Красное – бывшее село, вошедшее в состав города Владимира 20 мая 1950 года.
«Дело», датированное 1874 годом содержит просьбу священника церкви села Красного Ивана Успенского благочинному Владимирского уезда о желании, высказанном жителями села на сходе, построить в селе церковно-приходскую школу. Благочинный просит архипастырского благословения и выдачи свидетельства. В «Деле» содержится список тех, кто пожертвовал деньги или строительные материалы на строительство школы. В 1874 г. «объявлена благодарность Его Высокопреосвященства священнику с. Красного, Иоанну Успенскому с церковным старостой и прихожанами села, за пожертвование ими на устройство церковно-приходского училища и сторожки при церкви до 600 руб.» Всего было собрано 552 рубля 97 копеек. В 1876 г. «учащихся – 52 муж. и 8 жен. Учитель – студ. дух. семин. Вас. Вас. Селинин (180 руб. в год). Законоучитель – свящ. Успенский (40 руб. в год). Попечитель – крестьянин Дмитрий Сем. Полканов. Содержание – 220 руб. от земства. Помещается в общественном доме, неудобно». Красносельское училище, Красносельской волости, в селе Красном, основано в 1881 г. Ближайшие училища в 2 вер. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 15, шириной 10, вышиной 5 ар. Учебных пособий достаточно. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Александр Попов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1881 г.; учитель Николай Белопольский, имеет свидетельство на звание учителя, преподает с 1875 г., а в настоящем училище с 1883 г. Попечитель крестьянин Ясманов, пожертвований от него не было. Учащихся к 1-му января 1883 г. 72 м. и 13 дев. Выбыло до окончания курса пожеланию родителей 4 м. и 6 дев. Окончило кура со свидетельствами 6 м. и вновь поступило 9 м. К 1-му января 1884 г. состояло 71 м. и 7 дев. Учатся все вместе. Все из села Красного. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиях: дух. 1 м., мещ. 1 м., крест. 69 м. и 7 д. Средства: oт земства 300 р., от общества 100 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р. Прием в сентябре. Учебный год с 16-го сентября по 3-е июня. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 2, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получили награды 17. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед к чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
Михайло-Архангельский храм и здание церковно-приходского училища в с. Красном. Здание сохранилось в достаточно приличном виде до настоящего времени. В довоенные и послевоенные годы проводились школьные занятия в двух верхних помещениях. В нижнем этаже были устроены две квартиры для учителей. Воскресная школа. Улица Фурманова, д. 16г
Здание для училища было построено в 1885 году. Здание - двухэтажное, первый этаж каменный, второй деревянный, обитый тёсом. Всего в нём четыре помещения, два вверху и два внизу. На второй этаж в просторные сени с окнами ведёт довольно широкая деревянная лестница. Налево - вход в классы, направо - две выгребные уборные. Училище содержалось за счёт земства. «Попечитель Красносельского училища М.П. Наумов пожертвовал: 20 новых парт, классную доску и зонт над училищными дверями, на что израсходовал 100 руб. Владимирский купец С.Я. Люлин пожертвовал в пользу того же училища: 225 тетрадей, ½ стопы бумаги № 6, 6-ть дюжин карандашей и 100 штук грифелей» (Отчет Владимирского уездного училищного совета очередному уездному земскому собранию, в сессию его в октябре 1895 года). В 1901 г. Законоучитель Красносельского училища - о. Александр Попов. С 1904 года две учительницы - Елизавета Капацинская-Романова и Антонина Капацинская. С 1904 г. законоучитель – отец Сергий Богословский.
«Красносельское — Старое училище, 1-комплектное с квартирой для учительницы, полукаменное, оно принадлежит обществу, вверху класс, а внизу квартира учительницы и церковная сторожка, внутри отштукатурено, зимою бывает тепло, печь в классе хороша, а у учительницы плохая; необходимо произвести ремонт: в квартире учительницы переложить голландку, окрасить крышу, поправить штукатурку, перетереть и обелить стены и потолки, починить оконные переплеты, покрасить окна и двери, перестлать полы, исправить рундуки, оклеить у учительницы стены обоями, у отхожих мест со двора зашить стену досками, снаружи стены перетереть и обелить; всего на сумму 243 р. 73 к.» (Журн. оч. Владим. у. з. собр. 1915 г.).
«Зелёная школа»
В 1909 году на средства известного мецената, фабриканта Александра Лукича Лосева (1847 - 1917 гг.) была построена новая школа. Как сообщала газета «Старый владимирец» 26 августа, «здание выстроено при соблюдении всех требований школьной строительной комиссии. Недостаток - небольшое помещение для преподавателей». Она была одноэтажная, деревянная, снаружи обитая тёсом и окрашенная в зелёный цвет, поэтому все жители села называли её «Зелёная школа». Земская же школа называлась «Старой школой». Эти названия сохранились на всё время существования этих школ, даже тогда, когда «Зелёную» перекрасили в другой цвет.
«Красносельское училище, Слободской волости, состоит из двух зданий; новое здание 2-комплектное, деревянное, одноэтажное, построено в 1907 году, отопление голландскими печами, в помещениях зимою тепло, здесь при училище живут две учительницы; необходимо произвести ремонт: сколотить потолки и сделать смазку с насыпкою, в голландских печах переложить нутро, окрасить окна белилами, двери охрою, обелить русскую печь, покрасить крыши на школе и сарае, крышу около дымовой трубы поправить, сделать помойку; всего на сумму 345 р. 60 к. Избран почетный попечитель в училища на трехлетие с 1916 года. В Красносельское —крестьянин села Красного Максим Прокофьевич Наумов» (Журн. оч. Владим. у. з. собр. 1915 г.).
В «Зелёной школе» было два больших класса и один очень маленький, а ещё учительская и маленькая комнатка для уборщиц и сторожа. Был довольно большой и достаточно широкий коридор. Были и небольшой вестибюль, где собирались школьники, ожидавшие окончания первой смены, и выгребные уборные - для мальчиков и девочек. В школу вели два входа: один для школьников, другой с противоположной стороны, с высоким крыльцом - для учителей. Возле школы был большой сарай. Там хранились дрова для школьных печей, какой-то инвентарь. «24 декабря в селе Красном был устроен выход в лес единоличников на заготовку дров для школы. Решено было заготовить по кубометру на каждых двух человек. Но это решение было сорвано. Работа велась без всякого руководства. Партийная и комсомольская ячейки не удосужились выделить хотя бы одного человека для руководства заготовкой. Правда, был земуполномоченный, но он все время провел с лесником. Не было учета работы, не было приемки дров. А как результат — срыв работы» («Призыв», 3 января 1932). «Неплохо прошли каникулы в Красносельской школе. 5 января в школе состоялся детский утренник, посвященный Пушкину, а вечером школьники старших классов показали постановку по произведениям поэта» («Призыв», 12 января 1937).
«ВЕСЕЛО ПРОВЕДЕМ КАНИКУЛЫ Весело, интересно проведут каникулы ученики Красносельской неполной средней школы. Будет елка, бал-маскарад. 3 января устраивается вечер с родителями. Намечены далее военизированный поход в противогазах, массовый выход в городской музей и кино, выход для обмена опытом в Добросельскую школу, литературный вечер о творчестве Пушкина и т. д. При пионерском отряде им. Сталина организован шумовой оркестр в количестве 24 чел. Оркестр на елке исполнит частушки о Сталине, частушки из кино-картины «Волга-Волга» и т. д. Драмкружок отряда готовит отрывки из пьесы В. Катаева «Я сын трудового народа» и т. д.» («Призыв», 1 января 1939).
С.П. СИДОРОВА - учительница Красносельской школы, награжденная орденом «Знак Почета».
«1916 год. Весна. В учительской семинарии закончились выпускные экзамены. Молодью учителя разъехались на отдых по домам, к своим водным и близким. Среди выпускников была и Сетина Павловна Сидорова. Но ей некуда было ехать. Она была сирота, не видавшая радостей детства. Ее с ранних лет окружали сухие, черствые лица наставников сиротского приюта. Они «воспитывали» своих питомцев плетью, постом и молитвой, прививали чувство страха перед богом и царем. И только благодаря своим способностям, своей настойчивости и упорству Сетина Павловна обязана тому, что закончила учительскую семинарию. В солнечный августовский день молодая учительница впервые переступила порог школы при селе Крапивново, Ковровского уезда. «Идейным» руководителем школы был местный поп Кудряков. Молодая учительница, мечтавшая о плодотворной деятельности «на ниве народного просвещения», встретилась лицом к лицу с угрюмой действительностью. От нее требовали не передачи детям знаний науки и жизни, а внушения «страха божия», не любви и ласки к малышам, а порки... Последние 12 лет Сетина Павловна без перерыва работает в Красносельской неполной средней школе. При ее активном участии проходила социалистическая ломка деревни. Нарушались вековые межи, разделявшие узенькие полоски крестьянской земли. Она одна из первых в Красном селе вступила в колхоз. Активная общественница, замечательный педагог, тов. Сидорова с первых же дней работы в районе и Красносельской школе завоевала авторитет среди населения и учительства. Она все время является руководителем методического кустового объединения учителей. Сетина Павловна не застыла в своей профессии, а повседневно заботится о повышении своего идейно-политического уровня и педагогического мастерства. Она регулярно читает газеты, журналы, методическую литературу, изучает «Краткий курс истории ВКП(б). Увлекается Сетина Павловна художественной литературой. Вот уже 14 лет она является одной из активных читательниц Владимирской библиотеки. Сотни книг перечитано за эти годы. Сейчас она комплектует свою библиотеку. И часто вечерами, в часы отдыха, она берет книгу, которая или уносит ее в героическое прошлое русского народа, или зовет к борьбе за новую прекрасную жизнь. И до поздней ночи горит лампочка Ильича в ее квартире, бросая полоски света на уснувшую улицу села... Сетина Павловна руководит первым классом. 37 малышей пришли осенью прошлого года в школу. Их нужно было научить читать, писать, дать навыки в решении несложных арифметических задач, привить любовь к школе и учебе. Работа трудная и ответственная. И с ней Сетина Павловна, как в прошлые годы, справилась успешно. Большинство учеников имеет отличную и хорошую успеваемость. В классе нет ни одного отстающего ученика. — Радостно работать, видя, что твои усилия не пропадают даром, дают свои результаты, — говорит Сетина Павловна. — Бывшая моя ученица Нюра Богомолова сейчас кончает учительский институт. Варя Савельева заканчивает водный техникум. Нина Данилова учится в 10 классе средней школы в Москве. Генералов Костя учится в химическом техникуме. Все они получат высшее и среднее специальное образование. А помню, в Крапивновской школе, где я работала до революции, в первом классе училось 40 детей, но до четвертого класса доходило только 13-14 человек. Остальные «отсеивались» в течение учебы. 