бозе Государе Императоре Александре II» (1881г., № 10, стр. 269 — 273) и «Речь пред панихидою о почившем в Бозе Государе Императоре Александре Николаевиче» (1882 г., № 6, стр. 140 — 143).
3 июня 1883 г. о. архимандрит Митрофан указом Св. Синода, согласно просьбе, по расстроенному здоровью, был уволен от должности с сохранением получаемого классного по степени магистра богословия оклада и с помещением в один из монастырей Владимирской епархии: 5 лет он прожил в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, и только в апреле 1888 года высокопреосвященный Феогност поручал ему управление Юрьевским Архангельским монастырем , что Св. Синод подтвердил указом в июле того же года, назначив о. Митрофана настоятелем впредь до усмотрения. В марте 1890 г. состоялось последнее назначение о. архимандрита на должность настоятеля Вяземского второклассного Свято-Предтечиева монастыря Смоленской епархии, но уже в январе 1891 года он, вследствие болезни, уволен был от этой должности и помещен в число братства Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, где и доживал последние дни.
Воспроизводя продолжительную и разнообразную деятельность о. архимандрита Митрофана, нельзя не подчеркнуть следуемую из всего сказанного энциклопедичность его познаний, признаваемую высшим начальством особую способность к административной деятельности и особый дар к проповедыванию слова Божия. При таких достоинствах, казалось, на закате дней нужно бы видеть о. Митрофана на какой-нибудь высоком посту, но судьбы Божии неисповедимы: каждый раз при поднятии по лестнице общественной иерархии о. Митрофан должен был удаляться на покой и, потом собравшись с силами, начинать все снова.
Скончался о. архимандрит Митрофан в Суздале 16 ноября 1895 года.

/Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 5-й./
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Владимиро-Суздальская епархия.
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (12.12.2016)
Просмотров: 1820 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru