Оловянные сосуды в церквах Владимирской епархии Оловянные сосуды, представляющие большую редкость в настоящее время, были явлением обычным в сельских церквах Владимирской епархии в половине XVIII столетия. Бедность многих приходских церквей делала для них расход на приобретение серебряных сосудов трудно выполнимым, а установившаяся повсеместно практика, вошедшая в обычай, и не выдвигала вопроса о замене сосудов оловянных серебряными, так как в употреблении оловянных сосудов не усматривали каких-нибудь признаков недостаточно благоговейного отношения к Св. Дарам. Для многих памятны были еще сосуды деревянные, в сравнении с которыми металлические, хотя-бы и из олова, представляли, конечно, громадный шаг вперед.
Со второй половины XVIII века Владимирская епархиальная власть начинает принимать некоторые меры к введению в церквах сосудов серебряных и к совершенному упразднению оловянных.
В марте месяце 1765 года, по распоряжению епископа Владимирского Павла, по всем благочинным Владимирской епархии разослан был указ такого содержания: «По Указу Ее Императорского Величества, Преосвященный Павел, епископ Владимирский и Муромский, рассуждая, что со вступления Его Преосвященства в свою епархию, по производящимся в духовной Его Преосвященства консистории об освящении вместо сгоревших и особливо вновь построенных церквей делам усмотрено, что в нередких церквах, коим об освящении требуются позволения, имеется ризницы и прочей церковной утвари довольное число, святыми иконами и прочим церковным благолепием весьма нескудно убраны, к томуж при тех церквах и приходы большие; но при всем том часто бывают церковные сосуды оловянные, которые хотя иметь и позволено, но по самой необходимой нужде. А как святой церкви строятся большею частью для того, чтобы в оных приносить всего рода человеческого Создателю безкровную жертву в умилостивление к отпущению прегрешений православным христианам; кроме того иныя тайны и службы могут отправляться и в домех, самояж та безкровная жертва с пресуществлением Христа Спасителя нашего Пречистого Тела и Крове, чего без сообщения христианам живота вечного наследить не можно, совершается в помянутых сосудах; и в рассуждении таковой тайны, как не только здесь в житии, но и в получении вечного наследия христианам главнейшим имеется винословием, соответствовать должно и сосудам, в коих оная тайна совершаться имеет. По причине чего и надлежит по построении церквей во удовольствовании оных во первых тщание иметь, чтобы к совершении таковой нужнейшей тайны были необходимо серебряные сосуды, хотяб в другой утвари, а особливо в священно-церковно-служйтельских облачениях и меньшее было число, потому что в количестве оных законной нужды не состоит. И для того определил всем епархии Его Преосвященства священно-церковно-служителям из консистории объявить, чтобы всяк из них, ежели где церковь вновь освящаема быть имеет, прихожанам своим чинили довольное увещание, дабы оные ради вышеписанных винословий как возможно, ежели бы где приход небольшой был, прилагали крайнее старание иметь в своей церкви сосуды серебряные, внутри же позлащенные, ибо через то только едино более всех, какое бы во украшении церкви тщание кто не имел, теплейшее и искреннейшее к почитанию чести Божией засвидетельствовано быть имеет усердие; почему и в отпускаемых из консистории храмозданных грамотах, чтобы сосуды были серебряные означать именно. Павел, Епископ Владимирский и Муромский». Таково содержание консисторского указа. При посредстве его предполагалось хотя в церквах, которые будут строиться вновь, ввести в богослужебное употребление сосуды серебряные, взамен повсеместно распространенных сосудов оловянных. Благочинные, которым были разосланы копии этого указа, должны были поставить в известность о нем всех подведомых им священнослужителей и взять с них соответствующие подписки в строгом исполнении объявленного. Но приведенный указ епископа Павла естественно должны были принять во внимание и священнослужители тех приходов, в которых не было надобности воздвигать и освящать новую церковь. Применительно к основной мысли Преосвященного о важности и высоте таинства, совершаемого на литургии, они должны были приложить с своей стороны все тщание, чтобы завести в своих храмах сосуды серебряные. Упразднению старых оловянных сосудов должно было содействовать и некоторое соревнование между прихожанами отдельных приходов при благоукрашении своего храма. Раз серебряные сосуды являлись в одной церкви, о приобретении их начинали думать и прихожане соседних сел. Однако даже в самом конце XVIII столетия далеко не все церкви нашей епархии завели у себя сосуды серебряные. Об этом можно судить на основании одного из распоряжений епископа Суздальского и Владимирского Виктора от 3-го сентября 1795 года. «При строении и освящении новых церквей (писал Преосв. Виктор), в данных грамотах предписывается, чтобы в них сосуды были серебряные и внутри позлащенные. До сведения же моего дошло, что во многих Суздальской епархии цервах и поныне при священно-служениях употребляются к крайней неблагопристойности оловянные, а в некоторых таковые за излишеством и ветхостью лежат без употребления. Чего ради консистории через духовныя правления заказчикам и блогочинным предписать, имеющиеся во всех градских и сельских церквах оловянные сосуды, какие только окажутся, хотя бы и ветхие были, отобрав представить с описью в Кафедральный собор без замедления, а вместо оловянных, где потребно, велеть священно-церковно-служителям и прихожанам не отменно купить серебряные, и по исполнении консистории рапортовать». В течение всей осени 1795 года в Суздальскую духовную консисторию поступали оловянные сосуды, взятые заказчиками в разных церквах Суздальской епархии. О числе их можно судить на основании уже того, что одно Переславское духовное правление зарегистрировало в своей описи 45 церквей, в которых найдены были оловянные сосуды; в Шуйской округе записано было 27 сел.
Все оловянные сосуды — как обветшавшие, так и бывшие еще в употреблении, согласно распоряжению епископа Виктора, сданы были консисторией в Суздальский Кафедральный собор под особую расписку.
Дальнейшая судьба этих сосудов неизвестна. По всей вероятности, олово с них было утилизировано собором для каких-нибудь церковных надобностей....
Епископ Виктор употребил одну из самых решительных мер к упразднению оловянных сосудов, и можно думать, что с конца XVIII столетия они вышли из богослужебного употребления во Владимирской епархии.
Н. М. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 45-й. 1906 г.).
Владимиро-Суздальская епархия Епископ Суздальский и Владимирский Виктор
Copyright © 2016 Любовь безусловная |