Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.11.2017
22:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [717]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [181]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Протоиерей Евлампий Иванович Правдин, священник Шуйского Воскресенского собора

Протоиерей Евлампий Иванович Правдин

Протоиерей Евлампий Иванович Правдин, довольно известный по своей продолжительной деятельности в области народного просвещения в городе Шуе и шуйском крае, сын причетника села Хотимля, Ковровского уезда, по фамилии Твердисловова, родился 26 сентября 1841 года.


Протоиерей Евлампий Иванович Правдин

Е.И. был сын незаметного члена причта, как человека по своему общественному положению не могшего детям своим ни дать правильного, надлежащего воспитания, ни имевшего возможности предоставить им свободу в проявлении своих природных способностей. В силу указанных обстоятельств Евлампий Иванович, в детстве ничем не избалованный, проведший ранние годы в тиши родной семьи, без каких либо радостей, без памятных иногда на всю жизнь утех, влачил жизнь тихую в бедной пономарской семье и понемногу подготовлялся к поступлению в школу. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отвезли его в ближайший от села город Шую и там определили его в Шуйское духовное училище. Это было в 1850 году. Здесь Правдив, как попавший в новую обстановку, среди товарищей, оживился, воспрянул духом и отдался всецело науке. Он помнил, что для него, пономарского сына, и для родителей его единственное утешение при всех невзгодах жизни может быть только в усердном занятии и в хороших успехах. И желание его вполне оправдывалось, несмотря на всю скудную, неприглядную и крайне не уютную обстановку квартирного его жития, — о чем сам Правдив живописал впоследствии в «История Шуйского училища» (см. стр. 160 — 169),- он занимался в училище довольно усердно, — шел в числе первых учеников его и окончил курс в 1856 голу по разрядному списку вторым.
За окончанием курса учения в училище, наступили годы семинарского учения и здесь Евлампий Иванович не расстался с приобретенною в училище привычкою: все семинарские похождения, которыми вообще так богата жизнь прежних семинаристов, для него были чужды, он знал только предметы науки, только ими прилежно занимался, был всегда аккуратен в исполнении обязательных работ и в 1862 г. окончил курс в семинарии первым студентом.
На этом и должно было окончиться образование Правдина: для него, как окончившего курс учения в семинарии первым учеником был прямой путь идти в академию, где он несомненно мог бы быть принят на казенный счет; но сложилось для него все иначе: прежде всего и главным образом — он материально совершенно не был обеспечен, о помощи родных и думать было нечего. Все вообще сложилось так, что нужно было скорее получить место и зарабатывать себе кусок хлеба. В этом отношении обстоятельства сложились несколько благоприятно: в 1862 г., в год окончания Правдиным курса в семинарии, в Шуйском училище освобождалось место учителя низшего отделения, на которое 12 декабря 1862 г. и был определен Е.И. Правдин. Правда, место это по теперешнему курсу обеспечивало очень скудно, — оно давало всего заработка в год только 150 руб., но ведь это было в то время, когда и смотритель училища получал только 343 руб. В 1864 году Правдин назначен был учителем предметов III-го наставника, а в 1867 г. он был рукоположен во священника к Шуйскому Воскресенскому собору, с оставлением в учительской должности. В том же 1867 г. в Шуйском духовном училище был введен новый устав и о. Евлампий Иванович, благодаря этому новому уставу, в 1869 г. был назначен учителем латинского языка; этот предмет он преподавал до конца своей службы в училище.
Принятие священнического сана возлагало на о. Евлампия и особые обязанности, которые он исполнял и очень усердно, что неоднократно отмечало и высшее начальство. Так центральный цензурный комитет в 1875 г. признал о. Евлампия заслуживающим особого внимания за его ревностное проповедание слова Божия.
В 1879 г. открыто было в гор. Владимире Братство св. благоверного Великого князя Александра Невского ; для намеченной им для своей деятельности широкой задачи требовались в губернии энергичные, ревностные исполнители, по крайней мере на первых порах. Отец Правдин являлся как наиболее других отвечающим целям и задачам Братства: так напр. требовалось устройство народных чтений и ввнебогослужебных собеседований. И о. Евлампий сравнительно легко организует подобные чтения в гор. Шуе, сам ведет эти чтения и привлекает на это дело сотрудников; далее, он, по мысли Братства, берет на себя распространение в народе религиозно-нравственных книг и брошюр, и так энергично повел это дело, что Братство считало справедливым ежегодно выражать о. Правдину свою благодарность и в 1885 г. избрало его в почетные члены за особо-выдающуюся деятельность по распространению в народе духовно-нравственных книг и брошюр. Наконец о. Евлампий явился горячим помощником Братства и по учреждению церковно-приходских школ в губернии: по его инициативе и его стараниями открыта была такая школа в гор. Шуе при Воскресенском соборе и найдены были средства для ее содержания.
Содействие деятельности Братства св. вел. князя Александра Невского, — содействие в высокой степени полезное и вполне удовлетворявшее инициаторов этого рода видов народного просвещения, было не единственным, возлагавшееся на о. Евлампия, как на священника: он был за все время своего учительства членом комитета по ревизии экономических отчетов Шуйского духовного училища, с 1883 г. был пять лет увещателем при Шуйском съезде мировых судей, далее — он был депутатом по Шуйскому городскому благочинию, и многие другие должности возлагались на него. Так, в 1888 г., он назначен был наблюдателем церковно-приходских школ по Шуйскому уезду, был там же и членом делопроизводителем Шуйского отделения Епархиального Училищного Совета, где в 1897 г. занял место председателя отделения. По оставлении службы в духовном училище о. Евлампий был приглашен законоучителем в шуйскую женскую гимназию, но исправлял обязанности здесь он только один год.
Отмечая в этом кратком очерке различные виды деятельности о. Правдина, мы, так сказать, умышленно умалчивали о той его деятельности, которая поставила имя его в ряду немногих деятелей Владимирской губернии, имя которого со временем будет особенно почтено и, надо думать, будет не раз вспоминаться благодарными потомками. О. Е.И. Правдин был писатель и оставил он в наследство такие труды, которые объяснят потомству многое, теперь уже пережитое и отошедшее в область истории. К таким трудам мы относим его «Историю Шуйского духовного училища, со времени основания его в 1816 г. по 1886 год» (Владимир, лито-типография П.Ф. Новгородского 1887 года 8°, 273 стр.). Ко времени напечатания эта история обнимала жизнь училища во всех ее подробностях за все время его существования. На долгое время эта история, не в пример другим, останется интересной справочной книжкой. Говоря обо всем очень подробно и обстоятельно, автор, разделив свой труд на XX слишком глав, дает в своей книге место в об учебной, и о воспитательной, и об экономической частях в училище; в конце труда помещены и списки учеников, окончивших курс в училище, с указанием дальнейшей судьбы этих учеников. Насколько нам известно, эта «история» была в губернии долгое время единственным подобным трудом в отношении учебных заведений духовного ведомства; не надо забывать и того обстоятельства, что автор имеет очень близкое отношение к описываемому училищу, как воспитанник его и как его наставник: стало быть, все излагаемое в книге не плод фантазии автора, а все пережитое им самим. Далее, из литературных трудов о Евлампия необходимо еще выделить «Описание гор. Шуи и шуйских церквей, с приложением сказания о чудесах от чудотворной иконы Шуйской-Смоленской Божией Матери» (1884 г., 8°. 183 + 112 стр.). Писали о Шуе и ее церквах и некоторые другие авторы (Журов, Гундобин, Борисов и др.), но ни у одного из них нет таких подробностей, деталей, как у Правдина; приложенные к книге изображения церквей и особенно иконы Шуйской-Смоленской Божией Матери сделали то, что эта книжка в народе очень любима и в настоящее время довольно трудно находимая.
О. Е.И. Правдин начал писать, сотрудничая в местных периодических изданиях, довольно давно, с 1868 г. труды его шли в таком порядке: «Пятидесятипятилетний юбилей протоиерея Шуйской Васильевской Больничной церкви о. Андрея Васильевича Архангельского». Владим. Епарх. ведом. 1866 г., № 17, стр. 943 — 954; «Речь пред отпеванием тела священника Шуйского Воскресенского собора о. Василия Троицкаго», там же, 1872 г. № 22, стр. 556 — 560; «Речь» его при том событии в гор. Шуе, что рабочие всех фабрик отслужили молебен и отправили адрес Государю (там же), 1876 г., № 24; в № 10 за 1877 г. (стр. 533 — 536); он, за подписью N, поместил известие о Шуе. «Встреча известия об объявлении войны», где поместил и свою сказанную по этому поводу речь; «Владимирской губернии города Шуи Воскресенского собора протоиерей Алексей Никитич Никитский. (Биографический очерк)». Там же, 1877, № 13, стр. 680 — 685; бывшая в то время русско-турецкая война вынуждала о. Правдива близко к сердцу относиться к событиям того времени, при чем он совершал молебствия по случаю побед и говорил речи — об этом см. — напр. в тех же епарх. ведомостях 1877 г., № 23, стр. 1121 — 1123, и № 24, стр. 1311 — 1314; сообщал сюда эти известия он сам, иногда за подписью П. — В 1878 г. война с Турцией была окончена, был заключен мир, по поводу чего происходили различные торжества в городах губернии, были они, конечно, и в Шуе, о чем о. Правдив сообщил в свой епархиальный орган (см. Влад. Епарх. Ведом. 1878, № 5, стр. 107 — 109). — «Некролог. Отец протоиерей Владимир Васильевич Цветков» (там же, 1878, № 18, стр. 516 — 522, и «Речь пред отпеванием» его — стр. 526 — 528); «Шуя. К покушению 2 апреля (там же, 1879, № 10, стр. 262 — 268); «Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича» (там же, 1879, № 10, стр. 258 — 262); «Освящение новаго дома классической прогимназии в гор. Шуе» (там же, 1879, № 18, стр. 489 — 496, — тут и речь его); «Речь 19 февраля 1880 г. в Шуйском соборе» (там же, 1880 г., № 6, стр. 168 — 170); «Освящение новаго дома Шуйского духовного училища с описанием дома и с краткой историей его приобретения» (там же, 1880 г, № 12, стр. 387 — 390); «Список воспитанников Шуйского духовного училища, получивших высшее образование» (там же, 1880 г, № 12, стр. 400 — 401); Две «речи пред открытием благотворительнаго общества для нищих в гор. Шуе» (там же, 1880 г., № 13, стр. 420- 423 и № 16, стр. 464 — 467); «Посещение г. Шуи еписк. Феогностом», за подписью Свящ. Е.П. — ъ. (там же, 1880, № 21, стр. 619 — 627.); «Начало в гор. Шуе женского образования. Новый дом шуйской женской гимназии. История дома и его освящение» (там же, 1880, № 23, стр. 693 — 707. Ттут, вместе с другими и речь автора); «Некролог. Василий Васильевич Поспелов. (1845 + 1881)» (там же, 1881, № 24, стр. 768 — 777); «Публичныя, безплатныя народныя чтения религиозно-нравственнаго содержания в гор. Шуе» (там же, 1882, № 3, стр. 65 — 72 и № 4, стр. 73 — 83); «Чествование Шуйским духовенством бывшего своего начальника», т.е. прот. Мих. Вас. Миловского (там же, 1883, № 2, стр. 30 — 43), приведены здесь речи священников, между ними и речь автора; «Празднование Священнаго Коронования в г. Шуе», тут и речь о. Правдива (там же 1883, № 12, стр. 339 — 357); «Устройство водопровода в г. Шуе и торжественное открытие и освящение его», с приведением речи автора (там же, 1883, № 24, стр. 714 — 727); «Памяти шуйского общественнаго, шуйской Киселевской больницы, шуйского духовного училища и женской гимназии врача Павла Киприановича Лабецкаго» (там же, 1884, № 12, стр. 396 — 400); «Двукратное посещение г. Шуи архиеписк. Феогностом, и закладка при шуйском духовном училище церкви» (там же, 1884, № 17, стр. 529 — 541); «Памяти потом, ипочет. гражд., шуйского 1-й гильдии купца — фабриканта Алексея Александровича Посылина» (там же, 1884, № 18, стр. 563 — 579); «Открытие в г. Шуе общества вспомоществования бедным ученикам Шуйского духовного училища» (там же, 1885 г., № 4, стр. 84 — 89); «Пятидесятилетний юбилей заштатнаго священника Иоанна Петровича Минервина» (там же, 1885, № 13, стр. 419 — 422); «Храм при Шуйском духовном училище. (История постройки храма и освящение его)» (там же 1885 г., № 22, стр. 645 — 658); «Посещение г. Шуи Архиепископом Саввою» (там же, 1887, № 16, стр. 483 — 487); «Устройство и открытие церковно-приходской школы в гор. Шуе» (там же, 1889, № 22, стр. 701 - 707, за подписью N, — тут и речь автора)…
Вот перечень напечатанного о. протоиер. Правдиным; из этого списка видим, что он был усердным сотрудником Влад. Епарх. Вед., ни одно выдающееся из церковной жизни событие не осталось в Шуе не освещенным. О. Евлампий Правдин своим существованием как бы замыкает ряд известных работников пера из г. Шуи, каковы были ранее его В.А. Борисов, И.М. Лядов, П.И. Гундобин, Ф.Г. Журов и др. Предметы, дававшие повод к писанию, в его статьях были несколько иные, чем у других, но во всяком случае, историческая сторона в его статьях всегда представляла значительный интерес и была нова по тому времени; наконец, его биографические очерки, воспоминания, характеристики и т. п., касающиеся деятелей г. Шуи и шуйской учебно-административной жизни, — как об А.В. Архангельском, В. Троицком, А. Н. Никитском, В. В. Цветкове, В. В. Поспелове, М. В. Миловском, И.К. Лабецком, А. А. Пошлине, И.П. Минервине, С. П. Гессе, Н. И. Сервицком и др., рассеянные по страницам периодических изданий, никогда, — мы уверены в этом, не могут быть лишними

О жизни о. Правдина к сказанному выше необходимо добавить следующее: в 1888 году он оставил службу; до этого, как мы видели, он с большою пользою для общего дела проходил и исполнял различные должности и за это был в разное время поощряем полагающимися для духовенства различными наградами, — так в 1885 г. ему был пожалован золотой наперсный крест, а в 1890 г. он был возведен в сан протоиерея. После службы в училище, о. Е. И. не оставил совершенно связи с ним: он все время, именно с 1884 г. состоял почетным членом общества вспомоществования бедным ученикам Шуйского духовного училища, — общества, возникшего в Шуе по мысли о. Правдина. И другие, ранее существовавшие и вновь возникшие учреждения всегда находили горячую поддержку в о. Евлампие: в 1898 г. он получил Высочайшую признательность Государыни Императрицы Марии Феодоровны за участие в сборах в пользу пострадавших от неурожая; в 1909 г. — за усердие в благоустройстве Шуйского детского приюта была выражена о. Евлампию особая благодарность Шуйского попечительства детских приютов и поднесен был золотой знак ведомства учреждений Императрицы Марии; он был награжден и всеми орденами, кончая орденом св. благоверного вел. князя Владимира 4-й ст., а в 1907 г. была пожалована ему палица.
В последние годы о. Правдин был одержим тяжким недугом, и в жизни его радовало не многое и он ждал конца жизни как неизбежного, что для него и наступило 6 декабря 1913 года.

/Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 5-й./
Уроженцы и деятели Владимирской губернии

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Jupiter (06.12.2016)
Просмотров: 388 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика