Главная
Регистрация
Вход
Вторник
22.08.2017
08:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 322

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [596]
Суздаль [228]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [169]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [45]
Юрьев [98]
Судогда [29]
Москва [41]
Покров [48]
Гусь [44]
Вязники [114]
Камешково [46]
Ковров [127]
Гороховец [26]
Александров [112]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [23]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Наречение и хиротония во Епископа Суздальского Ректора Владимирской духовной Семинарии Архимандрита Павла 22 и 23 апреля 1916 г.

Наречение и хиротония во Епископа Суздальского Ректора Владимирской духовной Семинарии Архимандрита Павла

Павел Петрович Борисовский родился 29 октября 1867 года в с. Борисовское, Владимирского уезда. Духовное образование П. П. Борисовский получил в Суздальском духовном училище и Владимирской духовной семинарии и завершил его под сенью Свято-Троицкой Лавры. По окончании курса в Московской духовной Академии со степенью Кандидата Богословия и с правом при искании степени магистра не держать нового устного экзамена, Павел Петрович был оставлен при Московской духовной академии на год профессорским стипендиатом. 1 сентября 1893 года определен в Могилевскую духовную семинарию преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 2 ноября 1894 года перемещен на должность преподавателя философии в той же семинарии. В Могилеве Павел Петрович состоял членом Комиссии для производства испытаний лицам, желающим занять места псаломщиков, и членом Могилевского Епархиального Училищного Совета.
21 февраля 1897 года П. П. Борисовский перемещен на должность преподавателя во Владимирскую духовную семинарию, сперва Священного Писания, а с 1900 года — Догматического, Нравственного и Основного Богословия. Совместно с этим Павлу Петровичу поручено было преподавание Еврейского языка в семинарии; кроме того некоторое время он состоял нештатным преподавателем философской пропедевтики во Владимирской мужской гимназии.
Исполняя разного рода поручения Епархиальной власти, Павел Петрович особенно много потрудился в звании члена-делопроизводителя временного строительного Комитета по расширению и капитальному ремонту зданий Владимирской духовной семинарии. Эту ответственную и хлопотливую должность Павел Петрович проходил с 16 марта 1902 года по 10 мая 1906 г. и потратил за это время немало сил и энергии.
В этот период службы П. П. Борисовского, его постигло тяжкое испытание, определившее собою его дальнейший жизненный путь. В 1906 году Павел Петрович, сравнительно молодой еще преподаватель, лишился любимой подруги жизни и остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми на руках. Приняв со смиренной покорностью возложенный на него Провидением крест, Павел Петрович с этого времени всецело отдается педагогической деятельности и по доверию высшего начальства призывается к исполнению административных педагогических должностей.
Указом Св. Синода от 27 июля 1907 года П. Борисовский назначен Инспектором Пензенской духовной семинарии, а через год, указом Св. Синода от 5 декабря 1908 года — на должность Ректора Пензенской духовной семинарии.
15 декабря 1908 года Павел Петрович возведен в сан протоиерея и награжден камилавкой и наперсным крестом. Ректором Пензенской семинарии о. протоиерей П. П. Борисовский состоял в течение 2-х лет. За это время на него Епархиальной властью возлагались разного рода ответственные поручения и должности по Епархиальному управлению. Так, он состоял Председателем Пензенского Епархиального Миссионерского Совета, командирован был в город Казань на Окружный Миссионерский Съезд по внешней миссии в 1910 году, состоял цензором проповедей, назначаемых к произнесению в Пензенском Кафедральном соборе и других церквах города Пензы, Председателем Совета Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Пензенской духовной семинарии и председателем Совета Пензенского Иннокентиевского религиозно-просветительного Братства.
Указом Св. Синода от 27 января 1911 года прот. П. П. Борисовский перемещен на должность Ректора Владимирской духовной семинарии, на каковой должности состоял до последнего времени. В звании Ректора семинарии прот. П. Борисовский, как и в Пензе, исполнял разные ответственные поручения Епархиальных Владык и нес многоразличные обязанности епархиальной службы. Так, с 16 февраля 1911 года состоял членом Училищного Совета; 27-го мая 1911 года назначен Председателем Проповеднического Комитета по рассмотрению проповедей, произносимых священнослужителями Владимирской епархии; 6 марта 1911 года избран членом Владимирского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества; с 27 января 1911 состоит председателем Комиссии по производству испытаний на звание законоучителя церковно-приходских школ Владимирской епархии; на годичном собрании Владимирского Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1913 году избран членом Совета Братства; резолюцией Архиепископа Николая, от 7 февраля 1914 г., назначен членом совещания для предварительного обсуждения вопросов программы Всероссийского законоучительского Съезда.
В последние годы о. Ректор семинарии прот. П. Борисовский состоял: членом Комиссии для производства испытаний лицам, ищущим священнического и диаконского сана, Председателем Проповеднического Кружка духовенства Владимирской епархии, редактором печатного органа этого Кружка «Проповеднического Листка», членом Епархиального Комитета по оказанию помощи раненым воинам и их семьям, Председателем Комиссии для выработки программы празднования во Владимирской епархии 900-летия со дня кончины Св. Благоверного Великого Князя Владимира и Председателем миссионерской секции Совета Братства Св. Благоверного Велик. Князя Александра Невского.
Согласно указу Св. Синода от 9 июня 1915 года, Ректор Владимирской семинарии прот. П. Борисовский пострижен Высокопреосвященнейшим Алексием в монашество, с сохранением прежнего имени, и возведен в сан Архимандрита с оставлением в занимаемой им должности.

С открытием в гор. Суздале епископской кафедры, епископом этого древнего града и третьим Викарием Владимирской епархии Святейшим Синодом был предназначен и Государем Императором Высочайше утвержден Ректор Владимирской духовной семинарии Архимандрит Павел, с тем, чтобы хиротония его во епископа была произведена в гор. Владимире.
В лице новорукоположенного Епископа Владимирская епархия приобретает Архипастыря и по своему происхождению, и по службе близко знакомого с ее интересами и нуждами, богатого опытом не только в воспитании юношества, но и в устроении разных сторон епархиальной жизни, с которыми ему так или иначе приходилось сталкиваться в период своего прежнего долголетнего служения, особенно при исполнении разных, часто ответственных и важных, поручений Епархиального Начальства.

Наречение и хиротония во Епископа Суздальского Ректора Владимирской духовной Семинарии Архимандрита Павла

22 и 23 апреля 1916 г. надолго запечатлеются в памяти православного населения г. Владимира и его окрестностей. В эти дни происходило здесь редкое торжество — наречение и хиротония во Епископа Суздальского ректора Владимирской духовной семинарии, Архимандрита Павла. Основное торжество усугублялось еще многими сопутствующими незабвенными обстоятельствами: Великая Княгиня, Елисавета Феодоровна, Сестра Августейшей Именинницы, Государыни Императрицы Александры Феодоровны, как простая инокиня, изволила принять участие в молитвенном подвиге с коренным русским народом; г. Суздалю, некогда славному в истории русского государства и потом утратившему свою славу, возвращалась часть ее, восстановлялась епископская кафедра; г. Шуя делалась второй кафедрой Первосвятителя Владимирской епархии; нарекалось и хиротонисалось лицо, которое родилось, воспиталось и большую часть своего служебного времени провело в недрах Владимирской епархии.
Торжества начались с 21-го апреля, когда стали прибывать в г. Владимир имевшие принять участие в наречении и хиротонии, Преосвященные соседних епархий: Александр, Епископ Вологодский и Тотемский; Димитрий, Епископ Рязанский и Зарайский; Евгений, Епископ Костромской и Галичский; Митрофан, Епископ Муромский, а также — другие гости, приглашенные на торжества — настоятели и настоятельницы монастырей Владимирской епархии, о. о протоиереи и старосты уездных соборов, заслуженные старосты сельских приходов, представители от разных казенных и общественных учреждений.
Утром 22-го изволила прибыть в г. Владимир Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.
Обряд наречения состоялся в 1 час дня 22-го апреля в Крестовой церкви при Владимирском Архиерейском Доме. Заблаговременно в Крестовую церковь собрались: городское духовенство, о. о. настоятели и настоятельницы монастырей епархии, о. о. протоиереи и церковные старосты уездных городов, депутации от учащих и учащихся духовных учебных заведений г. Владимира, представители местной администрации, другие приглашенные лица и не вместившаяся вся в церковь масса молящихся.
Приглашенные лица заняли заранее определенные им места. На правой стороне Архиерейского возвышения, у солеи пред иконою Иверской Божией Матери приготовлено было место для Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.
К 12 ¾ часа в храм прибыли нарекаемый и Архипастыри, имевшие принять участие при наречении, и «со славою» проследовал Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский.
По входе в храм Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, наречение совершено было в следующем порядке.
Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, облаченный в святительскую мантию и омофор, и прочие Архипастыри, облаченные в мантии, заняли на помосте среди церкви свои кафедры пред столом с зерцалом. Старейшие из присутствующих — Архимандрит Владимир, эконом Архиерейского Дома, и протоиерей Владимир Боголюбов, настоятель Николо-Златовратской церкви, в облачениях, предшествуемые кафедральным протоиереем М. Сперанским со святым крестом, ключарем, протоиереем И. Взоровым, со святою водою и о. протодиаконом, также облаченными, вывели из святого алтаря чрез царские врата нарекаемого Архимандрита Павла. Сделав 3 поклона Архипастырям (2 поясных и 3-й земной), о. Архим. Павел принял благословение от всех Епископов в порядке их старшинства и стал пред возвышением, лицом к Архипастырям.
Секретарь Консистории, А. В. Гроздов, объявил нарекаемому Высочайший Указ о назначении его во епископа богоспасаемого града Суздаля.
О. Архимандрит Павел по установленной формуле ответил благодарностью и согласием.
После этого все иерархи встали со своих кафедр и началось краткое молитвословие одних святителей. Первенствующий из них, Высокопреосвященнейший Архиепископ Алексий возгласил «Благословен Бог наш». Архипастыри пропели: «Христос Воскресе», «Святый Боже», „Пресвятая Троице", „Отче наш", тропарь «Благословен еси Христе Боже наш» и кондак «Егда снишед языки слия». Затем, первенствующий произнес сугубую эктению с особым прошением о новонарекаемом, а прочие святители пели «Господи помилуй». По отпусте, о. Архимандрит Павел, взяв благословение у всех Архипастырей и остановившись на прежнем месте, обратился с речью к Архипастырям. По окончании речи, протодиакон о. И. Ушаков, возгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду, присутствующим иерархам и нареченному во епископа Суздальского, Архимандриту Павлу. После многолетия о. Архимандрит Павел принял благословение от Его Высокопреосвященства святым крестом и облобызав последний, окропился св. водой. Этим закончился чин наречения. Архипастыри во главе с Высокопреосвященным проследовали „со славою" из Крестовой церкви в Архиерейские покои.
Вечером этого дня в разных церквах города архиерейскими служениями совершены всенощные богослужения: Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, в присутствии Великой Княгини в Кафедральном соборе, Преосвященным Александром, Епископом Вологодским и Тотемским — в Знаменской церкви, Преосвященным Димитрием, Епископом Рязанским — в храме женского монастыря, Преосвященным Евгением, Епископом Костромским и Галичским, — в семинарской церкви, Преосвященным Евгением, Епископом Юрьевским — в Воскресенской церкви и Преосвященным Митрофаном, Епископом Муромским — в Крестовой церкви.
23 апреля к 8 часам утра Кафедральный собор был переполнен молящимися и приглашенными на торжество лицами. В начале 9-го часа в собор пожаловал Его Высокопревосходительство, господин Обер-Прокурор Святейшего Синода, в должности Гофмейстера Высочайшего Двора, Александр Николаевич Волжин. Около половины 9-го в собор изволила прибыть Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. В 8 ½ часов, по встрече «со славою» Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, началось совершение служения.
После облачения первенствующего Святителя и чтения часов, из алтаря вышли в полном облачении на амвон среди церкви и сели на приготовленные седалища участвовавшие в изречении Архипастыри. От архиерейского амвона и до царских врат по обе стороны стали настоятели монастырей, о. о. протоиереи уездных соборов и городское духовенство в красных облачениях с золотыми крестами.
Выведенный из алтаря старейшим из архимандритов, Архимандритом архиерейского дома Владимиром и протодиаконом, Архимандрит Павел, стоя на ногах, средине и главе большого орла, постепенно, в ответ на вопросы первенствующего Святителя, прочел Символ Веры, исповедание веры восточных патриархов, ясно определяющее личные свойства Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, Троицы Единосущной и Нераздельной, и наконец — изложение веры о воплощении Сына Божия, обещание соблюдать каноны св. апостолов, соборов вселенских и поместных, соблюдать церковный мир, повиноваться Святейшему Синоду, быть во всем согласным с епископами, ничего не делать вопреки церковным правилам, не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить предания и чины неизменно с католической восточной православной церковью, согласно с постановлениями Святейшего Правительствующего Синода и со святейшими восточными патриархами. Затем архимандрит Павел произнес присягу о вероподданническом нелицемерном служении Престолу и о повиновении Власти Самодержавной и всем исходящим от нее узаконениям. В поручительство неуклонного исполнения данных им обетов призвал Самого Спасителя Иисуса Христа: «Той да будет мне помощник купно со Отцем и св. Духом». После сего книгу клятвенных обещаний, скрепленную заблаговременно собственноручной подписью по листам, рукополагаемый вручил Высокопреосвященному Архиепископу Алексию и принял от него и от всех прочих Архипастырей благословение. При этом Архиепископ произнес: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою». Протодиакон провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, участвующим в хиротонии Архиереям и избранному и утвержденному во епископа богоспасаемого града Суздаля, Архимандриту Павлу.
После многолетия, новонареченный епископ, архимандриты и духовенство, кроме совершавших литургию, удалились в алтарь. Началось небывалое в г. Владимире совершение божественной литургии 6-ю иерархами. Торжественное богослужение производило глубоко-религиозное впечатление своим величием, и грандиозностью, и прекрасным пением, которое исполнял архиерейский хор под управлением А. Е. Ставровского.
После малого входа и произнесения Высокопреосвященным слов: «Призри с небесе, Боже!», во время пения «Святый Боже», Архимандрит Владимир и протодиакон вывели хиротонисуемого из алтаря через северные двери к царским вратам. Здесь его приняли Преосвященные: Димитрий, Епископ Рязанский и Зарайский, и Александр, Епископ Вологодский и Тотемский, и ввели во св. алтарь. О. Архимандрит Павел, сняв митру, стал на колени и, сложив крестообразно руки, возложил на престол свою голову. Высокопреосвященный Архиепископ Алексий и прочие Архипастыри возложили на голову хиротонисуемого руки и раскрытое Св. Евангелие, обращенное словами к голове посвящаемого. Первенствующий, Архиепископ Алексий, произнес положенную при посвящении молитву, начинающуюся словами: «Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященного собора, Божественная благодать пророчествует тя боголюбезнейшаго архимандрита»... и т. д. Все присутствовавшие в алтаре запели троекратно «Господи помилуй». Затем Высокопреосвященный благословил хиротонисуемого и прочел еще две молитвы тайно, во время которых один из Архиереев в полголоса произнес особую положенную по уставу Церкви ектению, а другой Архипастырь говорил «Господи помилуй». По окончании чтения ектении, с головы о. Павла сняли Св. Евангелие и он, сняв с себя архимандричий крест и священническую ризу, брал подносимые ему архиерейские одежды, подходил к каждому из Архипастырей для получения благословения и при возгласе «аксиос» возлагал их на себя. После облачения Архиереи братским лобзанием приветствовали Епископа Павла и он, заняв соответствующее место среди Архипастырей, стал принимать участие в совершении Божественной литургии.
Во время совершения Божественной литургии в соборе, на соборной площади для духовного утешения громадного стечения народа, стремившегося попасть в собор, и войска, епархиальными миссионерами, М. Вальковым и Г. Орфеевым, совершались молебствия и произносились соответствующие моменту поучения. Пел военный хор.
По окончании Божественной литургии, для совершения установленного Царского молебна по случаю Тезоименитства Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы Александры Феодоровны, совершен был крестный ход из собора на площадь, дабы в единении всего народа вознести молитвы о здравии Августейшей Именинницы и всего Царствующего Дома.
Ход возглавлялся священной седмерицей святителей и состоял из всего наличного духовенства в гор. Владимире (Настоятели всех монастырей, всех уездных соборов и все духовенство гор. Владимира). Иконы несли хоругвеносцы в кафтанах. За священнослужителями, шествовавшими парами, следовали Ее Императорское Высочество, Великая Княгиня, Елизавета Феодоровна, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода, в должности Гофмейстера Высочайшего Двора, Александр Николаевич Волжин, г. Начальник Владимирской губернии, в должности Камергера Высочайшего Двора, Крейтон Владимир Николаевич, Вице-Губернатор, в должности Камергера Высочайшего Двора, В. Н. Мясоедов и другие гражданские и военные чины. По пути следования хода и на соборной площади кругом стояли шпалерами войска, а впереди их расставлены были рядами учащиеся всех средних учебных заведений гор. Владимира.
По совершении молебна, ход возвратился в собор и здесь Высокопреосвященный Архиепископ Алексий, по разоблачении, вручил новохиротонисанному архиерейский посох, обратившись к нему с речью.

Речь Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, при вручении жезла Преосвященному Павлу, Епископу Суздальскому (23-го апреля 1916 года).
Преосвященный Епископ Павел!
Ты мог бы сказать вместе со св. Григорием Нисским: «Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим» (т. 40-й, стр. 361). Да, ты принимаешь архиерейский жезл и вступаешь на поприще епископского служения, когда твой жизненный день прошел уже свой зенит и начал склоняться на вторую половину. Уже одно это говорит за то, что ты вступаешь во вверенное тебе Богом служение мужем зрелым, который, конечно, сознает всю тяжелую ответственность, соединяющуюся с этим служением. Но твое прошлое, тот опыт жизни, который ты уже имеешь, дают уверенность, что ты не только сознаешь высоту и ответственность твоего нового служения, но и сумеешь исполнить его в полную меру твоих сил. Впрочем, что я говорю? Разве не божественная благодать врачует немощных и восполняет недостающее? Разве Господь наш Иисус Христос не всегда содействует делателям на Его ниве? Разве не Он сказал: «Я с Вами во все дни до скончания века» и не из Его-ли божественных уст мы немощные слышим эти ободряющие слова: «Довлеет ти благодать моя, сила-бо моя в немощи совершается». Итак, возлюбленный о Христе брат и будущий наш соработник на ниве Божией, имея впереди себя Наставником и Помощником Великого Первосвященника, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, дерзай и твердою стопою иди в предлежащее тебе высокое, трудное и ответственное служение. А служение предлежит тебе поистине трудное и особенно теперь, когда у Святой Церкви так много врагов и так мало помогающих ей. Враг рода человеческого, враг Церкви Христовой, ходит аки лев рыкая, иский кого поглотити и, кажется, никогда рыкание его не было так бурно, никогда оно не приводило в такое смятение сердца и умы чад Церкви Христовой, как в переживаемое время. На нашем времени, как будто, сбываются слова Господа: «предаст брат брата на смерть...» (Мрк. 13, 12). В самом деле, какое страшное зрелище представляет в настоящее время христианский мир. Он весь горит в огне ненависти и злобы, которой не могут залить потоки христианской крови. И какой великий соблазн эта кровавая борьба христианских народов вносит в сердца и умы тех, кто еще не познал Христа, кто колеблется в вере в Него! Какою великою скорбью она отзывается в сердцах любящих Господа и желающих благоугождать Ему. Люди, еще не познавшие Христа, наблюдая со стороны эту борьбу, не скажут-ли нам: «вы, которые так много говорите о вашей вере в Бога любви, вы, которым ваш Бог заповедал любить друг друга, помогать друг другу, так-то исполняете заповеди вашего Бога: убиваете, душите, терзаете друг друга». И мы, склонив главы, неужели должны оставаться безответными? И вот в душе их - готово сомнение в истине Христова учения и они дальше отодвинутся от него, чем были. И одни-ли язычники и не верующие во Христа соблазнятся зрелищем борьбы христианских народов и уйдут от Христа? Не найдутся-ли и среди «верных» такие, кто под влиянием ужасов этой борьбы усомнятся в истинах Христова учения, охладеют сердцем ко Христу и уйдут на сторону далече... А враги Христа и Его Церкви?.. О, они торжествуют теперь, как никогда... Подобно древним евреям, которые хулили висящего на Кресте Господа и посылали Ему злые упреки, современные враги Христовы открыто бросают вызов христианству и вопрошают нас: «где-же то царство, царство мира и любви, в котором подданные раскуют мечи на орала и волк будет пастись с ягненком, о котором вы, христиане, так любите говорить?»... И новое смятение чувств и помыслов христианских и новый соблазн «Горе миру от соблазнов» (Матф. 18, 7). И мы, архипастыри и пастыри Церкви Христовой, первыми должны выступить на помощь чадам ее в этом их горе. И вот, тебе, возлюбленный брат наш епископ Павел, первая забота и первый подвиг архипастырского служения: успокоить смущенные умы и сердца христиан, утвердить колеблющихся, возвратить отошедших, раскрыть пред христианским сознанием твоих пасомых, что учение Господа нашего Иисуса Христа не престанет быть истинным и святым от того, что люди не вполне усвоили его и устроили по нему свою жизнь, что христианство не престанет оставаться религией мира и любви от того, что между христианами бывают злоба и ненависть, что Церковь Христова не перестает быть единой истинной хранительницей веры Христовой и благочестия от того, что сыны ее подняли свой меч на врага, что Русь святая и православная и православный Русский Царь остаются, как и всегда были, носителями духа Христовой любви, насадителями правды Божией на земле и защитниками веры Христовой. Вот, то, что ты прежде всего по требованию обстоятельств времени должен сеять на ниве Божией. Но здесь встретит тебя новая забота и новая скорбь. Мы архипастыри и пастыри только «сеятели» на ниве Божией, а возращает посеянное и плодотворит Бог. Но сеять и не быть властным в росте посеянного, сеять и в то же время терзаться сомнениями, как-бы враг рода человеческого ночью не пришел и не посеял на твоей ниве плевел, которые могут заглушить доброе семя, сеять и каждую минуту бояться, как-бы хищные птицы не налетели и не исторгли твоих зерен, — как прискорбно и тяжело для сердца сеятеля и сколько незримых слез бывает у него... Будут эти слезы у тебя; но знай, что это печаль ради Бога, которая соделывает спасение (2 Кор. 7, 10).
Но не хочу умножать в тебе тревожные чувства дальнейшим указанием на тяготы епископского служения: в нем есть много и высоких радостей. Эти радости всегда сопутствуют архипастырям, когда они с верой в Бога, с надеждой на Его всесильную помощь в полную меру своих сил отдают себя на служение св. Церкви.
В жизни епископов Церкви Христовой, если присмотреться к ней внимательнее, мы найдем, что помимо общего всех им долга попечения о спасении душ вверенных им людей Божиих, каждому из них Богом поручается особое дело в экономии Церкви Христовой. Такое дело будет и у тебя, возлюбленный наш брат Преосвященный Павел. Твое вступление на епископскую кафедру совпадает с некоторыми, весьма знаменательными событиями в церковно-общественной жизни нашего Отечества. Под влиянием великой европейской войны, начинает пробуждаться национальное сознание русского народа, сознание своих духовных, культурных и экономических сил, своей истории, своего места в ряду других европейских народов. Пока это, может быть, робкие шаги начинающего самостоятельно ходить ребенка, но несомненно, что начало уже положено. При этом открылось то, что всегда повторяется в истории русского народа, когда он выступал на какое-нибудь великое дело — начинают с Святой Православной веры, с Церкви Христовой. История русского народа, да не только история, а вся его жизнь, во всей совокупности проявлений ее, так тесно связана с верой православной, с Церковью, с пастырями Церкви, так всецело проникнута ими, что за какое-бы историческое дело мы не взялись, мы всегда должны начать с Церкви Христовой, а если мы это забываем, мы делаем большие ошибки, за которые потом отвечают целые поколения. Так и теперь. Русские люди захотели оживить свои национальные силы, захотели жить в полную меру своих самобытных начал и тотчас заговорили об оживлении церковной жизни, реформе церковного прихода, об изучении русской церковной старины и проч. И это с точки зрения исторической логики вполне понятно...
Я не буду тебе говорить здесь о том, как я понимаю оживление нашего церковного прихода и реформу прихода, об этом, если Господь поможет, мы поговорим с тобою в другое время; но укажу на одно обстоятельство, которое имеет близкое отношение к твоей будущей деятельности.
Господу угодно было указать место твоего епископского служения в гор. Суздале. Этот, некогда славный град, центр духовной и политической жизни Северной Руси, теперь тихо почивает. Одни только многочисленные храмы, устремляющиеся своими колокольнями в небесную высь, как-бы умоляя небо возвратить их граду его былую славу, свидетельствуют о той могучей жизни, которой некогда жил этот град. Но не знаменательно-ли, что в то время, когда в общественно-политической жизни России замечается поворот в сторону русских национальных начал, начал, которые, как мы видели, проникнуты духом православной веры и церковности, древнему Суздалю возвращается его церковная слава, в виде восстановления в нем епископской кафедры? Не есть-ли это указание на то, что должно составить предмет твоих особых забот на новом месте твоего служения? Наш русский национализм, к которому возврат теперь начинается, весьма не сложен: любовь к Богу и преданность Св. Православной Церкви, православному Царю и Родине. Философия национально-исторической жизни русского народа проста и ясна: «жить по правде, жить по Божьему». Русский христолюбец, какими были все русские в древней Руси, впереди всего ставил дело Божие, то, что Богу принадлежит, и потом уже земное, человеческое. На Западе жизнь текла обратно: там сначала заботились о земном, о человеке, а потом уже о небесном. И в то время, когда там учреждали университеты, школы, искусственные музеи, пантеоны и проч. и проч., мы созидали храмы Божии, с колокольнями до небес, на которые вешали тяжелые колокола, вышивали жемчугом плащаницы, покровы на св. престолы, делали дорогие вклады во св. храмы и проч. Я каковы результаты?.. Культ человеческой личности на Западе дал сверх-человеков в духе учения Нитцше, у нас есть свои «сверх-человеки»: преп. Сергий, преп. Серафим Саровский, св. Феодосий Черниговский, св. Питирим Тамбовский и др. Те требуют, чтобы им отдали землю, на которой они одни должны быть господами, а наши устремляют нас на небо, в вышний Иерусалим, который «матерь всем нам» (Гал. 4, 26). Понять русский национализм вне православной русской церкви, оздоровить его вне ее, дать истинное направление русским национальным началам, оторвав их от церковной почвы, в которую они вросли, не возможно. Это значило-бы строить здание без фундамента. Типичным представителем этого русского церковного национализма является гор. Суздаль. Я знаю хорошо Россию, но я не знаю в ней ни одного города, где-бы жизнь отлилась в такие строго церковные формы, где люди жили-бы такою полною церковною жизнью, как в Суздале, где на 6 тысяч населения имеется 32 приходских храма и 4 монастыря. И удивительно, а вместе с этим и глубоко отрадно то, что приходское духовенство в Суздале, несмотря на скрупулезные приходы, хотя и бедно, все-же содержится на доходы от них и не ищет более богатых приходов... Обычно безмолвный этот город накануне праздников вдруг оживает и море звуков льется с его многочисленных колоколен. Войдите в любой из этих храмов. Вы сразу перенесетесь в глубь церковно-исторической жизни, России, в 13 — 16 ст., вас из темных углов обвевает древним русским благочестием и от этих черных, закоптелых ликов святых угодников на вас веет чистая святая простота, которая ясно говорит вашему сердцу: «мы жили просто; любили Бога, любили своих великих князей, молились за православный русский народ; в чистоте и святости соблюдали свои души».
Русские богатые люди тратят большие деньги, чтобы видеть Дрезденскую картинную галерею, Большую Оперу в Париже, а своего Суздаля, богатого памятниками родной старины совсем не знают. Если-бы, хотя сотая часть того, что тратится русскими людьми на обозрение заграничных достопримечательностей, была отдана на поддержание Суздальской церковной старины, то какая тогда могла-бы получиться в Суздале богатейшая школа русского благочестия и русского национализма по древним памятникам русской церковной старины!
Возлюбленный о Христе брат, Преосвященный Павел! После забот о спасении душ твоих пасомых, вот то, что должно быть предметом твоей попечительности: сделать известными русскому обществу святыни Суздаля, привлечь к ним благочестивое внимание добрых русских людей, восстановить их, поддерживать их, создать к ним паломничество православного народа, сделать их школой не только благочестия, но и русского национализма. Это может создать тебе великую заслугу пред св. Православной Церковью, пред нашим возлюбленным Монархом, так глубоко чтущим и любящим русскую церковную старину, и перед русским народом, желающим жить по своим национальным началам.
Наконец еще несколько слов о моих личных к тебе чувствах.
Я избрал тебя своим помощником, как человека богатого опытом практической жизни, который ты приобрел за долголетнюю свою службу на различных поприщах церковно-общественной деятельности. Знаю, тебя не баловала судьба и благодаря строгим урокам ее, ты приобрел умение и различать людей и ориентироваться в житейских обстоятельствах. В этом именно отношении, я уверен, ты будешь полезен мне, не как только исполнитель моих указаний, а как добрый советник, товарищ, друг, который в трудные минуты поможет мне и делом и добрым советом. „Брат от брата помогаем, яко град тверд". Если кому нужна эта взаимопомощь, единение, дружба, то именно епископам, которые часто в самые трудные минуты жизни бывают предоставлены самим себе; если когда нужны они, то именно теперь, когда у Св. Православной Церкви и архипастырей ее так много важного дела. 
Прими же от меня сей архиерейский жезл, как символ данной тебе Богом власти во св. Церкви, на который позволь и мне иногда опереться и благослови предстоящий народ.

После литургии в Царскую Ставку и Царское Село посланы были приветственные телеграммы с выражением воодушевляющих население верноподданнических чувств.
В покоях Его Высокопреосвященства состоялась трапеза.
24-го апреля в 1 час дня в актовом зале духовной семинарии состоялось собрание архипастырей, участвовавших в хиротонии, пастырей и мирян, приглашенных на хиротонию, под председательством Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, по вопросу об оживлении приходской жизни.
В день хиротонии Преосвященнейшим Павлом получены были приветственные телеграммы от следующих лиц:
1) От Митрополита Московского Макария. «Братски приветствую Ваше Преосвященство с восприятием благодати Архиерейства желанием преумножения сего таланта сугубо. Митрополит Макарий».
2) От Архиепископа Финляндского Сергия (на имя Архиепископа Алексия). «Жалею невозможности прибыть. Сердечно приветствую Вас и новаго сотрудника собрата Павла. Архиепископ Сергий».
3) От Архиепископа Харьковского Антония. «Радостно приветствую с благодатью Архиерейства. Приветствуйте своего Владыку и прочих Святителей Архиепископ Антоний»…
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 7-го мая 1916 года).

1-го мая 1916 года учащие и учащиеся Владимирской духовной семинарии прощались со своим бывшим о. Ректором, Епископом Суздальским Павлом. Накануне этого дня всенощное бдение и в самый день божественную литургию Преосвященнейший Павел совершил в семинарской Богородицкой церкви. За литургией Владыка обратился к присутствующим с назидательным словом на тему: «Мир оставляю вам, мир даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам» (Иоан. 14, 27). По литургии пред молебном о. Инспектор семинарии прот. Д. Садовский от лица сослуживцев произнес прощальное приветствие такого содержания:
«Ваше Преосвященство,
Преосвященнейший Владыко! Милостивейший Отец и Архипастырь! Велением Благочестивейшего Государя нашего и избранием Св. Синода Вы назначены во епископа богоспасаемого града Суздаля и восприяли благодать высшего святительского служения. Приветствуя Вас со столь высоким назначением и радуясь служебному возвышению Вашему, которое делает честь и этому воспитавшему Вас учебному заведению, во главе которого стояли Вы последние пять лет, вместе с тем не могу не высказать чувств сожаления и скорби по поводу расставания с Вами. Корпорация Владимирской дух. семинарии имела в Вашем лице опытного руководителя, осмотрительного во всех своих действиях и поступках. Ваши отношения к нам проникнуты были духом христианской любви, простоты и снисхождения. Мы привыкли видеть в Вас не столько начальника, сколько нашего доброго товарища, всегда отзывчивого, готового разделить наши радости и горе, ободрить и поддержать нас своими указаниями, советом и заступлением. Ваши выдержанность и спокойствие действовали отрезвляющим и умеряющим образом на наиболее пылких и увлекающихся сослуживцев Ваших и этими чертами своего характера Вы не мало содействовали смягчению и даже иногда полному устранению возникающих и во всяком деле неизбежных недоразумений и конфликтов. Но расставаясь с Вами, мы утешаемся мыслью, что Вы не далеко и не совсем отходите от нас. Вы поставляетесь ближайшим сотрудником и помощником досточтимого Архипастыря нашего по управлению Богом врученной ему Владимирской паствы.
По христианскому упованию, мы веруем, что «не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение человека, но Бог есть, Судия: одного унижает, а другого возносит» (Псал. 74 7 — 8). Знаем мы и не ложное слово евангелия, что светильник не поставляется «под спуд, но на свещнице», чтобы светить всем находящимся в доме. И подобно тому, как солнце, чем выше стоит на горизонте, тем больше освещает пространство земли, так и Вы возводитесь на высшее место, на высшую ступень иерархического служения, чтобы свет Вашей мудрости и благочестия осиявал не только этот скромный рассадник духовного просвещения, но чтобы он блистал во всем доме, «иже есть церковь Бога жива».
Памятуя и содержа это, мы смиренно и благоговейно преклоняемся пред всеблагим Промыслом Божиим, тако о Вас изволившим, радуемся восхождению Вашему от силы в силу, от славы в славу и молим Господа, да подкрепит Он Вас всесильною помощью своею в предлежащем Вам подвиге и да соделает святительское служение Ваше благоугодным и спасительным для Вас и для вверенных попечению Вашему многочисленных духовных чад Ваших, во славу св. православной церкви. На молитвенную же память о совместной службе с Вами и в знак особенной преданности, уважения и любви к Вам, корпорация Владимирской духовной семинарии покорнейше просит Вас, Преосвященнейший Владыко, принять от нее это скромное подношение. Настоящий священный дар наш да будет залогом тех неразрывных нравственных уз, которые установились между Вами и нами на почве общего делания и служения единым высоким целям воспитания и просвещения подрастающих поколений. И если мы за время этого совместного служения с Вами словом или делом, ведением или неведением, по присущим нам немощам и увлечениям когда либо и как либо досадили Вам и причинили огорчения, то усерднейше просим Вас, Владыко святый, покрыть недостатки наши своею архипастырскою любовью и грехов немощи нашей не помянуть».
При последних словах передана была от корпорации духовной семинарии на молитвенную память украшенная камнями панагия.
От лица учеников сказано было краткое приветствие воспитанником VI класса С. Авдаковым.
Владыка в теплых, задушевных словах благодарил бывших сослуживцев и учащихся за выраженные добрые чувства и пожелания, обещая и впредь на новом высоком месте служения не прерывать той тесной связи с семинарией, которая установилась у него за длинный период пребывания в ее стенах, сперва в звании ученика, а потом учащего и начальствующего.
После молебна в покоях о. Инспектора семинарии Преосвященному Владыке предложен был чай и закуска.

Преосвященнейший Епископ Павел отбыл из гор. Владимира 3-го мая 1916 г. в 9 часов утра и в начале 12 часа прибыл в село Борисовское. С 3-го по 7-е мая Павел, Епископ Суздальский, пребывал в городе Суздале, месте своего епископского служения.
В город Суздаль Епископ Павел прибыл около 2 час. пополудни и, встреченный городским благочинным у городской заставы, проследовал в собор при общем звоне всех церквей города. У Св. ворот собора Преосвященнейшего Владыку встретило все собравшееся духовенство города Суздаля, и ктитор собора М. И. Фирсов поднес хлеб-соль. При входе в собор, соборный протоиерей А. Г. Вишняков приветствовал Владыку речью, в коей, указав на значение восстановленной, после 118-летняго перерыва, епископии в городе Суздале, просил Владыку принести пастырям града Суздаля мир о Христе, согреть отеческою любовью и дать архипастырское руководство в пастырском служении, чтобы они обращались к нему, как к отцу, о чадех веселящемуся. После обычной встречи и положенных многолетствований, Владыка приветствовал в свою очередь духовенство и собравшихся граждан Суздаля прочувствованным словом, в коем, воспроизведя вкратце свои автобиографические сведения и отметив в них особенное действие Промысла Божия к нему, когда-то обучавшемуся в Суздальском духовном училище и ныне вступающему в город Суздаль епископом, указал побуждения его, особливой архипастырской любви к городу Суздалю, призывал к соблюдению во взаимных отношениях мира и любви во Христе, приглашал к усиленной совместной деятельности в столь трудную годину отечества и к тщательному изучению Суздальских священных памятников древне-русской старины. Приложившись затем к мощам, нетленно почивающих в соборе святителей Феодора и Иоанна, Преосвященный Павел преподал собравшимся архипастырское благословение. При выходе из собора, городской голова М. А. Головашкин с членами управы поднес Преосвященнейшему Владыке от граждан Суздаля хлеб-соль. Владыка, отблагодарив за подношение и призвав благословение Божие на деятельность городской управы в ее попечении о пользах и нуждах города, отбыл в Ризположенский женский монастырь для поклонения мощам почивающей в оном монастыре Преподобной Княжны Евфросинии. При входе в храм Ризположенского монастыря Владыку встретили духовенство со Св. Крестом и Св. водою; настоятельница монастыря игумения Капитолина поднесла от сестер обители шитую золотом икону небесной покровительницы Преподобной Евфросинии, а казначея монастыря монахиня Алевтина — хлеб-соль. После обычной встречи Владыка приветствовал сестер обители словом, в коем увещевал насельниц, по примеру Преподобной Евфросинии, хранить особенно и наипаче всего чистоту сердца, ибо в нем, по слову богопросвещенного ветхозаветного мудреца, «источники жизни», и трудом и средствами помогать отечеству в переживаемое тяжелое время. После слова утешения, Его Преосвященство поклонился мощам Преподобной Евфросинии и, преподав Архипастырское благословение собравшимся, проследовал в Спасо-Евфимиев монастырь. Здесь у Св. врат Владыка был встречен всей братией монастыря с крестным ходом и, облачившись в мантию, проследовал в Спасо-Преображенский собор обители. После обычного краткого молебствия, Владыка приветствовал насельников словом утешения, призывая их совместно с ним усилить заботы и труды в подвигах спасении и в устроении обители. В алтаре Владыке были представлены и. д. наместника Иеромонахом Никоном все живущие в обители. Затем Владыка совершил молебствие пред чтимой в обители иконой Корсунской Божией Матери и Преподобному Евфимию, приложился к святыням обители и, преподав собравшимся архипастырское благословение, проследовал в настоятельские покои, где благочинный и депутат городского духовенства поднесли хлеб-соль. Отдохнув немного от пути, Владыка слушал всенощное бдение в монастырском храме.
На следующий день, 4-го мая (Преполовение Пятидесятницы), Преосвященнейший Владыка совершал в Богородице-Рождественском соборе города Суздаля Божественную Литургию и по заамвонной молитве произнес приличествующее слово и предполагал принять участие в крестном ходу с иконой Боголюбивой Божией Матери вокруг Кремля, но по случаю сильного дождя принять участие в крестном ходу не мог и, посетив квартиру соборного Протоиерея А. Вишнякова, где был предложен чай. Отбыл в Спасо-Евфимиев монастырь.
5-го мая, по случаю крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери вокруг города Суздаля, Преосвященнейший Павел совершал в Соборе Божественную Литургию, а по окончании Литургии с крестным ходом, дойдя до реки Каменки (с западной стороны города), совершил водоосвящение и когда, по водоосвящении, крестный ход проследовал далее, отбыл в Васильевский женский монастырь. Здесь у Св. врат Владыку встретили местный причт с насельницами обители. Настоятельница монастыря Игумения Капитолина поднесла Владыке икону Владимирской Божией Матери, а монахиня Евфалия — хлеб-соль. Приняв приношение и войдя в храм, по обычной встрече, Владыка приветствовал сестер обители и собравшихся словом, в коем указал на необходимость и важное значение смирения, послушания и труда, как в деле спасения, так и в устроении обители, только что получившей самостоятельность чрез отделение от Ризположенского монастыря. Преподав затем благословение собравшимся и сестрам обители. Владыка посетил покои настоятельницы монастыря, где в ожидании крестного хода кушал чай. — По прибытии к Васильевскому монастырю крестного хода, Владыка, облачившись в мантию, вышел в сретение ходу и у Св. врат совершил краткое молебствие с прочтением части акафиста Боголюбской Божией Матери. Проводив после молебствия крестный ход далее, Владыка отбыл в Спасо-Евфимиевский монастырь.
6-го мая, в день рождения Его Императорского Величества, Преосвященнейший Владыка совершал в соборе Божественную литургию, а по окончании литургии, преподав архипастырское благословение учащим и учащимся церковно-приходских школ города Суздаля, собранным в ограде соборной у входа в храм, посетил духовное училище; здесь в Кирилло-Мефодиевской церкви Владыка был встречен корпорацией училища во главе с о. Смотрителем, при чем преподаватель училища М. И. Благосклонов поднес Епископу Павлу хлеб-соль и приветствовал его речью, прося принять это приношение, как дар признательности от учащих той школы, в которой когда- то воспитывался сам Владыка, благословить их и руководить ими на ниве духовно-школьного делания. — Поблагодарив учащих и преподав им архипастырское благословение, Владыка посетил квартиру Смотрителя училища Прот. М. А. Веселовского, где беседовал с корпорацией о родном для него училище. Из Духовного училища Владыка проследовал в Покровский женский монастырь, где у Св. врат был встречен местным причтом и насельницами обители, при чем настоятельница монастыря Игумения Мария поднесла Владыке от сестер обители икону Покрова Пресвятой Богородицы, а казначея монастыря монахиня София — хлеб-соль. По входе в храм и по обычной встрече, Владыка приветствовал сестер обители словом, в котором, указав на счастливое совпадение первого им посещения в знаменательный день для России — рождения Государя Императора, приглашал их, кто чем может, прийти на помощь Возлюбленному Монарху и дорогой Родине в переживаемое тяжелое от военных бедствий время. Преподав затем архипастырское благословение, Владыка осмотрел ризницу монастыря, богатую ценными древностями, и посетил покои игумении Марии, где был предложен чай и трапеза, а по окончании трапезы отбыл в Спасо-Евфимиев монастырь. В 5 ½ часов вечера того-же 6-го мая в Спасо-Евфимиев монастырь была принесена икона Боголюбской Божией Матери и, по встрече ее с крестным ходом у Св. врат, Владыка совершил всенощное бдение с литией и чтением акафиста.
7-го мая Преосвященнейший Епископ Павел совершал в Спасо-Евфимиевом монастыре Божественную литургию и по заамвонной молитве произнес слово, посвященное памяти известного в истории доблестного защитника отечества Козьмы Минина, по случаю исполнившегося 300-летия со дня его кончины, а по окончании Литургии у памятника великого русского героя сподвижника Минина, Князя Д. М. Пожарского, была совершена великая панихида по приснопамятном Козьме Минине и кн. Димитрии Мих. Пожарском, на которой присутствовали все городское духовенство, представители администрации, учащие и учащиеся градских церковно-приходских школ, мужской и женской гимназии. Памятник был убран зеленью и флагами. Преподав затем архипастырское благословение, Епископ Павел проследовал в настоятельские покои, куда были приглашены представители города, присутствовавшие за Литургией и панихидой, и всем был предложен чай.
В 3 часа дня Преосвященнейший Епископ Павел отбыл из Суздаля в город Владимир.
9-го мая 1916 г. в 3 часа 32 минуты дня, с поездом Московско-Нижегородской железной дороги Преосвященнейший Павел, Епископ Суздальский, отбыл из города Владимира до ст. Новки, а отсюда в погост Старо-Никольский… В селе Великове Владыка зашел на могилу покойного брата священника Федора Борисовского и служил краткую литию.
Владимиро-Суздальская епархия
Алексий III (Дородницын) архиепископ Владимирский и Шуйский
Пребывание Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, в городе Александрове и его уезде в мае 1916 г.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (01.06.2017)
Просмотров: 66 | Теги: Суздаль, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика