Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
10:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [399]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Шуйское духовное училище

Шуйское духовное училище

Суздальское Духовное Училище.
26 октября 1790 года во Владимире было открыто Владимирское мужское духовное училище.
11 января 1791 года в городе Муроме открылось Муромское духовное училище для детей духовенства Муромского и Меленковского уездов.
В 1791 г. открыто Вязниковское духовное училище.

Благодаря стараниям епископа Ксенофонта Духовное училище (уездное духовное и приходское училища) в Шуе было открыто 24 сентября 1816 года в здании близ колокольни Воскресенского собора, пожертвованном купцом Носовым. Помещение было тесным, несмотря на пристройку мезонина в 1827 г.
Перед окончанием литургии, которую совершил сам преосвященный, смотритель училищ протоиерей Василий Смирнов говорил проповедь об употреблении душевных дарований. По совершении водоосвящения, возглашено многолетие государю императору, св. синоду и почтенным благотворителям училища 2-й гильдии купцам Якову Григорьевичу и Александру Васильевичу Носовым, пожертвовавшим для помещения училища каменный дом. Потом читаны были: смотрителем училища — программа, учителями — российское и греческое рассуждения и ода, а учениками — разговор; сверх сего петы были, приличные сему случаю, божественные песни. По окончании же сего Преосвященный, сделав пастырское наставление учащим и учащимся, вновь открытое училище благословил образом Христа Спасителя и удостоил пожертвованием нескольких книг и таблиц.
После сего, посетителям,— прежде в самом училище,— а потом — в доме купцов Носовых предложен был завтрак; обеденным же столом угощал 2-й гильдии купец Василий Максимович Киселев. При сем случае Киселев принес в дар училищам два портрета Их Императорских Величеств и в пользу беднейших учеников пожертвовал единовременно 50 руб., дав обещание столько же жертвовать каждогодно. Вообще участники сего торжества пожертвовали на училища значительную сумму, 339 руб.

Первым инспектором училища был Субботин Иван Алексеевич (1816-1830 гг.). В своей речи при открытии его он так определил основную задачу училища: «Образовать ум и сердце юношей, расширить их рассудок, исправить желания, сообщить познание добра и вкуса к изяществу…».
«Правление Шуйского Духовного Училища сим извещает о.о. уполномоченных Шуйского духовно-училищного округа о назначении Его Высокопреосвященством экстренного Съезда 7-го числа будущего Марта месяца для рассуждения о покупке дома для училища у г. Попова» («Владимирские Епархиальные ведомости» Официальная часть №4, 1878 г.).
До 1869 г. училище управлялось двумя должностными лицами: смотрителем и инспектором. С 1869 г. училище имело коллегиальное руководство, в которое входили: смотритель, его помощник, один из учителей и два представителя от духовенства.
До 1868-69 гг. все ученики принадлежали к духовному сословию. Затем по новому уставу в духовное училище могли поступать дети из других сословий, но с платой за обучение. До 60-х годов XIX века ученики были разновозрастными: их возраст колебался от 14 до 22 лет. После реформы 1868-69 гг. стали принимать только 9-10 летних детей.
Программа обучения на протяжении 100 лет неоднократно менялась, хотя ее основу составляли, как и на других ступенях духовного просвещения, богословские и общеобразовательные предметы.
Все предметы были разделены (по числу наставников) на 5 разрядов.


Шуйское Духовное Училище

В 1880 году училище переехало на Миллионную улицу (ныне ул. Советская) в двухэтажный каменный особняк, в котором раньше размещалась мужская прогимназия. В нем было 15 просторных и светлых комнат, где разместились учебные классы, библиотека и квартира смотрителя.
Храма при училище не было до 1885 года, и ученики духовного училища ходили к богослужению в разные шуйские церкви. Это было неудобно и, конечно, не соответствовало финансовым возможностям шуйского купечества. Поэтому стоило архиепископу Владимирскому и Суздальскому Феогносту выразить пожелание об устройстве храма при училище, как тотчас нашёлся благотворитель – шуйский купец Василий Киприанович Рубачёв (1816—1895). Он сам составил план церкви и вместе со смотрителем училища отправился к архипастырю за благословением немедленно приступить к подготовительным работам. Владыка с радостью благословил его на святое дело.
30 августа 1883 г. строительное отделение Владимирского губернского правления утвердило план училищного храма, и В.К. Рубачёв приступил к заготовке материалов и земляным работам. 6 июля 1884 года в Шую прибыл высокопреосвященнейший Феогност, который и заложил первый камень в основание церкви. При этом присутствовали представители духовенства и купечества, а также множество простого люда. Владыка в числе первых пожертвовал 50 рублей на внутреннее убранство будущего храма. За ним последовали многие из обеспеченных шуян.
В течение года и трёх месяцев храм был выстроен, просушен, украшен иконостасом, снабжён богатой утварью и ризницей и вполне был готов к освящению.
26 сентября 1885 г. из Воскресенского собора к училищу был совершён крестный ход с чудотворной иконой Шуйско-Смоленской Божией Матери, состоялся молебен с водоосвящением. Торжественное освящение училищного храма произошло 6 октября 1885 года, в воскресный день, при участии самого владыки Феогноста, протоиерея Владимирского кафедрального собора М.И. Жудро, ректора Владимирской духовной семинарии протоиерея М.И. Хераскова, инспектора Владимирского епархиального женского училища протоиерея А.И. Сервицкого и многих священников г. Шуи. В 9 часов утра сюда прибыл архипастырь и, облачившись в святительские одежды, начал освящение храма. Закончилось оно провозглашением многолетий. Вслед за освящением совершена была в храме и первая Божественная литургия, после которой владыка сказал назидательное слово о необходимости и значении собственного храма для духовного училища и о том, как воспитанники должны пользоваться храмом для своего блага. За литургией был рукоположен во священника училищной церкви учитель Шуйского духовного училища П.А. Александровский. Торжества сопровождались прекрасным пением архиерейского хора под управлением опытного регента А.Е. Ставровского.


Церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при духовном училище.
Колокольня, завершение храма и внутреннее убранство не сохранились, в помещении церкви располагался спортивный зал. В конце 1990-х гг. храм передан верующим. Является подворьем Св. Николо-Шартомского монастыря на территории Шуйского Государственного Педагогического университета.

Училищный храм освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского. Храм каменный, с одной главой, вместимостью не менее 300 человек. Иконостас был деревянный, резной, трёхъярусный. Справа от Царских врат находились иконы Спасителя, св. благоверного князя Александра Невского (храмовая) и преп. Кирилла и Мефодия, слева были иконы Божией Матери, св. равноапостольного князя Владимира и святителя Феогноста с пресвитером Василием.
В сентябре 1885 года близ храма была устроена деревянная колокольня, на которой были повешены четыре небольших колокола (самый тяжёлый из них весил 19 пудов 16 фунтов). Колокольня эта была временная, на каменную звонницу пока не доставало средств.


Шуйское Духовное училище

С 1890 года старостой училищной церкви стал благочестивый шуйский купец Фёдор Ильич Гундобин (1847—1927). С его именем связаны все дальнейшие серьёзные приобретения училища. 14 мая 1895 года была заложена каменная колокольня при училищной церкви, 21 января 1896 года она была освящена. Колокольня обошлась Ф.И. Гундобину в 5 000 рублей. Большой колокол весом 192 пуда и стоимостью свыше 1 600 руб. пожертвовала шуйская купчиха П.Н. Болотова. Ещё один колокол весом поменьше пожертвовала шуйская мещанская жена К. Фадеева.

В училище была богатая библиотека. В ее пополнении важную роль играли пожертвования. Они поступали постоянно со времени основания библиотеки в 1816 г. Основатель училища, Преосвященный Ксенофонт, подарил библиотеке 16 книг, в том числе по религиозной философии, всеобщей и российской истории, российскому стихотворству. «Избранные места из русских сочинений и переводов в прозе», изданные Н. Гречем в 1812 г., вместе с «Новым заветом», «Церковным словарем» поступили от шуйского купца Киселева. И в последующие годы от частных лиц, известных и малоизвестных, передавались учебники, книги, деньги. Жертвовалось то, что было необходимо, например, в июне 1861 г. - большой книжный шкаф. А в марте 1862 г. для учеников было передано 180 экземпляров книги «Описание Шуйского Воскресенского собора и Сказания о чудесах от иконы Шуйской Смоленской Божьей Матери», составленной П.И. Гундобиным и изданной Н.Г. Калужским.
Помимо фундаментальной, которая состояла главным образом из учебной литературы, в 60-е гг. формируется ученическая библиотека. С ее созданием расширяется круг чтения учащихся, в нем более заметное место занимает светская литература. Фонды ученической библиотеки постоянно увеличиваются. Начиная с 1875 г., в нее вписываются все лучшие детские книги и журналы, рекомендовавшиеся Учебным комитетом при Святейшем Синоде.
С 1899 г., когда ученическая библиотека стала насчитывать 1168 томов (767 названий), в училище стали устраиваться внеклассные чтения. Они были введены по инициативе смотрителя училища, Николая Петровича Скороспелова, статского советника, кандидата богословия Казанской духовной академии. Тематика чтения была широкой: религиозно-нравственные, исторические, географические, литературные. Они приобщали учащихся к серьезному и полезному чтению книг, развивали умение разумно воспринимать содержание прочитанного, также давали знания, необходимые для научных занятий.
В первое время чтения проводились по воскресным и праздничным дням после литургии: с 11.15 до 12.15 час. Позднее - по вечерам с демонстрацией световых картин.
Внеклассные чтения готовились и проводились смотрителем училища и преподавателями. Так, религиозно-нравственные чтения вел Н.П. Скороспелов, литературные - В. Абрамович, учитель русского языка с церковнославянским, кандидат богословия. В чтениях участвовали все учащиеся. Они делились на две группы: младшую и старшую. В младшую входили ученики приготовительного, 1 и 2 классов, в старшую - 3 и 45. В каждой группе чтения проводились по заранее составленной программе. Рекомендовалось читать те книги, которые подходили пониманию и возрасту учеников, соответствовали степени их развития, расположению к чтению.
Ученики младшей группы читали современную детскую беллетристику. Это были произведения, опубликованные в журналах «Детский отдых», «Всходы», «Семейные вечера». Как правило, рекомендовалось читать тех авторов, которые были хорошо известны в светской литературе и журналистике: Д. Мамин-Сибиряк, Д. Григорович, Н. Поздняков, А. Серафимович, К. Лукашевич, В. Сысоев, В. Лавров, С. Минцлов, Н. Несмелое, Н.Я. Берг.
Составители программ внеклассных чтений хорошо ориентировались в современной литературе, проявляя компетентность при выборе авторов и произведений. Например, на внеклассных чтениях 10 октября 1903 г. читался рассказ Н. Вучетича «Соловей». Имя этого автора почти неизвестно сегодняшнему читателю. Между тем, Николай Гаврилович Вучетич (1845 -1912) был в свое время известным литератором. В 70 - 80-е гг. много печатался в популярных детских журналах «Задушевное слово», «Родник», «Детское чтение», «Детский отдых». Его произведения для маленьких читателей дважды удостаивались премий петербургского Фребелевского общества.
Интересно отметить и то, что ученики младшей группы читали рождественские и святочные рассказы, традиционные для литературы того времени: «Бедный родственник» К. Лукашевич, «Бедный мальчик» В. Лаврова, «Кичливая и счастливая» Н. Познякова, «Прохожий» Д. Григоровича.
Программа внеклассных чтений для старшей группы была другой. Учащимся 3 и 4 классов рекомендовалось читать произведения «образцовых русских писателей». Можно представить без труда круг чтения старших учеников, ведь в него входили «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Полтава», «Скупой рыцарь», «История села Горюхина», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Ревизор», «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Муму» И.С. Тургенева, «Князь Серебряный» А.К. Толстого.
Кроме произведений образцовых русских писателей, ученики 3 и 4 классов читали религиозно-нравственную литературу: «Предание о Юлиане Милостивом», «Святой Серафим, Саровский чудотворец» С. Вердеревского, «Историю православной церкви» К. Победосцева, «Историю русской церкви» А. Беляева.
Внеклассные чтения знакомили учащихся духовного училища с лучшими детскими книгами, открывали мир русской классики. Важную роль в приобщении к светской литературе и искусству играли и другие мероприятия, проводившиеся во внеучебное время. Ученики посещали спектакли и концерты в здании Благородного собрания. Вместе с преподавателями устраивали в училище литературные и литературно-вокальные вечера, посвященные творчеству русских писателей, знаменательным историческим событиям. На вечерах исполнялись народные гимны и песни, басни и стихотворения из образцовых русских писателей, разыгрывались сцены из драматических произведений...
Своими достижениями в богословии, культуре, образовании, медицине выпускники укрепляли славу училища, его значимость в духовной жизни города. Авторитет учебного заведения создавался не только благодаря высокому уровню преподавания и насыщенности учебных программ, но и - не,) в меньшей степени - благодаря содержательности культурной работы, направленной на расширение кругозора будущих служителей церкви.

В 1898 году во дворе училища было построено двухэтажное каменное здание общежития. Сразу же после этого у смотрителя училища возникла мысль о соединении училищного храма с общежитием, чтобы ученикам можно было посещать храм без проблем даже в зимнее время. За дело активно взялся церковный староста, и уже 18 июля 1899 года состоялась закладка придела при Александро-Невской церкви, который объединил существующий храм с общежитием в один комплекс зданий.

В 1901 г. к церкви пристроен придел Фёдора Трихины (небесный покровитель церковного старосты). Торжество освящения придела состоялось 25 января 1901 года. Чин освящения, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия, совершил соборный протоиерей Евлампий Правдин (1841—1913), сам долгое время занимавший место учителя Шуйского духовного училища. По окончании богослужения ученикам училища в здании общежития был предложен чай и вручены подарки от Ф.И. Гундобина.

Большие торжества проходили в Шуйском духовном училище в 1916 году, в год 100-летнего юбилея училища.
23 сентября 1916 года, накануне праздника, в училищном храме была отслужена панихида по почившим начальникам, наставникам и питомцам Шуйского духовного училища. С крестным ходом, в котором участвовали все воспитанники училища со своими преподавателями, на всенощное бдение была принесена в храм чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери, доставленная в Шую из Владимира. Присутствие чудотворной иконы придало особую торжественность этому дню. В службах в училищном храме участвовало более 20-ти протоиереев во главе со старейшим питомцем Шуйского духовного училища заслуженным и уважаемым протоиереем В.Е. Несмеяновым.

После революции духовное училище и училищный храм просуществовали недолго. Постановлением СНК РСФСР от 3 июня 1918 года Шуйское духовное училище, как и все другие духовно-учебные заведения, было закрыто, а вскоре (9 сентября 1923 г.) была закрыта и Александро-Невская церковь.
20 сентября 1923 года храм посетила шуйская «комиссия по ликвидации церквей», которая занималась сбором церковных ценностей. После их взвешивания этой комиссией был составлен акт на «ценные вещи из ликвидированной Александро-Невской церкви» (текст этого документа приведён в конце статьи), всего было отобрано 14 вещей общим весом 31 фунт 71 золотник 68 долей (1 фунт = 409,512 г; 1 золотник = 4,266 г; 1 доля = 44,43 мг). Ещё ранее, в апреле – мае 1922 года (после известных шуйских событий), из действовавшего храма были конфискованы: два потира, два креста и три ризы.
Комплекс зданий духовного училища в 1920 г. был отдан под размещение здесь Шуйских рабоче-крестьянских педагогических курсов, через год преобразованных в педагогический техникум (затем педагогическое училище). На базе этого училища в 1939 году образован Шуйский государственный учительский институт, в 1996 году ставший Шуйским государственным педагогическим университетом (ШГПУ).
После многолетнего запустения, в 1999 году Александро-Невский храм возвращён Русской православной церкви. Сейчас это подворье Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря (что располагается в селе Введенье Шуйского района). В настоящее время, как и в начале своей истории, церковь во имя Александра Невского выполняет функции училищного храма, в данном случае храма педагогического университета.
Особо значим в истории храма тот факт, что в нём начал своё служение святитель Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), с 1896 года учившийся в Шуйском духовном училище.
Одним из настоящих увлечений тех лет для Сергея Сахарова были стихи, но наиболее серьёзно он относился к изучению литургики. Ещё в Шуйском духовном училище будущий святитель создал свой первый литургический гимн – тропарь Божией Матери ради Её чтимой Шуйской-Смоленской иконы. С Шуей связано ещё одно важнейшее событие его жизни. Как впоследствии вспоминал свт. Афанасий, он «начал прислуживать в алтаре со всенощной в субботу 21 августа 1899 года» (в Александро-Невском училищном храме).

С 1999 года церковь во имя св. Александра Невского постепенно приобретала благопристойный вид, в 2001 году на храме был установлен крест. В храме неоднократно совершалось архиерейское богослужение. В 2007 году его провёл владыка Иосиф, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский.
Владимирская епархия.
Город Шуя

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Jupiter (14.08.2016)
Просмотров: 134 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика