Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.10.2017
12:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [684]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [175]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [27]
Александров [131]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковь Михаила Архангела (Красносельская церковь) города Владимира

Село Красное

От Владимира до Суздаля по почтовому тракту считается 34 версты. Этот тракт вначале, до села Доброго, идет по Московско-Нижегородскому шоссе и пересекает долину рч. Рпени. За речной долиной поднимаются высокие холмы, на которых расположены села Красное (в левой стороне от тракта) и Доброе (на самом тракте).
Села Доброе и Красное принадлежат к древнейшим поселениям Владимирского края и своими чисто русскими названиями свидетельствуют о том, что они первоначально были основаны славянскими колонистами в бывшей Мерянской земле в то отдаленное время, когда город Владимир приобретал политическое значение в древней Руси.
Именем «Красное» обыкновенно называют пригородные села: во Владимирской губернии с таким названием есть села при гг. Гороховце, Переславле, Юрьеве и Суздале.

На левом берегу реки Ирпень, у Красного села, была обнаружена группа курганов, сильно подпорченная кладоискателями. Встречающиеся здесь фрагменты керамики XII—XIII веков позволяют предполагать существование следов славянского поселения где-то на возвышенной части села Красного.

Обширное поселение XV—XVII вв. обнаружено на левом берегу реки Ирпень, у подножья возвышенности, на которой расположено село Красное. Здесь среди керамики, характерной для XV—XVI веков, встречается керамика болгарского типа. Лощение посуды вертикальное и горизонтальное, обжиг хороший. Здесь собраны также обломки тонкостенных красных кувшинов с одной ручкой, с «бархатистой» поверхностью. Среди этой керамики были фрагменты сосудов из совершенно белой глины. Как у тех, так и у других орнамент обозначен одной-двумя горизонтальными линиями под венчиками сосудов. Вся эта керамика археологами не датирована. Керамика выполнена на гончарном круге с отличным обжигом.
Небольшое поселение XV—XVI вв. было обнаружено на месте, указанном в середине XIX века В. Доброхотовым на склоне возвышенности Золотник, недалеко от Нижегородского (ныне Горьковского) шоссе. Среди керамики не оказалось посуды, характерной для Владимира XII—XIII веков, что не подтверждает предположения В. Доброхотова о том, что на этом месте якобы находился загородный дворец Андрея Боголюбского. Рядом с этим поселением в начале ХХ столетия археологу Н. Е. Макаренко показывали холм, называемый в народе «Гульбище», где жителями села Доброго устраивались народные гулянья.

Село Красное впервые упоминается в 1515 г., как дворцовое село, принадлежавшее князю, который приказал давать с этого села ругу Дмитриевскому собору во Владимир. В той грамоте великий князь Московский жителей села обязал каждый год выдавать на содержание соборного причта «по две четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две денги на соль и дрова». И хотя в той грамоте ничего не сказано о храме, название Красного селом подразумевает наличие в нём церкви. Можно думать, что церковь существовала там и в кон. 1490-х гг., и даже ранее, но без документальных подтверждений это всего лишь гипотеза.
В кон. XVI в. Красное упоминается во владении государя – разъезжая запись соседнего Царе-Константиновского монастыря называет село дворцовым.
От Красного села в 1609 г. приверженцы самозванца повели нападение на г. Владимир.

Красносельский заведующий военно-конским участком на трехлетие с 1884 года - крестьянин села Красное Николай Иванович Ясманов.
В 1888 году закрыт постоялый двор на общественной земле в селе Красном.
В 1895 году закрыта мелочная лавка Кочетова Михаила Кузьмича в селе Красном Красносельской волости.
В 1896 году в селе Красное пожарами истреблено 7 строений.
Лица, избранные волостными сходами на должность заведывающего военно-конским участком Красносельской волости на трехлетие с 1897 года и кандидата к нему: Иван Егорович Стригин, крестьянин села Красное; кандидат к нему - Иван Петрович Максимов, крестьянин села Суходол.

«Земский Начальник 2-го участка - тит. сов. Павел Васильевич Кутанин. В состав участка входят волости — Красносельская, Богословская, Борисовская, Слободская, Одерихинская, Бабаевская.

Красносельское Волостное Правление (Почт. адр. г. Владимир). Волостной старшины - кр. Федор Иванович Галятин. Писарь – Карп Иванович Кульков.
Волостной Суд. Председатель - кр. Андрей Яковлевич Архипов. Судьи: Кр. Алексей Михеев; Лаврентий Богомолов; Алексей Клыгин» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

К началу XX в. приход Михаило-Архангельского храма, помимо самого села Красное, включал деревни Архангеловку и Михайловку, основанные выходцами из села (этим и объяснялись названия деревень), и деревню Владимировку.
В 1920-1930-е гг. около деревень Архангеловки и Михайловки стали появляться улицы растущего в этом направлении г. Владимира, а 1 сентября 1933 г. постановлением ВЦИК д. Михайловка была включена в черту г. Владимира.

Церковь Михаила Архангела (Красносельская церковь)

Первое упоминание о красносельском храме встречается в патриарших окладных книгах 1628 г.: «церковь Михаила Архангела въ Красномъ селе… дани двадцать одинъ алтынъ 5 денегъ, наместничьихъ полтретья алтына и заезда четыре денги». В 160 (1652) г. по челобитью Александра Львовича Плещеева запечатана благословенная грамота в село Красное на один престол – во имя Арх. Михаила: очевидно, в этом году строилась новая церковь. «Въ 164 (1656) г. дани было положено 2 р. 26 алтынъ 2 денги». В 203 г. был выдан «на старой престолъ антиминсъ».
В XVII в. Красное снова пребывало в «частных руках» и имело сразу нескольких владельцев. Так, одним из них был князь Юрий Барятинский. В 1658 г. он продал свой «жеребий патриарху Никону».
В истории Никон оставил о себе память на многие века вперёд и вряд ли о нём когда-либо забудет человечество. Плоды его реформ православные пожинают, так сказать, до сих пор, а в своё время эти преобразования зачастую приводили к актам неповиновения, вооружённым стычкам и кровопролитию. Лишь немногим мирское имя этого человека говорит о чём-либо, но все без исключения слышали о патриархе Московском и всея Руси Никоне. В том же году Никон оставил патриаршество, удалившись в новоиерусалимский Воскресенский монастырь, который сам же и основал. Часть села Красное через своего основателя стала принадлежать этому монастырю: «жеребий впоследствии былъ во владении Воскресенскаго (Новый Иерусалимъ) монастыря». К слову, шестью годами позже Никон вернулся в Москву, влекомый властью, которой некогда был наделён (его вмешательство во внешние и внутренние дела России стало причиной опалы и удаления в монастырь). Но из белокаменной его в самом прямом смысле выслали обратно. В 1666-1667 гг. Никона лишили сана, и закончил свои дни бывший патриарх и владелец владимирского села в 1681 г. в Белозерском Ферапонтовом монастыре.
Послушная грамота на село Красное.
«От Царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев в Володимирский уезд Юрьевския приписи в Боголюбовский стан жеребей села Краснаго, что тот жеребей села был в вотчине за Святейшим Никоном Патриархом а во 176 году по указу Отца Нашего Великих Государей блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и по изложению Святейших Вселенских Патриархов и по памяти ис патриаршаго разряду за приписью дьяка Ивана Калитина та Святейшаго Патриарха Никона купленная вотчина дана к Воскресенскому монастырю в вотчинуж со всеми угодьи всем крестьяном которые в том жеребью села живут били челом Нам Великим Государем Воскресенскаго монастыря Строитель старец Сергей Казначей старец Никон збратию вотчина де их монастырская в Володимерском уезде Юрьевские приписи жеребей в селе Красном и по изложению де Святейших Патриархов та вотчина отказана им к Воскресенскому монастырю и отказные книги к Москве в поместной приказ присланы, а послушные де им грамоты на ту их монастырскую вотчину не дано и Нам Великим Государем пожаловать бы их велет стех отказных книг на ту их вотчину дать им послушную грамоту почему им тою вотчиною вперед владеть а в даче и в отказных книгах отказу Володимирские приказные избы подъчаго Ивана Федорова 176 году написано отказано к Воскресенскому монастырю Архимандриту Акакию Строителю старцу Феодосию збратиею вотчина Святешаго Патриарха Никона в володимерском уезде Юрьевския приписи в Боголюбовском стану жеребей села Красного а в нем двор монастырский пуст а к нему сад яблони пашни сто семьдесят четвертей в поле а вдву потому ж да под тем же селом Красным на реке на Рпени полмельницы словеть красноселка со всяким мелнишным заводом да к той же вотчине лес и сенные покосы и всякие угодья вопче тогож села Краснаго с помещики. И Мы Великие Государи указали дать на тое вотчину послушную грамоту и выб все крестьяне которые в том жеребью села Краснаго живут Воскресенскаго монастыря Строителя старца Сергия казначея старца Никона збратиею и кто по них впредь втом монастыре Архимандрит и строители и братия будут слушали пашню на них пахали и доход вотчинников платили. Писана на Москве лета … Октября в 19 день».
За приписью дьяка Анисима Невежина, справил Ивашко Некрасов, в книгу записана Октября в 20 день. Помета Дьяка Анисима Невежина. На обороте написано: Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы. У грамоты печать чернаго воску.


Красносельское училище, Красносельской волости, в селе Красном, основано в 1881 г. Ближайшие училища в 2 вер.
В 1874 г. «объявлена благодарность Его Высокопреосвященства священнику с. Красного, Иоанну Успенскому с церковным старостой и прихожанами села, за пожертвование ими на устройство церковно-приходского училища и сторожки при церкви до 600 руб.»
В 1876 г. «учащихся – 52 муж. и 8 жен. Учитель – студ. дух. семин. Вас. Вас. Селинин (180 руб. в год). Законоучитель – свящ. Успенский (40 руб. в год). Попечитель – крестьянин Дмитрий Сем. Полканов. Содержание – 220 руб. от земства. Помещается в общественном доме, неудобно».
В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 15, шириной 10, вышиной 5 ар. Учебных пособий достаточно. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Александр Попов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881 г.; учитель Николай Белопольский, имеет свидетельство на звание учителя, преподает с 1875 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечитель крестьянин Ясманов, пожертвований от него не было. Учащихся к 1-му января 1883 г. 72 м. и 13 дев. Выбыло до окончания курса пожеланию родителей 4 м. и 6 дев. Окончило кура со свидетельствами 6 м. и вновь поступило 9 м. К 1-му января 1884 г. состояло 71 м. и 7 дев. Учатся все вместе. Все из села Красного. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиях: дух. 1 м., мещ. 1 м., крест. 69 м. и 7 д. Средства: oт земства 300 р., от общества 100 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р. Прием в сентябре. Учебный год с 16-го сентября по 3-е июня. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 2, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получили награды 17. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед к чтений нет».


Михайло-Архангельский храм и здание церковно-приходского училища в с. Красном.

С 1904 года две учительницы - Елизавета Капацинская-Романова и Антонина Капацинская; с 1904 г. законоучитель – отец Сергий Богословский.

Среди мужского населения с. Красного был развит отхожий промысел: с весны до глубокой осени они работали главным образом в Москве в качестве кровельщиков, маляров, штукатуров. Женщины, оставаясь дома, занимались обработкой вишневых садов.

В 1902 году в с. Красном была открыта богадельня в заведении крестьянина Ясманова. Содержалась на средства Александра Лукича Лосева.
1908 г. на содержание душевно-больных хроников в патронаже в с. Красном, Владимирского уезда, ежегодно ассигнуется по смете губернского сбора 10000 руб., из этих денег уплачивается за содержание 104-х хроников по 7 руб. 50 коп. в месяц за каждого, а всего в течение года приблизительно 9360 руб. и пособие обществу крестьян с. Красного за патронаж приблизительно 600 руб. в год, а всего израсходовано в 1906 г. – 9978 руб. 94 коп, в 1907 г. – 9973 руб. 95 коп.

Михаило-Архангельский храм

Деревянный Михаило-Архангельский храм быстро ветшал и постоянно нуждался в ремонте. Так, в 1652 г. он был перестроен по прошению А.Л. Плещеева. Перестраивалась и возводилась заново церковь и в другие годы.


Церковь Михаила Архангела (Красносельская церковь)

Сведения о втором красносельском храме появляются в 1731 г. В том году в ответ на челобитную владельца села майора «Ивана Дмитриева сына Дубровскаго въ вотчине его въ селе Красномъ разрешено было, вместо ветхой деревянной церкви, построить вновь деревянную церковь – во имя Преображения Господня. эта церковь была, вероятно, теплою; въ память ея и теперь существуетъ теплый приделъ – въ честь Преображения Господня» епископом Владимирским и Яропольским Платоном (Петрункевичем) была подписана храмозданная грамота на строительство вместо прежней ветхой церкви нового храма. Освящён храм был в честь Преображения Господня и, по всей видимости, эта была тёплая церковь, где богослужения могли проводиться зимой.

В 1788 г. в Красном на средства прихожан построен каменный храм с просторной трапезой и шатровой колокольней. При освящении главный престол остался в прежнее наименование – в честь Архистратига Михаила. В приделе южный престол освящён в память о тёплой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Появился в селе и третий престольный праздник – северный придел был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В описании храма кон. XIX в. отмечены «42 иконы праотцевъ, пророковъ, апостоловъ и святителей очень древняго письма». По мнению местного священника, эти иконы взяты из упраздненного Федоровского монастыря, бывшего близ села Красного. Прихожанами почитался крест, содержащий частицы святых мощей божьих угодников, найденный, как гласила местная легенда, в 1812 г. одним крестьянином. Среди богослужебных книг было несколько Евангелий печати 1642 (при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иоасафе), 1663 (печатанное при царе Алексее Михайловиче) и 1697 гг. Последняя из упоминаемых книг была некогда вкладом князя Лобанова-Ростовского и графини Шереметевой в сельский храм Московского уезда, а после случившегося там пожара в 1804 г. перемещена во владимирское село и приложена в придел Покрова Пресвятой Богородицы.

Под Красным селом на правом берегу реки Ирпень лежит еще одно старое урочище «Княжий луг», на котором недалеко от устья речки Почайны некогда находился обширный холм, называвшийся в народе Ярило. По преданию, на этом холме и по всей нижней долине реки Ирпень происходили «Ярилины» — народные торжества восточных славян в честь Ярилы — бога солнца, любви и плодородия. Праздник солнечного божества Ярилы был очень популярен во Владимире, и даже в конце XIX столетия в урочище Ярилова долина стекалось много жителей города и крестьян окрестных селений, где с первыми лучами солнца до его захода происходил красочный весенний праздник древних земледельцев.
В 50-х годах XIX века К. Тихонравовым были произведены археологические раскопки на Яриловом или Феодоровском холме, названном так позже по монастырю Феодора Стратилата, существовавшему на этом холме до 1764 года. К. Н. Тихонравов предполагал, что находившийся тут Федоровский монастырь «не был ли основан на месте Языческого капища».
К сожалению, эти археологические раскопки были произведены без соблюдения основных научных требований, что было характерно для археологии того времени. В частности, при раскопках был применен траншейный метод раскопок, который не дает планиграфию изучаемого археологического объекта. Поэтому трудно судить, существовало ли языческое святилище на этом холме или нет. Правда, при раскопках Федоровского холма были найдены майоликовые плитки от полов храма и части от его белокаменных колонн. Эти находки пока единственное доказательство существования этого монастыря в XII веке.
Из других археологических находок в урочище Ярилова долина следует назвать известный клад серебряных вещей, найденных в 1837 году у Нижегородской заставы при прокладке шоссе из Владимира в Нижний Новгород. Археологические разведки на месте найденного клада не производились. Местоположение этого клада Г. Ф. Корзухиной указано несколько неточно.
В 1877 году в Красном селе было 250 дворов, церковь во имя св. Михаила; вблизи холм, на котором белые надгробные камни – остатки бывшего здесь Федоровского монастыря, упраздненного в 1764 году.
На 4-й версте от г. Владимира, по дороге к Суздалю, вправо возвышается довольно большой холм, на вершине которого во многих местах в XIX в. видны были белые камни, бывшие, вероятно, надгробными, и большая часть из них вросли в землю. На этом месте был Феодоровский монастырь. Против холма, где была обитель, по левую сторону дороги, в небольшом овраге, которым протекает речка Почайка, был святой ключевой колодец. Многие сюда ходили умываться и брать воду в дома, как целительную от болезней. Есть предание, что ключ этого колодца обретен первым настоятелем Феодоровского монастыря, по приказанию которого сделан на нем сруб, и братия с того времени пользовалась из него водой. В 1850-е годы при этом колодце стоял столбик, с образом Иоанна Предтечи, под крышей. Из села Красного, находящегося недалеко от этого колодца, ежегодно совершался крестный ход сюда 24 июня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, установленный с давних времен, куда по этому случаю, стекалось немало и жителей Владимира.
Долгое время приходом церкви было только само село Красное. Во второй пол. XIX в. приход увеличился, в нём появились две деревни, названные по главному престолу: Архангеловка и Михайловка. Эти деревни выделились из Красного села в 1869 г. после пожара, и названы так по имени приходской церкви. В конце XIX века в этих двух деревнях, расположенных в полутора верстах от Красного проживало: в Архангеловке 169 душ обоего пола, в Михайловке 475 душ; кроме того – семейства военных – 52 души обоего пола; а всего 1998 душ обоего пола. Все православные, большинство мужчин каменщики. В самом селе Красном по данным 1890-х гг. было более 1299 душ обоего пола.

27 июня 1868 г. умер села Красного священник Михаил Благосклонов.
Престолов в храме было три: в холодной – во имя Архангела Михаила, в теплой с правой стороны – в честь Преображения Господня, на левой – в честь Покрова Божией Матери.
От прежних времен в кон. XIX века в церкви хранились 42 иконы праотцов, апостолов и святителей очень древнего письма (По мнению местного священника, эти иконы взяты из упраздненного Федоровского монастыря, бывшего близ с. Красного.),святое Евангелия, печатанное 1642 г. при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иосафе; Евангелие, печатанное при царе Алексее Михайловиче в 1663 г., Евангелие выхода 1697 г. – пожертвовано графиней Шереметьевой и князем Лобановым-Ростовским сначала к церкви с. Акатова, Московского уезда, а после пожара в этом селе в 1804 г. – в село Красное в придел Покрова Пресвятой Богородицы. Замечателен также небольшой крест с частицами святых мощей, найденный, как говорят, красносельским крестьянином в 1812 г.
Церковные документы хранятся в целости; копии метрических книг с 1789 г., а исповедные росписи с 1829 г.
Количество церковной земли: усадебной 1 дес. 1000 кв. саж., пахатной 30 десятин и сенокосной 3 дес. План и межевые книги на землю имеются.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Общий его доход – преимущественно от служб и требоисправлений – составлял около 700 рублей в год. Все священнослужители проживали в собственных домах, выстроенных на церковной земле.

Последним священником села Красное в 1904 г. стал Сергей Павлович Богословский, женатый на Елизавете Александровне Поповой – дочери прежнего красносельского священника А.Г. Попова, унаследовавшей по тогдашней традиции место своего отца. Сергий Богословский был награжден скуфьею Епархиальным Начальством ко дню Св. Пасхи 1914 г. В 1938 г. о. Сергий Богословский был арестован и освобождён в 1943 г. Михаило-Архангельская церковь к этому времени уже стояла закрытой и только чудом не была разрушена. Погребён С.П. Богословский на Князь-Владимирском кладбище, могила его сохраняется до сих пор.

После Октябрьской революции 1917 г. прихожане стали считаться не собственниками, а арендаторами храмов, причём нередко построенных ими самими или их предками, и должны были заключать с местными органами власти договоры аренды на эти храмы. Религиозная община в с. Красном была зарегистрирована 12 июля 1923 г. (73 человека из села, 15 - из Михайловки, 10 - из Архангеловки и 3 - из Владимировки). Церковный совет составляли три человека: Стригин Павел Петрович (с. Красное), Доркунов Василий Павлович (д. Михайловка) и Шавриков Александр Павлович (д. Архангеловка). В документе говорилось о том, что при церкви были каменная сторожка (вероятно, имелось в виду двухэтажное здание церковно-приходской школы.) и кирпичная ограда с тремя железными воротами. На колокольне висело семь колоколов. Также в договоре с верующими на пользование храмом было указано, что в 1922 г. из храма изъяли три серебряных напрестольных креста, дискос, звездицу, ковчег, четыре блюда, кадило, ризу, восемь наугольников и другую церковную утварь в помощь голодающим Поволжья. Служил в храме священник Сергей Павлович Богословский и дьякон Иван Ефимьевич Руберовский. Священник был женат на Елизавете Александровне Поповой, дочери прежнего красносельского священника А.Г. Попова; С.П. Богословский по тогдашней традиции унаследовал место своего тестя.
8 июля 1928 г. во владимирской газете «Призыв» была помещена статья «Ретивый дьякон» (автор - некто «Свой») - о дьяконе, проживавшем в д. Архангеловке. Учитывая территориальное расположение деревни, можно предположить, что служил этот дьякон в Михайло-Архангельском храме села Красного, в этом случае можно также предположить, что этим дьяконом является вышеупомянутый И.Е. Руберовский. В статье имеется следующая информация о дьяконе: он пользуется в деревне большим авторитетом, к его слову прислушиваются на собраниях, но с местными властями отношения напряжённые, у него много детей, имеет землю («как все граждане»), жена работает на фабрике «Пионер». Чтобы устроиться на фабрику, ей пришлось официально развестись с мужем, но живут они вместе, в его доме проживает много квартирантов. Из подтекста статьи видно, что привычный быт духовенства разрушается на глазах: не всех уже устраивает, что дьякон, «как все граждане», владеет землей (не трудно предположить, что скоро её у него отнимут), что он выступает на собраниях; но наиболее ярким свидетельством является фиктивный развод.
Церковная сторожка, занимавшая часть помещения школы, использовалась не только сторожем для охраны храма, но и для спевок церковного хора, для отдыха перед богослужением прихожан из деревень прихода. Во время похорон в зимние месяцы прихожане из этих деревень грелись в сторожке, пока могильщики копали могилы. Вскоре такое положение дел перестало устраивать местные власти. 25 апреля 1928 г. Владимирский волостной исполком разрешил Красносельскому райсовету (так в документе, а, вероятно, речь шла о Красносельском сельсовете) использовать помещение сторожки для школы: «в церковной сторожке происходят спевки, выпивка и шум, что мешает работе школы, особенно в религиозные праздники, когда проходят занятия в школе».
Традиционно при закрытии храма или помещения при храме указывалось его дальнейшее использование. Здесь было предложено три варианта использования: «школа не имеет помещения для размещения групп, занятия в школе проходят в две смены, не имеется для двух школьных работников и одного технического служащего школы квартир, сельсовет для постоянной работы нуждается в помещении». Из трёх вариантов использования помещения сторожки был выбран самый простой: отдали под квартиру школьной работнице. Верующие пытались опротестовать во Владимирском уездном исполкоме (УИК) данное решение, ссылаясь на Циркуляр НКВД и НКЮ № 281 от 7 июня 1924 г., согласно которому при церкви должна иметься сторожка, находящаяся в бесплатном пользовании верующих. Но Владимирский УИК признал правильным изъятие у верующих сторожки, т.к. она располагалась водном помещении со школой, и лишь рекомендовал Владимирскому волисполкому предоставить общине право арендовать какое-либо строение около церкви под церковную сторожку.
Во время коллективизации у священника в с. Красном отобрали дом, переселив его вместе с семьёй в сырой подвал на другой улице. Было отобрано всё имущество, иконы и книги уничтожены. Богословский обратился с жалобой на эти действия в вышестоящие органы. Так как после статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» гонения на Церковь немного ослабили (в частности, 6 апреля 1930 г. комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК запретила выселять служителей культа из квартир), то вскоре Владимирский райисполком вынес решение вернуть ему дом, что отнюдь не устроило местных активистов, о чём даже появилась статья на страницах местной газеты «Призыв». Однако дом семье священника вернули. Но в скором времени над ним нависла угроза выселения как кулака вместе с семьёй в Сибирь, но, по воспоминаниям родственников, прихожане отстояли своего священника. При этом нельзя исключить, что дело было не только в заступничестве прихожан, а в некоторой осторожности властей после выхода вышеуказанной статьи И. Сталина, а также в их большей аккуратности по отношению к человеку, уже однажды нашедшего защиту в вышестоящих органах.
Основательная атеистическая работа проходила с большими сложностями. Так, в 1930 г. перед Рождеством в д. Михайловке силами студентов педагогического техникума была создана ячейка Союза воинствующих безбожников (СВБ), но за весь следующий год не было проведено ни одного собрания, не велась никакая работа и вообще никто из организаторов в деревне не появлялся. По данным на апрель 1931г. в самом селе Красном ячейка СВБ также существовала формально.
В 1935 г. проверкой была обнаружена недостача имущества в храме в с. Красном. Недостача имущества в то время рассматривалась как невыполнение условий аренды храма, в связи с чем договор с верующими был расторгнут. Как сообщил 5 июня 1935 г. церковный совет с. Красного во ВЦИК, Владимирский райфинотдел требовал с верующих уплаты в семидневный срок 17000 рублей за серебро, похищенное 9 лет назад, угрожая в противном случае закрытием храма. Может быть, верующие смогли уплатить сумму недостачи, может быть, сумели её опротестовать или был какой-то третий вариант развития событий, но после данных событий храм ещё несколько лет действовал.
17 марта 1938 г. был арестован священник С.П. Богословский. Сначала он содержался в камере на территории бывшего Рождественского монастыря во Владимире. Ему было предъявлено обвинение в создании при Ямской церкви контрреволюционной группы и агитации против советской власти. Вину он не признал. Некоторое время Богословского содержали в Ивановской и Александровской тюрьмах, потом он был сослан на три года в Казахстан. Вернулся из ссылки в 1943 г., служил сначала в с. Второво, затем был настоятелем Успенского собора во Владимире, потом до конца жизни - в Князь-Владимирской церкви г. Владимира.
В Михайло-Архангельском храме перестали совершаться богослужения.
17 мая 1940 г. на заседании исполнительного комитета сельсовета и актива (присутствовало 18 человек) директором школы было заявлено, что состояние церкви угрожает здоровью школьников: из-за отсутствия охраны они имеют беспрепятственный доступ внутрь помещения, где могут по шалости увечить друг друга; церковный же сторож отказывается охранять церковь, так как «все отказались». После этого заявления сельсовет решил: поставить перед вышестоящими органами власти вопрос о закрытии храма и использовании его под культурные цели, поскольку церковный совет от церкви отказался, а сама церковь нуждается в ремонте и охране.
8 июня того же года на общем собрании членов колхоза с. Красного «Красная Звезда» (присутствовало 239 человек из 263) председатель сельсовета А.И. Наумов поднял вопрос о пустующей и неохраняемой церкви, после чего было решено ходатайствовать перед Владимирским решено ходатайствовать перед Владимирским райсоветом о передаче помещения колхозу под культурный очаг. Из 239 присутствовавших 233 человека поддержали это решение.
Все время с мая по июль проводилась индивидуальная работа с членами общины-двадцатки (в общине должно было состоять не менее 20 человек - отсюда и название). Так, к началу процесса закрытия храма из 20 человек 8 умерло, 6 сменило место жительства. В результате проведённой индивидуальной работы ещё 4 человека подали в сельсовет заявления о выходе из общины.
11 октября 1940 г. Владимирский райсовет поддержал решение Красносельского сельсовета и колхозников села и на основании того, что храм с 1938 г. не функционирует, двадцатка распалась, здание из-за бесхозности разрушается, а в селе не имеется помещения для клуба, постановил просить исполнительный комитет Ивановского облсовета о закрытии церкви и использовании под культурные цели.
14 декабря 1940 г. исполнительный комитет Ивановского облсовета утвердил решение Владимирского райсовета о расторжении договора с религиозной общиной, закрытии храма и использовании его под культурные цели.
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь в с. Красном использовалась под склад обуви.

В нач. 1990-х гг. храм в честь Архангела Михаила (при нём уцелело кладбище с надгробиями XIX столетия) был возвращён Русской Православной Церкви.
В 1991 г. там состоялось первое со времени его закрытия богослужение. Правда, само село и две приходские деревни перестали существовать под натиском растущего города, обратившись в его улицы. Но оставшиеся деревянные домики, многие уже кособокие, с пустыми глазницами окон, помнят ещё пёстрые шумные компании, в дни храмовых праздников спускающихся на гуляния к речке Рпень, при которой издавна писалась Михаило-Архангельская церковь села Красное.
Храм был освящен 16 июня 1996 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.


Церковь Михаила Архангела (Красносельская церковь)

Адрес храма: ул. Красносельская, д. 93
телефон 21-99-16
Престолы: Михаила Архангела, Спаса Преображения, Покрова Пресвятой Богородицы.
Настоятель - Протоиерей Владимир Владимирович Ловковский.

Приписные храмы

- храм-часовня равноап. князя Владимира в Оперативном полку вн.войск МВД г. Владимира на Суздальском проспекте (в/ч 6523). Протоиерей Роман Борисович Шефарин, Протоиерей Ярослав Олегович Огурек, Диакон Сергей Владимирович Новиков.

***

20 мая 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о передаче сел Доброе и Красное в черту города Владимира. Благодаря этому решению, город Владимир расширил свою территорию сразу на 60 гектаров. Уже в следующем месяце исполком горсовета утвердил проект детальной планировки и застройки кварталов на землях колхозов при бывших селах.
Здесь должны были разместиться зеленая защитная зона, осваиваемая химзаводом, и 240 участков индивидуального строительства.

9 мая 1957 года по решению исполкома горсовета № 933 были переименованы сразу несколько улиц бывших сел Доброе и Красное, присоединенных к Владимиру. Дело в том, что в этих селах встречались улицы с такими же названиями, как и во Владимире. Поэтому нужно было избежать путаницы. Так улица Свободы бывшего села Красное переименована в улицу Фурманова.
Почему же это решение о переименованиях было принято в день праздника Победы? Просто 9 мая с 1948 до 1965 года не было выходного дня, и горисполком работал в обычном режиме.

Владимир Петрович Гладышев

27 июля 1898 года в селе Красном родился известный театральный художник Владимир Петрович Гладышев.
В юности он учился в Строгановском училище и ВХУТЕМАСе. Вращался в одних художественных кругах с выдающимися живописцами - Поленовым, Коровиным, Юоном.
С 1924 года Владимир Гладышев работал художником во Владимирском драматическом театре. За годы вторческого труда оформил более 100 спектаклей, в том числе «Ревизор», «Женитьба», «Вишневый сад», «На дне», «Как закалялась сталь», «Сказка об Иване-царевиче».
Скончался 9 сентября 1984 года.

Деревня Сущево

Около дер. Сущево еще в XIX веке было несколько древнерусских могильников (до 10 курганов) домонгольского времени.

К югу от д. Сущево находилась обширная пустошь Уршева. Слово «урша» на языке финно-угорского племени мери означает «рожь». Надо полагать, что эта земля уже в I тысячелетии н. э. находилась под этой сельскохозяйственной культурой.
Следует отметить, что при работе над топонимами этого района замечена следующая особенность в их изменениях. Урочища, упоминаемые в межевых документах XVIII века, в дальнейшем исчезают, уступая место более поздним названиям, а старые топонимы сохраняются, в основном, в названиях оврагов, некогда примыкавших к этим урочищам. Например, название рощи Кузянка, упоминаемое в документах 17 века, в последующих письменных документах не встречается. Это название местными жителями перенесено на большой овраг, некогда находившийся в северной части этого урочища. Название пустоши Уршева, встречающееся в межевых книгах XVIII века, в архивных документах XIX века уже не упоминается, а название это сохраняется за небольшим оврагом, находившимся на ее территории.
Как в истории этого района, так и в жизни города Владимира заметное место занимала роща Кузянка (Кузячка), упоминаемая в документах XVII века. Как удалось установить, в начале II тысячелетия н. э. в этой роще возникло одно из первых славянских поселений в нашем крае, а на окраине рощи Кузянки, видимо, этими же славянскими племенами справлялся один из их любимых летних праздников Купала. В «смутное время» роща была свидетельницей военного столкновения владимирцев с войсками Лжедмитрия.
До последнего времени было не совсем ясно местоположение этой рощи. Так, владимирский краевед В. Доброхотов располагал ее к югу от речки Почайны до линии Нижегородского шоссе, предполагая, что «это может быть заветная, священная роща наших предков «язычников». А известный «любитель старины» К. Н. Тихонравов помещал рощу «Кузянку» к юго-западу от Сущева, примерно до верховьев Кузянского оврага. Располагая ее здесь, он, видимо, пользовался планом этой деревни конца XVIII века, где к западу от нее находился какой-то лесной островок.
Пользуясь архивными документами первой половины XVIII века, попробуем выяснить границы рощи Кузянки в этот период времени. Из владимирских писцовых книг известна длина этой рощи: «Под Володимером лесу роща Кузячка вдоль на версту». Некоторые указания местоположения рощи есть в документе 1609 года: «В лесу в роще Кузянке у посаду... с другой стороны от Красного села».
В настоящее время напротив с. Красного, прорезая возвышенный правый берег реки Ирпень (Рпень), находится овраг, носящий название Кузячка. Все эти данные позволяли думать, что здесь и нужно искать указанный в документе посад, находившийся за этой рощей. Это поселение удалось обнаружить на правом берегу Кузянского оврага недалеко от его устья. Здесь на поверхности земли, в огородах, удалось обнаружить большое количество фрагментов глиняной посуды, которая датирована археологами XV—XVII вв.
Таким образом, роща Кузянка в первой половине XVII века занимала возвышенную часть плато между оврагами Почаевским и Кузянка, заходя несколько выше их верховьев. Да и название ее подтверждает, что, видимо, и в древности она занимала это местоположение. Слово «кузянка» несколько искаженное слово «кузем», которое на языке древнего финно-угорского племени мери означает «подниматься вверх, влезать».
В верховьях речки Почайны находилось старое урочище «Русалка», где еще в XIX веке в начале лета происходил любимый праздник древних славян Купала или Русалия. Этот праздник характерен красочными хороводами с однообразным и унылым напевом старинных песен, а в ночь на Ивана Купала — зажиганием костров и прыганьем через них. Если у славян-язычников по древним понятиям огонь имел очистительную силу, то позднее этот обряд имел уже другое значение: «кто выше прыгнет через купальный костер, у того уродится и хлеб выше».
Археологические наблюдения в этом урочище позволили на поверхности земли обнаружить несколько фрагментов керамики, характерной для города Владимира XII—XIII веков, свидетельствующих о том, что урочище Русалка в этот период времени не была безлюдным местом. См. Стоянка Русаниха (Верхний Палеолит).
На северном краю посада Кузянка, на берегу речки Ирпень было сделано интересное археологическое открытие. Здесь в 1962—1963 гг. бульдозером была прорыта глубокая и широкая траншея, грунт из которой пошел для насыпки моста через этот овраг. В боковых стенках этой траншеи четко проступали темные полосы культурного слоя, содержащего славянскую керамику. Толщина культурного слоя 15—22 см. Керамика, собранная здесь и на поверхности земли, в огородах, археологом В. П. Глазовым датирована XI—XII веками, т. е. поселение, к которому относится эта керамика, видимо, возникло одновременно со славянским поселением, открытым в 1953 году П. А. Раппопортом на территории Печернего города во Владимире.
Для Кузянского поселения XI—XII вв. характерна лепная керамика серого и красноватого цвета. Тесто, из которого она сделана, содержит большое количество крупных зерен дресвы, по всей вероятности, сильно обожженного, а затем растолченного гранита. Орнамент большей частью волнистый. Венчик горшков слегка отогнут. На гончарной посуде орнамент линейный и волнистый, покрывающий почти всю внешнюю поверхность горшков. Тесто состоит из зерен дресвы и ярко-красных кусочков шамота. Среди славянской керамики на поселении встречаются единичные фрагменты сосудов «дьяковского типа». Цвет керамики темно-серый, почти черный. Венчик сосудов прямой. Орнамент зубчатый, напоминающий орнамент керамики из Минского городища под Костромой.
В 50-х годах XIX столетия К. Н. Тихонравов рядом с этим поселением обнаружил группу курганов: «Близ реки Рпень на возвышенном берегу оврага, где была роща Кузячка, есть урочище «Клады», тут так же курганы». Местоположение курганов им дано несколько неопределенно, но так как К. Н. Тихонравов располагал рощу Кузянку за оврагом этого же названия, а других оврагов в этом районе нет, то урочище «Клады», несомненно, находилось на левой, так же возвышенной, стороне Кузянского оврага.

В 1859 году число дворов - 27; число душ мужского пола - 90; женского пола - 96.
Помещичья и казенная деревня Сущово: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 7; число дворов - 7; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 30, женского пола - 38; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 36, женского пола - 40; действительное население: мужеского пола - 40, женского пола – 45. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами; курганы».
В 1893 году Сновицкий приход состоял из села Сновиц (Третий Благочиннический округ), сельца Сущева, деревни Сущевой, деревни Фалелеевки (Боголюбки тожъ) и деревни Веризиной.

Заведывающий военно-конским участком Богословской волости на трехлетие с 1897 года - Антон Ларионович Большаков, крестьянин деревни Зелени; кандидат к нему - Иван Васильевич Челышев, крестьянин деревни Сущево.


Дома в д. Сущево

Деревня Сущево, Суздальский район, Владимирская обл. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения. Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Боголюбка, деревня Красное Сущево. Рельеф характеризуется низким перепадом высот. Рядом с деревней протекает река Рпень.


Река Рпень в д. Сущево

Население - 61 чел.


Родник в д. Сущево

Родник в д. Сущево, родник находится в конце деревни, на левой стороне асфальтированной дороги.

Родовое имение Смирновых в д. Сущево

Сущево - родовое имение Смирновых - этой ветви родственников Грибоедова - находилось в семи верстах от Владимира.

Среди потомков Семёна Михайловича Лачинова сохранились любопытные воспоминания о будущем дипломате Александре Грибоедове: «Когда больной Грибоедов приехал в Сущево, кто-то из дворовых людей привёл к нему деревенскую знахарку Пухову, которая взялась его вылечить. Она лечила его настоями и травами, добрым взглядом, добрым словом. Грибоедов, кроме сильной простуды, страдал еще нервной бессонницей, и эта удивительной доброты женщина проводила с ним в разговорах целые ночи. Уезжая из Сущева, Александр Грибоедов хотел с ней расплатиться, но она ответила, что брать деньги за лечение - грех. Если она их возьмёт, то её лечение ему не поможет».
В Сущеве долгое время сохранялась «Грибоедовская беседка», представлявшая собой небольшой рубленый домик. Где-то даже сохранилась её фотография, датируемая 1909 годом. Однако революция уничтожила многие воспоминания о «благородном времени».

16 августа 1819 года родился владимирский дворянин Дмитрий Александрович Смирнов, писатель, родственник, биограф и исследователь творчества Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов приходился племянником знаменитому автору «Горя от ума», сам никогда его не видел, но почти всю жизнь посвятил собиранию текстов произведений и сведений о жизни Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов окончил в 1837 году Владимирскую гимназию, затем Московский университет. После чего жил во Владимире или в имении поблизости. Он знал сестру Грибоедова, его воспитателя, переписывался со вдовой великого родственника. Разыскал его друзей, включая лучшего друга Грибоедова – Сергея Бегичева, и познакомился с ними. В итоге текст «Горя от ума», который до сих проходят в школе – это вариант, кропотливо собранный владимирцем Дмитрием Смирновым из нескольких рукописей комедии. Он раздобыл (как раз у Бегичева) первоначальную рукопись «Горя от ума», многие письма, тщательно собирал воспоминания и рассказы о Грибоедове. При этом свои собственные произведения Дмитрий Смирнов подписывал редко, и остался малоизвестным писателем. Публиковался в основном в литературных журналах. И, по большей части, это очерки и рассказы из народной жизни. Среди наиболее значительных произведений Смирнова упоминается его повесть «Жизнь и смерть Фомы Федоровича», опубликованная в журнале «Русская беседа». А также «Отрывки из записок мирового посредника», напечатанные под псевдонимом «Вл. Нарпенский». В этих записках – его личный опыт. Будучи прогрессивным дворянином, Дмитрий Смирнов горячо приветствовал отмену крепостного права и был активным участником этой реформы – стал во Владимирской губернии мировым посредником. При Александре II была создана такая чиновничья должность в губерниях для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами.
Смирнов Дмитрий Александрович скоропостижно скончался в своем имени Сущево в начале 1866 года.

Сущёво, Красное Сущёво! (Там Грибоедовский есть след).
Своею дивной красотою затмило мне весь белый свет.
Сирень, черёмуха повсюду, огромный яблоневый сад,
А по периметру, как чудо, берёзы в два ряда стоят.
Речушка "Рпень" - души отрада, луга, поля и озерцо,
Для счастья - большего не надо. Сущёво Красное, сельцо!
Дед Грибоедова в нём жил, не соблюдя обычных правил,
Своим крестьянам удружил – дома на солнышко поставил.
Усадьбу барин передал в наследство ветреному сыну,
А тот её лишь разорял, в картежных играх, горбя спину.
То был - писателя отец, живя, от близких в отдалении
Продать решился наконец родне - Смирновым он имение.
Но не о них пойдет рассказ, я о другом хочу поведать:
Там был два раза или раз - известный миру Грибоедов.
Немало минуло уж, лет, дневник Смирнова сохранился.
Полка гусарского корнет в краю Владимирском лечился.
К отцу не ездил (не дружил), гостил у матери с сестрою,
А вот Смирновых навестил и пообщался он с роднею.
На лодке плавал по пруду, там караси водились (знаю),
Ходил у всех он на виду по моему родному краю
О чем писатель размышлял среди садов, бродя Сущёвских?
Быть может, пьесу сочинял, к ней делал новые наброски?
Талант огромный в нём кипел, он полон замыслов глубоких
В своей комедии сумел разоблачить тот мир жестокий -
Крепостников, чинуш, глупцов, плутов, ханжей и мракобесов.
Через года и пыль веков учить нас будет эта пьеса.
«Мильон терзаний» испытав, не покорившись злому нраву,
И «Горе от ума « создав, обрел признание и славу.
Сгорел в Сущеве барский дом, неправда ль, экая досада?!
И вяз срубили над прудом, и наконец, не стало сада.
Но жизнь останется навек, ей не сгореть, не испариться.
И будет помнить человек своей истории страницы.
1984 г.
© Copyright: Зинаида Нефедова Ежкова, 2016

Дебевня Красное Сущево

Красное Сущево - деревня в Суздальском районе, Владимирской области. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Сущево, поселок Содышка.
Численность населения в 2010 г. - 64 чел.

Деревня Боголюбка

Боголюбка – деревня в Суздальском районе, Владимирской области. Входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Сущево, деревня Красное Сущево.
Казенная деревня Фалелеевка (Боголюбовка): «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 6; число дворов - 6; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 36, женского пола - 49; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 39, женского пола - 40; действительное население: мужского пола - 38, женского пола – 42. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами».
В 1859 году число дворов - 12; число душ мужского пола - 38; женского пола - 37.
Численность населения в 2010 г. - 98 чел.

Храмы города Владимира

Село Доброе

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (04.05.2015)
Просмотров: 2577 | Теги: Владимир, Владимирское благочиние | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика