Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
21:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 26
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Школьный быт учеников Переславского духовного Училища в 40-х годах XIX века

Школьный быт учеников Переславского духовного Училища в 40-х годах XIX века

(Воспоминания бывшего питомца, по поводу 100-летнего юбилея училища)

Во втором классе училища преподавались следующие предметы: русская грамматика — главный предмет, свящ. история ветхого завета в рассказах, первые четыре действия арифметики, пение по обиходу, оканчивая богородичными, чтение и письмо по-латыни и упражнения в русском чистописании на склонениях и спряжениях.
Во втором классе в мое время был учителем иеромонах Данилова монастыря Виктор, человек простой, добрый, мягкосердечный, редко прибегавший к наказанию розгами и, кажется, боявшийся слезного крика наказуемых. У него была привычка, когда ученик отвечал ему урок, держать его за ухо и мять в своих руках, конечно без боли. Бывало, как начнет он рассказ об Иосифе Прекрасном, сам расплачется и ученики, глядя на него, заливаются слезами. Умилительная картина! В вечерние классы после Пасхи до дня Вознесения не полагалось у него других занятий, кроме того, что ученики пели только Пасхальный стихиры «да воскреснет Бог» по нескольку раз.
В третьем классе ученики делились на две группы: младшую, которую составляли переведенные из второго класса в нечетный год (41, 43 и т. д.; им приходилось пробыть в третьем классе 3 года), — и старшую, более многочисленную, которую составляли: а) оставленные на повторительный курс; б) проучившиеся здесь один год в младшей группе, и в) переведенные из второго класса в четный год. Последним приходилось учиться в третьем классе два года, т.е. сравниться в познаниях с проучившимися ранее их 1 год в этом классе, — что было для многих не по силам. Вследствие этого большинство лучших учеников при переходе в 4-й класс всегда составлялось из тех, которые пробыли три года в 3-м классе. Когда в этом классе было две группы и насчитывалось до 120 учеников и более, то и двум учителям, которые здесь полагались, трудно было справляться с такой массой учившихся. Здесь преподавались языки: латинский, греческий и славянский, пространн. катихизис, церковный устав, арифметика и нотное пение. Эти предметы преподавания между 2-мя учителями разделялись так: учитель латинского языка заведывал арифметикой и пением, а грек — славянским языком, церковн. уставом и пасхалей. Но последний предмет существовал здесь почти только номинально.
Учителем 3-го класса по латинскому языку и соединным с ним предметам был И. Мин. Никольский (Впоследствии инспектор Шуйского училища.). Он был учитель строгий, взыскательный. Ученики его боялись и как помощника инспектора, и как серьезного учителя, в особенности - когда он был не в духе. Это расположение его школьники предугадывали и по его походке, и по костюму. Когда в летнее время видели его идущим в класс от Никольского монастыря, где он имел квартиру, в цилиндре, форменном фраке и белых брюках, то наперед знали, что предстоит гроза. Одно выражение его «аd Socolow» приводило весь класс в содрогание из жалости за провинившегося и из опасения за свою участь Соколов был экзекутором столь же серьезным, как И. М. — учителем. Хотя И.М. Никольский редко прибегал к наказанию розгами и притом ограничивался лишь немногими ударами, но они были очень чувствительны от руки Соколова. Впрочем разумная строгость учителя не казалась жестокою, и такой учитель пользовался даже уважением школьников, хотя его и страшились.
Учителем греческого языка был свящ. И. М. Флоринский. Он был особым типом, выдающимся между учителями того времени, типом бестолкового старчества и самодурства. Научились ли от него школьники хоть чему-нибудь, — Бог весть.
В 1844 году о. Флоринский назначается смотрителем училища уже без уроков в 3 классе. В этой должности он пробыл всего один год, или менее, и затем переводится в настоятеля монастыря в Муроме, где и окончил свою жизнь. На место о. Флоринского учителем греческого языка в 3 классе поступает Ф. М. Покровский, бывший учитель 1 класса. В 1845 г. учитель латинского языка И. М. Никольский переводится в инспектора Шуйского училища, а на его место назначается кандидат академии Ил. Ив. Сахаров, который становится и смотрителем училища. О начальствовании Флоринского в училище ничего припомнить не могу, а о Сахарове нечто воспоминается.
При назначении Сахарова смотрителем училища все школьники (и не одни они) были недовольны тем, что обойден был опытный и дельный руководитель училища Чуриловский. Высшее образование Сахарова в академии далеко уступало опытности и педагогическому такту Чуриловского. По этому поводу выходило не мало столкновений между смотрителем и инспектором училища; но инспектор всегда брал верх, как человек в высшей степени честный, умный и правдивый. Сахаров, как учитель, был годный, но как начальник заведения — мало годный. Иногда он был добр и снисходителен, любил развивать в учениках охоту к чтению, для чего приобретал на свои средства книжки и раздавал их школьникам; но в то же время был до чрезвычайности вспыльчив, сердит и жесток. При своей вспыльчивости он становился уже не человеком, а чисто зверем. Говорили, что Сахаров из Переславля поступил во священника Орловской епархии.
При переходе моем в 4-й класс застал я здесь учителей И. П. Чуриловского и А. П. Казанского. Первый был впоследствии смотрителем Шуйского училища, а второй — соборным протоиереем г. Судогды. Чуриловский, кроме латинского языка, преподавал географию и арифметику; Казанский, кроме греческого языка, преподавал пространный катихизис м. Филарета и свящ. историю. О Чуриловском, как инспекторе и руководителе училища, упоминалось; остается вспомнить о нем, как учителе. Главный предмет его преподавания был латинский язык, которым он владел в совершенстве, — и свои познания так умел передать ученикам, что они долго не выходили у них из головы. Корнелия Непота он знал всего наизусть, и при уроках в классе не брал никогда книги в руки. Ученики первого десятка, кроме перевода главы из Корнелия на заданный урок, обязательно должны были выучивать наизусть латинский текст, и это упражнение по привычке не казалось обременительным. В знании урока он обыкновенно испытывал так: заставлял одного читать изустно латинский текст, а другого — со слов того делать русский перевод. Письменные упражнения были очень чисты, давались на дом, а больше производились в классе, при чем иногда объявлялось, что допускается certare d e loco. Тогда пожелавший спорить о месте писал на своем упражнении фамилию и прибавлял: certo de loco cum N. Чуриловский сравнивал упражнения обоих, и когда у претендента находил менее ошибок, то сажал его на место того, к кому заявлялась претензия; в противном случае спорщику давал таску тот, с кем он спорил и не победил. Эти споры о месте возбуждали соревнование в учениках и обнаруживали перед ними всю правдивость в распределении их по нумерам в разрядном списке. Кроме классных занятий Чуриловский нередко практиковал некоторых учеников у себя в квартире, когда считал необходимым поднять уровень их познаний. В Чуриловском замечательно было особенное чутье в безошибочной оценке ученических способностей; посредственность не могла у него пробиться в первый разряд, в особенности в первый десяток. От того ученики его из первого десятка и при переходе в семинарию удерживали высокие места и не смешивались с посредственностями. Это уменье вызнать ученика и дать ему устойчивое направление удается немногим педагогам. Жизнь И. П. вел холостую, чисто монашескую (в монастыре имел и квартиру); всегда был серьезен, но всем доступен, — во всем умерен, одевался просто. Любовь и уважение, какими он пользовался от всех, трудно и передать.
А. П. Казанский дело учительства вел в порядке, был простой и добрый, хотя подчас и любил попылить, но его почему-то мало боялись.
В 1848 г., помнится, он был переведен в Судогду, а на его место учителем греческого языка назначается смотритель Сахаров из учителей 3 класса.
В 1848 году по случаю холерной эпидемии школьники были отпущены по домам в июне, а переводные экзамены производились с 1-го сентября. 16-гo сентября, как переведенный в семинарию, я прибыл во Владимир. На этом мои воспоминания о пребывании в Переславском училище и оканчиваются.
В заключение несколько слов о положении школьников в квартирах, их содержании, питании, одежде и обуви.
В школе насчитывалось около 300 учеников. Поэтому почти все дома, прилежащие к Данилову монастырю, где помещалось училище, были битком набиты школьными квартирантами; в небольшой избе помещалось от 10 до 15 человек. Плата за квартиру полагалась от 9 до 12 руб. ассигнациями в год (Средним числом, 3 рубля серебром.). Кроватей не было, спали в холодное время в избе на полу, полатях, лавках, кому где пришлось, а в летнее время переселялись обыкновенно на сеновал во дворе. Постелью служил войлок и подушка, набитая сеном, или мочалом; одеял не знали, их заменяли неизменные тулуп и халат. Классы в зимнее время отапливались плохо, — и тулуп не сходил с плеч ученика. Вследствие пыли, грязи и скученности в квартирах развитие паразитов в белье и одежде учеников было невообразимо.
В скоромные дни школьники получали от хозяев пищу — беленые щи и картофельную похлебку, в постные дни — свеклу или капусту с огурцами, и затем пустые щи или похлебку. Каша употреблялась от себя редко и не всеми; мясо перепадало только по приезде из домов, и перед заговеньями; о чае никто не имел и помышления. Из этого общего правила исключения были редки. В особенности голодали сироты, коим высшее жалованье полагалось в 12 руб. сер., — и дети бедных причетников. Нельзя не удивляться тому, что при такой голодовке, бедноте во всем содержании, редко кто болел серьезно, — и на одном черном хлебе и квасе вырастали великаны и силачи, чем не может похвалиться новое поколение при лучших удобствах жизни.
Одежда учеников до того была разнокалиберна, что трудно дать о ней общее понятие. Нагольные тулупы, или крытые крашениной, пестрядью, нанкой, с рваным кушаком, были принадлежностью зимнего туалета; летом — разнообразные халаты с тем же кушаком. Нанковые сюртучки с брюками составляли исключение, как щегольство, а суконные — переделку из какого либо линялого и поношенного отцовского полукафтаньа. Даже Чуриловский летом в будни всегда ходил в училище в нанковом длинном сюртуке и таких же брюках.
Относительно обуви учеников — та же история. Рваные сапоги с плохими подметками не были редкостью. Зимой надевались валенки; а летом в теплое время обуви не полагалось, ходили в класс босыми, и только в церковь и на парадные присутствия в училище надевались сапоги. О щетках и ваксе для чистки сапог не имели понятия, — лопухом наводили глянец на обуви.
Невольно при этом вспоминаются слова Грибоедова: «как посравнишь век нынешний и век минувший, — свежо предание, а верится с трудом».
Священник Александр Ключарев.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 10-й. 15-го мая 1889 года).
Переславское духовное училище
Столетний юбилей Переславского духовного училища

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Jupiter (18.02.2018)
Просмотров: 174 | Теги: учебные заведения, Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика