Только тридцать пять лет существовала Семинария в Переславле (см. Переславская Семинария). С упразднением в 1788 году Переславской епархии и переведением ее в Суздаль, переведена туда же и Семинария со всеми семинарскими делами и библиотекой. В Переславле не осталось после нее никакого учебного заведения. Все ученики прежней семинарии должны были ездить в Суздаль. Этот переезд оказался очень неудобным и обременительным, почему священно-церковно-служители уездов Переславского, Александровского, Киржачского и Покровского в 11 сентября 1788 года подали Преосвященному Суздальскому Виктору прошение, в котором изъяснили, что им возить в Суздаль детей малолетних неудобно, как по дальности расстояния, так и по дороговизне квартир; что они (дети), писалось в прошении, без рачительного смотрения за оными в городе Суздале, провождать будут житие бедственное; и что они священно-церковно-служители, с общего согласия положили, чтобы в г. Переславле учреждено было Училище на их общем всех церквей содержании — до 6-го реторического класса».
Резолюцией Преосвященного предписано открыть малое Училище в Переславле, и для помещения его назначить те самые покои в Даниловом монастыре, в коих находилась Семинария. Для обучения в высших классах Преосвященному хотелось назначить учителей Суздальской и бывшей Владимирской Семинарии; но их не оказалось, и больше за тем, что неизвестно было вознаграждение за труды; почему и учреждено только два класса: высший грамматический и низший. Учителями назначены двое переславских священников — Антоний Кудрявцев и Василий Сермяков с жалованьем по 20 рублей каждому. Смотрение за нравственностью учеников поручено Даниловскому архимандриту Амвросию в качестве надзирателя. На отопление училищных покоев, свечи и наем истопника утверждена назначенная священно-церковно-служителями сумма 50 р. в год. Это было Декабря 14 дня 1788 года — и день сей надобно положить началом и основанием Переславского училища. В наследство от Семинарии Училище получило семинарский звонок в 1 пуд, 2 черные арифметические доски, 15 столов, 20 скамей и 4 кафедры для учителей. Учеников на первый раз оказались 105 человек. В дальнейшем своем развитии до самого 1814 года училище не представляет постоянного устройства: оно то возвышается до класса реторики, даже философии, — то спускается до низших элементарных классов.
Учебная часть
С начала основания своего училище состояло из малых классов, а именно:
1) из элементарного класса, в котором преподавалось чтение и правописание — русское и латинское,
2) из грамматического — низшего и высшего.
Учителей было двое. В 1889-м году, 21 марта за умножением учеников определен третий учитель. Ведомости об учениках с означением их успехов каждогодно велено было Даниловскому Архимандриту за подписом учителей представлять в Суздальскую Консисторию.
Годы с 1792-го по 1800-й можно назвать годами процветания Училища. В это время оно возвысилось до значения Семинарии, как было прежде. В 1792 году в нем было 6-ть классов: 1) инфима, 2) инфарматория, 3) аналогия, 4) грамматика, 5) синтаксима и 6) реторика.
Протоиерею Переславского Успенского Собора поручено было но воскресным дням перед Литургией преподавать ученикам училища катихизис, и изъяснят воскресные евангелия. Из Реторики ученики переводились в философию Суздальской Семинарии, и ставились прямо во священники. Появились и прежние префекты; так в 1792 году 11 февраля вместо архимандрита Амвросия назначен был префектом Никитский игумен Палладий с правом экзаменовать учеников и смотреть за исправностью учителей. В 1793 году возобновлена была власть Ректора. Так резолюцией Преосвященного Виктора за тем, что префект училища Никитский настоятель живет в дальнем расстоянии от училища и следить за учителями исправно не может, назначен вместо его Ректором училища Даниловский Архимандрит Венедикт. В 1794 году упоминается в 1-й раз звание смотрителя или надзирателя училища. С должностью смотрителя, в силу указа Святейшего Синода, была соединена должность цензора проповедей.
