Главная
Регистрация
Вход
Вторник
13.11.2018
21:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 536

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [970]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [312]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [183]
Камешково [53]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [159]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [28]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [54]
Учебные заведения [20]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Епископ Суздальский и Юрьевский, Гавриил (Русской)

Епископ Суздальский и Юрьевский, Гавриил (Русской)

Родился в Вязниках (или, как можно с некоторым вероятием предполагать, в селе Ярославах, Донковского уезда Рязанской губернии по административно-территориальному делению на начало XX века), где он впоследствии выстроил каменную церковь). Время рождения, полное имя и социальное происхождение неизвестны.

Был диаконом в селе Одоевщине Донковского уезда.
Был пострижен в Троицком монастыре, который находился в городе Болхове.
Свою духовную карьеру он сделал в Казани при митрополите Тихоне (Воинове), «был ризничим лет с 20-ти неотлучно, затем судиею в заказе духовных дел».
С 1722 года — архимандрит Спасского Юнгинского монастыря, только что перед этим (1720 г.) возобновленного митрополитом Тихоном.
Когда в 1726 году Богородицкий Свияжский монастырь остался без архимандрита и келаря, «Казанские и Свияжские градодержатели, штаб и обер-офицеры, знатное шляхетство и купечество» рекомендовали митрополиту Сильвестру Гавриила в настоятели Свияжского монастыря, как «человека доброго и во всем искусного, так что в Казанской епархии подобного ему архимандрита не имеется»; о том же подала братия «заручное прошение». Сильвестр назначил Гавриила настоятелем Свияжского монастыря и через некоторое время просил Синод утвердить это назначение, указывая на то, что Гавриил «оное послушание все несет без келаря изрядно». Монастырь достался Гавриилу в «крайнем оскудении и разорении»; при Гаврииле, по его утверждению, в монастыре «святые церкви и священные одежды и другие церковные вещи многие были возобновлены и вновь построены» и «в Москве отлит был колокол свыше 200 пудов».
В 1728 году Гавриил выхлопотал себе право «по прежнему установлению» служить с рипидами, осеняльными свечами и на ковре.
Но Сильвестру скоро пришлось раскаяться в возвышении Гавриила: между ними возникли неприятности в такой степени, что в апреле 1731 года Гавриил просил принять его в синодальное ведомство, ссылаясь на «притеснения и обиды от Преосвященного Казанского», а в августе добился своего перевода во Владимирский Рожествен монастырь.
Тотчас по назначении во Владимир Гавриил 3 сентября 1731 года подал в Синод «доношение», погубившее враждебного архимандриту Казанского владыку.
В декабре 1730 года в Свияжский монастырь был прислан лишённый сана Коломенский митрополит Игнатий Смола. Гавриил донёс, что во время отлучки настоятеля приехал в Свияжский монастырь митрополит Сильвестр, был в келье у Игнатия и дважды приглашал его к себе на подворье.
Феофан Прокопович, погубивший Игнатия, ухватился за это «доношение», чтобы погубить и Сильвестра, также враждебного Феофану. На другой же день он доложил об этом Императрице и добился повеления «исследовать о всем в самой крайней скорости». Следствие выяснило только то, что Сильвестр оказывал внимание и уважение лишённому сана собрату.
Сильвестр заявил, что Гавриил затеял всё, «злобствуя» на него; митрополит старался запутать и доносителя, обвиняя его самого в «послаблении и попущении» Игнатию. Но Гавриилу это не повредило, Сильвестр был запрещён и послан «на обещание» в Невский монастырь, а потом скоро за «коварственные ханженства» был в качестве уже простого монаха заточён в Выборг.
Гавриил на короткое время ездил в свой новый монастырь и там сейчас же наткнулся на новое политическое дело. В викториальный день 28 сентября у него на обеде капитан Мозовский и лейтенант Нащёкин говорили «о счастье» царя Феодора Алексеевича «с непристойным поношением», и Гавриил тотчас подал о том доношение в Синод.
В то самое время, когда Гавриила вызывали в Тайную Канцелярию для допроса по этому «секретному делу», Синод уже не первый раз имел суждение о нём, как кандидате на епископство, и 3 ноября определил быть ему епископом Суздальским.

«Выписка из дела о проступках секретаря Суздальского архиерейского дома Ивана Киселева. Июня 6 дня 1730 г.
Из дела не видно, по какой причине в Синодальной Канцелярии была наведена справка о том, не касается-ль в Канцелярии каких дел до секретаря Суздальского архиерейского дома Ивана Киселева за 1722—1730 гг., и буде касаются, то какие именно, и у кого и когда начались и следованы-ль, и по следованию решены-ль и каким порядком, и буде не следованы и не решены, то для чего и кем то упущено?
В Синодальной Канцелярии дел, касавшихся Киселева, не было.
В бывшей Московской Синодальной Канцелярии были следующие, касавшиеся Киселева, дела: а) по обвинению вдовым попом Петром Ивановым секретаря Киселева в том, что он, Киселев, силою и наказаниями заставил крестьянскую девку Дарью Ларионову дать ложное показание о бывшем будто-бы блудодеянии ея с вышеуказанным попом; дело началось 4 апреля 1722 г., но не решено; б) по обвинению подъяком Андреем Петровым секретаря Киселева в том, что он, Киселев, силою и наказаниями заставил солдатку Евдокию Маркову дать ложное показание о бывшем будто-бы блудодеянии ея с вышеуказанным подъяком; дело началось 9 июля 1723 г., с Киселева взять был штраф 66 р. 99 к. и сам он лишен чина и от дел отрешен, но в 1725 г., по милосердому Ея Величества указу, вновь определен к делам до указу; в) по доношению боярскаго сына Александра Оборина с обвинением Киселева в презрении Высочайших указов; г) по обвинению подъячим Андреем Михайловым брата его, Киселева, в воровстве; д) по доношению певчаго Петра Троицкаго, об укрывательстве Киселевым соборнаго диакона, бравшаго со ставленников взятки; е) о произвольном расходовании Киселевым пошлинных денег, собираемых в архиерейском Приказе. Сам же Киселев виновным себя в означенных делах не признает.
Дальнейшего делопроизводства нет» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
«По доношению управителей Суздальского архиерейского дома об упразднении конторы ставленнических дел и о передаче этих дел в Суздальский архиерейский Духовный Приказ. 5 июля — 10 сентября 1731 г.
Из дела видно, что епископом Суздальским Иоакимом учреждена была Контора ставленнических дел; по перемещении епископа Иоакима в Ростов и до определения в Суздальскую епархию архиерея, все епархиальные дела поручены были управителям архиерейского дома, а в помянутой Конторе не велено было производить дел, кроме дел о благочинии церковном. Не смотря на запретительные указы, Контора продолжала существовать и действовала: судила дьячков, держала их на цепи, перемещала с места на место, назначала новых, управителям архиерейского дома не подчинялась и на запросы о действиях не давала никакого ответа. 25 августа Святейший Синод определил: в Суздальском архиерейском доме Конторе ставленнических дел не быть и членам ея соборному протопопу Ив. Стефанову, ключарю Фил. Яковлеву и диакону Якову Тиханову в те дела не вступать, а быть тем делам в том Суздальском архиерейском Духовном Приказе. Затем, потребовать от вышеуказанных лиц письменный ответ и объяснение их действий после запретительного указа. Наконец, — до назначения архиерея, всех желающих священства и диаконства, по надлежащем освидетельствовании, велел отсылать для посвящения в Москву при доношениях; производить только в те приходы где не будет ни одного священника и диакона.
10 сентября прислан письменный ответ протопопа, ключаря и диакона: «в Конторе ставленническим делам отправление имели того ради, что от его преосвященства оныя дела приказаны нам обще во определенной от его преосвященства Конторе, а какия дела отправлять, о том даны за рукою его преосвященства определенные пункты; да и по переведении в Ростовскую епархию об управлении до указу оных конторных дел словесное от его преосвященства приказание нам было; от управителей многократно требовано от нас письменнаго виду об испражнении Конторы и отрешении дел и они по требованию нашему об уничтожении той Конторы никакого письменнаго виду нам не прислали, о чем мы и доносили Св. Синоду.
Дальнейших сведений в деле не имеется» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
«По жалобе причта Покровской церкви Суздальской епархии, на отрешение их от церкви епископом. 20 октября 1731 г.
Суздальской епархии Юрьева-Польского уезда синодальной Ильинской волости села Афинеева Покровской церкви поп Мефодий Иванов и дети его диакон Тит и льячек Егор Мефодиевы за многие ссоры с крестьянами перемещены в село Адамово к пустой и безприходной церкви, а из села Адамова поп Григорий Васильев назначен в село Афинеево, где и завладел поповым домом и всею причтовою землею; отрешенные же с женами и детьми, 18 человек, не имели ни пристанищ, ни пропитания.
Того-же 20 октября Св. Синод велел отослать их просьбу управителям Суздальской епархии для доклада имеющему быть к ним новому епископу».
«По прошению судии Суздальского архиерейского дома Иосифа Дудина, об отпуске в Суздаль излишних служителей. 16 июня—25 октября 1731 г.
Из прошения видно, что за перемещением епископа Суздальского Иоакима в Ростов, из 23 человек, имевшихся в Москве архиерейских служителей, многих можно было отпустить в Суздаль.
По определению Святейшего Синода и по усмотрению судии архиерейского дома, отпущено в Суздаль 12 человек, a 11 оставлено для хранения архиерейской ризницы и казенных денег.
25 октября Святейший Синод определил: ризницу Суздальского архиерейского дома и казенные деньги по описи поставить для охранения в синодальную ризницу до указу, а всех служителей отпустить в Суздаль» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).

Епископ Суздальский и Юрьевский (24 ноября 1731 — 17 сентября 1735)
22 ноября 1731 года он был наречен Епископом, а 24 ноября посвящён в Епископы Суздальского и Юрьевского в Московском Успенском соборе.
В Суздале Гавриил, видимо, старался приобрести уважение паствы наружным благочестием и смирением. Особенно угодил он суздальцам тем, что на праздники Суздальских святителей Феодора и Иоанна «во чтение Апостола на горнем месте не седяше, но на полу на кафедре, за честь великих святителей». «Помянутии святители, первии суще пастыри и учители и проповедники сего богоспасаемого града, свой престол и доселе наблюдают, мы же, суще их преемники… первоседательство престола их, аки сущим нашим отцем (разумеется, уступаем), да молитвами их сподобимся с ними на небесех вечныя радости получити».
«По доношению Суздальского епископа Гавриила, об отпуске его в Свияжский Богородицкий монастырь за пожитками. 22 декабря 1731 г.
Из доношения видно, что архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Гавриил, в последних числах февраля, приехал в Москву по делам и прожил там до августа, когда перемещен был в Рождественский Владимирский монастырь, а 24 ноября хиротонисан в епископа Суздальского. При нем в Свияжском монастыре святые церкви и священные одежды и другие церковные вещи многие возобновлены и вновь построены, в Москве отлит колокол свыше 200 пудов. Епископ просился в монастырь для «означеннаго в строении росписания» и забрания келейной своей рухляди.
Поездка разрешена и даже с дозволением служения в монастыре, если пожелает» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).
Гавриил, епископ Суздальский, посвятил в село Чистуху диакона Савву Тихонова в 1732 году, сентября 30 дня. На обороте ставленной грамоты этого диакона существует следующая подпись: «Божией милостию Иоаким, архиепископ Ростовский».

Архиепископ Казанский
17 сентября 1735 года Гавриил был переведён в Казань с возведением в сан архиепископа. Но недолго он занимал кафедру погубленного им Сильвестра. В Казани до Гавриила была устроена семинария, и имелась колония учёных малороссиян, вызванных в Казань предшественником Гавриила, Илларионом Рогалевским. Гавриил же «к содержанию семинарии и ученых людей не имел склонности, почему и все до него таким образом заведенное уничтожить велел, хотя бы и великой суммы стоило». Немедленно по приезде он разогнал младшее отделение, отрешив «словесно» учителя инфимы, а в течение одного года достиг того, что из 117 учеников во всей семинарии осталось только 35; отстранил он от семинарии и вызванного для её организации ученого архимандрита Германа Барутовича, настоятеля Спасо-Преображенского монастыря.
Но учёные малороссы во главе с Барутовичем и Зилантовским архимандритом Епифанием Адамацким не сдались Гавриилу без боя; от них полетели и официальные «доношения» в Синод и неофициальные письма к влиятельным синодальным членам — Феофану Прокоповичу и Амвросию Юшкевичу, с жалобами на «нетерпимые гонения и обиды» от архиепископа и с просьбами освободить их из «Египта», устроенного для них в Казани Гавриилом.
В свою очередь Казанский губернатор князь С. Д. Голицын доносил Кабинету о «продерзостях» архиерея по отношению к Казанскому рассаднику наук. Гавриил всячески оправдывался, утверждал, что не имеет средств для содержания «много собранных» учеников за «крайним оскудением» монастырей, поставлявших хлеб для школ, указывал на то, что многие ученики уволены «за тупостью», старался опутать противников «приказными ухищреньями», на которые был великий мастер, состоявший при нём в подьячих его племянник, на Барутовича написал целых 60, по выражению этого архимандрита, «никчемных пунктов».
Но Синод сразу стал на точку зрения, неблагоприятную для Гавриила, и, не щадя самолюбия архиепископа, высказал мнение, что Гавриил «противные Её Величества указам о распущении учеников (ежели то правда) поступки отваживается употреблять не для иного чего, но токмо (как признавательно) из единой некоей на бывшего в той Казанской епархии Преосвященного Иллариона архиепископа злобы и духа ненависти и зависти». Гавриил получал указ за указом, наносившие тяжкие удары его самолюбию и авторитету как епархиального архиерея. Барутович, переведённый в Московский Андроников монастырь, был снова определён к Казанской семинарии и поставлен в непосредственную зависимость от Синода; Адамацкий, отрешённый архиепископом от настоятельства, был немедленно восстановлен Синодом в его правах и назначен ревизором семинарских сумм. В конце концов Гавриил был признан неудобным для Казани и 9 марта 1738 года с явным для него понижением переведён в Великий Устюг.


Гавриил (Русской), архиепископ Великоустюжский. Роспись южной стены Успенского собора в Великом Устюге. 1761–1779 гг. Худож. протоиерей В. А. Аленев

Архиепископ Великоустюжский
Прибыл в Великий Устюг 7 августа 1738 года. На этой захолустной епархии он пробыл 10 лет. Здесь он показал себя «великим любителем благолепия церковного»: он украсил жемчужной ризой образ Одигитрии в соборной церкви, слил колокол в 300 пудов, перестроил тёплую церковь, «для украшения церковного» выхлопотал архимандричью шапку настоятелю Тотемского Спасо-Суморина монастыря. По «некоему таинственному духа возбуждению» он велел снять копию с увезённого в Москву при Иоанне Грозном Устюжского образа Благовещения и 3 июля 1747 года сделал образу «церемониальную» встречу. Во время этой церемонии Гавриил «приклонял до земли святительскую главу свою, теплые от очию изливая слезы», и тем так умилил Устюжских граждан, что они составили «речь в похвалу ему», в которой прославляли архиерея, «толь изящна внешними дарованиями, коль несравненно изящнейша внутренними качествами и добродетелями» (Вологодские Епархиальные Ведомости, 1887 г., № 2 и 3). В память этого Гавриил учредил празднество «по нарочитому» уставу, изложенному им самим.
Для искоренения сильного в крае раскола Гавриил посылал «нарочных», которые безуспешно «с кротостью и смирением от Св. Писания и указов разговаривали» раскольников, «чтобы не жглись». Но более Гавриил рассчитывал на «вспоможение светской команды» и предложил Синоду ряд мер против раскола, сводившихся к тому, чтобы в «зараженные расколом места» определять не только искусных священников, но и «для остережения» отставных офицеров и солдат, которые бы раскольников «по приказаниям поповским брали под арест».
Наученный горьким опытом, Гавриил «за крайнее в Устюге ученых людей неимущество» очень хлопотал о высылке в Устюг учителей, опасаясь, как бы ему «за непредставлением о том от Св. Синода чего не пришлось». Но имевшийся в Устюге учитель Баранович видел от Гавриила «немилость», «неоднократно от него бранен был» и выражал опасение, как бы Преосвященный его «когда не изувечил».
Синод требовал, чтобы Гавриил «вскорости» сыскал учителей, ставя ему в пример его «антецессора» епископа Луку и угрожая, что «такое небрежение сыщется на Его Преосвященстве без всякого упущения». В Устюге при Гаврииле существовала семинария, и число учеников её доходило до 167; но семинария была не полная с высшим отделением пиитики, и ректором был не какой-нибудь учёный киевлянин, а местный протопоп Даниил Протопопов с недалеким образованием, полученным в Новгородской архиерейской школе.

На покое
28 февраля 1748 года Гавриил за болезнью был уволен в Московский Знаменский монастырь, а 12 марта 1751 года переведён «на обещание» в Покровский Донковский монастырь на «порцию против 5 иеромонахов» и с выдачей еще 300 рублей ежегодно из экономических сумм. Но у Гавриила, по-видимому, были значительные средства: в Знаменском монастыре он устроил при своих кельях на св. вратах церковь во имя Апостола Иакова Зеведеева; в Покровском Донковском монастыре он соорудил церковь и перестроил все здания заново, одновременно он стал строить каменную Архангельскую церковь в селе Ярославах; после смерти его оставшиеся деньги в количестве 1646 руб. 48 коп. были выданы на достройку этой последней церкви и на возведение ограды в Покровском монастыре.

Гавриил умер 16 января 1753 года в 2 часа дня. Тело его было перевезено в Рязань и 1 февраля погребено в Рязанском Архангельском соборе.
Суздальская Епархия
Епископы Суздальские и Юрьевские
41. Игнатий (Смола) 3 сентября 1712-1719 гг. 42. Варлаам II (Леницкий) 31 мая 1719-1722 гг.
43. Иоаким 11 октября 1725 - 13 апреля 1731 гг.
44. Гавриил (Русской) 1731-1735 гг.
45. Афанасий II (Кондоиди) 2 февраля 1735 - 10 октября 1737 гг.
Владимирская епархия.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (17.12.2016)
Просмотров: 479 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика