Суздальская епископия учреждена св. Великим Князем Владимиром в 990 году, при водворении им христианской веры в Суздале. По смерти Святителя Феодора, в 993 г., Суздальская епископия была причислена к Ростовской.
В 1214 г. вновь открыта епископская кафедра в Суздале св. Великим Князем Георгием Всеволодовичем.
В 1274 г. закрыта и присоединена к Владимирской.
В 1347 г., по требованию Суздальских князей, вновь восстановлена и существовала до 1789 года. Со времени учреждения суздальской епархии, в ней были сперва епископы, с 1589 г. архиепископы, с 1682 г. митрополиты, с 1712 г. епископы.
Епископ Суздальский.
1. Феодор святой, родом грек; хиротонисан в Царьграде; прибыл в Россию, по требованию св. Великого Князя Владимира, с Митрополитом Михаилом и прочими епископами. Первый пастырь и просветитель Суздальской страны; скончался в 993 г. Нетленные мощи почивают открыто в Суздальском соборе. Память празднуется ему 8 июня, местно.
Епископ Суздальский, Владимирский, Юрьевский и Тарусский.
2. Симон I (Печерский), из игуменов Владимирского Рождественского монастыря. Вел. К. Георгий Всеволодович II, быв в ссоре за престолонаследие с братом своим Константином, Ростовским Князем и потому не желая, дабы церкви его области подлежали Ростовской епископии, восстановил в 1214 г. в древнем городе Суздале епархию, присоединив к ней города: Владимир, Юрьев-Польский и Тарусу, и на сию епархию, по избранию самого Вел. Князя, хиротонисан в том же году во епископа, Киевским Митрополитом Матфеем, оный игумен Симон, обращавший на себя особенное внимание Георгия Всеволодовича своего благочестивой и добродетельной жизнью. Управлял епархией 12 лет, принял схиму, скончался 22 мая 1226 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе.
Епископ Суздальский, Владимирский и Переславль-Залесский.
3. Митрофан I, из игуменов Владимирского Рождественского монастыря; хиротонисан во епископа Киевским Митрополитом Кириллом I в 1227 г. При нем в 1230 г. была окончена роспись Рождественского собора в Суздале. Святитель Митрофан управлял паствой 10 лет скончался 7 февр. 1237 г. страдальческой смертью при нашествии Батыя на Владимир, в зажженном им соборном храме.
После епископа Митрофана, с 1237 по 1250 годы, в Суздальской епархии не было пастыря. Это время было самое бедственное для нашего Отечества, в церковном и гражданском отношении, по причине Батыева нашествия. Осенью 1250 г. в Суздальскую землю впервые приехал митрополит Кирилл III (рукоположенный еще в 1247 г.). С 1250 до 1274 гг. Суздальской епархией управлял, временно проживавший во Владимире, Киевский Митрополит Кирилл III. «Приеха (1250 г.) Митрополит Кирилл на Суждальскую землю». «Сей Митрополит, видя, что Киев совершенно разорен, и правления порядочнаго в нем нет, мало жил в Киеве; а более ходил по разным Российским городам, исполняя должность свою; а более пребывал во Владимире, яко тогда знаменитейшем и столичном Великих Княэей, граде». В истории Р. Иерархии (1, 1) сказано, что Киевские Митрополиты хотя и жили во Владимире, но без перемены своего прежнего названия.
В 1274 г. Суздальская епархия была закрыта и г. Суздаль приписан к Владимирской епархии.
С 1330 (1347) г., по требованию Суздальских Князей, опять восстановлена в Суздале епископия, с присовокуплением к ней Нижнего Новгорода и Городца, взамен городов Владимира и Переславля-Залесского.
Даниил с марта 1330 г. по 1340 г.
Иоанн с 1340 г. по 1347 г. Сей пастырь был сперва простым иноком, неизвестно, впрочем, в какой обители. Сделавшись потом известным благочестивой своей жизнью, Суздальскому Князю Андрею Константиновичу, по просьбе его, хиротонисан во епископа в Царь-граде в 1340 г.
Епископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие.
4. Нафанаил хиротонисан во епископа Киевским Митрополитом Феогностом; поступил на Суздальскую паству 6 августа 1347 г.
5. Даниил, вторично. До 1351 г. Даниил находился под запрещением и лишен епархии, а в этом году разрешен с возвращением на свою паству. «В лето (1351) Феогност Митрополит благословил Данила Владыку епископом на Суздаль, и прият древний свой сан, и служи обедню…» Татищев писал, что сей епископ «желая более сел имети, гневался на Суздальского Князя Александра, но той не даде. Он же начат Бояр его запрещати и в церковь не пущати, и за то отлучи его Митрополит; но по неколицем времени за просьбу Князя благослови его Феогност Митрополит служити паки; и прият паки прежний чин архиерейства». Впрочем, он тогда же отказался от ее управления и жил на покое. Умер в 1362 году.
6. Иоанн святой, вторично поступил на паству в 1352 г. Управлял паствой 11 лет.
7. Алексий Бяконт 1364-1365 гг. Хиротонисан во епископа св. Митрополитом Алексием; поступил на паству в 1364 г. При Алексие в 1365 г. исключены были города принадлежавшие Суздальской епархии: Нижний Новгород и Городец, по воле св. Алексия Митрополита. А в 1365 г. он скончался.
Епископы Суздальские.
8. Иоанн 1365—1366 (3-й раз). В 1366 г. сложив с себя сан епископа, принял схиму и жил в Боголюбовом монастыре до самой кончины, последовавшей в 15 октября 1372 г. Но погребен в Суздальском соборе, где нетленные его мощи почивают открыто в раке. Память его местно празднуется 15 октября. В бытность сего Святителя на пастве, устроены Суздалю монастыри: мужской Спасо-Преображенский и девичий Покровский.
Епископ Суздальский, Нижегородский и Городецкий.
9. Дионисий (святой), с 11 февраля 1374 г. по 1383 г. Основатель и архимандрит Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, хиротонисан во епископа Митрополитом Алексием в 1374 г. в первую неделю вел. поста. В 1382 г. Дионисий, бывши в Константинополе, возведен Цареградским Патриархом Нилом в сам архиепископа, с правом ношения фелони с крестами и стихаря с источниками,- отличия, по тогдашнему времени, принадлежавшие одним митрополитам.
Дионисий в 1382 г. опять возвратил к своей епархии Нижний Новгород и Городец. По смерти же Святителя (1385 г.), эти города снова были отобраны, а взамен их поступили к Суздальской епархии Калуга и Таруса в 1394 г.
Епископы Суздальские, Калужские и Торусские.
10. Евфросин, из Архимандритов Нижегородского Печерского монастыря; хиротонисан в Константинополе Патриархом Нилом в 1385 г. Управлял епархией 21 год. В 1389 г. на Константинопольском соборе признан Киприан Киевский Митрополит, Московским митрополитом всея России. Евфросин, с прочими епископами Греческими и Русскими, сопровождал Митрополита в 1390 г. из Царьграда в Москву.
С 1394 г. Суздальский, Калужский и Тарусский епископ. Скончался 25 марта 1406 г.
По летописи, в 1401 году, упоминается Нафанаил епископ Суздальский. А Митрополит Платон называет его даже Архиепископом; что этот Нафанаил был в числе прочих епископов на соборе в Москве, против Новгородского Архиепископа Иоанна. В Истории Рос. Иерархии о Нафанаиле под сим годом не упоминается.
11. Митрофан II (с 9 сентября 1406 г.). Хиротонисан во епископа Митрополитом Киприаном в 1406 г. Митрофан был в числе прочих епископов при погребении Митрополита Киприана, скончавшегося в 1406 г.
12. Савватий.
13. Григорий I (1427—1431 гг.).
14. Аврамий (1431-1452 гг.). Сей Святитель в числе прочих духовных и светских особ, коих всех было до ста человек, сопровождал в 1437 г. на Флорентийский собор, Исидора Московского Митрополита.
О пребывании Аврамия на сем соборе и о прочем, Симеон Суздальский (см. хождение на Флорентийский собор инока Симеона Суздальца в 1437 г.), тоже бывший там с Аврамием, рассказывает следующее: «когда Исидор явно обнаружил свою измену православному учению об исхождении св. Духа и о прочем, и уже составлен был акт для подписи: Аврамий сильно противился сему и, если утвердил оный своею подписью, то непроизвольно, а вынужденно. Посла Папа, Бискупа своего Христофора к епископу Суждальскому (Аврамию), дабы и он подписал; ему же не хотяшу сего сотворити, Митрополит Исидор ят его и заключи в темницу, и сидел неделю, и той подписал нуждею. Видевшу же мне (здесь Симеон говорит о самом себе) такую прелесть, и Митрополиту многажды глаголах вопреки; он же мене укоряше, и на едине многажды томяше мя; мне же укрепльшуся, и не послушал его ни в чем; но идох ко св. Марку Митрополиту Ефесскому (еще убо ему за стражи седящу) и поклонися ему, и вся сказа, яже о мне; он же благослови мя, и оттоле ни какова зла не приях».
В 1449 г. Аврамий был, в числе прочих епископов, на поставление в Митрополиты Ионы, епископа Рязанского.
15. Филипп (1452 - 11 ноября 1464 г.). Хиротонисан во епископа Митрополитом Ионою в 1452 году. В 1461 г. был при поставлении в Митрополиты Феодосия (Бывальцева) Архиепископа Рязанского; а в 1464 г., по соизволению Государя Вел. Князя Иоанна Васильевича III, и с согласия всех епископов и прочих духовных сановников, сам Филипп избран был в митрополиты на место Феодосия.
16. Евфимий (1468—1483 гг.). Сперва был епископом Брянским и Черниговским; но в 1465 г., по причине насилия и притеснений от литовцев, принужден был оставить свою паству и пришел в Москву. В 1468 г. Филипп Митрополит дал ему в управление Суздальскую епархию, и он епископствовал здесь 14 лет. «1465 г. прибежа на Москву Ефимей епископ Брянский и Черниговский, покиня свою епископью, и даша ему Суждаль, Колугу и Торусу». Скончался в 1483 г. В Истории Рос. Иерархии (1, 178), между Ефимием и Нифонтом, поставлен Феодор святый, переведенный из Брянска в Суздаль, в 1473 году. Но в это время, в Суздале епископом был Евфимий, тоже правивший Брянской и Черниговской епископией, и потом пребывавший в Суздальской епархии от 1465 до 1483 гг. Следовательно Феодору тут места не было. В Исторических же Актах (Ч. 1, 139 — 40), под 1485 г., помещена даже отреченная грамота этого Cyздальского епископа Феодора. В этой грамоте Феодор говорит, что хотя он и получил, по благословении Митрополита Геронтия с прочими Архиепископы и епископы, паству, но, что он править ею не может ради своея немощи; и потому, оставляя свою епископью и степень своего святительства Суждальского и Тарусского желает быть в монастыре простым монахом в пребывать в иноческом житьи, в покорении и во всем повиновении до последнего издыхания. Основываясь на этом акте, думать надобно, что Феодор епископ находился в Суздале не долго и что, в таком случае Нифонт произведет, во епископа не в 1484 г., а в 1485 году, когда Феодор, ради своей немощи, отказался от Суздальской епархии.
17. Нифонт (9 декабря 1484 - 8 марта 1508 гг.). Из Архимандритов Симонова монастыря; хиротонисан во епископа Митрополитом Геронтием 9 декабря 1484 г. В 1490 г. Нифонт был, в числе прочих епископов, в Москве на Соборе при суждении жидовской ереси; в 1496 г. — при избрании в Митрополиты на место Зосимы, Свято-Троицкого Сергиева монастыря, игумена Симеона; в 1499 г. — при венчании на царство Дмитрия, внука Царя Вел. Князя Иоанна Васильевича. Скончался в Москве 8 марта 1508 г., а погребен в Суздале.
18. Симон (Стремоухов-Безбородый) (21 августа 1509 - 21 ноября 1515 гг.). Из Архимандритов Андрониева монастыря; хиротонисан Митрополитом Симеоном 21 августа 1509 года. Управлял паствой 6 лет. При Симоне епископе, 4 июля 1509 г. обретены нетленные мощи препод. Евфимия Архимандрита строителя и первого настоятеля Суздальского Спасского монастыря. В 1511 г. Симон был с прочими епископами, при поставлении Варлаама, Архимандрита, Симонова монастыря, в Митрополиты. Скончался 12 ноября 1515 г. и погребен в Суздальском соборе между столбами на правой стороне со входа. Скончался 12 ноября 1515 г. и погребен в Суздальском соборе между столбами на правой стороне со входа.
19. Геннадий I (Богоявленский) (10 февраля 1517 - 23 марта 1531 гг.). Из Архимандритов Владимирскогo Рождественского монастыря; хиротонисан во епископа Митрополитом Варлаамом 10 февраля 1517 г. Управлял паствой 14 лет. Скончался 23 марта 1531 г. в Москве, но погребен в Суздале.
20. Ферапонт (9 марта 1539 - 25 февраля 1543 гг.). Из игуменов Ферапонтова монастыря; хиротонисан во епископа Митрополитом Даниилом в 1533 году. Управлял епархией 10 лет. Этот святитель был в числе прочих Пастырей при поставлении 19 марта 1542 г. в Митрополиты Макариа. Умер в 1543 года и погребен в Суздале.
21. Иона Собина (21 февраля 1544—1548 гг.). Из Архимандритов Чудова монастыря; хиротонисан во епископа Митрополитом Макарием, 21 февраля 1544 г. Иона, с прочими Пастырями, был на Соборе в Москве, бывшем при Митрополите Макарие, 26 февраля 1547 г., по случаю установления служб и празднеств новопрославленным Русским святым, угодникам Божиим. Скончался в 1548 году.
22. Трифон Ступишин (10 марта 1549—1551 гг.). Из Архимандритов Симонова монастыря; хиротонисан во епископа Митрополитом Макарием 10 марта 1546 г. Управлял епархией 14 лет. В 1563 г. переведен во вновь открывшуюся тогда Полоцкую епархию, Архиепископом «Сей святитель, замечает Карамзин, постриженник св. Иосифа Волоцкаго, муж добродетельный, на ветхий и недужный, в угодность Царю (Иоанну Васильевичу Грозному), принял сан Полоцкого Архипастыря». Трифон, в числе прочих Пастырей, был приглашен в Москву, на Стоглавый Собор 1551 года.
23. Афанасий I (18 июня 1551 - 11 августа 1564 гг., 1566 г.). Из игуменов Кирилло-Белозерского монастыря; поступил на Суздальскую епархию в 1564 г. В 1565 г. был с прочими Пастырями при избрании в Митрополиты Афанасия. В 1566 г. переведен в Полоцк Архиепископом.
24. Елеверий (1566 г.). Поступил на Суздальскую епархию в 1566 г., в том же году и скончался.
25. Пафнутий (1567 - 26 ноября/5 декабря 1570 гг.). Пафнутий сопутствовал до Новгорода Царю Иоанну Васильевичу Грозному, в походе против Литвы. В 1568 г., по повелению Царя, был с прочими светскими чиновниками на Соловках для произведения следствия над Митрополитом Филиппом, бывшем настоятеле Соловецкого монастыря. Муравьев говорит, что по делу Святителя Филиппа, Пафнутий скоро получил мзду: заточение было ему наградой.
Савватий (1570—1571 гг.) в/у
Григорий II, блаженный (1571 г.)
26. Варлаам I (1571—1583 гг.). Из игуменов Стефанова Махрищского монастыря; хиротонисан во епископа в 1571 году. Он «бе муж ревностнейший и рачительнейший в устройстве церковнаго благочиния». Возглавляя Суздальскую кафедру, святитель много потрудился для прославления преподобной Евфросинии, княжны Суздальской, житие которой ему посчастливилось найти в книгохранилище Махрищского монастыря. Слава о преподобной княжне распространилась далеко за пределы древнего града, когда святитель представил все собранные материалы на суд Московского митрополита. Святая Евфросиния была канонизирована в 1698 году, при патриархе Адриане, с почитанием ее памяти 25 сентября в день блаженной кончины преподобной. В 1583 г. святитель вернулся на покой в Махрищский монастырь, где и провел последние годы до дня своей праведной кончины 21 августа 1585 года.
Архиепископы Суздальские и Тарусские.
27. Иов (1586—24 июня 1594 гг.). Из Архимандритов Суздальского Спасского монастыря; хиротонисан во епископа в 1586 г., а в 1589 г. возведен в архиепископы. В 1589 г. учреждено в Москве Патриаршество; по случаю сего учреждения в тоже время открыты были в России четыре митрополии и шесть архиепископий, в числе коих Суздальская епархия, сделана архиепископией. Этот Святитель был в числе прочих Пастырей, при избрании в Патриарха, Иова Митрополита. Управлял паствой 7 лет. Скончался 24 июня 1595 г. и погребен в Суздальском Спасском монастыре, под алтарем церкви во имя препод. Евфимия Архимандрита.
28. Галактион (1594 - 2 июля 1609 гг.). Епископская хитротония состоялась летом 1594 года. При этом Святителе, Димитрий самозванец овладел Москвой в 1605 году. В 1608 г. при втором самозванце, Тушинском воре, Литовцы занявши город Суздаль, принуждали Галактиона, дабы он признал Лжедимитрия за царя и разослал грамоты по своей пастве с повелением молиться за самозванца. Святитель не согласился; его взяли и отправили в заточение (куда именно, неизвестно), где он и скончался. Арсений Архиепископ, приемник Галактиона, перенес тело его в Суздаль и похоронил и соборной церкви у левого первого столба сзади.
29. Герасим (1612-1615 гг.). Умер 20 февраля 1615 г., находясь по делам в Москве. Тело его было погребено в Москве в Чудове монастыре, но по прошению его преемника архиепископа Арсения «пренесены быша мощи его из Москвы в Суздаль и положены в соборной церкви у левого первого столпа по левую сторону».
30. Святитель Арсений Элассонский-Суздальский (1615 - 29 апреля 1625).
31. Иосиф I (Курцевич) (август 1626 - 22 марта 1634). Епископ Владимирский и Брестский (1621—1625). Поступил на Суздальскую епархию 1626 г. 21 марта 1634 г. низведен с святительского престола и отослан в монастырь Казанской епархии; там он умер и погребен.
32. Архиепископ Серапион (5 октября 1634 - 25 февраля 1653). Из игуменов Ярославского Толгского монастыря; хиротонисан во епископа Патриархом 5 октября 1634 г.; управлял епархией 19 лет; умер в 1653 г. и погребен в соборной церкви, возле первого левого столба спереди от алтаря.
33. Св. Архиепископ Софроний Суздальский (29 января 1654 - 13 сентября 1654). 29 января 1654 г. хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского с возведением в сан архиепископа. В 1654 году, находясь в Москве, 13 сентября умер от моровой язвы, бывшей тогда по всей России, погребен на своем архиерейском подворье. По истечении 80 лет, в 1716 г. при Игнатие Суздальском епископе, гроб Софрония перенесен в Суздаль и поставлен соборной церкви, с левой стороны во впадине.
34. Иосиф II (1655 - апрель 1656). Поступил на Суздальскую епархию в 1655 году, а в следующем 1656 в апреле скончался.
35. Филарет (10 августа 1656—1658). Поступил на Суздальскую епархию в 1657 году, и через год переведен в Смоленск.
36. Стефан (2 мая 1658—1661, 1666-1668). Поступил на Суздальскую епархию в 1658 г. В 1660 г. подан был на него навет Царю Алексею Михайловичу, Суздальской соборной церкви о. священника Никиты Добрынина (Пустосвята). Царь повелел рассмотреть это дело освященному собору, совместно с Боярином Салтыковым, да с Думным Дьяком Алмазом Ивановым; и оно кончилось тем, что Стефану повелено было, согласно с волей самого Царя, жить в Москве при Архангельском соборе и там совершать поминовение по умерших Царях и Великих Князьях. В 1661 г. Стефам оставил эту обязанность самовольно. За эту ослушность его и непокорство, он сослан был в Борисоглебский монастырь (Ростовского уезда), с запрещением священнодействия. Находясь в болезненном положении и не чая быть в живых, Стефан просил у Царя Алексия Михайловича прощения в своем поступке. В 1866 г. последовало прощение, и он опять возвращен на Суздальскую епархию, которой и управлял до самой своей кончины, последовавшей в 1679 году.
Архиепископы Суздальские и Юрьевские.
В 1668 г. города: Таруса, Калуга, Смоленск, малый Ярославец и др., поступили в заведование Московского Патриарха; а из патриаршей области, взамен этих городов, отделен для Суздальской епархии, Юрьев-Польский с 72 церквами. Вследствие чего, Суздальские Архиепископы стали именоваться Суздальскими и Юрьевскими.
Стефан 1668-1679 гг.
37. Маркелл 1680-1681 гг. В 1681 переведен во Псков Митрополитом.
38. Павел (Моравский) 6 сентября 1681 года переведен в епархию Суздальскую и Юрьевскую с сохранением сана архиепископа. В ноябре 1681 года возведен в сан митрополита Рязанского и Муромского.
Митрополиты Суздальские и Юрьевские.
39. Иларион Суздальский 1682-1705 гг. Основатель и первый настоятель Флорищевой пустыни; хиротонисан во епископа граду Суздалю, Патриархом Иоакимом, 11 декабря 1682 г., и того же года 25 марта, по царской грамоте возведен в Митрополиты «ради древняго», как сказано в грамоте, «Великаго Княжения Суждальскаго». Управлял епархией 26 лет с неутомимой деятельностью и примерным благоразумием.
40. Ефрем (Янкович) 1708-18 марта 1712 гг. Из Сербских Митрополитов; поступил на Суздальскую епархию в 1708 году; скончался 18 марта 1712 г. и погребен в соборной церкви с левой стороны близ гроба Илариона Митрополита.
Епископы Суздальские и Юрьевские
41. Игнатий (Смола) 3 сентября 1712-1719 гг. Из Архимандритов Московского Богоявленского монастыря; хиротонисан во епископа 3 сентября 1712 г.; правил Суздальской епархией около 7 лет; в 1719 г. переведен в Крутицкую епархию Митрополитом.
42. Варлаам II (Леницкий) 31 мая 1719-1722 гг. Из игуменов Киевского Михайловского монастыря; хиротонисан во епископа 31 мая 1719 г. В 1722 г. Варлаам лишен Святейшим синодом епископского сана «за непорядки в епархии» и пьянство. 18 июня 1723 г. переведен в Коломну.
В конце 1723 года в Суздальском архиерейском доме была учреждена Суздальская Духовная Семинария, существовавшая по 1726 год.
43. Иоаким 11 октября 1725 - 13 апреля 1731 гг. Суздальский уроженец; в Суздале был священником при церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, известной более под именем Варварской, по придельному храму во имя св. Великомученицы Варвары. Овдовевший, Иоаким принял иночество. 11 октября 1725 г. из Новгородских Викариев, поступил на Суздальскую паству. 16 марта 1726 года его перевели в Вологодскую епархию, а 22 апреля 1726 года вернули назад в Суздальскую епархию.
13 апреля 1731 г. переведен в Ростов Архиепископом.
44. Гавриил (Русской) 1731-1735 гг. Из Архимандритов Владимирского Рождественского монастыря; хиротонисан во епископа и на Суздальскую епархию 23 ноября 1731 г.; в 1735 г. переведен в Казань Архиепископом.
45. Афанасий II (Кондоиди) 2 февраля 1735 - 10 октября 1737 гг. Из Греков; поступил на Суздальскую епархию из Вологды 2 февраля 1735 г.
В 1736 году по распоряжению Афанасия – епископа Суздальского – духовная семинария снова была открыта в составе 40 учеников. В конце 1737 года пришлось вторично нарушить занятия и отпустить учеников в дома их родителей.
Скончался 10 октября 1737 г. и погребен в соборной церкви с левой стороны. Вениамин (Фальковский) нареченный 1737-1739 гг.
46. Симон II (Тихомиров) 1739-15 декабря 1747 гг. Уроженец Тамбовской губернии Темниковского уезда, первоначально служил во флоте еромонахом, пптом в 1734 г. сделан Архимандритом Переславского Горицкого монастыря и в том же году переведен настоятелем в Саввин Сторожевский монастырь Московской епархии. В 1739 г. хиротонисан во епископа на Суздальскую епархию и определен Членом Св. Синода; управлял епархией 8 лет.
Синодальным указом от 24 марта 1740 года велено было Симону – епископу Суздальскому – позаботиться об открытии вновь в своей епархии семинарии. В 1744 г. за неимением в Суздале учителя, семинария еще раз упразднилась.
Скончался 15 декабря 1747 г. и погребен в соборной церкви с левой стороны, против гроба Илариона Митрополита.
47. Порфирий (Крайский) 5 апреля 1748-1755 гг. Из Архимандритов Донского монастыря; хиротонисан во епископа 5 апреля 1748 г.; управлял епархией 7 лет и 5 месяцев. В 1750 г. во Владимире была учpеждена Владимиpская духовная семинаpия. В 1753 г. была учреждена Переславская Духовная Семинария (г. Переславль-Залесский). В 1755 году епископом Суздальским Порфирием Крайским произведен был новый набор учеников, «дабы возстановить оное упавшее совсем училище». В 1755 г. Порфирий переведен в Коломну.
48. Сильвестр (Гловатский) 10 октября 1755 – 20 мая 1760 гг. Поступил на Суздальскую епархию из Сибирской, или Тобольской епархии 10 октября 1755 г.; 20 мая 1760 г. скончался и погребен в соборе.
49. Геннадий II Суздальский (Драницын) 13 декабря 1760 - 12 апреля 1775 гг. Уроженец Владимирской губернии, Ковровского уезда, Дворцового села Всегодич; из причетнических детей; в мире — был Григорий; хиротонисан во епископа на Суздальскую епархию, из Архимандритов Волоколамского Иосафова монастыря, 13 декабря 1760 г.; управлял епархией около 15 лет; скончался в Москве 12 апреля 1775 г., но погребен в Суздальской соборной церкви 22 апреля того же года.
50. Тихон (Якубовский) 19 мая 1775 - 4 апреля 1786 гг. Поступил из Воронежа в Суздаль 19 мая 1775 г.; управлял епархией около 11 лет; скончался 4 апреля 1786 г. и погребен в соборной церкви.
В 1788 г. при епископе Владимирском и Яропольском Викторе (Онисимов) Суздальская и Переславская епархии были присоединены к Владимирской.
Высочайшим указом от 6 мая 1788 года велено было Владимирскому епископу именоваться Суздальским и Владимирским, иметь пребывание в Суздале и ведать, как епархию, всю Владимирскую губернию.
В июле 1788 г. епископ Владимирский Виктор вместе с архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Герасием, протоиереем кафедрального Богородице-Рождественского собора Алексеем Смирновым, ключарем иереем Маковым Протопоповым и протоиереем Суздальского Ризоположенского монастыря Василием Русовым составили опись имущества Суздальского архиерейского дома - всего, что осталось от владыки Тихона (Якубовский). Эта опись фиксирует до мельчайших деталей утварь суздальских владык, характеризуя их жизнь на бытовом уровне. Особенно любопытно упоминание о парадных портретах суздальских архиереев XVIII столетия, которые сегодня, к сожалению, утрачены. И, похоже, безвозвратно. Данная опись вполне заслуживает того, чтобы быть приведенной целиком.
«Опись, учиненная духовной преосвященного Виктора епископа Суздальского и Владимирского консистории присудствующими и секретарем, по силе присланного из Святейшего Синода к Его Преосвященству минувшего июля от 17-го дня 1788 года указа и резолюции Его Преосвященства, находящемуся в Суздальском архиерейском доме казенному имуществу, то есть экипажу, лошадям, мебелям, столовому прибору, поваренной и другой посуде и прочим к домашнему употреблению и украшению относящимся вещам октября дня 1788 года.
А имянно:
В большой крестовой палате святых образов: 1) Образ Спасителя седащего на престоле, без окладу. 2) Два образа апостольские, такие же.
По правую сторону два портрета преосвященных митрополита Илариона и Сильвестра. По левую сторону два ж портрета преосвященных же епископов Афанасия и Симона, да под каждым портретом по одной ландкарте.
Над входными дверями в крестовую [палату] портрет Государя Императора Петра великого.
В кельях, в 1-й столовой портреты: 1) Преосвященного Геннадия епископа. 2) Папы римского. Во 2 прихожей святых образов: 1) Спасителев, 2) Покрова Пресвятыя Богородицы, 3) апостолов, 4) Иоанна предтечи гладкие все на досках.
В 3 решетчатой портреты: 1) Государя Императора Петра великого. 2) Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны. Зеркало в рамах черных. Шесть картин, написанных на холсте, из коих три по надписи значатся: 1-я век златый, 2-я век серебряный, 3-я век железный.
В 4-й келье, называемой средней, пять картин. 1) Праотца Авраама. 2) Портрет Императора Петра третьего. 3-4) Два портрета Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны. 5) Государя цесаревича и великого князя Павла Петровича.
В спальне образ распятия Господня с предстоящими на голгофе.
В 6-й наугольной Образ Василия Великого, на нем два венца и оклад серебряные. Два портрета Государынь Императриц 1-й Екатерины Алексеевны, 2-й Елизаветы Петровны. Две картины космографии.
В келейничных верхних кельях наугольных: портрет Государыни Императрицы Анны Иоанновны. Одно зеркало в круглых рамах золоченых небольшое.
В передней келье образ: 1-й Александра Свирского, венец и оклад на полях медные. 2-й Саввы Сербского, Тихона Амафутского, на них венцы и оклад медные.
Посуды серебряной: поднос, в нем весу 2 фунта 2 золотника, другой в нем 1 фунт 33 золотника. Двенадцать чарок водочных позолоченных, в них весу 67 золотников. Двенадцать же чарок, в том числе 6 позолоченных, весу 79 золотников. Две ложки разливные 1 фунт 2 золотника. 36 ложек, из них одна изломленная, весу в них 4 фунта 33 золотника. Печать митрополии Суздальской. Печать двойная, что ставленные грамоты печатаются, вырезана на имя преосвященного Сильвестра, митрополита Суздальского. Ложек яишных 6, весу в них 20 золотников. Чайный прибор, то есть: доска гладкая на ножках, весу 3 фунта 23 золотника. Чайник грановитой с крышкою, рукоятка деревянная, в нем весу и с деревом 80 золотников. Кофейник грановитой с крышкою, рукоятка деревянная, весу в нем и с деревом 78 золотников. Чашка полоскательная грановитая с подденком, весу в ней 32 золотника. Сахарница с крышкою, весу 39 золотников. Солонок на ножках три, в том числе одна с крышкою, весу в них 40 золотников. Ножей с вилками, у коих черенья обложены по эмали шумишным серебром дюжина в футляре. В другом футляре таковых же шесть ножей. Ножей с вилками таковых же конфектных 8 пар и 2 вилки. Две ложки столовые круглые. Сахарница из судка, в ней весу 64 золотника.
Посуды медной: котел большой, что мед варят. Восемь котлов поваренных больших, средних и малых, в том числе 2 больших ветхи. Три котелка малых турецких, из коих два с крышками. Передача для перемывания хрустальной посуды. Два куба винных с крышками, в том числе один в полведра, а другой в четверть, у полуведерного рыльцо посломилось. Два ж куба винных с крышками, в том числе один в пять ведер, другой в ведро. Два века, в том числе одно большое, а другое малое. Кастрюль больших и малых 30, для хлебенного 15 форм. Четыре лохани красной меди, одна ветха. Кувшинов медных красной меди больших и малых с крышками пять. Кувшин большой в ведро, винной для поверки. Два кувшина с крышками полуженные. Пять четвертин разных мер, одна в ведро, две по полуведру, две ж по четверти. Один черпак. Четыре сковородки, в том числе две с крышками для делания восковых свеч. Два чумича, третья решетка, у них стебли железные. Одна ложка. Пять яндов. Чайников черных больших и малых четыре.
Два чайника красной меди с канфорками, коровойников с рукоятками лощатых два, под ними поддонки железные. Доска для чайного прибору. Подсвешников высоких больших три. Малых свертныхтри же. Зеленой меди кофейников два. Чайник с канфором один. Подсвешников четвероугольных два ж. Конфор с лицами. Лампада рушная одна. Семь тазов банных. Игодь медная с пестиком медным. Чернильница с умбраколом посеребренная. Вешелка одна. Вески.
Оловянной посуды: блюд больших, средних и малых 123. Тарелок глубоких и плоских 120. Кружек больших две. Оловенников с крышками пять. Чайников с деревянными ручками два. Мис круглых с крышками разных рук 13. Кунганов с крышками на ножках 6. Лотков соусных продолговатых 15. Лотков же с ручками и с кровлями 6. Одна солоница с кровлею из судков. Солониц же с кровлями двойных три. Стаканов больших два. Кувшинов уксусных четыре. Два рукомойника. Рукомой с лоханью дорожной.
Каменной посуды, блюд разного калибру 36. Три передачи с кровлями. Тарелок глубоких и плоских 12 дюжин. Тарелок конфектных 20, пять чаш больших. Четыре солонки. Шесть чашек, что огурцы подают. Судок столовой с птицею. Две чашки лимонных. Две чашки малых продолговатых с кровлями. Две баночки с ручками и с кровлями. Четыре лоточка для горчицы. Чашек полоскательных три. Кружка без кровли. Кувшинец круглый. Судочик граненой и с кровлею. Блюдечко канфектное окрайки решетчатые. Чашка решетчатая без кровли. Чашка решетчатая большая с кровлей решетчатою. Четыре ложки яичных.
Посуды фарфоровой: Чашек чайных разного калиберу восемь пар. Да чашка с блюдцем вокруг позолочена. Чайников два. Кофейник один. Молошник один же. Чашек сливных две. Блюдичек кафектных цветных три.
Скатертей: 1-я длины 10 аршин, ширины 2 аршина 2 вершка. 2-я фабричная с разводами мерою в длину 6 аршин без дву вершков, ширины 2 аршина 10 вершков. 3-я фабричная ж в длину 4 аршина три четверти, в ширину 2 аршина 10 вершков. 4-я фабричная с разводами в длину 3 аршина, в ширину 2 аршина 2 вершка. 5-я из салфетошного холста в длину 4 аршина с половиною, в ширину аршин 10 вершков. 6- из салфетошного холста в длину 3 аршина с четвертью, в ширину аршин с половиною. 7-я из салфетошного холста длины 5 аршин с половиною, ширины 3 аршина с половиною. 8-я 5 аршин без двух вершков длины и ширины 3 аршина. 9-я новая в длину осми аршин без двух вершков, в ширину трех аршин.
Салфеток разных сортов 44. Салфеток гарусных зеленых четыре. Красных две. Ковер персидской цветной в крестовой палате на столе большой. Два стола красного дерева. Комод красного дерева с личинами медными. Четыре зеркала. Стол каменной аспидный. Столик малинкой позолоченный приделанной к стене на одной ноге. Три подноса красного дерева, один большой, а другой средней, третий малый. Кресла одни, при тех креслах 12 стульев выкрашены зелю краскою и позолочены местами, в них подушки триповые. Кресла одни, при тех креслах 12 стульев были посеребрены местами, а ныне полиняло серебро, в них подушки триповые голубые. Часы стенные с курантами ветхие. Часы столовые медные ветхие. Двои кресла дубовые, при коих 12 стульев решетчетые в них подушки кожаные. Кресла обиты сукном зеленым. Кресла шитые гарусом голубым и красным. Две канопей обиты кожею. Кровать деревянная, а местами на винтах железных.
Кузнечного инструменту: две наковальни, одна большая по примеру пуд в восемь и более. Другая малая пуда в два с половиною. Мехи старые, при них одноручные коромыслы. Три молота больших. Три молота ручных. Молот, что лошадей подковывают. Ножницы большие для обрезования листового железа. Двои тиски слесарные. Четыре штуки гвоздильные. Два пробойника. Пятеры клещи. Пил разных слесарных небольших три. Два вертлуга для слесарной работы. Весы железные два коромысла. Доски деревянные на веревках. Гирь железных весовых: дву пудовых четыре. Пудовых восемь. Полупудовых две. Десяти фунтовых шесть. Пяти фунтовых три. Трех фунтовых одна. Дву фунтовых две. Фунтовая одна. Полуфунтовая одна.
Столярного инструменту. Пила ручковатая одна. Три пилы лучковые длиною: одна в аршин пять вершков, другие в аршин третья в 11 вершков. Стругов три пары с половиною. Три долота токарных. Шпунтобел один. Двоеручный струг один. Пара полуштапиков большой да малый. Пара зынцублев равные. Пара галтелей большая да малая. Пара штапнов большой да малой. Гальтель большой один. Дорожник один. Пара стамесок. Пара долот долбежных. Долото косое. Черта разводная. Три молотка. Четыре долота разных рук. Скобель круглая бандарная малая. Фуганок один. Топоров четыре. Точило на крюке железном. Насека одна.
Кареты: 1-я двуместная старинного манеру на летнем и зимнем ходах, внутри обито трипом чешуйчетым и отласом зеленым, которой уже ветх, две подушки с одну сторону и намет на козлах того же трипу.
2-я одноместная старинного же манеру ветхая на летнем и зимнем ходу, в коей обито трипом зеленым травчетым, вкруг той кареты завеска на проволоке тафтяная зеленая, подушка с одну сторону того ж трипу с бахромою.
Шесть шор строченые белью, к ним шесть мундштуков таковые ж с набором медным мелким. Три седла немецких, в том числе одно исправное, а два ветхи. Шесть хомутов, при них крышки яловочные строченые. Шесть узд ременных. Палатка каламенковая белая, под ней подбой каменок синей травчетой фабрики Затрапезного, пол не имеется. Палатка зеленая с полами, подкладка набойчатая пестрая. Палатка поваренная две полы по пяти полотнищ мерою кругом по четырнадцати аршин в поле, верху не имеется».
В царствование Павла 23 апреля 1798 года последовал на имя преосвященного Виктора новый указ Св. Синода, в котором говорилось: «Как в показанном Владимирском Рождественском монастыре по 1788 год имели всегда свое пребывание Владимирские преосвященные архиереи, с того же года, хотя он для пребывания тамошних генерал-губернаторов и был отдан, но ныне по Высочайшему Его Императорского Величества указу возвращен по-прежнему в непосредственное ведение Св. Синода, Владимирские же граждане поданным чрез градского своего голову Петровского прошением изъяснили желание о переведении вашего преосвященства из города Суздаля в тот Рождественский монастырь или об учреждении во Владимире, яко в губернском городе, епархии вновь, каковое их прошение найдя Св. Синод основательным, рассудил, что приличнее самим Вам иметь во Владимире пребывание, нежели переводить туда Цареконстантиновский монастырь, и для того предписать вашему преосвященству, чтобы Вы отправились немедленно из Суздаля во Владимир со всеми принадлежащими к архиерейскому дому и собору служителям, консисториею и семинариею для пребывания в показанном Рождественском монастырь»… 21 июля 1798 года епископ Виктор переехал из Суздаля во Владимир.
Суздальское викариатство
Павел (Борисовский) с 23 апреля 1916, 12 июня 1918 - 13 мая 1921 г.
Василий (Зуммер) с декабря 1921 по 24 декабря 1923 г.
«25 июня Покровский монастырь, Суз. уез., праздновал. По этому поводу устраивался крестный ход, после которого у игуменьи монастыря происходил пир с приглашением епископа и его ближайших адъютантов. Поплотнее заложив епископ Василий со звоном на колокольне выехал от „матушек". Пир закончился приглашением на него члена УИК Корнева, по-видимому близко сдружившегося с „батюшками" и „матушками". По-видимому метит на поместный собор, а оттуда прямо в иерархи! Поживем—увидим» («Призыв», 18 июля 1922).
В 1923 году сослан в город Ходжент. Умер в городе Ура-Тюбе 24 февраля 1932 года.