В 1797 году был открыт класс философский. В этот класс поступило 25 человек из Суздальской Семинарии. Ученики философии назывались студентами и посвящались в стихарь для оказывания проповедей. Учебные руководства, существовавшие в то время были следующие: по латинскому языку — грамматика Лебедева; по Реторике: а) реторика Ломоносова, б) способ обучаться словесным языкам ч. III, IV, в) elementa oratoria Каменского, г) gradns ad Parnassum, д) Palaestra oratoria e) Parnassus Poeticus, ж) orator extemporaneus. В 1800 году, вследствие представления в Св. Синод от Епископа Ксенофонта, Муромское и Вязниковское училища упразднены; ученики из них переведены во Владимирское и Суздальское училища. Переславское же училище, сказано в указе, оставляется, так как «в
нем всегда с пользою церкви учение продолжалось». Класс же — философский и реторический упразднены, а ученик из них переведены во Владимирскую Семинарию на соответственные классы. В училище оставлено только три класса: 1) высший грамматический или синтаксима, 2) нисший грамматический и 3) элементарный. Кроме грамматики Лебедева, по латинскому языку, велено изучать в Синтаксиме грамматику Каменского. Учебный курс в каждом классе продолжался два года. Арифметику по резолюции Преосвященного предписано преподавать в зимнее время в 3-м часу по полудни, а для обучения нотному пению выбраны были способные к тому причетники г. Переславля. Катихизис и евангелия толковались в воскресные дни в училище за час перед литургией. Так учебная часть Училища шла до 1814 года. Начальство Училища, не имея проекта устава, всякий раз руководствовалось резолюциями Преосвященного. Напр. отпуски учеников на праздники всякий раз были назначаемы Преосвященным. Для учеников, не явившихся в срок, указом Консистории постановлены были следующие правила: не явившихся после отпусков два дня ставить на колени на два класса, за четыре дня — понижать классом, за неделю — не принимать без отношения в училище.
В 1814 г. состоялось преобразование училищ. Прежнее название инфим, информаторий, аналогий уничтожилось. Училища названы уездными и приходскими, — в каждом из них было по два класса. Учителей прибавилось до 5 человек; взошли в учебную программу новые предметы, как то: греческий язык и славянский; введены новые учебные руководства, напр. славянская грамматика, арифметика в 2-х частях, греческая грамматика, свящ. история, латинская грамматика Амвросия, Корнелий Непот, греческая хрестоматия Каченовского, устав церковный, новый завет. Некоторые из сих учебников до сих пор еще существуют в числе руководств неизменно; другие заменялись несколько раз новыми. Так в 1830 году введена была арифметика Куминского; в 1851 году она заменена арифмет. Буссе, — а эта в 1863 году арифм. Никулина. География в 1831 году была — Арсеньева; с 1855-го по 1863-й Ободовского, а с 1863-го Корнеля. С русской грамматикой произошли тоже преобразования: с 1831-го по 1833-й год была учебником грамматика Востокова; с 1833-го по 1858-й год грамматика Греча, а с 1858 года по сие время опять грамматика Востокова.
В 1852 году совершилось еще преобразование училищ. По сему преобразованию уездные и приходские училища соединены в одном составе под названием уездных училищ с тремя отделениями: высшим, средним и низшим. Низшее отделение составилось из 2-го и 1-го класса приходского училища, — среднее из прежнего низшего, а высшее так и осталось. Курс в каждом отделении назначен двухгодичный. В учебную программу введены некоторые новые предметы, как то: 1) объяснение воскресных и праздничных евангелий и апостолов, 2) объяснение утвари церковной и праздников церковных и 3) Русская История.
Предметы учения разделены между наставниками не по отделениям, как было прежде, а по роду самых предметов, так напр. преподающий латинский язык один преподает его во всех отделениях. Для исключенных из нижнего и среднего отделения, также для желающих занять только причетнические места учрежден причетнический класс с специальным к тому направлением.
Начальники Училища
1. Амвросий, Даниловский Архимандрит с 1788-го по 1792-й год.
2. Палладий, Игумен Никитского монастыря, в звании префекта с 1792-го по 1794-й год.
3. Протоиерей Переславского Успенского собора Иван Лебедев, в звании Смотрителя с 1794-го по 1797-й год.
4. Священник Переславского Успенского собора Антон Кудрявцев, студент Семинарии, с 1797 но 1800-й год.
5. Диакон Успенского собора студент Семинарии, Тихон Лебедев с 1800-го по 1802-й год.
6. Священник Успенского собора, студент Семинарии, Сергей Божаниновский с 1802-го по 1807-й год.
7. Священник Успенского собора, студент Семинарии, Никита Безсонов с 1808 по 1814-й год.
8. Гедеон, Строитель Никольского монастыря, студент Семинарии, с 1814-го но 1823-й год.
9. Кандидат Академии Василий Соколов с 1823-го о 1826-й год.
10. Священник Василий Цветков, кандидат Академии с 1826-го по 1829-й год.
11. Кандидат Академии Петр Разумовский (в монашестве Прокопий) с 1829-го 1831-й год.
12. Строитель Никольского монастыря, студент Семинарии, Назарий, с 1831-го по 1832-й год.
13. Иеромонах Варлаам, с 1832-го года октября о 20-е Ддекабри того ж года.
14. Священник Переславской Предтеченской церкви, студент Семинарии, Федор Тихонравов с 1832-го по 1843-й год.
15. Священник пер. Вознесенской церкви, студент Семинарии, Иван Флоринский с 1843-го по 1844-й год.
16. Кандидат Академии Илья Сахаров с 1844-го по 1850.
17. Нифонт, Никитский архимандрит, студент Семинарии с 1850-го по 1864-й год.
18. Священник Федоровского женского монастыря, действительный студент академии, Александр Иванович Свирелин с 1864-го года.
Содержание учителей и училища
С самого начала основания училища по 1800-й год учителя и училище содержались на средства священно-церковнослужителей, коих дети были в училище. Сбор этот производился в таких размерах: с священнического сына собиралось в год 1 р., дьяконского 50 к., причетнического 25 к. Сбор этот производили закащики, или что тож, нынешние благочинные. Сироты впрочем, по особым прошениям и свидетельствам о бедности их, освобождались от этого взноса. Жалованье учителям было непостоянное. С 1788-го по 1791-й год учителя получали по 20 р., с 1751-го года по 35 р.; в 1792 году учитель Реторики получал 40 р., учителя Синтаксимы и др. классов по 35 р., — в 1793 г. учитель Реторики 55 р., Синтаксимы и инфимы по 45 р. В 1800 году сбор денег с учеников отменен, и на содержание учителей и училища отчислена сумма из положенной суммы на Суздальскую Семинарию. Сумма эта назначена была в таких размерах: учитель грамматических классов получал 60 р., элементарных школ 50 р., сторожа 15 р., на отопление 25 р., канцелярию 15 р., экстренные расходы 10 р.
В 1814 году, по случаю преобразования училищ, назначено было и новое жалованье. Смотритель получал 450 р. ассигн., Инспектор 275, два учителя уездного училища по 150 р., учителя 2-го класса 125 р., 1-го класса 100 р. С 1820 года выдавались прибавочные деньги, с которыми Смотритель получал 800 р. ассигн., Инспектор 525 р., двое учителей уездного училища по 350 р. учитель 2-го класса 250 р., учитель 1-го класса 220 р.
В 1836 году утверждены новые штаты, по коим до сего времени жалованье получается такое: Смотритель получает 171 р. 60 к. сер., двое учителей высшего отделения по 171 р. 60 к. сер., Инспектору 57 р. сер., двое учителей среднего отд. по 150 р. 15 к., учитель низшего отд. 107 р. 25 к. На содержание дома училищного 178 р. 50 к. С 1863-го года стали выдаваться учителям прибавочные деньги — не в одинаковых размерах каждый год, впрочем не менее 40 р. каждому. На содержание училища, канцелярию и библиотеку составляются на каждый год сметы, по коим несколько десятков рублей прибавляется к прежней сумме, напр. на библиотеку в 1865 г. назначено 30 р. и на канцелярию 12 р. Но и это прибавочное жалованье очень бедно в сравнении с жалованьем учителей уездного светского училища. Там учеников бывает гораздо меньше, — напр. в Переславском училище вчетверо менее против количества учеников духовного училища, — а между тем вот какое отпускается там жалованье: на наем квартир под училище 250 р. сер., на содержание дома 350 р. сер., Смотрителю жалованья 400 р. сер., ему же на разъезды 60 р. сер., троим учителям по 330 р. каждому, двоим по 200 р. сер., на библиотеку 85 р., сторожу 72 р., на награды ученикам 15 р.
Свящ. А. Свирелин
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 24 (15 декабря 1866 года)