Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
11:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский Успенский кафедральный собор с сер. ХVIII в. по 1915 год

Владимирский Успенский кафедральный собор с сер. ХVIII в. по 1915 год

Начало »»» Владимирский Успенский кафедральный собор с кон. X по сер. XVIII вв.;
О переоблачении святых мощей великих князей Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и Глеба Андреевича

22 октября 1771 г. по многочисленным просьбам жителей Владимира, страдавших от моровой язвы (чумы), во Владимир была принесена Боголюбская икона Богоматери из Боголюбова. Так в 1771 году был учрежден ежегодный крестный ход 21 мая из загородного Боголюбова монастыря в Успенский собор, по случаю встречи Чудотворной иконы Божией Боголюбской Матери. С этого времени бывают три крестных хода около всех частей города, а 16 июня – ход по случаю провожания иконы Боголюбской Божией Матери в монастырь.

3 августа 1783 г. во Владимире скончался епископ Владимирский и Муромский Иероним (Формаковский) и был погребен в возобновленном и освященном им соборном храме. Место погребения его, по указаниям некоторых, предполагается в недалеком расстоянии (почти рядом) от гробницы вел. кн. Константина Всеволодовича.
12-го июня 1787 года священниками погоста Успенского, Вязниковской округи, Смоленская икона Божией Матери была доставлена во Владимир. Украшенный богатой ризой образ помещался с левой стороны при входе в собор.
При Екатерине, в 1788 году Владимирская и Переславль-Залесская епархии были присоединены к Суздальской, правящим архиереем которой стал бывший владимирский епископ Виктор (Онисимов) (Епископ Суздальский и Владимирский с 6 мая 1788 г. по 16 октября 1799 г.). Тогда он и переехал в Суздаль.
3 мая 1798 года император Павел I предписал епископу Суздальскому и Владимирскому Виктору вернуться из Суздаля во Владимир.
При епископе Викторе устроен на престол в главном Успенском алтаре на церковную сумму драгоценный серебряный и местами золотой, изящной формы, ковчег для хранения св. даров. На ковчеге вычеканена следующая надпись: «сей ковчегъ зделанъ во Владимiрской Успенской соборъ, по благословенiю преосвященнаго Виктора епископа Суздальскаго и Владимирскаго, въ бытность протопопа Иоанна Певницкаго июля 12 дня въ 1796 года, весу во всемъ съ золотомъ пудъ семьдесятъ золотниковъ».

К собору приписана «Владимирская часовня» (на современной Соборной площади), построенная и освященная в 1797 г. для сбора доброхотных даяний в пользу собора. В 1891 г. эта часовня обращена в церковь; в ней устроен престол в честь священномученика Антипия, в память престола того же имени, существовавшего в Успенском соборе на хорах и упраздненного преосященным Иеронимом в 1774 г.

17 мая 1798 г. император Павел I, возвращаясь из Казани, посетил город Владимир. Находясь в Успенском соборе и приложась с сыновьями своими к нетленным мощам святого князя Глеба, сказал: «дети, молитесь угоднику Божию, впервые в России вижу я столь нетленные мощи».
В 1800 – 1821 гг. на владимирской кафедре был епископ Ксенофонт (Троепольский).

В 1803 и 1804 гг. срывались земляные валы у собора.
Успенский собор окружен каменной оградой с решеткой, составленной из деревянных копий. Эта ограда устроена в 1802 году вместо ветхой и простирается на 130 сажень. Внутри ее со сторон западной и южной сделаны два широких и высоких входа с деревянными дверями и два небольших входа с северной стороны, примыкающие к самой колокольне с обеих ее сторон.

Старинная колокольня была шатровая и, как указывали некоторые старцы-очевидцы, находилась на несколько сажен северо-западнее современной. В 1806 г. белокаменная колокольня XVII в. была повреждена ударом молнии. Владимирский епископ Ксенофонт распорядился разобрать колокольню и сделать проект новой «посредством здешнего архитектора». Немало времени и трудов употреблено было на разборку этого необыкновенно прочного, священного памятника древности, который пощадили и монголы и время. Годный материал употреблен был на новую колокольню. Новая соборная колокольня была построена в 1809 году по проекту А.Н. Вершинского.
Вся дорога к собору была устлана белыми камнями. Из старой соборной описи видно, что прежде всех колоколов было 16. Самый большой колокол в 500 пудов 8 фунтов, слит в 1810 году колокольных дел мастером Костромским купцом Синцовым.
В её нижнем ярусе были высокие стрельчатые арки, через которые был виден собор.


Соборная колокольня

Соборная колокольня

Колокольня имеет четыре этажа. В первом, с четырьмя по углам толстыми колоннами, оканчивающимися башенками, находятся обширные входы со всех сторон. Верх этого этажа оканчивается узкою террасою вокруг всей колокольни, огражденною зубчатыми стенками. Со всех сторон второго этажа проделаны большие окна, имеющие вид только верха окон готических. В третьем этаже, украшенном полуколоннами коринфского ордена, висят колокола. Четвертый этаж гладкий и круглый с круглыми окнами.
Самый свод и шпиль покрыт белым железом. Под шпилем находится вызолоченная ложчатая чаша, а вверху два вызолоченные шара: один – большого размера, венчающийся короною и крестом.
Три первые этажа украшены гипсовыми фигурками.
Из Владимира 5 сентября 1812 г. был отправлен в г. Вязники с архиерейской и церковной ризницей и драгоценностями ключарь местного Успенского собора священник Иоанна Доброхотов. «Сего дня отправлена из Владимира карета моя, две повозки с поклажею и одна Лукиановская. В карете Икона Максимовския Богоматери, которую оставьте в том же Благовещенском монастыре, поместив в церкве в скромном месте. Карету же и лошадей всех отправьте немедля во Флорищеву пустыню до времени…» (из письма епископа Владимирского, Ксенофонта к Доброхотову).


Максимовская икона Божией Матери. XIX век

5 сентября 1812 г. в виду приближения к Москве Наполеоновских полчищ, по пути в г. Муром, во Владимир прибыл архиепископ Московский Августин, сопровождая Владимирскую и Иверскую чудотворные иконы Божией Матери. Св. иконы прибыли в город в момент совершения пр. Ксенофонтом, по случаю тезоименитства Императрицы Елизаветы Алексеевны, Божеств. литургии. По желанию Владимирского Архипастыря святыни были на некоторое время оставлены во Владимире.
8 сентября 1812 г. в праздник Рождества Богородицы был совершен, при огромном стечении молящихся, по городским валам крестный ход с чудотворными иконами Иверской и Владимирской. По окончании литургии народ до позднего вечера не оставлял церкви, молясь перед высокочтимыми иконами об избавлении от грозного врага.
10 сентября 1812 г. Преосв. Августин отправился с Иверской и Владимирской иконами в г. Муром, где и оставался до 20 октября, когда получил приказание возвратиться в первопрестольную столицу, уже совершенно очищенную от неприятеля.
23 октября по пути из Мурома в Москву преосв. Августин с свв. иконами Иверской и Владимирской Божией Матери вновь посетил Владимир, где и пробыл несколько дней.
24 октября чудотворные иконы принесены были с крестным ходом в Успенский собор и благочестивые владимирцы имели утешение видеть в соборном храме вновь после 4-х векового отсутствия великую святыню своей области – чудотворную икону Владимирской Божией Матери, поставленную на время литургии на прежнее свое место, где поклонялись ей отдаленные предки владимирцев. в течение этого и следующего дня толпы народа теснились в соборном храме, стремясь облобызать драгоценные святыни.
25 октября Иверская и Владимирская иконы были торжественно перенесены в Девичий м-рь, 26 октября – в Дмитриевский собор, где был храмовый праздник в честь св. Дмитрия Солунского, 27 октября – в Рождественский монастырь, а на другой день, после литургии, процессия со святыми иконами выступила по направлению к Москве. На протяжении 3 верст, до Казанской церкви в Ямской слободе, чудотворные иконы несли на руках жители города, принадлежавшими к дворянскому и купеческому сословиям.
На память о пребывании икон во Владимирском соборе были сняты с св. иконы Иверской копии, из которых одна, украшенная, сверх серебряного венца таковыми же полями, жемчугом и восточными хрусталями, поставлена в соборе.
Епископ Ксенофонт в 1812 году установил крестный ход в день Покрова Пресвятой Богородицы в Вознесенскую церковь из Успенского собора, в память освобождения Москвы от французов.
В 1818-1820-х гг. были устроены и обложены серебром гробницы святых Андрея Боголюбского и сына его Глеба.
В 1820 г. епископ Ксенофонт при выезде своем из Владимира, когда карета владыки поравнялась с Владимирской часовней, по приказанию его остановилась, «он вышел из кареты и, помолившись перед иконой Богоматери, наклонился, взял горсть земли у крыльца часовни и, завязывая в платок, промолвил: «эту землю попрошу бросить на гроб мой, когда положат меня в могилу,- заплакал и с трудом подсажен был снова в карету» (Влад. Епар. Вед. 1874 года № 8, 1820 г. стр. 409).

В 1834 г. Владимирский Успенский собор посещал император Николай I, в 1837 г. - наследник престола, впоследствии император Александр Николаевич, в 1845 г. – герцог Максимилиан Лейхтенберский.

Предание говорит, что от Собора к реке Клязьме был подземный ход или тайник. В 1848 году, когда рыли песок там, где на восточной стороне Собора прорыта дорожка для съезда к мастерским строениям Гарнизонного батальона, сажень на пять или на шесть ниже основания Собора, обрыты гладкие большие плиты из красного камня, вроде шифера, какого до сих пор не находили ни в городе, ни вблизи него. Плиты положены плотно наподобие свода, под которым заметно осыпается песчаный грунт. Не этот ли подземный ход?..

В 1850-1863 гг. епископом Владимирским был Иустин (Михайлов).
При епископе Иустине соборный храм посещали в 1850 г. Государи вел. князья Николай и Михаил Николаевичи, а в 1856 г. – Николай и Евгений Максимилиановичи, князья Романовские, герцоги Лейхтенбергские.

В 1852 г. была сооружена новая гробница для святых мощей Великого князя Георгия. Гробница была сооружена из чистого серебра, которого было употреблено 2 пуда 30 золотников, на пожертвования от всех сословий населения города. Перед гробницей была повешена золотая лампада, пожалованная Великим князем Константином Николаевичем и его супругою Александрой Иосифовной, по случаю рождения великой княжны Веры Константиновны.

Во время войны 1855-1856 гг. Иустину приходилось напутствовать своими молитвами и благословением в соборном храме воинства. Владимирское ополчение от рук Владимирского архипастыря принимало и освященное знамя свое: от него же принимало оно в благословение и благодатное сопутствие и Владимирскую икону Богоматери, которая в рядах ополчения была путеводительницей Владимирским ратникам до конца войны. По окончании войны, когда ополчение возвратилось в город, возвратило оно в кафедральный собор и сопровождавшую его св. икону Богоматери. На иконе была сделана надпись: «Всемилостивая Владычица Пресвятая Богородица! Приими под державный покров Твой православную рать, вооружившуюся крестом Сына и Бога Твоего, для защиты веры, царя и отечества, от нападения гордых и несправедливых врагов их. Сею святою иконою, от имени православной церкви, благословил Владимирскую дружину Государственного ополчения Иустин, Божиею милостию епископ Владимирский и Суздальский. Во Владимире в лето от Р. Х. 1855 в 22 день месяца Маия».
Под иконой Владимирской Божией Матери уставлена в одной киоте икона Успения Богородицы и внизу киоты вычеканена следующая надпись: «иконы сии Государственное подвижное ополчение Владимирской губернии в 1855 г. при молитвах св. церкви, в знамение небесного благословения, приняло от пресвященных Филарета митрополита Киевского и Иустина епископа Владимирского. Украшены и поручены Владимирскому собору для хранения гг. офицерами и ратниками Владимирского ополчения в 1856 г.».
В 1858 г. 4 июля в соборе в день памяти св. вел. князя Андрея Боголюбского состоялось празднование семивекового существования соборного храма и торжество семисотлетия Владимирского великокняжества.
В 1858 г. 24 августа Успенский собор посетил император Александр II вместе с супругой Марией Александровной, дочерью Вел. княжной Марией Александровной и наследным принцем Виртембергским. В соборе их встречал епископ Иустин.
Первые попытки по раскрытию фресок Андрея Рублёва были сделаны археологом Солнцевым в 1859 г. Он открыл фреску «Лоно Авраамово» и часть древних орнаментов.
В 1861 г. Владыка встречал у своей кафедры 8 августа цесаревича и вел. князя Николая Александровича.
Владимирский Успенский собор настолько изветшал, что неминуемо в непродолжительном времени должен подвергнуться разрушению. В виду такой описанной опасности владыка в декабре 1871 года, с представлением составленных архитектором Кашинским чертежей, просил о перестройке вновь соборного храма. По сему ходатайству командирован был для осмотра собора граф Строганов, который по тщательном осмотре, признав бывшие на соборе трещины неопасными для его дальнейшего существования, доложил о последствиях своего обозрения на Высочайшее воззрение. Император Александр Николаевич вполне согласился с мнением графа и перестройку Владимирского Успенского собора отменил.

Теплый храм прежде был устроен в юго-западной части собора, в Всеволодовой пристройке. Длина его была от западной стены 7 сажень, ширина во всю ширину пристройки. Над этим приделом был сделан кирпичный свод, были заложены кирпичом и устроенные из Андреевского собора выходы в пристройку. Для входа в этот придел были устроены две однопольные двери – одна вблизи западной стены собора, а другая вела в сам алтарь. Печь была устроена в юго-западных вратах храма, находящихся в западной стене Всеволодовой пристройке на правой стороне, позже находившаяся внутри юго-западного контрфорса, где помещалась соборная сторожка. Храм нагревался двумя теплопроводными душниками из печи. Храм этот был первоначально в честь св. Пантелеймона, а 25 мая 1774 г. при освящении собора после его возобновления и украшения епископом Иеронимом, переименован в честь св. благоверного князя Георгия. Над сводами этого храма находилась кладовая, в которой стояло несколько больших дубовых, окованных железом, сундуков с старыми священными вещами и в которую вход был сверху через люк, устроенный в самом юго-западной углу большого храма – на хорах. Иконостас здесь был самым бедный без всяких украшений, но в нем был древний образ св. князя Георгия Всеволодовича, снятый с его гробницы. В помещении алтаря этой церкви находились гробницы епископов: Луки, Серапиона и Феодора, а вне алтаря: епископов Симона и Митрофана. Этот теплый придел был разобран и упразднен в 1864 г.


Гергиевский придел Успенского собора

Заботясь о благоустройстве соборного храма, Иустин внутри собора распорядился устроить чугунные – балюстраду перед иконостасом и винтовую лестницу на хоры, взамен прежде бывших деревянных, а осознав неудобность для свершения богослужения в зимнее время в малой теплой, внутри собора. По проекту Артлебена Николая Андреевича в 1860 году колокольня была соединена с Успенским собором крытой галереей. Из этой галереи был устроен новый тёплый храм с престолом в честь великого князя Георгия (Георгиевский храм). Этот новоустроенный храм был освящен 15 октября 1860 г. во имя Святого Благоверного князя Георгия.

В облике Георгиевского придела отразилось стремление архитектора воспроизвести основные формы Успенского собора, в убранстве его фасадов использованы мотивы древнего владимиро-суздальского зодчества. Придел гораздо ниже собора, с его восточной стороны выступает полукруглая апсида. С одной стороны он соединяется с собором, с другой - примыкает к колокольне. Придел, стилизованный под древний храм, увенчан небольшой луковичной главкой. Но в отличие от собора, построен он из кирпича.
В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не было устроено отопление в Успенском соборе в 1885 г.
После сооружения придела несколько изменился облик соборной колокольни. В ее нижнем ярусе первоначально были высокие стрельчатые арки, которые при строительстве Георгиевского придела с северной и западной сторон были заложены кирпичом, а с восточной стороны к колокольне примкнула полукруглая апсида. Так в первом ярусе колокольни, ставшей закрытым помещением, появился малый придел. В 1862 г. был освящен малый придел в честь Архангела Михаила в нижнем этаже колокольни при входе в теплый собор. Ныне там часовня во имя иконы Божией Матери «Достойно есть».


Часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть»
В первом ярусе соборной колокольни расположена Часовня Пресвятой Богородицы в честь иконы ее «Достойно есть». Часовня названа так по имени древнейшей и святой иконы Богородицы «Достойно есть», от XI в., известной многими чудесами на всем Православном Востоке и, особенно, в Греции, на святой Горе Афон, где подвизаются более тысячи монахов (в том числе около 50 русских). Святое Предание об этой иконе говорит, что одному благочестивому иноку Афона была открыта небесная песнь Ангелов в честь Пресвятой Девы Царицы неба и земли, начинающаяся словами теперь всеизвестной церковной молитвы: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего». Ангел заповедал творить ее всюду и всем.
Настоящая святая икона Богородицы «Достойно есть», что в часовне Успенского собора - нового письма, созданная по просьбе Владимирской епархии и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в келии святого Иоанна Предтечи близ Успенского монастыря в Карее всечестным иноком Евфросином, творившим ее во дни Великого поста, с постоянной молитвой к Богородице. Со святой Горы во Владимир икона была доставлена 7/20 мая 2000 г., когда в Церкви вспоминается явление на небе Креста Господня в Иерусалиме (351) и размещена в новоустроенной часовне при Свято-Успенском кафедральном соборе. Такие святые традиции в Церкви живут из века в век. И эта святая икона «Достойно есть» преподается всем православным людям, сущим в скорбях земных и болезнях, как святое Божие благословение, как предивный омофор Божией Матери во утешение и на радость духовную в сем земном житии нелегком, но спасительном для будущей вечной жизни.


Вход в Соборную колокольню

В 1863–1866 гг. епископом был Феофан Затворник (Говоров), подвижник благочестия, одаренный проповедник, часто совершал богослужения в Успенском соборе. В 1988 г. причислен к лику святых.
Успенский собор в 1865 году.
В 1866-1878 гг. архиепископом был Антоний (Павлинский).
30 мая 1868 г. в г. Владимире скончался Епископ Муромский, Андрей. Тело почившего было погребено в теплом приделе Кафедрального собора.
Уволен из духовного звания по прошению Владимирского Успенского собора пономарь Николай Казанский, 6 июня 1869 г. Определен на причетническое место бывший ученик среднего отделения Владимирской семинарии Яков Меморский, к Владимирскому Успенскому собору 6 июня 1869 г. В 1869 г. о. ключарь собора был уже настолько стар, что ключарской должностью не мог уже заведывать, а правил за него эту должность зять его священник И.М. Вишневецкий. Во время такого между-ключарствия посетил соборный храм, приезжавший во Владимир, обер-прокурор св. Синода Граф Димитрий Андреевич Толстой. При обозрении собора неблаголепными показались ему, стоявшие возле стен, большие белокаменные гробницы. Не зная и не предполагая, что сии гробницы хранят в себе останки Великих князей, княгинь и святителей и приняв их только за надгробные камни, положенные над местами погребенных, Граф предложил тогда сопровождавшему его Владыке убрать эти камни из собора и тем предоставить еще больший простор в храме для приходящих в него богомольцев. Владыка сам также не зная, что находящиеся у стен собора камни суть самые гробницы, выдолбленные из цельного белого камня, покрытые белокаменными же плитами, по отъезде Обер-Прокурора и учинил словесное распоряжение об уничтожении белокаменных гробниц. Никто из соборян не нашелся объяснить в то время архипастырю суть настоящего дела, и исполнение этого печального распоряжения предоставлено было соборному старосте Николаю Тимофеевичу Платонову. Не имея никакого научного просвещения, староста приступил к сему, как заурядному делу, нанял каменщиков, которые, по окончании вечерен, в ночное время и производили данную им работу.
По рассказам всегда находившегося при производстве работ соборного сторожа Арсения Виноградова, начато было с каменного гроба Великого князя Константина Всеволодовича. Железными ломами был разбит его гроб, а растревоженные кости его с уцелевшей обувью из кожи сложены были в принесенный деревянный ящик, который затем и закопан был в землю у самой стены, где находилась гробница и обломки разбитого гроба вынесены были из собора. После этого таким же образом уничтожен был гроб Епископа Феодора. И его кости также зарыты были в землю на месте его гроба.
Затем по порядку нужно было приступить к уничтожению гробницы, особо чтимого жителями г. Владимира и окрестных местностей, Епископа Серапиона. При разбитии каменного гроба святителя оказалось, что погребенный в нем положен не прямо в каменной гробнице, но в этой гробнице находился еще деревянный, выкрашенный синей краской, гроб, с белыми на крышке крестами, в котором находились мощи приснопамятного витии святителя. Рассказывали, что рабочие поинтересовались прочно сохранившимся деревянным гробом и приподнимали крышку его, под которою оказался усопший покрытым чистою и крепкою холстиною. По отнесении осколков разбитого каменного гроба, деревянный гроб с мощами святителя зарыт был в землю на том же месте, где находилась каменная его гробница.
По окончании сего дела вынесен был в ограду собора надгробный памятник, находившийся над местом погребения епископа Платона Петрункевича, с оставлением на этом месте приставленной к стене чугунной плиты, на которой написан акростих в честь почившего, вероятно кем либо из учителей учрежденной им в городе Владимире Духовной Семинарии. Памятник этот был белокаменный, выкрашенный зеленой краской с рельефными на нем знаками архиерейского достоинства — митрою, рипидами, дикирием и трикирием. Весьма хорошо помню, что памятник этот стоял на восьми каменных шарах. Впоследствии этот памятник поставлен был на могиле бывшего соборного протодиакона Громова, погребенного вне собора, вблизи стены, находящейся на южной стороне, а после старостой собора переставлен на могилу его матери, основательницы странноприимницы при соборе, погребенной недалеко от протодиакона Громова.
Близко от места погребения епископа Платона находился гроб митрополита Максима Гречанина. Над каменным гробом митрополита устроено было прекрасное из дерева надгробие, украшенное золотой мелкой резьбой, на боковой стороне которого была прибита, сделанная на металлическом листе, надпись о явлении ему Божией Матери, вручившей ему омофор, а на крышке этого надгробия было написано изображение святителя во весь его рост, украшенное вокруг главы его серебряным венцом. Над этим надгробием была устроена, подобная имеющейся над гробницей князя Глеба Андреевича, резная из дерева и позлащенная сень с надписью в особом клейме о времени переселения митрополита Максима из Киева во Владимир.
Ничего не было пощажено из этого построения, все было отломано и самое надгробие с изображением святителя было снято и изломано. Только крышка с священным изображением оставлена в соборе и повешена на стене против бывшего гроба. Рассказывали, что на митрополите было значительно сохранившегося одеяния, сохранились и кожаные башмаки с пробковыми подметками. Все это видел и мой батюшка тесть, прикладывавшийся к руке митрополита Гречанина. Тронутый этим зрелищем, соборный староста докладывал о виденном кафедральному о. протоиерею и просил его отслужить заупокойную литию у святительского гроба. О. протоиерей поручил это исполнить священнику Вишневецкому. После литии, как рассказывал сам староста Платонов, гроб каменный уже не был разбиваем, а только опущен под пол и закрыт половыми чугунными плитами…
При разбитии гробницы князя Мстислава Андреевича храброго, рабочие поражены были видом сохранившегося князя. Хотя и при запертых соборных дверях производились работы, но молва о князе Мстиславе проникла как то в скромное помещение странноприимной при соборе, где проживала благочестивая мать соборного старосты, старица Евдокия Мироновна. Не могла она рассказывать мне без слез о виденном ею, когда она, по неотступной просьбе, допущена была поклониться сыну князя Боголюбского,— «что было делать, батюшка», говорила она, «взошла я в собор и вижу: князь на полу лежит, а гроб его уже разбит. Надобно было позаботиться о погребении его. Покрыли его на время следующего дня ковром, а я послала сторожа Арсения купить в щепных лавках гроб. Следующей ночью, когда начинали рабочие свое дело в соборе, я в своей странной, прослушав акафист, прочитанный гостившим здесь благочестивым старичком Афанасием, и после омовения переменив на себе белье, отправилась в собор. Здесь усердно помолившись, сподобилась я положить вместе с Афанасием и при помощи сторожа Арсения в купленный гроб, на разостланном в нем полотне князя Мстислава; покрыла его чистым полотном, положила в гроб маленький образок и восковую свечку. Покрыли гроб крышкою и рабочие закопали его не глубоко в землю около того места, где находится каменный гроб князя. Согрешила я многогрешная, не удержалась в горечи сердца, прокляла я своего сына Николая Тимофеевича. Будь ты проклят, сказала я ему, за то, что потревожил сына Великого князя Андрея».
А Арсений сторож, подтверждая это, рассказывал еще мне, что под каменным гробом Мстислава Андреевича находится еще другой каменный гроб, в котором был еще другой почивший. Плиты на этом гробе не было, а дно гроба князя Мстислава служило для него крышкой. Этот нижний гроб и почивающий в нем весь засыпан был до самого верха землей и все это место застлано чугунными половыми плитами, как и в прочих местах, где уничтожены были гробницы…
Так были уничтожены во Владимирском Успенском соборе в 1869 году все, находившиеся возле стен вне алтарей, белокаменные гробницы. Но и на этом еще не остановилось дел. Рабочие после сего начали закладывать все сооруженные Великим князем Всеволодом Юрьевичем в стенах собора погребальные комары. Все эти комары, кроме находящихся в придельных алтарях, заложены были в один кирпич заподлицо с стенами и заштукатурены, так что никакого признака но осталось сих комар и памятование о них совершенно утратилось бы по прошествии времени. Крушение в соборном храме проникло и в главный алтарь. В первой абсиде оного, называемой диаконским, устроена была Великим Всеволодом, одновременно с самою абсидою, в связи с ее кладкой, из белого же камня, по образцу древних церквей, весьма памятная и мне, сокровище-хранительница, с особым над нею внутри алтаря куполом-сводом. В нее вела устроенная посредине ее, железная узкая дверь с полукруглым верхом. Расходилась рука старосты. Захотелось ему и здесь простора. Беспрепятственно и эта семивековая кузня была разбита и до основания уничтожена. Только в земле, довольно глубоко под чугунным полом, как я после видел, остался признак ее стены. Более двух недель употреблено было на разбитие этого прочного сооружения. Такое переустройство было произведено в 1869 году в златоверхом соборе (прот. А.И. Виноградов).
28 января 1870 г. умер ключарь Успенского собора протоиерей Чижов Григорий Михайлович (1790-1870).


Святые Ворота Успенского собора (1871 г.)

При Антонии в 1871 г. вокруг Успенского собора соорудили ограду с железными решетками, а за оградой Странноприимный дом. В 1889 г. Странноприимный дом был расширен.
В 1878–1892 гг. архиепископом был Феогност (Лебедев).
Наружный вид собора тогда был в не лучшем состоянии. Колонны его и полуколонны были полуразрушены, и рельефные на стенах собора изображения некоторые сбиты, а иные замазаны несколькими слоями извести. На место узких, продольных окон, во многих местах, устроены были большие широкие окна, исказившие Византийскую архитектурную красоту, а на белокаменных арках и даже на сводах собора, для удобного покрытия его на четыре ската, сделаны были массивные кирпичные надстройки, изменившие вид собора и производившие своей тяжестью давление на здание. Находившиеся под кровлей верхние арки собора, построенного Андреем Боголюбским, были в полуразрушенном состоянии; пять соборных трибунов закрыты были почти на целую половину кровлей собора, и окна в них под крышей заложены были кирпичом; все украшения трибунов, высеченные из камня, частью сбиты и повсеместно были повреждены; на трибунах были устроены массивные главы в форме луковиц. Четырехугольные главы были покрыты железом, а средняя глава красной позолоченной медью. Медь эта от продолжительного времени была, в верхних частях главы, проржавевшей и худой. Кресты на всех пяти главах едва держались от ветхости. Четыре огромные контрфорса, приложенные к углам собора, были также изветшавшими и представляли неприглядный вид.
Живопись, которой был украшен главный алтарь в 1768-1774 гг., кроме того, что не соответствовала древности собора, во всех трех отделениях алтаря, пришла в совершенную ветхость; в самом храме отделение его под хорами покрыто было масляной краской, и надписаны были на своде четыре летающие Ангела; на своде в юго-западной части, под хорами имелись, открытые в 1859 г. академиком Солнцевым, лицевые изображения Авраама, Исаака и Иакова и на нижнем своде, на северной стороне, открытые тем же академиком, орнаменты; затем, во всех остальных своих частях, храм внутри везде покрыт был известью, которая от сырости, особенно в придельных алтарях, непрочно держалась и осыпалась. На столпах и стенах храма не было священных изображений. Погребальные комары, находящиеся в стенах храма, в которых положены в белокаменных гробницах тела Вел. князей, княгинь и святителей, кроме одной, заложены были кирпичом и заштукатурены.
В 1876 г. Протоиерей А.И. Виноградов издал составленную им историю Владимирского Успенского собора, которую предоставил в распоряжение собора на удовлетворение интересующимся соотечественникам святостью и древностью соборного храма.


Успенский собор. Вид с востока. Кукушкин В.Г. 1876–1882 гг. Восточный фасад белокаменного собора (1158–1161, 1185–1189) до реставрации 1888 г. – с кирпичными, покрытыми побелкой контрфорсами на южном и северном углах (1708); с двумя ярусами окон на апсидах (нижние и окно на северном контрфорсе – 1708); с железными темными кровлями – четырехскатной на четверике, луковичными на главах, коническими на апсидах (1725–1734); с водосточными трубами; без трубы калориферного отопления вдоль северного фасада (1882). Во всех окнах, включая барабаны глав – железные решетки. Средняя глава более пологой формы. Справа виден северный фасад, часть теплого Георгиевского придела (1862, архит. Н.А. Артлебен) с печной трубой и угол здания Присутственных мест (1790, архит. К.И. Бланк).
Перед собором и приделом ограда в виде высокого каменного цоколя со столбами и ажурной металлической решеткой (1865, 1873). Слева, между столбами, виден верх южных ворот (1802; ограда и ворота разобр. в 1931).
На переднем плане неровный грунт, покрытый травой, с тропинкой у здания Присутственных мест.

Успенский собор до реставрации

Высокопреосященнейший Феогност, с самого вступления на Владимирскую кафедру, был озабочен печальным состоянием кафедрального собора, который крайне обветшал и вследствие разных наслоений и изменений, пристроек и надстроек, совершенно утратил первобытную красоту и величие внутреннего и наружного вида. В 1879 г. начались работы по реставрации собора местными силами.
В 1880 г. закончено благоукрашение главного алтаря, в 1882 г. приведены были в надлежащее положение и гробницы Великих князей и святителей, покоящиеся были покрыты пеленами. Когда была очищена гробница вел. кн. Георгия, то оказалось, что не только плита на гробе была разбита, но и у самого гроба, в возглавии, правая сторона была повреждена. Через отверстие в плите, находившееся на самой середине, видно было в гробе много костей, сложенных в беспорядке. На гробе князя Бориса Данииловича плита оказалась также разбитой; только середина ее была цела, а с обоих концов положены были, не подходящие к ней по размеру и совершенно не притесанные, белые камни, грубо примазанные известкой. При приведении поврежденной плиты в надлежащее положение видно было, что весь белокаменный гроб, почти до самого верха, наполнен человеческими костями. На гробницах епископов Симона и Митрофана, плиты оказались поврежденными на самой середине лицевой стороны гроба и заложенными, грубо примазанными известью, осколками камня. В 1882—1884 гг. проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва. Работы по раскрытию фресок возложили на пользовавшегося большой известностью палехского иконника-реставратора Н.М. Сафонова. В 1882 – 1891 гг. он обновлял росписи, расписывал собор. Ему удалось установить наличие композиции «Страшный суд святых» в арках и много других фрагментов. В это время были сделаны кальки и акварели со всех открытых стен, отмечены утраты, все это послужило исходным пунктом во время реставрационных работ 1918 г. В 1891 г. он вернулся в Вязники, где в 1892 - 1894 гг. расписывал Казанско-Никольский собор.
Обновление Владимирского Успенского Собора. 1884 год.
29 июня 1886 г. в Вязниках умер протодиакон Владимирского кафедрального Успенского собора Алексей Иванович Архангельский.


Успенский собор до реставрации. 1883 г. Автор: Барщевский И.

Успенский собор. 1883-1884-е гг. Барщевский И.

В мае 1887 г., с Высочайшего соизволения и с разрешения Св. Синода, было приступлено к работам по наружной реставрации собора, которые были окончены в августе 1891 г. см. Реставрация Владимирского Успенского кафедрального собора (1887-1891)

Собор пользуется % с капитала в 1150 руб.; кроме сего получается из государственного казначейства ежегодно 300 руб. на устройство церковной ризницы.
Причта в соборе по штату положено: настоятель, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика. На содержание причта получается из госуд. Казначейства 2303 руб. и % с билетов, положенных разными лицами на вечное поминовение, до 300 руб. в год. Кроме сего с усадебной земли, находящейся в разных местах, около 30 руб. в год; планы и писцовые книги на эту землю имеются. Церковных домов для причта нет.
Странноприимный дом содержится частью на средства благотворителей, а частично на % завещанного разными лицами в пользу его капитала в 11100 руб. Здесь в особом зале постоянно совершается чтение псалтири и поминовение почивших в соборе князей и святителей. (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.)


В 1892 - 1904 гг. архиепископом был Сергий (Спасский), видный богослов и агиограф, автор известного научного труда «Полный месяцеслов Востока» в двух томах. Погребен в 1904 г. в Успенском соборе.
Владимирская Городская Дума, приняв во внимание продолжительные, многолетние труды в качестве члена комитета по реставрации древнейшей Святыни г. Владимира,— Успенского Кафедрального собора, в заседании 22-го сентября 1894 г. единогласно постановила: выразить протоиерею Матфею Ивановичу Жудро искреннюю за труды его благодарность от имени всего городского Общества с поднесением золотого наперсного креста.


Успенский собор. Вид с запада. 1906–1909 гг.

Западный фасад белокаменного Успенского собора (1158–1161; 1185–1189) после реставрации 1888–1891 гг.: без контрфорсов, с позакомарным покрытием и шлемовидными главами (средняя позолочена, боковые покрашены светлой краской), водометами, неширокими ажурными подзорами.
На переднем плане часть Пушкинского бульвара и памятник А.С. Пушкину – изящный бюст на призматическом постаменте (1906–1907), посреди цветочной клумбы, окруженной невысокой фигурной решеткой и скамейками.


Успенский Собор с восточной стороны. Прокудин-Горский 1911 г.

Город Владимир. Вид на гору с Успенским собором с Заречной стороны. Прокудин-Горский 1911 г.

Успенский собор и часовня во имя равноап. кн. Владимира. Фотография. 1913 г. (РГБ)

В 1904 г. на древнюю Владимирскую кафедру назначен епископ Вятский и Слободской Никон, известен своей семилетней деятельностью в должности ректора Владимирской Духовной семинарии.
Псаломщик села Лыкова, Владимирского уезда, Сергий Покровский, 27 марта 1907 г., перемещен во Владимирский Кафедральный собор, с удостоением сана диакона.
Настоятель Владимирского Кафедрального собора, протоиерей Александр Виноградов 31 мая 1908 г. умер. Кафедральным протоиереем г. Владимира назначен Ключарь собора прот. П.П. Евгенов, Ключарем собора — свящ. В.Г. Валединский.
5 июня 1908 г. князь Олег Константинович Романов у святынь Владимирского Успенского собора.


Здание Причта Успенского собора было построено в 1910 г.
Ул. Б. Московская, д. 47

Посещение Императором Николаем II городов Владимирской губернии в мае 1913 года. Фото автомобильного кортежа Императора Николая II, прибывшего к Успенскому собору во Владимире 16 мая 1913 г.

Далее »» О пассии в кафедральном соборе г. Владимира в 1915 г.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (12.06.2015)
Просмотров: 7016 | Теги: фото, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru