Главная
Регистрация
Вход
Четверг
19.04.2018
18:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 455

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [845]
Суздаль [295]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [217]
Музеи Владимирской области [57]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [108]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [70]
Вязники [174]
Камешково [49]
Ковров [163]
Гороховец [71]
Александров [142]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира

БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВЛАДИМИРСКИЙ КРЕМЛЬ



Датой основания монастыря считается 22 августа 1191 г., при епископе Иоанне I.
При князе Всеволоде III Большое Гнездо была построена вторая внутренняя крепость с собором Рождества Богородицы 1191 - 1195 гг. Как видно из Софийского временника, монастырь был создан в 1191 году, «и монастырь созда и въ немъ постави церковь каменну Рожество Святыя Богородицы и та исполни всякимъ исполнениемъ». Из летописи Нестора яснее видно время, когда получила бытие эта славная обитель, там под летом 6699 сказано: «того жъ лета заложи Великий Князь Всеволодъ церковь каменну во граде Володимери Рожество Св. Богородицы Августа въ 22-й день при Епископе Иоанне». При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья.
Из летописи Нестора под летом 6705 (1197) сказано: «той же осени освящена бысть церковь Рождество Св. Богородицы юже созда Великий Князь Всеволодъ Октября въ 27-й день на память Св. Мученицы Капитолины».
В монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья.
Монастырем управляли игумены до 1230 года. В 1214 г. Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 г. на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящен в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.
Монастырем управляли игумены до 1230 года.
Рождественский монастырь важное место занимал с самого основания его, по живому участию в делах церковных и государственных. Настоятели его преимущественно были избираемы в сан епископский и принимали участие в соборах в Москве и в других важных событиях.
В 1214 г. Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль.
14 марта 1227 г. на место Симона, по избранию князя Юрия Всеволодовича игумен Митрофан посвящен в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.

В 1230 г. учреждена архимандрия. Рождественская обитель стала называться великой архимандрией и до времен царя Иоанна Васильевича писалась первой в числе монастырей русских.
В 1230 г., по избранию племянников Юрия Всеволодовича, первый архимандрит Кирилл посвящен во епископа Ростовского (Кирилл II).
В 1238 г. при нашествии хана Батыя монастырь подвергается разрушению, а его настоятель архимандрит Пахомий с братией принимают мученическую кончину, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошен. Во Владимирском летописном своде 1281 г. написано: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы».
В 1238 г., когда на Владимирский престол вступил князь Ярослав II Всеволодович и приказал в 1239 году тело брата своего Георгия, убитого Батыем и в Ростове погребенного перенести оттуда во Владимир, в то время в Рождественском монастыре был архимандрит Дионисий.

23 ноября 1263 г. в соборе Богородице-Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский. Великие князья из уважения к своему предку вел. кн. Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Так Иван Данилович Калита в духовном завещании в 1328 г. писал: «а что есть прикупилъ сельцо на Киржаче у Прокофья у Игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское, и то даю Св. Александру себе въ поминанье». Иоанн Иоаннович в Духовной 1356 года пишет: «а село Павловское далъ есмъ Св. Александру въ прокъ себе въ память». Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года пишет: «а что отецъ мой Князь Великий далъ село Павловское къ Святому Александру, того не подвигнуть». В Духовной грамоте Вел. князя Дмитрия Иоанновича 1379 года сказано: «а изъ моихъ сосудовъ серебряныхъ дадутъ къ Святей Богородице в Володимиръ блюдо великое серебряное съ кольцы».
В 1381 году было видение Вел. князю Московскому Дмитрию Иоанновичу Донскому во время войны его с Мамаем. Явился Св. Благоверный вел. князь Александр Невский, как бы восстав из гроба для помощи россиянам против татар. По этому случаю мощи, до этого находившиеся в земле, были открыты и так как найдены были нетленными, они были поставлены в соборной монастырской церкви за правым столпом, и были открыты для поклонения.

С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты перенесши свою кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который потому считался как бы их кафедральным.
В 1299 г. Киевский митрополит Максим покинул Киев, систематически подвергавшийся татарским набегам, и переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирская епархия перешла под управление Киевского митрополита и была включена в состав митрополичьего диоцеза. При митрополите Максиме Владимирский край получил великую святыню - чудотворный образ Максимовской иконы Божией Матери.
С 1299 г. до 1325 г. всероссийские митрополиты имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным. Рождественская обитель стала называться «великой», а также «лаврою» и до времен царя Иоанна Васильевича писалась первой в списке монастырей Российских.
В 1325 г. святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328—1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
В 1388 году Рождественский архимандрит Павел посвящен митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место Герасима.
«Жалованная грамота вел. кн. Василия Васильевича монастырю Рожественскому. Между 1425—1462 гг.
Написана на листке хлопчатой бумаги шириною З ¼ вер. длины З ½ вершка; на изгибе края приложена черно-восковая печать; на ней голова в венце смотрящая на право, эта печать часто встречается на грамотах Вас. Вас. Она оттиснута на его грамотах, напечатанных в Румянцовском Собрании.
Святые деля Богородици и честнаго ее Рождества, се яз Князь Велики Василей Васильевич пожаловал есмь архимандрита Иева Рожественного з братьею и хто по нем иныи архимандрит будет, што есмь им дал село Веское в Суздальской вотчине в дом Святому Рождеству к гробу Великаго Князя Александра, обыскав по старине, по грамотам по жаловалным Великих Князей прадед и дед моих Великих Князей и отца моего Великаго Князя Василия Дмитриевича, и хто у них в том селе иметь жыти люден сторожылцов или кого отколе перезовут, и тем людем всем монастырьским ненадобе ни который дела, ни пошлины, ни Володимеря города рубити, ни Новагорода Нижнего, а хто ся глядя сее моее грамоты ослушается, быти от мене в казни» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
В договорной тайной грамоте Суздальских Князей Василия и Федора Юрьевичей с Князем Дмитрием Шемякой 1446 года сказано: «а что Господинъ нашъ Князь Великий отнималъ у насъ безъ пошлины селы да подавалъ Святому Рождеству въ монастырь въ Володимере и те села намъ по старине, какъ было при нашемъ прадеде при Великомъ Князе Дмитрие Константиновиче, а десятое монастырю по старине».

Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «Въ церковь же ту собрашася множество инокъ и имирскихъ людей со множествомъ имения и абие внутрь церкви тоя все выгоре и с людми, чудотворные же моще на нихъ же аще и бысть видение нечто огненнаго знамения, но обаче Богомъ сохранена быша, яко и пелена на гробе его обретеся невредима отъ того огня». Были даже опалены мощи Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского.

10 февраля 1517 г. по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского (Геннадий I). Хиротонисан во епископа Митрополитом Варлаамом 10 февраля 1517 г. Управлял паствой 14 лет. Скончался 23 марта 1531 г. в Москве, но погребен в Суздале.

В апреле 1536 года, сгорела половина монастыря.

Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1554 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом.
В 1561 г., когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь стал вторым по значению, а по устроении в Петербурге Александро-Невской - третьим.
В 1566 г. архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Ивановиче Воротынском, а также был на Московском Соборе 1580 г., о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами.
В 1584 г. архимандрит Герман был на Московском Соборе об оставлении вотчин при монастырях.
В 1598 г. архимандрит Варлаам находился в Москве на Соборе и подписал грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова.
«Жалованная грамота первого самозванца Лжедимитрия. 10 декабря 1605 года.
Се яз Царь и Великий Князь Дмитрий Иванович всеа Русии пожаловал есми Рожества Пречистые Богородицы и Преподобнаго Чудотворца Великаго Князя Александра Невскаго, что в Володимире внутри города, богомолца своего Архимандрита Исая с братиею, или кто по них в том монастыре иный Архимандрит и братья будут, что он нам бил челом и положил перед нами на монастырскую вотчину Юрьевскаго уезда грамоту на Борисово имя Годунова, что дал в монастырь в кладу Замятия Бестужев, во иноцех Еуфимей, по себе и по своих родителей, в вотчину в Юрьевском уезде в Боголюбовском стану сельцо Полашкино, деревню Середникову; а по книгам письма Матвея Борисова 86 (1578) году в том сельце и деревне написано пашни и перелогу 104 чети (четверти) в поле, а в дву потомуж; а по уложенью блаженные памяти отца нашего, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Русии, и брата нашего Царя Великаго Князя Феодора Ивановича всеа Русии, в монастыри вотчин никому давати не велено; и Борис Годунов дал тое вотчину в монастырь для челобитья Архиепископа Ионы Вологодскаго и Великопермскаго, и велел им тою вотчиною владети в монастырь; а нам бы их пожаловати велети тое старую грамоту переписати на наше царское имя и велети им на ту их вотчину дати свою царскую жалованную грамоту — новую, по чему им тою вотчиною в монастырь владети. И яз Царь Великий и Князь Дмитрий Иванович всея Pуcии, выслушав тое старые грамоты Рожественскаго монастыря богомольца своего Архимандрита Исаия с братиею, или хто по нем в том монастыре иный Архимандрит и братья будут, пожаловал велел тое старую грамоту переписати на свое Царево и Великаго Князя Дмитрия Ивановича всеа Русии имя, и велел им на ту монастырскую вотчину дати свою Царскую жалованную грамоту новую, и велел тою вотчиною Архимандриту Исаю с братиею, или хто по нем в том монастыре иный Архимандрит и братия будут, владети по прежнему в монастырь по сей нашей Царской жалованной грамоте. Дана сия наша Царская жалованная грамота на Москве лета 7114 (1605) декабря 10 дня» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
В 1613 г. архимандрит Исайя находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. Он же 22 июня 1619 г. был при поставлении на патриарший престол Филарета Никитича митрополита Ростовского.
8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри».

В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице-Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей.

Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег.
28 сентября 1645 г. архимандрит Иона был при венчании на царство Алексея Михайловича.
23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.
В 1656 году архимандрит Иосиф был на соборе об исправлении книг церковных.
Следующим наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря был архимандрит Филарет.

В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным.
В 1667 году ехавшие в Москву на собор греческие патриархи - Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету, право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1-го декабря находился при низложении Никона в числе преподобнейших.
В 1672 г. архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом. В 1675 году он переведен в архимандриты Троице-Сергиевой Лавры и в 1676 году был при поставлении на царство царя Федора Алексеевича.

Согласно переписным книгам 1678 г., за Богородице-Рождественским монастырем числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, монастырю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах.
К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский мужской монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.

В 1683 году в монастыре произошел сильный пожар.
В начале XVIII столетия, как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 году Ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семена Никифоровича Коровина, обер-коменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.

В 1717 г. в монастыре был сильный пожар.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Рождественский монастырь во время этого пожара весь сгорел.
В 1721 году архимандрит Гедеон, поступивший из Можайского Лужецкого монастыря, подписался к Духовному Регламенту.
В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение - цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

1 июля 1697 г. в царствовании Петра I, с благословения и повеления Патриарха Адриана, мощи Александра Невского переложили в новую серебряную позолоченную раку, «Ризничий дому его иродиакон Боголеп для мощей Св. Благовернаго В. К. Александра Невскаго устроил сребропозлащенную раку; на устроение ея иродиакон Боголеп употребил собственных своих келейных денег 706 рублей 28 алтын и две деньги, да сверх того Патриархом дано на позлащение ея 50 червонных и другими усердствующими пожертвовано 10 рублей, серебра на 20 рублей и 22 золотых. В новоустроенную сребро-позлащенную раку, по благословению Святейшаго Патриарха, Св. мощи Благовернаго В. К. Александра Невскаго переложены Преосв. Иларионом Митрополитом Суздальским и Леонтием Епископом Тамбовским и поставлены с прежняго темнаго места но новом, близ южных дверей, на возвышении с тремя ступенями, 1 июня 1697 года» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ).
В 1723 году, 14 июля архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра 1-го о перенесении в С.-Петербург мощей св. в. к. Александра Невского, находившихся на вскрытии с 1381 года, в церкви Рождества пресв. Богородицы. В августе 1723 года, Святые мощи были перенесены из Владимирского Рождественского монастыря в С. Петербургский Александровский.
Владимирские жители не без скорби проводили свою отечественную святыню, и есть в народе предание, что те ворота (восточные) Рождественского монастыря, через которые вынесены были св. мощи благоверного Князя, с того времена заложены наглухо. На самом же деле в то время еще не была построена каменная ограда монастыря.


«Восточные ворота Рождествена монастыря». Литография К. Эргота. 1880 г.

Восточные ворота Рождественского монастыря. Современный вид.

С этого времени было велено Владимирский Рождественский монастырь считать третьим. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.
Архимандрит Рождественского монастыря Сергий умер 19 июня 1731 г. в Лукьяновой пустыни.

У Рождественского монастыря городской стены не было, вокруг валов были разведены сады и огороды. Когда обо всех повреждениях земляных валов стало известно Владимирской Провинциальной Канцелярии в 1729 году, из реестра, от Канцелярии немедленно был сделан запрос стряпчему Рождественского монастыря о построении деревянной ограды вокруг монастыря и велено Городовой Ратуше допросить владимирцев посадских людей, когда и по какому случаю стали они заводить сады и огороды вокруг городских валов.
Вследствие такого распоряжения, стряпчий Рождественского монастыря Даниил Одинцов дал следующий отзыв: «1729 года, Июля в 19-й день, по вышеписанному определению в Володимере в Провинской Канцелярии перед Господином Подполковником и Володимерской Провинции Воеводою Федором Климонтовичем Чихачевым с товарищи Владимерского Рождественного монастыря Стряпчей Данил Иванов сын Одинцов сказал: на городовом валу, на котором была построена городовая стена, ныне построена Рождественного монастыря ограда бревнами в столбы после пожарного времени, как оный монастырь и город Володимер горел в 1719 году, которое де строенье строил бывший онаго Рождественного монастыря Архимандрит Гедеон с согласия с бывшим в Володимере Ландратом Князь Артемьем Княж Степановым сыном Ухтомским, того ради ежели бы оный монастырь забором городить на прежнем месте, где была монастырская ограда, то бы без городовой по валу стены всякому идущему по городовому валу в монастырь смотрить было можно, понеже та монастырская ограда гораздо ниже спущена была от городоваго валу».

В 1731 г. архимандрит Гавриил посвящен в Суздальского Епископа (Гавриил Русской. Хиротонисан во епископа и на Суздальскую епархию 23 ноября 1731 г.; в 1735 г. переведен в Казань Архиепископом.
В мае 1742 года архимандрита Платона перевели во Владимирский Богородице-Рождественский Епархиальный мужской монастырь с назначением членом Святейшего Синода.

16 июля 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом. Для назначенного в 1748 г. епископа Платона для жительства повелено отдать Ставропигиальный Рождественский монастырь, в котором он был архимандритом.
В архиерейский дом был обращен Рождественский монастырь, где были выстроены каменные архиерейские палаты. В палатах с того времени и стали проживать епископы Владимирские.
Епископом Платоном к востоку от архиерейского дома был выстроен и двухэтажный корпус для семинарии. Архиепископ Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров), обучавшийся во Владимирской духовной семинарии при епископе Парфении, вспоминал: «В ограде Рождественского монастыря построен был около 1750 года архиерейский дом каменный двухэтажный, преосвященным Платоном Петрункевичем... Тем же преосвященным построен был другой двухэтажный корпус, в котором помещалась часть открытой им в 1750 году семинарии. Впоследствии этот корпус занят был начальствующими лицами и монашествующими наставниками семинарии, а также семинарским правлением с библиотекою; семинария же вся помещена была в упраздненном Богородицком женском монастыре не в далеком расстоянии от архиерейского дома... Из приходских Владимирских церквей замечательны следующие: ...Богородицкая, во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сооружена в 1649 году. При ней был девичий монастырь, упраздненный в 1750 г. Монастырские здания употреблены были для помещения низших классов вновь открытой тогда епископом Платоном Петрункевичем, как выше было сказано, семинарии. Впоследствии на обширном монастырском дворе построен был в 1808 году старанием преосвященного Ксенофонта каменный двухэтажный корпус, куда переведены были из Рождественского монастыря высшие классы семинарии».
Антоний I (царевич Карталинский Багратион) - архиепископ Владимирский и Яропольский (23.11.1757–16.12.1762).
До учреждения в 1764 г. штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами.
Павел III (Гребневский) - епископ Владимирский и Яропольский (06.07.1763–14.06.1764), епископ Владимирский и Муромский (14.06.1764–09.08.1769).
Иероним (Формаковский) - Епископ Владимирский и Муромский (25.12.1770-03.08.1783)
В 1777 г. во Владимире произошел сильный пожар, в результате которого пострадал и архиерейский дом.
6 мая 1788 года самостоятельные Владимирская, Переславская и Суздальская епархии были объединены в одну под именем Суздальская. Епископ Виктор стал называться епископом Суздальским и Владимирским.
Богородице-Рождественский монастырь был упразднен. В ночь на 21 июля 1788 г. епископ Виктор из Владимира отбыл в Суздаль. Владимирский архиерейский дом после этого поступил в гражданское ведомство. Согласно разрешению, данному Лазаревым, здесь выбраны были покои и 29 декабря поставлен судейский стол, зерцало и перенесены некоторые дела. Часть бывшего Архиерейского дома отведена была «для дел бывшей Владимирской консистории и вмещения Владимирского духовного правления». Главная же часть зданий Рождественского монастыря предназначалась для помещения генерал-губернатора Ивана Александровича Заборовского.
Во Владимире было учреждено Духовное Правление. Часть бывшего Архиерейского дома отведена была «для дел бывшей Владимирской консистории и вмещения Владимирского духовного правления».
В 1797 г. епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря.
23-го апреля 1798 г. из Св. Синода был послан в Суздаль указ, в котором подробно изложены обстоятельства, предшествовашие и обусловившие собой перенесение кафедры из Суздаля в гор. Владимир. Указ Святейшего Синода о перемещении во Владимир был для епископа Виктора совершенно неожиданным. В период десятилетнего пребывания в Суздале он успел привыкнуть к этому городу и сравнительно удобно устроился в нем. Во Владимире здания Рождественского монастыря переданы были гражданским ведомством духовному в состоянии запущенном, требующем основательной перестройки; нужно было сразу по перемещении снова начинать строительные работы, средств необходимых для чего архиерейский дом не имел. Не было нужных средств и для самого перемещения во Владимир архиерейского дома со всем штатом…
Преосвященный Виктор в особом доношении подробно излагает мотивы, по которым переход из Суздаля во Владимир он находит затруднительным и трудновыполнимым. «Сие указное Святейшего Синода предписание выполнить я с моим усердием за долг почитаю; но обстоятельства в рассуждении ветхостей Владимирского дома понуждают меня донести Святейшему Правительственному Синоду следующее: 1-е, в оном доме имеются две церкви, из коих в настоящей иконостас в бывший прежде пожар совсем сгорел, и ныне нет, а одни остались только стены, от коих и обмазка отвалилась, проходит в оную и в палатки, где была ризница, теча, и в окончинах несколько стекол побито; а в другой старинной внутри все почернело и кровля на ней ветха. 2-е, в покоях архиерейских также несколько окончин побито, а в зале от бывших военнослужащих, обучавших экзерциции, пол поврежден и деревянная кровля требует поправки, потому что внутри тех самых покоев проходит теча, и в оных во многих местах поделаны крыльцы, коридоры и театры, которые должно переделать и сделать накаты; на прочем же строении и флигелях кровли совсем обветшали и тесницы взломаны, внутри же тех флигелей и служб у печей ни заслонок, ни в трубах вьюшек нет. 3-е, въезжих ворот не имеется и стена каменная на сем сажен с половиной разломана, в ограде же некоторые башни расселись и угрожают падением, равно и в самой ограде есть некоторые расседины. 4-е, деревянные конюшни и сараи погнили и подперты деревянными столбами, кровли на них все обвалились и окончин нет, и затем ни экипажа с принадлежащими к оному вещами, ни лошадей поставить, ни корму положить, также и конюхам жить негде, потому что и углы от избы отвалились, а прочих нужных служб не имеется. 5-е, в покоях, где была семинария, стены и двери повреждены и окончины побиты и по причине малости тех покоев семинаристов (которых в Суздальской семинарии имеется до 800 человек) и четвертой части поместить не можно…»
От 12 июля 1788 года был отправлен во Владимир указ Святейшего Синода, представляющий собой ответ на доношение и просьбу епископа Виктора. Указ написан в несколько резком тоне и требовал безотлагательного перемещения епископа Виктора из Суздаля во Владимир. Епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.
Епископ Виктор распорядился о переводе Суздальской духовной консистории во Владимир и Владимирского духовного правления в Суздаль. В ведении Суздальского духовного правления оставлены были гор. Суздаль и Юрьев с уездными их церквями. 3-го августа все епархиальные учреждения уведомлены были о переходе епископа Виктора и консистории в гор. Владимир. По переходе во Владимир епископ Виктор занялся необходимыми переделками и починкой архиерейского дома. Гражданская власть, несмотря на передачу зданий Рождественского монастыря в полное распоряжение духовного ведомства, продолжала предъявлять на эти здания некоторые права.
25 декабря 1798 года Владимирский губернатор П. Рунич обратился к епископу Виктору с письмом, в котором, указывая, что «каменных погребов, нанимаемых от казны дорогою ценою у здешних обывателей в добавок казенному винному магазину, недостаточно для помещения все препорции вина, ожидаемого в нынешнем месяце, и что нанимать еще другие погреба для сего будет казне отяготительно», просил епископа Виктора «к соблюдению казенного интереса позволить ставить вино по прежнему в подвалы при здешнем архиерейском доме, поелику оные подвалы занимаемы были казенным вином еще с 1783 года, то есть тогда, когда сей дом еще был также в ведении Святейшего Синода». Епископ Виктор ответил на эту просьбу решительным отказом. «…вследствие предписания Святейшего Синода, сверх моего и положенных при мне по штату монашеского чина людей пребывания, помещены в архиерейском доме консистории и отделенный от семинарии богословский и философский классы и при них ректор, почему места и подвалы заняты поклажею провизии дому архиерейского и другими нужными вещами. Также и ректорскою провизиею; то за сим для поставки казенного вина в здешнем архиерейском доме месте и не находится, чего ради прошу и оставшееся под церковью вино приказать кому следует, за неимением способных к поклаже мест, очистить». После такого ответа казенное вино из подвалов архиерейского дома было убрано.

С того времени Владимирские архиереи и имеют уже постоянное пребывание в этом монастыре.
В 1800 году 24 февраля, после епископа Виктора поступил на владимирскую епархию из викариев Казанских Ксенофонт Троепольский; в 1821 году 3-го июля он переведен в Каменец-Подольск с возведением в сан архиепископа.
В 1821 году хиротонисан во епископа Владимирской епархии Парфений Чертков, член синодальной конторы, из архимандритов Московского Донского монастыря; в 1833 году возведён в сан архиепископа; в 1850 году 24 февраля переведен в Воронежскую епархию, где и скончался.

24 августа 1858 г. Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию.

В 1860 году поступил из Костромской епархии епископ Иустин Михайлов. Этот архипастырь был свидетелем и соучастником в весьма замечательном событии: в 1851 году граф Алексей Сергеевичи Уваров, занимаясь археологическими исследованиями в г. Суздале, с разрешения министра внутренних дел, приступил к отысканию места погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Граф А.С. Уваров, после тщательных розысканий, основываясь на положительных данных, довел до сведения министра, что он открыл в Спасо-Евфимиевом монастыре родовую усыпальницу князей Пожарских и Хованских, где между прочими гробами находится и гроб князя Д. М. Пожарского. Вследствие сего, в 1852 году Высочайше назначенной комиссией, членами коей были: преосвященный Иустин, тайный советник К. И. Арсеньев, ст. сов. П. М. Муравьев, исправлявший тогда должность Владимирского губернатора, академик М. П. Погодин и ст. св. граф Д.Н. Толстой, указания графа А. С. Уварова подвержены поверке на самом месте и при точнейшем исследовании оказалось, что прах князя Д. М. Пожарского действительно находится в усыпальнице, носящей имя князей Пожарских и Хованских.
В 1863 году, в июне месяце преосв. Иустин удалился на покой в Боголюбов монастырь находящийся близ Владимира.
В 1863 году переведен во Владимир из Тамбовской епархии епископ Феофан Говоров; хиротонисан 1 июня 1859 года из ректоров С.-Петербургской академия. В июле 1866 года удалился на покой в Вышенскую пустынь Тамбовской губернии… См. Владимиро-Суздальская епархия.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны Владимирская губернская Чрезвычайная Комиссия (ГубЧК), в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в Странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал.
20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.
В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне - июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ.
В состав музея-заповедника согласно Положению от 01.11.1958 года был включен Ансамбль Рождественского монастыря. Рождественский монастырь во Владимире в 1958 году был формально включен в состав музея-заповедника, в перспективном плане музеефикации на 1966-70 гг. мы еще встречаем запись: “Комплекс Рождественского монастыря - вывести арендатора, помещения и территорию приспособить для размещения историко-архитектурного музея-заповедника".
В бывшем здании епархиального управления располагалось областное УКГБ. История с передачей монастыря то забывалась, то всплывала вновь. Вскоре начали закладывать фундаменты нового здания областного управления госбезопасности на Октябрьском проспекте, появилась надежда на скорый переезд, однако впоследствии вопрос о перемещении музея в Рождественский монастырь был окончательно отменен не без личного вмешательства Ю.В. Андропова, председателя КГБ СССР.
В 1966 г. канцелярия музея переехала в помещение Рождественского монастыря, где музею были выделены четыре комнаты - кабинет директора с заместителем, библиотека, кабинет научных сотрудников и бухгалтерия.
В бывшей крестовой церкви в 1966-1984 гг. размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже - спортивный зал.
В 1971 году канцелярия музея из Рождественского монастыря переехала в здание на III Интернационала 43, где музею после переезда редакции “Призыва” в новое здание были выделены помещения на первом этаже.
В 1985 г. музейная библиотека переведена из здания бывшего Архиерейского дома в Рождественском монастыре в канцелярию музея.
21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице-Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест.
21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архим. Иустиниан (Саган), с 17 июля 2001 г. наместником обители является архим. Нил (Сычёв).
В 1993 г., после передачи Церкви всего комплекса Богородице-Рождественского монастыря, еп. Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь».



Поклонный крест в память о жертвах сталинских репрессий (см. Владимирский офицерский подпольный батальон) в Богородице-Рождественском монастыре

30 октября 1993 года у стены в Богородице-Рождественском монастыре был открыт памятный знак в виде креста в память о жертвах политических репрессий. Авторами памятника стали архитекторы В. Константинов, А. Трофимов, В. Миронова, инженер А. Толмачёв, резчик В. Куковицкий. С тех пор в этот день каждый год у этого креста на территории монастыря проходят памятные собрания, организованные обществом «Мемориал» и властями города. Потому что на 30 октября приходится День памяти жертв политических репрессий.
Место для установки этого печального знака было выбрано не случайно. Ведь именно в монастыре располагались в советское время органы ЧК-НКВД, из-за чего упраздненный монастырь стал одним из центров политических репрессий во Владимире.
На монастырской стене установлена мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в.

К 2004 г. в келейных корпусах Богородице-Рождественского монастыря располагаются епархиальное управление, и Владимирская Свято-Феофановская Духовная Семинария.

В стенах обители в нач. XIII в. дописывался Киево - Печерский Патерик, автором которого был епископ Владимирский Симон. Новой вехой в новейшей истории обители стал выход в свет в 2000 г. «Патерика Владимирского Богородице-Рождественского монастыря».

СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ


Рождественский собор. Вид с юго-востока. Фотография. Мелехов Я.Я. Кон. XIX в. - 1901 г.

См. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В этом соборе 23 ноября 1263 г. похоронили князя Александра Невского, мощи которого были открыты в 1381 г.

До сер. XVII в. келейные корпуса и хозяйственные службы Богородице-Рождественского монастыря были деревянными. В 1659 г. на средства Хмылова и Пузова были сооружены северные служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 гг. на средства архим. Викентия - южные каменные братские и больничные корпуса, восточный келейный корпус, часть которого в 1750 - 1789 гг. и после 1800 г. занимали Владимирская ДС и консистория (к 2004 г. сохранились в перестроенном виде).

В 1678 г. собор был распространен с трёх сторон пристройками - каменные палаты (не сохр.), из которых в южной помещен был придел во имя Святого Александра Невского, северная вошла в состав главного храма, а западная служила папертью.
Тогда же возвели братский корпус.
В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря над святыми вратами находилась шатровая церковь во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывшим Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская церковь была упразднена.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА с трапезной


Христорождественская (крестовая) церковь. Фотография кон. XIX – нач. XX вв.
Северный фасад (со стороны улицы) двухэтажного каменного здания с тремя двускатными кровлями и главкой на граненом барабане (XVII в. В перестройке 1866, архит. Н.А. Артлебен). По бокам здания - двухэтажные пристройки, несколько ниже церкви, с арочными входами, правый оформлен килевидным арочным фронтоном с главкой (ныне левый вход заложен). К левой пристройке примыкает подобный же фронтон, далее за ним келейный корпус и угловая северо-восточная башня монастыря. Справа - каменная ограда с бойницами.
Перед корпусом группа мужчин; вдоль улицы столбики ограждения.

Церковь Рождества Христова

В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря находилась каменная надвратная церковь с примыкающей трапезной, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в некоторых документах она именуется крестовой.
К юго-восточному углу казенных келий пристраивается еще один обем. Какие-то здания XVII в. существовали на месте Архиерейских палат.
В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви - во имя Святой Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской церкви 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином... Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский». В описи 1805 г. Рождественской церкви упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами... в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи». В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество - Богородицком соборе.
В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г.
После значительной перестройки храма по проекту архитектора Артлебена Владимирский архиеп. Феофан Затворник освятил церковь 2 февраля 1866 г. 3-го февраля было совершено придела в честь Иверской иконы Божией Матери. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским художником Степановым.
«Христорождественская церковь устроена просто, без особых украшений, но благообразием своим, высотою плана и искусства она не оставляет желать лучшего. Особенно дорого то, что св. алтарь устроен по отношению к предстоящим так соразмерно, что от самого входа в церковь видим всеми. Вообще церковь устроена так изящно, открыто и поместительно, что одной внешностью своей располагает быть и искренно молиться в ней. После освящения, в сырную неделю и особенно на вечернях первой недели Великого Поста, мы каждый раз видели в ней не менее двух тысяч богомольцев, которые не из любопытства только, но именно по благолепию ее собирались молиться в св. и великие дни» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 4, 15 февраля 1866 года).
После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 декабря 1896 г. состоялось освящение храма. В начале XX в. в Рождественской церкви находилась еще одна памятная рака святого Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сентябре 1920 г. имущество монастыря, в том числе «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую церковь, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасий (Сахаров). Эта рака 2 октября 1923 г. попала в Успенский собор. В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из нее пребывает в соборе, в другой золоченой раке, на северной стороне центрального нефа.

С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) церковью располагалось древлехранилище братства святого Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы Богородице-Рождественского монастыря: два серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевропейских мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), два серебряных дискоса начала XVII в.- вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма - вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), пять напрестольных крестов XVII в.- вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарет, семьи М.Я. Черкасского, а также Н.И. Акинфова и стольника Ф.В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя - вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды - вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша - поминальный вклад 1600 г. князя И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением святого Александра Невского, вышитым золотом и серебром,- вклад 1612-1613 г. Прасковьи Соловой, второй супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского сер. XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А. П. Бутурлиной,- ее поминальный вклад в монастырь 1710 г. (ныне в ГРМ).

С октября 1992 г. богослужения во Богородице-Рождественском монастыре совершались на переносном престоле, затем был отремонтирован и в 1994 г. освящен храм Рождества Христова.
Церковь Рождества Христова с трапезной - пример представительного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. В первом этаже сохраняются части построек XVII в., в том числе старой надвратной церкви.


Северная стена монастыря

К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане обемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины, - вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными - в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота.


Святые Ворота монастыря

Справа Часовня Николая Чудотворца в Рождественском Владимирском монастыре. Слева ворота монастыря.

Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр - в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Все эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором - филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа - небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей - арочные, частью ложные, со скромными рамками. Эффектны барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части - с очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проемов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних Святых ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах - плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее - старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.


Мощи Афанасия Ковровского в Богородице-Рождественском монастыре Владимира

15 октября 2000 г. состоялось обретение мощей святого Афанасия Ковровского, которые 29 октября крестным ходом были перенесены в Рождество-Богородицкий монастырь Владимира.
Ежегодно на день памяти святителя Афанасия у его мощей, совершаются праздничные торжества.
В монастыре хранятся также частицы мощей святого Александра Невского, прп. Алексия (Соловьёва) и прот. священноисп. Петра Чельцова.

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ


Церковь Иоанна Предтечи. 2007 - 2011 гг.

В 1694-1695 гг. при больничных кельях на южной стороне монастыря была построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И.Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается.

Церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в сер. XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, так как на плане монастыря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г. разобрана. В ризнице Богородице-Рождественского монастыря хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.

Церковь Феофана Затворника в Рождественском Владимирском монастыре (семинарская).


Домовая церковь Феофана Затворника. Внутренний интерьер.

БАШНИ, ОГРАДА монастыря


Башни монастырской ограды

Монастырская ограда Богородице-Рождественского монастыря со стороны сквера у Планетария

Ограда монастыря до 1700 г. была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда монастыря с южной и восточной сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 г. ограда внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700- 1701 гг. часть ограды с северной и западной сторон была отстроена в камне. Каменные северные святые врата, очевидно построенные в 1607 г. вместе с надвратной Александро-Невской церкви, были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и вмч. Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи святых врат в 1637 г. и «в прежних годах»; к 2004 г. росписи забелены). Фрески имели, по мнению Тихонравова, сходство с росписями собора владимирского Княгинина монастыря и работами прп. Андрея Рублёва в Успенском соборе. Восточные ворота монастыря были заложены после выноса мощей святого Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митр. св. Максимом, святыми князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева - св. Александром Невским, великим кн. Георгием Всеволодовичем и мч. Авраамием Болгарским. К 1763 г. вся ограда была каменной, с 4 воротами и 4 угловыми башнями.

АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ


Рождественский монастырь (архиерейский дом). Фотография. Вид с востока, во дворе. Кукушкин В.Г. 1876 - 1881 гг.
Восточный фасад архиерейского дома (1748) - двухэтажного, каменного, с тремя ризалитами, с кровлями-“колпаками”. Соединен под углом одноэтажной пристройкой с корпусом Христорождественской (крестовой) церкви (XVII в. в перестройке 1866 г., архит. Н.А. Артлебен) - каменным, двухэтажным, с тремя двускатными кровлями и небольшой главкой. К церкви примыкает арка ворот с надстройкой второго этажа. За архиерейским домом видны главки Николо-Кремлевской церкви. Во дворе сад в палисаднике и небольшая немощеная площадь, на ней группы монахов, священников и прихожан.
Надписи. На паспарту наклейка: “Архиерейский дом во Владимире. Дом этот находится в бывшем Рождественском монастыре, основанном в 1191 г.; построен в 1750 г. Епископом Владимирским и Яропольским Платоном Петрункевичем, скончавшимся в 1757 г. С правой стороны дома видна теплая Христорождественская церковь, называемая Крестовою”.

Архиерейский дом. Вид с востока, во дворе. Фотография. Кон. XIX в.
Восточный фасад корпуса архиерейского дома (1748) - двухэтажного, каменного, с кровлями-“колпаками”, с тремя ризалитами, с навесом входа на правом ризалите. Перед домом во дворе сад в палисаднике и немощеная площадь. За домом видна главка придела Николо-Кремлевской церкви.

«Архиерейский дом во Владимире Кляземском». Литография К. Эргота. 1880 г.

В 1748 г. в западной части монастыря построили здание архиерейского дома, впоследствии неоднократно перестраивавшееся. С 1763 г. при архиерейских палатах существовала пристроенная к каменному зданию деревянная крестовая Благовещенская церковь, очевидно упраздненная после переезда архиерея в Суздаль. В 1828 г. в северной части нижнего этажа была устроена крестовая Троицкая церковь, не действовавшая уже в 1850 г. Еп. Иустин (Михайлов) освятил домовую церковь во имя святого Александра Невского, впоследствии также упраздненную. В архиерейском доме была освящена церковь в честь Всех святых, сохранившаяся до настоящего времени.
Богородице-Рождественскому монастырю и архиерейскому дому принадлежали постройки и владения за пределами монастыря, в частности на территории Владимирского кремля (осадный двор, слободы и «старый» конюшенный двор с постройками, известные с XVII в., к сер. XIX в. в одном из домов размещалась семинарская больница), гостиница за Ивановскими воротами Владимира (известна с 1701). В 1763 г. близ кафедрального Успенского собора находился летний архиерейский дом с крестовой церковью во имя свт. Алексия Московского, упраздненный в 1789 г. Загородный архиерейский дом во второй пол. XVIII – сер. XIX вв. находился в с. Добром. Подворье Богородице-Рождественского монастыря в Москве, на Воскресенской ул., в Китай-городе, упоминается во вкладной книге 1690 г. Позднее архиерейскому дому принадлежали в Москве два квартала на Рождественской и Софийской улицах.


Монастырский сад

Приходские и бесприходные приписные церкви:
- Церковь Покрова на Нерли;
- Кладбищенский храм Всех Святых в Улыбышево;
- церковь Николая Чудотворца в с. Семеновское-Красное Суздальского района;
- Скорбященская церковь в Суздале;
Цареконстантиновская церковь в Суздале.

2 мая 2012 г., в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.
Сайт монастыря: http://брм33.рф/


Монастыри и храмы Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 4598 | Теги: монастыри, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика