Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
03:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Шуйское духовное училище

Шуйское духовное училище

Суздальское Духовное Училище.
26 октября 1790 года во Владимире было открыто Владимирское мужское духовное училище.
11 января 1791 года в городе Муроме открылось Муромское духовное училище для детей духовенства Муромского и Меленковского уездов.
В 1791 г. открыто Вязниковское духовное училище.

Благодаря стараниям епископа Ксенофонта Духовное училище (уездное духовное и приходское училища) в Шуе было открыто 24 сентября 1816 года в здании близ колокольни Воскресенского собора, пожертвованном купцом Носовым. Помещение было тесным, несмотря на пристройку мезонина в 1827 г.
Перед окончанием литургии, которую совершил сам Преосвященный Епископ Владимирский Ксенофонт, смотритель училищ протоиерей Василий Смирнов говорил проповедь об употреблении душевных дарований. По совершении водоосвящения, возглашено многолетие государю императору, св. синоду и почтенным благотворителям училища 2-й гильдии купцам Якову Григорьевичу и Александру Васильевичу Носовым, пожертвовавшим для помещения училища каменный дом. Потом читаны были: смотрителем училища — программа, учителями — российское и греческое рассуждения и ода, а учениками — разговор; сверх сего петы были, приличные сему случаю, божественные песни. По окончании же сего Преосвященный, сделав пастырское наставление учащим и учащимся, вновь открытое училище благословил образом Христа Спасителя и удостоил пожертвованием нескольких книг и таблиц.
После сего, посетителям,— прежде в самом училище,— а потом — в доме купцов Носовых предложен был завтрак; обеденным же столом угощал 2-й гильдии купец Василий Максимович Киселев. При сем случае Киселев принес в дар училищам два портрета Их Императорских Величеств и в пользу беднейших учеников пожертвовал единовременно 50 руб., дав обещание столько же жертвовать каждогодно. Вообще участники сего торжества пожертвовали на училища значительную сумму, 339 руб.

Первым инспектором училища был Субботин Иоанн Алексеевич (1816-1830 гг.). В своей речи при открытии его он так определил основную задачу училища: «Образовать ум и сердце юношей, расширить их рассудок, исправить желания, сообщить познание добра и вкуса к изяществу…».
«Правление Шуйского Духовного Училища сим извещает о.о. уполномоченных Шуйского духовно-училищного округа о назначении Его Высокопреосвященством экстренного Съезда 7-го числа будущего Марта месяца для рассуждения о покупке дома для училища у г. Попова» («Владимирские Епархиальные ведомости» Официальная часть №4, 1878 г.).
В 1869 году Сервицкий Николай Ильич перемещен был преподавателем географии и арифметики в Шуйское духовное училище.
До 1869 г. училище управлялось двумя должностными лицами: смотрителем и инспектором. С 1869 г. училище имело коллегиальное руководство, в которое входили: смотритель, его помощник, один из учителей и два представителя от духовенства.
До 1868-69 гг. все ученики принадлежали к духовному сословию. Затем по новому уставу в духовное училище могли поступать дети из других сословий, но с платой за обучение. До 60-х годов XIX века ученики были разновозрастными: их возраст колебался от 14 до 22 лет. После реформы 1868-69 гг. стали принимать только 9-10 летних детей.
Программа обучения на протяжении 100 лет неоднократно менялась, хотя ее основу составляли, как и на других ступенях духовного просвещения, богословские и общеобразовательные предметы.
Все предметы были разделены (по числу наставников) на 5 разрядов.


Шуйское Духовное Училище

Старое здание Училища не соответствовало новым педагогическим требованиям: по чрезвычайной тесноте помещения и по другим важным недостаткам оно было совершенно неудобно для Училища. Неудобство училищного помещения давно сознавалось всеми: и Епархиальным Начальством, и духовенством, и наличным составом Училища. Несмотря на это сознание, дело о приобретении нового помещения не подвигалось вперед почти ни на шаг и оставалось в области приятных мечтаний до 1879-го года. Причина этому была одна: денег не было у духовенства. В 1868/9 году в духовно-учебных заведениях Владимирской епархии введен был новый устав, которым на духовенство возлагалась прямая и неотложная обязанность заботиться о капитальном улучшении училищных помещений. Тогда волей — неволей духовенство должно было изыскивать средства или на постройку нового здания для Училища, или на покупку для него готового дома, так как приобретение это становилось уже самою вопиющею необходимостью в виду предстоящего открытия в Училище приготовительного класса, поместить который в старом здании не было положительно никакой возможности: и для четырех-то классов помещение там было чрезвычайно тесное. Начались съезды духовенства один за другим, но дело все что-то не ладилось. Последующие съезды отменяли постановления по этому делу съездов предыдущих. Так, сначала решили надстроить на старом здании новый деревянный этаж, как не требовавший со стороны духовенства больших затрат. Высокопреосвященный Антоний, Архиепископ Владимирский, утвердил это постановление съезда. Оставалось приводить решение в исполнение, но на следующих съездах делать надстройку на старом здании духовенство признало неудобным, потому что при нем не было ни пяди свободной земли, на которой бы можно было возвести самые необходимые пристройки. Хотели, было, перевести Училище в Борковскую пустынь, где был тогда незанятый каменный корпус. Но большинство духовенства отклонило это предложение меньшинства. Тогда обратились к городскому обществу с просьбой уступить для Училища достаточное количество свободной городской земли, взамен которой духовенство отдавало городу в собственность старое училищное здание. Город согласился на предложение и отвел землю на хорошем месте. Постановили строить для Училища на этой земле новый дом и поручили городскому архитектору составить план и смету. Высокопреосвященный Антоний утвердил и это постановление съезда. План архитектор составил; дом по плану выходил очень хороший, со всеми удобствами для Училища. Но когда архитектор представил смету на дом в 18000 рублей, то духовенство, за невозможностью найти такую сумму, план и смету сложило в архив до более благоприятного времени, заплатив, между прочим, архитектору 100 р. за их составление. Между тем приготовительный класс был уже открыт еще в 1870-м году и помещался отдельно от Училища, в частной квартире, за которую духовенство платило 120 р. в год. Все это происходило в течение 1869 — 1875 гг. В 1875 году 12 — 14 июня обозревал Училище Член-ревизор Учебного Комитета И.К. Зинченко. Понятно, училищным зданием он остался очень не доволен, о чем и представил Учебному Комитету, который предписал духовенству принять решительные меры к устройству училищного дома. Духовенство усилило свои старания и в том же 1875 году купило одноэтажный каменный дом у купцов Шиловых за 5000 рублей, в котором тотчас и поместило приготовительный класс. Казалось бы, что с покупкой дома настанет конец трудам и заботам духовенства и училищного Начальства по устройству училищного помещения, но на деле трудов и забот в будущем предстояло еще больше: купленный дом требовал самых капитальных перестроек и пристройки, потому что по тесноте помещения он был хуже старого здания. Почему в 1876-м году постановили наложить на него новый каменный этаж и сделать таковую же пристройку величиною во весь дом. По смете архитектора это стоило 10000 руб., а денег у духовенства на этот предмет было тогда всего 3500 р. Решили усилить сбор с церквей и духовенства, чтобы скопить необходимую сумму. Так протекло время до 1878-го года. Между тем в этот период времени бывший усердный деятель по приобретению училищного дома, Смотритель Училища Иван Петрович Чуриловский уволился от службы. На его место 24-го мая 1877-го года был избран духовенством, и 30 июня утвержден в должности Его Высокопреосвященством Смотритель Сарапульского, Вятской губернии, дух. Училища — кандидат Московской духовной Академии выпуска 1874-го года Поспелов Василий Васильевич. Новый Смотритель с энергией принялся за дело устройства училищного помещения и был счастливее своего предместника в этом деле. При нем дело приобретения для Училища вполне удобного дома приняло более благоприятный оборот. 7-го марта 1878-го года потомственный почетный гражданин Шуйский 1-й гильдии купец И.С. Попов предложил съезду духовенства купить у него дом, в котором помешалась в то время Шуйская мужская шестиклассная Прогимназия, имевшая перейти во вновь строившийся для нее земством и городом дом. Духовенство вместе с г. смотрителем Училища, осмотрев означенный дом, нашло его весьма удобным для Училища во всех отношениях и решилось во чтобы-то ни стало приобрести его за требуемую цену в 27000 рублей, а прежний дом, купленный у купцов Шиловых — продать. Попов согласился принять от духовенства, в уплату за свой дом, дом Шиловых за 5000 рублей, 7000 рублей получить при совершении купчей крепости, а остальные 15000 — в течение трех лет. Маститый старец, Высокопреосвященный Антоний — утвердил постановление съезда, и благословил духовенство на покупку этого дома, а сам 29 апреля того же 1878 г. скончался на 71-м году своей жизни. На место умершего Архипастыря Владимирского и Суздальского был назначен 9-го декабря того же 1878-го года Преосвященнейший Феогност. Новый Архипастырь отнесся с полным сочувствием к покупке дома для Училища у Попова и повел это дело быстро и с полным успехом. Так как остаточной суммы у духовенства было всего 5200 р. да дом в 5000 рублей, то Преосвященнейший дозволил духовенству сделать беспроцентный заем у богатых средствами церквей епархии, каковых денег и собралось 7800 р., а всего с имевшимися 18000 р. Не доставало для уплаты еще 9000 рублей. Тогда Архипастырь обратился с ходатайством в Св. Синод о ссуде духовенству Шуйского училищного округа 10000 р. за 5 % годовых на 10 лет, каковая сумма Св. Синодом и была отпущена. Но бывший г. Обер-Прокурор Св. Синода вменил при этом духовенству в обязанность уплатить Попову деньги сполна, при совершении купчей крепости, а Попову предложил сделать за это возможную уступку из условной суммы в 27 000 рублей. Попов согласился на уступку и сбавил с означенной цены 1200 р. Таким образом приобретенный дом стоил духовенству 25 800 рублей. 12 декабря 1879-го года, к общей непритворной радости духовенства, учащих и учащихся, деньги Попову уплачены сполна, купчая совершена, и духовенство Шуйского училищного округа введено во владение новым домом.
Купленный дом — каменный двух этажный, оштукатуренный снаружи и выкрашенный белой краской; крыт железом. Помещения в нем с излишком достаточно не только для самого Училища, но и для квартиры Смотрителя. Дом находится в лучшей части города, на так называемой Миллионной улице, на которой находится и здание Шуйской Прогимназии. Занимает в ширину по лицевой стороне 12 саж. и 1 ар., а в длину — во двор 6 саж. и 2 ар. Комнат в нем, после некоторых приспособлений - 15: 7 — в верхнем этаже и 8 — в нижнем. Комнаты верхнего этажа займутся четырьмя классами Училища, правлением и сборной ученической комнатой; комнаты же нижнего этажа, будут заняты приготовительным классом, библиотекой с архивом, сборной учительской и квартирой Смотрителя. Комнаты все высокие, просторные и светлые; вышина их в нижнем этаже 4 ¼ ар., в верхнем — 5 ½ ар. Окна в нижнем этаже вышиной в 1 ½ ар., а шириною в 1 ¼ ар., в верхнем же этаже — вышиной 2 ¼ ар., шириною 1 ¼ ар. Всех окон по лицевой стороне в том и другом этаже по 11-ти. Комнаты все оштукатурены; потолки в них выкрашены белой, а стены светло-голубой краской. Полы во всех комнатах крашеные, а в некоторых даже паркетные. Ретирады устроены при самом доме и — теплые. Классная мебель вместо прежней неуклюжей сделана новая, по современному образцу. Всей земли при доме 20 сажен поперечнику и 130 саж. длиннику. Свободная от построек земля занята обширным садом, в котором находится деревянный флигель с 6-ю комнатами — квартира помощника смотрителя. Во дворе находится большая каменная палатка со сводами, крытая железом; два небольших флигеля: один, каменный, другой деревянный — квартиры училищных сторожей; надворные хозяйственные постройки с колодцем и далее к саду — баня.
Этот-то великолепный дом и был торжественно освящен 4-го мая, в Воскресенье. За день до освящения в пяти классах Училища были развешаны по стенам в изящных киотах пять святых Икон, высокого достоинства и работы, пожертвованные в новый училищный дом бывшим учеником Шуйского дух. Училища священником села Палеха, Вязниковского уезда, о. Николаем Чихачевым. Иконы эти следующие:
1. Икона Спасителя, благословляющего детей. Размером она 1 ¼ ар. вышины и 8 вершков ширины; стиля Фрязского; драпировка и светотень на Спасителе тонко бликованы золотом; внизу иконы надпись: «Шуйскому Духовному Училищу дар признательности 1880 г».
2. Икона Трипостасного Божества — такого же стиля.
3. Икона Шуйской-Смоленской Божией Матери — копия с местной чудотворной Иконы, только в малом виде; письма она чисто греческого.
4. Икона Христа Спасителя стиля живописного.
5. Икона святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия; написана по изображению, изданному слепцом Ширяевым.
Последние четыре иконы размером в 8 вершков; написаны на кипарисных деках; украшены по полям вызолоченной чеканной уборкой. Все они писаны иконописцами села Палеха. Стоимость их приблизительно 130 р. сер.
В субботу 3-го мая, накануне освящения, икона Спасителя, благословляющего детей, была принесена в собор и, по окроплении ее св. водою, поставлена на аналое пред иконой Спасителя в иконостасе. На другой день после поздней литургии соборный протоиерей (он же и учитель Училища) о. Ф. Дунаев с членами правления от духовенства, с двумя священниками — учителями и с одним из членов строительного комитета по Училищу отправились с чудотворной иконой Шуйской-Смоленской Божией Матери и Спасителя, благословляющего детей, в сопутствии прочих наставников и начальников Училища в новый дом. Впереди стройными рядами шли все ученики Училища с учителем пения во главе с Знаменским и восторженно пели ирмосы пасхального канона. За ними следовали два ученика с иконой Спасителя, в предшествии свещеносца; потом — два соборные псаломщика в стихарях с Иконой Божией Матери, наконец священники с протоиереем позади, сопровождаемые начальниками и наставниками Училища в форме. Торжественный звон на соборной колокольне, стройное пение сотней детских голосов неизъяснимо восторженных пасхальных песней, св. иконы, священнослужители — в богатых, зеленого бархата ризах, — все это производило сильное впечатление как на самих участников хода, так и на зрителей. Жители города, не знавшие прежде об этом крестном ходе, услыхав стройное и весьма приятное пение учеников, растворяли окна, выбегали на улицу, с благоговейным чувством молились пред святыми иконами и с теплою любовью смотрели на шедших мерным шагом детей. По прибытии в дом, св. иконы были поставлены на заранее приготовленном месте в большой зале верхнего этажа; здесь же разместились в строгом порядке все ученики Училища с гг. учителями впереди; собрались сюда и некоторые из шуйских граждан. Когда в комнате установилась полная тишина, свящ. Евлампий Правдин обратился к воспитанникам с следующей речью:
«Любезные воспитанники!
Вот и вы, наконец, с завтрашнего дня будете учиться в новом доме. Дом, как видите, несравненно лучший прежнего дома, дома тесного, ветхого, не имевшего при себе самых необходимых пристроек. В этом новом доме все приспособлено для вас, для вашего здоровья и удобств: комнаты в нем просторные, высокие, светлые и чистые; классная мебель в нем устроена новая, по современному образцу, при доме — обширный, прекрасный сад, — и в междуклассное время вам будет, где отдохнуть, погулять и подышать свежим, здоровым воздухом. Словом, новый дом — дом удобнейший для вас во всех отношениях; можно сказать, будет, после некоторых переделок в нем, дом великолепный, о котором лет 20 тому назад мы и мечтать не могли, могли только издали любоваться им. Но вспомните, что прекрасный дом этот стоил не малых трудов, забот и жертв попечительному и неутомимому Архипастырю нашему Преосвященнейшему Феогносту, окружному духовенству и училищному вашему начальству, в особенности г. Смотрителю. Они не жалели ни времени, ни сил, ни средств, лишь бы вам доставить всевозможные материальные удобства к успешному занятью науками в Училище. А так как долг справедливости требует, чтобы за любовь платить любовью, за благодеяния благодарностью, — то и на вас лежит священная обязанность питать чувства самой пламенной любви, самой глубокой благодарности к своим благодетелям. Докажите же им свою любовь и благодарность прежде всего молитвою за них. Молитесь своею детскою чистою молитвою Всеблагому Господу Богу, молитесь, чтобы Он — Милосердый хранил в добром здравии и благополучии на долгие годы жизнь доброго и любящего отца Вашего, Преосвященнейшего Феогноста, с таким живым и деятельным участием заботящегося о благе вверенных ему учебных заведений. Молитесь и за духовенство нашего училищного округа; молитесь, чтобы Праведный Мздовоздаятель сторицею наградил их за их жертвы для вас благами земными и небесными. Молитесь и за ближайшее непосредственное свое училищное начальство, много также потрудившееся в деле приобретения для вас этого прекрасного дома.
Молитесь, и с молитвою соединяйте добрую христианскую нравственность — жизнь по заповедям Господним и по законам Евангелия: будьте добры, кротки, послушны; любите друг друга и всех ближних своих, как самих себя; чаще и с благоговением посещайте храмы Божии и здесь, в молитвенной беседе с Господом, ищите себе успокоения и отрады во всяком своем горе. Всегда ведите себя так, как следует мальчикам благовоспитанным: будьте вежливы со всеми, почтительны к старшим, опрятны, ласковы в обращении; избегайте ссор между собою и старайтесь услуживать друг другу, кто чем может.
Молитесь — и с молитвою обновите в этом, новом для вас, доме свое усердие к занятью науками. После молитвы и христианского благочестия прилежание считайте для себя самою важною обязанностью, об исполнении которой заботьтесь всем сердцем и всею душою своею. Бегайте лени, потому что не даром же она называется материю всех пороков. Бойтесь ее, как величайшего врага своего: она загубит вас; она погубит вашу добрую нравственность и сделает вас неугодными Богу и неприятными людям; от нее испортятся ваши, и хорошие от природы, способности, как портится прекрасная вода в стоячем болоте. Вы и сами, конечно, нередко видали, как ученик, и с хорошими природными дарованиями, по предавшийся лени, мало по малу тупел, пока наконец становился совершенно неспособным к прохождению наук в Училище и увольнялся из него. Но и по выходе из Училища, во всей последующей своей жизни такой ученик, по большой части, делается почти никуда негодным и ни к чему неспособным. Удвойте же, повторяю, свое прилежание. Помните; что только трудом и трудом усидчивым вы можете оказать отличные успехи в науках, заслужить любовь своих воспитателей, от всего сердца желающих вам одного добра и пользы. Верьте, что все они — ваши наставники любят вас, как детей своих, и что все труды и заботы их клонятся всегда единственно к вашему благу и счастью.
Будьте же прилежны, украшайте себя христианскими добродетелями и чаще обращайтесь с молитвою к Богу. Это и вас сделает счастливыми во всей вашей жизни, и для благодетелей ваших послужит самою лучшею благодарностью с вашей стороны за все добро, какое они сделали и делают для вас, за все их труды, заботы и жертвы, какие они понесли для вас приобретением для вас этого прекрасного дома.
В заключение вознесите вместе с нами пламенные и единодушные молитвы к Источнику всякой премудрости и разума, чтобы Он — Всемогущий освятил новый для нас дом сей Своею Божественною благодатью, чтобы просветил вас светом Божественной истины, чтобы отверз умы и сердца ваши к познанию всех, преподаваемых вам нами, наук, чтобы и нам — вашим воспитателям и наставникам даровал новые силы и крепость с полным успехом развивать ваши способности, обогащать вас научными сведениями и неуклонно вести вас вперед по пути добра и правды, и чтобы благословение Его — почило на доме сем, на добром, любящем и попечительном Архипастыре нашем, Преосвященнейшем Феогносте, на шуйском окружном духовенстве и на вас с нами всегда, ныне, и присно, и во веки веков».
По окончании речи начался молебен Спасителю и Божией Матери, во время которого и учители и ученики горячо молились. После прочтения Евангелия соборный протоиерей (он же и учитель Училища) о. Ф. Дунаев обратился к предстоящим с следующею речью:
«Вот и нам, достопочтеннейшие отцы и братие, Господь помог дожить до дня великого, — дня весьма знаменательного в истории нашей школы, — дня в который этот рассадник духовного просвещения будет помещаться в здании, какого нам лучше и желать нельзя, — здании, которое вполне будет отвечать учебным требованиям настоящего времени. Правда и прежнее училищное помещение, в свое время, отвечало также своему назначению, — и оно также сослужило нам немалую службу,- и оно также весьма значительному количеству своих питомцев открыло путь на поприщах как духовном так и гражданском; но вот от учебных наших заведений потребовались, такие условия, удовлетворить коим прежнее наше училищное помещение было уже не в состоянии. Справедливость этих требований вполне сознана была попечительным нашим Начальством, и потому давно и долго оно было озабочено приисканием другого, более удобного помещения для нашего рассадника просвещения. Кому из нас, в самом деле, неизвестна та истинно-отеческая попечительность и забота, которую к нашему учебному заведению питал, блаженной памяти, Высокопреосвященный Антоний? Кто не знает, что у него всегда стояла на самом первом плане мысль вывести Училище наше из неприглядного внешнего его положения? Как, впрочем, усопший Владыка ни близко принимал к сердцу интересы этого рассадника просвещения, заботы его о нем не увенчались полным успехом: при жизни его, у нас все-таки еще не было этого прекрасного здания, которое теперь стало собственностью духовенства. Что же, таким образом, помогло духовенству в этом немало трудном деле? Что пособило ему приобресть это отличное — во всех отношениях помещение для детей своих? Не иное что, не обинуясь должно сказать, как то искреннее и глубокое сочувствие, с которым отнесся к этому делу преемник Высокопреосвященного Антония, наш благостнейший Архипастырь, Преосвященнейший Феогност, об этом Архипастырском сочувствии яснее всяких слов говорит одно уже то, что прошло не более году со времени вступления на Владимирскую паству Преосвященнейшего Феогноста, и дело о новом училищном здании, тянувшееся целое почти десятилетие, вдруг, сверх всякого ожидания, благодаря единственно только вполне отеческому вниманию к этому делу милостивейшего нашего Архипастыря, получило окончательный и столь благоприятный исход. Кому притом из нас неизвестно, что главнейший источник на покрытие весьма значительных расходов поэтому делу указан был нам самим Владыкою? На всех нас поэтому лежит священный долг, от всей души, благодарить благостнейшего нашего Архипастыря за таковое его попечение о нас и детях наших, и, вместе с тем, на всех нас необходимо падает священная обязанность, от всего сердца, просить Господа, чтобы Он, Всеблагий, на многие еще годы продлил жизнь этого любвеобильного нашего Архипастыря. С полною также признательностью должны мы отнестись как к Начальству сего учебного заведения, которое было верным и точным исполнителем по этому делу воли Архипастырской, так равно и ко всему духовенству Округа, которое своими пожертвованиями содействовало окончанию этого самого дела.
Дети! Это прекрасное учебное здание приобретено для вас, — для того, чтоб вам было лучше и удобнее учиться. И вы поэтому, с своей стороны, пламенно должны молиться за Архипастыря и искренно, от всего детского сердца, благодарить его. Помните только, что свою благодарность должны вы выражать не словом, а самым делом — добрым своим поведением и хорошими успехами: тогда только видно будет, что надлежащим образом вы цените оказанную вам милость Архипастыря, когда и поведение и успехи ваши будут хороши. Позаботиться о лучших успехах и поведении должно побуждать вас и то, что здесь, как сами видите, все приспособлено для ваших занятий так, что и желать лучше нельзя: здесь у вас классы будут чистые, светлые и просторные; здесь притом будет еще у вас прекрасный сад, в котором, в внеклассное время, можете вы гулять и отдыхать. Непростительно поэтому будет вам здесь лениться. И, в оправдание своей лености, не думайте ссылаться на то, что ученье требует не малого труда и усидчивости. То — правда, что, в учебном деле, труд и усидчивость неизбежны; но при этом не забывайте, что корень учения хотя и горек, но за то плоды его сладки, не забывайте также и того, что нет столь трудного дела, которого бы Господь не облегчил нам, если только мы будем просить Его о том. Посмотрите вот, дети, на предстоящую пред нами св. икону (Спасителя, благословляющего детей), — посмотрите, с какою кротостью и любовью Господь принимал некогда приведенных к Нему еврейских детей: с такою же любовью, будьте в том уверены, примет Он, Всемудрый, и вас и ко всем поможет вам, если только обратитесь к Нему за помощью, с полною верою в Него и надеждою на Него. Обращайтесь также чаще за помощью и к предстоящей пред нами, в чудотворном образе Своем, пречистой Его Матери, Она, Царица Небесная, никому, кто только притекал к Ней с верою, не отказывала в Своей всесильной помощи: и вам Она, Премилосердная, во всем поможет, только усерднее молитесь Ей.
Все упование на Тя возлагаем, Мати Божия: не оставь Своим всесильным покровительством как сей вертоград духовный, так и всех нас».
После этой речи началось водоосвящение, пред окончанием которого, по прочтении молитвы на вход в новый дом, о. протоиерей окропил все комнаты дома святою водою, а ученики во время кропления пели благодарственную Господу Богу песнь: «Тебе Бога хвалим» и «да воскреснет Бог». После окропления были провозглашены многолетия: Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Преосвященнейшему Феогносту, Епикопу Владимирскому и Суздальскому. Затем была провозглашена «вечная память» в Бозе почившим Высокопреосвященным Архиепископам: Ксенофонту, в личном присутствии коего было открыто Шуйское Духовное Училище в 1816 году 24 сентября, и — Антонию, при котором началось дело о покупке освященного дома для Училища и всем почившим благотворителям Училища. Наконец снова было провозглашено многолетие начальствующим, учащим, учащимся и духовенству Шуйского училищного Округа. По окончании молебствия г. Смотритель, поздравив учителей и учеников с новосельем, сказал последним краткую речь, в которой пожелал им, чтобы они в новом доме более и более заботились о своем, как внутреннем, так и внешнем улучшении. По окончании речи ученики прекрасно пропели: «Боже, Царя Храни» и «Богом Царь благословенный», после чего в прежнем порядке возвратились в собор. Из собора все служащие при Училище должностные лица отправились в квартиру г. смотрителя, который предложил гостям чай и закуску, а ученики в этот, столь радостный для них, день в первый раз гуляли в прекрасном саду нового училищного дома.
16-го сентября 1880 года Шую посетил Преосвященнейший Феогност, Епископ Владимирский и Суздальский. Приехал он с целью осмотреть новый дом Шуйского духовного Училища и окончательно перевести в него Училище из старого неприглядного здания… По окончании водоосвящения Преосвященный сам окропил Святой водою все комнаты училищного дома. После того взял привезенную с собою из Владимира и стоявшую дотоле на особом столе, прекрасной живописи, в серебряном-вызолоченном окладе, Св. Икону Успения Божией Матери и в лице г. Смотрителя, преклонившего колена, благословил ею Училище.

Общество вспомоществования бедным ученикам Шуйского духовного училища было открыто 16 декабря 1884 года, в воскресенье.

Александро-Невская церковь при Духовном Училище

Храма при училище не было до 1885 года, и ученики духовного училища ходили к богослужению в разные шуйские церкви. Это было неудобно и, конечно, не соответствовало финансовым возможностям шуйского купечества. Поэтому стоило архиепископу Владимирскому и Суздальскому Феогносту выразить пожелание об устройстве храма при училище, как тотчас нашёлся благотворитель – шуйский купец Василий Киприанович Рубачёв (1816—1895). Он сам составил план церкви и вместе со смотрителем училища отправился к архипастырю за благословением немедленно приступить к подготовительным работам. Владыка с радостью благословил его на святое дело.
30 августа 1883 г. строительное отделение Владимирского губернского правления утвердило план училищного храма, и В.К. Рубачёв приступил к заготовке материалов и земляным работам. 6 июля 1884 года в Шую прибыл высокопреосвященнейший Феогност, который и заложил первый камень в основание церкви (см. Закладка при Шуйском духовном Училище церкви 6 июля 1884 г.). При этом присутствовали представители духовенства и купечества, а также множество простого люда. Владыка в числе первых пожертвовал 50 рублей на внутреннее убранство будущего храма. За ним последовали многие из обеспеченных шуян.
В течение года и трёх месяцев храм был выстроен, просушен, украшен иконостасом, снабжён богатой утварью и ризницей и вполне был готов к освящению.
26 сентября 1885 г. из Воскресенского собора к училищу был совершён крестный ход с чудотворной иконой Шуйско-Смоленской Божией Матери, состоялся молебен с водоосвящением. Торжественное освящение училищного храма произошло 6 октября 1885 года, в воскресный день, при участии самого владыки Феогноста, протоиерея Владимирского кафедрального собора М.И. Жудро, ректора Владимирской духовной семинарии протоиерея М.И. Хераскова, инспектора Владимирского епархиального женского училища протоиерея А.И. Сервицкого и многих священников г. Шуи. В 9 часов утра сюда прибыл архипастырь и, облачившись в святительские одежды, начал освящение храма. Закончилось оно провозглашением многолетий. Вслед за освящением совершена была в храме и первая Божественная литургия, после которой владыка сказал назидательное слово о необходимости и значении собственного храма для духовного училища и о том, как воспитанники должны пользоваться храмом для своего блага. За литургией был рукоположен во священника училищной церкви учитель Шуйского духовного училища П.А. Александровский. Торжества сопровождались прекрасным пением архиерейского хора под управлением опытного регента А.Е. Ставровского.


Церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского при духовном училище.
Колокольня, завершение храма и внутреннее убранство не сохранились, в помещении церкви располагался спортивный зал. В конце 1990-х гг. храм передан верующим. Является подворьем Св. Николо-Шартомского монастыря на территории Шуйского Государственного Педагогического университета.

Училищный храм освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского. Храм каменный, с одной главой, вместимостью не менее 300 человек. Иконостас был деревянный, резной, трёхъярусный. Справа от Царских врат находились иконы Спасителя, св. благоверного князя Александра Невского (храмовая) и преп. Кирилла и Мефодия, слева были иконы Божией Матери, св. равноапостольного князя Владимира и святителя Феогноста с пресвитером Василием.
В сентябре 1885 года близ храма была устроена деревянная колокольня, на которой были повешены четыре небольших колокола (самый тяжёлый из них весил 19 пудов 16 фунтов). Колокольня эта была временная, на каменную звонницу пока не доставало средств.


Шуйское Духовное училище

«Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Из священных предметов изяществом работы и ценностью отличаются:
1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп.
2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп.
3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе.
4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена — 240 рублей.
При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год.
Опись церковного имущества составлена в 1885 году» (Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./).
С 1890 года старостой училищной церкви стал благочестивый шуйский купец Федр Ильич Гундобин (1847—1927). С его именем связаны все дальнейшие серьёзные приобретения училища. 14 мая 1895 года была заложена каменная колокольня при училищной церкви, 21 января 1896 года она была освящена. Колокольня обошлась Ф.И. Гундобину в 5 000 рублей. Большой колокол весом 192 пуда и стоимостью свыше 1 600 руб. пожертвовала шуйская купчиха П.Н. Болотова. Ещё один колокол весом поменьше пожертвовала шуйская мещанская жена К. Фадеева.
Псаломщик села Лежнева, Ковровского уезда, Николай Новосельский, 5 сентября 1908 г., перемещен в город Шую к церкви при духовном училище, с возведением в сан диакона.

В училище была богатая библиотека. В ее пополнении важную роль играли пожертвования. Они поступали постоянно со времени основания библиотеки в 1816 г. Основатель училища, Преосвященный Ксенофонт, подарил библиотеке 16 книг, в том числе по религиозной философии, всеобщей и российской истории, российскому стихотворству. «Избранные места из русских сочинений и переводов в прозе», изданные Н. Гречем в 1812 г., вместе с «Новым заветом», «Церковным словарем» поступили от шуйского купца Киселева. И в последующие годы от частных лиц, известных и малоизвестных, передавались учебники, книги, деньги. Жертвовалось то, что было необходимо, например, в июне 1861 г. - большой книжный шкаф. А в марте 1862 г. для учеников было передано 180 экземпляров книги «Описание Шуйского Воскресенского собора и Сказания о чудесах от иконы Шуйской Смоленской Божьей Матери», составленной П.И. Гундобиным и изданной Н.Г. Калужским.
Помимо фундаментальной, которая состояла главным образом из учебной литературы, в 60-е гг. формируется ученическая библиотека. С ее созданием расширяется круг чтения учащихся, в нем более заметное место занимает светская литература. Фонды ученической библиотеки постоянно увеличиваются. Начиная с 1875 г., в нее вписываются все лучшие детские книги и журналы, рекомендовавшиеся Учебным комитетом при Святейшем Синоде.
С 1899 г., когда ученическая библиотека стала насчитывать 1168 томов (767 названий), в училище стали устраиваться внеклассные чтения. Они были введены по инициативе смотрителя училища, Николая Петровича Скороспелова, статского советника, кандидата богословия Казанской духовной академии. Тематика чтения была широкой: религиозно-нравственные, исторические, географические, литературные. Они приобщали учащихся к серьезному и полезному чтению книг, развивали умение разумно воспринимать содержание прочитанного, также давали знания, необходимые для научных занятий.
В первое время чтения проводились по воскресным и праздничным дням после литургии: с 11.15 до 12.15 час. Позднее - по вечерам с демонстрацией световых картин.
Внеклассные чтения готовились и проводились смотрителем училища и преподавателями. Так, религиозно-нравственные чтения вел Н.П. Скороспелов, литературные - В. Абрамович, учитель русского языка с церковнославянским, кандидат богословия. В чтениях участвовали все учащиеся. Они делились на две группы: младшую и старшую. В младшую входили ученики приготовительного, 1 и 2 классов, в старшую - 3 и 45. В каждой группе чтения проводились по заранее составленной программе. Рекомендовалось читать те книги, которые подходили пониманию и возрасту учеников, соответствовали степени их развития, расположению к чтению.
Ученики младшей группы читали современную детскую беллетристику. Это были произведения, опубликованные в журналах «Детский отдых», «Всходы», «Семейные вечера». Как правило, рекомендовалось читать тех авторов, которые были хорошо известны в светской литературе и журналистике: Д. Мамин-Сибиряк, Д. Григорович, Н. Поздняков, А. Серафимович, К. Лукашевич, В. Сысоев, В. Лавров, С. Минцлов, Н. Несмелое, Н.Я. Берг.
Составители программ внеклассных чтений хорошо ориентировались в современной литературе, проявляя компетентность при выборе авторов и произведений. Например, на внеклассных чтениях 10 октября 1903 г. читался рассказ Н. Вучетича «Соловей». Имя этого автора почти неизвестно сегодняшнему читателю. Между тем, Николай Гаврилович Вучетич (1845 -1912) был в свое время известным литератором. В 70 - 80-е гг. много печатался в популярных детских журналах «Задушевное слово», «Родник», «Детское чтение», «Детский отдых». Его произведения для маленьких читателей дважды удостаивались премий петербургского Фребелевского общества.
Интересно отметить и то, что ученики младшей группы читали рождественские и святочные рассказы, традиционные для литературы того времени: «Бедный родственник» К. Лукашевич, «Бедный мальчик» В. Лаврова, «Кичливая и счастливая» Н. Познякова, «Прохожий» Д. Григоровича.
Программа внеклассных чтений для старшей группы была другой. Учащимся 3 и 4 классов рекомендовалось читать произведения «образцовых русских писателей». Можно представить без труда круг чтения старших учеников, ведь в него входили «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Полтава», «Скупой рыцарь», «История села Горюхина», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Ревизор», «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Муму» И.С. Тургенева, «Князь Серебряный» А.К. Толстого.
Кроме произведений образцовых русских писателей, ученики 3 и 4 классов читали религиозно-нравственную литературу: «Предание о Юлиане Милостивом», «Святой Серафим, Саровский чудотворец» С. Вердеревского, «Историю православной церкви» К. Победосцева, «Историю русской церкви» А. Беляева.
Внеклассные чтения знакомили учащихся духовного училища с лучшими детскими книгами, открывали мир русской классики. Важную роль в приобщении к светской литературе и искусству играли и другие мероприятия, проводившиеся во внеучебное время. Ученики посещали спектакли и концерты в здании Благородного собрания. Вместе с преподавателями устраивали в училище литературные и литературно-вокальные вечера, посвященные творчеству русских писателей, знаменательным историческим событиям. На вечерах исполнялись народные гимны и песни, басни и стихотворения из образцовых русских писателей, разыгрывались сцены из драматических произведений...
Своими достижениями в богословии, культуре, образовании, медицине выпускники укрепляли славу училища, его значимость в духовной жизни города. Авторитет учебного заведения создавался не только благодаря высокому уровню преподавания и насыщенности учебных программ, но и - не,) в меньшей степени - благодаря содержательности культурной работы, направленной на расширение кругозора будущих служителей церкви.

В 1898 году во дворе училища было построено двухэтажное каменное здание общежития. Сразу же после этого у смотрителя училища возникла мысль о соединении училищного храма с общежитием, чтобы ученикам можно было посещать храм без проблем даже в зимнее время. За дело активно взялся церковный староста, и уже 18 июля 1899 года состоялась закладка придела при Александро-Невской церкви, который объединил существующий храм с общежитием в один комплекс зданий.
В 1899 г. «Почетный блюститель – потом. поч. гражд. Василий Васильевич Рубачев. Смотритель – стат. совет. Николай Петрович Скороспелов. Помощник смотрителя – стат. сов. Иван Иосифович Добронравов.
Преподаватели: православного катихизиса и церковного устава с кратким изъяснением богослужения – смотритель училища; священной истории – помощник смотрителя; русского языка с церковно-славянским – кандид. богословия Владимир Иванович Абрамович, студ. Семинарии Алексей Георгиевич Борисоглебский; арифметики и географии – стат. сов. Феодор Исидорович Метельский; греческого языка – кол. совет. Владимир Дмитриевич Крутецкий; латинского языка – стат. совет. Иван Михайлович Миловский. Учитель приготовительного класса – кандид. богословия Ксенофонт Ксенофонтович Нарбеков. Учитель церковного пения и эконом – Илья Семенович Любимов. Врач при училище – кол. сов. Александр Константинович Звездин.
Правление училища: Председатель – смотритель училища. Члены: помощник смотрителя; стат. сов. Феодор Исидорович Метельский; прот. Евлампий Иванович Правдин; прот. Василий Ефимович Несмеянов».

25-го января 1901 года при Шуйском духовном училище состоялось торжество освящения училищного храма во имя преподобного Феодора Трихины (небесный покровитель церковного старосты). Чин освящения, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия, совершил соборный протоиерей Евлампий Иванович Правдин (1841—1913), сам долгое время занимавший место учителя Шуйского духовного училища. По окончании богослужения ученикам училища в здании общежития был предложен чай и вручены подарки от Ф.И. Гундобина.

11-го января 1915 г., в 5 часов вечера, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, накануне прибывший в Шую для погребения фабриканта М.А. Павлова, — посетил храм Шуйского духовного училища. Заранее собрались сюда все ученики с своими воспитателями; было немало и посторонней публики. Училищный храм горел огнями; с напряженным вниманием прислушивались все к звону церковного колокола. Вот зазвонили во вся, и в церкви наступила торжественная тишина. Вскоре прибыл в храм и Владыка Архипастырь. Встреченный общим пением учеников тропаря храмовому святому, Владыка, в сопровождении встречавших его духовных лиц, проследовал между рядами воспитанников училища на солею, и выслушал положенное молитвословие, при общем пении учеников. После этого Владыка осматривал храм, а ученики в это время исполняли по обиходу богородичен-догматик 2-го гласа. Похвалив воспитанников за пение, Его Высокопреосвященство изволил обратиться к ним с простой и задушевной речью, в которой отечески предостерегал их от тех опасностей, которые часто стерегут человека в золотую пору его детства и юности, убеждал особенно беречься влияния дурного товарищества и дурных книг, внушал детям повиновение, уважение и доверие к их начальникам и наставникам. С глубоким вниманием выслушали воспитанники назидательное к ним обращение Архипастыря и, по окончании его, с воодушевлением всей церковью пропели ему «ис полла эти, деспота». Затем Его Высокопреосвященство знакомился с преподавательской корпорацией, преподал каждому воспитаннику Архипастырское благословение и, еще раз выразив одобрение воспитанникам, при пении «ис полла»..., направился в квартиру смотрителя училища, где провел короткое время в милостивой и задушевной беседе с хозяевами и другими присутствовавшими здесь лицами. При колокольном звоне, Владыка отбыл из училища около 7-ми часов вечера в женский единоверческий монастырь, а вскоре и на вокзал для обратного следования во Владимир.
Торжественная обстановка встречи Его Высокопреосвященства, его сердечное, отечески ласковое обращение со всеми надолго останутся в памяти воспитателей и воспитанников Шуйского духовного училища.

Большие торжества проходили в Шуйском духовном училище в 1916 году, в год 100-летнего юбилея училища.
23 сентября 1916 года, накануне праздника, в училищном храме была отслужена панихида по почившим начальникам, наставникам и питомцам Шуйского духовного училища. С крестным ходом, в котором участвовали все воспитанники училища со своими преподавателями, на всенощное бдение была принесена в храм чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери, доставленная в Шую из Владимира. Присутствие чудотворной иконы придало особую торжественность этому дню. В службах в училищном храме участвовало более 20-ти протоиереев во главе со старейшим питомцем Шуйского духовного училища заслуженным и уважаемым протоиереем В.Е. Несмеяновым. См. Столетний юбилей Шуйского духовного училища.

После революции духовное училище и училищный храм просуществовали недолго. Постановлением СНК РСФСР от 3 июня 1918 года Шуйское духовное училище, как и все другие духовно-учебные заведения, было закрыто, а вскоре (9 сентября 1923 г.) была закрыта и Александро-Невская церковь.
20 сентября 1923 года храм посетила шуйская «комиссия по ликвидации церквей», которая занималась сбором церковных ценностей. После их взвешивания этой комиссией был составлен акт на «ценные вещи из ликвидированной Александро-Невской церкви» (текст этого документа приведён в конце статьи), всего было отобрано 14 вещей общим весом 31 фунт 71 золотник 68 долей (1 фунт = 409,512 г; 1 золотник = 4,266 г; 1 доля = 44,43 мг). Ещё ранее, в апреле – мае 1922 года (после известных шуйских событий), из действовавшего храма были конфискованы: два потира, два креста и три ризы.
Комплекс зданий духовного училища в 1920 г. был отдан под размещение здесь Шуйских рабоче-крестьянских педагогических курсов, через год преобразованных в педагогический техникум (затем педагогическое училище). На базе этого училища в 1939 году образован Шуйский государственный учительский институт, в 1996 году ставший Шуйским государственным педагогическим университетом (ШГПУ).
После многолетнего запустения, в 1999 году Александро-Невский храм возвращён Русской православной церкви. Сейчас это подворье Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря (что располагается в селе Введенье Шуйского района). В настоящее время, как и в начале своей истории, церковь во имя Александра Невского выполняет функции училищного храма, в данном случае храма педагогического университета.
Особо значим в истории храма тот факт, что в нём начал своё служение святитель Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), с 1896 года учившийся в Шуйском духовном училище.
Одним из настоящих увлечений тех лет для Сергея Сахарова были стихи, но наиболее серьёзно он относился к изучению литургики. Ещё в Шуйском духовном училище будущий святитель создал свой первый литургический гимн – тропарь Божией Матери ради Её чтимой Шуйской-Смоленской иконы. С Шуей связано ещё одно важнейшее событие его жизни. Как впоследствии вспоминал свт. Афанасий, он «начал прислуживать в алтаре со всенощной в субботу 21 августа 1899 года» (в Александро-Невском училищном храме).

С 1999 года церковь во имя св. Александра Невского постепенно приобретала благопристойный вид, в 2001 году на храме был установлен крест. В храме неоднократно совершалось архиерейское богослужение. В 2007 году его провёл владыка Иосиф, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский.
Владимирская епархия.
Город Шуя

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (14.08.2016)
Просмотров: 3794 | Теги: шуя | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru