Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
11:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [257]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Свято-Боголюбский Алексиевский монастырь города Владимира

Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь

Религиозная Организация «Свято-Боголюбский Мужской Монастырь» Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 29 декабря 1999 г.
Адрес: г. Владимир, Константино-Еленинский проезд, д. 8.
Настоятель - игумен Шевчук Сергей Васильевич

КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Еще в IX – нач. Х вв. на этих землях жили угрофинские племена – язычники, которые поклонялись своим богам и приносили им жертвы на капищах.

Село Доброе - одно из древних поселений владимирской округи; на его восточной окраине находился курганный могильник XII—XIII вв.
Здесь возникает первое поселение монахов – славян, пришедших с юга, и на месте бывших капищ строятся деревянные срубы храмов, православные церкви.
Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру.
Некоторые летописцы относят возникновение монастыря к кон. XII нач. XIII вв.
В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами.
Один из игуменов Константино-Еленинского монастыря Феодор был посвящен в 1276 г. в сан епископа. Он был поставлен в 1276 г. в епископа (1276—1286 гг.) Владимиру, Суздалю и Нижнему Новгороду. Из жизни епископа Феодора известно только, что в 1280 г. он вместе с другими архиереями находился в Переславле-Залесском при отпевании скончавшегося в декабре месяце митрополита Кирилла и провожал его тело через Владимир до Киева. Годом кончины епископа Феодора считается 1286-й или 1287-й; погребен он во «Владимирском Златоверхом Успенском соборе», «и гроб его доселе зрим».

Монастырь вновь был открыт в 1362 г. другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а впоследствии митрополитом Киевским и всея Руси.
Святитель Алексий происходил от перебравшегося в Москву черниговского боярина Федора Бяконта. Родившись в Москве в кон. XIII - в нач. XIV вв., Алексий получил при крещении имя Элевферия-Симеона. Стремление к иноческой жизни святитель Алексий высказывал с детских лет. В возрасте 20-ти лет он был пострижен в Московском Свято-Богоявленском монастыре, где возрос духовно, обретя во множестве дары Духа Господня.
6 декабря 1353 г. митрополит Феогност возвел Алексия в сан епископа Владимирского, благословив после себя на митрополичью кафедру.
В 1353 г. митрополит Феогност, правивший Церковью более двадцати лет, скончался, и митрополичью кафедру унаследовал епископ Владимирский Алексий, возведенный в митрополичий сан во время своей поездки в Константинополь. «Инаугурацию» провел патриарх Константинопольский Филофей Коккин (1353 г. или 1354 - 1377 гг.), причем Алексий стал первым на Руси митрополитом негреческого происхождения (он занимал святительский престол на протяжении 24 лет).
Алексий был арестован в 1358 г. в Киеве по приказу литовского князя Ольгерда в Киеве, где пробыл до 1360 г., а затем бежал из-под стражи.
Это было время, крайне сложное для Руси: не прекращались опустошительные набеги на русские города кочевников из Золотой Орды, и, кроме того, по всей стране прокатилась эпидемия чумы, не жалевшая ни бедных, ни богатых, ни князей, ни простолюдинов. В результате этого всенародного бедствия из всей некогда многочисленной княжеской семьи в живых остался лишь малолетний князь Дмитрий Иванович, впоследствии вошедший в русскую историю под именем Донского. Митрополит Алексий в необычайно сложный для страны момент стал воспитателем будущего победителя полчищ Мамая и фактически возглавил Русское государство.
Однако мудрый митрополит Алексий не счел для себя возможным сосредоточить свою деятельность, главным образом, на сложных хитросплетениях политики, поскольку главным своим предназначением видел монашеское служение. А потому основные свои усилия он направил в это время на то, чтобы поддержать широко разворачивавшийся как в крупных городах, так и на далеких необжитых окраинах страны небывалый по своему размаху процесс монастырского строительства, у истоков которого стояли преподобный Сергий Радонежский, его друзья и ученики. Среди представителей светской власти, активно поддерживавших усилия митрополита Алексия, в первую очередь, следует назвать жену князя Дмитрия Донского княгиню Евдокию Дмитриевну, дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, впоследствии принявшую монашество с именем Евфросинии и основавшую ряд известных на Руси женских монастырей, в том числе, Вознесенский в Москве и Успенский Горицкий в Переяславле-Залесском.
Сам митрополит Алексий в это же время основал несколько не менее известных и прославленных мужских обителей в разных городах, в частности, в костромских, ярославских, тверских землях, а также в Москве и Подмосковье - так, его детищами были Чудов монастырь в Московском Кремле и Владычин монастырь в Серпухове. Не забыл митрополит Алексий и о городе на Клязьме.
12 февраля 1378 г. святитель Алексий блаженно почил о Господе.
20 мая 1431 г. (по данным архиепископа Филарета) были обретены его святые мощи (по сведениям митрополита Макария это произошло несколько позже, в 1439). См. Святитель Митрополит Алексий.

Пахомий Нерехтский

С Константино-Еленинской обителью связано и другое имя - св. Пахомия Нерехтского (в миру Иакова).
Родился Пахомий во Владимире в семье священника Игнатия. Мирское имя его было Иаков. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию. Особенно любил Иаков молиться в монастыре во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и в этой славной обители он принял иноческое пострижение с именем Пахомия. «И возгорелось Духом Святым сердце его, – говорит древний жизнеописатель преподобного, – и затрепетала душа его Божественной любовью, ибо огонь Божественной благодати зажег душу его, и восхотел быть иноком. – Дух Святый вел его на этот путь».
Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не препятствовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества. Новопостриженный юноша передается опытному старцу, строгому и требовательному духовному вождю, и беспрекословно подчинился ему: отрешается от своей воли и сдерживает желание своего сердца. Прошло сорок дней искуса, и настоятель посылает Пахомия в братскую пекарню. Неутомимо трудится здесь преподобный, работая днем и проводя без сна ночи, томя юную плоть свою.
Так прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диакона. Святой Алексий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настоятелем Царе-Константиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игумена, чем преподобный Пахомий, добродетели которого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Владимир, чтобы осмотреть воссозданную обитель, митрополит Киевский Алексий поставил игуменом своего ученика Пахомия.
Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жизни, назидая братию словом и примером. Но затем «Божия благодать пришла на него», и явилось у него желание перенести свои подвиги на место, где еще не сияли светом благочестия христианские подвижники. Ночью, тайно от братии, оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и удаляется в костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта. С собою принес подвижник из имущества только две книги: «Правильную книжицу» и Псалтирь.
Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни – возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.
В трудах и заботах о своей обители, в молитвенных подвигах и попечении о спасении души своей состарился преподобный Пахомий, занемог и почувствовал приближение кончины. Инокам, окружившим одр, он сказал прощальное наставление: «Братия! – начал подвижник, – ныне отхожу от вас и вручаю вас всех Пресвятой Троице и Пречистой Богородице. А вы выберите вместо меня, кого хотите, настоятелем».
В ответ братия заплакали и единогласно сказали умирающему старцу: «Отец наш и пастырь! Не лучше ли и нам быть погребенным с тобою, чем здесь оставаться без тебя!»
Преподобный утешил иноков, советовал им надеться на Бога и выбрал им в игумены на свое место Феодора, постриженика Владимирского Рождественского монастыря, оттуда пришедшего в Сыпановскую пустынь. И много святой поучал братию и наставлял на путь спасения, как соблюдать чин и устав монастыря, а в заключение прибавил: «Братия! Терпите находящие на вас скорби и беды на сем месте, да обрящете благодать Божию». После того преподобный испросил у братии прощение, дал им последнее благословение и отпустил с миром по келлиям. 21 марта он приобщился Святых Таин, взирая на иконы, провозгласил: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», – и скончался. Это было в 1384 году. Был погребен в основанном им Троицком храме.
Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого, позже была устроена гробница для святых мощей.
Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 23 марта – в день преставления.


Пахомий Нерехтский. Икона

Святитель Алексий дал указ построить деревянную церковь в честь святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.
Первоначально при монастыре была построена в 1362 г. соборная Царе-Константиновская церковь.


Уставная грамота митрополита Киприана Константино-Еленинскому монастырю. 1391 г. копия.

В 1389 г. великим князем Василием Дмитриевичем «Костянтиновскому монастырю митрополичьему и съ селы» дана несудимая грамота, а в 1391 г. митрополит Киприан «по челобитью сиротъ монастырскихъ» дал своему домовому монастырю уставную грамоту, определяющую отношения монастырских людей к монастырю. Обязанности их по этой грамоте должны состоять в следующем: «большимъ людемъ изъ монастырскихъ селъ церковь наряжати, монастырь и дворъ чынити, хоромы ставить, игумновъ жеребей весь рольи враты взгокомъ, и сеяти и пожати и свезти, сено косити десятинами и во дворъ въ везти, язъ бити вешней и зимней, сады оплетать, на неводъ ходити, пруды прудить, на бобры имъ въ осенине поити, а истоки имъ забивати, а на Великъ день и на Петровъ день приходятъ къ игумену, что у кого въ рукахъ; а пешеходцемъ изъ селъ къ празднику рожь молоти и хлебы печи, солодъ молоть, пива варить, на семя рожь молотить; и ленъ даетъ игуменъ въ село и они прядутъ и сети и дели неводные наряжаютъ; даютъ изъ селъ все люди на праздникъ яловицу; а въ которое село игуменъ приедетъ въ братщину и сенцы даютъ по зобне овса конемъ игуменовымъ».
В 1478 г. митрополит Геронтий дал Константино-Еленинскому монастырю несудимую грамоту, по которой его (митрополита) наместники и тиуны «не въ езжаютъ и не высылаютъ къ архимандриту того монастыря ни почто, ни судятъ его, ни его чернцовъ, ни черницъ, ни слугъ монастырскихъ, ни христианъ, а судить и ведаетъ самъ архимандритъ; архимандрита же судитъ самъ митрополитъ».
В 1504 г. великий князь Иоанн III Васильевич подтвердил «Константино-Оленинскому» монастырю с его селами несудимую грамоту, по которой княжеские наместники и волостели игумена, священника и старцев монастыря и монастырских людей «не судятъ ни въ чемъ опричь душегубства и разбоя». В это время, по указанию данной грамоты, монастырю принадлежали села: Суромна, Константиновское (село Доброе) и деревня Пенки.
В нач. XVII в. Константино-Еленинский монастырь не избег Литовского разорения, подобно Боголюбову монастырю.
В 1694 г. этому монастырю кроме села Доброго принадлежала деревня Суромна, да «въ Володимере внутри городе противъ Рожествена монастыря монастырской осадной дворъ да монастырская мельница на речке Сунгире».

В 1715 г. упоминается архимандрит Дионисий, управляющий обителью.
В 1721 г. по ветхости зданий и скудности средств содержания Константино-Еленинский монастырь был упразднен и приписан к Боголюбову монастырю, но в 1727 г. по просьбе братии опять восстановлен и оставлен на прежнем основании под управлением игуменов.
«По прошению мирянина Василия Киселева с товарищами, об обидах от игумена Царе-Константиновского монастыря Владимирской епархии Маркелла, живущим в монастырских вотчинах, и в назначении в тот монастырь архимандрита. 11 марта 1730 г.—30 марта 1731 г.
В прошении было изложено, что дело это производилось в Московской Духовной Дикастерии и в 1729 г. следователями по делу назначены Владимирского Рождественского монастыря архимандрит Сергий и Сноиицкого монастыря игумен Виктор, кои, приехав в Царе-Константинов монастырь в ночи в 5-м часу необычайно, велели разкласть огни и взять в игуменскую келью казначея Александра, братию и служителей и били их плетьми смертно безвинно; казначей лежал при смертном часе, исповедан, приобщен св. Таин; взят в Рождественский монастырь, где держан в чепи в хлебне, морен томною смертию и отослана скованным в Владимирский синодальный Духовный Приказ,— с согласия игумена Маркелла; сам-же игумен Маркелл чинить монастырскому хлебу и корму многую трату напрасно, о чем знает житенный монах Дорофей; назначенные вышеупомянутые следователи, норовя игумену Маркеллу, писали в Духовную Дикастерию, что челобитчики за делом не ходят и на следствие бумаги не дают,— а бумаги никогда и не требовали; просили взять казначея Александра в Святейший Синод в Москву (дабы ему не умереть во Владимире безвременно) и игумену Маркеллу запретить ведать монастырских крестьян судом, расправою и сборами.
По справке в Духовной Дикастерии оказалось, что дело об утрате и продаже игуменом Маркеллом монастырского хлеба, сена, лошадей и проч., о безвинном бое и обидах крестьян, производилось с 18 октября 1729 г.; игумен Маркелл был допрошен и отпущен в монастырь, а следствие по делу поручено архимандриту Сергию и игумену Виктору; между тем казначей Царе-Константинова монастыря иеромонах Александр со всею братиею и служителями монастыря не пустили в монастырь игумена Маркелла, хотели бить его до смерти, келью его запечатали, келейника выслали и побрали себе ключи, приходорасходныя книги и разные письма,— о чем и производилось дело.
17 марта Святейшим Синодом определено: следствие по делу оканчивать в самой скорости и подлинное дело следователям представить в Духовную Дикастерию, а к назначенным следователям придать еще, кого пристойно из обретающихся в Володимерских синодальных вотчинах на приказех синодальных дворян; иеромонаха Александра, если не касается до него важных причин, свободить на поруки, а игумену Маркеллу, за показанным на него подозрением, монахов, служителей и крестьян монастырских до указу ни в чем не ведать.
13 мая 1730 года архимандрит Сергий и игумен Виктор доносили Святейшему Синоду, что Киселев с товарищами в своем прошении напрасно их поклепали и оболгали, ибо монашествующие и слуги монастырские наказаны шелепами по определению Духовной Дикастерии, а чего ради взят в Володимер иеромонах Александр, о том в Московскую Духовную Дикастерию донесено.
11 сентября 1730 г. братия Царе-Константинова монастыря, иеромонах Александр, монахи — Дорофей, Иона, Феодосий, и подлинные крестьяне села Доброго с старостами, прислали в Святейший Синод прошение об определении к ним в монастырь архимандрита Белогостицкого монастыря Ростовской епархии Доримедонта, ибо он — человек добрый и смирный, а в Царе-Константиновом монастыре издревле архимандриты были, а ныне церковь Божия, за неимением иеромонахов и диаконов, стоит без пения.
Архимандрита, Доримедонт (в мире Димитрий Блохин), сын купца, родом из Юрьева Польского, 73 лет, в допросе показал, что в разных монастырях до 192 г. был конархистом, затем женился и был священником в Костромском уезде в селе Новом у Благовещенской церкви, с 201 г. священствовал в Москве у церкви Всемилостивого Спаса, что на Воронцовском поле, в 1714 г. овдовел и постригся в монашество в Козьмине монастыре Владимирского уезда (у игумена Симона), в 1715 г. был игуменом в Ростовском Яковлевском монастыре и в том же году перемещен в Углич Воскресенский монастырь архимандритом, в 1717 году перемещен в Белогостицкий монастырь, откуда в 1724 году уволен по болезни в Козьмин монастырь, приписанный к Николаевскому Волосову монастырю, откуда за оскудением, пищи перешел в Троице-Сергиев монастырь (к архимандриту Варлааму) и в 1730 году взят в Москву для священно-служения на Троицкое Богоявленское подворье, что в Кремле. О прошении братии и крестьян Царе-Константинова монастыря он сведом и, буде Святейший Синод повелит быть ему там, отрекаться не будет» (Материалы для истории Владимирской губернии. Собрал А.В. Смирнов. 1906).

23 ноября 1757 г. по Высочайшему повелению Антоний I (Багратион) был произведен в архиепископа Владимирского и Яропольского. Администратором к нему был назначен наместник Петербургского Троицкого Александро-Невского монастыря иеромонах Никон (Красовский). Никон был возведен в должность администратора и настоятеля Царе-Константиновского монастыря с правом первенства перед всеми архимандритами.
О. Никон был рукоположен во иеродиакона 25 декабря 1734 г. епископом Иркутским Иннокентием II, при котором находился до кончины последнего в 1747 г. и в доме архиерейском был управителем, состоя также надзирателем над Иркутской духовной школой, после чего уже иеромонахом был переведен в Александро-Невский Троицкий монастырь.
Ему велено было: «пока Антоний к русскому языку, обычаям и нравам приобучится и присмотрится, быть, яко администратору прилежит, при отправлении у его преосвященства домовых, вотчинных и всея Владимирской епархии дел... во всех случаях его преосвященство, яко своего пастыря и иностранную и здешних обычаев и поведений неизвестную персону с должною учтивостью всегда остерегать, дабы не нанеслось какого в неведении его нарекания, которое, ежели по какой причине нанесется, причтено будет не так к его архиерейской персоне, как к администратору». По сути, основные обязанности по управлению епархией лежали на администраторе иеромонахе Никоне Красовском, и получившим право заседать в консистории, с жалованьем в 150 руб. в год.
Св. Синод сделал распоряжение Преосвященному Антонию, чтоб он, чрез нарочито посланную «духовную персону», а именно чрез «администратора своего архимандрита Царе-Константинова монастыря Никона» произвел строжайшее следствие («изследовал накрепко») в самой Флорищевой пустыни «есть ли в оной какой новоявленной чудотворец и как по имени и когда именно оный и чрез какой случай стал бысть явлен и притом каковыя чудеса были, и если хотя малая потому какая приличность есть, чего ради Св. Синоду доселе ни о чем не репортовано»... Буде же ничего того не было и нет, то ему предписывалось «узнать от кого из жительствующих в той пустыни или в другом месте такое вымышленное эхо и описание произошли» и о всем, представить «обстоятельный репорт» в Св. Синод.
Таким образом Преосвященный Владимирский Антоний получил почти одновременно два указа — один из Московской Синодальной Конторы — в марте месяце, другой из самого Св. Синода - 13 апреля. Получив первый указ, Преосв. Антоний, очевидно, не очень был обеспокоен этим предписанием Синодальной Конторы. — Он сделал распоряжение, чтобы нужное следствие произвел протопоп Дмитриевского собора Иоанн Алексиев. Но пока протопоп этот собирался во Флорищеву пустынь, успел прийти более грозный указ из Св. Синода и Преосвященный Антоний во исполнение этого указа послал во Флорищеву пустынь администратора архимандрита Никона и в виду серьезности дела прикомандировал еще секретаря своей консистории. Второй указ Св. Синода показал, что дело это гораздо серьезнее, чем представляла Московская Синодальная Контора. Очевидно, он очень взволновал всех и прежде всего Преосв. Антония.
Чтобы понять всю серьезность и неприятность, могущую произойти от этого дела, нужно принять во внимание те взгляды, которые существовали в то время у правительства на эти толки «о чудесах и проявившихся мощах» и те строжайшие законы, которыми преследовались всякие такие слухи.
Со времени Петра Великого, резко ополчившегося на разного рода «суеверия», правительство издало ряд указов, с целью искоренения «суеверий», коими жестоко преследовало «все лишнее, ко спасению непотребное, на интерес только свой от лицемеров вымышленное и простой народ прельщающее и, аки снежные заметы, правым истины путем идти возбраняющее». В правительственных указах времен Петра неоднократно подтверждалось, дабы «суеверия и богопротивного чествования не было, дабы неведомых и от церкви незасвидетельствованных гробов за святыню не почитали»... дабы «ложных чудес не вымышляли». Все это строжайше преследовалось правительством XVIII века и за все проступки этого рода налагались жестокие наказания. Жестокие наказания полагались и за разглашение мнимых чудес и другого рода суеверий. Так за корыстное «разглашение ложного чуда» или за распространение какого либо другого суеверия законами определено было телесное наказание и вечная ссылка на галеры по предварительном вырезании ноздрей. «Суеверия» эти должны были искоренять в епархиях епископы и с них бралась присяга при рукоположении, коей они обязывались следить, чтобы в их епархиях «суеверия и богопротивного чествования не было, дабы неведомых и от Св. Церкви несвидетельствованных гробов за святыню не почитали, чтобы ложных чудес не вымышляли».
Такие же присяги давали и священники при своем посвящении, и понятно, — за нарушение всех этих обещаний они строго наказывались. Доказать истинность какого либо чудесного явления при тогдашних строжайших допросах, часто сопровождаемых пытками, стало чрезвычайно трудно и даже можно сказать прямо невозможно: нужно было обладать мужеством необычайным, чтобы решиться на объявление какого-либо чуда или показавшегося сверхъестественным какого-либо события.
В данном случае, в деле разглашения чуда, случившегося во Флорищевой пустыни, как бы следствие ни выясняло совершившееся чудесное явление, породившее такие широкие толки в народе, епископ являлся во всяком случае виновным если не за распространение слухов о чуде, то за недонесение во время о таком выдающемся случае, слухи о котором или «эха», как характерно выражается обер-прокурор Синода, разнеслись всюду и дошли даже до обеих столиц и Царского Двора.
Для того, чтобы не потерпеть никакого наказания ни епископу, ни лицам, распространявшим копии с «письмишка» о «чудеси во Флорищевой пустыни», нужно было доказать, что во Флорищах ничего не было и что «никакова чудотворца в проявлении мощей и чудес ни чрез никаковой случай никогда не было и о том ни от кого никогда не слыхали» и «описаний никаких об явлении мощей во Флорищевой пустыни не ведали и не слыхивали»... И посланный администратор архимандрит Никон вместе с несомненно опытным в производстве следствий секретарем консистории блестяще выполнили порученную им задачу. См. Дело «о проявившихся вновь Владимирской епархии во Флорищевой пустыне мощах и чудесах».
Назначение на Владимирскую кафедру человека нерусского сулило в будущем большие сложности в управлении епархией. И действительно, уже в январе 1759 г. Никон (Красовский) подал в Синод жалобу на владимирского архиерея. В ней администратор писал, что владыку окружили подозрительные люди, главным образом, приехавшие с ним в Россию грузины. По их советам и правил архиепископ. Прикрываясь именем Антония, эти люди постоянно вмешивались в дела епархиального управления и бесконтрольно расходовали архиерейскую казну. По представленной жалобе началось расследование и вскоре Св. Синод вынес решение: «Преосвященному Антонию подтвердить, дабы он впредь излишних расходов не чинил, а архимандрита Никона уволить от администраторства». Владыка Антоний отделался лишь формальным замечанием.
Позже с 1762 г. архимандрит Никон (Красовский) был определен присутствующим Экономической канцелярии Синодального правления, а 22 мая 1763 г. с учреждением Коллегии Экономии ему было повелено определить новое место.
Править епархиальными делами поручено было архимандриту Цареконстантиновского монастыря Товии — ставленнику и фавориту прежнего владимирского архиерея Платона (Петрункевича). Однако как человек слабохарактерный и болезненный, он не в состоянии был справиться с возложенными на него тяжелыми обязанностями, и уже в сентябре 1759 г. подал прошение об увольнении.

По штатам 1764 г. монастырь сделан второклассным с настоятелем архимандритом.

Архимандритом Константино-Еленинского монастыря Авраамием было начато возведение пятиглавой каменной Константино-Еленинской церкви.
Ремонт церкви, на который архимандрит Авраамий (его отрешил от присутствия в Консистории епископ Павел, но владыка Иероним восстановил в должности и почитал) по составленной местной провинциальной канцелярией смете просил 5 тысяч руб., так и кончился ничем, так как потребных средств епархия сама выделить не могла, а на просьбу императрице никакого ответа не последовало.
«За вышепрописанныя его, строителя Дорофея, вины, следовало-бы свести его на низшую степень монашества, но дабы онъ, будучи въ летахъ престарелыхъ, не могъ отъ печали прежде времени прекратить своей жизни, оставя въ звании иеромонашескомъ, класть ему въ томъ монастыре чрезъ месяцъ въ среды и пятки за литургиями по пятидесяти поклоновъ. Ризничаго Арсения и казначея Киприана перевести въ Цареконстантиновъ монастырь, а монаха Иосафа въ Боголюбовъ монастырь, где съ нихъ присужденныя деньги (утаенныя ими) вычитать настоятелямъ изъ жалованья ихъ ежегодно по половинному числу и отсылать въ Флорищеву пустынь. Иеродиакона Киприана за несправедливыя въ книге расхода записи, запретя священнослужение, оштрафовать чрезъ два месяца въ Цареконстантиновомъ монастыре положениемъ въ понедельникъ, среду и пятокъ по пятидесяти поклоновъ земных» (указ Влад. Духовно. Консист. 1785 года января 31 дня, за № 305).
В 1772 году получили из Владимирской Консистории и указ следующего содержания: «Указ ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийския, из духовной — Преосвященного Иеронима, Епископа Владимирского и Муромского, Консистории,- Кафедрального Владимирского Успенского собора протопопу Иоанну Федорову с братиею. Cегo мая 19-го дня 1772 года в изданном от его Преосвященства в Консистории определении написано: как-де в прошлом 1771 г., в исходе сентября месяца в граде Владимире оказалась опасная заразительная болезнь, то во время продолжения оной градские начальники и обыватели просили его Преосвященство, чтоб ради умилостивления Всесильного и Всемогущаго Бога, дабы оное праведное Его наказание отвращено было, принесть из Боголюбовского монастыря образ Божия Матери, нарицаемыя Боголюбивыя. Его Преосвященство, смотря на важность тогда бывших обстоятельств, рассудил по оной просьбе сделать удовольствие. Почему оный образ Божия Матери и принесен был во Владимир с обыкновенным крестным хождением октября 22-го числа того 771 года; и с того времени бывши в граде ноября до последних числ, ношен, как в имевшихся тогда крестных хождениях, так и по желанию граждан, для отправления пред оным молебствия в домы их. А как благодатию Божиею, помянутая опасная болезнь во Владимире в ноябре месяце того ж 771 года совсем прекратилась то ныне градские жители с общаго своего согласия представили его Преосвященству, дабы оный образ Божия Матери и в каждый год, в известное время приношен был во Владимир, дабы вышеозначенное от милостиваго Бога оказанное благодеяние и в последующее время без забвения свидетельствуемо было усердным почтением и рабскою благодарностию. Таковые граждан представления его Преосвященство, находя справедливыми и богоугодными, определил: как ныне, так и в последующие годы выше ревенный образ Божия Матери Боголюбовых приносить в град Владимир маия 21-го, и обратно в монастырь относить июня 17-го числа с крестным хождением и с таковою церемониею, как вся ныне отправляема быть имеет, и о том в Кафедральный Успенский собор и в Боголюбов монастырь послать указы и Кафедрального Успенского собора протопопу Иоанну Федорову с братиею чинить о том по сему ее Императорского Величества указу и в Боголюбов монастырь о том же указ из Консистории послан». Указ соборному протоиерею подписан Цареконстантиновским Архимандритом Авраамом. С этого то 1772 года и до сих пор ежегодно приносится чудотворная икона Боголюбской Божией Матери в гор. Владимир.
В 1775 г. согласно указу Святейшего Синода, за ветхостью зданий Константино-Еленинский монастырь был упразднен и братия его переведена в Николо-Волосовский монастырь, с настоятелем, братиями и церковной утварью, отчего тот иногда именовался Цареконстантиновским Николаевским монастырем.
18 июня 1776 г. по представлению епископа Иеронима Св. Синод дал разрешение «о бытии Владимирскому Царя-Константинову монастырю загородным архиерейским домом». Так как братия этой обители по синодальному же указу была переведена в заштатный Николаевский Волосов монастырь, то владыка Иероним предложил оставшиеся монастырские строения отдать под загородный архиерейский дом. Преосвященный доносил, что в Царе-Константиновском монастыре «холодная церковь многим казенным, а больше бывшего пред сим рачительного настоятеля архимандрита Авраама собственным и доброхотных дателей коштом к совершению уже приближающаяся, ибо... одними только главами не оконченная, останется на разрушении, потому что, хотя неподалеку того монастыря и находится село Доброе, но оно имеет свою церковь с кладбищем, почему, как не хотят предков своих оставить гробов, так к совершению монастырской церкви объявляют себя недостаточными и по многом Его, Преосвященного, увещании, приходом тут быть отреклись. При Владимирском же архиерейском доме, по состоявшимся о домах архиерейских и монастырях штатам, за неимением лучшего, оставлен один загородный хуторок Уршневской, с самым малым и то уже ветхим строением, а церкви там и не имеется».
Храм был передан общине села Доброе. Сельская же Никольская церковь находилась, согласно краеведческим источникам, к северо-востоку от монастыря. Прежняя деревянная приходская церковь после закрытия монастыря и передачи приходу каменного храма осталась праздной и была разобрана в конце XVIII в. или в начале XIX в.
От монастырских зданий, переданных сельскому приходу, кроме Константино-Еленинской церкви, оставалась еще каменная колокольня 1775 г. над св. воротами и с обеих сторон их две ветхие кельи, вероятно, деревянные.
В 1797 г. епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, - но в 1798 г., пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь.
Низший класс инфимы и аналогии в Духовном училище поручен был диакону Борисоглебской церкви Василию Збоеву, обучавшемуся в Московской славяно-грско-латинской академии. В академии Збоев дошел до курса риторики, который слушал три года. В 1799 году учитель инфимы и аналогии духовного училища В. Збоев назначен священником в с. Доброе, Владимирского уезда.

Жители с. Доброго занимались тем же отхожим промыслом, что и в с. Красном (отхожий промысел: с весны до глубокой осени они работали главным образом в Москве в качестве кровельщиков, маляров, штукатуров); здесь также широко было развито садоводство (вишни).
Когда наступало время сенокоса, епископ Ксенофонт (с 24 февраля 1800 г. по 3 июля 1821) отправлялся в село Доброе, епископ помещался в небольшом домике бывшего там архиерейского сада и наблюдал за уборкой сена. Певчие отправлялись с ним, днем помогали в сушке сена, а вечером, когда владыка на открытом воздухе пред домиком, в тени акаций, кушал чай, любуясь картинной местностью, пели духовные канты, получая при этом от владыки разные лакомства.
Любимым развлечением преосвященного Ксенофонта были фруктовые сады. Так называемый патриарший во Владимире сад, принадлежащий архиерейскому дому, сад при архиерейском доме, и наконец сад в селе Добром, к югу от приходской церкви, раскинутый по горе и вдоль оврага, — все эти сады устроены были при Ксенофонте и по его указанию, — все были тогда в превосходном состоянии: яблоки самых лучших, редких сортов, сливы, Васильевская вишня, невежинская рябина. Гуляя по садам, любуясь молодыми деревьями, владыка находил большое удовольствие видеть первые плоды дерев. Ни чем он не любил так похвалиться пред гостями, как сквозным наливом.

В 1812 г. в церкви по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта был устроен придельный храм во имя святителя и чудотворца Николая.


Константино-Еленинская церковь


Иконостас Константино-Еленинской церкви

«Прошу не оставить вашим милостивым покровительством вызваннаго на чреду священнослужения, владимирской епархии второкласснаго Цареконстантиновскаго монастыря, архимандрита Гедеона» (Из письма преп. Парфения к митр. Серафиму. 18 декабря 1833 года.).
В 1865 г. в трапезной устроили два придела - св. Николая и свт. Алексия. 12 февраля 1867 г. был освящен новоустроенный придельный храм в честь святителя Алексия Митрополита Московского.
Престолов три: в холодной во имя свят. Равноапостольных царя Константина и матери его Елены, в приделах теплых во имя Николая Чудотворца (в память прежней деревянной приходской церкви) и во имя свят. Алексия, митрополита Московского. Алтарь в церкви троечастный; над престолом в 1845 г. устроена сень.

В 1885 г. на средства крестьянина М.Д. Куликова рядом с церковью была построена весьма высокая кирпичная колокольня. Колокольня построена по проекту епархиального архитектора Н.Д. Корицкого, взамен старой каменной колокольни 1775 г. С дореволюционных лет на колокольне висела памятная доска с фамилиями местных жителей, строивших колокольню в 1885 г., а в 1920-1930-е годы эту доску замазали, так как указанные на доске люди опасались репрессий.




Колокольня Свято-Алексеевского монастыря

В церкви находился замечательный образ святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, древнего письма. Эту икону с 1771 г. ежегодно с 21 мая по 16 июня брали во Владимир и носили по домам вместе с иконой Боголюбской Божьей Матери.
Церкви принадлежали два двух-этажные дома; в одном из них помещалась мужская богадельня, а в другом народное училище.
Первоначально училище открыто местным священником в 1839 г. и помещалось в его доме.
Добросельское училище, Слободской волости, в с. Добром, основано крестьянином Михаилом Даниловым Куликовым в 1872 г. Ближайшие училища: Владимирские — в 3 в. и Красносельское — 1 ½ вер.
18 октября 1876 г. окончивший курс Владимиpской духовной семинаpии учитель Добросельского училища Михаил Экземплярский определен священником в Алексино-Святковский приход, Покровского уезда, на вакансию младшего священника.
В 1884 г. «Помещение основателя и попечителя Куликова, деревянное, отдельное; по свету и теплоте неудобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 12, шириной 8, вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 20 р. Библиотеки нет, но книг для чтения 70 экз. Земли нет. Учитель и законоучитель Иван Лепорский, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 24-го сентября 1883 года. Попечитель крестьянин Михаил Данилов Куликов, пожертвований от него не было. Учащихся к 1-му января 1883 г. 40 м. и 10 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило в 1883 г. 9 м. и 6 д. К 1-му января 1884 г. состояло 44 м. и 16 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 1, 8-9 л. - 6, 9-10 л. - 19, 10 — 11 л. - 12, 11-12 л. - 12, 12-13 л. - 15. Все из с. Доброго, вероисповедания православного и крестьянского сословия. Средства содержания: от земства 280 р., от частных лиц 150 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 150 р.; жалованье — законоучителю 40 руб., учителю 240 р. Неисправно посещали 2, за что были оставлены после уроков в школе. Прием в сентябре. Поступили все грамотными. Отказа за теснотой не было. Учебный год начинается с 27-го сентября и продолжается по 3-е мая. Пению обучаются и есть хор. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков: в I отд. - по Закону Божию - 2, по Русскому языку - 16, по арифметике - 2; в II отд. - по Закону Божию - 2, по Русскому языку - 16, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6; в III отд. - по Закону Божию - 2, по Русскому языку - 17, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получивших наград не было. Получившие свидетельство учились 5 л. Не окончившие курса учились до 6-ти лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделиям нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Добросельская мужская церковно-приходская школа в с. Доброе открыта в 1893 г.
Добросельская женская церковно-приходская школа в с. Доброе открыта в 1893 г.

Уволен за штат псаломщик села Доброго Владимирского уезда, Павел Виноградов, 2 марта 1904 г. Определен, окончивший курс пения Петр Виноградов, 2 марта 1904 г., и. д. псаломщика в село Доброе, Владимирского уезда.

«Пляшут под дудку попа (с. Доброе, Владим. у.). Среди молодежи нашего села есть стремление к просвещению. Молодежь хотела организовать в селе избу-читальню, но получила решительный отпор от стариков, которые, слушая проповеди попа, пришли к заключению, что изба-читальня — дело «греховное, дьявольское»» («Призыв», 15 декабря 1923).
Согласно данным на ноябрь 1930 г., в селе существовала ячейка Союза воинствующих безбожников, но собрания не проводились, взносы не уплачивались, не велась никакая работа с крестьянством.
14 июля 1934 г. Ивановский облисполком при закрытии храма в с. Кусунове рекомендовал верующим использовать для богослужений церкви в селах Добром и Красном, до которых 4 и 5 км. (тогда действовала Рахмановская переправа через Клязьму), в которых они удовлетворяли свои религиозные нужды примерно с 1930 г., то есть со времени фактического закрытия храма в с. Кусунове.
Храм действовал до ареста служившего в нем архимандрита Иосафа Михайловича Хрисанфова (1870 г.р.). В 1930 г. он служил в с. Давыдове (ныне Камешковского района). Был арестован 16 июня 1938 г. и приговорен к 5 годам лишения свободы.
В 1940 г. в одной из антирелигиозных статей во владимирской газете «Призыв» сообщалось: «Прикрываясь христовой «кротостью», поп с. Доброго на празднике Благовещения выступил с контрреволюционной проповедью, призывая стоять за церковь». Вероятно, это событие относится к 1938 г. и именно оно стало поводом для ареста священника.
После ареста священника храм не был закрыт. Как писали верующие в вышеуказанном письме патриарху в 1944 г., «между тем все налагаемые на этот храм налоги ежегодно прихожанами уплачивались, … недоимок никаких нет, поэтому он никем закрыт не был, да и верующие прихода сего стойко и крепко хранят и чтут православную веру своих отцев и берегут указанный древний свой храм в том виде, в каком он был».
Спустя какое-то время верующие стали «обращаться к соответствующим местным духовным и Советским Властям» с просьбами о назначении в храм нового священника – просьбы не были удовлетворены. 4 июня 1944 г. верующие, получив от Красносельского сельсовета разрешение, провели собрание, на котором решили писать письмо патриарху и собрали 137 подписей за возобновление служб в храме (в числе ходатайствовавших были и жители сел Суромны и Красного, в которых храмы были закрыты); на том же собрании был избран церковный совет из 23 человек. Тогда же прихожанкой Е.И. Кротовой, уполномоченной верующими, было написано патриарху письмо «с ходатайством о разрешении в нашем древнем благоустроенном великолепием храме, как незакрывавшемся, совершать богослужение и о назначении для этого священника». Письмо начиналось повествованием о древней истории храма, о некогда существовавшем на его месте монастыре, указывалось в письме, что «верующие прихода сего стойко и крепко хранят и чтут православную веру своих отцев и берегут указанный древний свой храм в том виде, в каком он был», налоги уплачивают, а совершение богослужений просили разрешить, «дабы не было в нашем древнем храме мерзости и запустения» и для «поминовения воинов, павших в боях Отечественной войны, борющихся против врага человечества фашизма», «ибо настала необходимость в воздаянии перед Богом молитвы об исполнении нашему воинству победы над врагом».
Просьба была отклонена, но сделано это не по причине отсутствия священника (единственно возможная причина для отрицательного ответа), а «ввиду того, что эта церковь не функционирует с 1937 г., а в г. Владимире на расстоянии 4 км. от селений Красносельского сельсовета Владимирского района имеются две действующие церкви», т.е. власти «ходатайство о разрешении совершать богослужение и о назначении для этого священника» переквалифицировали в ходатайство «об открытии храма». 18 августа того же года данное решение сообщили Е.И. Кротовой. Ответ властей не содержал ссылок на постановление о закрытии храма, как это обычно делалось. Из этого следует, что храм действительно не был официально закрыт сразу после прекращения в нем богослужений. Т.о. события 1944 г. можно считать закрытием храма.
Закрытие храма, естественно, не вело к автоматической утрате крестьянами религиозности. Так, в 1940 г. в с. Добром в праздник Успение не вышло на работу три звена («30 трудодней»).

СВЯЩЕННОЦЕРКОВНО-СЛУЖИТЕЛИ КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКОЙ ЦЕРКВИ (1795-1938 гг.)

СВЯЩЕННИКИ:
Василий Петрович (род. ок. 1775), служил в храме с 1799 по 1802 г. Обучался в низшем грамматическом классе Московской Славяно-греко-латинской академии. Жена Марфа Ильинична (род. ок. 1775) - дочь диакона Борисоглебской церкви г. Владимира Ильи Яковлевича. Дети: Авдотья (род. ок. 1796); Татиана (род. ок. 1799).
Андрей Дмитриевич (род. ок. 1766), служил в храме ранее 1795 по 1802 г. пономарём, священником - с 1802 по 1812 г. Сын дьячка церкви с. Доброго Дмитрия Стефановича. Окончил Владимирскую духовную семинарию (ВДС). Жена Настасия Егоровна (ок. 1769 - после 1835), дочь дьячка с. Нового. Дети: Пахомий (род. 15.01.1796); Татьяна и Ксения, близнецы (род. ок. 1793); Екатерина (род. 18.11.1803); Иоанн (род. 25.12.1806).
Порфирий Андреевич (род. ок. 1777), служил в храме диаконом с 1798 по 1812 г., священником - с 1812 по 1839 г. Сын дьячка с. Селимово Меленковской округи Андрея Ивановича. Окончил ВДС (1798). Жена Прасковья Кузминична (род. ок. 1779) - дочь крестьянина с. Доброго. Дети: Анисим (род. ок. 1798); Егор (род, 22.10.1800), обучался в ВДС, служил пономарём, псаломщиком в с. Добром (1816-1861); Николай (ок. 1802- OS.08.1807); Михайло (род. ок. 1804); Иван (род. ок. 1808); Стефанида (ок. 1814-19.01.1838); Архип (род. 11.02.1816).
Светаев Василий Николаевич (ок. 1818 - 15.07.1889), служил в храме с 17.04.1839 по 15.05.1887 г. Сын священника с. Раменье Гороховецкой окрути Николая Дмитриевича Светаева, окончил ВДС (1838) с отличием. Проходил должности: депутат с 27 марта 1859 г., член Владимирского духовного училищного правления (1867-1870). Награды: набедренник (14.03.1857) за честное поведение и усердное прохождение священнической должности; бронзовый наперсный крест в память войны 1853-1856 гг.; бархатная фиолетовая скуфья (1863) за особое усердие и успешное прохождение учительской должности; бархатная фиолетовая камилавка (03.04.1871) за отличное усердие, при честном поведении, прохождение возложенных на него должностей; орден Св. Анны 3-й ст. (1873) в награду за 25-летние усердные труды по званию наставника. Жена Прасковья Егоровна (род. ок. 1822) - дочь дьячка с. Доброго Егора Порфирьевича. Дети: Александра (ок. 1842-02.09.1913); Анна (ок. 1843-09.07.1871); Наталья (ок. 1845-29.07.1870); Елисавета (ок. 1847-06.11.1873); Ольга (ок. 1849- 29.10.1876); Александр (род. 11.10.1850), после увольнения из 1-го класса ВДС служил в Санкт- Петербургском главном казначействе; Николай (род. 05.09.1865), с 1887 г. - священник в с. Добром Владимирского уезда.
Светаев Николай Васильевич (05.09.1865 - после 1922), служил в храме с 15.05.1887 - после 1922 г. Сын священника с. Доброго Василия Николаевича Светаева, окончил ВДС (1886). Проходил должности: законоучитель при школе с. Доброго с 1887 г., катехизатор с 1889 г. Награды: набедренник (31.01.1891) за успешное проповедование Слова Божия, скуфья (01.02.1900) за усердное служение, камилавка (1906) за проповедование Слова Божия. Жена Александра Павловна (род. ок. 1868) - дочь священника с. Ряхово Ковровского уезда Павла Петровича Покровского. Дети: Александр (род. 09.10.1888), окончил ВДС (1911), в 1931 г. священник с. Доброго; Михаил (15.04.1890-16.09.1902); Нина (14.01.1892-21.07.1898); Сергий (род. 23.03.1893), окончил ВДС (1913); Павел (род. 30.11.1897); Константин (род. 05.09.1899); Владимир (17.11.1901- 25.02.1907); Феодор (род. 03.04.1909).
Светаев Александр Николаевич (род. 09.10.1888), упоминается священником в с. Добром в 1931 г. Сын священника с. Доброго Николая Васильевича Светаева, окончил ВДС (1911). Проходил должности: учитель Подвязьевской церковно-приходской школы Владимирского уезда, 8 декабря 1911 г. определён священником с. Иворово Юрьевского уезда, 10 января 1914 г. перемещён в с. Котлучино Владимирского уезда, с конца 1917 г. - священник с. Ратмирово Владимирского уезда. В 1922 г. был приговорён Ревтрибуналом к 5 годам лишения свободы за несдачу церковного имущества. В 1924 г. Президиум ВЦИК постановил: оставшийся срок от определённого приговором считать условным и из-под стражи освободить. Жена: Нина Иоанновна. Дети: Сергей (род. 25.08.1916).
Хрисанфов Иоасаф Михайлович (род. 1870), упоминается в 1938 г. Родился в Санкт-Петербургской губернии. Проходил должности: в 1931 г. священник с. Давыдово Владимирского уезда. Арестован 16 июня 1938 г., приговорён к 5 годам лишения свободы.
ДИАКОНЫ:
Порфирий Андреевич (род. ок. 1777), служил в храме диаконом с 1798 по 1812 г., священником - с 1812 по 1839 г.
Пётр Михайлов служил в храме в 1813 г.
Якиманский Никита Иванович (ок. 1791- после I860), служил в храме дьячком с 1807 г., диаконом - ранее 1816 по 1853 г. Сын дьячка Иоакиманского погоста Шуйской округи Ивана Семёновича. Жена - Марья Ивановна (род. ок. 1791). Дети: Михаил (род. ок. 1812); Прасковья (род. 05.10.1813); Марья (род. 30.03.1817); Наталья (род. ок. 1821); Неонила (ок. 1826-13.05.1850), послушница владимирского Успенского девичьего монастыря; Иван (род. ок. 1832).
Афонский Павел Владимирович (род. ок. 1828), служил в храме пономарём с 05.11.1853 г., диаконом - с 22.12.1857 по 21.07.1873 г. Сын дьячка. Исключён из среднего отделения ВДС в 1849 г. Проходил должности: пономарь Покровской церкви с. Иваново Шуйского уезда (18.04.1850-1853), дьячок с. Баскаки Владимирского уезда (1853). 21 июля 1873 г. перемещён в с. Красное Владимирского уезда. Жена - Варвара Ильинична (род. ок. 1834) - дочь канцелярского служащего Владимирского гражданского суда Ильи Марковича Смирнова. Дети: Александр (ок. 1857-10.09.1863); Елисавета (ок. 1859-11.09.1863); Александра (1862); Василий (род. ок. 1870), окончил ВДС (1892), с 1895 г. - священник в с. Флорищи Покровского уезда.
ПСАЛОМЩИКИ (ДЬЯЧКИ):
Андрей Иванович (род. ок. 1782), служил в храме с 1800 по 1807 г. Жена Ирина Михайловна (род. ок. 1785) - дочь дьячка с. Доброго Михайлы Ильича. Дети: Василий (род. 30.12.1803); Иосаф (род. 03.04.1806).
Якиманский Никита Иванович (ок. 1791- после 1860), служил в храме дьячком с 1807 г., диаконом - ранее 1816 по 1853 г.
Егор Афанасьевич (род. ок. 1794), служил в храме пономарём с января 1811 г., дьячком - ранее 1816 по 1836 г. Сын дьячка пог. Игово Меленковской округи Афанасия Артемьевича. Исключён из 1-го класса ВДС. Жена Марья Михайловна (род. ок. 1796). Дети: Анна (род. ок. 1821); Николай (род. ок. 1832).
Добросельский Егор Порфирьевич (22.10.1800-10.09.1861), служил в храме пономарём ранее 1816 г,, псаломщиком - с 1836 по 1861 г. Жена Екатерина Андреевна (род. ок. 1803). Дети: Прасковья (род. ок. 1822); Иван (род. ок. 1828), был приписан к мещанству г. Владимира; Герасим (род. ок. 1833); Ксения (14.01.1838 -03.01.1904); Павел (род. ок. 1843), служил в храме пономарём, затем псаломщиком.
Виноградов Павел Егорович (ок. 1843 - 15.11.1908), служил в храме пономарём с 21.09.1861 г., с 29.08.1863 по 02.03.1904 г. - псаломщиком. Сын дьячка с. Доброго Егора Порфирьевича Добросельского. Проходил должности: после увольнения из 1-го класса духовного училища сверхштатный послушник в Николо-Шартомском монастыре близ г. Шуи (21.06.1860 - 01.09.1861). Жена Клавдия Фёдоровна (ок. 1847 - 08.07.1916). Дети: Александра (род. ок. 1865); Настасья (род. ок. 1870); Анна (род. ок. 1871); Пётр (род. 11.08.1878), служил псаломщиком в храме в с. Добром с 02.03.1904 г.; Ульяна (род. ок 1880); Иван (род. ок. 1883); Алексей (10.10.1887 - 29.07.1893).
Виноградов Пётр Павлович (род. 11.08.1878), служил в храме с 02.03.1904 по 1916 г. Сын псаломщика с. Доброго Павла Егоровича Виноградова, учился в капелле при архиерейском доме. Жена Екатерина Александровна (род. ок. 1884). Дети: Ольга (род. ок. 1907).
ПОНОМАРИ:
Андрей Дмитриевич (род. ок. 1766), служил в храме ранее 1795 по 1802 г. пономарём, священником - с 1802 по 1812 г.
Иван Иванович служил в храме с 1802 по 1807 г.
Елисей Герасимович служил в храме с 1807 по 1811 г.
Егор Афанасьевич (род. ок. 1794), служил в храме пономарём с января 1811 г., дьячком - ранее 1816 по 1835 г.
Добросельский Егор Порфирьевич (22.10.1800-10.09.1861), служил в храме пономарём ранее 1816 г., псаломщиком - с 1836 по 1861 г.
Фёдор Иванович служил в храме в 1836 - ранее 1846 г.
Афонский Павел Владимирович (род. ок. 1828), служил в храме пономарём с 05.11.1853 г., диаконом - с 22.12.1857 по 21.07.1873 г.
Виноградов Павел Егорович (род. ок. 1843), служил в храме пономарём с 01.09.1861 г., с 29.08.1863 по 02.03.1904 г. - псаломщиком.
Т.А. Лашманова, первый заместитель директора Государственного архива Владимирской области. Краеведческий альманах Старая Столица. Выпуск 13.


Пересечение Добросельской улицы с Константино-Еленинским проездом. 1965 г. Автор: А.Н. Крутов

Усилиями жителей села Доброе храм сохранил свое благолепие до 1960 г. Затем по указу местных властей все было сломано, вывезено, частично сожжено. Храм был перестроен, изуродован до неузнаваемости.
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь в Добром использовалась под склад Текстильконторы [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 246, 247]. Потом там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 1980–90-х гг. – ремонтно-производственное предприятие управления кинофикации.
При храме сохранилось кладбище (есть данные, что территория кладбища в с. Добром частично было занята под огороды и гаражи). На кладбище сохранился один дореволюционный памятник. Производить захоронения на кладбище перестали, вероятно, вскоре после присоединения села к городу.

Сохранился и 2-этажный дом, принадлежавший церкви. В нем раньше помещалась богадельня.


Церковь Константина и Елены. 1991 г. Автор: Андрей Агафонов

Колокольня и церковь Константина и Елены. 1991 г.

В сентябре 1994 г. церковь в плачевном состоянии отдана РПЦ. Создается община под настоятельством протоирея Александра Кузнецова. В октябре 1994 г. храм был вновь освящен во имя равноапостольных Константина и Елены. Одновременно начались восстановительные работы. Устранено и вывезено: административное кирпичное здание, десятки тонн железобетонных конструкций, гаражи, остатки оборудования; восстановлено энергоснабжение, водопровод и теплоснабжение, полностью заменена кровля и водружены кресты на всех пяти куполах храма. Медленно, но верно восстанавливался храм под настоятельством протоирея о. Александра при посильном участии многих прихожан и благотворительной помощи некоторых предпринимателей.
14 апреля 1996 г. на звоннице был установлен 3-пудовый колокол, переданный в дар храму от городской администрации в честь 1000-летия г. Владимира, о чем напоминает мемориальная табличка на колокольне.

Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь

Религиозная Организация «Свято-Боголюбский Мужской Монастырь» Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 29 декабря 1999 г.
В январе 2003 г. Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода.
7 мая 2003 г. решением Синода Русской православной церкви при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 г. - церковь во имя свт. Николая Чудотворца) основан Владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) в честь Боголюбской иконы Божией Матери мужской монастырь, настоятелем которого был назначен игумен Авраамий. В конце 2004 г. в монастыре жили игумен Авраамий (Павличенко) и 5 насельников, переведенных из Боголюбовского монастыря.
Церковь и колокольня входят в комплекс построек вновь образованного Свято-Алексиевского монастыря.

Чтимая икона (мироточит 7 лет) – святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, которая находится у северного портала храма в кивоте.
Идут восстановительные работы храма, благоустройство территории. Ведется работа по разработке и утверждению генерального плана застройки территории монастыря.
Литургия совершается ежедневно. Служат 3 священника, в том числе иеромонах и священноинок. Но, чтобы окончательно возродить прежнее его великолепие, предстоит сделать еще очень многое. И если мы всем миром – священнослужители, прихожане приложим общие усилия в благородном деле устроения дома Господня, восставший из забвения в своем былом благолепии храм останется лучшей памятью о прожитых нами годах и трудах, проведенных во славу Божию!










В 2021 году при мужском монастыре на средства президентского гранта начал работу пункт приема бездомных и всех нуждающихся. На реализацию проекта «Организация пункта питания и первичного приема для лиц без определенного места жительства и людей, попавших в кризисную жизненную ситуацию» Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь получил 458 741,00 рублей.
Пункт приема представляет собой вагончик, где есть необходимая мебель, душ и туалет. В первую очередь нуждающихся накормят и обеспечат чистой одеждой, а потом предложат помощь в решении жизненных проблем.

«После получения еды, одежды, отдыха подопечные направляются на встречи со специалистами социальных учреждений, Владимирского центра реабилитации для лиц без определенного места жительства, в фонд «Дорог каждый», если это бездомный, для дальнейшей социализации (жилье, содействие в восстановлении документов и последующее трудоустройство). Для того, чтобы вернуть людей, попавших в кризисную жизненную ситуацию, к нормальной жизни и поменять их жизненные установки, с ними будут общаться как священнослужители и послушники монастыря, так и приглашенные социальные работники», – говорят организаторы проекта.


Улица Пожарского

В гор. Владимире часть бывшей улицы Мира села Доброе решением исполкома горсовета N 933 от 9 мая 1957 г. переименована и названа именем Д.М. Пожарского.
Село Доброе
Владимиро-Суздальская епархия.
МОНАСТЫРИ Владимирской области.
Село Суромна
Село Красное
Парк Добросельский
Категория: Владимир | Добавил: Николай (03.05.2015)
Просмотров: 8792 | Теги: монастыри, Владимир | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru