Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
02:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Архиепископ Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский)

Сергий (Страгородский), Архиепископ Владимирский и Шуйский

Иван Николаевич Страгородский родился 11 января 1867 г. в гор. Арзамасе Нижегородской губернии, в семье протоиерея Николая Страгородского, где получил религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию. 30 января 1890 года на Валааме пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского]. Будучи студентом 4-го курса академии, 21 апреля рукоположён во иеромонаха. 9 мая 1890 года окончил Академию первым кандидатом со степенью кандидата богословия за сочинение «Православное учение о вере и добрых делах». Его кандидатское сочинение было переработано в магистерское и издано под названием: «Православное учение о спасении». Это — не ординарная работа для получения ученой степени, а книга, которая произвела целый переворот в русской богословской науке, установив твердый взгляд на самоценность христианской добродетели.
Кто наблюдал вблизи жизнь архиеп. Сергия, тот имеет нравственное право добавить, что указанное сочинение не есть просто научная, отвлеченная от жизни работа, но искреннее исповедание живой веры ее автора и основное правило его поведения.
По окончании академического курса, молодой монах, оставленный профессорским стипендиатом при Духовной Академии, несмотря на свою природную склонность к научной деятельности, не пользуется своим преимуществом, но добровольно отправляется в далекую Японию. 13 июня 1890 г. был назначен в Японию членом духовной миссии.
Здесь он успешно изучает японский язык и вступает в миссионерское дело. Просветитель Японии преосв. Николай (Касаткин) заявляет, что из всех помощников, которых присылали ему из России, иеромонах Сергий был единственным, которого он мог бы желать иметь своим преемником. Епископ Николай записал в своём дневнике: «О. Иван прибыл 10 (22) октября. Кажется, человек хороший, усердно принялся за японский язык, так что в Оосака (Осака) просится, чтобы между японцами, не слыша русского слова, поскорей научиться по-японски. Дай Бог, ему!».
Служил в православном молитвенном доме в Киото и преподавал в духовной семинарии в Токио. Состояние здоровья не позволило ему надолго остаться в этой стране, которую он успел сердечно полюбить.
В декабре 1891 года назначен судовым священником на крейсер 1-го ранга «Память Азова».
В 1893 году назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре Священного писания в Петербургской духовной академии.
13 декабря 1893 года назначен исполнять должность инспектора Московской духовной академии.
21 сентября 1894 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
Служба в посольской церкви в Афинах и путешествие в Палестину позволили ему лично познакомиться с церковной жизнью и церковными деятелями единоверного Востока; знакомство это чрезвычайно важно для лица, находящегося в центре управления Церковью, которая ожидала переустройства на канонических основаниях.
Удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».
В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии, но, по свидетельству митрополита Евлогия, «не выдержал сурового режима и должен был вернуться в Россию».


Иеромонах Андроник (Никольский) и архимандрит Сергий (Страгородский). Япония. 1898 год

Двукратное, в общем пятилетнее прерывание в миссии принесло ему богатый опыт в деле организации христианской жизни по духу первых веков христианства. Две его книги: а) «На дальнем востоке (письма японского миссионера)» и б) «По Японии» — дают весьма яркое понятие о той школе, где он учился христианскому практическому деланию под руководством еп. Николая, и о его собственном лице.
Во время своих странствований, молодой монах утвердил и расширил свои знания новых языков, вместе с этим приобщился к тому широкому кругозору, который является достоянием представителей западной культуры, ничего не утратив из своего всегда строгого православия и церковности. Впоследствии он, благодаря этому, принял живейшее участие в трудах общества сближения православной Церкви с англиканской.
29 июля 1899 года определён ректором Петербургской духовной семинарии. 6 октября 1899 года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 21 января 1901 года — ректор той же Духовной академии.
Ректором Петроградской Дух. Семинарии он был очень недолго. Проходя должность Инспектора и ректора Петроградской Духовной Академии, он был прямым продолжателем дела и традиций, идущих от преосв. Антония Вадковского. Его простота, доступность, гуманное отношение к студентам и сослуживцам, широкая терпимость и, так сказать, интеллигентность оставили доброе и неизгладимое о нем воспоминание во всех, кто имел с ним общение в эти годы. Религиозно-философское о-во многократно видело его в своих заседаниях и ценило, как его нравственную личность, так и его церковный ум и широкую образованность.
25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Киевский Феогност (Лебедев), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископ Кишинёвский Иаков (Пятницкий), епископ Борис (Плотников), епископ Гдовский Вениамин (Муратовский), епископ Нарвский Никон (Софийский) и епископ Сарапульский Владимир (Благоразумов).
В ноябре 1901 — апреле 1903 года вёл религиозно-философские собрания представителей духовенства и общественности, созданные по инициативе ряда деятелей творческой интеллигенции для обсуждения проблемы взаимоотношения Церкви, интеллигенции и государства; свободы совести; Церкви и брака; христианской догматики и других. После 22 заседаний собрания были прекращены по распоряжению обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева.
6 октября 1905 года император Николай II утвердил доклад Святейшего синода «О бытии Преосвященному Ямбургскому Сергию архиепископом Финляндским и Выборгским». Управление Финляндской епархией позволило ему детально ознакомиться с оригинальным устройством православных финских приходов, не похожим на устройство таковых в России.
Архиепископ Финляндский, по установившемуся обычаю, является как бы бессменным членом Св. Синода и работал как в зимней, так и в летней, сессиях его. Но никто из финляндских архиепископов не работал в Св. Синоде так много, как высокопреосв. Сергий.
Кажется, все комиссии по церковным реформам имели его, начиная с годов первой революции, своим членом. Он участвовал в предсоборном присутствии и состоял председателем предсоборного совещания при Св. Синоде. Он председательствовал в миссионерском совете, в комиссии по вопросу о поводах к разводу, по реформе церковного суда и т. д.
6 мая 1912 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 4 апреля 1913 года назначен председателем Миссионерского совета при Святейшем синоде. 14 января 1915 года по личной просьбе освобождён от должности председателя Миссионерского совета.
Несмотря на эту массу дела, он находил время вести практическую работу по исправлению церковно-богослужебных книг, и работал здесь более всех членов комиссии. Его ученый багаж и административный опыт чрезвычайно обширны.
Все, кто имел счастливый случай служить вместе с высокопреосвященным, в один голос заявляли о его уменье председательствовать в коллегиях и комиссиях: с ним приятно было работать. Полное внимание к высказываемым мнениям, спокойное изложение своей мысли или убеждения без навязчивости, абсолютное отсутствие начальнического превозношения, никакого признака самодержавия, столь часто наблюдаемого у владык, — все это черты архиепископа Финляндского. Доступный для всех, он с одинаковым вниманием и благожелательностью принимал и заслуженного ректора архимандрита и исключенного семинариста.
Направление его убеждений можно характеризовать, как церковно-прогрессивное. Он убежденный сторонник соборного принципа в управлении Церковью. Он был противником Григория Распутина и его компаньонов. В деле о назначении Варнавы на епископскую кафедру и о самовольном открытии им мощей архиепископ Сергий стал во главе оппозиции и составил письменный отзыв на имя государя, подписанный и другим видным членом Синода, за что удостоился высочайшей нравственной награды — выговора и неудовольствия Царского Села.
В сфере духовно-учебной архиепископу Сергию приписывалось авторство проекта 1911 г. о реформе духовно-учебных заведений. Этот проект возбуждал большие неудовольствия.
Но имя высокопреосвященного связано с этой реформой не совсем правильно. Творцами указанного проекта были преосвящ. Могилевский — Стефан, и Харьковский — Антоний. Что же касается архиеп. Сергия, то он был на стороне отвергнутого Синодом проекта о полном общеобразовательном курсе, который позволял бы семинаристам поступать в высшие учебные заведения, и добавочных трех классах специально-богословских.
Высокопреосвященный Сергий ни у кого не заискивал. Что касается отношений его к земным выгодам и преимуществам, то оно является истинно-монашеским. Неустанно работая на пользу Церкви, он не пытался сменить бедную Финляндскую кафедру на более обеспеченную. Мало того, люди, знающие жизнь его, передают, что финское жалованье он не получает на руки, а все целиком передает на корельскую миссию, довольствуясь тем содержанием, которое получает из Синода и ведя крайне простой и невзыскательный образ жизни.
Особенностью доброго и честного архиепископа является также и удивительное в его сане обстоятельство; ни одна пикантная сплетня не прилипла к его монашеской рясе, и мироносицы ни роем, ни в одиночку не тревожат его покоя.
Его простое, любящее сердце и его способность понимать душу человека объединяет вокруг него самые разнообразные элементы: и простого мужичка или монаха из захолустья, и важного генерала, и старовера, и интеллигента. Известно, что освобожденный из Шлиссельбурга Новорусский нашел на первых порах себе приют и ласку у высокопреосвященного Сергия, бывали у него с доверием и другие шлиссельбуржцы, например, известный Морозов. Это сочувствие всему искреннему и достойному, равно как и несчастному, а иногда и озлобленному человечеству всегда было в нем нелицемерно истинным, чуждым рисовки или политиканства.
Был единственным членом Святейшего синода, оставленным Владимиром Львовым после роспуска старого состава 14 (27) апреля 1917, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Св. Синода, образованного Львовым, не пойдёт».

В мае 1917 года во Владимире Епархиальный съезд духовенства и мирян изгнал правящего архиерея - архиепископа Алексия (Дородницина). Съезд постановил: «Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии... как администратора и человека, несомненно отрицательно относящегося к обновлению церковной жизни, обладающего деспотическим характером и состоящего в подозрительных отношениях с Распутиным».
8-12 августа 1917 года проходил Владимирский Чрезвычайный Епархиальный Съезд духовенства и мирян. 9 августа состоялось торжественное избрание епископа во Владимирском Успенском Кафедральном Соборе. На избрание епископа был командирован Св. Синодом Преосвящ. Тихон, архиепископ Московский, который и прибыл во Владимир еще 7 августа в 4 часа дня. 9 августа в Успенском соборе была торжественно совершена архиеп. Тихоном в сослужении со всеми викариями Владимирской епархии и многочисленным духовенством из состава съезда божественная литургия. В собор были допущены только делегаты епархиального съезда по особым делегатским билетам; им вручены были для избрания и бюллетени, на которых они должны были написать имя избираемого — пресвитеры во время богослужения были в епитрахилях, а диаконы и псаломщики в стихарях. После литургии был совершен молебен Спасителю, Божией Матери и Владимирским чудотворцам. По окончании богослужения начался акт избрания. На солее поставлены были три урны для опускания избирательных бюллетеней. Урны в присутствии архиепископа Тихона были осмотрены и запечатаны. Вокруг каждой урны стали члены распорядительной комиссии. Избиратели вызывались по списку; подходя к урне, они предъявляли свои делегатские билеты и опускали бюллетень. Благодаря этим мерам подача избирательных бюллетеней происходила в полном порядке.
Подсчет поданных записок производился комиссией под непосредственным наблюдением архиеп. Тихона. Имена кандидатов, названных в записках, громко выкликались и избиратели с живым интересом следили за течением голосования. К концу подсчета записок стало выясняться, что большинство голосов высказывается за архиеп. Сергия. Очевидно, за ночь настроение части избирателей изменилось; кандидатура епископа Андрея была снята и выставлявшие его кандидатуру накануне перешли на сторону архиеп. Сергия; на ту же сторону перешла и часть голосовавших накануне за епископа Евгения. Результаты голосования оказались следующие: архиепископ Сергий получил абсолютное большинство (307), протоиерей Налимов 204, епископ Евгений — 27. По окончании подсчета был составлен акт, который затем торжественно был прочитан с амвона протодиаконом. После этого новоизбранному Владимирскому иерарху провозглашено было трижды — «аксиос» и началось пение общим хором избирателей торжественной церковной песни «Тебе Бога хвалим»... Пение было стройное и одушевленное. Чувствовалась вся важность только что совершенного церковного акта, давно забытого в русской церкви, акта избрания паствой своего архипастыря. Для Владимирской епархии этот акт имел особенную важность: три месяца тому назад Владимирская паства в лице своих представителей на епархиальном съезде порвала общение с своим архиепископом и выразила желание избрать епископа по сердцу своему. Теперь это желание ее исполнилось: она получила право избрания и осуществила его. Совершившийся выбор, кажется, удовлетворил всех. В лице архиеп. Сергия Владимирская епархия имеет архипастыря, который будет надежным ее кормчим в устроении церковной жизни при начавшемся ее обновлении.
По окончании выборов епархиальный съезд решил приветствовать своего архипастыря, просил его благословения и выразил пожелание видеть его во Владимире до окончания занятий съезда. Архиепископ Сергий в это время только что прибыл в Москву вместе с другими членами Св. Синода. Приветственная телеграмма Съезда не была принята в силу существующих распоряжений и приветствие и просьба съезда были переданы в Москву по телефону. Владыка Сергий (Страгородский) в это время был на заседании Синода. Он сообщил о своем избрании на Владимирскую кафедру Св. Синоду. Определением Святейшего синода от 10 августа 1917 года № 4961 Сергий утвержден архиепископом Владимирским и Шуйским, сменив на кафедре уволенного на покой по требованию духовенства епархии за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством архиепископа Алексия III (Дородницына). Съезд был весьма обрадован возможностью видеть своего избранника-архипастыря.
Вечером 9 августа выехал из Владимира архиеп. Тихон; с тем же поездом оставил Владимир и бывший архиепископ Алексий III (Дородницын).
10 (23) августа 1917 года, Синод утвердил избрание владыки Сергия архиепископом Владимирским и Шуйским. О чем сообщено было Владимирской Духовной Консистории по телефону.
10 августа Владимирская паства встречала уже во Владимире своего нового архиепископа. Владыка прибыл в 4 ч. дня. На вокзале Высокопреосвященного Сергия встретили преосвященные викарии, депутация от Епархиального Съезда, Временный Исполнительный Комитет, Духовная Консистория, представители духовно-учебных заведений и пр. С вокзала Владыка проехал в собор. При входе в собор его встретил и приветствовал епархиальный съезд, от которого поднесена была новому архипастырю икона и хлеб-соль. В соборе собралось все городское духовенство. Архиепископа приветствовал речью кафедральный протоиерей. Выслушав речь, Владыка приложился к мощам и Владимирской иконе Божией Матери, вошел в алтарь. По окончании краткого молебствия он обратился к собравшимся с речью, в которой проводил мысль, что нам православным христианам нужно прежде всего искать царствия Божия, а «остальная вся», т.е. устроение внешней жизни «приложатся». Из собора архиепископ Сергий отбыл в свои покои, а вечером посетил Епархиальный съезд, где в это время происходили выборы членов на собор. Ознакомившись с ходом выборов, Владыка обратился к съезду с речью, в которой благодарил представителей клира и мирян Владимирской епархии за оказанное ему избранием на Владимирскую кафедру доверие, обещал послужить по мере своих сил Владимирской церкви и т. д. Простота и приветливость нового архипастыря произвела на съезд приятное впечатление. От имени съезда, здесь обратился с речью к архиепископу председатель бывшего в мае съезда Н.М. Георгиевский; в своей речи он указывал те мотивы, по которым Владимирская епархия остановила свой выбор на архиепископе Сергии и те чаяния, которые она возлагает на него. Одушевленным пением «ис полла эти деспота» проводили Владыку со съезда.

РЕЧЬ, произнесенная Архиепископом Владимирским и Шуйским Сергием при первом вступлении во Владимирский Кафедральный собор 10 августа 1917 года

Приветствую вас, возлюбленные братия, моя возлюбленная паства, избиратели мои, призвавшие меня на служение к вам, в вашу Владимирскую епархию. Вчера состоялось избрание мое, сегодня я здесь приветствую вас. Приехал я так скоро, повинуясь вашему зову, с одной стороны, чтобы поскорее ответить на вашу любовь своею готовностью послужить вашему спасенью, а с другой стороны потому, что до собора осталось так мало времени, что выбрать другой день для посещения трудно, а между тем оставаться на соборе и называться по имени епархии, не побывав в ней, неудобно. И вот мне хотелось повидать вас, соединиться с вами в общей молитве, дабы отсюда, напутствуемый молитвами, я мог ехать на собор. Итак, да благословит Господь Бог наше совместное первое моление и да дарует Господь Бог мне послужить в меру сил моих и духа, вашему спасению. Может быть, некоторые ждут от меня пространного слова, может быть, хотят, чтобы я объяснил, что я намерен делать, какие у меня планы относительно церковного устроения. Но я думаю, что теперь при первой встрече, слова останутся словами, так как, мало зная здешнюю обстановку, будучи мало знаком с вашими нуждами, считаю, что много распространяться нет особенной надобности и цели. И вот в настоящую минуту, когда я думаю, что мне нужно делать, как установить наши взаимные отношения, как уврачевать здешние церковные болезни, по выражению о. кафедрального протоиерея, какое лекарство, пластырь приложить к ранам, мне кажется, что все это потом сами собою обстоятельства укажут. Теперь же напомню вам слова Спасителя: ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. VI, 33). Если мы будем в своей жизни руководствоваться какими-нибудь земными целями, стремлениями, искать того, что присуще земле и на земле останется, то мы не достигнем той радости, того мира духовного, к которому мы стремимся, потому что земное не удовлетворит нашу душу, если только мы не будем искать Царства Божия, если не будем освещать мысли, слова, действия единым на потребу — нашей верой, нашим упованием на Бога, желанием исполнять Его волю и надеждой на Него, а не наши силы. Так обстоит и в отношении клира и мирян, архиерея и клира с мирянами. Если будем искать взаимного угождения, взаимной лести, то горе будет нам; горе будет нам, если станем строить на таком основании свои взаимоотношения, если таким цементом будем связывать себя в союз, потому что такой союз будет непрочен и наш мир будет не мир Христов и не к такому миру призывал нас Господь. Не даром Он сказал: не мир пришел я принести, но меч (Мф X, 39), т. е. пришел принести не то, что льстит друг другу, что льстит страстям, низменным привычкам. Нет, Господь пришел, чтобы послужить делу общего спасения, положить душу за спасение всех. Станем и мы во взаимных отношениях искать прежде всего Царства Божия и правды Его, будем стремиться к тому, чтобы в наших взаимных отношениях не было лицемерия, ни угодливости или еще чего-нибудь недостойного Церкви Божией. Будем искать правды Божией, любви Христовой, будем в мире друг с другом во имя Христа, будем друг другу помогать в общем спасении нашей души, и тогда все земные отношения, земные нужды найдут свое удовлетворение; тогда все у нас будет хорошо, потому что все будет согрето любовью Христовой, одушевлено благодатью Божией, направлено к той цели, к какой должно быть направлено. Царство Божие все освятит, все исправит, умиротворит страсти, даст силу и мудрость найти пути к тому, как приблизить, насколько возможно, общее спасение. И вот теперь, в первый раз молясь с Вами, я молю Господа, дабы Он открыл нам то, что открыл младенцам, что скрыто, по Его словам, от премудрых века сего (Мф. XI, 25), что составляет единое на потребу для спасения душ наших. В этом заключается главное счастье, главное, к чему мы должны стремиться. Если оно у нас есть, то все остальные отношения наши будут мирны, радостны и наша жизнь будет провозглашением Царства Божия на земле, которое откроется в будущем веке. Будем же стремиться к этому, будем помогать друг другу как взаимным усердием к вере, храму Божию, так и нашей взаимной молитвой друг за друга, потому что как пастырь обязан молиться за пасомых, так и пасомые за пастыря. Если каждому из нас в отдельности тяжело идти в гору, если слабый человек требует помощи, то тем более требует помощи тот, кто не только должен впереди идти, но и других вести, слабых поддерживать, немощных укреплять. Сколько нужно для этого силы веры, сколько духовной ревности. Вот почему нужны усиленные молитвы всех вас, чтобы Бог помог мне совершить мое служение, чтобы Ваши чаяния оправдались, чтобы Ваши молитвы были услышаны, и Владимирская церковь нашла умиротворение и исцеление и дальнейшая жизнь ее потекла бы мирно и радостно.
Да благословит Господь Бог вас, да укрепит вседействующей благодатью и да поможет нам исполнить служение друг пред другом по нашей силе и по той благодати, которую Господь дал каждому из нас. Прошу ваших молитв и прошу принять меня с миром.

