Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
11:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Артлебен Николай Андреевич

Николай Андреевич Артлебен

Артлебен Николай Андреевич (13 марта 1827 — 14 (26) марта 1882) – археолог, писатель, Владимирский Епархиальный Архитектор (1857-1882), редактор «Владимирских Губернских Ведомостей» (1879 -1882).


Николай Андреевич Артлебен

Николай Артлебен родился 13(25) марта 1827 года в Москве. По происхождению «из дворян», но, очевидно, небогатых.
Закончил образование свое в Московском Дворцовом Архитектурном Училище, и, после испытания в конференции этого училища, удостоен был звания архитекторского помощника старшего класса, на что и выдан был аттестат в 1849 г.
16 февраля 1851 г. Высочайшим приказом переведен архитектором во Владимирскую Казенную Палату и занимал эту должность до 4 мая 1860 г.


Николай Андреевич Артлебен

В декабре 1856 г. владимирский губернатор, недовольный городовым архитектором Швейкиным, предложил на эту должность Артлебена «как отличного техника и как человека, пользующегося прекрасною репутациею», однако получил отказ главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями. Городовым архитектором Н.Л. Артлебен не стал.
В 1857 г. Государем Императором утверждено было определение Св. Синода о назначении во Владимирскую, Орловскую и Курскую епархии особых архитекторов для производства построек по духовному ведомству. Во Владимире на эту должность 6 августа 1857 г. и был определен Н.А. Артлебен, с оставлением за ним же должности архитектора при Казенной Палате. Последнюю должность он занимал, однако, не долго: в апреле 1860 г. он сам подал прошение об увольнении из Палаты, так как находил довольно затруднительным исполнять должности в обоих местах; 4 мая 1860 г. он и был уволен.
В обязанности епархиального архитектора входило проектирование, строительство и ремонт храмов и всех сооружений, относящихся к епархиальному ведомству. Очевидно, выполняя эти обязанности, Н.А. Артлебен и стал незаурядным исследователем древнерусского зодчества. Возводя новые церкви, он стремился проникнуть в особенности сооружения старинных храмов Владимирской земли, изучить приёмы и методы строивших их зодчих.

В 1858 г. Н.А. Артлебен провел исследование церкви Покрова-на-Нерли XII в., близ Боголюбова; при земляных работах обнаружил фундаменты древних галерей и башен и выполнил план церкви с этими пристройками. Тогда же были найдены замечательные парные плиты с резными грифонами и барсами.
В 1859-1860 гг. Покрова на Нерли осматривал академик Ф.Г. Солнцев в связи с планом «возобновления старинных церквей». В то время он, в частности, обнаружил впоследствии утраченные восемь фигур мучеников в барабане церкви. Состоялись также раскопки и ремонт, которыми руководил епархиальный архитектор Н.А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII в., что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. При раскопках он обнаружил основания конструкций с трех сторон опоясывающих храм, которые были приняты им за основание наружных галерей храма. Тогда же был проведен частичный ремонт.
По его проекту построена колокольня при церкви Покрова на Нерли. Возможно, по его проекту построена и теплая Трехсвятительская церковь при храме Покрова-на-Нерли (окончена в 1884).


Гергиевский придел Успенского собора

По проекту А.Н. Вершинского построена в 1810 году соборная колокольня, по проекту Артлебена Николая Андреевича в 1860 году колокольня была соединена с Успенским собором крытой галереей. Из этой галереи был устроен новый тёплый храм с престолом в честь великого князя Георгия (Георгиевский храм). Этот новоустроенный храм был освящен 15 октября 1860 г. во имя Святого Благоверного князя Георгия.
В облике Георгиевского придела отразилось стремление архитектора воспроизвести основные формы Успенского собора, в убранстве его фасадов использованы мотивы древнего владимиро-суздальского зодчества. Придел гораздо ниже собора, с его восточной стороны выступает полукруглая апсида. С одной стороны он соединяется с собором, с другой - примыкает к колокольне. Придел, стилизованный под древний храм, увенчан небольшой луковичной главкой. Но в отличие от собора, построен он из кирпича.
В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не было устроено отопление в Успенском соборе в 1885 г.
После сооружения придела несколько изменился облик соборной колокольни. В ее нижнем ярусе первоначально были высокие стрельчатые арки, которые при строительстве Георгиевского придела с северной и западной сторон были заложены кирпичом, а с восточной стороны к колокольне примкнула полукруглая апсида. Так в первом ярусе колокольни, ставшей закрытым помещением, появился малый придел. В 1862 г. был освящен малый придел в честь Архангела Михаила в нижнем этаже колокольни при входе в Георгиевский придел. Ныне там часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно есть».


Здание женского епархиального училища

К 1860-м годам относится и ещё одна крупная работа Н.А. Артлебена - здание Владимирского училища девиц духовного звания, построенное в Залыбедье, в самом начале Воскресенской улицы (ныне ул. им. Луначарского, 3). Деревянный дом с садом, купленный для училища епископом Феофаном у действительного статского советника Д. В. Соленикова, оказался слишком тесным. В 1866 г. епархиальным архитектором Артлебеном Н.А. составлен быль план на предполагаемую каменную пристройку, рассчитанную на два этажа с третьим подвальным. 3 августа 1867 г. в 12-м часу утра происходила закладка построек при училище девиц духовного звания.
В последующие годы здание достраивалось и расширялось. Знакомый нам облик здание приобрело в 1914 году, когда оно было перестроено другим архитектором - Л.М. Шерером.


Здание бывшего женского епархиального училища. Дом №3 по ул. Луначарского

В 1862 г., делая чертеж Спасо-Преображенского собора XII в. в Переславле-Залесском, Н.А. Артлебен обнаружил на западном своде под хорами фреску «Страшный суд», которую датировал временем Всеволода III. Материал опубликовал в «Трудах Владимирского губстаткомитета» (1863, вып. I). А на I археологическом съезде в Москве в 1869 г. представил доклад о памятниках Владимира и Суздаля и чертежи Спасо-Преображенского собора, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, Покрова-на-Нерли, Золотых ворот и Успенского собора во Владимире и суздальского собора, также затем опубликованные в «Трудах I археологического съезда».


Церковь Всех Святых с колокольней в гор. Киржаче. Дата постройки 1865-1869 гг.

В 1866 г. стал еще и младшим архитектором при Строительном отделении Владимирского Губернского Правления.
Владимирский Епархиальный Архитектор Артлебен репортом, от 5-го сентября 1866 года за № 26-м, донес Консистории, что при осмотре им строящейся в селе Бородине, Суздальского уезда, большой каменной церкви, оказалось, что на леса и кружалы употребляется лес не надлежащего качества и отчасти осиновый, тогда как значительная вышина церкви требует благонадежных лесов и особенно кружал, почему необходимо обязать заведывающих постройкой доставлять на леса и кружалы хорошие сосновые шли еловые бревна и доски надлежащих размеров. Вследствие сего Епархиальным Начальством определено: Репорт Архитектора Артлебена объявить духовенству Владимирской Епархии через Епархиальные ведомости к непременному исполнению ("Владимирские Епархиальные Ведомости" Официальная часть № 15, 1 августа 1866 года).

В течение нескольких лет он вёл работы во владимирском Богородице-Рождественском монастыре - древнейшей обители, основанной в XII веке и до XVI века бывшей первой по рангу среди всех русских монастырей.
В 1860-е годы по проектам Н.А. Артлебена в монастыре велись большие работы — был реконструирован н перестроен целый ряд монастырских зданий.


Христорождественская (крестовая) церковь. Фотография кон. XIX – нач. XX вв.

Н.А. Артлебен перестроил церковь Рождества Христова во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским художником Степановым. Архиепископ Феофан Затворник освятил церковь 2 февраля 1866 г.
Массивный двухэтажный храм своим главным фасадом выходит на Большую Московскую улицу, с двух сторон к нему примыкают монастырские стены, в восточной части - с воротами. Храм больше похож-на гражданское здание, Декоративное убранство его монументального главного фасада несёт следы влияния барокко. А сам облик здания несколько напоминает расположенные поблизости, на территории монастыря, архиерейские палаты. Очевидно, архитектор, перестраивая храм, не мог не учитывать этого.
Главный монастырский храм - белокаменный Богородице-Рождественский собор, построенный в 1196 году, к XIX веку обветшал и требовал срочной реставрации. Император Александр II, посетивший монастырь 24 августа 1858 года, дал указание провести реконструкцию собора и монастыря.
В 1858-1866 гг. совместно с губернским архитектором Д.А. Корицким Н.А. Артлебен «возобновил» Рождественский собор XII в. в Богородице-Рождественском монастыре.


Вид церкви Рождества Пресв. Богородицы (до возобновления). Рис. Ф.Д. Дмитриева, сер. XIX в.

Н.А. Артлебеном был сделан проект перестройки собора, а предварительно - его обмеры, подробное описание и чертежи. Проект Н.А. Артлебена не предусматривал его слом и возведение нового собора, но в ходе начавшихся реставрационных работ выяснилось, что сноса древнего здания избежать невозможно. Старое здание было разобрано до основания и в ноябре месяце 1859 г. торжественно заложен был новый храм, по рисункам древнего. В 1863 году собор был возведён, но продолжались работы по его отделке. Храм был освящен преосвященным архиепископом Антонием 22 июля 1869 г.


Рождественский собор. Вид с юго-востока. Фотография. Мелехов Я.Я. Кон. XIX в. - 1901 г.

Н.А. Артлебен постарался создать точную копию древнего храма, по словам историка Н.Н. Воронина - «его модель в натуральную величину». Искусствоведы отмечают, что это был первый пример так называемого реставрационного «новодела», когда реставратор полностью воссоздаёт памятник в формах, близких к оригиналу. Но, в отличие от белокаменного собора XII века, он был построен из кирпича, хотя белый камень от старого собора тоже использовался про его постройке. В 1918 году монастырь был закрыт и на долгие годы занят местными органами ВЧК-НКВД-КГБ. В 1930 году собор был разрушен.
В 1991 году на месте снесённого собора был установлен деревянный памятный крест. А в 1995 году патриарх Алексий II, посетивший монастырь, освятил закладной камень на месте будущего собора. В 1997 году И.А. Столетов, Трофимов Александр Николаевич и иеромонах Иннокентий (Яковлев) начали работу над проектом воссоздания храма.

Указом Правительствующего Сената от 12 декабря 1867 г. за № 7021 Владимирский Епархиальный Архитектор Николай Андреевич Артлебен произведен за выслугу лет, в Надворные Советники со старшинством с 3 марта 1866 года.
В 1867-1879 гг. он наблюдал за строительством Спасо-Преображенского собора в г. Коврове.
22 февраля 1868 г. было получено разрешение Священного Синода на устройство церкви при Ковровских мастерских с образованием при ней особого прихода и определением к ней причта. Об усердии ковровских мастеровых обер-прокурор Священного Синода граф Д.А. Толстой доложил императору, и Александр II “на всеподданнейшем докладе по сему предмету… изволил написать собственноручно: “Благодарить”. К августу 1868 г. проект на построение каменной церкви при Ковровских мастерских был утвержден в строительном отделении Владимирского губернского правления. Автором проекта нового храма был епархиальный архитектор Николай Андреевич Артлебен.

В 1867 г. при церкви Святителя Иоанна Милостивого сл. Мстеры вместо шатровой колокольни построили новую по проекту епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал Осип Осипович Сеньков.
1868 г. «Доклад управы, о выдаче архитектору г. Артлебену за составление проекта и сметы на устройство моста через реку Киржач 113 руб. 24 коп. из оставшихся в экономии от сметного назначения на устройство места сумм. Единогласно постановлено: доклад управы утвердить».
Владимирский Епархиальный Архитектор Николай Артлебен, за безмездные десятилетние труды его по возобновлению Рождество-Богородицкой церкви, что при Архиерейском доме, а равно и в поощрение ученых трудов его по части Археологии, 2-го апреля 1870 г. Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 2-й степени.


Владимирская женская гимназия

В 1870 г. Губернская управа приобрела покупкой у дворянства за 17000 руб. дом у Золотых Ворот под помещение имеющей открыться Земской женской гимназии. «…Работы, как по переделке зданий, так и по устройству мебели уже окончены и освидетельствованы управой в полном ее составе, а первые и с участием архитектора; по поручению управы г. Артлебеным (архитектором) составлена исполнительная на производство работ смета, из которой видно, что не выполненных по смете оказалось на 646 р. 15 коп., а сверхсметных 417 р. 26 к., следовательно на приспособление дома израсходовано менее на 228 руб. 89 коп. Принимая во внимание, что при доме женской гимназий нет просторной залы для учениц, губернская управа за 160 р. наняла рабочего привести в порядок сад, находящийся при доме» (Журн. 3 дек. 1870, стр. 22).
Приобретенный дом был перестроен по проекту Н.А. Артлебена.
В 1883 году было построено здание приюта. Большие строительные работы были осуществлены в 1902 году отчетном году здание гимназии значительно расширено пристройкой, давшей гимназии на предстоящий учебный год (1902-1903) ряд новых просторных и светлых классных помещений и прекрасный актовый зал.
С 1934 г. образцовая средняя школа №1 размещается в здании бывшей женской гимназии.


Школа № 1

В 1872 г. Н.А. Артлебен выполнил чертежи Золотых ворот с только что открытой священником Симеоном Никольским внутристепной лестницей и боевой площадкой над аркой, им же составлена смета на восстановление лестницы.

В 1872 г. архитектору была присуждена большая золотая медаль Московской политехнической выставки — «за реставрацию и монографию владимирского Успенского собора и модель Рождественского собора», как сказано в формулярном списке.


Богородице-Рождественский собор, г. Муром

В 1873 г. реставрирован древний собор Рождества Богородицы в Муроме.

В 1875 г. составлял планы и сметы здания учительской семинарии в гор. Киржаче.

В 1858 г. Александровский Успенский женский монастырь сильно пострадал от пожара; в частности, был сильно поврежден и келейный корпус. По проекту Н.А. Артлебена он был перестроен, и к 1870 г. в нем появился кирпичный второй этаж. После пожара по проекту Н. Артлебена каменный больничный корпус был построен заново, уже как отдельное здание от келейного корпуса. Он предположительно является также автором нового плана г. Александрова (1874).
Строительство Троицкой церкви в Карабанове было начато в 1875 году А.И. Барановым. Продолжила строительство храма вдова Елизавета Александровна, окончил управляющий мануфактурой А.М. Первушин. Строилась церковь по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена.

Пристроена галерея с лестницей к дому настоятельницы в Княгинином монастыре (г. Владимир).


Дом Боголюбова монастыря. Н.Г. Мейер. Кон. 1870-х гг.
Вид с юго-запада. Двухэтажное красно-кирпичное здание с часовней в честь иконы Боголюбской Божией Матери (1876 г., архит. Н.А. Артлебен).

Улица Большая Московская, д. 43

Монастырское подворье с деревянными кельями и хозяйственными постройками было на этом месте уже в XVIII веке. В 1873 году настоятель Боголюбовского мужского монастыря архимандрит Даниил подал архиепископу Антонию прошение о строительстве на подворье двухэтажного каменного дома с часовней во имя иконы Боголюбской Божией Матери. Строился дом по проекту Н.А. Артлебена, а наблюдение за строительством вёл инженер М.М. Ранг. В 1877 году дом был построен: одно его крыло выходило на Большую улицу (ныне ул. Большая Московская, 43), другое - в Троицкий (Борисоглебский) переулок (ныне ул. Музейная, 2). На срезанном углу в середине дома был вход в часовню. В нижнем этаже этого дома при входе с переднего крыльца комната для приезда братии, за ней через коридор, комната для приезда настоятеля, в которую ведет с лицевой стороны крыльцо. Над входом - глухое окно, над ним треугольный фронтон, завершавшийся главкой с крестом. Подворье уже в начале XX века стало использоваться не только для монахов, оно в основном сдавалось под квартиры. До наших дней дом дошёл с некоторыми переделками и перепланировкой. Со стороны улицы Музейной к нему примкнула возведённая в советское время двухэтажная пристройка.
В 1949 году в этом доме работало Владимирское областное книжное издательство. Вскоре издательство переехало в здание Палат (ул. Большая Московская, 58), сначала на третий, затем на первый этаж. Затем в течение длительного времени здесь находилась редакция областной газеты «Призыв».
В 1971 году канцелярия музея из Рождественского монастыря переехала в здание на III Интернационала 43, где музею после переезда редакции “Призыва” в новое здание были выделены помещения на первом этаже. Сейчас там располагается администрация Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Свято-Екатерининский собор в Судогде (1871 — теплый, 1878 — холодный; не сохранились).
В 1879 году Федоровский получил разрешение на строительство каменной часовни при заводе в Воковском поселке (по проекту архитектора Н. А. Артлебина). После революции часовня была разграблена.

В 1879 году был утверждён секретарём Владимирского губернского статистического комитета. После смерти К.Н. Тихонравова, он назначен редактиром «Владимирских Губернских Ведомостей» с № 43-го за 1879 г. — до № 11-м за 1882 г.
«С разрешения г. министра внутренних дел по постановлению Владимирского губернского статистического комитета, состоявшемуся 28 минувшего сентября 1879 г., действительный член комитета, младший архитектор строительного отделения и епархиальный архитектор, надворный советник Николай Андреевич Артлебен, определен секретарем статистического комитета и, согласно назначению г. начальника губернии, редактором неофициальной части губернских ведомостей, с оставлением в занимаемых им должностях» («Влад. Губ. Вед. № 42, за 1879 г.).
В местной печати подпись Н.А. Артлебена в первый раз появляется в конце 1861 года, сначала под сообщенными им старинными документами; с самостоятельным исследованием он выступил в средине 1863 г., — это была статья — «Кафельная печь в архиерейском доме в Суздале» (Влад. Губ. Вед., 1863 г. № 29); после он писал о старых деревянных церквях в пог. Игове, с. Драчеве и др., о Владимирских соборах —Дмитриевском и Успенском, о Горицком монастыре и проч.; кроме того, он помещал статьи в «Древностях» — трудах Московского Археологического Общества (о различных древних церковных предметах), был на первом Археологическом Съезде в Москве, где принял горячее участие в обсуждении вопросов об архитектуре XII века.
В круг интересов Н.А. Артлебена входила разработка теоретических вопросов, связанных с русской архитектурой, а также изучение деревянной и древней каменной архитектуры Владимирского края, жизни и быта монастырей. Об этом - многочисленные публикации и выступление на Первом археологическом съезде в Москве (1869) с сообщением о памятниках владимиро-суздальского белокаменного зодчества, в котором он сопоставлял памятники Владимирского края с постройками романской Европы.
Хорошо изучив белокаменное зодчество, Н.А. Артлебен обобщил свои познания и наблюдения в труде «Памятники зодчества древней Суздальской области», вышедшем в «Ежегоднике Владимирского губстаткомитета» (1880, т. III). Есть и отдельный оттиск под названием «Древняя Владимиро-Суздальская область, сохранившаяся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. Вып. I. Век XII.» (1880). За этот труд автор в 1881 г. удостоился награды Императорского русского археологического общества — большой серебряной медали. До сих пор имеют значительную научную ценность его публикации «Описная книга Владимирского кремля-города 1626 г.» (Владимирские губернские ведомости, 1877, № 1-3) и «Владимирский кремль-город по Описной книге 1626 г.» (в «Ежегоднике губстаткомитета», 1878, вып. II).


Церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Заречье (Киржачский район). 1881-1887 гг.

Н.А. Артлебен, просвещенный русский археолог и зодчий, знаток древностей и любитель старины, служил русскому искусству не только словом, но и делом: он произвел замечательные реставрации древнего «Книгопечатнаго Двора» в Москве, его «Общий обзор памятников зодчества древней Суздальской области» говорит — какого серьезного знатока потеряло общество со смертью его.

Н.А. Артлебен скончался 14(26) марта 1882 года во Владимире.
«14-го марта 1882 года в половине четвертого часа утра, скончался 55 лет от роду секретарь Владимирского губернского статистического комитета и заведывавший неоффициальною частью Владимирских губернских ведомостей, Владимирский епархиальный архитектор и архитектор строительного отделения Владимирского губернского правления, Николай Андреевич Артлебен…


Типографский оттиск. Книжный знак библиотеки Артлебена Николая Андреевича.

Н.А. Артлебен оставил после себя хорошую библиотеку по предметам своей специальности и любимой им истории, а также замечательные альбомы видов, рисунков и чертежей, имеющих отдельный интерес для обозрения святыни и исследования древности и старины Владимирской губернии и епархии. Мир праху твоему, почивший труженик науки, да почиет над тобой вечная о тебе память грядущих исследователей древности и старины родного края, и в среде местного общества, в котором ты прожил слишком 30 лет, да хранится незабвенно честное твое имя и помин о всегдашнем соревновании твоем всякому доброму и общественному делу» («Влад. Губ. Вед. № 13, за 1882 г.).
Был похоронен на городском Князь-Владимирском кладбище. Место захоронения известного архитектора утрачено.

1-го июня 1882 г. на место Владимирского епархиального архитектора Владимирским епархиальным начальством определен младший инженер Владимирского строительного отделения архитектор Николай Дмитриевич Корицкий.

Публикации Н.А. Артлебена:
1. Древние фрески, открытые в этом [Сиасо-Преображенском] соборе [Переславля-Залесского] // Труды Владимирского губернского статистического комитета. - Владимир, 1863. - Вып. I.
2. Евангелие 1544 г. Боголюбова монастыря // Древности: труды Моск. археолог. об-ва.-М., 1865. - Т. 1.
3. Кадило Городищенской церкви // Там же.
4. По вопросу об архитектуре XII в. в Суздальском княжестве // Труды I Археологического съезда в Москве в 1869 г. - М., 1871. — Т. I.
5. О рукописном синодике 1672 г. // Древности. - 1874. - Т. 4, вып. 2.
6. О немецком надгробном памятнике XVI в., найденном в Троицкой церкви во Владимире-на-Клязьме // Там же.
7. Описная книга владимирского кремля-города 1626 года/публ. Н. Артлебена // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. - Владимир, 1876. — Т. I, вып. II.
8. Владимирский кремль-город по описной книге 1626 г. / Там же. - Владимир, 1878. - Т. II.
9. Памятники зодчества древней Суздальской области // Там же. - Владимир, 1880. - Т. III; то же под загл.: Общий обзор памятников зодчества древней Суздальской области//Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии. Вып. I. Век XII. - Владимир, 1880.
10. Деревянная церковь XVII века в селе Драчеве Меленковского уезда//Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. - Владимир, 1880. - Т. III.
Публикации о нем:
1. Н.А. Артлебен: некролог//Владимирские губернские ведомости. - 1882. - № 13; то же//Владимирские епархиальные ведомости. - 1882. - № 8; то же//Неделя строителя. - 1882. - № 14.
2. Языков Д.Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Вып. 2. - СПб., 1885. - С. 10; вып. 4. - СПб., 1888. - С. 5; вып. 5. - СПб., 1889. - С. 5.
3. Собко Н. Артлебен Н.А.//Русский биографический словарь: Алексинский - Бестужев-Рюмин. - СПб., 1900.
4. Смирнов А.В. Портретная галерея уроженцев и деятелей Владимирской губернии. Вып. 3. - Владимир, 1904.
5. Шереметевский В. Русский провинциальный некрополь. Т. 1. - М, 1914. - С. 52.
6. Дьяконов М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII - XIX вв.: извлечения из архивов//Русский город. - М., 1976. - Вып. 1.
7. Материалы к биографическому словарю архитекторов народов СССР. Вып. 2.-М., 1981.
8. Дудорова Л.В. Из истории строительного искусства. Ч. 3. XIX - нач. XX в. - Владимир, 1990. [Рукопись. Архив АО «Владимирреставрация»].
9. Пикулев Н.Н. Архитектор Н.А. Артлебен//Рождественские чтения. - Ковров, 1994. - Вып. 1.
10. Памятники истории и культуры Владимирской области: каталог. - Владимир, 1996. - С. 47, 49, 52, 53.
11. Крашенинников А.Ф. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.): ил. биогр. словарь. - М., 1998.
12. Фролов Н. Творец ковровского собора Преображения архитектор Н.А. Артлебен//Ковровские вести. - 1999. - 23 марта.
13. Тимофеева Т.П. Николай Андреевич Артлебен//Владимирский некрополь: Князь-Владимирское кладбище. - Владимир, 2000. - Вып. 3.
14. Баталов А.Л. Артлебен Н.А.//Православная энциклопедия. - М., 2001. - Т. III.
15. Коноплева Р.Г. Артлебен Николай Андреевич//Владимирская энциклопедия: биобиблиогр. словарь: А - Я. - Владимир, 2002.

Переписка И.А. Голышева с Н. А. Артлебеном

Голышев, Иван Александрович (1838-1896).
Переписка И.А. Голышева с разными учеными лицами: издание в количестве 100 экз., под редакцией и с предисловием А.В. Смирнова, не для продажи. - Владимир: Типография Губернского правления, 1898. , II, 434 с.; 17.

23 февраля 1877 г.
Милостивый Государь Иван Александрович. Во время годичного заседания Москов. Археологического Общества, бывшего сего февраля 16 числа, Д. И. Иловайский, Иван Егорович Забелин и Барон Ф. А. Бюлер (Д. И. Иловайский, историк, родившийся в 1832 г., и И.Е. Забелин, историк и археолог, род. в 1820 г.; барон Ф. А. Бюлер род. в 1821 г., а скончался в 1896 году.), управляющий Главн. Архивом Мин. Иностр. дел, заинтересовались Вашим изданием старинных предметов и резных украшений сельских построек. Все эти, названные выше члены нашего Общества обратились ко мне, как знакомому Вам, с тех, чтобы я попросил Вас выслать их по экземпляру Вашего издания; что стоит экземпляр, они Вам вышлют, но я на вопрос их о цене не мог ничего сказать, потому что не знал цены издания. Барон Бюлер желает иметь Ваше издание для библиотеки архива. Забелин остановил даже печатание какой-то своей статьи, до получения от Вас экземпляра, с тем, чтобы сказать в этой статье о Вашем издании.
Сообщаю Вам адресы: в Москве: Дмитрий Иванович Иловайский в Трехпрудном переулке, дом № 661. Иван Егорович Забелин, Действит. Ст. Советник, в 3-й Мещанской, дом Панова. Барон Федор Андреевич Бюлер в Главном Архиве Мин. Иностр. Дел. Директор Архива Тайный Советник. Так как теперь у Вас в Мстере, кажется, существует почтовая контора, а не станция, как было прежде, то посылка издания Вас не затруднит. Забелин особенно желал бы получить Ваше издание поскорее.
С совершенным почтением... Н. Артлебен.

5 августа 1879 г.
Многоуважаемый Иван Александрович! Вы вероятно, и справедливо, браните меня за то, что я до сих пор не ответил на Ваше любезное письмо и поздравление; но в этом отчасти вина падает и на Вас: Вы слишком рано поздравили меня с новым назначением и порадовались тому, что дорогая Археология не останется в загоне. Я и не думал пускаться в неверные поиски за этой должностью, на которую как я слышал просилось многие, в том числе и некто г. Р—н, служащий в Канцелярия Губернатора; но когда Губернатор, отказав всем просителям, предложил должность мне, то понятно я изъявил ему полное согласие принять на себя секретарство и редакторство именно по такому же побуждению, какое выражено в Вашем письме. Секретари Ст. Ком. утверждаются самим Губернатором и могут занимать еще и другую какую-нибудь должность. Однако предварительно утверждения меня в новой должности Секретаря Канцелярия Губ., вероятно она, принимая во внимание и имея в виду, что в занимаемой мною теперь должности Архитектора Губ. Правл. я утвержден Министром Вн. Дел, нашла нужным поставить вопрос не будет ли де со стороны Министерства препятствий к занятию мной должности по Стат. Комитету. Прошло уже более трех недель, а на запрос ответа еще не последовало. Вот и причина моего молчания, которая и еще продолжалась бы, если бы вчера Сервицкий (Александр Ильич Сервицкий, протоиерей, первый редактор «Владимирских Епархиальных Ведомостей», автор многих там статеек, за подписью С-кий, родился в 1837 году, а скончался в 1897 году.) не сказал мне, что Вы ему писали. Я ожидал утверждения, чтобы написать Вам о Ваших статье и рисунках положительно.
Замечательно, что по кончине Константина Никитича чрез три дня, когда я принес в типографию написанный мною некролог, то увидел совсем набранный № Губ. Вед., в котором не было о К. Н. ни строчки. Так газета хотела помянуть своего многолетнего редактора. Некролог при сем прилагаю.
Еще раньше сделанного мне предложения, временно заведывающим неоф. частью Губ. Вед. Назначен И.П. Проскура (Иван Павлович Проскура был правителем канцелярии губернатора при И. М. Судиенко.), поместивший в 29 № (вероятно Вами полученном) статью о К.Н. сочиненную желавшим редакторства г. Р-м, статью полную нелепых сравнений, ненужных преувеличений и бессмыслиц перемешанных с претензиями на ученость и археологические познания. Особенно хороша выноска, в которой говорится во первых, что будто бы Конст. Ник. видел где-то акты XVII века на синей бумаге; во вторых, выражается желание чтобы случай «бывший с К.Н. при жизни, отнюдь не повторился бы по смерти его, с ним самим»?!! Не достает к этой статье только эпиграфа: «услужливый друг опаснее врага». Боюсь, чтобы статья эта не попалась на зубок какому-нибудь фельетонисту, и память достойного уважения К.Н. не подверглась бы глумлению досужего борзописца. Был ли даже когда-нибудь г. Р-н знаком с К.Н. и его трудами?
Несмотря на то, что я еще ничем не заведываю, наборщики просят у меня материала и приносят корректурные листы из Ежегодника и Газеты; приносили и Вашу статью, перепечатанную из 24 №, она печатается отдельными оттисками.
Что касается до биографии Константина Никитича, то и я полагал бы поместить ее в IV т. Ежегодника, составив ее при помощи Ваших заметок и воспоминаний, так как Вы хорошо знали покойного. Недурно, или лучше — необходимо, к биографии приложить хороший литографический портрет К. Н. Но пока все заключается в одних только предположениях.
1 августа скончался Петр Иванович Николаев (П. И. Николаев был сначала председателем суда, а потом председателем владимирской губернской земской управы.), и об его кончине в след. № Губ. Вед. не было бы помину, если бы я не отдал в типографию его некролога.
В случае благоприятного ответа из П. Бурга, я Вас уведомлю, а пока при желании Вам всего хорошего, с моим к Вам уважением имею честь быть Ваш покорный слуга Н. Артлебен.

29 октября 1879 г.
Мил. Гос. И. А.! Я виноват, что замедлил Вас уведомить о вступлении моем в должности Секретаря Статист. Ком. и Редактора Неоф. части Губ. Вед., что Вы вероятно узнали уже из № 42 Губ. Вед.
Статьи Ваши и письма И. П. Проскура мне передал вместе с многими другими, которых он не успел или не хотел поместить, довольствуясь Закляземским бором. Как разберусь с делами, Ваши статьи помещу. Напишите, что Вязниковские и Станковская каменная церкви? — готовы ли?
Остаюсь с моим к Вам уважением...
Н. Артлебен.

Без даты.
Мн. И. А.! Я очень перед Вами виноват, что так долго не отвечал на Ваше любезное приветствие на Новый год и на прежнее письмо, с приложением биографии Константина Никитича. Извиняюсь и прошу Вас усердно не подумайте о моем молчании в неблагоприятном для меня смысле. Дела очень много, да и другие обстоятельства не давали времени приняться за ответы на многие письма, полученные после нового года. Поверьте, что наши общие труды пойдут также точно, как шли при Константине Никитиче. Доделать мне нужно некоторые накопившиеся дела по Строительному Отделению, да покончить списки населенных местностей, тогда на свободе примемся и за археологию. Биографию напечатаем в IV томе Ежегодника и с портретом (Ни биография К. Н. Тихонравова, ни портрет его не были помещены в IV т. «Ежегодника»; биограф. очерк, составленный И. А. Голышевым, напечатан в «Чт. И. О. Ист. и Др. Рос. пpи Моск. Унив.», а к оттискам оттуда приложен и портрет.), который взялся нарисовать на камне М.П. Кнопф, желающий это сделать, так сказать, по обязанности члена Стат. Комитета. Поэтому он просит Вас прислать два приготовленные камня и карандашей. За исполнением я присмотрю и буду надоедать, чтобы портрет был нарисован поскорей. Согласны ли Вы будете так сделать? Мне кажется, что лучше нарисовать прямо на камне, нежели на бумаге и потом с нее перерисовывать.
Ваш рисунок, паперть Мстерской церкви, пришлю в исправленном виде, но до сих пор сделать этого не мог, да и чертежник мой занят двумя крайне нужными чертежами. Постараюсь сделать как только можно будет скорее и Вам вышлю. Пря сем прилагаю 2 № Губ. Вед. со статьей о Вязниковском соборе, в которой и о храмозданной грамоте Патриарха Адриана на постройку Никольского собора Вами срисованного.
Первый выпуск издания в память столетия губернии скоро выйдет, а потом нужно будет продолжать, и мне хотелось бы во 2 выпуске поместить Егорьевскую церковь (Владимирскую) нигде еще не изданную и другую Боголюбовскую. Вы верно не откажетесь напечатать рисунки и этих церквей, по примеру 1 выпуска. Рисунки я Вам доставлю.
С искренним уважением... Н. Артлебен.

21 марта 1880 г.
Мн. И. А.! Я всегда остаюсь виноват пред Вами относительно ответов на письма. Знаю, что это не хорошо и осуждаю одного секретаря, которому тоже пишешь, пишешь, а он все ждет — не приеду ли я сам. Постараюсь вперед быть исправнее. Об Станках помещу заметку в Губ. Вед. Д—ъ прислал статью о Голянищевской церкви, которая у Вас нарисована; Вы, вероятно, статью уже прочли. Говорю «вероятно», потому что, полагаю, Губ. Вед. теперь Вами получаются во время.
Портрет Константина Никитича нарисован очень хорошо, и остается Вам приехать и получить его, но Вы не ездите до моего уведомления Вас, потому что я до 30 марта дома не буду. По возвращении я Вам напишу. Статьи Ваши, присланные с письмом 19 марта, и прежние будут напечатаны, как только будет возможно. По возвращении сделаю и рисунки для юбилейного 2 выпуска, а 1-й все еще не выпущен, приходится еще перепечатать один полулист. Ежегодник тоже ползет медленно: с нашей типографией трудно спешить.
До свидания, остаюсь с моим к Вам уважением...
Н. Артлебен.

18 апреля 1880 г.
Мн. И. А.! Портрет Константина Никитича вышел так, как был на камне, разве чуть-чуть не так резко, как был там. Я послал экземпляр к Тихонравовым, и они нашли портрет похожих, а это уже самые компетентные судьи; они нашли только выражение глаз несколько строгим, но это не нарушает сходство. Выдут ли все экземпляры такими, как присланные Вами теперь? Если отпечатание с тоном не испортит сходства, то сделайте так половину экземпляров. Хорошо бы посмотреть. Благодарю за содействие относительно бумаги для брошюровки Ежегодника и издания памятников XII—XIII века. Бумага, присланная в образцах, хоть и не совсем подходящая, но так как здесь нет никакой, то я решился взять 3 сорта из этой, чтобы еще не задержать выпуска изданий Комитета, и без того сильно запоздавших. Поэтому сделайте одолжение примите труд попросить контору фабрики г.г. Протасьевых выслать на имя Статистического Комитета три сорта бумаги... Хорошо бы начать брошюровку изданий с Фоминой недели, поэтому нельзя ли бумагу выслать на праздниках, так чтобы в понедельник на Фоминой ее можно было получить с почты или со станции железной дороги...
Еще о портрете. Нельзя ли поправить слова «секрет. Влад. Ст. Ком.», которые вышли неровны: слева большие, а справа меньше?
...Остаюсь с уважением и преданностью Ваш покорный слуга Н. Артлебен.

28 ноября 1880 г.
Многоуважаемый Николай Андреевич! С немалым удивлением я вторично известился от 25 ноября, что рукопись к альбому до сих пор не передана в типографию, и теперь не придумаю — что за немилость ко мне, бумага давно в типографии — может заваляться, рукопись просмотрена цензурой, после которой не бывает нового просмотра или изменения, и вот ровно месяц как я был во Владимире, она лежит без движения. Если Вам отяготительно переслать в типографию, то согласитесь — неужели мне ехать для этого, при обстоятельствах нездоровья в доме; я крайне теряюсь и не придумаю за что, какие могут быть причины и чем я заслужил Вашу немилость; покорнейше прошу хотя теперь не откажите передать в типографию (о корректуре я пишу М.О. Кап—му). Вы также обещали прислать рисунок церкви и его я не получил, а равно не получил и возвращения рукописи о археологических изданиях, которая бы мне нужна. Рисунки хорошо исполнять исподволь, когда удобнее время, поэтому я и говорил, чтобы прислать заранее.
Извините, что я снова утруждаю Вас, но что делать, Вы сами частью в этом виноваты,— заставили взять рукопись из другой типографии, где к 1 числу декабря могли напечатать. Дело в том, как я и говорил Вам, что и по напечатании текста неизбежно пройдет порядочно время за глазировкой, сортировкой, чисткой, переплетом и другими хлопотами.
Свидетельствую Вам мое искреннее и глубочайшее уважение, с которым и имею честь пребыть преданнейшим
И. Голышев.
Р. S. Вы сами же говорили чтобы прислать поскорее бумагу, и бумага давно в типографии. (Надо полагать, И.А. Голышев отослал это письмо гораздо позже, что видно и из следующего письма Н. А. Артлебена, служащего ответом на него. В бумагах Голышева есть еще письма его к И.М. Судиенко и И.В. Помяловскому, в которых он в более резких выражениях жалуется на неисполнение Артлебеном обещания. Как видно, жалобы эти были не совсем основательны.).

7 января 1881 г.
Милостивый Государь Ив. Ал.! Я Вашу статью подготовивши к печати отдал г. Кап—му 11 декабря, а Вы мне от 26 того же месяца пишете упреки, что будто бы я, не исполнив своего обещания, задерживаю Вашу статью и корректуру. До 26 декабря ко мне приносили два раза корректуру по ½ листу и я эти два ½ листа, исправив, на другой же день возвратил в типографию. С тех пор мне ничего не приносили, вероятно по Вашему распоряжению, и я не знаю, что с Вашей статьей делается: об этом знает только г. Кап-ий. Перед тем, как отдать Вашу статью, я в ней карандашом поправил орфографию и поставил знаки, чтобы наборщики могли сразу набрать как следует и в корректуре, кроме обыкновенных поправок, других перемен делать не было бы надобности. Ничего существенного я не изменял. Одних словом я сделал то, что Вам обещал, может быть не так скоро, но Вы сами признаете, что у всякого бывают свои дела; так мне и пришлось, до окончания выправки статьи, съездить в три города. Перед отъездом мне бы следовало, как я теперь вижу, отдать статью г. Кап—му. Но я хотел кончить что начал по обещанию. Понятно, если бы я мог предвидеть, что следствием этого дела будет Ваше письмо от 26 декабря, то я бы не вызвался с своим участием. Из этого объяснения Вы видите, что я рукопись отдал 26 дней тому назад и корректуры не держу, в чем и не вижу противоречия Вашим желаниям. Требуемую Вами статью об издании древностей в провинции я Вам послал с приложением копии с протеста Мстерского Волостного Правления против Вашего сообщения о пожаре.
Очень жалею, что исполнением своего обещания причинил Вам столько беспокойства. В надежде, что Вы не имеете более причины на меня сетовать, остаюсь Ваш покорнейший слуга Н. Артлебен.

15 апреля 1881 г.
Христос воскресе! Мн. Ив. Ал.! Поздравляю Вас с праздников, искренно благодарю за подарок Альбома Древностей. Так как об Альбоме будет помещен в Губ. Вед. отзыв, то я Вас прошу написать по какой цене с пересылкой могут желающие его от Вас выписывать. Отзыв будет напечатан на Фоминой или на следующей за ней неделе.
Желая Вам успеха в Ваших делах и доброго здоровья, остаюсь уважающий Вас Н. Артлебен.
P.S. Если у Вас еще имеются продажные экземпляры прежних альбомов, то напишите и им цены.
Владимирское Региональное Отделение Союза Архитекторов России
Владимирская энциклопедия

Категория: Владимир | Добавил: Николай (25.12.2016)
Просмотров: 3404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru