Родился Н.П. Чихачев 29 января 1842 года в семье бедного псаломщика села Мугреева. Еще в младенчестве лишившись отца, он очень рано познакомился с крайней нуждой и бедностью. С 1851 года он проходил курс Шуйского Духовного Училища, куда, по воспоминаниям, мать его обыкновенно сама с котомкой за плечами провожала сына после каникул. По выходе из духовного Училища, будучи причислен к лучшим воспитанникам его, Николай Чихачев с большим успехом прошел курс наук во Владимирской Духовной семинарии и вышел из нее в 1864 году лучшим студентом.
Сразу по окончании учебы молодой студент определился псаломщиком в село Ставрово.
В село Палех, Вязниковского уезда о. Николай был определен Преосвященным Феофаном в июле 1866 года. Встал вопрос, где жить. По обычаям того времени, кандидаты священства могли поступить на жительство во двор к сиротам, обязываясь поддерживать и устраивать их жизнь. О. Николай взяв сироту, обязался при этом помогать еще шести сиротам. Подраставшие сироты требовали средств, свое семейство тоже увеличивалось, но семейные тяжести не заглушили в батюшке энергии, не подавили лучших стремлений его души.
Начинал свою деятельность Чихачев настоятелем Ильинского храма в Палехе. В то время в Крестовоздвиженском храме служил протоиерей о. Василий Евфимьевич Малинин. Впоследствии его дочь вышла замуж за о. Иоанна Рождественского, пострадавшего в 1922 году за веру (Шуйское дело) и ныне причисленного к лику святых.
На первых же порах о. Николай заявил о себе, как ревностном пастыре, неутомимом труженике в деле просвещения своих прихожан. Частое, благоговейное служение, постоянное аккуратное отношение к своим обязанностям вне храма сразу же создали молодому пастырю сердечное расположение и уважение прихожан. Одним из добрых обычаев, которые он установил на другой же год по вступлении на приход, было постоянное празднование 25 января в честь преславной иконы Богоматери «Утоли моя печали», и с того же года в каждый воскресный день после вечерни он завел торжественное служение акафиста Божией Матери. Сегодня в Крестовоздвиженском храме эта традиция восстановлена, а также написана для храма уже современными иконописцами икона Богоматери «Утоли моя печали».
Вся дальнейшая деятельность о. Николая была направлена всецело к интересам прихода и его благу. Как знаток церковного пения, он организовал из прихожан замечательный хор. Вскоре он стал хлопотать об открытии приходской школы для девочек. Ясно сознавая, что первым рассадником и питомником религиозного чувства служит благочестивая христианская семья, а в семье преобладающее значение в этом отношении имеет мать семейства, он и пришел к мысли открыть женскую школу для обучения Божественному Писанию девочек, будущих матерей. Разрешенная 11 февраля 1869 года, она имела большой успех. Это была первая приходская женская школа в Вязниковском уезде, мужское же приходское училище в Палехе было открыто ранее, и о. Николай состоял в нем законоучителем с 1871 года. Через некоторое время, также по своему собственному почину, о. Николай Чихачев открыл и содержал школу грамоты в одной из самых многолюдных, но глухих деревень прихода села Палех – Смертине. С течением времени эта школа преобразована была в обширную церковно-приходскую школу, где увидели свет грамотности дети и других смежных деревень.
Вообще забота о духовно-нравственном просвещении и развитии своих прихожан, особенно через школы и книги, проходит заметною чертою через всю пастырскую деятельность о. Николая. Его усердием и старанием при Крестовоздвиженском храме села Палех устраивается церковно-приходская библиотека с бесплатною выдачею книг для чтения, что стало большой пользой для прихожан иконописцев, которым необходимы были многие разнообразные сведения для их работы.
1-го июня 1893 г. открылась Бесплатная столовая для бедных прихожан села Палеха, которая возникла и получала средства для дальнейшего существования при постоянном и самом деятельном участии о. Николая. Эта столовая имела возможность в течении первого же года ее работы дать беднякам почти 12 тысяч обедов, состоящих в будние дни из трех блюд, а в праздники из четырех. Со всех сторон обширного села сюда стекались бедные люди, хромые, слепые, увечные и особенно многие из обучающихся сирот детей из двух народных училищ. Сам, прожив в сиротстве, с младенческих лет испив горькую чашу бедности и нужды, о. Николай стал истинным другом и благодетелем нищей братии, не имея в начале никаких определенных средств. Но доброе дело было поддержано многими явными и тайными жертвователями из столичных городов. Одним из попечителей столовой был и тверской архиепископ Савва (Тихомиров), чьи родители – выходцы из Палеха. Столовая разместилась в доме Антона Васильевича Лапина (ныне сохранился), и долгое время служила благому делу. Многие, кто приезжал в Палех с научными целями, часто обращался к Н.П. Чихачеву, как к знатоку Палехской иконописной школы, а он в свою очередь часто советовался о лучшем развитии палехского иконописного дела.
У о. Николая было много официальных должностей. Сам воспитанный в сиротстве и бедности, хорошо знавший тяжелое положение сирот, о. Николай своим долгом считал оказывать детям, лишившимся родителей, материальную и духовную поддержку. Имея большую семью (трех сыновей, из которых один стал военным и двое священниками, и двух дочерей, одна из который Зиновия вышла замуж за известного искусствоведа А. В. Бакушинского, а другая – Александра – стала женой священника В. Рудакова), он долгое время состоял опекуном для осиротелых семей духовного звания. Кроме родственных сиротских семейств Любимовых и Экземплярских, под опекой о. Николая состояли восемь сирот после смерти священников с. М. Ламны Сперанского и с. Тименки Правдина, а также двое сирот Левкоевых после умершего священника села Мугреево-Спасского.
Не один раз о. Николай избирался уполномоченным Епархиального и окружного училищных съездов, состоял заведующим книжным складом в селе Палех от Братства св. Александра Невского, нес должность смотрителя Палехского свечного склада, состоял законоучителем двух народных училищ, заведующим и библиотекарем церковно-приходской и благочиннической библиотек. Двенадцать лет о. Николай нес ответственную и хлопотную должность ведомственного депутата, и ему, как искусному следователю, обладающему особенным тактом, часто поручалось производство следствий далеко за пределами своего округа.
Его полезная деятельность не раз обращала на себя внимание духовного начальства и, наконец, на нем остановился выбор как на лице достойном занять звание «благочинного». За свое доброе прохождение священнического служения и всех соединенных с ним должностей, о. Николай получил все доступные для сельского пастыря награды. Он имел набедренник с 1871 года, несколько раз удостоен Архипастырского благословения Святого Синода; в 1880 году награжден скуфьей, в 1886 годку камилавкой, в 1894 году наперсным крестом, 3 февраля 1896 года за труды по школе представлен к ордену Святой Анны III степени и, наконец, удостоен сана протоиерея.
«Пастырем добрым» называли палешане своего священника, о. Николая Чихачева. Он никогда не был безучастным зрителем приходской жизни, но все совершавшееся в ней находило отклик в его добром сердце. Сам перенесший много горя, особенно при возраставшем семействе, о. Николай всегда, при всякой нужде, неудаче и несчастии других спешил оказать свою помощь, старался поговорить, ободрить, поднять упавший дух, поддержать согласие, мир, и любовь, чтобы не было ни неприятностей, ни ссор между его прихожанами.
Тридцатипятилетие пастырского служения
В селе Палехе 15-го июля 1901 года состоялось церковно-приходское торжество. В этот день с церковным празднеством Святому Равноапостольному Князю Владимиру было соединено, по милостивому разрешению благостного Архипастыря чествование прихожанами 35-ти-летнего служения приходского пастыря о. протоиерея Николая Петровича Чихачева через поднесение ему золотого наперсного с дорогим украшением
креста. Какое прекрасное выражение любви и сочувствия духовному отцу, и что может быть для пастыря выше, приятнее и целесообразнее такой награды от своих пасомых! Какой в высшей степени отрадный факт!
С разрешения Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, незадолго до юбилея, ко дню Св. Пасхи, о. Николаю поднесен был наперсный с украшениями крест известным фабрикантом В.А. Балиным за доброе, постоянно благожелательное и заботливое отношение к школам благочиния, «в дар признательности», как сказано в разрешившем поднесение указе Влад. Дух. Консистории за № 2846.
Как пастырь прихода, о. Николай отличается самыми симпатичными и особенно в пастыре ценимыми качествами. Он никогда не был безучастным зрителем приходской жизни, но все совершавшееся в ней находило отклик в его добром сердце. Сам перенесший много горя, особенно при возраставшем семействе, о. Николай всегда, при всякой нужде, неудаче и несчастий спешил оказать свою помощь, старался разговорить, ободрить, поднять упавший дух. Палеховцы хорошо знают все это. Еще по прошествии 25 лет службы о. Николая, в Палехе все прихожане сообща выразили ему свои лучшие и самые лестные для пастыря чувства. С разрешения Епархиального начальства, в память этого 25-ти летнего служения о. Николая, усердием прихожан был устроен серебро-позлащенный напрестольный крест; самому юбиляру было поднесено за труды по школе Св. Евангелие, несколько икон и трость от певчих. Но это было торжество домашнее, так сказать, и самое скромное. В нынешнем же году, когда исполнилось 35 лет службы о. Николая, прихожане пожелали особенно почтить его, вменив себе в непременную обязанность торжественно выразить долг любви и уважения к своему духовному отцу; на что и было испрошено разрешение Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Днем этого особенного торжества было назначено 15-е июля, когда исполнилось 35 лет пастырской службы о. Николая в Палехе. Ценя достоинство и заслуги о. Николая, ближайшее духовенство также вполне сочувственно отнеслось к юбилейному торжеству и сочло нравственною обязанностью явиться к служению в село Палех, чтобы здесь соединить свои молитвы с благодарственными молитвами юбиляра к Творцу всех времен и веков, благоустрояющему деятельность каждого из нас. Приезд духовных лиц несказанно обрадовал Палеховских прихожан. Еще накануне юбилейного праздника квартира о. Николая стала наполняться многочисленными родственниками, прибывшими из разных сторон, не исключая и далекой Сибири (Из Сибири прибыл 1-й гильдии купец и церковный староста собора в г. Красноярске А.А. Смирнов, за которого о. Николай устроил свою свояченицу — сироту А.В. из рода Любимовых.), приветствовать юбиляра с знаменательным днем его жизни. Торжественное богослужение накануне началось в 6 час. вечера Всенощным бдением, которое совершал сын юбиляра священник с. Копнина о. А. Чихачев. На литию и величание во главе с юбиляром выходило 8 священников, прибывших из соседних сел, имеющих двухсоставный причт. Сам юбиляр совершал и помазание священным елеем всех собравшихся многочисленных богомольцев. Пел местный организованный юбиляром хор любителей, прекрасно подготовившийся к сему случаю и употребивший все свое умение, чтобы стройным пением соответствовать торжеству и способствовать полноте впечатления. По окончании Всенощного бдения, многие молящиеся с радостью приветствовали своего пастыря с наступлением великого и торжественного дня его жизни. В самый день юбилейного торжества, в 9 часов утра, раздался благовест к Литургии и Палеховский Крестовоздвиженский храм начал наполняться народом, — к началу богослужения в нем уже ощущалась теснота. Перед началом Литургии было совершено обычное водоосвящение и вынесены из алтаря приготовленные и освященные раньше подарки прихожан юбиляру, — массивный золотой наперсный крест и икона Спасителя, благословляющего Евхаристические дары. Затем два священника: о. Е. Алеев и о. Н. Гусев, отправились за виновником торжества на его квартиру, и он, сопровождаемый многочисленными родственниками, отправился в церковь. Здесь юбиляра встретил ведомственный духовник, свящ. о. И. Троицкий с крестом и св. водою. Приложившись ко кресту и окропив себя св. водою, юбиляр проследовал в алтарь, и началась Литургия обычным порядком, в совершении которой принимали участие 11 священников и 2 диакона. Юбиляр, одушевляемый волновавшим его радостным чувством и впечатлениями, созданными событием дня, горячо молился Господу Богу, благословившему его; и все вообще богослужение своим благочинием, стройностью и торжественностью производило на о. Николая сильное и умилительное впечатление. Вместо причастного стиха, применительно к обстоятельству, вызвавшему торжество, было произнесено свящ. с. Красного о. А. Никольским слово, отличавшееся подробностью в разъяснении оснований совершавшегося празднества и пастырских заслуг юбиляра. Положив в основании текст: «Аз есмь пастырь добрый и знаю моя и знают Мя моя» (Иоан, 10, 14), о. Никольский выяснил истинное соотношение между пастырем и пасомыми, каковое осуществил в своей деятельности юбиляр. «Вся жизнь досточтимого юбиляра, — говорил, между прочим, о. Никольский, — в селе Палехе составляет непрерывную 35-ти летнюю цепь его неутомимой деятельности, направленной к славе имени Божия и ко благу ближних. Воспитанный в родной семье с детства в крепкой христианской деятельной вере, утвержденный в христианском благочестии, он, сподобившись благодати священства, постиг свой пастырский долг и начал свою пастырскую деятельность проповедью веры и благочестия, подтверждая слово учения примером своей доброй жизни. Умилительное до глубины души, внятное, торжественное богослужение всегда сопровождалось словом вероучения и назидания, аккуратное, — по первому зову, — с требою, и своевременное по собственному желанию, посещение приходского дома всегда сопровождалось словом нравоучения и наставления, каждому давалось нужное духовное врачество: всегда находилось у него слово вразумления, увещания, утешения, ободрения. Но церковная кафедра и посещение приходских домов казались ему недостаточными проводниками вероучения и религиозно-нравственного воспитания. Ясно сознавая, что первым рассадником и питомником религиозного чувства служит благочестивая христианская семья, а в семье преобладающее значение в этом отношении имеет мать семейства, он на первых же порах своего священно-служения пришел к мысли открыть женскую школу для обучения от Божественного Писания девочек, будущих матерей. В то время вообще смотрели на это дело иначе и обучение девочек грамотности считали излишним, а посему и благая идея о. Николая не нашла себе полного сочувствия и встречена была, как излишняя затея. Энергичный пастырь не смутился сим. Уверенный в своем благом начинании и успехе его, он открыл женскую школу в своем доме, безмездно обучал девочек чтению, письму, Закону Божию и религиозно-нравственно воспитывал их, чтобы в лице малюток-девочек приготовить для христианской семьи благочестивых, религиозно-настроенных матерей. Но и этого казалось мало деятельному руководителю. Видя, что по отдаленности некоторых приходских деревень от села, не все дети могут пользоваться обучением и воспитанием в училищах Палеха, он открыл в одном, более людном и центральном приходском селении церковно-приходскую школу для мальчиков и девочек, изыскал средства устроить особое для школы удобное помещение и дал школе успешный, учебно-воспитательный ход, сам руководя ею, как попечитель, законоучитель и заведующий. Усердное и внимательное отношение доброго пастыря к своим детям духовным всегда и во всем проявлялось в деятельности о. Николая. Во все время служения его связь с приходом у него была чисто отеческая: он в своем приходе — что отец в семье: и попечитель, и воспитатель, и руководитель, и благодетель; дух отеческой заботливости о детях духовных всегда был присущ ему, двери его дома всегда были открыты для духовных детей его и всякий спешил к нему при всех обстоятельствах своей жизни, — и при радостных, и при горестных; печальный находил у него утешение, пораженный скорбью — облегчение, удрученный нуждой находил помощь. Сам в сиротстве, еще с младенческих лет, испив горькую чашу бедности и нужды, — он явился истинным другом и благодетелем нищей братии. Для сей меньшей братии о Христе он открыл в сей веси (Палехе) бесплатную столовую для повседневного питания их, не имея в начале никаких определенных средств. Но доброе дело явило себя миру: слух разнесся о нем... И вот, начали приноситься и присылаться доброму батюшке явные и тайные жертвы на содержание бесплатной столовой для нищей братии, — жертвы даже издалека, даже из городов столичных и лиц высокоименитых. Это полное, безусловное доверие к батюшке — для него лучшая награда. Приглашением помолиться за достойного пастыря — юбиляра о. Никольский закончил свое слово. По окончании Литургии, на средину храма для совершения благодарственного Господу Богу молебствия вышло все служившее и вновь прибывшее духовенство. Отделившись от него и остановившись на амвоне, ведомственный духовник о. Троицкий прочитал указ Владимирской Духовной Консистории, разрешавший происходившее торжество, тут же непосредственно за этим свящ. В. Рождественский прочитал ставленную протоиерейскую грамоту, незадолго пред сим полученную юбиляром. Священников Троицкого и Рождественского сменил о. Е. Алеев, который произнес приветственную речь юбиляру, указал на его пастырские труды, на его добрые отношения, как Благочинного к собратиям священникам, высказав следующее:
«Досточтимый о. Протоиерей, Николай Петрович! Исполнившееся 35-ти-летие вашего служения в сане священства собрало нас ныне вместе с вами вознести молитвы к благодеющему вам Господу, приветствовать вас в столь знаменательный для вас день и выразить вам одушевляющие нас чувства любви и уважения. Заявление же этих чувств особенно легко и приятно, когда оно есть естественное излияние сердца, поддерживаемое притом уверенностью в полном и искреннем сочувствии всех присутствующих почитателей ваших. Таково именно наше положение в отношении к вам, многоуважаемый о. Протоиерей. Пред нашим сознанием вы являетесь, как верный долгу священнослужитель, добрый пастырь и как умудренный опытом начальник благочиннического округа. Все время вашего служения ознаменовано достохвальными деяниями. Вы, как доблестный пастырь, всегда с особенным усердием исполняете все духовные требования врученных вашему попечению ваших прихожан и вашим наставлением и примером руководите их ко спасению. Как пастырь, «труждающийся в слове и учении», вы всегда ревностно заботились и не мало потрудились в насаждении и распространении просвещения прежде всего в пределах своего прихода, а в последнее время и за пределами его. Две школы: Палеховская женская и Смертинская церковно-приходская, всецело обязаны своим возникновением вашей инициативе и заботам. Деятельность вашу, как отца Благочинного, мы видим и очень хорошо знаем, потому что испытываем ее на себе. Вы всегда радуетесь, когда видите доброе поведение своих подначальных, обращаетесь с ними, как отец и друг. Будучи примером точности, исполнительности во всем и честного отношения к делу, вы справедливо требуете, чтобы и другие так поступали. Вы всегда стараетесь поддержать согласие, мир и любовь среди подведомственных лиц, чтобы между ними не было неприятностей и ссор. Искренно желаем, чтобы ваша пастырская и церковно-административная деятельность на пользу ваших пасомых и подчиненных продолжалась еще многие годы».
По окончании этой речи, о. Николай в кратких, прочувствованных словах искренней признательности, с глубоким поклоном, благодарил всех своих собратий, почтивших его своим прибытием. «Обращаюсь к вам, достопочтеннейшие отцы, и приношу глубокую благодарность за ваше любвеобильное участие в настоящем моем празднестве. Спаси вас Бог, братья мои, за добрую память обо мне. Пусть ваше воспоминание и соучастие в молитвах будет возбуждением и подкреплением всей остальной службы моей на пользу Церкви и лиц, вверенных моему попечению. Ваше молитвенное воспоминание пред Богом да послужит мне прочным основанием к прохождению моего служения Церкви, благосостоянию вверенного мне прихода и благочиния». Вслед за этим выступили почтенный ктитор Крестовоздвиженского храма И.В. Белоусов и состоящий в должности Палеховского волостного старшины И.И. Морозов, как представители от всего прихода; первый имел в руках блюдо, на котором лежал золотой наперсный крест (На оборотной стороне поднесенного креста четким славянским шрифтом награвировано следующее: Отцу Протоиерею Николаю Петровичу Чихачеву в день совершившегося 35 летия его священнослужения от признательных прихожан. 1866 г. 15 июля 1901 г.) с золотой цепочкой и обильно украшенный дорогими камнями, а второй держал адрес, вложенный в роскошную с золотым тиснением папку; раскрыв ее, старшина внятно, громко и с чувством прочитал следующее: «Ваше высокопреподобие, глубокоуважаемый о. Николай Петрович! Сегодня исполнилось 35 лет священно-служения вашего в нашем приходе и в сем св. храме. В столь продолжительный период времени пастырской жизни и деятельности вашей среди нас, мы, ваши духовные дети, много добра и пользы видели и испытали от вас. Сознавая важность для нас христианского богослужения в св. храме, вы всегда совершали его благоговейно, неспешно, истово, а чтобы еще более расположить нас к нему, вы очень давно и ревностно заботились об устройстве стройного церковного пения, принимая всевозможные меры к тому. Вникая же в бытовую жизнь нашу, вы скоро усмотрели в ней недостаток грамотности, особенно среди девочек, и озаботились открыть первоначально школу женскую в своем доме, а затем и школу церковно-приходскую в одном из отдаленных селений приходских, — и все это при очень скудных средствах и при немалых затруднениях. Но деятельность ваша по народному образованию достойно оценена начальством и вам вверено преподавание Закона Божия в мужской и женской школах земских, каковой труд с пользой и честью вы несете и до сих пор. Кроме того, чтобы поддержать среди молодого поколения любовь к полезному и назидательному чтению, вы изыскали средства на открытие при нашем храме бесплатной церковно-приходской библиотеки, из которой через ваши же руки получаются всеми желающими полезные и назидательные книги. Всегда стоя близко к каждому из прихожан и часто встречаясь с нуждами бедных и сирот, вы, как бывший сирота с раннего детства, не сторонились от них, но принимали всегда в судьбе их искреннее и деятельное участие, располагая и других к делам благотворения; пример тому — наша бесплатная для бедных столовая. Дорого ценя столь долговременную и полезную деятельность вашу, глубокоуважаемый о. Протоиерей Николай Петрович, мы, духовные дети ваши и прихожане, в знак нашей сыновней признательности и любви к вам, с благословения Архипастырского, подносим вам сей святый крест и просим вас возложить его на себя и носить не только за тем, чтобы он украшал грудь вашу, но и затем, чтобы милосердый Господь и Спаситель наш силою Его укрепил ваши силы к утешению нашему на дальнейшие труды пастырские и сохранил дорогую жизнь вашу среди нас на многие и многие годы к нашему общему благу и спасению».
Тронутый таким дружно-торжественным выражением признательности, о. Николай взял поднесенный св. крест, помолился Господу Богу, возложил его на себя, и взволнованным, прерывающимся голосом отвечал: «Возлюбленные мои, дети духовные! Нынешний день вы сделали одним из лучших и счастливейших дней моей жизни. Вы, по общему вашему желанию, с благословения нашего высокого Архипастыря, благоволили поднести мне этот крест. Драгоценный сам по себе, он еще более драгоценен для меня, как залог общей вашей любви ко мне, которую я видел в течении моего приходского служения в здешнем храме от всех, равно и богатых и недостаточных. С любовию встретили вы меня в начале моего служения, любовь ваша поддерживала меня и во все время моей службы, и в моем сердце при всех моих немощах горела самая искренняя, самая глубокая любовь к вам, которая руководила всеми моими действиями. Я всегда видел в прихожанах людей самых близких мне по духу, и я действительно жил с ними одною нераздельною жизнью. Ваша радость была моей радостью и ваша скорбь — моею скорбью. Прямите же, братие, мою глубокую и искреннюю сердечную благодарность за вашу ко мне любовь, которая так ясно, так совокупно выразилась в настоящем случае. Вы меня утешили, обновили, подкрепили, оживили. Еще раз благодарю вас от всей души за поднесенный крест, который я буду носить на сердце и в сердце»... Когда юбиляр окончил свое слово, к нему подошли двое из певчих местного хора М.П. Парилов и К.П. Першин с иконой (На оборотной стороне иконы также, как и на оборотной стороне креста, сделана соответственная надпись.) в руках. Первый от лица всех певчих выразил радость по случаю настоящего торжества, воздав благодарность юбиляру за его давние, постоянные и ревностные заботы о духовном пении, и просил принять от любви исходящий дар в благодарность за постоянное руководство их о. Николаем, как настоятелем храма. Благоговейно помолившись пред св. иконой и приложившись к ней, юбиляр ответил простой трогательной речью, в которой выразил, что это приношение есть знак мира и согласия между приносящими и — расположения к нему, и потому весьма дорого для него. После сего начался молебен Святому Равноапостольному Великому Князю Владимиру с присоединением тропарей и молитв из благодарственного Господу Богу молебствия; все моление закончилось многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Сергию, юбиляру, прихожанам и всем православным христианам. Приложившись ко кресту, многие из присутствующих один перед другим спешили поздравить юбиляра с духовным в честь его торжеством. По окончании церковного празднества, духовенство, некоторые из прихожан, родственники и посторонние почитатели, сопровождая юбиляра, отправились в дом о. Николая, чтобы здесь, в простоте домашней обстановке, поздравить его и досказать то, что не было сказано в храме. У ворот дома юбиляра встретило, по русскому обычаю с хлебом, его семейство: супруга, три сына, зять священник и дочь. В доме снова совершено было краткое молитвословие, возглашено многолетие юбиляру, пропет концерт раньше собравшимися певчими и снова начались поздравления. В это время подошли к юбиляру сын его свящ. о. А. Чихачев и зять о. В. Рудаков и от лица всех отсутствующих детей поднесли ему подарки: каминные часы и большой фотографический вделанный в роскошную раму портрет юбиляра: при чем первый обратился к своему родителю с простой, но в самой простоте своей, трогательною речью. Юбиляр душевно благодарил своих сыновей, выразив, что добрые дети составляют самое большое утешение для родителей своих. Затем, юбиляр, как радушный хозяин, предложил гостям угощение и началась дружеская беседа. Благодаря любезности хозяев, — юбиляра и его супруги, и тому духу искренности, сердечности, каким было проникнуто все домашнее празднество, каждый чувствовал себя, как дома, и ощущал легкость и довольство. За трапезой снова обратились к юбиляру с речами двое из присутствовавших священников: о. Диаконов и о. Никольский, развивая мысль о братско-христианском характере отношений Благочинного юбиляра к подведомственным ему сослуживцам (Размер Епархиального органа не позволяет поместить здесь полностью все речи, сказанные в честь юбиляра, в которых так хорошо обрисована его симпатичная личность.). На все речи о. Протоиерей отвечал с обычной ему находчивостью и тактом, касаясь своим кратким и выразительным словом самой сущности того, что высказывалось в каждой из речей. За этим было прочитано письмо о. Доброхотова, носившее, главным образом, личный характер. О. Доброхотов вызвал картины из прошлого, когда он, бедный сирота, нашел в юбиляре своего благодетеля, привел несколько трогательных эпизодов из прошлого и благодарил юбиляра от себя и от лица других, бывших под его покровительством сирот. Оглашены были также приветственные телеграммы, присланные из разных концов России, и прочитаны письма, присланные из Киева, Чернигова и других городов. В конце трапезы одним из диаконов было провозглашено, а всеми присутствующими с воодушевлением пропето «многая лета» Высокопреосвященному Сергию, разрешившему юбилейное торжество, юбиляру, собравшемуся духовенству и прихожанам... Мало по малу все стали расходиться с чувством нравственного удовлетворения и в сознании того, что день 15-го июля надолго сохранится в памяти многих и будет отмечен днем приятных духовных впечатлений. Так совершилось немалое местное и светлое торжество в селе Палехе, торжество, еще раз доказавшее добрую нравственную связь, которая соединяет пастыря с пасомыми. Н.У. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1901 г.).
Палехские священнослужители о. Николай Чихачев, о. Иоанн Рождественский и священники окрестных сел о. Алексей Никольский, о. Андрей Успенский, о. Николай Гусев, были не только духовными наставниками, но и общественными деятелями, положившими много трудов, сил, знаний, молитвенного труда на доброе дело сохранения и процветания России, воспитания и утверждения духовно-нравственного идеала народа, развития иконописания в Палехе. За это мы благодарим и чтим их память.
Николай Петрович Чихачев
А.В. Троицкий из Самары и А.Н. Карпов из Владимира решили найти могилу о. Николая на старом Ильинском кладбище села Палех и установить памятный крест. Место захоронения стало известно из архивной справки, выданной потомкам о. Николая Государственным архивом Владимирской области: «В метрической книге Троицкой церкви г. Владимира за 1917 год имеется запись о смерти Николая Петровича Чихачева (Актовая запись №1 от 1 мая 1917). «Дата смерти 29 апреля 1917 года... Николай Петрович Чихачев, Протоиерей села Палеха Вязниковского уезда. Умер в возрасте 75 лет от разрыва сердца. Погребение совершали: «Его Преосвященство Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский в сослужении Градского Владимирского духовенства». Погребен на кладбище села Палеха».