Павел Петрович Борисовский родился 29 октября 1867 года в с. Борисовское, Владимирского уезда, в семье диакона Борисовского Петра Андреевича (1840-1903). Духовное образование П.П. Борисовский получил в Суздальском духовном училище и Владимирской духовной семинарии. В 1888 году поступил в Московскую Духовную академию, которую закончил в 1892 году со степенью Кандидата Богословия и с правом при искании степени магистра не держать нового устного экзамена. Павел Петрович был оставлен при Московской духовной академии на год профессорским стипендиатом. 1 сентября 1893 года определен в Могилевскую духовную семинарию преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 2 ноября 1894 года перемещен на должность преподавателя философии в той же семинарии. В Могилеве Павел Петрович состоял членом Комиссии для производства испытаний лицам, желающим занять места псаломщиков, и членом Могилевского Епархиального Училищного Совета. 21 февраля 1897 года П.П. Борисовский перемещен на должность преподавателя во Владимирскую духовную семинарию, сперва Священного Писания, а с 1900 года — Догматического, Нравственного и Основного Богословия. Совместно с этим Павлу Петровичу поручено было преподавание Еврейского языка в семинарии; кроме того некоторое время он состоял нештатным преподавателем философской пропедевтики во Владимирской мужской гимназии. Исполняя разного рода поручения Епархиальной власти, Павел Петрович особенно много потрудился в звании члена-делопроизводителя временного строительного Комитета по расширению и капитальному ремонту зданий Владимирской духовной семинарии. Эту ответственную и хлопотливую должность Павел Петрович проходил с 16 марта 1902 года по 10 мая 1906 г. и потратил за это время немало сил и энергии. В этот период службы П.П. Борисовского, его постигло тяжкое испытание, определившее собою его дальнейший жизненный путь. В 1906 году Павел Петрович, сравнительно молодой еще преподаватель, лишился любимой подруги жизни и остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми на руках. Приняв со смиренной покорностью возложенный на него Провидением крест, Павел Петрович с этого времени всецело отдается педагогической деятельности и по доверию высшего начальства призывается к исполнению административных педагогических должностей. Указом Св. Синода от 27 июля 1907 года П. Борисовский назначен Инспектором Пензенской духовной семинарии. 18-го августа 1907 г. корпорация Влад. духовной семинарии прощалась со своим сослуживцем Павлом Петровичем Борисовским, назначенным инспектором Пензенской дух. семинарии. От лица сослуживцев в этот день П.П. была поднесена икона Владимирской Божией Матери, благословляя которого на предстоящий путь и подвиг, о. Ректор семинарии прот. И.В. Соболев сказал П.П. следующее: „Глубокоуважаемый Павел Петрович! Недолго суждено было послужить Вам в родной Вам и дорогой всем нам Владимирской семинарии, но с другой стороны много Вы потрудились на ее пользу сначала в качестве преподавателя Св. Писания, а затем в деле преподавания главных видов богословия. Не смотря на некоторые неблагоприятные условия Вашей службы, которые можно видеть в перемене предметов Вашего преподавания: из Могилевской семинарии, где Вы начинали свою педагогическую деятельность, Вы поступили к нам с кафедры философских наук на предмет Св. Писания, а затем с Св. Писания Вы перешли на кафедру богословия, Вы, благодаря Вашей энергии, Вашему трудолюбию, скоро овладевали новым предметом преподавания и его литературой и скоро становились хозяином своего дела. Такое отношение к делу с Вашей стороны самую перемену в предмете Ваших занятий делало только полезной: оно сопровождалось только усилением Вашей энергии и Вашего внимания к делу, а при сродстве тех предметов, которые приходилось Вам преподавать — большою основательностью и большим интересом Вашего преподавания. Не мало Вы потрудились, дорогой П.П., и в деле воспитания наших питомцев — в качестве члена педагогического Правления, особенно за последние два года, когда при трудных, переживаемых нашей школой, обстоятельствах — можно было управлять делом только при дружном содействии всех членов корпорации. Много Вы потрудились на пользу нашей семинарии и по случаю празднования исторически-замечательного события в жизни нашей семинарии — 150-летнего ее юбилея, особенно в качестве члена той комиссии, которой поручено было выработать устав Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам, которое положено было открыть в память этого юбилея. Вы вместе с другими с честью исполнили возложенную на Вас задачу: устав Общества был выработан, утвержден, и Общество открыто. Во внимание к великим Вашим трудам Вы были избраны и членом Правления этого Общества — и даже членом делопроизводителем его. Такое избрание во внимание к Вашим трудам повторялось и ежегодно. Наконец, за свои труды по Обществу вспомоществования нуждающимся воспитанникам Вы удостоены избрания в почетные члены этого Общества. Много Вы, дорогой П.П., потрудились, наконец, на пользу нашей семинарии и еще своим участием в деле капитального ремонта и расширения семинарских зданий — в качестве члена-делопроизводителя Строительного Комитета. Словом, не было той стороны жизни нашей семинарии, в которой бы Вы не принимали самого близкого и самого деятельного участия. И при всех Ваших сложных и разносторонних обязанностях — которые Вы принимали на себя, за время Вашей службы в нашей семинарии, Вы сохранили самые дорогие, самые лучшие, близкие, простые, братские отношения ко всем нам — Вашим сослуживцам, — от имени которых и приношу Вам нашу искреннюю благодарность за все Ваши разнообразные труды на пользу нашей семинарии и за Ваши добрые к нам отношения; приветствую Вас с Вашим новым — высшим назначением н от души желаю такого же успеха в Ваших новых трудах, каким Вы пользовались у нас и таких же добрых отношений к Вашим новым сослуживцам, какие были между нами. В знак же нашего к Вам уважения, любви и благодарности просим Вас, глубокоуважаемый П.П., принять от нас — Ваших сослуживцев — на молитвенную память эту св. икону Владимирской Б. М., молитвами Которой да благословит Господь Бог Вас и милых деток Ваших на новый путь, на новые дела в новом месте Вашего служения!". В ответной речи Павел Петрович благодарил корпорацию за то участливое отношение к нему, которое он встречал со стороны ее всегда и которое встретил и в настоящую минуту; говорил о тяжести разлуки с Владимирской семинарией, которая была для него alma mater и в сослуживцах которой он встречал редкое единодушие и сплоченность, так помогавшие семинарии в трудные минуты ее жизни. Обещав не порывать тесной связи с сослуживцами и семинарией на новом месте своей службы, П.П. сказал, что те добрые начала, свидетелем которых ему приходилось быть здесь, он постарается насадить и привить и в той новой школе, куда теперь его направляет служебный долг. 21 августа П.П. Борисовский отбыл из Владимира к месту своей новой службы.
Указом Св. Синода от 5 декабря 1908 года назначен на должность Ректора Пензенской духовной семинарии.
15 декабря 1908 года Павел Петрович возведен в сан протоиерея и награжден камилавкой и наперсным крестом. Ректором Пензенской семинарии о. протоиерей П. П. Борисовский состоял в течение 2-х лет. За это время на него Епархиальной властью возлагались разного рода ответственные поручения и должности по Епархиальному управлению. Так, он состоял Председателем Пензенского Епархиального Миссионерского Совета, командирован был в город Казань на Окружный Миссионерский Съезд по внешней миссии в 1910 году, состоял цензором проповедей, назначаемых к произнесению в Пензенском Кафедральном соборе и других церквах города Пензы, Председателем Совета Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Пензенской духовной семинарии и председателем Совета Пензенского Иннокентиевского религиозно-просветительного Братства. Указом Святейшего Синода от 27-го января 1911 года на должность Ректора Владимирской духовной семинарии переведен Ректор Пензенской семинарии протоиерей Павел Петрович Борисовский. Сменил Соболева Иоанна Васильевича, умершего 24-го декабря 1910 года.
3-го марта 1911 г. с дневным поездом прибыл во Владимир новоназначенный о. Ректор Владимирской духовной семинарии прот. Павел Петрович Борисовский. С 5-го марта о. Ректор вступил в отправление обязанностей своей службы; 6-го числа им совершена была в семинарской Богородицкой церкви Божественная литургия, за которой сказано слово, обращенное к воспитанникам семинарии, о важности пастырского служения.
В звании Ректора семинарии прот. П. Борисовский, как и в Пензе, исполнял разные ответственные поручения Епархиальных Владык и нес многоразличные обязанности епархиальной службы. Так, с 16 февраля 1911 года состоял членом Училищного Совета; 27-го мая 1911 года назначен Председателем Проповеднического Комитета по рассмотрению проповедей, произносимых священнослужителями Владимирской епархии; 6 марта 1911 года избран членом Владимирского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества; с 27 января 1911 состоит председателем Комиссии по производству испытаний на звание законоучителя церковно-приходских школ Владимирской епархии; на годичном собрании Владимирского Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1913 году избран членом Совета Братства; резолюцией Архиепископа Николая, от 7 февраля 1914 г., назначен членом совещания для предварительного обсуждения вопросов программы Всероссийского законоучительского Съезда. В последние годы о. Ректор семинарии прот. П. Борисовский состоял: членом Комиссии для производства испытаний лицам, ищущим священнического и диаконского сана, Председателем Проповеднического Кружка духовенства Владимирской епархии, редактором печатного органа этого Кружка «Проповеднического Листка», членом Епархиального Комитета по оказанию помощи раненым воинам и их семьям, Председателем Комиссии для выработки программы празднования во Владимирской епархии 900-летия со дня кончины Св. Благоверного Великого Князя Владимира и Председателем миссионерской секции Совета Братства Св. Благоверного Велик. Князя Александра Невского. Согласно указу Св. Синода от 9 июня 1915 года, Ректор Владимирской семинарии прот. П. Борисовский пострижен Высокопреосвященнейшим Алексием в монашество, с сохранением прежнего имени, и возведен в сан Архимандрита с оставлением в занимаемой им должности.
С открытием в гор. Суздале епископской кафедры, епископом этого древнего града и третьим Викарием Владимирской епархии Святейшим Синодом был предназначен и Государем Императором Высочайше утвержден Ректор Владимирской духовной семинарии Архимандрит Павел, с тем, чтобы хиротония его во епископа была произведена в гор. Владимире. В лице новорукоположенного Епископа Владимирская епархия приобретает Архипастыря и по своему происхождению, и по службе близко знакомого с ее интересами и нуждами, богатого опытом не только в воспитании юношества, но и в устроении разных сторон епархиальной жизни, с которыми ему так или иначе приходилось сталкиваться в период своего прежнего долголетнего служения, особенно при исполнении разных, часто ответственных и важных, поручений Епархиального Начальства.
Наречение и хиротония во Епископа Суздальского Ректора Владимирской духовной Семинарии Архимандрита Павла
22 и 23 апреля 1916 г. надолго запечатлеются в памяти православного населения г. Владимира и его окрестностей. В эти дни происходило здесь редкое торжество — наречение и хиротония во Епископа Суздальского ректора Владимирской духовной семинарии, Архимандрита Павла. Основное торжество усугублялось еще многими сопутствующими незабвенными обстоятельствами: Великая Княгиня, Елисавета Феодоровна, Сестра Августейшей Именинницы, Государыни Императрицы Александры Феодоровны, как простая инокиня, изволила принять участие в молитвенном подвиге с коренным русским народом; г. Суздалю, некогда славному в истории русского государства и потом утратившему свою славу, возвращалась часть ее, восстановлялась епископская кафедра; г. Шуя делалась второй кафедрой Первосвятителя Владимирской епархии; нарекалось и хиротонисалось лицо, которое родилось, воспиталось и большую часть своего служебного времени провело в недрах Владимирской епархии. Торжества начались с 21-го апреля, когда стали прибывать в г. Владимир имевшие принять участие в наречении и хиротонии, Преосвященные соседних епархий: Александр, Епископ Вологодский и Тотемский; Димитрий, Епископ Рязанский и Зарайский; Евгений, Епископ Костромской и Галичский; Митрофан, Епископ Муромский, а также — другие гости, приглашенные на торжества — настоятели и настоятельницы монастырей Владимирской епархии, о. о протоиереи и старосты уездных соборов, заслуженные старосты сельских приходов, представители от разных казенных и общественных учреждений. Утром 22-го изволила прибыть в г. Владимир Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Обряд наречения состоялся в 1 час дня 22-го апреля в Крестовой церкви при Владимирском Архиерейском Доме. Заблаговременно в Крестовую церковь собрались: городское духовенство, о. о. настоятели и настоятельницы монастырей епархии, о. о. протоиереи и церковные старосты уездных городов, депутации от учащих и учащихся духовных учебных заведений г. Владимира, представители местной администрации, другие приглашенные лица и не вместившаяся вся в церковь масса молящихся. Приглашенные лица заняли заранее определенные им места. На правой стороне Архиерейского возвышения, у солеи пред иконою Иверской Божией Матери приготовлено было место для Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. К 12 ¾ часа в храм прибыли нарекаемый и Архипастыри, имевшие принять участие при наречении, и «со славою» проследовал Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский. По входе в храм Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, наречение совершено было в следующем порядке. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, облаченный в святительскую мантию и омофор, и прочие Архипастыри, облаченные в мантии, заняли на помосте среди церкви свои кафедры пред столом с зерцалом. Старейшие из присутствующих — Архимандрит Владимир, эконом Архиерейского Дома, и протоиерей Владимир Боголюбов, настоятель Николо-Златовратской церкви, в облачениях, предшествуемые кафедральным протоиереем М. Сперанским со святым крестом, ключарем, протоиереем И. Взоровым, со святою водою и о. протодиаконом, также облаченными, вывели из святого алтаря через царские врата нарекаемого Архимандрита Павла. Сделав 3 поклона Архипастырям (2 поясных и 3-й земной), о. Архим. Павел принял благословение от всех Епископов в порядке их старшинства и стал пред возвышением, лицом к Архипастырям. Секретарь Консистории, А. В. Гроздов, объявил нарекаемому Высочайший Указ о назначении его во епископа богоспасаемого града Суздаля. О. Архимандрит Павел по установленной формуле ответил благодарностью и согласием. После этого все иерархи встали со своих кафедр и началось краткое молитвословие одних святителей. Первенствующий из них, Высокопреосвященнейший Архиепископ Алексий возгласил «Благословен Бог наш». Архипастыри пропели: «Христос Воскресе», «Святый Боже», „Пресвятая Троице", „Отче наш", тропарь «Благословен еси Христе Боже наш» и кондак «Егда снишед языки слия». Затем, первенствующий произнес сугубую эктению с особым прошением о новонарекаемом, а прочие святители пели «Господи помилуй». По отпусте, о. Архимандрит Павел, взяв благословение у всех Архипастырей и остановившись на прежнем месте, обратился с речью к Архипастырям. По окончании речи, протодиакон о. И. Ушаков, возгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду, присутствующим иерархам и нареченному во епископа Суздальского, Архимандриту Павлу. После многолетия о. Архимандрит Павел принял благословение от Его Высокопреосвященства святым крестом и облобызав последний, окропился св. водой. Этим закончился чин наречения. Архипастыри во главе с Высокопреосвященным проследовали „со славою" из Крестовой церкви в Архиерейские покои. Вечером этого дня в разных церквах города архиерейскими служениями совершены всенощные богослужения: Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, в присутствии Великой Княгини в Кафедральном соборе, Преосвященным Александром, Епископом Вологодским и Тотемским — в Знаменской церкви, Преосвященным Димитрием, Епископом Рязанским — в храме женского монастыря, Преосвященным Евгением, Епископом Костромским и Галичским, — в семинарской церкви, Преосвященным Евгением, Епископом Юрьевским — в Воскресенской церкви и Преосвященным Митрофаном, Епископом Муромским — в Крестовой церкви. 23 апреля к 8 часам утра Кафедральный собор был переполнен молящимися и приглашенными на торжество лицами. В начале 9-го часа в собор пожаловал Его Высокопревосходительство, господин Обер-Прокурор Святейшего Синода, в должности Гофмейстера Высочайшего Двора, Александр Николаевич Волжин. Около половины 9-го в собор изволила прибыть Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. В 8 ½ часов, по встрече «со славою» Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, началось совершение служения. После облачения первенствующего Святителя и чтения часов, из алтаря вышли в полном облачении на амвон среди церкви и сели на приготовленные седалища участвовавшие в изречении Архипастыри. От архиерейского амвона и до царских врат по обе стороны стали настоятели монастырей, о. о. протоиереи уездных соборов и городское духовенство в красных облачениях с золотыми крестами. Выведенный из алтаря старейшим из архимандритов, Архимандритом архиерейского дома Владимиром и протодиаконом, Архимандрит Павел, стоя на ногах, средине и главе большого орла, постепенно, в ответ на вопросы первенствующего Святителя, прочел Символ Веры, исповедание веры восточных патриархов, ясно определяющее личные свойства Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, Троицы Единосущной и Нераздельной, и наконец — изложение веры о воплощении Сына Божия, обещание соблюдать каноны св. апостолов, соборов вселенских и поместных, соблюдать церковный мир, повиноваться Святейшему Синоду, быть во всем согласным с епископами, ничего не делать вопреки церковным правилам, не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить предания и чины неизменно с католической восточной православной церковью, согласно с постановлениями Святейшего Правительствующего Синода и со святейшими восточными патриархами. Затем архимандрит Павел произнес присягу о вероподданническом нелицемерном служении Престолу и о повиновении Власти Самодержавной и всем исходящим от нее узаконениям. В поручительство неуклонного исполнения данных им обетов призвал Самого Спасителя Иисуса Христа: «Той да будет мне помощник купно со Отцем и св. Духом». После сего книгу клятвенных обещаний, скрепленную заблаговременно собственноручной подписью по листам, рукополагаемый вручил Высокопреосвященному Архиепископу Алексию и принял от него и от всех прочих Архипастырей благословение. При этом Архиепископ произнес: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою». Протодиакон провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, участвующим в хиротонии Архиереям и избранному и утвержденному во епископа богоспасаемого града Суздаля, Архимандриту Павлу. После многолетия, новонареченный епископ, архимандриты и духовенство, кроме совершавших литургию, удалились в алтарь. Началось небывалое в г. Владимире совершение божественной литургии 6-ю иерархами. Торжественное богослужение производило глубоко-религиозное впечатление своим величием, и грандиозностью, и прекрасным пением, которое исполнял архиерейский хор под управлением А. Е. Ставровского. После малого входа и произнесения Высокопреосвященным слов: «Призри с небесе, Боже!», во время пения «Святый Боже», Архимандрит Владимир и протодиакон вывели хиротонисуемого из алтаря через северные двери к царским вратам. Здесь его приняли Преосвященные: Димитрий, Епископ Рязанский и Зарайский, и Александр, Епископ Вологодский и Тотемский, и ввели во св. алтарь. О. Архимандрит Павел, сняв митру, стал на колени и, сложив крестообразно руки, возложил на престол свою голову. Высокопреосвященный Архиепископ Алексий и прочие Архипастыри возложили на голову хиротонисуемого руки и раскрытое Св. Евангелие, обращенное словами к голове посвящаемого. Первенствующий, Архиепископ Алексий, произнес положенную при посвящении молитву, начинающуюся словами: «Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященного собора, Божественная благодать пророчествует тя боголюбезнейшаго архимандрита»... и т. д. Все присутствовавшие в алтаре запели троекратно «Господи помилуй». Затем Высокопреосвященный благословил хиротонисуемого и прочел еще две молитвы тайно, во время которых один из Архиереев в полголоса произнес особую положенную по уставу Церкви ектению, а другой Архипастырь говорил «Господи помилуй». По окончании чтения ектении, с головы о. Павла сняли Св. Евангелие и он, сняв с себя архимандричий крест и священническую ризу, брал подносимые ему архиерейские одежды, подходил к каждому из Архипастырей для получения благословения и при возгласе «аксиос» возлагал их на себя. После облачения Архиереи братским лобзанием приветствовали Епископа Павла и он, заняв соответствующее место среди Архипастырей, стал принимать участие в совершении Божественной литургии. Во время совершения Божественной литургии в соборе, на соборной площади для духовного утешения громадного стечения народа, стремившегося попасть в собор, и войска, епархиальными миссионерами, М. Вальковым и Г. Орфеевым, совершались молебствия и произносились соответствующие моменту поучения. Пел военный хор. По окончании Божественной литургии, для совершения установленного Царского молебна по случаю Тезоименитства Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы Александры Феодоровны, совершен был крестный ход из собора на площадь, дабы в единении всего народа вознести молитвы о здравии Августейшей Именинницы и всего Царствующего Дома. Ход возглавлялся священной седмерицей святителей и состоял из всего наличного духовенства в гор. Владимире (Настоятели всех монастырей, всех уездных соборов и все духовенство гор. Владимира). Иконы несли хоругвеносцы в кафтанах. За священнослужителями, шествовавшими парами, следовали Ее Императорское Высочество, Великая Княгиня, Елизавета Феодоровна, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода, в должности Гофмейстера Высочайшего Двора, Александр Николаевич Волжин, г. Начальник Владимирской губернии, в должности Камергера Высочайшего Двора, Крейтон Владимир Николаевич, Вице-Губернатор, в должности Камергера Высочайшего Двора, В. Н. Мясоедов и другие гражданские и военные чины. По пути следования хода и на соборной площади кругом стояли шпалерами войска, а впереди их расставлены были рядами учащиеся всех средних учебных заведений гор. Владимира. По совершении молебна, ход возвратился в собор и здесь Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, по разоблачении, вручил новохиротонисанному архиерейский посох, обратившись к нему с речью… После литургии в Царскую Ставку и Царское Село посланы были приветственные телеграммы с выражением воодушевляющих население верноподданнических чувств. В покоях Его Высокопреосвященства состоялась трапеза. 24-го апреля в 1 час дня в актовом зале духовной семинарии состоялось собрание архипастырей, участвовавших в хиротонии, пастырей и мирян, приглашенных на хиротонию, под председательством Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, по вопросу об оживлении приходской жизни. В день хиротонии Преосвященнейшим Павлом получены были приветственные телеграммы от следующих лиц: 1) От Митрополита Московского Макария. «Братски приветствую Ваше Преосвященство с восприятием благодати Архиерейства желанием преумножения сего таланта сугубо. Митрополит Макарий». 2) От Архиепископа Финляндского Сергия (на имя Архиепископа Алексия). «Жалею невозможности прибыть. Сердечно приветствую Вас и новаго сотрудника собрата Павла. Архиепископ Сергий». 3) От Архиепископа Харьковского Антония. «Радостно приветствую с благодатью Архиерейства. Приветствуйте своего Владыку и прочих Святителей Архиепископ Антоний»… (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 7-го мая 1916 года).
1-го мая 1916 года учащие и учащиеся Владимирской духовной семинарии прощались со своим бывшим о. Ректором, Епископом Суздальским Павлом. Накануне этого дня всенощное бдение и в самый день божественную литургию Преосвященнейший Павел совершил в семинарской Богородицкой церкви. За литургией Владыка обратился к присутствующим с назидательным словом на тему: «Мир оставляю вам, мир даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам» (Иоан. 14, 27). По литургии пред молебном о. Инспектор семинарии прот. Д. Садовский от лица сослуживцев произнес прощальное приветствие такого содержания: «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Милостивейший Отец и Архипастырь! Велением Благочестивейшего Государя нашего и избранием Св. Синода Вы назначены во епископа богоспасаемого града Суздаля и восприяли благодать высшего святительского служения. Приветствуя Вас со столь высоким назначением и радуясь служебному возвышению Вашему, которое делает честь и этому воспитавшему Вас учебному заведению, во главе которого стояли Вы последние пять лет, вместе с тем не могу не высказать чувств сожаления и скорби по поводу расставания с Вами. Корпорация Владимирской дух. семинарии имела в Вашем лице опытного руководителя, осмотрительного во всех своих действиях и поступках. Ваши отношения к нам проникнуты были духом христианской любви, простоты и снисхождения. Мы привыкли видеть в Вас не столько начальника, сколько нашего доброго товарища, всегда отзывчивого, готового разделить наши радости и горе, ободрить и поддержать нас своими указаниями, советом и заступлением. Ваши выдержанность и спокойствие действовали отрезвляющим и умеряющим образом на наиболее пылких и увлекающихся сослуживцев Ваших и этими чертами своего характера Вы не мало содействовали смягчению и даже иногда полному устранению возникающих и во всяком деле неизбежных недоразумений и конфликтов. Но расставаясь с Вами, мы утешаемся мыслью, что Вы не далеко и не совсем отходите от нас. Вы поставляетесь ближайшим сотрудником и помощником досточтимого Архипастыря нашего по управлению Богом врученной ему Владимирской паствы. По христианскому упованию, мы веруем, что «не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение человека, но Бог есть, Судия: одного унижает, а другого возносит» (Псал. 74 7 — 8). Знаем мы и не ложное слово евангелия, что светильник не поставляется «под спуд, но на свещнице», чтобы светить всем находящимся в доме. И подобно тому, как солнце, чем выше стоит на горизонте, тем больше освещает пространство земли, так и Вы возводитесь на высшее место, на высшую ступень иерархического служения, чтобы свет Вашей мудрости и благочестия осиявал не только этот скромный рассадник духовного просвещения, но чтобы он блистал во всем доме, «иже есть церковь Бога жива». Памятуя и содержа это, мы смиренно и благоговейно преклоняемся пред всеблагим Промыслом Божиим, тако о Вас изволившим, радуемся восхождению Вашему от силы в силу, от славы в славу и молим Господа, да подкрепит Он Вас всесильною помощью своею в предлежащем Вам подвиге и да соделает святительское служение Ваше благоугодным и спасительным для Вас и для вверенных попечению Вашему многочисленных духовных чад Ваших, во славу св. православной церкви. На молитвенную же память о совместной службе с Вами и в знак особенной преданности, уважения и любви к Вам, корпорация Владимирской духовной семинарии покорнейше просит Вас, Преосвященнейший Владыко, принять от нее это скромное подношение. Настоящий священный дар наш да будет залогом тех неразрывных нравственных уз, которые установились между Вами и нами на почве общего делания и служения единым высоким целям воспитания и просвещения подрастающих поколений. И если мы за время этого совместного служения с Вами словом или делом, ведением или неведением, по присущим нам немощам и увлечениям когда либо и как либо досадили Вам и причинили огорчения, то усерднейше просим Вас, Владыко святый, покрыть недостатки наши своею архипастырскою любовью и грехов немощи нашей не помянуть». При последних словах передана была от корпорации духовной семинарии на молитвенную память украшенная камнями панагия. От лица учеников сказано было краткое приветствие воспитанником VI класса С. Авдаковым. Владыка в теплых, задушевных словах благодарил бывших сослуживцев и учащихся за выраженные добрые чувства и пожелания, обещая и впредь на новом высоком месте служения не прерывать той тесной связи с семинарией, которая установилась у него за длинный период пребывания в ее стенах, сперва в звании ученика, а потом учащего и начальствующего. После молебна в покоях о. Инспектора семинарии Преосвященному Владыке предложен был чай и закуска.
Преосвященнейший Епископ Павел отбыл из гор. Владимира 3-го мая 1916 г. в 9 часов утра и в начале 12 часа прибыл в село Борисовское. С 3-го по 7-е мая Павел, Епископ Суздальский, пребывал в городе Суздале, месте своего епископского служения. В город Суздаль Епископ Павел прибыл около 2 час. пополудни и, встреченный городским благочинным у городской заставы, проследовал в собор при общем звоне всех церквей города. У Св. ворот собора Преосвященнейшего Владыку встретило все собравшееся духовенство города Суздаля, и ктитор собора М. И. Фирсов поднес хлеб-соль. При входе в собор, соборный протоиерей А. Г. Вишняков приветствовал Владыку речью, в коей, указав на значение восстановленной, после 118-летняго перерыва, епископии в городе Суздале, просил Владыку принести пастырям града Суздаля мир о Христе, согреть отеческою любовью и дать архипастырское руководство в пастырском служении, чтобы они обращались к нему, как к отцу, о чадех веселящемуся. После обычной встречи и положенных многолетствований, Владыка приветствовал в свою очередь духовенство и собравшихся граждан Суздаля прочувствованным словом, в коем, воспроизведя вкратце свои автобиографические сведения и отметив в них особенное действие Промысла Божия к нему, когда-то обучавшемуся в Суздальском духовном училище и ныне вступающему в город Суздаль епископом, указал побуждения его, особливой архипастырской любви к городу Суздалю, призывал к соблюдению во взаимных отношениях мира и любви во Христе, приглашал к усиленной совместной деятельности в столь трудную годину отечества и к тщательному изучению Суздальских священных памятников древне-русской старины. Приложившись затем к мощам, нетленно почивающих в соборе святителей Феодора и Иоанна, Преосвященный Павел преподал собравшимся архипастырское благословение. При выходе из собора, городской голова М. А. Головашкин с членами управы поднес Преосвященнейшему Владыке от граждан Суздаля хлеб-соль. Владыка, отблагодарив за подношение и призвав благословение Божие на деятельность городской управы в ее попечении о пользах и нуждах города, отбыл в Ризположенский женский монастырь для поклонения мощам почивающей в оном монастыре Преподобной Княжны Евфросинии. При входе в храм Ризположенского монастыря Владыку встретили духовенство со Св. Крестом и Св. водою; настоятельница монастыря игумения Капитолина поднесла от сестер обители шитую золотом икону небесной покровительницы Преподобной Евфросинии, а казначея монастыря монахиня Алевтина — хлеб-соль. После обычной встречи Владыка приветствовал сестер обители словом, в коем увещевал насельниц, по примеру Преподобной Евфросинии, хранить особенно и наипаче всего чистоту сердца, ибо в нем, по слову богопросвещенного ветхозаветного мудреца, «источники жизни», и трудом и средствами помогать отечеству в переживаемое тяжелое время. После слова утешения, Его Преосвященство поклонился мощам Преподобной Евфросинии и, преподав Архипастырское благословение собравшимся, проследовал в Спасо-Евфимиев монастырь. Здесь у Св. врат Владыка был встречен всей братией монастыря с крестным ходом и, облачившись в мантию, проследовал в Спасо-Преображенский собор обители. После обычного краткого молебствия, Владыка приветствовал насельников словом утешения, призывая их совместно с ним усилить заботы и труды в подвигах спасении и в устроении обители. В алтаре Владыке были представлены и. д. наместника Иеромонахом Никоном все живущие в обители. Затем Владыка совершил молебствие пред чтимой в обители иконой Корсунской Божией Матери и Преподобному Евфимию, приложился к святыням обители и, преподав собравшимся архипастырское благословение, проследовал в настоятельские покои, где благочинный и депутат городского духовенства поднесли хлеб-соль. Отдохнув немного от пути, Владыка слушал всенощное бдение в монастырском храме. На следующий день, 4-го мая (Преполовение Пятидесятницы), Преосвященнейший Владыка совершал в Богородице-Рождественском соборе города Суздаля Божественную Литургию и по заамвонной молитве произнес приличествующее слово и предполагал принять участие в крестном ходу с иконой Боголюбивой Божией Матери вокруг Кремля, но по случаю сильного дождя принять участие в крестном ходу не мог и, посетив квартиру соборного Протоиерея А. Вишнякова, где был предложен чай. Отбыл в Спасо-Евфимиев монастырь. 5-го мая, по случаю крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери вокруг города Суздаля, Преосвященнейший Павел совершал в Соборе Божественную Литургию, а по окончании Литургии с крестным ходом, дойдя до реки Каменки (с западной стороны города), совершил водоосвящение и когда, по водоосвящении, крестный ход проследовал далее, отбыл в Васильевский женский монастырь. Здесь у Св. врат Владыку встретили местный причт с насельницами обители. Настоятельница монастыря Игумения Капитолина поднесла Владыке икону Владимирской Божией Матери, а монахиня Евфалия — хлеб-соль. Приняв приношение и войдя в храм, по обычной встрече, Владыка приветствовал сестер обители и собравшихся словом, в коем указал на необходимость и важное значение смирения, послушания и труда, как в деле спасения, так и в устроении обители, только что получившей самостоятельность через отделение от Ризположенского монастыря. Преподав затем благословение собравшимся и сестрам обители. Владыка посетил покои настоятельницы монастыря, где в ожидании крестного хода кушал чай. — По прибытии к Васильевскому монастырю крестного хода, Владыка, облачившись в мантию, вышел в сретение ходу и у Св. врат совершил краткое молебствие с прочтением части акафиста Боголюбской Божией Матери. Проводив после молебствия крестный ход далее, Владыка отбыл в Спасо-Евфимиевский монастырь. 6-го мая, в день рождения Его Императорского Величества, Преосвященнейший Владыка совершал в соборе Божественную литургию, а по окончании литургии, преподав архипастырское благословение учащим и учащимся церковно-приходских школ города Суздаля, собранным в ограде соборной у входа в храм, посетил духовное училище; здесь в Кирилло-Мефодиевской церкви Владыка был встречен корпорацией училища во главе с о. Смотрителем, при чем преподаватель училища М. И. Благосклонов поднес Епископу Павлу хлеб-соль и приветствовал его речью, прося принять это приношение, как дар признательности от учащих той школы, в которой когда- то воспитывался сам Владыка, благословить их и руководить ими на ниве духовно-школьного делания. — Поблагодарив учащих и преподав им архипастырское благословение, Владыка посетил квартиру Смотрителя училища Прот. М. А. Веселовского, где беседовал с корпорацией о родном для него училище. Из Духовного училища Владыка проследовал в Покровский женский монастырь, где у Св. врат был встречен местным причтом и насельницами обители, при чем настоятельница монастыря Игумения Мария поднесла Владыке от сестер обители икону Покрова Пресвятой Богородицы, а казначея монастыря монахиня София — хлеб-соль. По входе в храм и по обычной встрече, Владыка приветствовал сестер обители словом, в котором, указав на счастливое совпадение первого им посещения в знаменательный день для России — рождения Государя Императора, приглашал их, кто чем может, прийти на помощь Возлюбленному Монарху и дорогой Родине в переживаемое тяжелое от военных бедствий время. Преподав затем архипастырское благословение, Владыка осмотрел ризницу монастыря, богатую ценными древностями, и посетил покои игумении Марии, где был предложен чай и трапеза, а по окончании трапезы отбыл в Спасо-Евфимиев монастырь. В 5 ½ часов вечера того-же 6-го мая в Спасо-Евфимиев монастырь была принесена икона Боголюбской Божией Матери и, по встрече ее с крестным ходом у Св. врат, Владыка совершил всенощное бдение с литией и чтением акафиста. 7-го мая Преосвященнейший Епископ Павел совершал в Спасо-Евфимиевом монастыре Божественную литургию и по заамвонной молитве произнес слово, посвященное памяти известного в истории доблестного защитника отечества Козьмы Минина, по случаю исполнившегося 300-летия со дня его кончины, а по окончании Литургии у памятника великого русского героя сподвижника Минина, Князя Д. М. Пожарского, была совершена великая панихида по приснопамятном Козьме Минине и кн. Димитрии Мих. Пожарском, на которой присутствовали все городское духовенство, представители администрации, учащие и учащиеся градских церковно-приходских школ, мужской и женской гимназии. Памятник был убран зеленью и флагами. Преподав затем архипастырское благословение, Епископ Павел проследовал в настоятельские покои, куда были приглашены представители города, присутствовавшие за Литургией и панихидой, и всем был предложен чай. В 3 часа дня Преосвященнейший Епископ Павел отбыл из Суздаля в город Владимир. 9-го мая 1916 г. в 3 часа 32 минуты дня, с поездом Московско-Нижегородской железной дороги Преосвященнейший Павел, Епископ Суздальский, отбыл из города Владимира до ст. Новки, а отсюда в погост Старо-Никольский… В селе Великове Владыка зашел на могилу покойного брата священника Федора Борисовского и служил краткую литию. В третью неделю Великого поста 13 (или 14) марта 1917 г. прошел в Суздале общегородской молебен во главе с Епископом Суздальским Павлом. Конечно, во здравие и в поддержку новой власти. По благословению Преосв. Павла, Епископа Сузд., и по воззванию его, в истекшем мес. июне 1917 года произведен был в гор. Суздале кружечный сбор пожертвований на нужды армии. Весь сбор определился суммою в 651 руб., каковая сумма препровождена, при представлении Преосв. Епископа Павла, в распоряжение г. Военного Министра А. Ф. Керенского.
21 января 1918 г. был опубликован декрет СНК «Об отделении церкви от государства», по которому церковь лишалась прав юридического лица, лишалась всего имущества, движимого и недвижимого. Отныне церкви и монастыри могли пользоваться бесплатно своим бывшим имуществом только с разрешения местной или центральной власти. Храмы передавались общинам верующих по договорам. Впереди, с 1921 года, было массовое изъятие церковных ценностей. По Конституции РСФСР 1918 года, «монахи и духовные служители церковных и религиозных культов» лишались избирательных прав. Поражение в политических правах поставило их в положение незащищенности, полной зависимости от решений местной власти. Начиналось не только отчуждение земельных угодий церкви, но и конфискация дров, сена, зерна, лошадей, инвентаря... 15 февраля 1918 г. состоялся митинг, на котором собравшиеся заклеймили попов, обманывавших прихожан. Из «Резолюции», принятой гражданами города Суздаля и окрестностей на митинге, устроенном РКП (большевиков) в гор. Суздале 15 февраля 1918 г.: «Заслушав доклад тт. коммунистов о произведенном в гор. Суздале и других городах Республики вскрытии мощей и лично убедившись в подлом обмане сознания трудящихся со стороны черной рати духовенства о существовании вместо мощей кукол, мы здесь трудящиеся в количестве 500 человек возмущены до глубины души, видя эту подлость и обман наших лжеучителей, угнетавших нас телесно и духовно в течение многих столетий. Мы, собравшиеся здесь, клеймим позором всех черных жандармов носителей ряс и шлем им вековое проклятье, которое слали и шлют они революционным массам. Мы призываем всех здравомыслящих граждан заклеймить их именем Иуды предателей счастья трудящихся и предать гласному всенародному суду с наложением самой суровой кары... Принято единогласно». 17 февраля 1918 г. в старинном суздальском Рождественском соборе совершается праздничная литургия; служит ее викарный епископ Павел. Затем следует торжественный крестный ход на главную площадь города (Торговую площадь). «Во главе крепкие бородатые мужики (соборные хоругвеносцы) несли пятиглавый „царь-фонарь“, следом - двусторонне иконы, хоругви... На площади снова был молебен с пением псалмов, переросший в митинг. В присутствии архиерея, многих священников и большого числа верующих, священник Цареконстантиновской церкви В. Лепорский зачитал послание патриарха Тихона с проклятиями в адрес советской власти. Вот текст этих проклятий: «Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: каждодневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной. И все это совершается... с невиданной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без суда... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело. Это - поистине дело сатанинское, за которое вы подлежите огню геенскому в жизни будущей - загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если вы носите еще имена христианские, и хотя бы по рождению принадлежите к Церкви православной. Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение». Молебен мгновенно перерастает в митинг. Член исполкома Михаил Иринин пробивается к месту, где зачитывается послание и, «стараясь не допускать оскорбительных выражений», он начал с вопросов к епископу Павлу, его окружению и собравшемуся народу: «Во все времена церковь учила, что всякая власть исходит от Бога. Почему же теперь представители церкви утверждают, что Советская власть является властью самого сатаны?.. Все это происходит потому... что царская власть и власть Временного правительства охраняла богатства и сытую жизнь князей, помещиков, фабрикантов, банкиров, купцов и служителей церкви, а Советская власть лишила их привилегий, отобрала землю и передала ее крестьянам. Вам это обидно. А для трудового народа великая радость... Возврата к старому не будет!» ... Из толпы раздался крик: «Что вы его слушаете, слугу дьявола, безрукого черта! (У Иринина одной руки не было.) Бить его беспощадно, посланца антихристова!» Иринина начинает бить; но тут, как в кино, на площадь влетает местный отряд Красной гвардии (из села Погост-Быково), и начинается расправа... Сколько жителей Суздаля пострадало - мы не знаем, и, возможно, никогда уже не узнаем; Иринин же тогда отделался синяками и шишками. Священник Василий Лепорский был арестован. С репрессивными действий молодой Советской власти епископ Павел впервые столкнулся в 1918 году, у него был произведен обыск, впрочем, не давший никаких результатов.
24(11) апреля 1918 г. был назначен на Челябинскую викарную кафедру. «Епископ Суздальский, Викарий Владимирской епархии Павел назначен епископом Челябинским. Граждане гор. Суздаля возбуждают ходатайство о сохранении за Суздалем прежнего значения — кафедрального города викарного епископа и об оставлении в г. Суздале Преосв. Павла» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-8-й. Май 1918 г.). «К настоящему времени гражданами гор. Суздаля путем доброхотных пожертвований обеспечено материальное содержание викарного епископа на три года. 22-го мая в Москву выехала особая депутация, в составе свящ. Н. Уловича, И.Е. Арефьева и Н.Е. Панова, с ходатайством пред Патриархом Тихоном о сохранении в гор. Суздале кафедры викарного епископа и об оставлении в Суздале по-прежнему Епископа Павла» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9. Май 1918 г.).
На новое место службы епископ не поехал, и указом от 12 июня (31 мая) 1918 г. Патриархом Тихоном оставлен на прежнем месте служения.
7 апреля 1918 года Епископ Суздальский Павел, настоятель Спасо-Евфимиева монастыря, писал: «...взято не ими выращенное, описано все, оставшееся с полей, чтобы потом взять все, до последнего гвоздя». Ревизии и конфискации проводились по удостоверениям, доверенностям, ордерам Суздальского исполкома, военного комиссариата, Чрезвычайной уездной комиссии, а иногда — без оных документов. В амбарной книге учета монастырского имущества (глава 6 «Экономическое монастырское имущество в разных вещах заключающееся») каллиграфическим почерком выведен перечень нажитого добра, а рядом, на полях, - отметки: — «Дюжина стульев крашеных с решетками венских. 26 марта 1918 г. взяты членом Исполкома Силаевым». — «Дюжина кресел крашеных с подушками, обшитыми материею. Взято 9 августа 1918 г. в отдел финансов, служ. Бобышев». Сплошь и рядом: «взято без ордера»; «такого-то числа взято без росписи». И фамилии бравших. 10 февраля 1919 г. настоятель монастыря «осмеливается покорнейше просить ликвидационный комитет, не признает ли он возможность возвратить взятую для услуг чрезвычайной комиссии монастырскую лошадь», без которой престарелые монахи не могут справиться с обработкой огородов. Монахи, у которых есть надежда где-то найти какое-то прибежище, бегут с глаз новой власти. Со слов самого Михаила Иринина, в городе была попытка организовать «красные крестины» и «красные похороны» — без священников, с речами партийных активистов. Ночью на кладбище «плакал и стонал похороненный по новому обряду», это организовали «противники новой власти». «Акт 1919 года 11 февраля в 3 часа пополудни Комиссия, выделенная из представителей от Суздальского Уездного Исполкома, от Местной Коммунистической Партии и отдела Здравоохранения, в составе председателя т. Шеенкова, членов: тт. Кузнецова, Силаева а Протопопова и Секретаря т. Шахова в присутствии представителей от духовенства священника Входо-Иерусалимской церкви Александра Цветкова, священника Ризположенского монастыря Сергея Виноградова, представительниц от монашествующих Ризположенского монастыря благочинной монахини Таиссии Белиной, монахини Мариамны Гурьяновой и Секретаря Местной Коммунистической партии А. Силаева согласно постановления Президиума Суздальского Уездного Исполнительного Комитета от сего числа производила осмотр раки с мощами, находящихся в Суздальском Ризположенском женском. Монастыре, при этом оказалось следующее: при вскрытии раки преподобной Евфросиньи...» Далее идет описание мощей, «завернутых в черную мантию и схиму, обвязанных черной шелковой лентой, концы которой опечатаны сургучной печатью». «Оказавшиеся кости в надлежащем порядке были сфотографированы местным фотографом Соболевым, после чего к осмотру оказавшегося в раке были допущены как все монашествующие, так и посторонняя публика. После осмотра публикой рака с вышепоименованным содержимым была закрыта и заперта на ключ». Епископ Суздальский Павел с 1918 по 1921 год был настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря. 12 февраля 1919 г. в 12 часов 45 минут комиссия, «выделенная из представителей от Суздальского Уездного Исполнительного Комитета, от местной Коммунистической партии, отдела здравоохранения и отдела народного образования», в присутствии представителя от духовенства Иеромонаха Иеронима произвела вскрытие мощей Преподобного Евфимия. «К осмотру была допущена посторонняя публика». 2 марта 1919 года в Прощеное Воскресение, епископ Павел произнес проповедь. 8 марта 1919 года газета «Голос правды» в статье Н.И. Белова «Гнусный обман» опубликовала якобы произнесенные в городском соборе 2 марта слова епископа в проповеди к верующим о предстоящем «свержении советского правительства с божьей помощью». Уже 11 марта сотрудник ЧК допрашивал по этому факту автора статьи, но тот, оказывается, не был на службе, а «слышал от соседей». Павел же объяснил, что в «прощенное воскресенье» его проповедь была духовно-назидательной, а «изложена... столь неузнаваемо, что между изложенным и действительно произнесенным поученьем нет ничего общего». После доследования проведенного Коллегией следователей Юридического отдела ГубЧК 2 июня 1919 года епископ помещен во Владимирскую губернскую тюрьму. На следующий день родственник его покойной жены Д. В. Касаткин написал в ГубЧК заявление-поручительство с просьбой забрать владыку Павла под расписку. Освобождение состоялось 6 июня 1919 года. Но в 1920 году Павел снова в списках «лишенцев». По данным отдела управления Суздальского угорисполкома известно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре в конце ноября 1920 года проживало 10 монахов, в Покровском — 110 монахинь, в Ризоположенском — 85, в Васильевском - 70. (Напомню: поданным губернского статкомитета в Суздале в 1914 г. насчитывалось духовенства — черного и белого — 954 человека). В 1921 году в списках «лишенцев» лиц духовного звания — 68 человек, в 1923 г. - только 31 священник и 19 монахов. Остальные уже уехали, некоторые — арестованы. 13 мая 1921 года назначен правящим Вятским и Слободским. В Вятке владыка Павел проживал при соборе, служил в кафедральном соборе. Показал себя твердым противником обновленчества… 25 августа 1922 года епископа Павла арестовывают вместе с епископом Глазовским Виктором (Островидовым) на квартире при кафедральном соборе. 5 сентября 1922 года им было предъявлено обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, распространении нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия. 23 февраля 1923 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР осужден на 3 года ссылки в Нарымский край.
Судебный процесс над контрреволюционным духовенством. Епископ Павел (Борисовский) во втором ряду третий слева. 1923 год. г. Владимир.
По отбытии ссылки в начале 1926 года вернулся в Вятскую епархию, где вскоре возводится в сан архиепископа. 14 мая 1926 года вновь арестован вместе с епископом Виктором (Островидовым). Обвинялся, как сказан в материалах дела, в «организации нелегальной епархиальной канцелярии и произношении проповедей контрреволюционного характера. Так, в одной из проповедей Борисовский говорил о гонении веры православной, заявлял, что мы живем в век фальсификаторов и богоборцев, призывал верующих стойко стоять за веру православную и лучше стоять за веру, чем поклоняться сатане…» 20 августа 1926 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст.69 УК РСФСР, осужден на 3 года ссылки за неподчинение распоряжениям советской власти, пропаганда против существующего в СССРгосударственного строя, группирование вокруг себя враждебно настроенного к советской власти элемента, ведение церковно-реакционной деятельности. Ссылку отбывал в г. Александрове Владимирской губернии. Освобожден досрочно — через год, в 1927 году, и продолжил служение на Вятской кафедре. Освобожден досрочно — через год, в 1927 году, и продолжил служение на Вятской кафедре. В мае того же 1927 года кооптирован заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) в созданный им «с разрешения власти» Временный Патриарший Священный Синод. Вместе с другими членами Временного Синода подписал Декларацию митрополита Сергия от 29 июля 1927 года. Подписал «Декларацию» митроплита Сергия, а также дал свое разъяснение «Декларации». Это послание приобрело особую известность благодаря активной деятельности последователей викария архиепископа Павла епископа Виктора (Островидова), противившихся проведению политики митрополита Сергия и его Синода в Вятской епархии. Критика ими обращения архиепископа Павла была самой жесткой. В своем обращении к пастве, владыка Павел писал: «Слухи о нашем объединении с обновленцами — чистейший вымысел и вздор. Обновленцы, григориане и им подобные раздорники попирают каноны Церкви, а мы свято их охраняем и соблюдаем. Ни с обновленцами, ни с григорианами, и ни с какими другими современными раскольниками и отщепенцами, ни Священный Патриарший Синод в полном своем составе за все истекшее время его существования, ни я, не имели и не имеем никакого молитвенного общения, и даже чуждаемся каких бы то ни было обычных деловых отношений с ними».
Митрополит Павел
21 января 1929 года назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. 18 мая 1932 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского, с предоставлением права ношения бриллиантового креста на митре. 20 августа 1937 года митрополит Павел был арестован с обвинением — «антисоветская агитация и организационная контрреволюционная деятельность». В рамках группового «Дела митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова)», в вину владыке митрополиту вменялось — «создание в Ярославской области антисоветских повстанческо-диверсионных групп и подготовка их для вооруженных выступлений против советской власти». Параллельно была арестована большая группа духовенства. Согласно материалов дела: «на допросе 1-3 марта 1938 г. назвал членов Синода, составляющих антисоветскую группу (20 имен)», признал себя виновным. Следует отметить, что сохранилось свидетельство, касающееся этого дела, — показания 1958 года Фаины Ивановны Пестринской, вдовы протоиерея Федоровского собора отца Владимира Ивановича Пестринского, наглядно показывающий методы допроса членов «преступной группы церковников» возглавляемых митрополитом Павлом. Рассказывает Фаина Ивановна: «Владимир Иванович Пестринский мне говорил, что никаких преступлений против Советской власти не совершал. Он мне также тогда рассказал, что на следствии его вынудили дать, вернее, подписать явно ложные показания. При этом он мне рассказал, что, находясь в тюрьме в городе Ярославле следователи заставляли его подписывать чистые листы бумаги, когда он их не подписывал снова отправляли в тюрьму и стали вызывать по ночам. Вызывали несколько раз, наставляли к лицу наган и принуждали давать показания. Он также мне рассказал, что его беспрерывно держали на допросе в течение восьми суток, следователи менялись, а ему спать не давали». Обвиняемые, доведенные до полного изнеможения, подписывали сфабрикованные показания, «лишь бы поскорее окончилось следствие», будучи уже не в состоянии не только понять, но даже прочитать то, что они подписывали. Сохранились свидетельства о применении других пыток. Поэтому однозначно утверждать, что в показаниях митрополита Павла имел место оговор нельзя. 6 октября 1938 года митрополит Павел Военной Коллегией Верховного Суда СССР по ст.58-2-8-10-11 УК РСФСР приговорен к высшей мера наказания — расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Митрополит Ярославский и Ростовский Павел (Борисовский) расстрелян 6 октября 1938 года на расстрельном полигоне у деревни Селифонтово Ярославского района Ярославской области, где и погребен в общей братской могиле. Реабилитирован Прокуратурой СССР 24 сентября 1991 года.
Владимиро-Суздальская епархия Алексий III (Дородницын) архиепископ Владимирский и Шуйский Пребывание Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, в городе Александрове и его уезде в мае 1916 г.