Речь при встрече Архиепископа Сергия в Кафедральном соборе

Ваше Высокопреосвященство! Избранник клира и мирян всей Владимирской Епархии, Вы являетесь к нам в такое время, когда Русская Православная Церковь Промыслом Божиим призвана к возрождению своей жизни в ее внешних формах и духовной сущности. Это возрождение церковной жизни в нашем Отечестве началось как бурный поток вешних вод, разрушающий ледяные оковы, и проходило во многих местах с большими потрясениями. Не избежала такого потрясения и наша Владимирская Епархия. Три месяца она болела душой, отказавшись от своего прежнего Архипастыря и ожидая замены его новым. И вот в достопамятный отныне день 9 августа Господь указал нам нового Архипастыря в лице Вашего Высокопреосвященства.
И сейчас встречаем мы Вас, как вестника умиротворения, в котором мы так нуждаемся, встречаем, как архипастыря со властию — властию твердою, но вместе с тем и более всего — отеческою, властию благостною, которой мы долго были лишены и которой жаждем всей душой.
Приди же к нам, нами избранный Владыка, и будь нашим Архипастырем! Приди и уврачуй недуги наши и те болезни, в которых начала возрождаться наша местная церковная жизнь, уврачуй словом твоего светлого разума, духом кроткой любви и благочестия, которым, как нам стало известным, столь богата твоя жизнь и твое служение Церкви Православной.
Ваше Высокопреосвященство! Мы встречаем Вас в сем храме — одном из древнейших на Руси — храме, который за свое более чем семисотлетнее существование неоднократно бывал свидетелем избрания и поставления во Епископа как для города Владимира, так и для других городов и который в недрах своих хранит останки как избранников своих, в числе коих значатся Митрофан и Серапион, так и других святителей — людей великого ума и высокой жизни. Мы встречаем Вас в этом древнем храме, который хранит также в недрах своих и на вскрытии телеса великих устроителей земли Русской и защитников нашего отечества Благоверных Князей.
Вниди в это древнейшее святилище, Владыка Святый, как достойный преемник доблестных Святителей, украшавших собой нашу древнюю Владимирскую Кафедру! Ты грядешь к нам от гробницы с мощами Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского! Приди же и приникни к гробницам и мощам и Сродников Его, в нетлении почивающих Благ. Князей Георгия, Андрея и Глеба.
В приветственное благословение входа твоего к нам, Владыко Святый, благоволи принять от нас сретающих тебя соборного и городского духовенства и граждан — богомольцев храма сего сию Святую Икону наших предстателей и заступников пред Богом Св. Бл. Вел. Князей Алекс. Невс., Геор. Андр., Глеба и Св. Муч. Аврамия. Пусть будут они и твоими предстателями и заступниками пред Богом!
Да будет же благословен вход твой к нам, Владыка Святый!
Каф. Прот. М. Сперанский.

Речь, произнесенная Председателем Епархиального Съезда Н.М. Георгиевским 10 августа в зале заседания Съезда

Ваше Высокопреосвященство! Разрешите мне сказать несколько слов в ответ на Ваше простое и в то же время мудрое слово. Я, мирянин, беру на себя смелость говорить от лица всего съезда духовенства и мирян потому, что 1-й совместный Епархиальный съезд клира и мирян удостоил меня высокой чести быть председателем съезда. По уполномочию того же съезда в течение нескольких месяцев я, по мере сил, трудился в Епархиальном Исполнительном Комитете, работы которого закончились тем, что в данную минуту мы видим Ваше Высокопреосвященство на епископской кафедре древней Владимирской епархии. Позвольте же мне, Владыка, приветствовать Вас, как избранника по сердцу народному, и откровенно изложить перед Вами те чаяния и надежды, какими Владимирская паства жила эти последние месяцы. Я буду краток, потому что некоторые наши чаяния и надежды Вы, так сказать, предвосхитили и изложили в своем слове.
Мы верим, что Божественная благодать, всегда немощная бракующая и оскудевающие восполняющая, даровала Вам в должной мере те высокие, истинно христианские качества духа, о которых так ярко и ясно писал св. ап. Павел в своем наставлении к Титу, епископу Критскому (1, 7 — 9 ст.).
Через несколько дней на Всероссийском Поместном соборе Вы явитесь представителем Владимирской Церкви. Мы верим и надеемся, что Вы явитесь там ревностным защитником великой идеи соборности в церкви в том чистом и неприкосновенном виде, как эта идея была воплощена в жизни христиан первых веков, когда, по книге Деяний Апостольских, у всех верующих были «единое сердце и единая душа», когда и епископ, и клир церковный и «твердые в вере» миряне были едино, ибо, по слову св. Амвросия Медиоланского, вся Церковь «сообща молится, сообща работает, сообща испытуется».
Мы верим и надеемся, что в настоящую тяжелую годину для нашей обновленной родины, когда — увы! Стоит она на краю бездны, когда вместе с родиной и нашей свободной Церкви Христовой грозит опасность с одной стороны — от всякого и политического и церковного «большевизма», а с другой стороны — и от притаившихся, но еще не исчезнувших «темных сил», — мы верим, что Ваше Высокопреосвященство, как верный и надежный кормчий церковного корабля среди бурного моря, поведете этот корабль по верному пути мимо многочисленных скал и камней. Мы надеемся, что на церковном корабле Владимирской епархии всегда будет развеваться флаг с девизом: свободная церковь в свободном государстве.
Нам известна Ваша ученая, литературная и общественно-административная деятельность. Мы надеемся, что Ваше Высокопреосвященство употребите всю силу своего богатого разума, своего административного опыта, своего личного архипастырского влияния прежде всего на то, чтобы поддержать и укрепить истинное просвещение в духе св. Церкви Христовой. Вам более чем кому-либо другому, известно, в каком критическом, безвыходном положении находится сейчас наша духовная школа.
Мы надеемся, что, благодаря Вашему административному опыту, наша приходская жизнь, только что возродившаяся в лице приходских советов, будет развиваться и укрепляться в духе истинно-христианской демократизации Церкви. Эту демократизацию мы мечтаем увидеть в идейном (а не внешнем только) единении мирян и духовенства, низшего клира и пресвитеров, всей паствы и архипастыря. При таком единении и соучастии всех в деле церковного строительства наша трехмиллионная (а если считать только сознательных взрослых верующих, то — двухмиллионная) паства Владимирская будет иметь возможность благотворно влиять не только на церковное устроение, но и на гражданский и политический строй обновленной России (разумеем выборы в Учредительное Собрание).
Мы верим, наконец, что те светлые черты Вашего духа, которые проявлялись в общежитии с «униженными и оскорбленными» и даже выходцами из "Мертваго дома", — что эти гуманные черты не только не заглохнут в душе Вашей, но еще с большей силой проявятся к «меньшей братии» отныне родной Вам Владимирской епархии.
Вот, вкратце, наши чаяния и надежды. Дай Бог, чтобы под Вашим мудрым руководством, нам удалось общими усилиями воплотить в жизнь эти чаяния и надежды. От лица съезда приветствую избранного по сердцу народному. Ис полла эти, деспота.

Речь, произнесенная при встрече делегацией Епархиального Съезда Высокопреосвященного Архиеп. Сергия у входа в Кафедральный Собор

Ваше Высокопреосвященство!
Идет переустройство всей нашей государственной жизни. Идет реформа всей нашей церковно общественной жизни вообще и нашей Владимирской епархии в частности. Да, реформа, коренная реформа всей нашей церковно-общественной жизни необходима: без нее невозможна никакая творческая, созидательная работа. Но никакие реформы не достигнут своих целей, если во главе Епархии не будет Архипастыря, одушевленного ревностью о славе Божией; почему наша Епархия в лице нас — своих представителей — и занялась в первую очередь избранием себе такого Архипастыря.
Наш выбор остановился на Вас, Владыка. Наш выбор остановился на Вас, Владыка, как на таком Архипастыре, для которого благо Церкви прежде всего, главнее всего, дороже всего. Наш выбор остановился на Вас, Владыка, как на таком Архипастыре, который готов душу свою положить за каждую овцу своей паствы, не исключая и малых сих (указ. на псаломщ. и мирян). И мы твердо веруем, что Господь Бог поможет Вам молитвами Матери Своей, Пречистой нашей Владычицы Богородицы, потрудиться во славу Его и наше спасение и на нашей Владимирской кафедре.
А. Авдиев.
(После этой речи Владыке была поднесена делегатом — мирянином икона Владимирской Божией Матери).
15 (28) августа в Успенском соборе Московского кремля открылся Поместный Собор Православной Российской Церкви. Сергий как архиерей входил в состав членов Собора «по должности».
19 августа (2 сентября) 1917 года во Владимире начал свою работу Епархиальный совет, образованный на том же самом чрезвычайном съезде, который избрал владыку Сергия Владимирским архиереем. Место для заседаний совета архиепископ предоставил в собственных покоях - в Богородице-Рождественском монастыре. Совет собирался три раза в неделю. Когда в заседаниях Поместного Собора объявлялся перерыв, архиепископ Сергий приезжал из Москвы и сам председательствовал на собраниях Епархиального совета. А в его отсутствие архиепископа замещал помощник - викарный епископ Муромский Евгений (Мерцалов). Дел было много. В основном они касались увольнений духовенства. Поскольку 4 июля 1917 года Синод принял «Временное положение о православном приходе», согласно которому священник избирался приходом, то миряне буквально засыпали консисторию своими «приговорами» об увольнении священников. Причины указывались традиционные: корыстолюбие, пристрастие к «зелёному змию», грубость. Но бывали и случаи, когда дела против священников возбуждались без всяких серьёзных причин, а просто, как отмечал Епархиальный совет, «по личной неприязни кого-либо из прихода или группы прихожан». Многие дела удалось окончить миром, и всё-таки четырёх священников Совет, уступая желанию прихожан, уволил и вынужден был признать, что «члены причтов не вполне учли новое положение и переходное состояние (быструю реформу) церковно-приходской жизни и тем отчасти себе повредили». «Ближайшее будущее, несомненно, покажет... - заявлял Совет со страниц «Владимирских епархиальных ведомостей», - что в обновлённом приходе не должно быть места ни малейшему произволу». Чтобы избежать возникающих то тут, то там конфликтов, Поместный Собор Российской Церкви в апреле 1918 года отменит выборность духовенства, приняв приходской Устав, по которому правом назначать священников, диаконов и псаломщиков будет наделён лишь епархиальный архиерей.
25 октября (7 ноября) 1917 года большевики захватили власть в Петрограде и подняли вооружённое восстание в Москве. Поэтому 29 октября (11 ноября) Поместный Собор принял решение немедленно приступить к восстановлению патриаршества, и уже на следующий день были определены три кандидата на место главы Российской Церкви. Записки с их именами Собор постановил положить на святой престол в храме, а кто из них станет патриархом должен был решить жребий. 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий, и было оглашено имя избранника: «Тихон».
Какое-то время спустя владыка Сергий составит акафист Богородице в честь Владимирской иконы, - по оценке знатоков, одно из лучших произведений церковной гимнографии XX века. История Владимира и его преемницы, Москвы, будет представлена в акафисте как непрерывный ряд чудес, явленных Божией Матерью по молитвам народа пред Её чудотворным образом. Избрание патриарха тоже войдёт в этот ряд. Вот посвящённый восстановлению патриаршества фрагмент акафиста в переводе на русский язык: «Светом радости озарила Ты нас, Владычица, и в те дни, когда промыслом Божьим прежнее украшение Церкви снова вернулась к нам и священный Собор поставил городу Москве патриарха, а всей нашей стране — одного молитвенника и пастыря, Чтобы собрал он рассеявшихся овец духовного стада Церкви Российской воедино, и даровала Ты, Пречистая, избраннику Своему этот жребий первосвятительства от Владимирской иконы Своей». Многие современники владыки Сергия, которые читали акафист в рукописи, говорили автору, что он поторопился: богослужебный текст не газета, не стоит упоминать в нём о текущих событиях. Хорошо, что автор к замечаниям критиков не прислушался.
28 ноября (11 декабря) 1917 года Сергий возведён в сан митрополита.


Митрополит Сергий и Святейший Патриарх Тихон. 1918 год

Продолжение » » »

Категория: Владимир | Добавил: Николай (15.02.2019)
Просмотров: 1170 | Теги: епископ, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru