Главная
Регистрация
Вход
Среда
08.07.2020
14:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1277]
Суздаль [392]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [108]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [129]
Гусь [150]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [118]
Александров [244]
Переславль [108]
Кольчугино [73]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [55]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [99]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [107]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 24
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Свято-Троицкий Данилов монастырь Переславля-Залесского

Свято-Троицкий Данилов монастырь

Религиозная Организация "Свято-Троицкий Данилов Мужской Монастырь Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 31 декабря 1999 г.
Игумен Королев Петр Сергеевич.
Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, Луговая улица, д. 17.



Свято-Троицкий Данилов монастырь. Фото нач. ХХ века

Свято-Троицкий Данилов монастырь

Преп. Даниил родился около 1460 г. в г. Переславле от благочестивых и благородных родителей Константина и Феклы и уже в детстве и юности отличался особенною благочестивою настроенностью. Для научения в правилах доброй жизни он был отдан своими родителями в Никитский монастырь игумену Ионе. Здесь юноша полюбил иноческую жизнь и решил навсегда отдать себя ей. Опасаясь препятствия со стороны родителей; он тайно от них ушел в Пафнутиев Боровский монастырь. Приняв пострижение с именем Даниила, он пробыл здесь 12 лет, упражняясь в подвигах иночества.
В 1491 г. преп. Даниил вернулся в свой родной город и снова поселился в Никитском монастыре. Пожив здесь „немалое время", как говорится в житии преподобного, он переселился в Горицкий монастырь, в том же городе Переславле. Здесь, строго блюдя все иноческие уставы и правила, преп. Даниил поставил себе особым подвигом разыскивание скоропостижно или насильственно скончавшихся в пути и христианское погребение их. Часто по ночам для этой цели он уходил из обители, подбирал по дорогам тела усопших, на своих раменах приносил их к „дому убогих", где обычно погребались такие умершие, совершал над ними христианское погребение и после творил поминовение их за божественной литургией.
Этот „дом убогих" находился недалеко от Горицкого монастыря, был пустынным и заброшенным местом, на котором росли кусты можжевельника; множество несчастных было погребено на этом месте. У преп. Даниила возникла мысль устроить храм на этом месте, чтобы совершать здесь божественную службу, творить поминовения и приносить бескровную жертву о бесчисленных душах, погребенных здесь. Не скоро осуществилась эта благочестивая мысль.
Наконец, при посредстве бояр Челядинных, преп. Даниил получил возможность представиться великому князю Василию Ивановичу и Московскому митрополиту и изложить им свое намерение. И великий князь и митрополит одобрили мысль преподобного. Получив это одобрение от Государя и митрополита, преп. Даниил энергично принялся за устройство храма: весною 1508 г. храм был построен и 15-го июля этого же года был освящен во имя всех святых.
Но в то же время, когда строился храм, вокруг него созидалась и иноческая обитель: многие пожелали поселиться здесь, приняв иноческое пострижение и одновременно с построением храма строили свои кельи. Таким образом освящение храма 15 июля 1508 г. было в то же время и началом обители. Вскоре здесь был устроен другой храм в честь похвалы Пресв. Богородицы. Оба храма были деревянные.
Основав новую обитель, преп. Даниил продолжал жить в Горицком монастыре. Но оставаясь как бы в стороне от созданного им дела, он в действительности был его настоящим руководителем и попечителем. Он ежедневно навещал обитель, наставлял братию в правилах иноческой жизни, разделял с нею все труды по благоустройству монастыря, сам строил кельи, копал землю, заводил хозяйство.
Трудны были первые годы существования новой обители и братии, ибо не было у них никаких определенных постоянных источников содержания, кроме мирского подаяния. Но эти тяжелые времена были не продолжительны. Высокая подвижническая жизнь преподобного все более и более увеличивала круг его почитателей, а вместе с сим и благотворителей его обители. Особенное благоволение преп. Даниил приобрел у великого князя Василия Ивановича и брата его Димитрия Ивановича, князя Угличского. Щедротами великого князя и его брата основанный преп. Даниилом монастырь был обновлен и приобрел земельные владения для своего прочного обеспечения.
Великий князь Василий Иванович неоднократно посещал преп. Даниила в обители; был он здесь в 1510, в 1528 и 1525 гг. — В 1525 году он повелел преподобному переселиться из Горицкого монастыря и принять на себя настоятельство в своем монастыре и обещал заботиться о всех нуждах обители. Ставши настоятелем монастыря, преподобный продолжал подавать братии живой пример иноческого благочестия и трудолюбия: он всегда был первым в исполнении всех правил иноческой жизни и всех работ по монастырскому общежитию. Не оставлял он и прежнего своего подвига — разыскивания и погребения несчастно скончавшихся. Заботясь об умерших, он широко благотворил и живым: нищие, убогие, больные стекались к его монастырю, находили здесь приют и любвеобильное попечение.
В 1529 году вел. кн. Василия III, совершая богомольное шествие с своею супругою Еленою в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы помолиться там о ниспослании своей супруге чадородия, снова посетил в Переславле преп. Даниила и обещал устроить в монастыре каменный храм во имя Св. Троицы. Молитва великого князя была услышана: в 1530 г. у него родился сын Иоанн. Препод. Даниил был удостоен великой чести быть восприемником новорожденного наследника русского престола; он принимал его от купели крещения и держал на руках во время первого приобщения Св. Таин. Через, два года был устроен и каменный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя св. Иоанна Предтечи.
В 1530 — 1532 гг. в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Ивана Грозного — в монастыре был возведён Троицкий собор; старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником (крёстным отцом) ребёнка.


Троицкий собор Данилова монастыря

Троицкий собор Данилова монастыря (1530-1532 гг.) главный монастырский храм и первое каменное сооружение на территории обители, древнейшее здание монастыря. Построен на средства великого московского князя Василия III в честь рождения наследника Иоанна Васильевича.
Имеет придел Иоанна Крестителя.


Троицкий собор Данилова монастыря

Строителем собора был ростовский зодчий Григорий Борисов, уже строивший до этого храмы в Борисоглебском монастыре.
Собор одноглавый и в прошлом имел позакомарное перекрытие, которое в XVIII в. заменено четырёхскатной кровлей. В интерьере церкви обращают на себя внимание крестообразные в плане столбы и фрески, выполненные во второй пол. XVII в. костромскими живописцами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным.

Вскоре после этого была устроена в монастыре и другая каменная трапезная церковь в честь Похвалы Пресв. Богородицы с приделом во имя всех святых.
В 1534 г. скончался великий князь Василий Иванович, искренний почитатель преп. Даниила и благотворитель его обители. Преемник его Иоанн Васильевич, крестник преп. Даниила, продолжал особенно благоволить и благотворить обители своего крестного отца, жалуя ей свои вотчины.
В 1539 году преп. Даниил, почувствовав изнеможение своих сил, отказался от управления обителью. Преемником ему, с согласия Государя и митрополита, был избран старец Иларион, постриженик преподобного. Но недолго суждено было преподобному Даниилу быть „на покое": в 1540 году 7 апреля на восемьдесят первом году своей жизни он, приняв схиму, тихо и мирно скончался. Тело его погребено было по его указанию у северной стены алтаря Троицкого храма, над могилой была поставлена каменная палатка.
Преемники преп. Даниила после его смерти главное внимание обратили на увеличение вотчинных владений основанного им монастыря. Неоднократно и по разным поводам они обращались с челобитьем к царю Ивану Васильевичу о пожаловании им вотчин, и Грозный царь, высоко чтя память своего крестного отца, никогда не отказывал в этих просьбах. В то же время и другие чтители преп. Даниила из частных лиц несли свои вклады в его обитель на помин душ своих родителей, на случай своего пострижения в монастыре и т. п. Приобретал монастырь новые вотчины и покупкой на свои сродства. Благодаря всему этому Данилов монастырь к концу XVI века стал одним из богатых русских монастырей.
В начале XVII столетия — в т. н. смутное время Данилову монастырю вместе со всем нашим отечеством пришлось перенести тяжелое бедствие. Польско-литовские люди и русские мятежники разорили монастырь и его вотчины. Насколько велико было разорение самого монастыря, об этом не сохранилось подробных сведений, но разорение вотчин точно зарегистрировано в специальной описи этого разорения, произведенной в 1610 г. Польско-литовскими людьми было разграблено 8 монастырских дворов и один сожжен; 136 крестьянских дворов разграблены, 58 запустели (хозяева их частью перебиты, частью разбежались), 26 дв. — сожжены, 98 крестьян убиты.
Вследствие такого разорения естественно, что благоустройство и благосостояние Данилова монастыря в первой четверти XVII века понизилось. Все главные заботы властей монастырских были направлены теперь уже не на приобретение новых вотчин, а на восстановление и укрепление приобретенных прежде. К половине XVII столетия все следы перенесенного разорения были исправлены и Данилов монастырь снова стал вполне благоустроенным монастырем.
В половине XVII столетия (1653 г.) совершилось весьма важное для внутренней и внешней жизни обители событие: основатель обители преп. Даниил высшей церковной властью был причтен к лику святых, открыты нетленные его мощи и установлено церковное празднование ему. Память о преп. Данииле прочно сохранялась и свято чтилась по его кончине в основанной им обители и среди окрестных жителей. Следы почитания его, как святого, заметны уже в некоторых грамотах конца XVI века: некоторые вкладчики напр. в своих данных записях открыто заявляли, что они дают вклад свой преподобному Даниилу. В первой половине XVII столетия это почитание установилось уже довольно прочно и широко. Составлены были житие преподобного, стихиры и канон ему, написан был уже и его образ, ему совершались молебствия. Даже сам царь Алексей Михайлович приложил к образу преп. Даниила 7 золотых. — Не доставало только официальной канонизации. Ходатайство об этом власти монастырские и возбудили пред патриархом Никоном в 1653 году. С разрешения патриарха мощи преп. Даниила были вынуты из могилы и по его поручению затем освидетельствованы Ростовским митрополитом Ионой; затем дано было разрешение установить празднование в честь новоявленного чудотворца дважды в год — 7 апр., в день его кончины, и 30 декабря, в день обретения и освидетельствования его мощей.
Это прославление преподобного было поводом и как бы началом полного обновления Данилова монастыря, произведенного во второй половине XYII столетия. Прежде всего над могилой преподобного был устроен каменный храм, посвященный его имени. Храм этот примкнут к северной стене Троицкого храма, и могила преподобного оказалась впереди правого клироса. Мощи его положены были „под спудом", над ними устроена гробница. Архиманд. Варлаамом в 1716 г. мощи преп. Даниила были положены „на вскрытии" в арке между Троицким и Даниловским храмами.
Вскоре после этого был устроен другой каменный храм для больничной братии и в память первого устроенного преп. Даниилом храма освящен во имя всех святых. При нем устроены и каменные больничные кельи. Троицкий собор вслед за сим был расписан внутри стенным письмом.
Затем Бог послал Данилову монастырю самого щедрого жертвователя и благотворителя в лице князя И. Барятинского, который, приняв иночество, в этом монастыре скончал и свои дни. — На средства этого благотворителя устроена новая каменная колокольня и большой колокол (500 пуд.), устроен и украшен новый каменный храм в честь Похвалы Пресв. Богородицы с трапезою и службами, устроены новые братские каменные кельи и каменная вокруг монастыря ограда. Все жертвы кн. Барятинского Данилову монастырю превышают 20.000 руб., огромную по тому времени сумму.

1. Троицкий собор (1532 г.)
2. Храм Похвалы Богородицы (1695 г.)
3. Храм Всех Святых (1687 г.)
4. Святые ворота с храмом Тихвинской иконы Богоматери (1700 г.)
5. Даниловский придел Троицкого собора (1660 г.)
6. Колокольня (1689 г.)
7. Братский корпус (1696 г.)
8. Сторожка (XIX в.)
9. Башня с колодцем преподобного Даниила.


Даниловский придел Троицкого собора и шатровая колокольня

В 1667—1669 гг. настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора.
В 1660 г. с северной стороны Троицкого собора был пристроен Даниловский придел и в 1689 г. шатровая колокольня с тремя рядами слухов.
Обновлял монастырские здания, власти Данилова монастыря, особенно архим. Варфоломей (1675 — 1701 гг.), прилагали и самые энергичные заботы к упрочению и увеличению своих вотчинных владений. — Благодаря этим заботам, Данилов монастырь к началу XVIII столетия стал одним из богатейших русских монастырей: в его вотчинных владениях было более 3000 душ муж. пола.


Двухэтажная трапезная палата

Справа от Троицкого собора располагается двухэтажная трапезная палата.


Церковь «Во имя похвалы»

Бесстолпная трёхаспидная церковь «Во имя похвалы» с двухэтажной трапезной палатой существовали со времен св. Даниила, отстроены заново в 1691-1696 гг.


Братский корпус

Братский корпус построен в 1696 г.


Одноглавая Всехсвятская церковь

Одноглавая Всехсвятская церковь построена в 1687 г.


Башня с колодцем преподобного Даниила

Башня и стена монастыря

К 1701 г. монастырь владел 751 двором и около 3000 мужских душ крестьян.
В начале XVIII в. монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.

IMAGE21$
Святые врата с храмом Тихвинской иконы Богоматери

Святые врата с храмом Тихвинской иконы Богоматери были построены в 1700 г.
Но с началом XVIII столетия для Данилова монастыря, как и для всех русских обителей, настали новые, более тяжелые времена. Император Петр Великий по отношению к обителям и монашествующим держался совершенно иных взглядов по сравнению с своими предками московскими Государями. Предприняв гигантский труд преобразования России, он заставлял всех и все служить интересам государства, целям его преобразовательных работ. Этой же цели должны были служить и монастыри и монашествующие. Монастыри лишены были права распоряжаться своим имуществом, доходами своих вотчин и должны были весьма значительную, даже большую долю этих доходов отдавать государству, должны были нести многие и другие государственные повинности. Жизнь монашествующих была стеснена многими и довольно суровыми ограничениями. Так же относились к монастырям и почти все преемники Петра Великого в первой половине XVIII века. Под влиянием этих новых, довольно тяжелых условий жизни благосостояние и благоустройство Данилова монастыря в это время заметно понизилось, число братии резко уменьшилось. К этим общим для всех монастырей условиям в Даниловом монастыре присоединились и свои местные неблагоприятные обстоятельства: дважды за это время, в 1720 и 1749 г., монастырь сильно пострадал от пожаров.
В 1749 г. (по 2-й ревизии) монастырь владел 3043 душами мужского пола. В 1754 г. монастырь владел 3173 душами мужского пола.
Монастырские сёла и деревни: Бакшеево, Бибирево, Большая Брембола, Будовское, Григорово, Загорье, Кичибухино, Купанское (под именем Усолье), Луговая слобода, Любимцево, Романово на Рокше, Рушиново, Савельево, Самарово, Сарево, Твердилково, Троицкое, Даниловская слободка.

В 1764 г. по указу Императрицы Екатерины II, как известно, все церковные и монастырские вотчины были отобраны в казну и вместо вотчинных владений монастырям положено было штатное содержание. Данилов монастырь по новым штатам был причислен ко II классу, в нем положено было 17 человек монашествующих; на содержание монастыря и братии назначено 1511 р. в год.
Казалось бы, что с отобранием весьма значительных вотчинных владений и с назначением вместо них сравнительно незначительного денежного жалования, для Данилова монастыря настанут еще более трудные времена, что его благоустройство и благосостояние еще более понизятся. Но милостию Божиею ничего подобного не случилось: за последние сто пятьдесят лет благосостояние основанной преп. Даниилом обители не только не понизилось, но даже значительно улучшилось.
Кроме штатного жалованья и доходов с земельных владений, полученных после 1764 года, монастырь в этот период своего существования содержится главным образом добровольными вкладами и приношениями чтителей преп. Даниила и Тихвинской иконы Пресв. Богородицы, особенное почитание коей установилось и распространилось сравнительно в недавнее время. Икона эта, имеющая на поле изображение преп. Пафнутия, по преданию принесена преп. Даниилом из Пафнутиева Боровского монастыря. В настоящее время икона эта износится по желанию населения во многие села и деревни Переславского уезда.
Говоря о добровольных приношениях чтителей преп. Даниила, коими поддерживается благосостояние его обители в XIX столетии, нельзя обойти молчанием самых щедрых благотворительниц этого времени, которые для Данилова монастыря в XIX столетии были тем же, что князь И.П. Барятинский в XVII столетии. Это сестры девицы Гладковы. В течение 50 лет при их жизни все работы по украшению и обновлению монастырских храмов и других зданий производились на их средства. Не один десяток тысяч рублей израсходован ими на это при их жизни, а по смерти своей они завещали капитал в 100.000 рублей на содержание монастыря и тем навсегда обеспечили его благоустройство.

20 марта 1753 г. при Переславском епископе Серапионе (Латошевиче) в монастыре разместилась Переславская Семинария. В 1788 году Семинария и бурса при ней были переведены в Суздаль.
14 декабря 1788 года в монастыре открылась Переславское духовное училище.

С 1764 до 1918 гг. монастырь имел статус 2-го класса Владимирской и Суздальской епархии.
22 сентября 1879 г. Преосвященнейший Феогноcт, Епископ Владимирский и Суздальский прибыл в Переславль для освящения придельного храма заново отделанного в теплом соборе, во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

15 июля 1908 года исполнится 400 лет со времени основания преп. Даниилом в гор. Переславле-Залесском мужской обители, которая впоследствии по имени своего основателя и по главному своему храму стала известна под именем Троицкого Данилова монастыря.
В виду предстоящего торжественного празднования 400-летия монастырские храмы и другие здания обновлены; для раздачи народу заготовлены листки, содержащие краткий рассказ о житии преподобного Даниила, его подвигах, о его прославлении и об основанной им обители; составлена и подробная история монастыря за время 400-летия его существования.
Торжественное празднование знаменательного дня 400-летия обители разрешено особым указом Св. Синода от 26 февраля сего года (№ 2614). Празднование назначено на 15 июля, ибо в этот день освящен первый устроенный преп. Даниилом храм.
Накануне этого дня, 14 июля, имеет быть поминовение усопших русских государей с 1508 г. Переславших епископов 1744 — 1788 гг., настоятелей монастыря и монашествующих по монастырскому синодику. Всенощное бдение и литургия будут совершены в церкви Всех Святых, а панихида — на монастырском кладбище.
Вечером 14 после малой вечерни с молебном преп. Даниилу будет совершено всенощное бдение с литией (в притворе или под открытым небом) и с чтением акафиста преподобному при мощах его.
15 утром пред литургией — крестный ход из городского Преображенского собора при участии всего приходского и монастырского духовенства.
После литургии также при участии всего духовенства имеет быть крестный ход вокруг монастыря, при чем первенствующий священно-служитель имеет в руках игуменский посох преп. Даниила.
Этим величественным крестным ходом и заканчивается церковное торжество, и основанная преп. Даниилом обитель вступит в новый пятый век своего существований. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1908 г.).

Монастырь упразднен в 1923 г.
Возобновлен в 1995 г. как мужской монастырь русской православной церкви.

Некрополь

Иван Петрович Барятинский;
Григорий Неронов, архимандрит;
Александр Иванович Свирелин.
Кладбище не сохранилось. Могильные памятники расставлены по геометрическому порядку.

Даниил Переславский


Даниил Переславский

Даниил Переславский (? — 7 апреля 1540) — святой Русской церкви, почитается в лике преподобных.
Даниил родился в Переславле от родителей, выехавших сюда в княжение Василья Васильевича из города Мценска с воеводою Григорьем Протасьевым. Учился в Никитском монастыре при своём родственнике старце Ионе. Отсюда тайно ушёл в Пафнутьево-Боровский монастырь, где постригся с именем Даниила.
Десять лет жил в Пафнутьевом монастыре и два года в Левкиевой пустыни. В 1491 году возвратился в Никитский монастырь, потом перешёл в Горицкий. Здесь в течение 30 лет был монахом, иеромонахом и архимандритом.
Даниил выбрал себе особый подвиг. Он разыскивал скончавшихся в пути и устраивал им христианское погребение. Он уходил из монастыря для этих поисков и днём и ночью, подбирал по дорогам тела усопших, приносил их к скудельницам и совершал погребение, а после поминал их за литургией.
Даниил скорбел, что на скудельницах много несчастных брошены без христианского погребения. Со временем он решил устроить здесь церковь во имя Всех святых, чтобы молиться за безымянных покойников. Попав на приём к великому князю Василию Ивановичу, он получил грамоту на владение тем местом, где планировал ставить церковь. Вскоре митрополит Симон дал свою благословенную грамоту. 15 июля 1508 года церковь Всех святых была освящена.
Преставился 7 апреля 1540 года.

Преподобный Даниил был погребён возле жертвенника Троицкого собора. 18 ноября 1653 года его мощи обретены, а 30 декабря свидетельствованы митрополитом Ионой Ростовским и Ярославским.
В 1716 году архимандрит Варлаам Высоцкий подал обманное прошение, в ответ на которое получил право раскрыть могилу Даниила, чтобы получить мощи. Об этом говорит его «Исповедание». Варлаам вынул из земли человеческие весьма распавшиеся кости, положил их в раку и обвязал их в мантии поясом, положил новую подушку, а вместо груди и рук и ног добавил хлопчатой бумаги и приложил ветхие башмаки. Всё это он назвал нетленными мощами преподобного Даниила и поставил в арке Троицкого собора.
30 декабря 1770 года епископ Геннадий Переславский переложил мнимые «мощи» в новую медную раку, устроенную тщанием полковника и воеводы Ильи Афонасьева Перхурова. 16 октября 1782 года епископ Феофилакт Переславский переложил их в новый кипарисный гроб.
28 июля 1816 года епископ Ксенофонт Владимирский и Суздальский переложил мощи в драгоценную серебряную раку, устроенную купцом Космою Васильевичем Крестовниковым. В этой раке серебра 6 пудов 15 фунтов, по 86 рублей фунт, на 21930 рублей. За работу отдано 13425 рублей.

Память его празднуется 7 апреля в день преставления и 30 декабря в день свидетельствования.
Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание паломников.

Переславль-Залесский

Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Горицкий Успенский мужской монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (28.06.2015)
Просмотров: 2525 | Теги: монастыри, Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика