Епископ Владимирский и Суздальский Виктор (Онисимов)
Епископ Суздальский и Владимирский Виктор (Онисимов)
Родом он был из Новгородской епархии. По одной версии родился в Новгороде, сын священника Новгородской Петропавловской церкви, что в Панской улице, Онисима Афанасьева. Возможно, Преосвященный являлся сыном Онисима Емельянова (р. 1705), дьячка Николаевского Полижского погоста выставки Перетенки церкви Архистратига Михаила. Дед епископа служил там же и тоже дьячком. Поступил в Новгородскую Семинарию в 1741 году. По окончании курса наук будущий епископ был пострижен в монашество 11-го апреля 1758-го года, рукоположен в сан иеромонаха. Потом был учителем низших классов Семинарии. Будучи учителем поэзии, он определен экзаменатором при викарии Новгородском и вскоре отправлен в Испанию, при миссии. По возвращении, в 1766-м году, 20-го сентября, возведен в сан архимандрита Николо-Вяжищского монастыря. 12 августа 1769 г. о. Виктор был вызван для священнослужения в Петербург на чреду, в числе «архимандритов, кои бы достойны быть могли кандидатами на архиерейство». При этом к 150-рублевому годовому окладу по сану архимандрита Синодом предложено добавить «особливую сумму» «на дорожный проезд и на здешнее [петербургское] содержание». К осени 1770 г. архимандрита Виктора перевели в первоклассный Иверский Святоозерский монастырь близ города Валдая на Святом острове Валдайского озера, основанный Патриархом Никоном около 1653 г 27 октября 1770 г. он просил Св. Синод о разрешений рукоположить монаха Иверского монастыря Тимона в иеромонаха, указывая, что, поступив в должность архимандрита, нашел «в монастыре иеромонахов четыре, из коих ныне за старостию, дряхлостию и слепотою, с великою нуждою священнослужения отправляют». Прошение о. Виктора было уважено, и Тимон 17 октября 1770 г. был посвящен в иеромонаха архиепископом Псковским Иннокентием. 8 мая 1775 г. о. Виктор был назначен настоятелем в Юрьевский Новгородский монастырь — один из древнейших и чтимых монастырей Северо-Заподной Руси, первенствующую обитель Новгородской епархии. В этом монастыре долго сохранялся старинный колокол, надпись на котором гласила: «1777 года вылит сей колокол в Юрьев монастырь при преосвященном Гаврииле Великоновградском и С. Петербургском архиепископе и при архимандрите Викторе». От времени настоятельства архимандрита Виктора в Юрьеве монастыре известно его письмо святителю Тихону Задонскому, с которым, по-видимому, о. Виктор был давно и хорошо знаком: «Пречестный Владыко, милостивый мой отец и благодетель! Ежели чувствительному к благодеяниям сердцу внушает естество свидетельствовать при благопристойном случае свое усердие, то конечно бы я остался пред Вашим Преосвященством неблагодарным, если бы ныне при златом случае не засвидетельствовал моего Вам почтения. Ибо знаки Вашего о мне благоволения, милостивейшими благодеяниями изъявляемыя, твердо уверяют меня еще отеческим наставлением в учении одолженаго в сердце Вашем милостиво ко мне расположенном. Не находя довольных в себе сил к засвидетельствованию достойной моей к Вашему Преосвященству благодарности за оказываемыя мне снисхождения, плачу хоть поздним, но усердним сим исполнением, которое всегда сопряжено будет с моею сыновнею к Вам преданностью. Приимите, Преосвященнейший Владыко, милостивейше то, что уже я давно обязан был исполнить с должнейшим к Вашему Преосвященству почитанием. И так вручая сие Вашему Преосвященству, осмеливаюсь вручить и себя в отеческую милость и архипастырскую любовь, Вашего Преосвященства милостивейшаго моего отца и благодетеля усерднейший почитатель и послушнейший слуга Юрьевский архимандрит Виктор. 1777 г. Февраля 6. Р. S. Наступающею святою четыредесятницею имею честь поздравить Ваше Преосвященство. Юрьев монастырь». 3 июля 1782 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. В марте 1783 г. епископ Олонецкий Виктор испросил у Синода дозволения, чтобы крестьянам деревни Росляковской Вытегорского уезда Пудожского погоста Челминского десятка «пристроить к состоящей близ той деревни построенной в давних годах в [сосновой] роще часовне, алтарь, и быть ей церковью во имя Казанския Пресвятыя Богородицы, для того, что деревня Росляково от приходского Пудожского погоста церкви в пяти верстах и во время весеннее и осеннее, за разлитием вод, в провозе до Пудожского погоста мертвых тел бывает великая нужда». Поддерживая просьбу росляковцев, епископ Виктор также уточнял, что «им, Преосвященным, в проезде для посещения епархии усмотрено, что оная часовня Святыми иконами и настенным писанием украшена, от Пудожского погоста состоит в пяти верстах и в нем имеется священников два, к тому ж и не подать бы случая к распространению более раскола...» При этом владыка указывал, что по его мнению в новом храме могли бы служить священники с Пудожского погоста. Синод 10 апреля 1783 г. дал разрешение на устройство храма из часовни в деревни Росляковской, однако лишь в статусе кладбищенской церкви, приписанной к Пудожскому погосту.
Виктор (Онисимов) - епископ Владимирский и Муромский с 22 сентября 1783 по 6 мая 1788 гг. 22 сентября 1783 г. императрица Екатерина II подписала указ, согласно которому перемещались в разные епархии пять архиереев, в том числе и викарный владыка Олонецкий и Каргопольский Виктор назначался епископом Владимирским и Муромским: «Всемилостивейше пожаловали мы Синода нашего члена архиепископа Ростовского Самуила Митрополитом Киевским, оставляя ему именование Синода члена; на место его в Ростовскую епархию повелеваем перевесть епископа Тверского Арсения, в Тверскую епархию Синода члена епископа Нижегородского Иоасафа, в Нижегородскую епархию Московской епархии викарного севского епископа Дамаскина, в Владимирскую епархию Новгородской епархии, викарного епископа Олонецкого Виктора». Тем же указом новым самостоятельным епархиальным архиереям Дамаскину и Виктору повелевалось назначить «положенного по штатам жалованья». Синодальный указ об этом последовал 25 сентября. По прибытии Преосвященного Виктора (Онисимова) во Владимир, во Владимирской духовной семинарии учился 11-летний священнический сын Михаил Сперанский, певший в архиерейском хоре. Епископ Виктор полюбил его, посвятил в стихарь и дал ему во время архиерейского служения носить свой посох. Так начинал свою карьеру будущий граф и статс-секретарь. 23 октября 1783 г. Синод, заслушав митрополита Новгородского Гавриила, распорядился в учреждаемое в Петербурге главное народное училище прислать учителей и учащихся, причем из Владимирской духовной семинарии — двух студентов, «обучающихся богословии и философии». Летом 1784 г. епископ Виктор получил указ Св. Синода, которым предписывалось упразднить Сретенский девичий монастырь в городе Гороховце, а «лучшую ризницу» и два больших колокола оттуда передать во Владимирский Успенский собор. Однако жители Гороховца воспротивились вывозу церковного имущества, заявив, «что означенный монастырь построен не из казенного иждивения, а того града купцом, також и церковная утварь и колокола сооружены вкладчиками, их же купцами, из собственного капиталу». Поэтому утварь и колокола были оставлены на попечение Гороховецкого городового магистрата, а Сретенская церковь обращена в приходскую, о чем епископу Владимирскому Виктору был отправлен указ 5 июля 1784 г.
В 1787 году совершил диаконскую хиротонию Серафима Саровского. Состоял в переписке со многими известными иерархами своего времени: митрополитом Новгородским Гавриилом (Петровым), митрополитом Московским Платоном (Левшиным), святителем Тихоном Задонским. 12-го июня 1787 года священниками погоста Успенского, Вязниковской округи, Смоленская икона Божией Матери была доставлена во Владимир. Украшенный богатой ризой образ помещался с левой стороны при входе в собор. На главный престол кафедрального Успенского собора был устроен драгоценный изящной формы ковчег для хранения Святых Даров.
Виктор (Онисимов) Епископ Суздальский и Владимирский с 6 мая 1788 г. по 16 октября 1799 г.
6 мая 1788 г. императорским указом Святейшему Синоду предписывалось по возможности привести границы епархий в соответствие с губернскими. Прежде, существовавшие епархии Суздальская и Юрьевская, а также Владимирская и Муромская упразднялись, и устанавливалась единая епархия Суздальская и Владимирская с центром в городе Суздале. К новообразованной епархии присоединили еще часть прежней Переяславской епархии, которая тоже упразднялась, а ее территория распределялась среди соседних епархий. Высочайшим указом от 6 мая 1788 года велено «... Владимирскому Епископу именоваться Суздальским и Владимирским, иметь свое пребывание в Суздале, и Епархию его будет составлять уже вся Владимирская губерния». Богородице-Рождественский монастырь был упразднен. В ночь на 21 июля 1788 г. епископ Виктор из Владимира отбыл в Суздаль. Владимирский архиерейский дом после этого поступил в гражданское ведомство. Согласно разрешению, данному Лазаревым, здесь выбраны были покои и 29 декабря поставлен судейский стол, зерцало и перенесены некоторые дела. Часть бывшего Архиерейского дома отведена была «для дел бывшей Владимирской консистории и вмещения Владимирского духовного правления». Главная же часть зданий Рождественского монастыря предназначалась для помещения генерал-губернатора Ивана Александровича Заборовского. Перед прибытием в Суздаль епископ Виктор на некоторое время остановился в селе Красном, которое располагалось в трех верстах от Суздаля на реке Нерли. Здесь в то время находился загородный летний дом Суздальских архиереев. Последним владельцем дома был епископ Суздальский и Юрьевский Тихон (Якубовский), который скончался незадолго до этого в 1786 г. Это село неслучайно было избрано владыками для загородной резиденции. Красное стояло на очень красивом месте, этим объясняется и название села. О доме владык в нем суздальский летописец Ананий Федоров писал: в «вотчине преосвященных архиереев Суждальских, за жилом поселян имеется дом летний преосвященных архиереев на весьма веселом построенный месте, на берегу реки Нерли, против того дому преосвященных архиереев луга преизрядные, а за лугами роща, и прочие перелески, от чего на том месте в летнее время весьма весело и приятно, к тому ж и воздух весьма здравый бывает». 22 июля епископ Виктор прибыл в Суздаль, где был торжественно встречен его жителями. По этому случаю горожане специально устроили крестный ход от Казанской церкви. В Суздаль переехала и Владимирская духовная семинария. После этого в городе образовалась единая огромная духовная школа, состоящая из трех прежних семинарий — Владимирской, Суздальской и Переяславской (последние две были упразднены в 1788 г. по случаю образования новой епархии). Многолюдство новой образовавшейся духовной школы (в 1797 г. там обучалось 1012 человек), дороговизна жизни, недостаток семинарских средств и неудобство путей сообщения побудили епархиальное начальство создать в других городах низшие духовные училища. Прежде всего, такие училища сначала появились в тех городах, где раньше были семинарии. В конце XVIII века во Владимирской епархии было создано 5 таких училищ: 14 декабря 1788 г. открыто Переславское духовное училище в Переяславле-Залесском, 26 октября 1790 г. открыто Владимирское мужское духовное училище во Владимире, в 1791 г. Вязниковское духовное училище в Вязниках и Муромское духовное училище в Муроме и в 1792 г. — в Юрьеве- Польском. Перенесение кафедры из Владимира в Суздаль обусловливалось желанием высшей власти приспособить церковное управление к новому положению в губерниях, сохранив в тоже время привилегии и права древнего Суздаля. Но так как центром сначала наместничества (1778 – 1790), потом – губернии считался все же Владимир, то указ о перенесении кафедры в Суздаль не мог долго оставаться в силе. В июле 1788 г. епископ Владимирский Виктор вместе с архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Гервасием, протоиереем кафедрального Богородице-Рождественского собора Алексеем Смирновым, ключарем иереем Маковым Протопоповым и протоиереем Суздальского Ризоположенского монастыря Василием Русовым составили опись имущества Суздальского архиерейского дома - всего, что осталось от владыки Тихона (Якубовский). Эта опись фиксирует до мельчайших деталей утварь суздальских владык, характеризуя их жизнь на бытовом уровне. Все оловянные сосуды — как обветшавшие, так и бывшие еще в употреблении, согласно распоряжению епископа Виктора, сданы были консисторией в Суздальский Кафедральный собор под особую расписку. Дальнейшая судьба этих сосудов неизвестна. По всей вероятности, олово с них было утилизировано собором для каких-нибудь церковных надобностей... См. Оловянные сосуды в церквах Владимирской епархии.
В состав новообразованной Суздальско-Владимирской епархии вошли 852 церкви по Владимирской губернии, из Московской епархии — одна церковь, бывшей Переяславской епархии — 239 храмов, а всего — 1092 церкви. По городам и уездам эти храмы распределялись в 1788 г. следующим образом: Суздаль — 29, Суздальский уезд — 128, Владимир — 22, Владимирский уезд — 75; Переяславль-Залесский — 24, Переяславский уезд — 95, Юрьев-Польской — 5, Юрьевский уезд — 128, Муром — 20, Муромский уезд — 55, Шуя — 5, Шуйский уезд — 56, Ковров — 1, Ковровский уезд — 75, Вязники — 3, Вязниковский уезд — 58, Меленки — 1, Меленковский уезд — 49, Судогда — 1, Судогодский уезд — 42, Александров — 3, Александровский уезд — 83, Киржач — 2, Киржачский уезд — 58, Покров — 1, Покровский уезд — 39, Гороховец — 3, Гороховецкий уезд — 37. В Суздальско-Владимирскую епархию вошли 20 мужских и 7 женских монастырей. Мужские обители: II класса — Спасо-Евфимиев в Суздале, Троицкий Данилов в Переяславле-Залесском, Цареконстантиновский во Владимирском уезде; III класса — Никитский в Переяславле-Залесском, Спасский и Благовещенский в Муроме, Архангельский в Юрьеве-Польском, Николаевский Шартомский в Шуйском уезде, Боголюбовский во Владимирском уезде, Косьмин в Юрьевском уезде; заштатные на своем содержании — Успенская Флорищева пустынь в Гороховецком уезде, Васильевский в Суздале, Золотниковская пустынь в Суздальском уезде, Борковская пустынь в Вязниковском уезде, Николаевский монастырь в Переяславле-Залесском, Солбинская пустынь в Переяславском уезде, Лукоянова пустынь в Александровском уезде, Введенская Островская пустынь в Покровском уезде, Благовещенский монастырь в Вязниках, Николаевский монастырь в Гороховце. Женские обители: I класса — Успенский монастырь в Александрове, Покровский — в Суздале; II класса — Ризоположенский в Суздале, Феодоровский в Переяславле-Залесском, Успенский во Владимире; III класса — Троицкий в Муроме, Введенский в Юрьеве-Польском. Находившиеся до 1788 г.‘ во Владимирской епархии знаменитые позднее Саровская Успенская пустынь и Санаксарский Богородицкий монастырь были тогда отчислены в Тамбовскую епархию. По указу Св. Синода от 23 декабря 1783 г. во Владимирскую епархию вошло село Чуварлеевский Майдан из состава Тамбовской епархии. Из состава прежней Суздальской епархии вошли в состав Костромской епархии в Луховском уезде — мужская III класса Николаевская Тихонова пустынь, в Макарьевском уезде — женский II класса Троицкий Белбажский монастырь и заштатная Троицкая Кривоезерская пустынь; в Кинешемском уезде — заштатная Макарьевская пустынь при слободе Решма.
«Распоряжения епископа Виктора о присутствовании священно-служителей на брачных торжествах». В этом указе епископ Виктор старается упорядочить посещения священнослужителями брачных торжеств. Указ датирован 13-м августа 1796 года. «До сведения моего дошло, что Суздальской епархии некоторых городов и окружных сел священники и диаконы приглашаемы бывают на браки и прочия пиршества, где просиживают далее полуночи и почти до рассвета, а на оных происходят в некоторых местах скачки и пляски, на что смотреть духовному чину неприлично и от того может произойти крайний соблазн и похоть плотская, некоторые же священники на утро приступают для совершения Божественной литургии, не воображая того, что им к таковому важному делу приступать должно с чистою совестию. В Кормчей же книге поместного собора иже в Новой Кесарии правилом 7-м пресвитерам на браках быть запрещено кроме одного только благословения брачившихся, от трапезы же отходить и не ясть с ними. Чего ради всем священно и церковно-служителям через духовныя правления и закащиков наикрепчайше с подписками подтвердить под клятвою, чтобы священники на браки ходили только для блогословения брачившихся и трапезы и более отнюдь на оных не просиживали, а когда куда они и диаконы с причетники кроме сего в другия места будут приглашаемы, однако и тут, сохраняя в непорочности совесть свою, наблюдали время и поступали с должною священному чину осторожностью, от хмельного же пития и прочих соблазнительных поступок воздержались, о чем разведывать и иметь над ними неослабной присмотр, в городах протопопам и благочинным, а в округах закащикам, и где кем усмотрены будут, на таковых представлять без всякого укрывательства, под опасением за утайку жесточайшаго штрафования. Виктор, Епископ Суздальский». Приведенный указ чувствительно задел одну из сторон материального обеспечения священно-церковно-служителей, которую совершенно опустил из виду Преосв. Виктор. Он лишал священно-служителей тех доброхотных даяний, которые они получали, присутствуя на брачных торжествах. Духовенство города Суздаля, которому, благодаря непосредственному контролю со стороны Владыки, приходилось больше и скорее других подвергнуться стеснениям под влиянием нового указа, первое обратилось к епископу Виктору с всепокорною просьбою о смягчении его распоряжения. «Сего 1796 года последовавшим, по резолюции Вашего Преосвященства, из епархиальной Вашей консистории, Ее Императорского Величества указом, велено под клятвою обязать во всей епархии священно-церковно-служителей подпискою, чтобы они во время бракосочетания в домы приходских людей, где как будто происходят пляски и другия соблазнительныя при духовном звании кощунства, отнюдь не ходили, разве для благословения новобрачных и их трапезы. Но сих неустройств в здешнем городе при таковых случаях не примечательно. Ежели же каким либо образом оныя и случились быть, то мы запрещением имени Вашего Преосвященства удобно отвратить можем, особливо потому, что сколько к нам священникам приходские люди, то несравненно больше к Вам, всеобщему Архипастырю и Отцу, имеют все здешние обыватели с повиновением и благоговение. В противном же сего случае мы все священно и церковно-служители обязуемся выходить вон. А посему быть нам по прежнему в домах приходских людей на браках, при коих мы пользуемся некоторыми выгодами, никакого не остается препятствия, разве что взошло в здешнем городе из давних лет в обыкновение совершать в нощное время бракосочетание, то сие переменить остается в Вашем Архипастырском благорассмотрений. Того ради Ваше Преосвященство Милостиваго нашего Отца и Архипастыря сим нижайше просим дозволить ходить нам в домы приходских людей на браки по прежнему и о сем нашем прошении милостивое учинить Ваше Архипастырское благорассмотрение». Из этой просьбы епископ Виктор усмотрел существование в Суздале непохвального обычая, ведущего свое начало из древних времен, как говорили священно-служители, совершать браки в ночное время. Но вместе с тем узнал и о том материальном ущербе, который нанесен духовенству изданным им в августе указом. Резолюция, которую он положил на прошении священно-служителей, направлена была главным образом к ограничению позднего венчания браков; посещение брачных торжеств разрешалось по-прежнему, согласно принятой практике, с напоминанием только священно-служителям вести себя в таких случаях чинно, соответственно высоте своего сана. «Из просьбы градских священно-церковно-служителей видно», написал Виктор, «что здесь вошло издревле обыкновение желающих вступать в браки венчать в ночное время, но сие обыкновение непохвально и противно правилам святых отцов. На браках же трапезы приуготовляются, хотя и рано, но званные просиживают за ними до полуночи и более, во отвращение чего приходским священникам бранившихся венчать в узаконенные дни не позже по полуночи двенадцатого часа. И поелику тайна, которою желают сопряжены быть, по слову апостола Павла к Ефесеим, велика есть, то бранившимся предварительно очищать совести свои исповедию пред отцом духовном, и которые из них окажутся достойными, тех допущать и к приобщению святых Таин. Священно и церковно-служителям по приглашению прихожан в компании ходить позволяется, но с тем, чтобы они вели себя честно и благопристойно и излишества в питии отнюдь не употребляли под опасением вовсе впредь нехождения во оныя. А чтобы граждане о сем знали и их не лишали доброхотного подаяния, также когда кому из них случится и прежде окончания трапез выходить, на них не сетовали, о том каждому священнику в приходе своем объявить».
Перевозка Переславских колоколов в Петербургский Петропавловский собор в 1790 году. Когда Переславская епархия была уже объединена с Суздальскою, Преосв. Виктор, епископ Суздальский, дал такое распоряжение консистории: «Учинилось мне известным, что в Лукиановой пустыни общебратственной трапезы не имеется и от братии происходит ропот в том, что из них каждому отпускается кушание порознь и то самое убогое, а строитель для себя готовит отменное и превосходное. Чего ради ему предписать, чтобы он неотменно имел общебратскую трапезу, а приход содержал и из оного расход производил сообща с братьею, а один отнюдь ни во что не вступал; сколько же ныне какого сбора имеется представил бы за общебратскими руками ведомость в консисторию да и впредь бы о том приходе и расходе представлял бы по прошествии каждаго года для свидетельства». Строитель Лукиановой пустыни иеромонах Макарий представил в ответ на это обвинение свои объяснения за подписью всей братии. Но эти объяснения в сущности подтверждали лишь то, в чем его обвиняли, именно, что он не бывал за общебратской монастырской трапезой и имел свой особый стол. «Строитель, читаем в объяснении настоятеля Лукиановой пустыни, во все праздничные и воскресные дни бывает за общею трапезою, на которую в надлежащее время собираемся по колоколенному сигналу, исключая только те дни, когда случатся быти гости такие, которые нужнопотребны монастырским надобностям или по блогопристойности лиц; для таковых бывает отличное кушание, смотря по различию лиц и до них касательств монастырских. В прочие же дни строитель нередко за общебратственною трапезою не бывает для того, что отлучается для присмотру за наемными работниками, пахотой земли, посевом и молотьбой хлеба, кошением и уборкой сена, разными строениями, пастьбой и кормом скота, а паче за порубкой леса... и по тому резону строителю за общебратственною трапезою всегда быть неможно». Объяснения строителя Лукиановой пустыни признаны были достаточными и других каких-нибудь распоряжений в ответ на его доклад не последовало. См. Общие трапезы в монастырях Переславской епархии.
В 1797 г Преосвященный Виктор из Суздаля был вызван в Москву. Здесь он присутствовал на коронации нового императора Павла I. В тот же день 5 апреля 1797 г. после пышных торжеств епископ Суздальский и Владимирский императором был собственноручно пожалован орденом святой Анны I ст. Награждение епископа отметили в Суздале 13, 14 и 15 апреля колокольным звоном. В записках современника тех событий ключаря Суздальского собора Иакова Протопопова отмечено: «1797 года, апреля 5 дня, коронован Его Величество Император Павел Петрович с Императрицею Мариею Феодоровною и в тот же день его преосвященству Виктору епископу Суздальскому и Владимирскому после кушанья чаю своими надел руками кавалерию ордена первого класса св. Анны, ленту со звездою. А в Суздале отправляли торжество 13 апреля, 14, 15 трехдневный звон. А на утро торжества коронации (16 числа) отправлен молебен за здравие Его Величества, что преосвященный получил кавалерию». Сам епископ Виктор тогда же издал распоряжение для Суздальской духовной консистории, в котором уведомлял о своем награждении: «1797 года апреля 6 дня по торжественной Высочайшей Их Императорских Величеств коронации в царствующем граде Москве в большом Успенском соборе сего апреля 5-го в первый день праздника Святыя Пасхи совершении при поздравлении с членами Святейшего Синода и прочим знатным духовенством, имел я щастие получить от Его Императорского Величества во время присудствия на всеавгустейшем Императорском Его престоле Всемилостивейшее Благоволение собственноручным возложением на меня знаков ордена святыя Анны первой степени. Предписывается Суздальской консистории объявить города Суздаля монастырским настоятелям и всем священно-церковнослужителям, чтобы они по получении сего на другой день, отправя в своих церквах ранния литургии, собрались в кафедральной собор и принесли Господу Богу соборне о многолетном Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств здравии молебствие. К собранию в соборе иметь на колокольне благовест перебором так, как бывает к крестному хождению. А о таковом же и во Владимире исполнении дать знать духовному правлению». Награждение Преосвященного Виктора свидетельствовало об особой милости к нему императора Павла Петровича, так как в связи с коронацией было награждено всего 5 архиереев: двое получили ордена* св. Александра Невского и трое, в том числе епископ Виктор, ордена св. Анны I ст.
В 1797 г. взбунтовались крестьяне Переславской, Покровской и Юрьевской округ, Владимирской губернии. Губернатор Рунич признал необходимым предложить Суздальскому епископу Виктору, приказать священникам по всем приходским церквам, в епархии состоящим, чтобы они в первый воскресный день в собрании народа прочитали ему внятно губернаторское объявление, которым по начальническому званию он удостоверяет каждого, что господин полковник граф Остерман с воинскою командою прислан по Высочайшему Его Императорского Величества повелению для усмирения дерзновенных помещичьих крестьян и до толе из губернии Владимирской с командою не выбудет, доколе заблудших не приведет на истинный путь. Епископ Виктор письмом от 28 мая уведомил губернатора, что им предписано Суздальской консистории и от оной духовным правлениям и благочинным указами, чтобы оные всех приходских церквей священно-церковно-служителям в самой скорости объявили о сем с подписками и с крепчайшим о выполнении требования губернатора подтверждением, и оные указы отправлены с нарочными.
В 1797 г. епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря. «От 6 октября в ответ донесено: что хотя означенный монастырь никем ныне и не занят, но как для пребывания господина губернатора дому во Владимире не построено, а занимает он по необходимости флигель выстроенной от приказа общественного призрения; господина ж вице-губернатора казенный деревянный дом ветхой требует многих починок и исправления…» 23 апреля 1798 года последовал на имя преосвященного Виктора новый указ Св. Синода, в котором говорилось: «Как в показанном Владимирском Рождественском монастыре по 1788 год имели всегда свое пребывание Владимирские преосвященные архиереи, с того же года, хотя он для пребывания тамошних генерал-губернаторов и был отдан, но ныне по Высочайшему Его Императорского Величества указу возвращен по-прежнему в непосредственное ведение Св. Синода, Владимирские же граждане поданным через градского своего голову Петровского прошением изъяснили желание о переведении вашего преосвященства из города Суздаля в тот Рождественский монастырь или об учреждении во Владимире, яко в губернском городе, епархии вновь, каковое их прошение найдя Св. Синод основательным, рассудил, что приличнее самим Вам иметь во Владимире пребывание, нежели переводить туда Цареконстантиновский монастырь, и для того предписать вашему преосвященству, чтобы Вы отправились немедленно из Суздаля во Владимир со всеми принадлежащими к архиерейскому дому и собору служителям, консисториею и семинариею для пребывания в показанном Рождественском монастырь»…Преосвященный Виктор не сразу выполнил синодальное предписание. В ответном доношении в Св. Синод он указывал на ветхость архиерейского дома, «в коем от бывших военнослужащих, обучавшихся экзерциции, пол поврежден и по ветхости деревянной кровли внутри самых покоев проходит течь», на невместимость тех покоев, где раньше помещалась семинария, на трудность сыскать извозчиков в виду «приближающегося к земледелию времени» и просил Св. Синод, во-первых, оказать ему пособие, а во-вторых, Суздальский дом оставить навсегда принадлежащим к архиерейскому дому для помещения в нем консисторской архивы, духовного правления, семинарской библиотеки и учеников Суздальской семинарии до философского класса; во Владимир же просил перевести только учеников богословии и философии. 17 мая 1798 г. император Павел I (см. Посещение Императором Павлом I города Владимира в 1798 году), направляясь в Казань, посетил город Владимир. Павел в Успенском соборе увидел мощи благоверного князя Глеба, сына Андрея Боголюбского, и поразился полной их сохранностью. Осмотрев собор, затем император обратился к епископу Виктору, сопровождавшему его, и сказал: «Здравствуй, архиепископ», показывая этим, что тот возведен в сан архиепископа. В этот момент владыка Виктор обратился к императору с просьбой разрешить ему переселиться назад в Суздаль. Император Павел рассердился и при прощании резко сказал владыке: «Прощай, епископ», что означало лишение награды, и он остался в прежнем сане епископа. В Св. Синоде отговорки епископа Виктора признаны были «столь же неосновательными, сколь и постыдными», вследствие чего было определено «подтвердить преосвященному Виктору наистрожайше, чтобы, по получении этого нового указа, он, ни мало не медля и не далее как к 1-му числу августа, переехал во Владимир со всеми принадлежащими к архиерейскому дому и собору служителями, консисториею и семинариею». Указ был послан 12 июля 1798 года, а 21 июля того же года епископ Виктор переехал из Суздаля во Владимир. Епископ Виктор распорядился о переводе Суздальской духовной консистории во Владимир и Владимирского духовного правления в Суздаль. В ведении Суздальского духовного правления оставлены были гор. Суздаль и Юрьев с уездными их церквями. 3-го августа все епархиальные учреждения уведомлены были о переходе епископа Виктора и консистории в гор. Владимир. По переходе во Владимир епископ Виктор занялся необходимыми переделками и починкой архиерейского дома. Гражданская власть, несмотря на передачу зданий Рождественского монастыря в полное распоряжение духовного ведомства, продолжала предъявлять на эти здания некоторые права. 25 декабря 1798 года Владимирский губернатор П. Рунич обратился к епископу Виктору с письмом, в котором, указывая, что «каменных погребов, нанимаемых от казны дорогою ценою у здешних обывателей в добавок казенному винному магазину, недостаточно для помещения все препорции вина, ожидаемого в нынешнем месяце, и что нанимать еще другие погреба для сего будет казне отяготительно», просил епископа Виктора «к соблюдению казенного интереса позволить ставить вино по прежнему в подвалы при здешнем архиерейском доме, поелику оные подвалы занимаемы были казенным вином еще с 1783 года, то есть тогда, когда сей дом еще был также в ведении Святейшего Синода». Епископ Виктор ответил на эту просьбу решительным отказом. «… вследствие предписания Святейшего Синода, сверх моего и положенных при мне по штату монашеского чина людей пребывания, помещены в архиерейском доме консистории и отделенный от семинарии богословский и философский классы и при них ректор, почему места и подвалы заняты поклажею провизии дому архиерейского и другими нужными вещами. Также и ректорскою провизиею; то за сим для поставки казенного вина в здешнем архиерейском доме месте и не находится, чего ради прошу и оставшееся под церковью вино приказать кому следует, за неимением способных к поклаже мест, очистить». После такого ответа казенное вино из подвалов архиерейского дома было убрано.
Виктор (Онисимов) Епископ Владимирский и Суздальский с 16 октября 1799 г. по 24 февраля 1800 г.
16 октября 1799 г. последовал указ Св. Синода на имя владыки Виктора, которому с этих пор велено было именоваться епископом Владимирским и Суздальским. Тогда же был получен указ об отсылке всей суздальской ризницы и с «мебелями» в Пермь. Кафедральным городом вновь стал Владимир.
Предание рассказывает, что Виктор по отношению к подчиненным строгим епископом, что он будто бы сек дьячков в своем присутствии, показывая тростью те места спины, которые не были истерзаны розгами. Но из сохранившихся архивных документов не видно, чтобы он был таким в отношении к ученикам и учителям семинарии. На епископа Виктора поступали жалобы за жестокое и несправедливое обращение с подчиненным духовенством. На основании этих жалоб 24 февраля 1800 года он был уволен от управления епархией со всей консисторией «на смирение» с пребыванием в Новгородском Юрьевском монастыре с пенсией по 1000 рублей в год. По другой версии опала была связана с конфликтом с царским любимцем владимирским губернатором Павлом Степановичем Руничем. Прожив несколько лет в Юрьевской обители, епископ был перемещен в Хутынский Варлаамов монастырь, стоявший в 10-ти верстах от Новгорода на правом берегу реки Волхова. Лишившись епархии, епископ Виктор, тем не менее, пользовался уважением собратьев-архиереев, которые сочувствовали пострадавшему коллеге. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров), в пределах духовного округа которого пребывал на покое епископ Виктор, дозволял участвовать в архиерейских службах. 31 января 1801 г. в Великом Новгороде в кафедральном Софийском соборе живший на покое епископ Виктор (Онисимов) вместе с епископом Старорусским Антонием (Знаменским), викарием Новгородской епархии, совершил отпевание и погребение скончавшегося там 26 января митрополита Новгородкого и Олонецкого Гавриила (Петрова), удаленного с Петербургской кафедры за год до того по произволу того же императора Павла и не пережившего опалы.
Скончался 29 марта 1817 года в Юрьевом монастыре. Погребен в паперти соборной Георгиевской церкви.Владимиро-Суздальская епархия Архиереи Владимирские и Суздальские: Виктор (Онисимов), 16 октября 1799 г. по 24 февраля 1800 г. Ксенофонт (Троепольский) с 24 февраля 1800 г. по 3 июля 1821 г. Парфений (Чертков) с 21 августа 1821 г. по 25 февраля 1850 г. Иустин (Михайлов) с 25 февраля 1850 г. по 22 июля 1863 г.