Багратион Теймураз (Антоний) - видный представитель грузинской царской династии Багратионов, сын царя Картли Иессея и правнук царя Вахтанга V, царевич Теймураз Багратион. Один из младших царских сыновей Теймураз Багратион с молодых лет был предназначен для духовной карьеры и воспитывался при дворе родного дяди католикоса Грузии Доментия IV. В 1738 году в 18-летнем возрасте Теймураз принял иноческий постриг и стал Антонием. С таким родством продвижение по иерархической лестнице было предначертано изначально. Уже в 1740 году 20-летний монах стал епископом, а потом и митрополитом Кутаисским. В 1744-м вскоре после кончины дяди 24-летний владыка Антоний стал католикосом-патриархом Восточной Грузии. Безоговорочное лидерство Антония (Багратиона) в грузинской Церкви продолжалось 13 лет. Но в 1757 году политическая ситуация в Грузии изменилась. Двоюродный брат католикоса царь Теймураз II обвинил предстоятеля в приверженности католицизму. Владыку Антония сначала лишили сана, а потом заточили в тюрьму. Полтора года опальный иерарх провел в узилище, после чего смог покинуть родину и отправился искать убежища в России. В Петербурге бывшего католикоса приняли с большим почтением. Члены Синода оправдали Антония во всех возводимых на него обвинениях. При его появлении российские архиереи дружно вставали, так как сан католикоса считался равным Патриарху. Но оставаться на положении почетного гостя Антоний не пожелал и попросил определить его в какую-нибудь епархию. Поначалу Синод отказал, ссылаясь на плохое знание грузинским архиереем российских нравов и обычаев. Но бывший католикос оказался настойчив. Свою просьбу он повторил лично императрице Елизавете Петровне. Царица прислала в Синод указ, которым предписывала предоставить царевичу-прелату епархию в обязательном порядке «не в дальности от Москвы.
Архиепископ Владимирский и Яропольский Антоний I (царевич Багратион)
Умер епископ Владимирский и Яропольский Платон (Петрункевич) 16 апреля 1757 г. в Москве. После его кончины возрожденная владимирская кафедра вновь оказалась вакантной. Тогда и родился, пожалуй, самый сумасбродный церковный проект той поры, согласно которому во Владимир решили определить грузинского царевича Антония-Теймураза (Багратиона), который прежде был патриархом-католикосом Грузии, но из-за междоусобной борьбы покинул свое отечество и нашел убежище в России.
В апреле 1756 г. Антоний оставил Грузию, 15 августа он был уже в Моздоке, а 16 января следующего года достиг Москвы. В марте того же года он прибыл в Петербург, где представил святейшему синоду, после оправдания своего в взводимых на него обвинениях в стремлении к латинству, собственноручно написанное им исповедание веры, в конце которого читается следующее: «Все, что утверждено и принято семью вселенскими соборами, и все, что исповедует, утверждает и принимает, в настоящее время, святая восточная церковь, как Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и всея России, и я исповедую, утверждаю и с благоговением «целую» (принимаю). И все, что анафематствовано и отвергнуто святыми семью вселенскими соборами и в настоящее время церквами, каковы: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и всея России, и я анафематствую и отвергаю. Исповедание веры было признано совершенно согласным с учением православной веры». 1 августа 1757 г. императрица Елизавета Петровна, по докладу из святейшего Синода, «в высочайшее свое присутствие в Петергофе», соизволила на то, чтобы «преосвященному» Антонию дана была в управление епархия не в дальнем расстоянии от Москвы. После другого доклада из св. Синода о праздных епархиях и кандидатах на них, духовник Ее Величества, протоиерей Московского Благовещенского собора Феодор Дубинский письменно, от 24 ноября, сообщил святейшему синоду, что, «ноября в 23 день Ея Императорское Величество, всемилостивейшая Государыня, указала, по докладу святейшего правительствующего синода, из представленных на праздные епархии кандидатов на Владимирскую определить… Преосвященного архиепископа Антония и отправить во оную епархию…» 8 августа этот указ объявлен был бывшему католикосу Грузинскому. Интересны те условия, которые выставлены в указе, при определении Антония на Владимирскую епархию, и которые он должен был соблюдать, а также те наставления и правила, которые прописаны ему, в указе, от синода. Вот что мы читаем в указе: «Всепресветлейшая, державнейшая Великая Государыня Императрица Елисавета Петровна, самодержица всероссийская в высочайшее свое в Петергофе приветствие, по докладам от синода, указать соизволила Вашему Преосвященству дать епархию, не в дальности от Москвы состоящую, точию с тем, чтоб Вашему Преосвященству ни католикосом, ни патриархом не именоваться и не писаться, и поступать бы во всем по правилам святым и по указом и по прежним во всероссийской империи употребляемым обычаям без всякой как в священнослужении, так и одеждах и во всех церковных церемониях против преосвященных архиереев отличности. А для лучшего и удобнейшего той епархии, в которую ваше преосвященство определен быть имеете, управления определить из архимандритов человека достойного и к правлению епаршеских дел достаточного и в исполнение оных высочайших Ея Императорского Величества имянных указов святейший правительствующий синод приказали: учинить следующее. 1-е Ваше Преосвященство, призвав пристойным образом в святейший правительствующий синод и о бытии Вашему Преосвященству во Владимирской епархии архиепископом оной имянной Ея Императорского Величества указ объявить в синодальном собрании и объявлен. 2. Ваше Преосвященство, яко из природных грузинцов в Россию выехавшего, о бытии Вашему Преосвященству в верной службе и в вечной Ея Императорского Величества подданства привесть к надлежащей присяге и приведен. 3. Архиерейское священнослужение исправлять; облачение и одежды и протчие обряды до архиерейского сана принадлежащие употреблять и в отправлении по Владимирской епархии всяких дел поступать в силу святых правил и высочайших Ея Императорского Величества указов, духовного регламента и означенной своей присяги во всем точно противу грекороссийских преосвященных архиереев без всякой отличности и католикосом, ниже патриархом отнюдь не именоваться и не писаться, и ни от кого такого титула не принимать и не иметь; також домовым своим служителем и подчиненным того чинить накрепко запретить, чтоб тем титулом писать и именовать не дерзали. 4. О определении к Вашему Преосвященству для управления епаршеских дел и протчаго в силу означенного августа 1 числа имянного Ея Императорского Величества указа администратора с принадлежащим наставлением имеет быть учинено особое определение немедленно, и Преосвященному Антонию, архиепископу Владимирскому и Яропольскому о том ведать и чинить по сему Ея Императорского Величества указу; а о достодолжном имяни Вашего Преосвященства отныне во всей Владимирской епархии по монастырям и церквам и при всяких церковных служениях воспоминаний и о безпрекословном и подобающем всей той епархии священномонашествующим и всякого чина и звания людем Вашему Преосвященству послушании и повиновении во Владимирскую духовную консисторию, також для ведома к синодальным членам в епархии к преосвященным архиереем и в протчия подчиненные святейшего синода места указы из святейшего правительствующего синода посланы».
Антоний I (Багратиони) - архиепископ Владимирский и Яропольский (23 ноября 1757 - 16 декабря 1762). В 23 ноября 1757 года владыка Антоний был официально произведен в архиепископа Владимирского и Яропольского. Вторым титульным центром Владимирской епархии тогда официально являлся город Ярополч, ныне вошедший в черту Вязников.
Синод также назначил к архиепископу Антонию заместителя в звании администратора - Никона (Красовского) (иеромонах Александро-Невского монастыря), возведя его в должность администратора и настоятеля владимирского Царе-Константиновского монастыря с правом первенства перед всеми архимандритами.
При архиепископе назначен в качестве переводчика протоиерей Георгий Давыдов, из природных грузин, бывший до того в Свияже священником.
Никону велено было: «пока Антоний к русскому языку, обычаям и нравам приобучится и присмотрится, быть, яко администратору прилежит, при отправлении у его преосвященства домовых, вотчинных и всея Владимирской епархии дел... во всех случаях его преосвященство, яко своего пастыря и иностранную и здешних обычаев и поведений неизвестную персону с должною учтивостью всегда остерегать, дабы не нанеслось какого в неведении его нарекания, которое, ежели по какой причине нанесется, причтено будет не так к его архиерейской персоне, как к администратору». По сути, основные обязанности по управлению епархией лежали на администраторе иеромонахе Никоне Красовском, и получившим право заседать в консистории, с жалованьем в 150 руб. в год.
5 августа 1758 г. вместе с митрополитом Московским Тимофеем (Щербацким) архиепископ Владимирский и Яропольский Антоний участвовал в хиротонии в Успенском соборе Московского Кремля архимандрита Кирилла (Ляшевецкого) на Воронежскую кафедру.
Владыка Антоний оставил по себе память как молитвенник, подвижник, ревнитель просвещения и книгопечатания, он неукоснительно совершал архиерейское служение во владимирском Успенском соборе. Но основную нагрузку по управлению епархией нес архимандрит Никон.
Назначение на Владимирскую кафедру человека нерусского сулило в будущем большие сложности в управлении епархией. И действительно, уже в январе 1759 г. Никон (Красовский) подал в Синод жалобу на владимирского архиерея. В ней администратор писал, что владыку окружили подозрительные люди, главным образом, приехавшие с ним в Россию грузины. По их советам и правил архиепископ. Прикрываясь именем Антония, эти люди постоянно вмешивались в дела епархиального управления и бесконтрольно расходовали архиерейскую казну. По представленной жалобе началось расследование и вскоре Св. Синод вынес решение: «Преосвященному Антонию подтвердить, дабы он впредь излишних расходов не чинил, а архимандрита Никона уволить от администраторства». Владыка Антоний отделался лишь формальным замечанием.
Править епархиальными делами поручено было архимандриту Цареконстантиновского монастыря Товии — ставленнику и фавориту прежнего владимирского архиерея Платона (Петрункевича). Однако как человек слабохарактерный и болезненный, он не в состоянии был справиться с возложенными на него тяжелыми обязанностями, и уже в сентябре 1759 г. подал прошение об увольнении.
Тогда же Синод предписал быть администратором при владимирском архиерее, а вместе с тем и ректором семинарии архимандриту Арзамасского Спасского монастыря Амвросию (Арзамас тогда входил в состав Владимирской епархии), человеку энергичному и образованному. Иеромонах Амвросий прежде занимал должность префекта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а в апреле 1759 г. синодальным указом «по слабости здоровья» был переведен настоятелем в Арзамасский монастырь и в мае того же года архиепископом Владимирским Антонием посвящен в сан архимандрита.
Епископ Антоний 12 июня 1759 г. посетил село Палех. Им была усмотрена в доме одного крестьянина икона с двуперстным благословением, которую Владыка приказал у крестьянина отобрать.
Но и с Амвросием архиепископ-царевич не сработался. Менее чем через год от Амвросия в Синод также пришло доношение, где перечислялись злоупотребления епархиального управления. Так как попасть администратору к архиерею редко когда было возможно, Амвросий просил снять с него всю ответственность за творившиеся в епархии безобразия. Между владыкой и администратором стали происходить открытые столкновения, и вскоре пребывание Амвросия в епархии стало невозможным. В мае 1761 г. Синодальным указом Амвросий был уволен. В конце концов, в Петербурге решили больше администраторов во Владимир не назначать, тем более что к тому времени архиепископ Антоний изучил русский и церковнославянский языки, сблизился со многими иерархами русской церкви (особенно с митрополитом Московским Тимофеем (Щербацким) и проникся местными реалиями.
Владыка Антоний впервые организовал целую бригаду мастеров для ремонта и реставрации владимирских храмов. В 1760 г. «при кафедральном его преосвященства Владимирском архиерейском доме» состояло мастеровых людей: «иконописцев 4; оловянишников 1; столяров 5; плотников 4; кузнецов 3; каменщиков и штукатуров 9; оконишников 2». В поданной в Синод ведомости указывалось также, что «прочим мастерствам потребное число людей к обучению отдано быть имеет».
Но в судьбу царственного архипастыря вновь вмешалась большая политика. Гонитель католикоса Теймураз II умер, а новый царь Грузии Ираклий II, тоже двоюродный брат Антония, призвал кузена возглавить грузинскую Церковь. Осенью 1762 г. архиепископ Владимирский и Яропольский Антоний I подал прошение в Св. Синод «об отпуске его за слабостию здравия, от чего... и к правлению епаршескому яко делу смотрения требующему крайнюю наносит ему неспособность». Преосвященный просил отпустить его «из России во отечество его в Грузию со всемилостивейшим Ея Императорского Величества за беспорочную службу на неблизкий проезд с находящеюся при нем из выехавших с ним духовных и светских персон свитою высокомонаршим награждением». Синод 8 ноября 1762 г. рассмотрел просьбу владимирского архиерея и приказал: «Ея Императорскому Величеству поднесть от Синода всеподданнейший доклад с таковым представлением, что Синод как ко увольнению означенного преосвященного архиепископа Антония для показуемых во оном прошении резонов от епархии Владимирской, так и к выпуску его из России во отечество его в Грузии с обретающимися при нем из выехавших с ним в свите духовными и светскими (коих по представленному реестру значится всего 20 человек) препятствия не предвидит и ко удержанию его в России нужды не обстоит; а коликим числом на дорожный из России в Грузию проезд его преосвященства с свитою повелено будет снабдить, оное оставить во всемилостивейшее Ея Императорского Величества соизволение и ожидать на то Высочайшего Ея Императорского Величества указа». Императрица Екатерина II на этом докладе наложила собственноручную резолюцию: «по докладу Святейшего Синода отпустить преосвященного Антония и с его свитою, а в награждение и на проезд выдать ему из Синодальных доходов по рассмотрению Синодскому». 20 декабря 1762 г. Синод распорядился выдать архиепископу Антонию на дорогу 1500 руб.
В конце 1762 года с разрешения российского Синода Антоний (Багратион) покинул Россию и вернулся в Грузию, где вновь занял пост католикоса - на этот раз более чем на четверть века до конца своей жизни.
Пятилетнее пребывание во Владимире способствовало тому, что этот иерарх до конца своих дней ориентировался на Россию, куда потом приезжал еще трижды.
В 1771-1774 гг. католикос Грузии Антоний (Багратион) вновь посетил Россию и побывал в Петербурге в составе посольства, сопровождавшего царевича Леона Ираклиевича. В 1783 г. католикоса Антония назначили членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. Скончался бывший владыка Владимирский 1 марта 1788 г. и был погребен в Мцхетском кафедральном соборе Светицховели - традиционном месте упокоения грузинских католикосов.
Кафедральный собор Светицховели в Мцхете, где погребен католикос Грузии Антоний I