10-11 лет детвора крестьянской бедноты уходила уже работать на фабрику, пастушатами, в няни к деревенским богатеям. Мы в классе. Идет урок чтения. Дети читают небольшой рассказ «Городе деревне». Сетина Павловна спрашивает отдельных учеников о содержании прочитанного, заставляет прочитать снова, поправляет при неправильном произношении того или иного слова. Ученики отвечают бойко, уверенно. Они все хотят отвечать... Вот Клыгин Володя отчаянно тянет вверх руку, стремясь привлечь внимание Сетины Павловны. Опасаясь, что его руку не видно за другими, он сначала несколько приподнимается, а потом совсем встает. Но учительница спрашивает его соседку — Валю. Володя садится огорченный. Но через минуту он снова так же вытягивает свою руку. Валя говорит, что город дает деревне ситец, рубашки, ботинки, сахар, плуги, сеялки, молотилки. — А деревня, Костя, что дает городу? — ставит Сетина Павловна вопрос. — Яблоки, вишни. — Картошку, — добавляет Рая. — Пшеницу, мясо, молоко, — один за другим сыплются ответы. — А как живут рабочие и колхозники? — Хорошо! — отвечает Женя. — Отлично! — добавляет Настя. — А кто помог им устроить эту хорошую жизнь? — Советская власть и товарищ Сталин. Сетина Павловна делает короткий вывод из рассказа. Она говорит о безотрадной жизни рабочих и крестьян при царской власти. Говорит о радостной и счастливой жизни трудящихся при советской власти. Урок прошел незаметно, оживленно. Дети окружили свою учительницу. Они ее любят, и многие нам таинственно шепчут: — Она у нас хорошая... А кто-то добавляет: — Орденоносец... Ее наградили советская власть, товарищ Сталин. — Все эти дни я как-то волнуюсь, — говорит Сетина Павловна.— Проработала я 23 года. Была рядовая сельская учительница. Не совершала никакого особого подвига. И вдруг — я награждена правительством орденом «Знак Почета». Только в нашей стране и возможно подобное... Хочется еще лучше работать, еще больше любить свою прекрасную родину. Спасибо великому Сталину. Да, только в нашей стране так заботятся о людях...» («Призыв», 16 мая 1939).
«Оправдаю высокую награду С чувством глубокого волнения и радости узнала я, что в числе лучших сельских учителей Президиум Верховного Совета СССР наградил и меня высшей наградой нашей страны — орденом «Знак почета». Только в нашей прекрасной стране, где у власти стоят сами трудящиеся, руководимые великой партией Ленина—Сталина, возможно такое чуткое, внимательное отношение к каждому труженику. Могла ли я, скромная сельская учительница, мечтать в прошлом о столь высокой награде, о таком внимании к моей работе со стороны правительства? Конечно, нет. Учитель в прошлом был запуган, одинок и никаких поощрений, кроме угроз, ни от кого не встречал. На педагогической работе я уже 23 года и все эти годы провела в сельской местности, в том числе последние 12 лет — в Красносельской неполной средней школе. Свое дело я люблю, люблю счастливую советскую детвору. На протяжении долгих лет своей работы я старалась передать все свои знания нашему подрастающему поколению, воспитать из них граждан, достойных сталинской эпохи, старалась возбудить в них чувства ответственности и уважения к порученным заданиям. И благодаря упорной и настойчивой работе мне удавалось это. Сейчас я веду в школе первый класс. Класс в четвертой четверти имеет стопроцентную успеваемость. Из 37 учеников класса 8 имеют отличные отметки, 15 — хорошие. Получая высокую награду правительства, я беру на себя обязательство работать еще лучше, с еще большим энтузиазмом на пользу нашей социалистической родины, на дело построения коммунизма. Я призываю всех учителей в оставшиеся до конца учебного года дни напрячь все свои силы, чтобы закончить год с высокими показателями учебной и воспитательной работы. Да здравствует партия Ленина—Сталина, воспитывающая нового человека! Да здравствует лучший друг в учитель всего учительства, наш любимый товарищ Сталин! Учительница Красносельской неполной средней школы С.П. Сидорова» («Призыв», 12 мая 1939).
В 1939 году директором школы в с. Красном был назначен Иван Алексеевич Титов, которого перевели сюда с той же должности из села Погребищи, где он работал после окончания Владимирского педагогического техникума.
Иван Алексеевич Титов
По слухам, были какие-то трения в учительском коллективе. Переезжая в село Красное, И.А. Титов уговорил нескольких учителей из Погребищ переехать вместе с ним. Так оказалась в красносельской школе, например, Екатерина Николаевна Каурцева, замечательный педагог, оставшийся в памяти многих поколений её учеников. Остались работать и некоторые местные учителя, например, Клавдия Васильевна Наумова. Были приходящие из города, из которых более всех запомнились Николай Давыдович Фролов, Вера Васильевна Лёзова. Коллектив сложился хороший. «Учащиеся Красносельской неполной средней школы начали сбор лекарственных трав. Особенно активно взялись за это важное дело Валя Давыдова, Женя Грушников и другие ребята. Юные патриоты заявляют, что они приложат все свои силы для помощи Красной Армии в быстрейшем разгроме кровавого фашизма. Учительница Красносельской школы Е.Н. Панкова» («Призыв», 5 августа 1941).
Уже до Великой Отечественной войны школьные здания не отвечали потребностям. В 1938 г. за оврагом, который разделял Красное село на две части, стали строить новую школу.
«Как строится в Красном школа В 1937 году по плану районо в селе Красном должна строиться неполная средняя школа. На строительство было отпущено 70 тысяч рублей. В марте 1937 года навезли строительный материал в село Красное, хотя здесь к этому времени даже не было отведено и участка под застройку. Село расположено в одном километре от шоссейной дороги и этот километр оказался неприступным. Лесоматериал был свален под откос дороги. Так пролежал он всю зиму. Вода смывала и заносила бревна илом и соломой. В июле чья-то жалостная рука частью ошкурила материал и сложила в штабеля. Не успел он и высохнуть, пришли пильщики и из 150-120 кубометров 20 кубов распилили на выбор и увезли. Остальной лес остался на дождливую осень и зиму лежать разбросанным. Весна 1938 года в полном разгаре. 31 марта приехал к нам землемер для отвода участка. Началась перевозка бревен на пяти лошадях по одному возу в день. 7 апреля строители приступили к делу. Сколько же понадобится средств, чтобы подвезти материал к школе, если будут возить на 5 лошадях и плюс каждую весну по 100 кубометров сваливать и гноить? Я уверен, что стоимость материала будет удвоена, а строительство растянется на бесконечный срок. Сатаров В.С.» («Призыв», 20 апреля 1938). «Затягивается строительство школы В районе с. Красное правительством утверждено строительство школы на 160 учебных мест. Школа должна быть выстроена и открыта к новому учебному году. Срок короткий – всего лишь 2-3 месяца, но, несмотря на это, районо до сих пор не имеет сметы, графика работ и графика поступления материалов. Лес завезен лишь на 80 проц. и то только на площадку ТЭЦ, а дальше ни с места. Кирпич вывезен всего лишь на 12 проц. Остальные материалы совершенно не завезены и когда будут – неизвестно. Школа должна быть выстроена, а для этого требуется помощь райисполкома и Красносельского сельсовета. Устинов» («Призыв», 6 июня 1938).
«Новая школа», как стали называть её сразу, в сентябре 1941 года должна была принять учащихся.
Новая неполная средняя школа в Красном селе на 270 человек учащихся. Оборудована школа хорошо. На постройку ее израсходовано 150 тыс. рублей. 1941 г.
Но с началом войны здание, в котором так и не прозвенел ни один школьный звонок, было отдано военным.
«Ученики Красносельской школы собрали на постройку танковой колонны 500 рублей. В частности, ученица М. Иванова внесла 20 рублей, Денисова — 10 рублей и т. д.» («Призыв», 27 января 1942).
«В Красносельской школе особенно успешно прошли испытания по русскому языку (письменному) в четвертом классе «А», где учительницей тов. Сидорова. Из 24 учащихся 10 получили отлично, 12 — хорошо, 2 — посредственно. Плохих отметок нет. Хорошо проходят испытания и в других классах этой же школы. Директор Красносельской школы А. Ромашева» («Призыв», 28 мая 1942).
«РАССКАЗ ПИОНЕРВОЖАТОЙ Свою работу я начала с организации пионерских отрядов. Среди трех- и четырехклассников провела беседы о том, кто может быть пионером и каким должен быть пионер. 12 школьников вступили в пионеры. В 5 классе организован отряд из 35 человек. Образованы 4 звена, выбраны звеньевые и назначен штаб отряда во главе с начальником штаба, заменяющим пионервожатого отряда. Такая же работа произведена в 6 классе. На проведенном сборе звеньевых и штабов отрядов обсудили вопросы о предстоящей работе и о задачах, стоящих перед пионерской организацией. Отметили, что основной задачей пионеров является борьба за качество учебы. Решили еженедельно отмечать успехи каждого звена. Пионеры познакомились с существующими отличительными знаками: с звеньевыми флажками, звездочками, знаками различия членов штабов. К дню 25 годовщины Октябрьской революции пионеры организовали сбор носовых платков и кисетов для фронтовиков. К этому дню они дали художественную самодеятельность. Все эти вопросы были проработаны на звеньевых сборах. Пионеры совместно с другими учащимися отослали раненым фронтовикам подарки: картофель, капусту, свеклу, помидоры, репу, морковь. Собрано на танковую колонну «Советский школьник» 1.028 руб. В ближайшие дни намечается строевая подготовка. Сейчас члены штаба дружины проводят подготовительную работу среди учащихся 3 и 4 классов, знакомя их с торжественным обещанием. Вся работа пионерской организации проводится по плану и отражается в боевых листках. Старшая пионервожатая В. Лезова. Красносельская НСШ» («Призыв», 15 ноября 1942).
«В 1943 году пошел Виктор Исаев учиться в первый класс красносельской школы. Каждый год в сентябре в то военное время вместе со школьниками младших классов выходил после уроков на поля и собирал колоски, оставшиеся после уборки. Дома тоже приходилось много работать, правда, основная тяжесть ложилась на плечи матери и старшего брата, но и младшие не оставались в стороне. Зимой возили на санках дрова из леса, летом помогали в огороде, заготовляли сено для коровы. Работы хватало всем. В летние каникулы водил в ночное лошадей. Вечером, после рабочего дня, мальчишки садились верхом на лошадей и ехали в пойму реки Клязьмы. Заливной луг с небольшими озерцами, обилие рыбы в реке, шалаш, где допоздна слушали сказки старших ребят. А рано утром нужно было вставать и гнать лошадей в колхоз, где им предстоял тяжелый рабочий день».
Титов Иван Алексеевич, родился в 1914 году в с. Ряхово Ковровского уезда, Владимирской губернии. Его родители (отец - Алексей Акимович), как до революции 1917 года, так и после, до 1937 года, занимались сельским хозяйством. Положение в деревне становилось всё труднее. Крестьяне не получили в собственность землю, о которой мечтали в окопах Первой мировой войны. Советскую власть Алексей Акимович молча не одобрял всю жизнь. Крепкое середняцкое хозяйство Титовых в Ряхове вполне при случае могло сойти за кулацкое. И Титов продал свой дом и перевёз семью в посёлок Камешково, где была фабрика. Алексей Акимович устроился там возчиком со своей лошадью. Семья стала считаться рабочей. Иван Алексеевич закончив 8 классов не захотел больше учиться. Его отец, не противоречил, но, поскольку видел вперёд немного дальше сына, применил своеобразную тактику. «Не хочешь учиться, не учись, будешь работать». Сын обрадовался мирному решению вопроса, хотя знал, как хотелось отцу дать детям образование. И началась работа. Начались будни: поднимались в 3-4 часа утра и отправлялись на работу - возить камень для строительства. Через некоторое время сын заявил, что поедет учиться. В 1930 году Иван Титов поступил во Владимирский педагогический техникум. Путь на учёбу был один - во Владимир, самый близкий большой город. В дорогу отправились вдвоём с приятелем. Получили денег на дорогу до города и обратно, узелки с провизией и отправились из Ряхова в Камешки, как называли Камешково местные жители. Оттуда на поезде можно было доехать до Владимира. Итак, пройдены 16 вёрст из родного села, сели на станции ждать поезда. Скоро ли, нет ли, подошёл поезд, приятели радостно забрались в него, и через некоторое время он благополучно доставил их - в Ковров! Никогда прежде они на поезде не ездили, и никто не объяснил, видимо, что поезда идут по рельсам в разные стороны, и не все пути ведут во Владимир! Что делать дальше, было без слов понятно: пешком по рельсам от Коврова до Владимира. Таким было начало пути Титова к образованию. Окончил в 1933 году Владимирский педагогический техникум. В 1933 году его направили работать директором школы в село Погребищи. В 1941 году Титова зачислили на первый курс заочного обучения при Ивановском пединституте. Лекции там читали лучшие историки. Но закончить образование ему тогда не удалось: началась война. В 1941 году Титова зачислили на первый курс заочного обучения при Ивановском пединституте. Лекции там читали лучшие историки. Но закончить образование ему тогда не удалось: началась война. В декабре 1941 года его назначили заведующим Владимирским районным отделом народного образования. В ряды Красной армии был призван в июле месяце 1942 года. С августа по декабрь 1942 года был курсантом ВПУ г. Москвы (Военно-политического училища). По окончании училища служил до августа 1943 года в Первой отдельной гвардейской бригаде в должности командира взвода. В боях не участвовал, ранений не имел. За разминирование Орловского рубежа обороны награждён орденом Отечественной войны II степени. Окончил войну в мае 1946 года командиром инженерного взвода. Целый год после Победы Титов разминировал Белоруссию. Вернулся домой в начале лета 1946 года.
В 1945 году на втором этаже были две классные комнаты, а на первом этаже находились квартиры для учителей. В одной из них жила Екатерина Николаевна Каурцева с мужем Александром Алексеевичем, вторую занимала Сетина (Секлетея) Павловна Сидорова с сыном Женей. В 1945 году, когда воинская часть была выведена из «новой школы», ясным летним утром она неожиданно сгорела. Надежды на её восстановление не было, так что приходилось поддерживать старые школьные здания, одно из которых было построено ещё в 1885 году, а второе - в 1909 г. Школьники из Красного, Доброго (там была только начальная школа), Боголюбки, Сущёва продолжали учиться в прежних двух школьных зданиях села Красного.
После войны в школе стали работать Елена Сергеевна Богословская, её муж Павел Фёдорович Стока, вернувшийся с фронта, позднее к ним присоединились ещё две сестры Богословские - Лидия Сергеевна и Мария Сергеевна. Оставила хорошую память по себе Людмила Марковна Канточкина, биолог, пришедшая в школу после окончания института. При ней возле школы, на месте пустыря, был разведён сад, в котором проходили практические занятия по ботанике. Сейчас не осталось и следа ни от «Зелёной» школы, ни от сада: в перестроечное время здесь сначала устроили рынок («Владимирский Клондайк»), потом застроили эту территорию какими-то невзрачными, невыразительными зданиями... На учителях в те годы лежали многочисленные общественные обязанности. Вернувшийся с фронта в 1946 году И.А. Титов, работая по-прежнему директором школы, был ещё и секретарём территориальной партийной организации. При этом ему приходилось вместе с председателем сельского совета и председателем колхоза ездить по полям и фермам, отвечать вместе с ними за своевременный сев, уборочную, за все колхозные дела. В своей школе вместе со старшими школьниками - семиклассниками - он ежегодно готовил инвентарь, оборудование: красил и ремонтировал парты, шкафы, полы и т.д. Денег сельским школам на эти цели почти не отпускалось. Учителя дежурили вечерами в клубе, чтобы школьники не ходили в кино на вечерний сеанс, который начинался в 9 часов: для детей был шестичасовой сеанс. За поведением учеников не только в школе, но и во внеучебное время строго следили. Постоянной заботой было обеспечение школьного всеобуча. Никто не мог без уважительной причины прогуливать уроки. О непосещении школы детьми школьного возраста вообще не было речи. Связь учителей и родителей была постоянной. Учителя пользовались безусловным уважением сельского населения. Чтобы остаться в должности директора школы, Титову пришлось заочно получить высшее образование. Учился он в Муроме. Ездил на сессии, готовился, поднимаясь на заре, перед работой. «Сад Красносельской семилетней школы — небольшой. Он занимает всего 0.17 гектара. Но в нем за три года руками учащихся под руководством преподавателя-биолога тов. Пугачевой проведена большая работа: выращены яблони, вишни, кусты малины, смородины и т. д. Юннаты выращивают хороший урожай кок-сагыза, а в парниках — рассаду овощных культур и ранние овощи» («ВК», 29 апреля 1951).
«В Красносельской семилетней школе состоялось собрание коллектива учителей, посвящённое выдвижению кандидата в состав окружной избирательной комиссии Владимирского избирательного округа № 130 по выборам в Совет Союза. Собрание открыл директор школы И.А. Титов. Слово предоставляется учительнице О.В. Егоровой. Она говорит: — Я предлагаю выдвинуть кандидатом в состав окружной избирательной комиссии одну из лучших учительниц нашей школы Екатерину Николаевну Каурцеву. Она уже давно трудится на благородном поприще воспитателя подрастающего поколения, пользуется большим уважением не только среди коллектива школы, но и трудящихся села Красного. Уверена, что тов. Каурцева с честью оправдает наше высокое доверие. Выступает учительница Л.А. Савенкова. Она горячо поддерживает предложение тов. Егоровой, характеризует Екатерину Николаевну Каурцеву как чуткого и отзывчивого товарища, опытного педагога. Затем слово берёт В.В. Короткова. — Я предлагаю, — говорит она, — поддержать выдвинутую кандидатуру. Все мы хорошо знаем тов. Каурцеву. Она не только хорошая учительница, но и активная общественница, является депутатом Красносельского сельского Совета. Собрание единодушно решило выдвинуть кандидатом в состав окружной избирательной комиссий Владимирского избирательного округа № 130 по выборам в Совет Союза учительницу Екатерину Николаевну Каурцеву» («ВК», 19 января 1954).
«При Красносельской семилетней школе организован пионерский лагерь. Десятки школьников, оставшихся на лето в селе, интересно, с большой пользой, проводят в нём свои каникулы. Ребята побывали в походах, в экскурсиях. Они ведут большую работу на пришкольном участке, оказывают помощь родному колхозу. Вечерами читают любимые книги, разучивают новые песни, коллективно посещают кино» («ВК», 15 июля 1954).
«Весело проводят зимние каникулы учащиеся Красносельской семилетней школы. Недавно ребята побывали во Владимирском областном драматическом театре, где просмотрели постановку «Снежная королева». Под руководством пионервожатой организуются коллективные выходы в кино. Сейчас большая часть пионеров и школьников готовится к предстоящим лыжным соревнованиям» («ВК», 8 января 1955).
«1 июня. В этот день выпускники Красносельской семилетней школы волновались больше всех. Первым экзаменом у них было изложение. Много и вдумчиво трудились на экзамене семиклассники, и когда учительница стала проверять работы учащихся, то оказалось, что они с честью справились со своим заданием. Лучшими работами по праву признаны изложения Веры Масловой, Люси Теплухиной, Фаи Ересневой, Володи Хватова, Таи Кирсановой и других школьников. Все они получили отличные и хорошие оценки. Успешно сдали свой первый экзамен и четвероклассники, которые писали диктант. Отличные оценки получили Люся Боголюбова, Лёва Нестеров, Аля Подгорнова, Аля Шикина. Сейчас учащиеся готовятся к следующему экзамену, прилагая все силы к тому, чтобы сдать его успешно. А. МАКСИМОВ» («ВК», 4 июня 1955).
«Нас всех давно интересовало, как определяется прогноз погоды. Поэтому мы решили побывать на Владимирской областной метеорологической станции. Эта экскурсия обогатила наши знания. Мы внимательно рассматривали аппараты, приборы, с помощью которых предугадывается погода не только на следующий день, но и на неделю, на месяц вперёд. Работники станции рассказали нам о своём труде. ЛАРИСА СТОКА, ВАЛЯ СТЕГАЕВА, учащиеся Красносельской семилетней школы» («ВК», 16 июня 1955).
«Комсомольцы Красносельской семилетней школы провели с учащимися интересный вечер на тему: «Боевой путь Ленинского комсомола», а также беседу, посвященную речи В.И. Ленина на третьем съезде комсомола» («ВК», 11 октября 1955). «В школьной мастерской В помещении, расположенном рядом с зданием Красносельской школы, оборудована учебная мастерская. В ней установлены верстаки, на которых одновременно могут работать 20 учащихся. Каждый станок обеспечен комплектом инструментов: рубанком, шерхебелем, стамесками, угольниками, рейсмусом, пилами. Занятия со школьниками проводит Иван Алексеевич Титов. Ребята уже хорошо ознакомлены с различными породами древесины, образцы которой имеются в мастерской. Они могут свободно распилить доски в продольном и поперечном направлениях, обстрогать их, просверлить отверстие. В школе работает столярный кружок. Руководит им бывший учащийся, ныне мастер мебельной мастерской Сергей Акимов. Особенно прилежно работают на уроках в кружке, ученики 6 класса Николай Лобанов, Виктор Кукин, Валентин Давыдов, пятиклассник Юрий Лобов. Эти ребята на выставку к январскому учительскому совещанию приготовили свои изделия: полку, рамку для портрета, рейки, лодки и т.п. В. ТИХОНРАВОВ, инспектор районо» («ВК», 10 января 1956).
«В первых классах Красносельской семилетней школы будет заниматься 60 человек. Но учебниками обеспечены не все первоклассники. Букварей, например, поступило только 40. Недостает учебников и для учеников других классов. И. ТИТОВ» («ВК», 21 августа 1956).
«Многое сделано в Красносельской семилетней школе, чтобы ребята могли учиться хорошо. Школьные здания отремонтированы, в классах чисто, светло, уютно. Здесь много цветов, которые вырастили сами ребята. Учителя на уроках могу пользоваться плакатами, таблицами, приборами. Наглядных учебных пособий приобретено немало. В аккуратных рамках в учительской и зале вывешены расписания уроков. Идя в школу первого сентября, учащиеся уже знали, какие предметы они буду изучать в первый день занятий, в последующие дни. Организованно начался учебный год. Более 300 детей взялись за книги. Первые уроки Идут первые уроки. У самых маленьких, первоклассников, они начались знакомством со школьными правилами. Более старшие ребята взялись за учебники русского языка, математики, географии, физики, ботаники, литературы. Урок литературы у старших в школе — семиклассников, ведет учительница Людмила Андреевна Савенкова — опытный педагог, работающий в школе около 10 лет. Она рассказывает учащимся о значении творчества русских писателей XIX века, а затем переходит к основной теме урока — жизни и творчеству Николая Алексеевича Некрасова. Стройно, увлекательно ведет учительница рассказ. В классе тишина. Перед глазами ребят встают картины из жизни великого русского поэта, из его замечательных произведений. Но вот рассказ окончен, и класс оживает. Многие хотят ответить на заданные учительницей вопросы. Вспомнить содержание произведений Н.А. Некрасова помогает учащимся плакат с иллюстрациями, который принесла перед уроком учительница. Саша Курицин сразу узнает на одной из них бурлаков, жизнь которых хорошо знал поэт и отобразил в своем стихотворении. Узнали семиклассники и иллюстрации к другим произведениям поэта. Хорошо отвечали во время урока и Виталий Савинов, и Рая Хромова, и другие ребята. К концу урока успели повторить самое главное из объяснения учительницы. В перемены Интересны первые перемены в первые дни нового учебного года. Ведь прошло целое лето и много новостей накопилось у ребят. Семиклассницы Галя Смирнова и Лида Софрыгина с увлечением рассказывают своим подругам о районном лагерном костре. А у Юры Иванова особенно много впечатлений осталось от двухдневного похода до деревни Житково. В пути ребята наблюдали за растительным и животным миром, собирали гербарий в подарок школе, трудились в колхозе на подвозке сена, на сортировке зерна. Но не только во время походов участвовали дети в колхозных работах. Они выходили в поля организованно и пропололи десять гектаров пшеницы на семенном участке, вели уход за четырьмя гектарами капусты. В новом учебном году ребята собираются приумножить свои трудовые дела не только занятиями в учебной мастерской, на пришкольном участке, но и в колхозе на уборке урожая. С. РОМАНОВА» («ВК», 4 сентября 1956).
«40 лет в школе 1 сентября нынешнего года для учительницы Красносельской семилетней школы Синклитины Павловны Сидоровой было двойным праздником. В этот день исполнилось 40 лет её педагогической деятельности. Много пройдено и пережито старой учительницей свой трудовой путь она начала ещё в 1916 году. Нелегкой дорогой шла Синклитина Павловна к знаниям. Для детей крестьян бедняков двери учебных заведений в царской России открывались с трудом. Hо незаурядные способности и горячее стремление к знаниям сделали свое дело. Дочь крестьянина стала учительницей. С 1927 года Синклитина Павловна работает в Красносельской школе. Сотни детей обучила она. Сейчас ведёт третий класс. Он у неё дружный, организованный. Отличительной чертой тов. Сидоровой является постоянное стремление к повышению своей квалификации, совершенствованию педагогического мастерства, передаче своего опыта молодым учителям. За это ее любят и ценят в коллективе. Жизнь учительницы не замыкается в стенах школы. Синклитина Павловна активная общественница. Неоднократно избиралась она депутатом районного и сельского Советов депутатов трудящихся. За долголетнюю и безупречную работу С. Сидорова награждена орденом Ленина и орденом «Знак почёта». И. ЕРШОВ, заведующий районо» («ВК», 8 сентября 1956).
«Улучшить воспитание детей В своей практической работе мы должны обратить особое внимание на усиление воспитательной работы среди учащихся. В некоторых классах успеваемость неплохая, а вот с дисциплиной не всё обстоит благополучно. Вопросы воспитания детей предлагаю ставить на обсуждение открытых партийных собраний. Пусть на них поделятся опытом лучшие учителя. На эти собрания неплохо приглашать родителей, особенно тех. у кого дети ведут себя не дисциплинированно. И. ТИТОВ. Красносельская семилетняя школа» («ВК», 16 октября 1956). «Моя мечта сбылась В 1956 году сбылась моя заветная мечта — после напряжённой пятилетней заочной учёбы, я закончила Владимирский педагогический институт и получила высшее образование. Да, все пути открыты для нас, простых советских людей. То, что задумано, обязательно сбудется. Это я могу сказать не только о себе, но и о своих учениках. Многие из них уже вышли на широкую жизненную дорогу. Вера Клыгина мечтала стать педагогом и стала им. Выпускники Красносельской школы трудятся сейчас на заводах, в колхозах, в советских учреждениях. Е. КАУРЦЕВА, учительница» («ВК», 1 января 1957).
«В лыжный поход Идут весёлые зимние каникулы. Теперь школьникам не нужно по утрам спешить на уроки. Много у них сейчас свободного времени. О том, как лучше провести каникулы, учащиеся Красносельской семилетней школы договорились заранее. Хорошо готовились они к новогодней ёлке в праздник встретили на-славу. А сейчас дети с удовольствием катаются на лыжах и коньках, читают любимые книги, собираются в областной драматический театр. В ближайшие дни пойдём в поход на лыжах. Любителей лыжного спорта в школе немало. Особенно быстры и ловки Гриша Платонов, Гера Шибаев и Коля Бажанов. На школьных соревнованиях они показали неплохое время. С увлечением занимаются ребята гимнастикой и акробатикой. Юные акробаты Аля Котова и Саша Курицын уже не раз выступали перед своими сверстниками. К. РЫЖОВА, руководитель физкультурного кружка» («ВК», 3 января 1957). «Весёлые каникулы Весело проводят каникулы учащиеся Красносельской семилетней школы. Коллективно они ходят на просмотр кинокартин, читают интересные детские книги. Сегодня побывают в областном драматическом театре, а завтра на литературном вечере будут говорить о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Ребята не только отдыхают, но и трудятся. Они работают на пришкольном участке, собирают золу. С. СЕРГЕЕВА» («ВК», 30 марта 1957).
«Кем быть? Куда пойти работать по окончании школы? Этот вопрос сейчас волнует многих учащихся Красносельской школы. Поэтому мы и решили организовать несколько встреч с работниками промышленности и сельского хозяйства. Недавно перед учащимися выступил председатель сельхозартели «Пионер» тов. Панов. Он рассказал о колхозных делах, о задачах колхоза, о его людях и пригласил побывать на фермах. Встретили нас животноводы радушно, обо всём рассказали, всё объяснили. Учащиеся наблюдали дойку коров, затем побывали в телятнике, где им особенно понравилось. В. МАЙОРОВА, пионервожатая» («ВК», 13 апреля 1957). «У юных ленинцев Радостно празднуют 87-ю годовщину со дня рождения Владимира Ильича юные ленинцы. Повсюду в школах района проводятся сборы пионерских дружин и отрядов. В Красносельской семилетней школе беседы о жизни замечательного друга детей, любимого Ильича подготовили шестиклассники Нина Полканина, Лёва Тютин и другие ребята» («ВК», 20 апреля 1957).
Коллектив учителей и учащихся Красносельской семилетней школы. Во втором ряду слева направо: Людмила Марковна Канточкина, Валентина Владимировна Короткова, Павел Фёдорович Стока, Клавдия Васильевна Наумова, Иван Алексеевич Титов, Елена Сергеевна Богословская-Стока. 1950-е гг.
Оставили добрую память о себе многие другие учителя, которые позднее перешли работать во вновь отстроенную в 1961 году школу № 13 (ул. Жуковского, д. 14). Это преподавательница литературы Людмила Андреевна Фролова, математик Анна Матвеевна Тюрина и многие другие, которых помнит не одно поколение бывших жителей села Красного... К И.А. Титову приходили за советом и молодые родители его учеников, и старики - по самым разным, и не только школьным, вопросам. Его похороны в 1980 году стали событием для всего села. В центре, недалеко от церкви, устроили гражданскую панихиду, на которой собрались сотни сельчан: ученики, их родители, которые тоже были его учениками. Так же торжественно проводили в последний путь несколько лет спустя Екатерину Николаевну Каурцеву.
Учителя на крыльце бывшей «Зелёной школы». Слева направо: Е.Н. Каурцева, А.М. Тюрина, И.А. Титов, В.В. Короткова. 1960 г. Учителя Красносельской школы. 1960 г. Сидят (слева напрво): Мария Сергеевна Сорокина, Ольга Васильевна Егорова, Павел Фёдорович Стока, Иван Алексеевич Титов, Елена Сергеевна Стока, Сетина Павловна Сидорова, Людмила Фёдоровна Каурцева. Второй ряд: Екатерина Николаевна Каурцева, Вара Михайловна Клыгина, Валентина Владимировна Короткова, Анна Матвеевна Тюрина, Клавдия Васильевна Наумова, Александра Павловна Хитёва, (?) Верхний ряд: Вера Васильевна Силакова, Лидия Михайловна Никонорова, Антонина Ефимовна Марьюшкина, Клавдия Александровна Рыжова, Людмила Андреевна Савенкова
1961 год – открытие восьмилетней школы №13 по адресу: ул. Жуковского, дом 14. Первый директор школы - участник Великой Отечественной войны Поспелов А.И. В школе №13 - 48 учителей, 1189 учащихся.
В старых зданиях школы, которая стала начальной школой № 27 г. Владимира, остались только ученики начальных классов.
1969 год - школа стала десятилетней.
1970 - 1986 гг. поисковая работа красных следопытов под руководством учителя русского языка и литературы В.Н. Леонтьевой по сбору информации о ветеранах 45-ой гвардейской танковой армии. В школе работает Музей Боевой 200 (45) танковой бригады, который является победителем городских, областных и Всероссийских конкурсов.
1993- 1998 гг. экспериментальная площадка по теме «Русская национальная школа».
2002- 2007 гг.- опытно-экспериментальная работа по теме: «Воспитательная система Русской школы».
2003 год - открытие первого профильного химико-математического класса.
2006 год - заключается договор со "Школьным университетом" (г. Томск). В результате открывается профильный класс информационно-технологического направления (10-11 класс). По окончании учащиеся получают сертификат "Оператор ПК".
2008 г. Педагог-организатор Чуркин Р.В. стал победителем городского и лауреатом областного конкурса «Педагог года» в номинации «Сердце отдаю детям».
На базе школы проведены городские семинары:
- для социальных педагогов «Объективная и субъективная сторона процессов воспитания»,
- для учителей начальных классов «Систем преемственности дошкольных образовательных учреждений и школы I ступени»,
Семинар-практикум для учителей истории и обществознания «Воспитание нравственности методами и средствами современного урока».
2009 г. - школ получает диплом «Базовая школа ИКТ».
2011 г. – школа переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №13».
Продолжается активное внедрение информационных технологий, улучшается материально-техническое оснащение. Введен электронный журнал. Каждый учащийся школы и их родители могут через школьный сайт зайти в электронный журнал и получить информацию об оценках, посещаемости, домашних заданиях. В компьютерном классе приобретены новые компьютеры. В демонстрационном кабинете появилась интерактивная доска, проектор. 2014 г.- участник городского конкурса «Лучшая школа города Владимира» 2016 г. открытие трех мемориальных досок выпускникам школы, погибшим в Чеченской республике, награжденным орденами Мужества посмертно. 2016 г. открытие экспозиции, посвященной Герою Советского Союза Погодину Д.Д. 2016 г. – 55–летие школы. 2019 г. - в школе 620 учащихся, 24 класса, 35 педагогов: