Свято-Троицкий Данилов монастырь Переславля-Залесского
Свято-Троицкий Данилов монастырь
Религиозная Организация "Свято-Троицкий Данилов Мужской Монастырь Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 31 декабря 1999 г.
Игумен Королев Петр Сергеевич.
Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, Луговая улица, д. 17.
Свято-Троицкий Данилов монастырь. Фото нач. ХХ века
Свято-Троицкий Данилов монастырь
Преп. Даниил родился около 1460 г. в г. Переславле от благочестивых и благородных родителей Константина и Феклы и уже в детстве и юности отличался особенною благочестивою настроенностью. Для научения в правилах доброй жизни он был отдан своими родителями в Никитский монастырь игумену Ионе. Здесь юноша полюбил иноческую жизнь и решил навсегда отдать себя ей. Опасаясь препятствия со стороны родителей; он тайно от них ушел в Пафнутиев Боровский монастырь. Приняв пострижение с именем Даниила, он пробыл здесь 12 лет, упражняясь в подвигах иночества. В 1491 г. преп. Даниил вернулся в свой родной город и снова поселился в Никитском монастыре. Пожив здесь „немалое время", как говорится в житии преподобного, он переселился в Горицкий монастырь, в том же городе Переславле. Здесь, строго блюдя все иноческие уставы и правила, преп. Даниил поставил себе особым подвигом разыскивание скоропостижно или насильственно скончавшихся в пути и христианское погребение их. Часто по ночам для этой цели он уходил из обители, подбирал по дорогам тела усопших, на своих раменах приносил их к „дому убогих", где обычно погребались такие умершие, совершал над ними христианское погребение и после творил поминовение их за божественной литургией.
Этот „дом убогих" находился недалеко от Горицкого монастыря, был пустынным и заброшенным местом, на котором росли кусты можжевельника; множество несчастных было погребено на этом месте. У преп. Даниила возникла мысль устроить храм на этом месте, чтобы совершать здесь божественную службу, творить поминовения и приносить бескровную жертву о бесчисленных душах, погребенных здесь. Не скоро осуществилась эта благочестивая мысль. Наконец, при посредстве бояр Челядинных, преп. Даниил получил возможность представиться великому князю Василию Ивановичу и Московскому митрополиту и изложить им свое намерение. И великий князь и митрополит одобрили мысль преподобного. Получив это одобрение от Государя и митрополита, преп. Даниил энергично принялся за устройство храма: весною 1508 г. храм был построен и 15-го июля этого же года был освящен во имя всех святых. Но в то же время, когда строился храм, вокруг него созидалась и иноческая обитель: многие пожелали поселиться здесь, приняв иноческое пострижение и одновременно с построением храма строили свои кельи. Таким образом освящение храма 15 июля 1508 г. было в то же время и началом обители. Вскоре здесь был устроен другой храм в честь похвалы Пресв. Богородицы. Оба храма были деревянные. Основав новую обитель, преп. Даниил продолжал жить в Горицком монастыре. Но оставаясь как бы в стороне от созданного им дела, он в действительности был его настоящим руководителем и попечителем. Он ежедневно навещал обитель, наставлял братию в правилах иноческой жизни, разделял с нею все труды по благоустройству монастыря, сам строил кельи, копал землю, заводил хозяйство. Трудны были первые годы существования новой обители и братии, ибо не было у них никаких определенных постоянных источников содержания, кроме мирского подаяния. Но эти тяжелые времена были не продолжительны. Высокая подвижническая жизнь преподобного все более и более увеличивала круг его почитателей, а вместе с сим и благотворителей его обители. Особенное благоволение преп. Даниил приобрел у великого князя Василия Ивановича и брата его Димитрия Ивановича, князя Угличского. Щедротами великого князя и его брата основанный преп. Даниилом монастырь был обновлен и приобрел земельные владения для своего прочного обеспечения. Великий князь Василий Иванович неоднократно посещал преп. Даниила в обители; был он здесь в 1510, в 1528 и 1525 гг. — В 1525 году он повелел преподобному переселиться из Горицкого монастыря и принять на себя настоятельство в своем монастыре и обещал заботиться о всех нуждах обители. Ставши настоятелем монастыря, преподобный продолжал подавать братии живой пример иноческого благочестия и трудолюбия: он всегда был первым в исполнении всех правил иноческой жизни и всех работ по монастырскому общежитию. Не оставлял он и прежнего своего подвига — разыскивания и погребения несчастно скончавшихся. Заботясь об умерших, он широко благотворил и живым: нищие, убогие, больные стекались к его монастырю, находили здесь приют и любвеобильное попечение. В 1529 году вел. кн. Василия III, совершая богомольное шествие с своею супругою Еленою в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы помолиться там о ниспослании своей супруге чадородия, снова посетил в Переславле преп. Даниила и обещал устроить в монастыре каменный храм во имя Св. Троицы. Молитва великого князя была услышана: в 1530 г. у него родился сын Иоанн. Препод. Даниил был удостоен великой чести быть восприемником новорожденного наследника русского престола; он принимал его от купели крещения и держал на руках во время первого приобщения Св. Таин. Через, два года был устроен и каменный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя св. Иоанна Предтечи. В 1530 — 1532 гг. в честь рождения великокняжеского наследника — будущего Ивана Грозного — в монастыре был возведён Троицкий собор; старец Даниил стал, согласно монастырскому преданию, восприемником (крёстным отцом) ребёнка.
Троицкий собор Данилова монастыря
Троицкий собор Данилова монастыря (1530-1532 гг.) главный монастырский храм и первое каменное сооружение на территории обители, древнейшее здание монастыря. Построен на средства великого московского князя Василия III в честь рождения наследника Иоанна Васильевича. Имел придел Иоанна Крестителя.
Троицкий собор Данилова монастыря
Строителем собора был ростовский зодчий Григорий Борисов, уже строивший до этого храмы в Борисоглебском монастыре. Собор одноглавый и в прошлом имел позакомарное перекрытие, которое в XVIII в. заменено четырёхскатной кровлей. В интерьере церкви обращают на себя внимание крестообразные в плане столбы и фрески, выполненные во второй пол. XVII в. костромскими живописцами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным.
Вскоре после этого была устроена в монастыре и другая каменная трапезная церковь в честь Похвалы Пресв. Богородицы с приделом во имя всех святых. В 1534 г. скончался великий князь Василий Иванович, искренний почитатель преп. Даниила и благотворитель его обители. Преемник его Иоанн Васильевич, крестник преп. Даниила, продолжал особенно благоволить и благотворить обители своего крестного отца, жалуя ей свои вотчины. В 1539 году преп. Даниил, почувствовав изнеможение своих сил, отказался от управления обителью. Преемником ему, с согласия Государя и митрополита, был избран старец Иларион, постриженик преподобного. Но недолго суждено было преподобному Даниилу быть „на покое": в 1540 году 7 апреля на восемьдесят первом году своей жизни он, приняв схиму, тихо и мирно скончался. Тело его погребено было по его указанию у северной стены алтаря Троицкого храма, над могилой была поставлена каменная палатка. Преемники преп. Даниила после его смерти главное внимание обратили на увеличение вотчинных владений основанного им монастыря. Неоднократно и по разным поводам они обращались с челобитьем к царю Ивану Васильевичу о пожаловании им вотчин, и Грозный царь, высоко чтя память своего крестного отца, никогда не отказывал в этих просьбах. В то же время и другие чтители преп. Даниила из частных лиц несли свои вклады в его обитель на помин душ своих родителей, на случай своего пострижения в монастыре и т. п. Приобретал монастырь новые вотчины и покупкой на свои сродства. Благодаря всему этому Данилов монастырь к концу XVI века стал одним из богатых русских монастырей. В начале XVII столетия — в т. н. смутное время Данилову монастырю вместе со всем нашим отечеством пришлось перенести тяжелое бедствие. Польско-литовские люди и русские мятежники разорили монастырь и его вотчины. Насколько велико было разорение самого монастыря, об этом не сохранилось подробных сведений, но разорение вотчин точно зарегистрировано в специальной описи этого разорения, произведенной в 1610 г. Польско-литовскими людьми было разграблено 8 монастырских дворов и один сожжен; 136 крестьянских дворов разграблены, 58 запустели (хозяева их частью перебиты, частью разбежались), 26 дв. — сожжены, 98 крестьян убиты. Вследствие такого разорения естественно, что благоустройство и благосостояние Данилова монастыря в первой четверти XVII века понизилось. Все главные заботы властей монастырских были направлены теперь уже не на приобретение новых вотчин, а на восстановление и укрепление приобретенных прежде. К половине XVII столетия все следы перенесенного разорения были исправлены и Данилов монастырь снова стал вполне благоустроенным монастырем. В половине XVII столетия (1653 г.) совершилось весьма важное для внутренней и внешней жизни обители событие: основатель обители преп. Даниил высшей церковной властью был причтен к лику святых, открыты нетленные его мощи и установлено церковное празднование ему. Память о преп. Данииле прочно сохранялась и свято чтилась по его кончине в основанной им обители и среди окрестных жителей. Следы почитания его, как святого, заметны уже в некоторых грамотах конца XVI века: некоторые вкладчики напр. в своих данных записях открыто заявляли, что они дают вклад свой преподобному Даниилу. В первой половине XVII столетия это почитание установилось уже довольно прочно и широко. Составлены были житие преподобного, стихиры и канон ему, написан был уже и его образ, ему совершались молебствия. Даже сам царь Алексей Михайлович приложил к образу преп. Даниила 7 золотых. — Не доставало только официальной канонизации. Ходатайство об этом власти монастырские и возбудили пред патриархом Никоном в 1653 году. С разрешения патриарха мощи преп. Даниила были вынуты из могилы и по его поручению затем освидетельствованы Ростовским митрополитом Ионой; затем дано было разрешение установить празднование в честь новоявленного чудотворца дважды в год — 7 апр., в день его кончины, и 30 декабря, в день обретения и освидетельствования его мощей. Это прославление преподобного было поводом и как бы началом полного обновления Данилова монастыря, произведенного во второй половине XYII столетия. Прежде всего над могилой преподобного был устроен каменный храм, посвященный его имени. Храм этот примкнут к северной стене Троицкого храма, и могила преподобного оказалась впереди правого клироса. Мощи его положены были „под спудом", над ними устроена гробница. Архиманд. Варлаамом в 1716 г. мощи преп. Даниила были положены „на вскрытии" в арке между Троицким и Даниловским храмами. Вскоре после этого был устроен другой каменный храм для больничной братии и в память первого устроенного преп. Даниилом храма освящен во имя всех святых. При нем устроены и каменные больничные кельи. Троицкий собор вслед за сим был расписан внутри стенным письмом. Затем Бог послал Данилову монастырю самого щедрого жертвователя и благотворителя в лице князя И. Барятинского, который, приняв иночество, в этом монастыре скончал и свои дни. — На средства этого благотворителя устроена новая каменная колокольня и большой колокол (500 пуд.), устроен и украшен новый каменный храм в честь Похвалы Пресв. Богородицы с трапезою и службами, устроены новые братские каменные кельи и каменная вокруг монастыря ограда. Все жертвы кн. Барятинского Данилову монастырю превышают 20.000 руб., огромную по тому времени сумму.
1. Троицкий собор (1532 г.) 2. Храм Похвалы Богородицы (1695 г.) 3. Храм Всех Святых (1687 г.) 4. Святые ворота с храмом Тихвинской иконы Богоматери (1700 г.) 5. Даниловский придел Троицкого собора (1660 г.) 6. Колокольня (1689 г.) 7. Братский корпус (1696 г.) 8. Сторожка (XIX в.) 9. Башня с колодцем преподобного Даниила.
Даниловский придел Троицкого собора и шатровая колокольня
В 1667—1669 гг. настоятелем обители был раскаявшийся идеолог церковного раскола Григорий Неронов, похороненный в паперти собора. В 1660 г. с северной стороны Троицкого собора был пристроен Даниловский придел и в 1689 г. шатровая колокольня с тремя рядами слухов. Обновлял монастырские здания, власти Данилова монастыря, особенно архим. Варфоломей (1675 — 1701 гг.), прилагали и самые энергичные заботы к упрочению и увеличению своих вотчинных владений. — Благодаря этим заботам, Данилов монастырь к началу XVIII столетия стал одним из богатейших русских монастырей: в его вотчинных владениях было более 3000 душ муж. пола.
Двухэтажная трапезная палата
Справа от Троицкого собора располагается двухэтажная трапезная палата.
Церковь «Во имя похвалы»
Бесстолпная трёхаспидная церковь «Во имя похвалы» с двухэтажной трапезной палатой существовали со времен св. Даниила, отстроены заново в 1691-1696 гг.
Братский корпус
Братский корпус построен в 1696 г.
Одноглавая Всехсвятская церковь
Одноглавая Всехсвятская церковь построена в 1687 г.
Башня с колодцем преподобного Даниила
Башня и стена монастыря
К 1701 г. монастырь владел 751 двором и около 3000 мужских душ крестьян. В начале XVIII в. монастырём управлял Варлаам Высоцкий — духовник царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.
Святые врата с храмом Тихвинской иконы Богоматери
Святые врата с храмом Тихвинской иконы Богоматери были построены в 1700 г. Но с началом XVIII столетия для Данилова монастыря, как и для всех русских обителей, настали новые, более тяжелые времена. Император Петр Великий по отношению к обителям и монашествующим держался совершенно иных взглядов по сравнению с своими предками московскими Государями. Предприняв гигантский труд преобразования России, он заставлял всех и все служить интересам государства, целям его преобразовательных работ. Этой же цели должны были служить и монастыри и монашествующие. Монастыри лишены были права распоряжаться своим имуществом, доходами своих вотчин и должны были весьма значительную, даже большую долю этих доходов отдавать государству, должны были нести многие и другие государственные повинности. Жизнь монашествующих была стеснена многими и довольно суровыми ограничениями. Так же относились к монастырям и почти все преемники Петра Великого в первой половине XVIII века. Под влиянием этих новых, довольно тяжелых условий жизни благосостояние и благоустройство Данилова монастыря в это время заметно понизилось, число братии резко уменьшилось. К этим общим для всех монастырей условиям в Даниловом монастыре присоединились и свои местные неблагоприятные обстоятельства: дважды за это время, в 1720 и 1749 г., монастырь сильно пострадал от пожаров. В 1749 г. (по 2-й ревизии) монастырь владел 3043 душами мужского пола. В 1754 г. монастырь владел 3173 душами мужского пола. Монастырские сёла и деревни: Бакшеево, Бибирево, Большая Брембола, Будовское, Григорово, Загорье, Кичибухино, Купанское (под именем Усолье), Луговая слобода, Любимцево, Романово на Рокше, Рушиново, Савельево, Самарово, Сарево, Твердилково, Троицкое, Даниловская слободка.
В 1764 г. по указу Императрицы Екатерины II, как известно, все церковные и монастырские вотчины были отобраны в казну и вместо вотчинных владений монастырям положено было штатное содержание. Данилов монастырь по новым штатам был причислен ко II классу, в нем положено было 17 человек монашествующих; на содержание монастыря и братии назначено 1511 р. в год. Казалось бы, что с отобранием весьма значительных вотчинных владений и с назначением вместо них сравнительно незначительного денежного жалования, для Данилова монастыря настанут еще более трудные времена, что его благоустройство и благосостояние еще более понизятся. Но милостию Божиею ничего подобного не случилось: за последние сто пятьдесят лет благосостояние основанной преп. Даниилом обители не только не понизилось, но даже значительно улучшилось. Кроме штатного жалованья и доходов с земельных владений, полученных после 1764 года, монастырь в этот период своего существования содержится главным образом добровольными вкладами и приношениями чтителей преп. Даниила и Тихвинской иконы Пресв. Богородицы, особенное почитание коей установилось и распространилось сравнительно в недавнее время. Икона эта, имеющая на поле изображение преп. Пафнутия, по преданию принесена преп. Даниилом из Пафнутиева Боровского монастыря. В настоящее время икона эта износится по желанию населения во многие села и деревни Переславского уезда. Говоря о добровольных приношениях чтителей преп. Даниила, коими поддерживается благосостояние его обители в XIX столетии, нельзя обойти молчанием самых щедрых благотворительниц этого времени, которые для Данилова монастыря в XIX столетии были тем же, что князь И.П. Барятинский в XVII столетии. Это сестры девицы Гладковы. В течение 50 лет при их жизни все работы по украшению и обновлению монастырских храмов и других зданий производились на их средства. Не один десяток тысяч рублей израсходован ими на это при их жизни, а по смерти своей они завещали капитал в 100.000 рублей на содержание монастыря и тем навсегда обеспечили его благоустройство.
20 марта 1753 г. при Переславском епископе Серапионе (Латошевиче) в монастыре разместилась Переславская Семинария. В 1788 году Семинария и бурса при ней были переведены в Суздаль. 14 декабря 1788 года в монастыре открылась Переславское духовное училище.
С 1764 до 1918 гг. монастырь имел статус 2-го класса Владимирской и Суздальской епархии. 22 сентября 1879 г. Преосвященнейший Феогноcт, Епископ Владимирский и Суздальский прибыл в Переславль для освящения придельного храма заново отделанного в теплом соборе, во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В 1893 году открыта мужская ц.-приходская школа при Даниловом монастыре. Открытие школы в Феодоровском монастыре удовлетворяло нужду в образовании женской половины населения расположенных здесь слободок, но для них еще более была нужна мужская школа. Этой острой нужде и удовлетворяла Даниловская мужская школа. «Школа помещается в верхнем этаже монастырского странно-приимного дома. Первоначально для нее был отведен один номер гостиницы, где могло поместиться 20 — 25 учащихся. Но желающих обучаться было гораздо больше, посему теперь и помещение ее расширено вдвое. В настоящем году в Даниловской школе обучается 50 человек. Школа содержится всецело на средства монастыря; от него же получают свое содержание и учащие» (В. Е. В. № 47-й. 1906 г.). М.В. Загорский июля 1895 г., после двадцатипятилетней службы в Переславском духовном училище, поступил членом-делопроизводителем Владимирского Епарх. Учил. Совета. В то время Совет только что начал свою самостоятельную деятельность (прежде Епархиальный Совет объединялся с Советом Братства Св. Бл. Кн. Александра Невского) и для правильной его работы нужен был свободный от других обязанностей и преданный делу человек. В лице М.В. Загорского Совет и нашел примерного делопроизводителя. За десять лет (1895 — 1905) дела Епарх. Училищного Совета широко развились и осложнились. — Чтобы вести эти дела в образцовом порядке, требовалось много труда и внимания, и Михаил Васильевич весь отдавался этим трудам. Благодаря этому новому делопроизводителю Совета придется не созидать что-то новое, а только строго поддерживать установленный предшественником порядок. М.В. Загорский решил переменить свою жизнь и свою службу. 24 марта 1906 г., будучи уже в чине коллежского советника, согласно прошению, он был уволен с должности члена-делопроизводителя епархиального Училищного Совета и 27 марта 1906 года в церкви Архиерейского дома во Владимире пострижен в монашество с именем Митрофан с зачислением в братство Владимирского Архиерейского дома. Рукоположен в сан иеродиакона. Уже через месяц, 10 апреля 1906 г., иеродиакон Митрофан был рукоположен во иеромонаха. Назначен настоятелем Переславского Троице-Данилова монастыря.
9 июля 1906 г. игумен Митрофан был возведен в сан архимандрита и утвержден благочинным монастырей Переславского и Александровского уездов.
Высокопреосвященнейший Николай, Архиепископ Владимирский и Суздальский, 21-го июня 1907 г. в 5 часу утра со скорым поездом отбыл из Владимира через Москву в г. Переславль для исполнения по утвержденному Свят. Синодом церемониалу перенесения в Даниловом монастыре честных мощей препод. Даниила из Троицкого холодного соборного храма, по случаю внутреннего ремонта и обновления иконостаса в нем, в храм зимний в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В г. Переславль, со ст. „Берендеево" М. Я. А. жел. дороги, Владыка прибыл в 6 ½ часов по полудни и проследовал в городской собор, где был торжественно встречен всем городским духовенством. Здесь преподано было им благословение как духовенству, так и всем собравшимся к приему и встрече его гражданам, — при чем сказано было собравшимся воодушевленное и глубоко назидательное слово-приветствие. Отсюда, по пути следования к Данилову монастырю, Владыка посетил Князе-Андреевскую церковь, поклонился и приложился к мощам Св. Благов. Кн. Андрея Смоленского, Переславского Чудотворца, и направился в Данилов монастырь. Монастырская братия, со своим настоятелем во главе, встретила так давно ожидаемого Владыку — Архипастыря своего вне монастыря, перед святыми воротами. Войдя в придельный храм, где почивают нетленные мощи преп. Даниила, Владыка с глубоким благоговением поклонился этой святыне и облобызал ее; затем он обратился с кратким приветствием и наставлением к монастырской братии и, преподав благословение ей и всем собравшимся к встрече его мирянам, отправился в отведенные для него комнаты в квартире настоятеля. Здесь ему представлялись — игумен Никитского монастыря, игумении Федоровского и Никольского монастырей и драгия лица. На другой день, 22 июня, в 9 ½ часов утра Владыка отправился в загородный Никитский монастырь; здесь при гробнице препод. Никиты Столпника он отслужил молебен с акафистом Преподобному, обозрел другие святыни обители и посетил игумена - настоятеля в его келии. Отсюда он направился в упраздненный ныне Горицкий архиерейский монастырь, посетил здесь кафедральный соборный храм Успения Пресв. Богородицы, зимний Богоявленский храм и здание духовного училища со Всехсвятским храмом при нем. В духовном училище Владыка имел продолжительную беседу с членами Правления по вопросам училищной жизни.
В тот же день, по случаю храмового праздника (Сретение Владимирской иконы Божией Матери) в городском соборе, Его Высокопреосвященство, в сослужении Архимандрита Митрофана, игумена Владимира и соборного духовенства, совершил всенощное бдение, а на другой день 23-го божественную литургию. За литургией была совершена хиротония в сан иеромонаха иеродиакона Никитского монастыря Геннадия. Соборный храм переполнен был молящимися; много было богомольцев и вне храма, в соборной ограде. Наконец наступило так долго ожидаемое торжество и в Даниловом монастыре. 23 числа в 5 часов вечера началась малая вечерня и молебен препод. Даниилу. Толпы народа по первому удару колокола начали стекаться в монастырь, чтобы занять себе место в храме; но необширный придельный храм во имя Преподобного мог вместить лишь незначительную часть пришедших богомольцев, — большинство их окружило храм со всех сторон и чрез открытые окна слушали церковное богослужение. В 6 часов начался благовест ко всенощной, и через несколько минут Владыка вошел в храм, где встречен был назначенными к служению с ним лицами; после сего началось самое богослужение. Для предоставления возможности всем пришедшим в монастырь молитвенно участвовать в совершаемом богослужении, по распоряжению Его Высокопреосвященства, лития и благословение хлебов совершены были вне храма, под открытым небом, в липовой аллее, пред входом в Троицкий собор. Погода в это время уставилась чудная: вечернее солнце ярко освещало белые стены монастырских храмов, всюду было тихо, даже пламя горевших свечей не подвергалось колебанию. Это было воистину общее моление Царю Небесному и Святому Его угоднику. После полиелейных песнопений и величания преподобному Даниилу у честных и нетленных его мощей, началось чтение акафиста Преподобному; Владыкой прочитаны были начальные и последние шесть икосов и кондаков, а остальное — сослужащими. Помазание освященным елеем продолжалось до самого конца всенощной, которая окончилась в 10 ¼ час. — На утро, 24 числа, монастырь стал наполняться народом с 4 часов; в 5 часов началась ранняя литургия в придельном храме во имя препод. Даниила, откуда и должны были износиться его честные мощи. По окончании литургии храм этот был закрыт для богомольцев, во избежание тесноты и беспорядка. К 8 ½ часам собралось в монастырь все городское духовенство крестный ход с иконою Св. Благов. князя Андрея; к тому же времени, как Похвальский храм, куда должны быть перенесены мощи Преподобного, так и все площади и свободные от построек места внутри монастыря наполнены были сплошною массою народа,- все кровли храмов, братского корпуса и других построек унизаны были народом, — на деревьях по пути следования крестного хода, на намогильных решетках и памятниках — всюду народ, народ сплошными массами. Ровно в 9 часов Владыка вышел из своей временной квартиры в храм препод. Даниила „со славою“. Согласно утвержденному Свят. Синодом церемониалу, после встречи Архипастыря в храме и облачения его и по прочтении часов, все священнослужители и все городское духовенство в облачениях вышли чрез отверстые царские врата на средину храма и получили от Архипастыря зажженные свечи. Затем, диаконы, назначенные к поднятию святых мощей с места, получили от Архипастыря благословение и приблизились к мощам. Подняв их, при помощи нарочито изготовленных к сему стремянок, они перенесли мощи на средину храма и поставили на приготовленный для сего возвышенный постав. Начался молебен. Когда после „Бог Господь" все духовенство запело протяжно тропарь Преподобному, Владыка сотворил троекратное каждение вокруг мощей. После молебна о.о. диаконы вторично подняли святые мощи и, перенеся их в заднюю часть храма, поставили на особые носилки. Здесь священники подняли эти носилки на свои плечи и открылось шествие. На папертях, по пути следования хода с мощами, родственники больных, веруя в чудодейственную силу святых мощей, клали их на землю, и таким образом мощи были пронесены поверх этих больных. Наконец, когда мощи появились под открытым небом, на глазах всей многотысячной толпы, две пары хоругвей по углам раки склонились над мощами, а посредине рипиды. Невиданное доселе в здешней местности церковное торжество и глубокое почитание местными и окрестными жителями своего небесного покровителя и ходатая пред Богом, препод. Даниила и честных его мощей — вызвали в момент появления их пред глазами всех благоговейное умиление, — мгновенно вся эта многотысячная толпа осенила себя крестным знамением и слышны были непрестанные молитвенные возглашения к Преподобному. Шествие крестного хода со святыми мощами происходило в следующем порядке: впереди всех несли несколько пар хоругвей, а вслед за крестом и иконою Богоматери, употребляемыми в крестных ходах, шли два иеродиакона со свечами и кадилами в руках; за ними священники со свечами, потом священники при пособии о.о. диаконов несли раку со святыми мощами (наклоненные над мощами хоругви и рипиды окружали раку во время всего хода); позади их две пары старшего духовенства и наконец сам Архипастырь, с игуменским посохом препод. Даниила в руке, окруженный иподиаконами, с дикирием и трикирием, протодиаконом и вторым диаконом. На всех четырех сторонах корпуса, в котором помещается довольно обширный храм в честь Похвалы Пресв. Богородицы, были сделаны остановки, на которых о. протодиаконом и вторым диаконом возглашены были литийные прошения и осенений крестом на четыре стороны. Порядком всего хода распоряжался сам Высокопреосвященный. Не смотря на громадное стечение народа, не смотря на тесноту, ни с кем из богомольцев никаких несчастий не произошло. Когда крестный ход подошел к входному крыльцу, рака с мощами была снята е носилок и внесена была по высокой лестнице на руках иереев и диаконов в храм и поставлена на средине храма перед царскими вратами. Здесь окончен был молебен, прочитана молитва Преподобному и совершен отпуск без многолетия. По благословению Владыки,
о.о. диаконы подняли опять раку с мощами и поставили ее на приготовленное для сего возвышение под балдахин. Затем началась литургия которую совершал Владыка в сослужении Архимандрита Митрофана, игумена Никитского монастыря Владимира, соборного о. протоиерея А. Дилигенского, Федоровского монастыря священника о. Николая Охотина, Князе-Андреевской церкви священника о. Николая Коршункова и иеромонаха Даниила. Обширный Похвальский храм был переполнен молящимися; хор певчих местного городского собора, под управлением опытного и даровитого регента А.А. Козлова, прекрасно исполнил все песнопения божественной литургии и накануне всенощного бдения. По окончании литургии, в удовлетворение благочестивого усердия прибывших издалека богомольцев, не имевших возможности по многолюдству участвовать в общей молитве в храме, молебен Царице Небесной, перед чудотворною иконою ее Тихвинской, и препод. Даниилу отслужен был, но мысли Его Высокопреосвященства, под открытым небом среди монастыря. Умилительную картину представляла собою многотысячная толпа: с глубоким вниманием, под палящими лучами полуденного солнца и в тесноте, благоговейно слушала она молебные песнопения и осеняла себя непрерывно крестным знамением, повторяя за поющими молитвенные воззвания. После многолетий Владыка обратился к народу с речью, в которой, оценив по достоинству их религиозное усердие и почитание угодника Божия препод. Даниила, их терпение в перенесении трудов путешествия и испытываемой ими тесноты затем, чтобы принять участие в настоящем церковном торжестве, чтобы хоть издали видеть мощи угодника Божия и с верою и любовию облобызать их, Владыка высказал, что такое отношение верующих сердец к святым Божиим людям и угодникам Его наблюдалось всегда и всюду, как бы далеко ни укрывались святые Божии люди от мира для стяжания душевного спасения, верующие и ищущие себе духовной пищи сердца стремились к ним, отыскивали их и домогались постоянного общения с ними. Почему? Потому что в сообществе этих святых людей они обретали свет веры христианской, чистоту сердца, как необходимое условие к лицезрению Бога, и силу любви христианской, одухотворяющей всю жизнь последователей Иисуса Христа и Его святого учения. Если когда, то особенно в нынешнее время, время омрачения умов тлетворными веяниями освободительных учений, время ослабления веры и других отрицательных направлений, время охлаждения любви к Богу и ближним — следует нам быть как можно ближе своею душою, сердцем и мыслями к угодникам Божиим, просить у них ходатайства пред Богом о вразумлении и просвещении наших мыслей, сердца и желаний. Здесь источник света веры во Христа, источник любви христианской и благочестивой жизни. „Итак, к свету, возлюбленные, к свету веры, к любви христианской", закончил свое слово к народу Архипастырь. По окончании речи, Владыка благословил к похождению из монастыря хоругви городских церквей и городское духовенство и проводил их до святых ворот; там вторично благословил и возвратился в храм... Разоблачившись Владыка проследовал в свою квартиру. Так торжественно совершилось небывалое в Переславле церковное празднество, которое оставило в сердцах участвовавших в нем и присутствовавших на нем неизгладимое умиление и незабвенную память.
Вечером того же 24 числа Его Высокопреосвященство прибыл в Никольский женский монастырь, отслужил Святителю и Чудотворцу Николаю молебен с акафистом, после сего посетил игумений сей обители Антонию. На другой день 25-го утром Владыка был в Федоровском женском монастыре, где также отслужил молебен с акафистом перед иконою Божией Матери, именуемой Федоровской, и посетил келью игумении Евгении; здесь ему предложен был чай и завтрак. Возвратясь в Данилов монастырь и приложившись в последний раз к мощам препод. Даниила, Владыка благословил монастырскую братию и настоятеля и отбыл в 11 ½ часов по полудни из Переславля на ст. „Берендеево" для следования в гор. Александров. Там в этот вечер назначено было архиерейское служение всенощного бдения в Успенском женском монастыре, а утром 26-го — литургия в городском соборе. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 29-й. 1907 г.).
Празднование 400-летия Переславского Данилова монастыря
15 июля 1908 года Переславский Данилов монастырь торжественно праздновал четырехсотлетие своего существования. Церковное юбилейное празднество в этот день соединено было в монастыре с торжественным перенесением честных мощей Преподобного Даниила из места временного их пребывания в Похвальском храме на место их постоянного покоя в Троицкий соборный храм. Канун назначенного к торжеству дня — 14 июля — посвящен был поминовению всех почивших за время от 1508 г. — Благочестивейших Государей Императоров и Государынь Императриц, Благочестивых Царей и Великих Князей, Святейших Патриархов Всероссийских, Преосвященных Митрополитов Московских и всея России, Преосвященных Переславских и Дмитровских, Преосвященных Владимирских и Суздальских, бывших настоятелей и монашествующих обители, благотворителей ее и всех в вере скончавшихся. Всенощное бдение накануне 14-го числа и литургия 14-го отправлены были в храме во имя Всех Святых. Лития на всенощной и стихословие 17-й кафизмы совершались вне храма под открытым небом. Под открытым небом на монастырском кладбище отслужена была по литургии и торжественная панихида прибывшим на празднество из Владимира Высокопреосвященным Николаем. Каждение на ней совершено было по всему монастырскому кладбищу. К 3 часам дня весь монастырь был переполнен богомольцами, собравшимися преимущественно из окрестных сел и городов. В городе Переславле торговые помещения к этому времени закрылись, и большинство жителей направилось также к обители. Вечером 14-го числа в церкви Похвалы Богородицы, где находились мощи Препод. Даниила, была отслужена малая вечерня с молебном Преподобному, после которого в 6 часов раздался благовест к всенощному бдению. Всенощное бдение совершено было Архиерейским служением. В сослужении с Высокопреосвященным Николаем на литии и полиелейном пении участвовали: Настоятель монастыря Архимандрит Митрофан, Ключарь Владимирского Кафедрального собора прот. Нринкипс Евгенов, игумен Переславского Никитского монастыря Владимир, протоиерей Переславского Преображенского собора Алексий Дилигенский, протоиерей Александровского Христорождественского собора Николай Флоринский, протоиерей церкви с. Орехова Феодор Загорский, протоиерей гор. Таганрога (уроженец Переславского уезда) Михаил Знаменский, свящ. Переславского Феодоровского женского монастыря Николай Охотин, священник Князь-Андреевской, гор. Переславля, церкви Николай Коршунков, свящ. с. Ягренева, Переславского уезда, Николай Смирнов и иеромонах Даниилова монастыря Амвросий. После полиелейных песнопений пред чтением Евангелия при мощах Преподобного был прочитан акафист; а после Евангелия богомольцы прикладывались к мощам Препод. Даниила и были помазываемы Его Высокопреосвященством освященным елеем. Всенощное бдение закончилось в 11 часов, но богомольцы были в монастыре всю ночь, при чем по их желанию, у мощей св. Даниила непрерывно служились молебны. В утро праздника, 15 числа, в 5 часов были совершены литургии в двух храмах — во имя Всех Святых и в придельном во имя Преподобного Даниила. Перед поздней литургией совершено освящение воды, а в 8 часов раздался благовест к поздней литургии, по которому все участвовавшие накануне в служении всенощного бдения собрались в Похвальский храм. С прибытием в этот храм Высокопреосвященного Николая, после входной и облачения, началось чтение часов. Еще в семь часов утра из Переславского собора двинулся в монастырь крестный ход, в котором участвовало с хоругвями духовенство монастырей: Никитского, Феодоровского, Никольского, всех городских церквей и некоторых ближайших сел. В процессии были несены тридцать пар хоругвей и местно чтимые иконы из соборного храма — Нерукотворного Спаса и Печерской Божией Матери. Кроме того в крестном ходе были несены жертвуемые Даниилову монастырю в дар — хоругви от Феодоровского монастыря и от общества хоругвеносцев гор. Александрова вместе с запрестольным крестом и иконою Божией Матери и икона Преподобного Сергия от Троице-Сергиевой Лавры. В крестном ходе участвовали тысячи богомольцев. Духовенство и народ стройным хором исполняли положенные песнопения. По пути следования процессии совершались литии, а когда она приблизилась к храму св. Князя Андрея, то из него выступил второй крестный ход, в котором несли больших размеров икону св. Благоверного Князя Андрея в дар Даниилову монастырю. Когда крестный ход приблизился к монастырю, тогда все духовенство, назначенное к служению литургии, во главе с Архиепископом Николаем, вышло из храма за монастырские святые ворота, где и совершена была обычная встреча крестного хода, после чего духовенство возвратилось в храм Похвалы Богородицы и продолжено было чтение часов. По окончании часов чрез отверстые царские врата все священно-служащие вышли из алтаря и после молитвенных поклонений получили от Высокопреосвященного Николая зажженные свечи. Вслед за сим восемь диаконов, приняв благословение, подняли раку со святыми мощами и поставили ее на средине храма. Начался молебен Преподобному Даниилу. Во время протяжного пения тропаря — „От юности блаженне“... мощи были окаждены трижды Высокопреосвященным Николаем, подняты диаконами и изнесены из храма под открытое небо, где были поставлены на особо приготовленные носилки и подняты участвовавшими в ходе священниками на плечи. По углам раки со святыми мощами несены были четыре малые хоругви в наклоненном положении и две пары рипид в середине в таком же положении. Шествие со святыми мощами направилось к Троицкому собору. За мощами в ходе следовал Архиепископ Николай с жезлом Преподобного Даниила. Когда мощи Преподобного Даниила вынесли из храма, богомольцы упали на колени, раздались громкие крики и вопли больных, привезенных ко . дню торжества в обитель и положенных по пути следования процессии. Несли мощи очень медленно, чтобы дать возможность больным прикоснуться к раке. Первая остановка была у западной стороны Троицкого соборного храма. Здесь провозглашено было первое литийное прошение — „Спаси, Боже, люди твоя“... с осенением св. Крестом на четыре стороны. Такие же остановки сделаны были на южной, восточной и северной сторонах храма с возглашениями последующих трех литийных прошений и с осенением св. Крестом. Когда шествие со святыми мощами возвратилось к западным дверям соборного храма, все сопровождающие шествие священнослужители вошли в храм, и св. мощи поставлены были пред царскими вратами на солее. Протодиакон возгласил последнее литийное прошение: „Еще молимся и о еже услышати“... По возгласе прочтена была Архиепископом Николаем» молитва Препод. Даниилу, после которой при пении величания Преподобному мощи его поставлены были диаконами на место постоянного их пребывания под аркой, соединяющей холодный соборный храм с теплым придельным храмом во имя Препод. Даниила. По установлении мощей последовал отпуст молебна, и началась литургия. В конце литургии Настоятелем монастыря Архимандритом Митрофаном произнесено было приличное случаю похвальное слово Преподобному Даниилу на текст: „Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их“. За богослужением находились: Владимирский Вице-губернатор А.И. Келеповский, Предводитель Владимирского дворянства князь А.В. Голицын, Переславский предводитель дворянства Н.Г. Хабаровский, Председатель земской управы С.А. Федосеев, представители местной администрации, все местное купечество, многие жители Переславля, живущие в Петербурге, Москве и других городах и прибывшие на торжество в свой родной город, и многочисленные богомольцы из простого народа. Весь монастырь и окружающая его местность были переполнены собравшимися на торжество богомольцами. По окончании литургии на амвон вышел Настоятель монастыря Архимандрит Митрофан, и начался прием даров и хоругвей. Представитель Духовного собора Троице-Сергиевой лавры иеромонах Ионафан среди храма пред солеей высказал приветствие от лица Собора обители Препод. Даниила по случаю празднования 400-летия ее существования. „Свято-Троицкая лавра, говорил он, как старшая сестра, присоединяясь к сему духовному торжеству, в ознаменование и в память сего торжества шлет образ Препод. Сергия. Да служит образ сей навсегда видимым знаком духовного единения обеих обителей, посвященных имени Живоначальной Троицы и осеняемых молитвами ревностных служителей Ея, великих Угодников Божиих — Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, и Преподобного Даниила, Переславского Чудотворца. Молим Бога, в Троице Единого, о ниспослании обители Преподобного Даниила преспеяния во всем, а наипаче всяких духовных дарований братству ее и взаимно просим святых молитв его". На это приветствие Архимандритом Митрофаном высказано было благодарное приветствие Духовному Собору, при чем указаны были некоторые исторические основания, сближающие обе сии обители в духовном единении и родстве в лице основателей их и небесных покровителей. Вслед за сим высказаны были приветствия членом Александровского Общества хоругвеносцев протоиереем Н. Флоринским и священником Князь-Андреевской церкви Н. Коршунковым по случаю юбилейного торжества. И на эти приветствия Настоятелем Даниловой обители выражена была соответствующая благодарность. По окончании приветствий и по принятии приношений, при участии всего градского Переславского духовенства и прибывшего к празднику из окрестных сел, в преднесении более 30 пар хоругвей и местно чтимых и принесенных в дар монастырю св. икон, совершен был крестный ход вокруг монастыря с пением молебна Преподобному Даниилу. При этом с возвышения пред святыми монастырскими вратами было произнесено народу глубоко-назидательное поучение Высокопреосвященным Николаем и предстоящие осенены были игуменским посохом Препод. Даниила. Молебен окончился по возвращении в храм, после чего протодиаконом провозглашены были многолетия. В два часа закончилось богослужение, и крестный ход в том же порядке отправился обратно в г. Переславль. Ко дню праздника на средства монастыря изданы были для бесплатной раздачи народу по 5000 экз. следующих листков: а) краткая история Троицкого Данилова монастыря в гор. Переславле-Залесском, б) подвижничество Преподобного Даниила, в) краткое сказание о жизни Преподобного Даниила и г) обретение мощей Преподобного Даниила. Кроме того ко дню празднества на средства Настоятеля монастыря издана „История Троицкого Данилова монастыря в гор. Переславле-Залесском", составленная Епархиальным наблюдателем В.Г. Добронравовым, и на средства проф. Московской дух. академии С.И. Смирнова им составленное „Житие Преподобного Даниила, Переславского Чудотворца".
Листки, изданные обителью, в день празднества бесплатно раздавались богомольцам. Более бедным из них выдавался хлеб и квас из монастыря. Богомольцы переполняли монастырь в течение целого дня 15 июля. (В. Е. В. № 34-й. 1908 г.).
13-го июля 1912 г. в заседании Святейшего Синода состоялось наречение бывшего настоятеля Переславского Троицкого-Даниилова монастыря архим. Митрофана во епископа Муромского, второго викария Владимирской епархии.
Монастырь упразднен в 1923 г.
Возобновлен в 1995 г. как мужской монастырь русской православной церкви.
Некрополь
Иван Петрович Барятинский;
Григорий Неронов, архимандрит; Александр Иванович Свирелин.
Кладбище не сохранилось. Могильные памятники расставлены по геометрическому порядку.
Даниил Переславский
Даниил Переславский
Даниил Переславский (? — 7 апреля 1540) — святой Русской церкви, почитается в лике преподобных.
Даниил родился в Переславле от родителей, выехавших сюда в княжение Василья Васильевича из города Мценска с воеводою Григорьем Протасьевым. Учился в Никитском монастыре при своём родственнике старце Ионе. Отсюда тайно ушёл в Пафнутьево-Боровский монастырь, где постригся с именем Даниила.
Десять лет жил в Пафнутьевом монастыре и два года в Левкиевой пустыни. В 1491 году возвратился в Никитский монастырь, потом перешёл в Горицкий. Здесь в течение 30 лет был монахом, иеромонахом и архимандритом.
Даниил выбрал себе особый подвиг. Он разыскивал скончавшихся в пути и устраивал им христианское погребение. Он уходил из монастыря для этих поисков и днём и ночью, подбирал по дорогам тела усопших, приносил их к скудельницам и совершал погребение, а после поминал их за литургией.
Даниил скорбел, что на скудельницах много несчастных брошены без христианского погребения. Со временем он решил устроить здесь церковь во имя Всех святых, чтобы молиться за безымянных покойников. Попав на приём к великому князю Василию Ивановичу, он получил грамоту на владение тем местом, где планировал ставить церковь. Вскоре митрополит Симон дал свою благословенную грамоту. 15 июля 1508 года церковь Всех святых была освящена.
Преставился 7 апреля 1540 года.
Преподобный Даниил был погребён возле жертвенника Троицкого собора. 18 ноября 1653 года его мощи обретены, а 30 декабря свидетельствованы митрополитом Ионой Ростовским и Ярославским.
В 1716 году архимандрит Варлаам Высоцкий подал обманное прошение, в ответ на которое получил право раскрыть могилу Даниила, чтобы получить мощи. Об этом говорит его «Исповедание». Варлаам вынул из земли человеческие весьма распавшиеся кости, положил их в раку и обвязал их в мантии поясом, положил новую подушку, а вместо груди и рук и ног добавил хлопчатой бумаги и приложил ветхие башмаки. Всё это он назвал нетленными мощами преподобного Даниила и поставил в арке Троицкого собора.
30 декабря 1770 года епископ Геннадий Переславский переложил мнимые «мощи» в новую медную раку, устроенную тщанием полковника и воеводы Ильи Афонасьева Перхурова. 16 октября 1782 года епископ Феофилакт Переславский переложил их в новый кипарисный гроб.
28 июля 1816 года епископ Ксенофонт Владимирский и Суздальский переложил мощи в драгоценную серебряную раку, устроенную купцом Космою Васильевичем Крестовниковым. В этой раке серебра 6 пудов 15 фунтов, по 86 рублей фунт, на 21930 рублей. За работу отдано 13425 рублей.
Память его празднуется 7 апреля в день преставления и 30 декабря в день свидетельствования.
Церковное почитание преподобного Даниила привлекло к монастырю внимание паломников.