Владимирский Богородице-Рождественский мужской монастырь до Революции
БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ до Революции
Датой основания монастыря считается 22 августа 1191 г., при епископе Иоанне I. При князе Всеволоде III Большое Гнездо была построена вторая внутренняя крепость с собором Рождества Богородицы 1191 - 1195 гг. Как видно из Софийского временника, монастырь был создан в 1191 году, «и монастырь созда и въ немъ постави церковь каменну Рожество Святыя Богородицы и та исполни всякимъ исполнениемъ». Из летописи Нестора яснее видно время, когда получила бытие эта славная обитель, там под летом 6699 сказано: «того жъ лета заложи Великий Князь Всеволодъ церковь каменну во граде Володимери Рожество Св. Богородицы Августа въ 22-й день при Епископе Иоанне». При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья. Из летописи Нестора под летом 6705 (1197) сказано: «той же осени освящена бысть церковь Рождество Св. Богородицы юже созда Великий Князь Всеволодъ Октября въ 27-й день на память Св. Мученицы Капитолины». В монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья. Монастырем управляли игумены до 1230 года. В 1214 г. Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 г. на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящен в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире. Монастырем управляли игумены до 1230 года. Рождественский монастырь важное место занимал с самого основания его, по живому участию в делах церковных и государственных. Настоятели его преимущественно были избираемы в сан епископский и принимали участие в соборах в Москве и в других важных событиях. В 1214 г. Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 г. на место Симона, по избранию князя Юрия Всеволодовича игумен Митрофан посвящен в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.
В 1230 г. учреждена архимандрия. Рождественская обитель стала называться великой архимандрией и до времен царя Иоанна Васильевича писалась первой в числе монастырей русских. В 1230 г., по избранию племянников Юрия Всеволодовича, первый архимандрит Кирилл посвящен во епископа Ростовского (Кирилл II). В 1238 г. при нашествии хана Батыя монастырь подвергается разрушению, а его настоятель архимандрит Пахомий с братией принимают мученическую кончину, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошен. Во Владимирском летописном своде 1281 г. написано: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы». В 1238 г., когда на Владимирский престол вступил князь Ярослав II Всеволодович и приказал в 1239 году тело брата своего Георгия, убитого Батыем и в Ростове погребенного перенести оттуда во Владимир, в то время в Рождественском монастыре был архимандрит Дионисий.
23 ноября 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский. Великие князья из уважения к своему предку вел. кн. Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Так Иван Данилович Калита в духовном завещании в 1328 г. писал: «а что есть прикупилъ сельцо на Киржаче у Прокофья у Игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское, и то даю Св. Александру себе въ поминанье». Иоанн Иоаннович в Духовной 1356 года пишет: «а село Павловское далъ есмъ Св. Александру въ прокъ себе въ память». Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года пишет: «а что отецъ мой Князь Великий далъ село Павловское къ Святому Александру, того не подвигнуть». В Духовной грамоте Вел. князя Дмитрия Иоанновича 1379 года сказано: «а изъ моихъ сосудовъ серебряныхъ дадутъ къ Святей Богородице в Володимиръ блюдо великое серебряное съ кольцы». В 1381 году было видение Вел. князю Московскому Дмитрию Иоанновичу Донскому во время войны его с Мамаем. Явился Св. Благоверный вел. князь Александр Невский, как бы восстав из гроба для помощи россиянам против татар. По этому случаю мощи, до этого находившиеся в земле, были открыты и так как найдены были нетленными, они были поставлены в соборной монастырской церкви за правым столпом, и были открыты для поклонения.
С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты перенесши свою кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который потому считался как бы их кафедральным. В 1299 г. Киевский митрополит Максим покинул Киев, систематически подвергавшийся татарским набегам, и переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирская епархия перешла под управление Киевского митрополита и была включена в состав митрополичьего диоцеза. При митрополите Максиме Владимирский край получил великую святыню - чудотворный образ Максимовской иконы Божией Матери. С 1299 г. до 1325 г. всероссийские митрополиты имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным. Рождественская обитель стала называться «великой», а также «лаврою» и до времен царя Иоанна Васильевича писалась первой в списке монастырей Российских. В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328—1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. В 1388 году Рождественский архимандрит Павел посвящен митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место Герасима. «Жалованная грамота вел. кн. Василия Васильевича монастырю Рожественскому. Между 1425—1462 гг. Написана на листке хлопчатой бумаги шириною З ¼ вер. длины З ½ вершка; на изгибе края приложена черно-восковая печать; на ней голова в венце смотрящая на право, эта печать часто встречается на грамотах Вас. Вас. Она оттиснута на его грамотах, напечатанных в Румянцовском Собрании. Святые деля Богородици и честнаго ее Рождества, се яз Князь Велики Василей Васильевич пожаловал есмь архимандрита Иева Рожественного з братьею и хто по нем иныи архимандрит будет, што есмь им дал село Веское в Суздальской вотчине в дом Святому Рождеству к гробу Великаго Князя Александра, обыскав по старине, по грамотам по жаловалным Великих Князей прадед и дед моих Великих Князей и отца моего Великаго Князя Василия Дмитриевича, и хто у них в том селе иметь жыти люден сторожылцов или кого отколе перезовут, и тем людем всем монастырьским ненадобе ни который дела, ни пошлины, ни Володимеря города рубити, ни Новагорода Нижнего, а хто ся глядя сее моее грамоты ослушается, быти от мене в казни» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906). В договорной тайной грамоте Суздальских Князей Василия и Федора Юрьевичей с Князем Дмитрием Шемякой 1446 года сказано: «а что Господинъ нашъ Князь Великий отнималъ у насъ безъ пошлины селы да подавалъ Святому Рождеству въ монастырь въ Володимере и те села намъ по старине, какъ было при нашемъ прадеде при Великомъ Князе Дмитрие Константиновиче, а десятое монастырю по старине».
Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «Въ церковь же ту собрашася множество инокъ и имирскихъ людей со множествомъ имения и абие внутрь церкви тоя все выгоре и с людми, чудотворные же моще на нихъ же аще и бысть видение нечто огненнаго знамения, но обаче Богомъ сохранена быша, яко и пелена на гробе его обретеся невредима отъ того огня». Были даже опалены мощи Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского.
10 февраля 1517 г. по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского (Геннадий I). Хиротонисан во епископа Митрополитом Варлаамом 10 февраля 1517 г. Управлял паствой 14 лет. Скончался 23 марта 1531 г. в Москве, но погребен в Суздале.
В апреле 1536 года, сгорела половина монастыря.
Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1554 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. В 1561 г., когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь стал вторым по значению, а по устроении в Петербурге Александро-Невской - третьим. В 1566 г. архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Ивановиче Воротынском, а также был на Московском Соборе 1580 г., о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами. В 1584 г. архимандрит Герман был на Московском Соборе об оставлении вотчин при монастырях. В 1598 г. архимандрит Варлаам находился в Москве на Соборе и подписал грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. «Жалованная грамота первого самозванца Лжедимитрия. 10 декабря 1605 года. Се яз Царь и Великий Князь Дмитрий Иванович всеа Русии пожаловал есми Рожества Пречистые Богородицы и Преподобнаго Чудотворца Великаго Князя Александра Невскаго, что в Володимире внутри города, богомолца своего Архимандрита Исая с братиею, или кто по них в том монастыре иный Архимандрит и братья будут, что он нам бил челом и положил перед нами на монастырскую вотчину Юрьевскаго уезда грамоту на Борисово имя Годунова, что дал в монастырь в кладу Замятия Бестужев, во иноцех Еуфимей, по себе и по своих родителей, в вотчину в Юрьевском уезде в Боголюбовском стану сельцо Полашкино, деревню Середникову; а по книгам письма Матвея Борисова 86 (1578) году в том сельце и деревне написано пашни и перелогу 104 чети (четверти) в поле, а в дву потомуж; а по уложенью блаженные памяти отца нашего, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Русии, и брата нашего Царя Великаго Князя Феодора Ивановича всеа Русии, в монастыри вотчин никому давати не велено; и Борис Годунов дал тое вотчину в монастырь для челобитья Архиепископа Ионы Вологодскаго и Великопермскаго, и велел им тою вотчиною владети в монастырь; а нам бы их пожаловати велети тое старую грамоту переписати на наше царское имя и велети им на ту их вотчину дати свою царскую жалованную грамоту — новую, по чему им тою вотчиною в монастырь владети. И яз Царь Великий и Князь Дмитрий Иванович всея Pуcии, выслушав тое старые грамоты Рожественскаго монастыря богомольца своего Архимандрита Исаия с братиею, или хто по нем в том монастыре иный Архимандрит и братья будут, пожаловал велел тое старую грамоту переписати на свое Царево и Великаго Князя Дмитрия Ивановича всеа Русии имя, и велел им на ту монастырскую вотчину дати свою Царскую жалованную грамоту новую, и велел тою вотчиною Архимандриту Исаю с братиею, или хто по нем в том монастыре иный Архимандрит и братия будут, владети по прежнему в монастырь по сей нашей Царской жалованной грамоте. Дана сия наша Царская жалованная грамота на Москве лета 7114 (1605) декабря 10 дня» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906). В 1613 г. архимандрит Исайя находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. Он же 22 июня 1619 г. был при поставлении на патриарший престол Филарета Никитича митрополита Ростовского. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри».
В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице-Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей.
Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 28 сентября 1645 г. архимандрит Иона был при венчании на царство Алексея Михайловича. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней. В 1656 году архимандрит Иосиф был на соборе об исправлении книг церковных. Следующим наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря был архимандрит Филарет.
В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным. В 1667 году ехавшие в Москву на собор греческие патриархи - Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету, право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1-го декабря находился при низложении Никона в числе преподобнейших. В 1672 г. архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом. В 1675 году он переведен в архимандриты Троице-Сергиевой Лавры и в 1676 году был при поставлении на царство царя Федора Алексеевича.
Согласно переписным книгам 1678 г., за Богородице-Рождественским монастырем числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, монастырю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах. К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский мужской монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.
В 1683 году в монастыре произошел сильный пожар. Вкладная книга Рождественского монастыря во Владимире (кон. XVII – нач. XVIII в.). В начале XVIII столетия, как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 году Ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семена Никифоровича Коровина, обер-коменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.
В 1717 г. в монастыре был сильный пожар. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Рождественский монастырь во время этого пожара весь сгорел. В 1721 году архимандрит Гедеон, поступивший из Можайского Лужецкого монастыря, подписался к Духовному Регламенту. В 1714 году вышел указ Петра об организации школьного образования. В 1722 г. на территории монастыря при Архиейском доме было открыто первое в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.
1 июля 1697 г. в царствовании Петра I, с благословения и повеления Патриарха Адриана, мощи Александра Невского переложили в новую серебряную позолоченную раку, «Ризничий дому его иродиакон Боголеп для мощей Св. Благовернаго В. К. Александра Невскаго устроил сребропозлащенную раку; на устроение ея иродиакон Боголеп употребил собственных своих келейных денег 706 рублей 28 алтын и две деньги, да сверх того Патриархом дано на позлащение ея 50 червонных и другими усердствующими пожертвовано 10 рублей, серебра на 20 рублей и 22 золотых. В новоустроенную сребро-позлащенную раку, по благословению Святейшаго Патриарха, Св. мощи Благовернаго В. К. Александра Невскаго переложены Преосв. Иларионом Митрополитом Суздальским и Леонтием Епископом Тамбовским и поставлены с прежняго темнаго места но новом, близ южных дверей, на возвышении с тремя ступенями, 1 июня 1697 года» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). В 1723 году, 14 июля архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра 1-го о перенесении в С.-Петербург мощей св. в. к. Александра Невского, находившихся на вскрытии с 1381 года, в церкви Рождества пресв. Богородицы. В августе 1723 года, Святые мощи были перенесены из Владимирского Рождественского монастыря в С. Петербургский Александровский. Владимирские жители не без скорби проводили свою отечественную святыню, и есть в народе предание, что те ворота (восточные) Рождественского монастыря, через которые вынесены были св. мощи благоверного Князя, с того времена заложены наглухо. На самом же деле в то время еще не была построена каменная ограда монастыря.
«Восточные ворота Рождествена монастыря». Литография К. Эргота. 1880 г.
Восточные ворота Рождественского монастыря. Современный вид.
С этого времени было велено Владимирский Рождественский монастырь считать третьим. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода. Архимандрит Рождественского монастыря Сергий умер 19 июня 1731 г. в Лукьяновой пустыни.
У Рождественского монастыря городской стены не было, вокруг валов были разведены сады и огороды. Когда обо всех повреждениях земляных валов стало известно Владимирской Провинциальной Канцелярии в 1729 году, из реестра, от Канцелярии немедленно был сделан запрос стряпчему Рождественского монастыря о построении деревянной ограды вокруг монастыря и велено Городовой Ратуше допросить владимирцев посадских людей, когда и по какому случаю стали они заводить сады и огороды вокруг городских валов. Вследствие такого распоряжения, стряпчий Рождественского монастыря Даниил Одинцов дал следующий отзыв: «1729 года, Июля в 19-й день, по вышеписанному определению в Володимере в Провинской Канцелярии перед Господином Подполковником и Володимерской Провинции Воеводою Федором Климонтовичем Чихачевым с товарищи Владимерского Рождественного монастыря Стряпчей Данил Иванов сын Одинцов сказал: на городовом валу, на котором была построена городовая стена, ныне построена Рождественного монастыря ограда бревнами в столбы после пожарного времени, как оный монастырь и город Володимер горел в 1719 году, которое де строенье строил бывший онаго Рождественного монастыря Архимандрит Гедеон с согласия с бывшим в Володимере Ландратом Князь Артемьем Княж Степановым сыном Ухтомским, того ради ежели бы оный монастырь забором городить на прежнем месте, где была монастырская ограда, то бы без городовой по валу стены всякому идущему по городовому валу в монастырь смотрить было можно, понеже та монастырская ограда гораздо ниже спущена была от городоваго валу».
В 1731 г. архимандрит Гавриил посвящен в Суздальского Епископа (Гавриил Русской. Хиротонисан во епископа и на Суздальскую епархию 23 ноября 1731 г.; в 1735 г. переведен в Казань Архиепископом. В мае 1742 года архимандрита Платона перевели во Владимирский Богородице-Рождественский Епархиальный мужской монастырь с назначением членом Святейшего Синода.
16 июля 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом. Для назначенного в 1748 г. епископа Платона для жительства повелено отдать Ставропигиальный Рождественский монастырь, в котором он был архимандритом. В архиерейский дом был обращен Рождественский монастырь, где были выстроены каменные архиерейские палаты. В палатах с того времени и стали проживать епископы Владимирские. Епископом Платоном к востоку от архиерейского дома был выстроен и двухэтажный корпус для семинарии. Архиепископ Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров), обучавшийся во Владимирской духовной семинарии при епископе Парфении, вспоминал: «В ограде Рождественского монастыря построен был около 1750 года архиерейский дом каменный двухэтажный, преосвященным Платоном Петрункевичем... Тем же преосвященным построен был другой двухэтажный корпус, в котором помещалась часть открытой им в 1750 году семинарии. Впоследствии этот корпус занят был начальствующими лицами и монашествующими наставниками семинарии, а также семинарским правлением с библиотекою; семинария же вся помещена была в упраздненном Богородицком женском монастыре не в далеком расстоянии от архиерейского дома... Из приходских Владимирских церквей замечательны следующие: ...Богородицкая, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сооружена в 1649 году. При ней был девичий монастырь, упраздненный в 1750 г. Монастырские здания употреблены были для помещения низших классов вновь открытой тогда епископом Платоном Петрункевичем, как выше было сказано, семинарии. Впоследствии на обширном монастырском дворе построен был в 1808 году старанием преосвященного Ксенофонта каменный двухэтажный корпус, куда переведены были из Рождественского монастыря высшие классы семинарии». Антоний I (царевич Карталинский Багратион) - архиепископ Владимирский и Яропольский (23.11.1757–16.12.1762). Владимирский Рождественский монастырь в 1763 году. До учреждения в 1764 г. штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами. Павел III (Гребневский) - епископ Владимирский и Яропольский (06.07.1763–14.06.1764), епископ Владимирский и Муромский (14.06.1764–09.08.1769). Иероним (Формаковский) - Епископ Владимирский и Муромский (25.12.1770-03.08.1783) В 1777 г. во Владимире произошел сильный пожар, в результате которого пострадал и архиерейский дом. В 1781 г. открытие первой частной аптеки во Владимире провизором Христианом Дерингом. Она располагалась на территории Богородице-Рождественского монастыря. Её владельцем был провизор Христиан Деринг. У Золотых ворот ему была выделена земля для «аптекарского огорода». 6 мая 1788 года самостоятельные Владимирская, Переславская и Суздальская епархии были объединены в одну под именем Суздальская. Епископ Виктор стал называться епископом Суздальским и Владимирским. Богородице-Рождественский монастырь был упразднен. В ночь на 21 июля 1788 г. епископ Виктор из Владимира отбыл в Суздаль. Владимирский архиерейский дом после этого поступил в гражданское ведомство. Согласно разрешению, данному Лазаревым, здесь выбраны были покои и 29 декабря поставлен судейский стол, зерцало и перенесены некоторые дела. Часть бывшего Архиерейского дома отведена была «для дел бывшей Владимирской консистории и вмещения Владимирского духовного правления». Главная же часть зданий Рождественского монастыря предназначалась для помещения генерал-губернатора Ивана Александровича Заборовского. Во Владимире было учреждено Духовное Правление. Часть бывшего Архиерейского дома отведена была «для дел бывшей Владимирской консистории и вмещения Владимирского духовного правления». В 1797 г. епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря. 23-го апреля 1798 г. из Св. Синода был послан в Суздаль указ, в котором подробно изложены обстоятельства, предшествовашие и обусловившие собой перенесение кафедры из Суздаля в гор. Владимир. Указ Святейшего Синода о перемещении во Владимир был для епископа Виктора совершенно неожиданным. В период десятилетнего пребывания в Суздале он успел привыкнуть к этому городу и сравнительно удобно устроился в нем. Во Владимире здания Рождественского монастыря переданы были гражданским ведомством духовному в состоянии запущенном, требующем основательной перестройки; нужно было сразу по перемещении снова начинать строительные работы, средств необходимых для чего архиерейский дом не имел. Не было нужных средств и для самого перемещения во Владимир архиерейского дома со всем штатом… Преосвященный Виктор в особом доношении подробно излагает мотивы, по которым переход из Суздаля во Владимир он находит затруднительным и трудновыполнимым. «Сие указное Святейшего Синода предписание выполнить я с моим усердием за долг почитаю; но обстоятельства в рассуждении ветхостей Владимирского дома понуждают меня донести Святейшему Правительственному Синоду следующее: 1-е, в оном доме имеются две церкви, из коих в настоящей иконостас в бывший прежде пожар совсем сгорел, и ныне нет, а одни остались только стены, от коих и обмазка отвалилась, проходит в оную и в палатки, где была ризница, теча, и в окончинах несколько стекол побито; а в другой старинной внутри все почернело и кровля на ней ветха. 2-е, в покоях архиерейских также несколько окончин побито, а в зале от бывших военнослужащих, обучавших экзерциции, пол поврежден и деревянная кровля требует поправки, потому что внутри тех самых покоев проходит теча, и в оных во многих местах поделаны крыльцы, коридоры и театры, которые должно переделать и сделать накаты; на прочем же строении и флигелях кровли совсем обветшали и тесницы взломаны, внутри же тех флигелей и служб у печей ни заслонок, ни в трубах вьюшек нет. 3-е, въезжих ворот не имеется и стена каменная на сем сажен с половиной разломана, в ограде же некоторые башни расселись и угрожают падением, равно и в самой ограде есть некоторые расседины. 4-е, деревянные конюшни и сараи погнили и подперты деревянными столбами, кровли на них все обвалились и окончин нет, и затем ни экипажа с принадлежащими к оному вещами, ни лошадей поставить, ни корму положить, также и конюхам жить негде, потому что и углы от избы отвалились, а прочих нужных служб не имеется. 5-е, в покоях, где была семинария, стены и двери повреждены и окончины побиты и по причине малости тех покоев семинаристов (которых в Суздальской семинарии имеется до 800 человек) и четвертой части поместить не можно…» От 12 июля 1788 года был отправлен во Владимир указ Святейшего Синода, представляющий собой ответ на доношение и просьбу епископа Виктора. Указ написан в несколько резком тоне и требовал безотлагательного перемещения епископа Виктора из Суздаля во Владимир. Епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре. Епископ Виктор распорядился о переводе Суздальской духовной консистории во Владимир и Владимирского духовного правления в Суздаль. В ведении Суздальского духовного правления оставлены были гор. Суздаль и Юрьев с уездными их церквями. 3-го августа все епархиальные учреждения уведомлены были о переходе епископа Виктора и консистории в гор. Владимир. По переходе во Владимир епископ Виктор занялся необходимыми переделками и починкой архиерейского дома. Гражданская власть, несмотря на передачу зданий Рождественского монастыря в полное распоряжение духовного ведомства, продолжала предъявлять на эти здания некоторые права. 25 декабря 1798 года Владимирский губернатор П. Рунич обратился к епископу Виктору с письмом, в котором, указывая, что «каменных погребов, нанимаемых от казны дорогою ценою у здешних обывателей в добавок казенному винному магазину, недостаточно для помещения все препорции вина, ожидаемого в нынешнем месяце, и что нанимать еще другие погреба для сего будет казне отяготительно», просил епископа Виктора «к соблюдению казенного интереса позволить ставить вино по прежнему в подвалы при здешнем архиерейском доме, поелику оные подвалы занимаемы были казенным вином еще с 1783 года, то есть тогда, когда сей дом еще был также в ведении Святейшего Синода». Епископ Виктор ответил на эту просьбу решительным отказом. «…вследствие предписания Святейшего Синода, сверх моего и положенных при мне по штату монашеского чина людей пребывания, помещены в архиерейском доме консистории и отделенный от семинарии богословский и философский классы и при них ректор, почему места и подвалы заняты поклажею провизии дому архиерейского и другими нужными вещами. Также и ректорскою провизиею; то за сим для поставки казенного вина в здешнем архиерейском доме месте и не находится, чего ради прошу и оставшееся под церковью вино приказать кому следует, за неимением способных к поклаже мест, очистить». После такого ответа казенное вино из подвалов архиерейского дома было убрано.
С того времени Владимирские архиереи и имеют уже постоянное пребывание в этом монастыре. В 1800 году 24 февраля, после епископа Виктора поступил на владимирскую епархию из викариев Казанских Ксенофонт Троепольский; в 1821 году 3-го июля он переведен в Каменец-Подольск с возведением в сан архиепископа. В 1821 году хиротонисан во епископа Владимирской епархии Парфений Чертков, член синодальной конторы, из архимандритов Московского Донского монастыря; в 1833 году возведен в сан архиепископа; в 1850 году 24 февраля переведен в Воронежскую епархию, где и скончался.
24 августа 1858 г. Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести ее реставрацию.
В 1860 году поступил из Костромской епархии епископ Иустин Михайлов. Этот архипастырь был свидетелем и соучастником в весьма замечательном событии: в 1851 году граф Алексей Сергеевичи Уваров, занимаясь археологическими исследованиями в г. Суздале, с разрешения министра внутренних дел, приступил к отысканию места погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Граф А.С. Уваров, после тщательных розысканий, основываясь на положительных данных, довел до сведения министра, что он открыл в Спасо-Евфимиевом монастыре родовую усыпальницу князей Пожарских и Хованских, где между прочими гробами находится и гроб князя Д.М. Пожарского. Вследствие сего, в 1852 году Высочайше назначенной комиссией, членами коей были: преосвященный Иустин, тайный советник К.И. Арсеньев, ст. сов. П.М. Муравьев, исправлявший тогда должность Владимирского губернатора, академик М.П. Погодин и ст. св. граф Д.Н. Толстой, указания графа А.С. Уварова подвержены поверке на самом месте и при точнейшем исследовании оказалось, что прах князя Д.М. Пожарского действительно находится в усыпальнице, носящей имя князей Пожарских и Хованских. В 1863 году, в июне месяце преосв. Иустин удалился на покой в Боголюбов монастырь находящийся близ Владимира. В 1863 году переведен во Владимир из Тамбовской епархии епископ Феофан Говоров; хиротонисан 1 июня 1859 года из ректоров С.-Петербургской академия. В июле 1866 года удалился на покой в Вышенскую пустынь Тамбовской губернии… См. Владимиро-Суздальская епархия. В Рождественском монастыре были погребены: Антоний (Павлинский), архиепископ Владимирский и Суздальский, скончался 29 апреля 1878 года; Иустин (Михайлов), Епископ Владимирский и Суздальский, скончался 17 марта 1879 года. В 1879 году было учреждено Братство святого благоверного великого князя Александра Невского. Церковно-историческое древлехранилище было открыто при Братстве в 1886 г.
СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
Рождественский собор. Вид с юго-востока. Фотография. Мелехов Я.Я. Кон. XIX в. - 1901 г.
До сер. XVII в. келейные корпуса и хозяйственные службы Богородице-Рождественского монастыря были деревянными. В 1659 г. на средства Хмылова и Пузова были сооружены северные служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 гг. на средства архим. Викентия - южные каменные братские и больничные корпуса, восточный келейный корпус, часть которого в 1750 - 1789 гг. и после 1800 г. занимали Владимирская ДС и консистория (к 2004 г. сохранились в перестроенном виде).
В 1678 г. собор был распространен с трех сторон пристройками - каменные палаты (не сохр.), из которых в южной помещен был придел во имя Святого Александра Невского, северная вошла в состав главного храма, а западная служила папертью. Тогда же возвели братский корпус. В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря над святыми вратами находилась шатровая церковь во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывшим Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская церковь была упразднена.
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА с трапезной
Христорождественская (крестовая) церковь. Фотография кон. XIX – нач. XX вв.
В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря находилась каменная надвратная церковь с примыкающей трапезной. Время первоначального построения этой церкви неизвестно, но судя по архитектуре ее, бывшей до перестройки, она сооружена, может быть, на месте прежней деревянной, не ранее XVII века. См. Церковь Рождества Христова во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре
Северная стена монастыря
К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины, - вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными - в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота.
Святые Ворота монастыря
Справа Часовня Николая Чудотворца в Рождественском Владимирском монастыре. Слева ворота монастыря.
«Рядом с въезжими воротами направо исстари находится часовня, устроенная первоначально под церковью св. в.к. Александра Невского, а ныне находящаяся под ризницею. В ней прежде стоял большой образ Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, но в последнее время в часовне устроен иконостас, в средине коего помещен образ Рождества Пресвятыя Богородицы, бывший некогда местною иконою; образ украшен серебряною чеканною, местами густо вызолоченною, ризою; на нем изображены св. Иоаким и Анна, стоящие пред младенцем, Божиего Матерью, лежащею в храмине под пологом; вверху над нею Господь Саваоф, держащий на лоне Иисуса Христа в отроческом возрасте, благословляющего обеими руками, а под ним Дух Святый в виде голубики. Внизу на ризе вычеканено: 1736 года, сентября 1 дня Пресвятей Богоматери построена риза среброкованая и позлащенная при архимандрите Павле и при казначее Каллинике. Величина образа в вышину 2 ½, а в ширину 1 ½ аршина. Далее, в смежности с крестовой Христорождественской церковью, святые ворота; на стенах и сводах их сохранились фрески, сходные с открытыми под слоями штукатурки в Дмитриевском соборе. Вверху над самыми вратами изображен Деисус, а по своду на обеих сторонах сидящие на престолах дванадесять апостолов с разогнутыми в руках книгами, на коих написаны начальные слова имен апостольских ПВ. МТ. МР. ФМ. ИО., т.е. Павла, Матфея, Марка, Фомы, Иоанна, прочие изгладились. За апостолами видны сонмы ангелов, держащих в одной руке начертание имени ІС. ХР, а в другой жезл с монограммою сего же имени на верху. При подножии Спасителя, по левую сторону, представляется ад, с вьющимся от него змием, которого попирает пятою ангел, предстоящий Спасителю, в оправдание слов Господних древнему змию: «той твою блюсти будет главу и ты блюсти будеши его пяту» (Бытия III, 15). На правой стороне изображен рай, где сидят на престолах праотцы: Авраам, Исаак и Иаков; при вратах его виден нагой человек, с язвами на руках и на ногах, с четвероконечным крестом в руках. Это благоразумный разбойник, по надписи Рах, которому Спаситель сказал со креста,- «днесь со Мною будеши в рай». На выступах изображены Владимирские чудотворцы и Димитрий Селунский, коему тезоименит был создатель Рождество-Богородицкого храма великий князь Всеволод III, Димитрий. Хотя время первоначального написания фресков исторически не определено, но по сходству их с изображениями стенописи в Успенском Княгинине девичьем монастыре, они вероятно относятся по стилю своему к тому веку, когда Андрей Рублёв с дружиною расписывал во Владимире соборы. Благодаря попечениям местных архиереев о сохранении памятников старины, фрески, с небольшим поновлением, тщательно сохраняются поныне» (К.Н. Тихонравов, 1869).
В 1694-1695 гг. при больничных кельях на южной стороне монастыря была построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И.Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается. Храм в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, построенный архитектором в восточной части монастыря в 2007-2010 годах, был освящен 1 января 2011 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Новый Иоанно-Предтеченский храм встроен в корпус монастырских келий. Престольный праздник - 24 июня (7 июля). Церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в сер. XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, так как на плане монастыря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г., при епископе Викторе, разобрана. В ризнице Богородице-Рождественского монастыря хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.
Церковь Феофана Затворника в Рождественском Владимирском монастыре (семинарская).
Домовая церковь Феофана Затворника. Внутренний интерьер.
БАШНИ, ОГРАДА монастыря
Стены монастыря с юга. 1980 г.
Юго-восточная башня монастырской ограды
Монастырская ограда Богородице-Рождественского монастыря со стороны сквера у Планетария
Северо-западная башня монастырской ограды
Ограда монастыря до 1700 г. была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда монастыря с южной и восточной сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 г. ограда внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700-1701 гг. часть ограды с северной и западной сторон была отстроена в камне. Каменные северные святые врата, очевидно построенные в 1607 г. вместе с надвратной Александро-Невской церковью, были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и вмч. Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи святых врат в 1637 г. и «в прежних годах»; к 2004 г. росписи забелены). Фрески имели, по мнению Тихонравова, сходство с росписями собора владимирского Княгинина монастыря и работами прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе. Восточные ворота монастыря были заложены после выноса мощей святого Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митр. св. Максимом, святыми князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева - св. Александром Невским, великим кн. Георгием Всеволодовичем и мч. Авраамием Болгарским. В начале XVIII, как видно из актов, крепостные земляные валы были уже значительно повреждены прорытвинами, где был тайник из кремля к речке Лыбеди, а у Рождественского монастыря городской стены вовсе не было. В 1729 году, когда о повреждениях земляных валов стало известно Владимирской провинциальной канцелярии из реестра составленного капралом Коптевым, от канцелярии немедленно, сделан был запрос стряпчему Рождественского монастыря о построения деревянной ограды вокруг монастыря. Вследствие такого распоряжения, стряпчий монастыря Одинцов дал следующий отзыв: «1729 года, июля в 19 день, по вышеписанному определению в Володимире в провинской канцелярии, пред господином подполковником и Володимерской провинции воеводой Федором Климонтовичем Чихачевым с товарищи, Владимирского Рождественного монастыря стряпчий Данил Иванов сын Одинцов сказал: на городовом валу, на котором была построена городовая стена, ныне построена Рождественного монастыря ограда бревнами в столбы, после пожарного времени, как оный монастырь и город Володимер горел в 1719 году, которое де строение строил бывший онаго Рождественного монастыря архимандрит Гедеон, с согласия с бывшим в Володимере ландратом князь Apтемьем княж Степановым сыном Ухтомским того ради, ежели бы оный монастырь забором городить на прежнем месте, где была монастырская ограда, то бы без городовой по валу стены всякому идущему по городовому валу в монастырь смотрить можно, понеже та монастырская ограда гораздо ниже спущена была от городоваго валу». «Рождествен монастырь, или архиерейский дом, имеет в окружности 484 сажени и обнесен каменною оградою с четырьмя по углам башнями. В монастырь четверо ворот: святые и въездные на запад, и на земляной вал южные и восточные; в эти последние, по преданию, изнесены были из монастыря св. мощи вас Александра Невского и с того времени закладены наглухо. Восточные ворота действительно были заложены, под аркою их изображено Знамение Пресвятыя Богородицы и пред ним коленопреклоненные с правой стороны,- Максим митрополит, великие князья Андрей и Глеб, а с левой св. Александр Невский, великий князь Георгий и великомученик Аврамий, Владимирские чудотворцы, - но это было сделано спустя уже много времени после вынесения мощей св. Александра в 1723 году, в то время вовсе еще и каменной ограды не было» (К.Н. Тихонравов, 1869).
АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ
Рождественский монастырь (архиерейский дом). Фотография. Вид с востока, во дворе. Кукушкин В.Г. 1876 - 1881 гг. Восточный фасад архиерейского дома (1748) - двухэтажного, каменного, с тремя ризалитами, с кровлями-“колпаками”. Соединен под углом одноэтажной пристройкой с корпусом Христорождественской (крестовой) церкви (XVII в. в перестройке 1866 г., архит. Н.А. Артлебен) - каменным, двухэтажным, с тремя двускатными кровлями и небольшой главкой. К церкви примыкает арка ворот с надстройкой второго этажа. За архиерейским домом видны главки Николо-Кремлевской церкви. Во дворе сад в палисаднике и небольшая немощеная площадь, на ней группы монахов, священников и прихожан. Надписи. На паспарту наклейка: “Архиерейский дом во Владимире. Дом этот находится в бывшем Рождественском монастыре, основанном в 1191 г.; построен в 1750 г. Епископом Владимирским и Яропольским Платоном Петрункевичем, скончавшимся в 1757 г. С правой стороны дома видна теплая Христорождественская церковь, называемая Крестовою”.
Архиерейский дом. Вид с востока, во дворе. Фотография. Кон. XIX в. Восточный фасад корпуса архиерейского дома (1748) - двухэтажного, каменного, с кровлями-“колпаками”, с тремя ризалитами, с навесом входа на правом ризалите. Перед домом во дворе сад в палисаднике и немощеная площадь. За домом видна главка придела Николо-Кремлевской церкви.
«Архиерейский дом во Владимире Кляземском». Литография К. Эргота. 1880 г.
Архиерейский дом. 1876-1881 гг.
В 1748 г. в западной части монастыря построили здание архиерейского дома, впоследствии неоднократно перестраивавшееся. С 1763 г. при архиерейских палатах существовала пристроенная к каменному зданию деревянная крестовая Благовещенская церковь, очевидно упраздненная после переезда архиерея в Суздаль. В 1828 г. в северной части нижнего этажа была устроена крестовая Троицкая церковь, не действовавшая уже в 1850 г. Еп. Иустин (Михайлов) освятил домовую церковь во имя святого Александра Невского, впоследствии также упраздненную. В архиерейском доме была освящена церковь в честь Всех святых. 8-го декабря 1907 г. происходило освящение великим чином вновь отремонтированной при Архиерейском монастыре т. н. домовой церкви во имя Всех святых. Этот храм существовал на том же самом месте и раньше, но он был расширен пристройкой новой стены в бытность Владимирским Архиепископом Никона, Экзарха Грузии. К текущему декабрю эта домовая церковь при Архиерейском монастыре была совершенно отделана и своим внутренним убранством. Накануне освящения всенощное бдение посреди храма было совершено архимандритом Владимиром с братией монастыря, а в самый день чин освящения и литургию совершал Высокопреосвященнейший Николай. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 50-й. 1907). «Архиерейский дом двухэтажный, с подвалом, построен в половине прошедшего столетия Владимирским епископом Платоном Петрунькевичем, по восстановлении епархии во Владимире, в 1748 году. При архиепископе Парфении дом этот значительно улучшен и по болезненному положению архипастыря устроена домовая церковь во имя св. Троицы; но по прибытии преемника его епископа Иустина упразднена, впоследствии, впрочем, им же вновь устроена и освящена во имя св. преподобного великого князя Александра Невского. На восточной стороне находится двухэтажный корпус, построенный тоже преосвященным Платоном, где помещалась часть семинарии, открытой им в 1750 году. Ныне в верхнем этаже приготовлены покои для викарного архиерея. На южной стороне двухэтажный корпус для певчих и братии, построенный архиепископом Парфением, и в смежности с ним низменное одноэтажное здание старинной постройки с подвалами, где помещается архиерейская кухня и другие службы. При въезжих воротах по левую сторону находится небольшой двухэтажный корпус, в коем живет эконом архиерейского дома. Все монастырские здания каменные» (К.Н. Тихонравов, 1869).
Богородице-Рождественскому монастырю и архиерейскому дому принадлежали постройки и владения за пределами монастыря, в частности на территории Владимирского кремля (осадный двор, слободы и «старый» конюшенный двор с постройками, известные с XVII в., к сер. XIX в. в одном из домов размещалась семинарская больница), гостиница за Ивановскими воротами Владимира (известна с 1701). В 1763 г. близ кафедрального Успенского собора находился летний архиерейский дом с крестовой церковью во имя свт. Алексия Московского, упраздненный в 1789 г. Загородный архиерейский дом во второй пол. XVIII – сер. XIX вв. находился в с. Добром. Подворье Богородице-Рождественского монастыря в Москве, на Воскресенской ул., в Китай-городе, упоминается во вкладной книге 1690 г. Позднее архиерейскому дому принадлежали в Москве два квартала на Рождественской и Софийской улицах. «К Владимирскому архиерейскому дому принадлежат: в Москве Суздальское подворье на Софийке и в Суздале бывший архиерейский дом, строения Суздальского митрополита Илариона, два фруктовых сада - один при церкви села Доброго, бывшей прежде в существовавшем тут Царе-Константинове монастыре, другой во Владимире, так называемый Патриарший сад, получивший это название с того времени, когда Рождественский монастырь находился в ведении Московских патриархов. В некоторых актах сад этот именуется синодальным, тоже потому, что монастырь впоследствии от патриархов поступил в ведение св. синода. Кроме того архиерейский дом пользуется разными угодьями, имеет: пахотной и сенокосной земли в разных местах 60 десятин, мельницу при селе Порецком на реке Нерли, и рыбные ловли на так называемой старой Клязьме, в двух заводях с озером Хвощевым, и на реке Старице, впадающей в р. Клязьму» (К.Н. Тихонравов, 1869).