Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.11.2017
22:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [717]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [181]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Епископ Владимирский и Муромский Павел (Гребневский)

Епископ Владимирский и Муромский Павел (Гребневский)

Родился в городе Москве в семье священника.
Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии.
По окончании духовной академии рукоположен во священника к церкви Гребневской иконы Божией Матери в Москве. Затем состоял ключарем и проповедником Петропавловского собора, потом протоиереем и духовником Императрицы Екатерины II.
В 1762 году принял монашество, возведен в сан архимандрита и назначен наместником Тихвинского Успенского монастыря Новгородской епархии.

6 июля 1763 года хиротонисан во епископа Владимирского и Яропольского.
Епископ Платон (Петрункевич) (20 марта 1748 - 16 апреля 1757)
Архиепископ Антоний (Багратиони) (23 ноября 1757 - 16 декабря 1762).
Павел Гребневский (6 июля 1763 – 29 мая 1764)

В 1763 г. ограда Успенского собора описана так: «Спереди от собора против архиерейских покоев ограда каменная, в ней одни входные каменные, а другие въезжие деревянные ворота»; об упомянутых архиерейских покоях сказано: «При Успенском соборе для архиерея летний деревянный на каменном фундаменте дом; в нем крестовая церковь во имя св. Алексея митрополита Московского, 13 покоев, между ними двое сеней, при них вокруг переходы; по правую сторону ледник, поверх его «галдарея», изба «ренжерейная», кухня и приспешня... С трех сторон этот дом огорожен деревянным стоячим брусчатым переплетом».

С 29 мая 1764 года Павел Гребневский стал именоваться епископом Владимирским и Муромским.
Павел Гребневский 1764-1769 гг.
Иероним (Формаковский) 1770-1783 гг.
Виктор (Онисимов), 22 сентября 1783 - 6 мая 1788 гг.

В марте месяце 1765 года, по распоряжению епископа Владимирского Павла, по всем благочинным Владимирской епархии разослан был указ такого содержания:
«По Указу Ее Императорского Величества, Преосвященный Павел, епископ Владимирский и Муромский, рассуждая, что со вступления Его Преосвященства в свою епархию, по производящимся в духовной Его Преосвященства консистории об освящении вместо сгоревших и особливо вновь построенных церквей делам усмотрено, что в нередких церквах, коим об освящении требуются позволения, имеется ризницы и прочей церковной утвари довольное число, святыми иконами и прочим церковным благолепием весьма нескудно убраны, к томуж при тех церквах и приходы большие; но при всем том часто бывают церковные сосуды оловянные, которые хотя иметь и позволено, но по самой необходимой нужде. А как святой церкви строятся большею частью для того, чтобы в оных приносить всего рода человеческого Создателю безкровную жертву в умилостивление к отпущению прегрешений православным христианам; кроме того иныя тайны и службы могут отправляться и в домех, самояж та безкровная жертва с пресуществлением Христа Спасителя нашего Пречистого Тела и Крове, чего без сообщения христианам живота вечного наследить не можно, совершается в помянутых сосудах; и в рассуждении таковой тайны, как не только здесь в житии, но и в получении вечного наследия христианам главнейшим имеется винословием, соответствовать должно и сосудам, в коих оная тайна совершаться имеет. По причине чего и надлежит по построении церквей во удовольствовании оных во первых тщание иметь, чтобы к совершении таковой нужнейшей тайны были необходимо серебряные сосуды, хотяб в другой утвари, а особливо в священно-церковно-служйтельских облачениях и меньшее было число, потому что в количестве оных законной нужды не состоит. И для того определил всем епархии Его Преосвященства священно-церковно-служителям из консистории объявить, чтобы всяк из них, ежели где церковь вновь освящаема быть имеет, прихожанам своим чинили довольное увещание, дабы оные ради вышеписанных винословий как возможно, ежели бы где приход небольшой был, прилагали крайнее старание иметь в своей церкви сосуды серебряные, внутри же позлащенные, ибо чрез то только едино более всех, какое бы во украшении церкви тщание кто не имел, теплейшее и искреннейшее к почитанию чести Божией засвидетельствовано быть имеет усердие; почему и в отпускаемых из консистории храмозданных грамотах, чтобы сосуды были серебряные означать именно. Павел, Епископ Владимирский и Муромский».
Таково содержание консисторского указа. При посредстве его предполагалось хотя в церквах, которые будут строиться вновь, ввести в богослужебное употребление сосуды серебряные, взамен повсеместно распространенных сосудов оловянных.
Благочинные, которым были разосланы копии этого указа, должны были поставить в известность о нем всех подведомых им священнослужителей и взять с них соответствующие подписки в строгом исполнении объявленного.
Но приведенный указ епископа Павла естественно должны были принять во внимание и священнослужители тех приходов, в которых не было надобности воздвигать и освящать новую церковь. Применительно к основной мысли Преосвященного о важности и высоте таинства, совершаемого на литургии, они должны были приложить с своей стороны все тщание, чтобы завести в своих храмах сосуды серебряные. Упразднению старых оловянных сосудов должно было содействовать и некоторое соревнование между прихожанами отдельных приходов при благоукрашении своего храма. Раз серебряные сосуды являлись в одной церкви, о приобретении их начинали думать и прихожане соседних сел.
Однако даже в самом конце XVIII столетия далеко не все церкви нашей епархии завели у себя сосуды серебряные. См. Оловянные сосуды в церквах Владимирской епархии.

13 июня 1767 г., императрица Екатерина II по пути из Казани посетила соборный храм (см. Встреча императрицы Екатерины II во Владимирской епархии 13 июня 1767 года). На том месте, где она стояла за Божественной службой, построен великолепный вызолоченный, резной работы балдахин, поддерживаемый колоннами дорического ордена; на верху балдахина утвержден двуглавый орел и также приличные царственному достоинству орнаменты. Балдахин поставлен на двух львах и двух китах; под балдахином поставлено резное золоченое кресло, а над ним на стене сделана позолоченная литтерами следующая надпись:
«Россiянъ мать. Казански страны посещая,
Екатерина имени сего вторая,
Пришла въ сей древнiй градъ,
Къ отраде и утехе верныхъ своихъ чадъ;
Бе жаромъ ревности къ Царю царей пылала,
Пришедъ въ Его сей домъ на этомъ месте стала,
Чемъ веры истинной составила доводъ
И какъ здесь спящихъ свято предковъ Ея родъ
Она молитвы теплы Богу приносила,
Потомъ сей храмъ великолепно украсила,
За темъ на месте семъ созданъ сей монументъ
Да ведаютъ о томъ потомки позднихъ летъ».
Находясь в Успенском соборе, Екатерина II заметила ветхость и бедность украшений. По возвращении в Царское Село, она повелела отпустить 14 тысяч рублей на его украшение, на утварь и облаченья священнослужителей, и в специальном рескрипте от 2 июля 1768 г. на имя епископа Владимирского Павла рекомендовала:
Преосвященный епископ Павел!
Мы повелели нашей Коллегии Экономии отпустить на возобновление Владимирского Успенского собора и на утварь и на облачение священнослужителям того же храма с излишеством против требуемого Коллегией, то есть четырнадцать тысяч рублей в три года, и через сие имея к Вам доверенность и препоручаем оное строение в особливое Ваше наблюдение, рекомендуя Вам древность сего здания сохранить и поддержать наилучшим образом».
На подлинном, который повешен в золоченых рамах у Царского в соборе месте, собственной Ею рукой подписано:
«Екатерина.
Iюня 2 дня 1768 года.
Царское село.»
Но епископу Павлу не суждено было окончить начатые им украшения собора.

Епископ Павел неоднократно замечал в разных церквях своего служения, что даже во время литургии «стоящий в церкви простые люди, не зная строгих указных запрещений, а знатные уповательно от безстрашия различные о разных материях имеют разговоры, чем подвергают себя гневу Божию». Испытав все средства мирного воздействия для прекращения таких беспорядков, Преосв. Павел обратился к строгим указным взысканиям, для чего во всех церквях епархии повелел завести на цепях ящики, куда опускались штрафы со всех, «кто по какому-либо безстрашию отваживался в церкви разговаривать». Для пристойнейшего наблюдательства за порядком и взыскания штрафов в Успенском соборе, по просьбе консистории был командирован туда сержант Ефим Короткий.

9 августа 1769 г. епископ Павел скончался и был погребен в соборе, в правом отделении главного Успенского алтаря.

Завещание епископа Владимирского Павла

Немного мы знаем о личности самого еп. Павла. В «Списках архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Св. Синода (1721 — 1895). СПБ. 1896 г.» не сообщена даже фамилия еп. Павла. Здесь о его служебной деятельности даны самые краткие сведения. «Павел, в 1762 г. архим. Тихвинского монастыря. 1763 г. июля 6 епископ Владимирский. Скончался 1769 г. авг. 9».
В статье прот. В. Орлова: «Краткия биографическия сведения об иерархах Владимирской епархии от возстановления ее до настоящаго времени» находим биографические сведения о еп. Павле до возведения его в архимандриты. Но и здесь дано немного. Именно, тут указывается, что он родом был великороссиянин, по окончании наук в Московской славяно-греко-латинской академии поступил в С.-Петербургский Петропавловский собор во священника, был ключарем и потом протоиереем и духовником императрицы Екатерины II; в 1762 году овдовевши, постригся в монашество и произведен в Тихвинский монастырь архимандритом.
В виду такой скудости материала, относящегося к жизни и деятельности еп. Павла, не безынтересными будут данные, сохранившиеся в Владимирском архиве относительно последних минут его жизни и в частности тех предсмертных распоряжений, какие находим в его завещании.
Завещание написано за несколько дней до смерти и, судя по подписи, в период крайнего ослабления телесных сил. Текст завещания следующий:
«Как продолжающиеся во мне болезни, усиливаясь гораздо более, не только телесныя, но и душевныя мои силы приводить стали в крайнее истощание: то я, видя, что по судьбам Вышнего Творца приближается житию моему конец, рассудил о сем моем намерении учинить письменное завещание: тело по кончине погребсть в здешнем Успенском соборе, из оставшихся же собственных моих денег тысячу рублев отдать во оный собор в церковное строение, а пятьсот рублей употребить на погребение и поминовение, а остальныя мои собственные деньги, платье и вещи оставляются дочери моей, а книги брату моему. Августа 6 дня. Павел, Е. Вл. и Муромский».
9 августа из Владимирской дух. консистории заготовлено было в Св. Синод доношение, в котором консистория испрашивала разрешения предать земле тело своего почившего Владыки.
«Преосвященный Павел, епископ Владимирский и Муромский», доносила консистория, «находясь, особливо сего августа с 5-го числа, в великой болезни, по исповеди и святых Таин сообщении и по совершении над ним елеосвящения 9 дня пополудни сего августа преставился. А до кончины своей о погребении и о имении своем учинил письменное завещание, чтоб тело Его Преосвященства погребсть в Кафедральном Владимирском Успенском соборе. Того ради Владимирская дух. консистория сим доношением благопочтеннейше представляя, просит о погребении тела Его Преосвященства повелительного указа»...
Повелительный указ из Св. Синода о погребении тела еп. Павла пришел во Владимир 12 сентября, так что отпевание могло совершиться лишь 16 сентября. Отпевал епископ Суздальский Геннадий в сослужении Владимирского городского духовенства.
Согласно завещанию еп. Павла, на погребение и поминовение издержано было всего 500 рублей, в том числе на поминовение дано было 30 руб. во Владимирский Успенский собор, 25 р. в Архиерейский дом и 11 руб. в церкви приходские гор. Владимира, считая по 50 коп. в 22 церкви. Кроме того из общей суммы, оставленной на погребение и поминовение, выдано в вознаграждение игумену Боголюбова монастыря Иринарху и экзаминатору протоиерею Иоанну Иоаннову по 10 рублей каждому. Отпуск этих последних наградных сумм произведен был в силу особого предсмертного распоряжения еп. Павла.

К истории Владимирской дух. семинарии при епископе Павле

Как известно, до 1764 года семинария содержалась в счет сборов с епархии в размере 1/20 с монастырей и 1/20 с священно-церковно-служителей приходских церквей. Сборы эти стоили семинарии многих хлопот, выколачивались с большим трудом и сопровождались постоянными недоимками. Но тем не менее, при всех этих неблагоприятных условиях, они давали в общем итоге сумму, которая позволяла семинарии не только существовать, приглашать со стороны учителей, но и завести нечто в роде казенно-коштного общежития, бурсы.
В 1764 году этот способ обеспечения духовных школ был прекращен. В Высочайшем указе, полученном еп. Павлом 27 марта 1764 г., взамен сборов с священно-церковно-служителей, правительство обещало на содержание семинарии «знатную повсягодно отпускать сумму» из коллегии экономии. Через год во Владимире стала известна и величина этой суммы. Оказалось, что на Владимирскую семинарию положено было по штату 653 р. 55 к. в год, т.е. в несколько раз меньше того, чем при всех недоимках и недочетах семинария получала до сих пор с епархии. Дальнейший рост семинарии был надолго приостановлен. Даже более того, — пришлось по необходимости сокращать и урезывать дело, доселе поставленное довольно широко и успешно.
Один из документов Суздальского архива и дает нам сведения о том, как Владимирская семинария решила по введении штата тяжелый для нее вопрос об условиях своего дальнейшего материального существования.
В марте 1769 года учитель семинарии Петр Тененев, преподававший с 1768 г. философию, подал прошение об увольнении его от службы в семинарии «для сыскания спокойнейшаго места». Просьба была удовлетворена, и затем последовал обычный запрос со стороны семинарии о дальнейшем распределении учительских должностей, а вместе с тем и штатной суммы. Консистория составила расписание, утвержденное ей Павлом, которое, конечно, в существенных чертах воспроизводило расписание прежнее с заменой лишь учительского персонала, восполненного иеромонахом Варлаамом (его предполагали вызвать из Саровской пустыни), и некоторым изменением в распределении их содержания.
В расписании консистории 653 р. 55 к. распределены были следующим образом.
«Первому учителю Кириллу Добровольскому сорок восемь рублев, второму учителю Родиону Раменскому тридцать девять рублев и третьему учителю иеромонаху Варлааму восемнадцать рублев. Более сего числа учителей не полагается для того, что по произведению жалованья прибавить не из чего. А как ныне будет только трое учителей, то им преподавать: первому философию и пиитику, второму риторику, грамматику и синтаксиму, а третьему нижние два класса, коим определенное жалованье производством начать с следующаго месяца мая и выдавать по прошествии каждой трети по представлениям от ректора с засвидетельствованием о преподавании их учения.
Числу учеников в семинарии быть прежнему пятьдесят человек. Им на пищу производить вышних школ двадцати человекам по три копейки на день — двести девятнадцать рублен, нижних школ тридцати человекам по две копейки на день — двести девятнадцать рублев. На наем трех сторожей с лошадью с октября по май — тридцать рублев; а с мая по октябрь по одному сторожу с лошадью семь рублев.
За всем вышеописанным расходом остальные деньги семьдесят три рубля 55 к. употребить на покупку в семинарию дров и на починку ветхостей».
Вот в какие тяжелые материальные условия была поставлена Владимирская семинария после введения штатного оклада! Даже принимая во внимание существовавшие тогда цены на предметы первой необходимости, должно сказать, что содержаться на две копейки в день ученику не было никакой возможности, точно также как и учителю на 18 руб. в год. Притом должно заметить, что в консисторское расписание совершенно не вошел расход на предмет, составляющий жизненный нерв всякого упорядоченного учебного заведения — библиотеку. Книги для чтения и учебные должны были приобретаться учениками из собственных средств, что при тогдашних условиях экономического быта духовенства и отношения его к новозаведенной семинарии являлось делом совершенно неосуществимым.
См. Владимирская духовная семинария.
Владимиро-Суздальская епархия

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (17.12.2016)
Просмотров: 243 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика