Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
18.06.2018
01:12
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 473

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [898]
Суздаль [303]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [224]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [94]
Вязники [178]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 9
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны

Владимирский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны

Елизавета Фёдоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, нем. Elisabeth Alexandra Luise Alice von Hessen-Darmstadt und bei Rhein, в семье её звали Элла, официально в России — Елисавета Феодоровна; 1 ноября 1864, Дармштадт — 18 июля 1918, Пермская губерния) — принцесса Гессен-Дармштадтская; в супружестве (за русским великим князем Сергеем Александровичем) великая княгиня царствующего дома Романовых.

Став в 1884 году супругой Великого князя Сергея Александровича, пятого сына российского императора Александра II, и переехав жить в Россию, Елисавета постепенно, под благотворным влиянием глубоко верующего мужа, открыла для себя красоту и глубину православной веры. В 1891 году она приняла Православие и стала активно заниматься общественной и благотворительной деятельностью.
В 1892 году Великая Княгиня создала Елисаветинское общество по оказанию помощи детям неимущих родителей. В детские ясли, сады, приюты общества принимались дети из бедных семей, сироты, получавшие здесь профессиональное образование. За 25 лет работы общество открыло десятки детских приютов в церковных приходах и оказало помощь 9 тысячам детей.
С 1904 по 1907 годы Особый комитет Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны открыл по всей России 807 лазаретов для солдат и офицеров.
В феврале 1905 года бомбой террориста-эсера в Москве был убит Великий князь Сергей Александрович. Глубоко потрясенная смертью мужа, Елисавета Феодоровна решила всю свою жизнь посвятить Богу. Часть собственных драгоценностей она отдала в государственную казну, часть — родственникам, а остальное потратила на создание Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, став ее настоятельницей в 1910 году.
Сестры обители старались своими молитвами и трудами оказывать посильную помощь всем страждущим и находящимся в скорби. При монастыре была построена больница, в которой работали лучшие врачи Москвы. Были организованы воскресная школа для работниц фабрики, бесплатная библиотека и столовая для бедных, создан приют для девочек-сирот. К Рождеству устраивали большую елку для детей бедняков, дарили им игрушки, сладости, теплую одежду, которую шили сами сестры.
Настоятельница обители милосердия Елисавета Феодоровна вела жизнь подвижницы. Спала совсем мало (часто не более трех часов). В полночь она вставала и шла молиться в свою молельню или в церковь, а потом обходила все палаты больницы. Когда тяжелобольной метался и звал ее на помощь, она просиживала у его постели до рассвета. Любила она посещать ночные службы в церквах и монастырях Москвы.
Почётный член Императорской Казанской духовной академии (звание высочайше утверждено 6 июня 1913 года).

Православное Палестинское Общество было создано в 1882 г. и семь лет спустя получило название Императорского, перейдя под непосредственное покровительство русского царя. С самого начала его председателем стал брат императора Александра III великий князь Сергей Александрович. После гибели его от рук террориста-эсера бразды правления в обществе взяла в свои руки вдова первого председателя великая княгиня Елизавета Федоровна, остававшаяся во главе организации до 1917 г. Почётный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы.
Главными целями ИППО стала организация паломничества православных в Палестину, сбор средств в России на эту благую цель, ознакомление широких слоев населения с прошлым и настоящим положением Святой Земли.
До 1893 г. существовала лишь центральная структура ИППО в столице, провинциальные члены общества на местах не были каким-либо путем организованы. Но в том же году по инициативе великого князя Сергея Александровича начали создаваться отделы в губерниях. Первый из них открылся 21 марта 1893 г. в Якутской области, в том же году возник Одесский отдел. В 1894 г. начали работать Волынский, Вятский, Оренбургский, Пензенский, Рязанский, Черниговский, Томский, Калужский, Екатеринбургский, Ярославский.

10-го апреля 1895 г. был открыт Владимирский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества.
В 1895 г. начали работать – Тверской, Казанский. Смоленский, Ставропольский, Псковский, Донской. С возникновением отделов деятельность общества заметно активизировалась, оно стало богаче, многолюднее и могло осуществлять проекты, о которых не быть и речи в 1880-х и первой половине 1890-х гг.
В марте 1895 г. во «Владимирских епархиальных ведомостях» был опубликован рескрипт председателя ИППО от 21 декабря 1894 г. на имя епархиального владыки. В нем великий князь Сергей Александрович информировал архиепископа Владимирского и Суздальского высокопреосвященного Сергия о том, что в различных губерниях и областях страны уже созданы 12 отделов Палестинского общества и рекомендовал открыть аналогичное подразделение и во Владимирской губернии.
Еще в феврале, как бы предваряя рескрипт великого князя, во «Владимирских епархиальных ведомостях» были опубликованы «Руководящие правила для действий отделов и уполномоченных ИППО». В них кратко формулировались цели Палестинского общества. Здесь говорилось, что следует вовлекать в него как можно больше представителей разных сословий, причем эти усилия являются в большей степени способом распространения сведений об ИППО и Палестине, а не средством увеличения его денежных средств. «Правила» подчеркивали, что вступать в ИППО нужно совершенно сознательно, необходимо вносить не только деньги, но и свой труд в общую копилку и один деятельный участник организации важнее, чем сотня членов, просто платящих взносы. Далее говорилось о различных способах сбора средств и о Палестинских чтениях, в проведение которых отделы должны активно включиться.
В том же номере «Епархиальных ведомостей» публиковались правила приема в ИППО. Кроме подачи заявления и уплаты вступительного взноса, каждый присоединявшийся к Палестинского обществу должен был заполнить анкету, в которой указывалось, какое направление деятельности организации для него ближе всего. На выбор предлагались следующие три варианта: поддержание православия в Святой Земле, пособие русским паломникам в Палестину, ученые исследования и издательская работа. Понятно, что приверженцев третьего направления в провинции почти не было, и вступавшие обычно указывали в анкетах в качестве будущего поля деятельности два первых.
Большую организационную работу по открытию отдела проделал епархиальный владыка архиепископ Сергий. Он переговорил во Владимире с лицами, сочувствовавшими целям общества. По правилам для возникновения такого структурного подразделения требовалось вступление не менее 10 чел., но желающих нашлось почти в два раза больше – 19 человек.
Кроме епархиального архиерея, а также Тихона — викарного епископа Муромского и ректора местной духовной семинарии архимандрита Никона, в состав отдела дружно вступили первые лица губернии. Это были: губернатор Теренин Михаил Николаевич, вице-губернатор князь Урусов Николай Петрович, губернский предводитель дворянства Михаил Михайлович Леонтьев. Большинство членов-учредителей составило купечество, принадлежавшее к предпринимательской элите губернского центра: владимирский городской голова А. А. Шилов, купцы В. А. Парков, Н. Д. Свешников, Н. А. Петровский, В.Н. Муравкин, А. Ф. Петровский, Н. Н. Сомов, П. Т. Седов, И. К. Павлов и др. На привлечение купечества в ряды общества владыка, как видно, обратил особое внимание, т. к. представители этого сословиямогли поддержать отдел своими щедрыми пожертвованиями.
9 апреля 1895 г. в покоях владыки Сергия состоялось собрание учредителей. На нем архиерей прочел упоминавшийся выше рескрипт великого князя Сергея Александровича, рассказал об уже созданных отделах ИППО в других губерниях. В дальнейшем собравшиеся приступили к выборам должностных лиц отдела. Председателем его был единогласно избран владыка Сергий. Такого рода выбор не представлял ничего необычного, руководителями других отделов также являлись епархиальные архиереи. Товарищем председателя (т. е. его заместителем) стал епископ Муромский Тихон, а казначеем – статский советник Иван Степанович Крутиков, кандидатом к нему на случай выбытия был выбран купец Николай Дмитриевич Свешников. Членами совета отдела были выбраны Н. П. Урусов, А. А. Шилов, Н. А. Пышкин, В. Н. Муравкин, А. Ф. Петровский, И. К. Павлов.
Особую роль в любом отделе играл его делопроизводитель, который вел большую часть текущей работы. На эту должность во Владимире был избран Василий Гаврилович Добронравов – преподаватель Владимирской духовной семинарии. Он также преподавал психологию и логику во Владимирской мужской гимназии. Добронравов широко известен как краевед, по заданию Владимирской епархии он совместно с В. М. Березиным подготовил и опубликовал содержательный справочник в пяти томах «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». В. Г. Добронравов являлся видным членом Владимирской губернской ученой архивной комиссии, занимавшейся краеведческими исследованиями, готовил к печати сборники «Трудов» ВГУАК. Обязанности делопроизводителя в отделении ИППО он исполнял с 1895 по 1902 год.
На первых шагах только что открытого отдела, т. е. на его работе в течение первого года существования целесообразно остановиться подробнее, т. к. такого рода деятельность была довольно типична для других отделов, возникших ранее или позже владимирского.
Важнейшим направлением в деятельности Палестинского общества являлось ознакомление широких слоев населения с прошлым и настоящим Святой Земли. Успешно привлекать в свои ряды новых членов, собирать добровольные пожертвования можно было лишь при условии, если люди имели представление проблемах, встававших на пути наших паломников в Палестину в прошлом и тех удобствах, которые ждали их благодаря усилиям ИППО, предпринятым в последнее время. Население также должно было знать о положении православного населения Палестины, о святых местах, связанных с земной жизнью Иисуса Христа.
Для большинства прихожан, которые были неграмотными,необходимо было устное живое слово пастырей. В связи с этим в крупных населенных пунктах Владимирской епархии были организованы собеседования, которые назывались в повседневной практике духовенства «чтениями о Святой Земле».Для проведения чтений были выбраны такие города и фабричные села, в которых до этого проходили так называемые внебогослужебные собеседования по различной тематике, в основном – не связанные с историей и современным положением Святой Земли. Этот опыт оказался достаточно успешным и был использован при проведении палестинских чтений в тех же населенных пунктах: Владимире, Шуе, Иваново-Вознесенске, Муроме, Киржаче и крупном фабричном селе Карабанове в Александровском уезде. В губернским центре в Успенском кафедральном соборе чтения вел законоучитель местной гимназии о. Николай Покровский, здесь же чтения велись в Воскресенской и Сретенской церквях, в манеже. В Шуе они были устроены протоиереем Евлампием Правдиным в особом здании, построенном до этого специально для народных чтений. В Иваново-Вознесенске их вел в народном училище при фабрике Н. Гарелина священник Преображенской церкви Иоанн Орлов. В Предтеченской церкви города Мурома выступали перед паствой почти все городские священники в порядке очередности, в Карабанове – о. Александр Сокольский.
Епархиальный владыка поручил всем ведущим чтения священникам, в первую очередь, ознакомить публику с целями ИППО и его конкретной деятельностью. Для того чтобы клирики имели в своем распоряжении соответствующий фактический материал, на места из Владимира была разослана литературы полученная, в свою очередь, отделом из Петербурга. Это была книжка Соловьева «Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество», брошюры: «Поездка в Палестину», 12 выпусков «Чтений о Святой Земле», «Русские богомольцы в Святой Земле».
Иереи, руководившие чтениями, по окончании года направили в епархиальное правление отчеты о проделанной работе. Из них явствовало, что чтения проводились, как правило, с конца осени по начало весны и были приурочены к двум постам – Рождественскому и Великому. Ранее всего к этим мероприятиям в 1895 г. приступили в Шуе – с 12 ноября, неделю спустя начались чтения во Владимире, с 26 ноября — в Иваново-Вознесенске, в Муроме – с 14 января 1896 г., а в Киржаче и Карабанове – только с началом Великого поста. Везде они происходили с небольшими вариациями по типовой программе, направленной из духовной консистории правления на места.
Как видно из перечня населенных пунктов, они проводились, в основном среди городского населения, их охотно посещали рабочие, представители средних городских слоев, духовенство, в меньшей степени – интеллигенция. Самую массовую потенциальную аудиторию — крестьян подключили к этим мероприятиям в следующие годы.
Вторым направлением в деятельности ИППО являлся сбор средств. В принципе, он проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, проводившийся на Вербной неделе в память праздника Входа Господня в Иерусалим. Заранее Палестинское общество направляло во все епархии Русской Православной церкви воззвание, эпиграфом к которому служила известная фраза из Священного писания «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвенна буди десница моя», воззвание затем в обязательном порядке перепечатывалось местные «Епархиальными ведомостями». Этот же документ рассылался в благочиния, а из них – по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» воззвания вывешивались при входе в храмы, и священники устно знакомили паству с целями этого мероприятия, призванного облегчить путь в Иерусалим для российских паломников и поддержать православное население Палестины. В Вербное воскресение священники обходили во время богослужения собравшихся прихожан с блюдом и собирали их доброхотные даяния. После этого немедленно составлялся акт о количестве собранных средств в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги отправлялись в духовную консисторию, которая пересылала их в столицу в Совет ИППО.
Ежегодно во Владимирской губернии собирали на Вербной неделе по несколько тысяч рублей, которые складывались в основном из копеек и редко – гривенников, которые клали на жертвенные блюда простые крестьяне. Состоятельные прихожане, в частности – в городах, жертвовали по несколько рублей. Подготовительная работы, проводившаяся ежегодно накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, приносили свои плоды и практически ежегодно епархиальный владыка получал от председателя ИППО великого князя Сергея Александровича (после его трагической гибели – от великой княгини Елизаветы Федоровны) благодарственный рескрипт. Так, в своем рескрипте от 21 декабря 1894 г. великий князь писал, что из отчета, присланного в этом году из Владимира, видно, что очередной Вербный сбор завершился успехом, и средств было собрано больше, чем в предыдущем году, за что епархиальный владыка получил благодарность от председателя Палестинского общества.
В отличие от Вербного сбора, который осуществлялся единовременно, за неделю до Пасхи, другие способы сбора были круглогодичными. В частности, пожертвования вносились по так называемые сборным листам.Прихожанин жертвовал определенную сумму, которая тут же записывалась в отдельную строку листа за его подписью. Такого рода листы выдавались не только духовенству, но и мирянам. При этом учитывался нравственный облик, добросовестность потенциальных сборщиков, то есть это были люди надежные, за которых отдел ручался в том, что они не потратят пожертвования. Эти правила были прописаны в особом документе, называвшемся «Руководящие правила для действий отделов и уполномоченных ИППО».
В отчете о деятельности Владимирского отдала за 1895–1896 год (операционный год считался с 1 марта по 1 марта следующего года) говорилось, что сборные листы были выданы «в виде опыта» священникам тех храмов, в которых проводились Палестинские чтения. Иереи отнеслись к этим обязанностям по-разному.
Весной 1896 г. Владимирский отдел ИППО вынес благодарность священнику Александру Сокольскому, который собрал по подписному листу 90 р. в Троицкой церкви села Карабанова.Учитывая то, что это был фактически фабричный поселок с крупным текстильным предприятием, можно с уверенностью предположить, что значительную часть суммы внесли рабочие. Особенно отличился также удостоенный особой благодарности отдела священник Воскресенского собора г. Шуи Евлампий Правдин, который собрал по подписному листу 133 р. Некоторые батюшки отнеслись к этому новому для них поприщу с прохладцей. Например, законоучитель гимназии во Владимире Николай Покровский собрал в кафедральном Успенском соборе всего 2 рубля.
Всего за первый год деятельности Владимирского отдала ИППО было собрано, не считая сумм Вербного сбора, которые в бюджете общества выделялись отдельной строкой, 4185 р.

На имя Высокопреосвященного Николая получен Рескрипт Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны от 23 января 1914 года с выражением благодарности за успешно произведенный в неделю Ваий прошлого года в церквях Владимирской епархии тарелочный сбор. Владимирский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества в собрании должностных лиц 4-го февраля 1914 года, означенный милостивый Рескрипт постановил напечатать во Владимирских Епархиальных Ведомостях к сведению духовенства Владимирской епархии и к вящшему споспешествованию успешности тарелочного сбора в неделю Ваий 1914 года.

«Благочинный 2 окр., Покровского уезда, протоиерей П. Лепорский доносит Его Высокопреосвященству: гор. Киржача протоиерей Н. Предтеченский представил в склад Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны пожертвованные для воинов вещи, на сумму около 50 рублей и 3 декабря 1914 года удостоился получить от Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны телеграмму:
«Осведомившись о Вашем пожертвовании в пользу наших дорогих воинов, душевно благодарю Вас за Ваше доброе дело.
ЕЛИСАВЕТА».

«Рескрипт Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны на имя Высокопреосвященнейшаго Алексия, Архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго, от 7 января 1915 г. за № 7.
Высокопреосвященнейший Владыко.
В переживаемую трудную годину, когда русский народ грозно восстал, чтобы отразить дерзких и наглых врагов с соседнего запада, Святая Земля, по неисповедимому Промыслу Божию, сделалась также местом кровавой борьбы. Возникшая с октября прошлого года война с Турцией поставила все Палестинские и Сирийские учреждения состоящего под Моим председательством Императорского Православного Палестинского Общества в крайне тяжелое положение: многочисленные служащие Общества и находившиеся в Иерусалиме русские паломники изгнаны, турецкие власти, по законам военного времени, обратили подворья для паломников, больницы и школы на свои потребности для солдат и беженцев из приморских городов, а русские храмы, при фанатизме мусульман, легко могут подвергнуться во время войны осквернению и уничижению.
Нет сомнения, что столь безотрадное состояние русских учреждений в Св. Земле лишь временное и с победою нашею над врагом должно окончиться, но Я уже теперь предвижу те чрезвычайные напряжения труда и материальных жертв, которые должно принять на себя Палестинское Общество для восстановления в прежнем виде храмов, подворий, лечебниц и школ и для оказания посильной помощи разоренным турками местным православным жителям.
Сознавая, что наступившее для всей России крайне тяжелое время, когда отзывчивое народное сердце стремится облегчить родным воинам исполнить их святой долг пред отечеством, нельзя считать удобным для привлечения внимания православного русского народа к иным, не столь насущным, потребностям, Я тем не менее полагаю, что и ниспосланные нашей духовной родине Святой Земле тяжкие испытания могут также вызвать у многих верующих русских людей непреклонное желание придти на помощь руководимому Мною Палестинскому Обществу.
Вполне уверенная, что и Ваше Высокопреосвященство изволите разделять Мое по сему вопросу мнение, Я убедительно прошу Вас, Владыко, не отказать поручить подведомственному Вам духовенству произвести в церквах Владимирской епархии в предстоящую неделю Ваий сего 1915 года разрешенный Святейшим Синодом тарелочный сбор на нужды Общества в Св. Земле.
Необходимые для производства сего сбора воззвания, надписи к сборным блюдам и бланки акта будут доставлены во все церкви Империи при №3 «Церковных Ведомостей» за наступивший 1915 год.
Испрашиваю Вашего Архипастырского благословения и поручаю Себя и Общество Вашим святительским молитвам.
ЕЛИСАВЕТА» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 7-го февраля 1915 года).

Отчет о деятельности Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества за 20-й год его существования (1-го января 1914 г.— 1-го января 1915 г.)

10-го апреля 1915 г. исполнится 20 лет со времени открытия Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества.
В составе должностных лиц Отдела в отчетное время произошли следующие перемены. 13-го июля 1914 г. скончался председатель Отдела Высокопреосвященный Николай, оказавший Палестинскому Обществу великие заслуги, как деятельным руководствованием Владимирским отделом, так в ежегодными щедрыми денежными пожертвованиями на нужды Общества. Рескриптом Председателя Палестинского Общества Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны от 20-го октября 1914 г. председателем Владимирского Отдела назначен Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский. К 1-му января 1915 г. должностными лицами Отдела, таким образом, состояли: председателем— Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский; товарищем председателя — Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский; казначеем — действительный статский советник — Василий Гаврилович Добронравов; кандидатом казначея Николай Дмитриевич Свешников и делопроизводителем — статский советник Н.В. Малицкий.
В состав членов-сотрудников Отдела в отчетном году вступил Преосвященнейший Митрофан, Епископ Муромский. К 1-му января 1915 г. Владимирский Отдел состоял: из 6 действительных пожизненных, 4 действительных, 19 пожизненных сотрудников и 17 сотрудников, а всего 46 членов.
Собраний в отчетном году было пять. 4-го февраля 1914 г. состоялось собрание должностных лиц Отдела для выслушания Рескрипта Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны на имя Высокопреосвященного Николая с выражением сердечной благодарности на успешно произведенный в 1913 г. тарелочный сбор в церквах епархии и неделю Ваий. В собрании должностных лиц 5-го февраля заслушан был годичный отчет, о деятельности Владимирского Отдела Палестинского Общества за 1913 год и о движении сумм Отдела за то же время. 9-го февраля 1914 г. было общее собрание членов Отдела, на которое приглашались и посторонние сочувствующие Палестинскому делу лица. В общем собрании доложен был отчет о деятельности и движении сумм Отдела за 1913 год, акт Ревизионной Комиссии о рассмотрении отчетности Отдела и набраны были члены Ревизионной Комиссии для рассмотрения денежной отчетности Отдела за 1914 г 27-го февраля в собрании должностных лиц Отдела намечены были приходы и церкви, настоятелям которых предположено было разослать брошюры и листки для ведения собеседований о Св. Земле в Великом посте. И наконец, в собрании должностных лиц 15 ноября обсуждалось предложение Высокопреосвященнейшего председателя Отдела об изыскании мер к увеличению денежных поступлений во Владимирский Отдел.
Главной задачей отделов Общества, согласно уставу, является возможно широкое распространение среди местного населения сведений о Св. Земле и о деятельности Общества в Палестине. Для достижения этой цели Владимирский Отдел пользовался, как и раньше, внебогослужебными беседами. Для ведения собеседований о Св. Земле в феврале месяце прошлого года намечены были 50 приходов, настоятелям которых через о.о. благочинных разосланы были беседы и листки о Св. Земле, изданные для этой цели Советом Палестинского Общества. В прошедшем Великом посте собеседования, таким образом, были в следующих местах епархии:
Александровского уезда: в Александровском соборе, с. Струнине, с. Карабанове.
Владимирского уезда: в с. Давыдовском, с. Чистухе, с. Патокине, пог. Омутец-Пестьянском, с. Порецком. с. Алексеищеве, с. Второве, с. Добрынском, с. Михалкове, с. Боголюбове.
Вязниковского уезда: в Вязниковском соборе, пог. Богоявленском, пог. Преображенском, пог. Старозамотринском, пог. Успенском, пог. Ниекологорском (Христорожд. церкви), с. Нагуеве, с. Пировых Городищах.
Ковровского уезда: с. Лежневе, с. Воскресенском-Прозоровских, с. Михалеве, с. Назарьеве, с. Хозниках и с. Березовиках.
Муромского уезда: в Муромском Богородицком соборе.
Покровского уезда: в с. Орехове, с. Горе. с. Кабанове, с. Житенине, с. Яковлеве, с. Дулеве, с. Воиновой Горе, с. Богородском, с. Данутине, с. Филипповском, пог. Новосергиевском, пог. Андреевском, с. Овчинине, с. Аргунове, с. Ирошникове, с. Коробовщине, с, Флорищах, с. Фетинове, пог. Архангельском и Киржачском Благовещенском соборе.
Шуйского уезда: в Шуйском Воскресенском соборе и Покровском соборе г. Иваново-Вознесенска.
Другой задачей, намеченной для Отделов Палестинского Общества, является изыскание необходимых средств для его полезной и многообразной деятельности. Главные средства для такой деятельности Палестинское Общество получает от того сбора, который ежегодно производится во всех православных церквах в неделю Ваий. Ближайшее заведывание и руководство этим сбором находится в ведении Духовной Консистории. Несмотря на то, Владимирский Отдел с своей стороны нашел возможным принять некоторые меры к усилению этого сбора. Именно, председателем Отдела Высокопреосвященным Николаем пред Вербным воскресеньем прошлого года посланы были протоиереям уездных городов, гор. Иваново-Вознесенска, гор. Киржача и с. Орехова телеграммы с приглашением произвести Палестинский сбор со всею тщательностью.
Кроме всего для усиления денежных средств Общества Владимирский Отдел в отчетном году, как к в прошлые, обращался к следующим мерам:
Во-первых, согласно уставу Общества, Отделом устроен был сбор пожертвований при посредстве кружек, установленных на церковных папертях. Всего из сборных кружек в отчетном году высыпано 95 р. 94 к.
Затем для увеличения средств Общества Владимирский Отдел, как и в прошлые годы, поручил священникам, в приходах которых велись в Великом посте 1914 г. собеседования о Св. Земле, приглашать слушателей к пожертвованиям в пользу Общества. Всего таких пожертвований поступило в отчетном году 139 р. 07 к.
Кроме этих денег, собранных на собеседованиях, 89 руб. пожертвовано в пользу Палестинского Общества независимо от собеседований.
Владимирский Отдел считает при этом своею обязанностью выразить глубокую благодарность за пожертвования и за тщательное выполнение возложенного на них поручения настоятелям следующих церквей и приходов: свящ. с. Елизарова, Переславского уезда, Николаю Загорскому (28 р. 10 к.); настоятелю Флорищевой пустыни Архимандриту Макарию (25 руб.); свящ. с. Порецкого, Владимирского уезда, Александру Любимову (18 руб.); прот. с. Лежнева, Ковровского уезда, Димитрию Капацинскому (11 руб.) и протоиер. Александровского собора Николаю Флоринскому (10 р. 05 к.).
В заключение Владимирский Отдел приносит свою благодарность и вообще всем тем лицам, которые потрудились при устройстве чтений и собеседований о Св. Земле, а равным образом и всем благочестивым жертвователям, принесшим свою лепту на нужды Императорского Православного Палестинского Общества.
Председатель Отдела Архиепископ Алексий. Товарищ председателя Евгений, Епископ Юрьевский. Казначей Вас. Добронравов. Кандидат казначея Н. Светляков. Делопроизводитель Неофит Малицкий (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 17-й. 25-го апреля 1915 года).


27 апреля 1915 г. гор. Владимир посетила Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.
«В 6 час. утра 27-го апреля, с поездом № 14-й, из Москвы изволила прибыть во Владимир Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.
К 8 ½ час. утра на перроне вокзала для встречи Ее Императорского Высочества собрались: Преосвященный Евгений, Епископ Юрьевский, Главноначальствующий Владимирской губернии - Губернатор, Камергер В. Н. Крейтон с супругой, Губернский предводитель дворянства в должности шталмейстера В. С. Храповицкий и Владимирский уездный предводитель дворянства А. А. Протасьев, Вице-губернатор, в звании камергера Н. В. Ненароков с супругой-попечительницей Георгиевской Общины сестер милосердия, начальник гарнизона ген.-м. М. К. Войцеховский, начальник эвакуационного пункта ген.-м. А. В. Подъяпольский, председатель губернской земской управы С. А. Петров с супругой, городской голова Н. Н. Сомов с супругой и члены городской управы, воинский начальник полковник Н. А. Шестаков, начальник губерн. жандар. управления полковник К. П. Немирович-Данченко, ректор духовной семинарии протоиерей П. Борисовский, начальница Епархиального женского училища М. Д. Архангельская, супруги лиц судебного ведомства, с супругой председателя окружного суда Е. В. Снопко во главе, исп. обяз. полицеймейстера стат. сов. В. А. Иванов и исп. об. местного исправника стат. сов. М. М. Веревкин.
В 8 ¾ час. Ее Императорское Высочество, выйдя из своего салон-вагона, изволила милостиво принять представление встречавших, после чего отбыла в Кафедральный Успенский собор, где была встречена Архиепископом Алексием с духовенством.
Приложившись ко св. кресту и приняв от архипастыря окропление святой водой, Ее Императорское Высочество проследовала в храм, где изволила слушать Божественную литургию и молебен Благоверным Великим Князьям, Владимирским чудотворцам.
Литургию и молебен совершал кафедральный протоиерей П. П. Евгенов с соборным духовенством.
По окончании литургии Великая Княгиня изволила посетить Архиепископа Алексия в его покоях, а оттуда проследовала в дом Владимирского дворянства, где помещается лазарет для раненых и больных офицеров, содержимый на средства Владимирского дворянства.


Дом Дворянского Собрания.
ул. Б. Московская, д. 33

В дворянском лазарете Великая Княгиня была встречена Губернским предводителем дворянства и уездными: Владимирским — А. А. Протасьевым, Переславским — Н. Г. Табаровским, Суздальским — Н. В. Рагозиным, Шуйским — Д. В. Култашевым, Судогодским — А. А. Трегубовым и Меленковским — М. А. Юдицким, а также исправляющими должность Юрьевского предводителя Н. Н. Рагозиным и Ковровского — Л. Н. Антоновым.
Из дворянского дома Ея Императорское Высочество изволила проследовать на вокзал в салон-вагон и по железной дороге отбыла в Боголюбово, где посетила Боголюбов монастырь и лазарет для раненых воинов, открытый Боголюбовским волостным попечительством,— составляющий филиальное отделение лазарета духовного ведомства в г. Владимире.
По возвращении из Боголюбова, Великая Княгиня изволила посетить лазарет для раненых воинов, устроенный в помещении образцовой школы духовенством епархии и им содержимый. Здесь Ее Императорское Высочество была встречена Высокопреосвященным Алексием, Преосвященным Евгением и ректором духовной семинарии.
Затем Великая Княгиня проследовала в лазарет имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича, содержимый местным Дамским Комитетом, состоящим под председательством супруги губернатора Марии Львовны Крейтон — представившей Ее Императорскому Высочеству дежурящих в лазарете дам и медицинский персонал.
Из лазарета Дамского Комитета Великая Княгиня проследовала в Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, где изволила прикладываться к почивающим в Успенском храме св. мощам муч. Авраамия (Болгарского).
Посетив игуменью Августу в ее покоях, Ее Императорское Высочество изволила затем посетить лазарет Общей Земской Организации, помещающийся в здании Губернской Земской Управы.


Дом губернской Земской Управы
Ул. Б. Московская, д. 24

Здесь Ее Императорское Высочество была встречена председателем губернской земской управы С. А. Петровым и его супругой, несущей труд наблюдения за подробностями хозяйства в лазарете.
Во всех лазаретах, удостоившихся посещения Ее Императорского Высочества, все раненые были осчастливлены милостивой беседой Великой Княгини, изволившей каждого раненого — христианина наделить образком и св. Евангелием.
Вечером в доме, занимаемом Губернатором, в 8 ½ часов, под личным председательством Ее Императорского Высочества состоялось заседание Владимирского губернского отдела состоящего под Августейшим Покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну.
После заседания Великая Княгиня отбыла в Кафедральный Успенский собор, где изволила слушать молебствие и акафист перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. По окончании богослужения Ее Императорское Высочество изволила отбыть на вокзал железной дороги, где в 11 час. вечера вошла в вагон-салон, милостиво простившись с провожавшими.
В 2 ч. 30 м. с поездом № 11 Великая Княгиня изволила отбыть в Москву» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 9-го мая 1915 года).

11-го января 1916 г. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский имел счастие представиться Ея Императорскому Высочеству, Великой Княгине Елизавете Феодоровне и приподнести образцы работ, в виде вышитых полотенец, девиц-крестьянок с. Нижнего-Ландеха, Гороховецкого уезда, занимающихся гладевым шитьем.

«23 апреля (1916 г.) к 8 часам утра Кафедральный собор был переполнен молящимися и приглашенными на торжество лицами. В начале 9-го часа в собор пожаловал Его Высокопревосходительство, господин Обер-Прокурор Святейшего Синода, в должности Гофмейстера Высочайшего Двора, Александр Николаевич Волжин. Около половины 9-го в собор изволила прибыть Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. В 8 ½ часов, по встрече «со славою» Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, началось совершение служения» (см. Наречение и хиротония во Епископа Суздальского Ректора Владимирской духовной Семинарии Архимандрита Павла).
Речь, произнесенная Высокопреосвященнейшим Архиепископом Алексием при посещении Владимирского Кафедрального собора Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной
«Ваше Императорское Высочество!
Я имею новое счастье приветствовать Вас в сем святом храме под сению святых Великих Князей, небесных покровителей града Владимира, Георгия, Андрея и Глеба.
Ваше новое посещение исполняет сердца жителей гор. Владимира глубокой радостью: оно являет нам, что Вы любите наш малый град, любите и чтите его святыни, которые и мы любим и чтим. Вы, Ваше Императорское Высочество, являете собой высокий пример благочестия русских царей и цариц, великих князей и княгинь. Русские цари и царский род всегда любили посещать родные святыни, чтобы у них отдохнуть душой и почерпнуть духовные силы для служения Отечеству. Они любили под сенью святых обителей, у рак святых угодников молиться вместе с своим народом. И в этом общем молитвенном подвиге царей с народом незримо созревал тот духовный союз Царя с своим народом, который всегда составлял и составляет залог счастья и благоденствия России. И Вы, Великая Княгиня, любите святыни православного русского народа и усердно посещаете их на всем обширном пространстве России, чтобы у них помолиться о счастии и благоденствии царского рода и России. Это дает нам святую уверенность в том, что в царском роде жива и действенна любовь к православным святыням, живо и действенно духовное общение с православным народом на благо и счастие России.
Да будет же благословенно вхождение Ваше в сей святый храм» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 7-го мая 1916 года).

От Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны 6-го мая получена Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Шуйским, следующая телеграмма:
«Глубоко тронута, Владыко, Вашим теплым приветом.
Сердечно благодарю Вас и Владык — Евгения, Митрофана, Павла, прося и впредь Ваших святых молитв. Елисавета».
Телеграмма получена в ответ на посланную Ее Императорскому Высочеству телеграмму 5-го мая, в день исполнившегося 25-летия благотворительной деятельности Ее Высочества, следующего содержания:
«В день исполнившегося 25-летия Ваших святых подвигов христианской любви во славу Церкви Христовой и благо русского народа молим в единении с нашей паствой Бога о даровании Вашему Императорскому Высочеству вожделенного здравия на многие-многие годы. Архиепископ Владимирский Алексий, Епископ Юрьевский Евгений, Епископ Муромский Митрофан, Епископ Суздальский Павел» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-21. 21-го мая 1916 года).

2 — 3 июня посетила г. г. Суздаль и Владимир Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.
2-го июня в день приезда Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, Его Преосвященством совершена Божественная литургия в Суздальском Богородице-Рождественском соборе в сослужении о. Смотрителя духовного училища и соборного духовенства.

«11 ноября 1916 г. Его Высокопреосвященство, Высопреосвященнейший Алексий Архиепископ Владимирский и Шуйский с поездом железной дороги отбыл в г. Иваново-Вознесенск. На вокзале Его Высокопреосвященство был встречен благочинным гор. Иваново-Вознесенска, прот. Д. Сперанским, полицеймейстером г. Иваново-Вознесенска, церковным старостою Собора В. Г. Мыльниковым, Дим. Ген. Бурылиным и множеством народа. Преподав собравшимся Архипастырское благословение, Его Высокопреосвященство проследовал в Собор, приложился здесь к местным святыням, посетил старосту Собора и имел ночлег в доме Дмитрия Ген. Бурылина.
12 ноября в г. Иваново-Вознесенске изволила пребывать Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский в этот день присутствовал за Божественной Литургией в Соборе г. Иваново-Вознесенска, посетил Иваново-Вознесенское Реальное училище и мужскую гимназию и совершил освящение дома для приюта инвалидов-воинов, устроенного на средства местных фабрикантов. Пред началом освящения Его Высокопреосвященство произнес слово на текст «зане сотвористе единому сих братий своих меньших, Мне сотвористе».
В 6 часов вечера Его Высокопреосвященство совершил всенощное бдение в Покровском Соборе г. Иваново-Вознесенска.
13-го Ноября Его Высокопреосвященство совершил Божественную Литургию в Крестовоздвиженском храме г. Иваново-Вознесенска. По заамвонной молитве Высокопреосвященным Архипастырем произнесено слово на текст: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое».
14 ноября Его Высокопреосвященство отбыл из г. Иваново-Вознесенска на лошадях в с. Лежнево, Ковровского уезда. В храме с. Лежнева Его Высокопреосвященство встретило местное духовенство, настоятельница Николаевского монастыря, Игумения Валентина и множество народа, собравшегося и из близлежащих селений. Приложившись к святыням храма, Владыка приветствовал собравшихся краткой речью и, преподав благословение, имел недолгий отдых в с. Лежневе. В 3 час. дня Его Высокопреосвященство продолжал путь в с. Воскресенское-Прозоровых. В храме с. Воскресенского, после обычной встречи, Его Высокопреосвященство совершив великую панихиду по местно-чтимом блаженном Киприане, мощи которого почивают в пещере при храме с. Воскресенского. Служение панихиды Архипастырь предварил словом о блаженном Киприане. При пении стихир «Со духи праведных» Его Высокопреосвященство с сослужащими проследовал к месту упокоения блаженного Киприана, где и была закончена великая панихида.
Переночевав в с. Воскресенском, Его Высокопреосвященство 15 ноября отбыл на ст. Савино М.-Н. ж. д. По пути следования Архиепископ останавливался в с. Вознесенье, заходил в храм и благословил встречавший народ. В этот день Его Высокопреосвященство возвратился в г. Владимир» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 50-52. 17-го декабря 1916 года).

Перед Октябрьской революцией 1917 года посол Германии граф Мирбах неоднократно предлагал Елисавете Феодоровне выехать за границу, но Великая Княгиня категорически отказывалась. В одном из писем она писала: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: „Да будет воля Твоя"».
В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, большевики арестовали Елисавету Феодоровну и вывезли из Москвы. Последние месяцы жизни она провела в заточении в школе на окраине города Алапаевска вместе с другими членами монаршей семьи.
Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 года ослепленные классовой ненавистью палачи кинули Великую Княгиню Елисавету Феодоровну, ее верную келейницу инокиню Варвару и нескольких представителей дома Романовых в шахту старого рудника и забросали ручными гранатами. Когда через некоторое время Алапаевск заняли белогвардейские войска, было проведено расследование обстоятельств совершенного злодейства. Открылось, что Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Великого князя Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Даже в последние минуты своей жизни с тяжелейшими переломами и ушибами Елисавета Феодоровна стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Страдальцы скончались в страшных мучениях от жажды, голода и ран.
Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобномучениц Великую Княгиню Елисавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России.
Преподобномученица Елисавета стала одной из самых почитаемых православных святых в России, Беларуси и на Украине. Глубокую духовную связь с ней изначально ощущали все, кто участвовал в возрождении церковной жизни и социального служения Церкви после многих десятилетий государственного безбожия. Сестры Сестричества в честь преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы в Минске тоже черпают духовные силы для своего нелегкого и бескорыстного служения в житии и подвиге своей небесной покровительницы.

Домовая церковь Елисаветы Феодоровны при Владимирской городской клинической больнице скорой помощи (Красный крест) была освящена в 1914 г. в честь св. великомученика Пантелеимона. Перед освящением Архиепископом была сказана речь о характере царствования дома Романовых.
Церковь была закрыта в конце 20-х гг. ХХ столетия (сохранилась опись имущества храма, составленная при его закрытии).
Возобновлена в 2009 г., при возобновлении переосвящена в честь преподобно-мученицы Елисаветы.


Великая Княгиня Елизавета Феодоровна


Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества открыт 24 мая 1870 года.
Лазареты в гор. Владимире 1914-1916 гг.
Владимирский губернатор Крейтон Владимир Николаевич
Голова гор. Владимира Сомов Николай Николаевич

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (06.06.2017)
Просмотров: 412 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика