Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
02:43
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Деревня Сущёво Суздальского района

Деревня Сущево

Сущево — деревня в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Рпень в 12 км на юго-восток от центра поселения села Новоалександрово и в 3 км на север от города Владимир.
Рельеф характеризуется низким перепадом высот. Рядом с деревней протекает река Рпень.


Река Рпень в д. Сущево

Около дер. Сущево еще в XIX веке было несколько древнерусских могильников (до 10 курганов) домонгольского времени.

К югу от д. Сущево находилась обширная пустошь Уршева. Слово «урша» на языке финно-угорского племени мери означает «рожь». Надо полагать, что эта земля уже в I тысячелетии н. э. находилась под этой сельскохозяйственной культурой.
Следует отметить, что при работе над топонимами этого района замечена следующая особенность в их изменениях. Урочища, упоминаемые в межевых документах XVIII века, в дальнейшем исчезают, уступая место более поздним названиям, а старые топонимы сохраняются, в основном, в названиях оврагов, некогда примыкавших к этим урочищам. Например, название рощи Кузянка, упоминаемое в документах 17 века, в последующих письменных документах не встречается. Это название местными жителями перенесено на большой овраг, некогда находившийся в северной части этого урочища. Название пустоши Уршева, встречающееся в межевых книгах XVIII века, в архивных документах XIX века уже не упоминается, а название это сохраняется за небольшим оврагом, находившимся на ее территории.
Как в истории этого района, так и в жизни города Владимира заметное место занимала роща Кузянка (Кузячка), упоминаемая в документах XVII века. Как удалось установить, в начале II тысячелетия н. э. в этой роще возникло одно из первых славянских поселений в нашем крае, а на окраине рощи Кузянки, видимо, этими же славянскими племенами справлялся один из их любимых летних праздников Купала. В «смутное время» роща была свидетельницей военного столкновения владимирцев с войсками Лжедмитрия.
До последнего времени было не совсем ясно местоположение этой рощи. Так, владимирский краевед В. Доброхотов располагал ее к югу от речки Почайны до линии Нижегородского шоссе, предполагая, что «это может быть заветная, священная роща наших предков «язычников». А известный «любитель старины» К. Н. Тихонравов помещал рощу «Кузянку» к юго-западу от Сущева, примерно до верховьев Кузянского оврага. Располагая ее здесь, он, видимо, пользовался планом этой деревни конца XVIII века, где к западу от нее находился какой-то лесной островок.
Пользуясь архивными документами первой половины XVIII века, попробуем выяснить границы рощи Кузянки в этот период времени. Из владимирских писцовых книг известна длина этой рощи: «Под Володимером лесу роща Кузячка вдоль на версту». Некоторые указания местоположения рощи есть в документе 1609 года: «В лесу в роще Кузянке у посаду... с другой стороны от Красного села».
В настоящее время напротив с. Красного, прорезая возвышенный правый берег реки Ирпень (Рпень), находится овраг, носящий название Кузячка. Все эти данные позволяли думать, что здесь и нужно искать указанный в документе посад, находившийся за этой рощей. Это поселение удалось обнаружить на правом берегу Кузянского оврага недалеко от его устья. Здесь на поверхности земли, в огородах, удалось обнаружить большое количество фрагментов глиняной посуды, которая датирована археологами XV—XVII вв.
Таким образом, роща Кузянка в первой половине XVII века занимала возвышенную часть плато между оврагами Почаевским и Кузянка, заходя несколько выше их верховьев. Да и название ее подтверждает, что, видимо, и в древности она занимала это местоположение. Слово «кузянка» несколько искаженное слово «кузем», которое на языке древнего финно-угорского племени мери означает «подниматься вверх, влезать».

В верховьях речки Почайны находилось старое урочище «Русалка», где еще в XIX веке в начале лета происходил любимый праздник древних славян Купала или Русалия. Этот праздник характерен красочными хороводами с однообразным и унылым напевом старинных песен, а в ночь на Ивана Купала — зажиганием костров и прыганьем через них. Если у славян-язычников по древним понятиям огонь имел очистительную силу, то позднее этот обряд имел уже другое значение: «кто выше прыгнет через купальный костер, у того уродится и хлеб выше».
Археологические наблюдения в этом урочище позволили на поверхности земли обнаружить несколько фрагментов керамики, характерной для города Владимира XII—XIII веков, свидетельствующих о том, что урочище Русалка в этот период времени не была безлюдным местом.
На северном краю посада Кузянка, на берегу речки Ирпень было сделано интересное археологическое открытие. Здесь в 1962—1963 гг. бульдозером была прорыта глубокая и широкая траншея, грунт из которой пошел для насыпки моста через этот овраг. В боковых стенках этой траншеи четко проступали темные полосы культурного слоя, содержащего славянскую керамику. Толщина культурного слоя 15—22 см. Керамика, собранная здесь и на поверхности земли, в огородах, археологом В. П. Глазовым датирована XI—XII веками, т. е. поселение, к которому относится эта керамика, видимо, возникло одновременно со славянским поселением, открытым в 1953 году П. А. Раппопортом на территории Печернего города во Владимире.
Для Кузянского поселения XI—XII вв. характерна лепная керамика серого и красноватого цвета. Тесто, из которого она сделана, содержит большое количество крупных зерен дресвы, по всей вероятности, сильно обожженного, а затем растолченного гранита. Орнамент большей частью волнистый. Венчик горшков слегка отогнут. На гончарной посуде орнамент линейный и волнистый, покрывающий почти всю внешнюю поверхность горшков. Тесто состоит из зерен дресвы и ярко-красных кусочков шамота. Среди славянской керамики на поселении встречаются единичные фрагменты сосудов «дьяковского типа». Цвет керамики темно-серый, почти черный. Венчик сосудов прямой. Орнамент зубчатый, напоминающий орнамент керамики из Минского городища под Костромой.
В 50-х годах XIX столетия К. Н. Тихонравов рядом с этим поселением обнаружил группу курганов: «Близ реки Рпень на возвышенном берегу оврага, где была роща Кузячка, есть урочище «Клады», тут так же курганы». Местоположение курганов им дано несколько неопределенно, но так как К. Н. Тихонравов располагал рощу Кузянку за оврагом этого же названия, а других оврагов в этом районе нет, то урочище «Клады», несомненно, находилось на левой, так же возвышенной, стороне Кузянского оврага.

В 1859 году число дворов - 27; число душ мужского пола - 90; женского пола - 96.
Помещичья и казенная деревня Сущово: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 7; число дворов - 7; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 30, женского пола - 38; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 36, женского пола - 40; действительное население: мужеского пола - 40, женского пола – 45. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами; курганы».
В 1893 году Сновицкий приход состоял из села Сновиц (Третий Благочиннический округ), сельца Сущева, деревни Сущевой, деревни Фалелеевки (Боголюбки тож) и деревни Веризиной.
Заведывающий военно-конским участком Богословской волости на трехлетие с 1897 года - Антон Ларионович Большаков, крестьянин деревни Зелени; кандидат к нему - Иван Васильевич Челышев, крестьянин деревни Сущево.

«В дер. Сущеве, Богословской вол., Влад. у., скончался от чахотки член и организатор местной ячейки РКСМ,— тов. Савельев.
Во время царской войны тов. Савельев, служивший в армии, был отправлен во Францию. После революции он потребовал возвращения в Россию, но был сослан в Африку, а затем передан в деникинские войска. Тов. Савельев решил бежать и ему удалось перебраться в Красную армию.
Здесь он служил до демобилизации, после чего, вернувшись домой в деревню, много работал в культпросвете и комсомольской ячейке.
Проводить тело умершего товарища собралось белее 500 человек партийцев, комсомольцев и беспартийных крестьян» («Призыв», 20 марта 1924).
«Школа — неподходящее место для танцев. Заведующая Сущевской школой (Владимирская волость) гр-ка Лебедева для танцевального вечера очень неудачно решила использовать свою школу.
Владимирский УИК это превращение школы в танцульку оценил иначе, чем гр-ка Лебедева.
УИК объявил последней выговор с предупреждением» («Призыв», 22 окт. 1924).
В 1926 году — 32 хозяйств.
С 1929 года деревня входила в состав Красносельского сельсовета Владимирского района.
«В дер. Сущево, Красносельского сельподрайона, организован колхоз из 7 хозяйств» («Призыв», 28 февраля 1931).
1933 год. Колхоз «Согласие» дер. Сущево, красносельского сельсовета. Предколхоза Ионов.
«Алексея Васильевича Иванова хорошо знает все население Сущево, Красное Сущево и Боголюбки. В прошлом году, когда три небольших колхоза объединились в одну большую сельскохозяйственную артель «Согласие», колхозники единогласно избрали Алексея Васильевича председателем артели.
Алексей Васильевич Иванов умело руководит хозяйством, настойчиво борется за укрепление колхоза, повышение материального благосостояния колхозников.
Уборка и сдача хлеба государству — ответственный экзамен. Труженики колхоза «Согласие» с честью выдержали его. 65 колхозников, преимущественно женщин, вручную убрали весь колхозный хлеб.
Коммунисты — опора правления колхоза. Машинист молотилки член партии И.И. Челышев заблаговременно подготовился к обмолоту, помог другим машинистам отремонтировать машины, поделился своим опытом. И молотилки не знали простоев.
Алексей Васильевич сам руководил вывозкой зерна на заготовительные пункты. Хлеб из «Согласия» шел непрерывным потоком, и колхозники с гордостью отрапортовали Родине о досрочном выполнении первой заповеди.
Растет и крепнет хозяйство укрупненного колхоза. Непрерывно увеличивается поголовье общественного стада, строится новый конный двор.
Члены сельхозартели единодушно избрали Алексея Васильевича Иванова делегатом на областную конференцию сторонников мира. Они поручили ему передать, что труженики колхозного производства, как и весь советский народ, самоотверженным трудом будут крепить дело мира во всем мире, с радостью поставят свои подписи под Обращением Всемирного Совета Мира.
Н. КОНСТАНТИНОВ» («ВК», 16 сентября 1951).
«В колхозе «Согласие» полным ходом идет строительство нового клуба на 180 мест. Он будет иметь сцену, зрительный зал, комнату для игр в шашки, шахматы и занятий кружков художественной самодеятельности.
Дружно трудятся члены строительной бригады С. Шиконкин, Ф. Царев, П. Дудкин, П. Рощин.
Строительство колхозного клуба будет закончено к 34-й годовщине Великого Октября» («ВК», 14 октября 1951).
«Вечер. Закончился трудовой день. К раскрытым дверям просторного здания, что находится на краю деревни Сущёво, направляется молодёжь. На его фасаде многообещающая надпись: «Клуб колхоза «Согласие».
В одиночку и группами подходят сюда юноши и девушки, надеясь весело и хорошо отдохнуть. Но сегодня так же, как и вчера, их ожиданиям не суждено исполниться. Тем же хриплым голосом поёт радиола, тот же репертуар из старых пластинок проигрывают на ней.
Немного потанцевав, молодёжь расходится. Кто-то недовольно говорит:
— Видно не дождёмся, когда в нашем клубе можно будет разумно и содержательно провести свободное время.
В этих словах истинная правда и справедливый упрёк по адресу работников культуры села.
В колхозах нашего района идёт сейчас напряжённая работа. Сельские труженики в тесном содружестве с механизаторами борются за получение высоких урожаев всех сельскохозяйственных культур. Нельзя переоценить то большое значение, которое приобретает в связи с этим деятельность сельских и колхозных клубов и изб-читален. Практика, показывает, что где вопросы культурно-массовой работы среди населения находятся в центре внимания партийных и комсомольских организаций, там и дела идут значительно лучше.
Не так, к сожалению, думают в сельскохозяйственной артели «Согласие». Здесь имеется неплохой клуб, рассчитанный на 200 мест. Его заведующим является молодой колхозник Николай Савельев, он же секретарь колхозной комсомольской организации. Казалось бы, это обстоятельство должно ещё более способствовать широкому развитию клубной работы, созданию в нем дружного творческого актива. В действительности, выходит совсем по-иному. При клубе нет кружков художественной самодеятельности, несмотря на то, что среди молодёжи много способных певцов, танцоров, декламаторов.
— Трудно, у нас вовлечь людей в кружки, — оправдывается тов. Савельев. — Устают после работы.
От случая к случаю проводятся в клубе лекции и доклады. Ни разу за время весенних полевых работ не выпускались стенная газета, «боевые листки».
Колхоз «Согласие» объезжается несколько деревень. Колхозники хотят не только хорошо трудиться, но и культурно отдыхать. И это их справедливое желание должно быть удовлетворено.
Е. ИВАНОВ» («ВК», 20 мая 1954).
«Центральный Комитет Коммунистической партии в своём постановлении «О Международном женском дне 8 марта» призывает нас, женщин — колхозниц, работниц МТС и совхозов бороться за быстрое преодоление недостатков в развитии всех отраслей сельского хозяйства. В ответ на призыв партии мы, женщины-овощеводы колхоза «Согласие», будем бороться в нынешнем году за резкое увеличение производства овощных культур с тем, чтобы в изобилии снабжать ими трудящихся городов и рабочих посёлков.
В прошлом году наше звено, состоящее из 7 человек вырастило по 510 центнеров капусты с гектара, по 516 центнеров моркови, 324 центнера огурцов. Всё это результат широкого применения передовой агротехники, использования опыта лучших мастеров, обильного удобрения почвы местными и минеральными удобрениями.
Но мы не можем успокаиваться на достигнутом. Наш колхоз находится вблизи областного центра, располагает значительными массивами пойменных земель, на которых можно и должны получать высокие урожаи картофеля и овощей. Приближается всенародный праздник — 8 марта. Как и все советские женщины, мы, колхозницы, полны стремления активно претворить в жизнь решения сентябрьского Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Наше звено даёт слово в нынешнем году бороться за средний урожай овощей не менее чем по 350 центнеров с гектара вместо 180 против прошлого года. А капусты мы получим по 550 центнеров. Заверяем, что своё слово сдержим с честью.
П. УТКИНА, звеньевая колхоза «Согласие» («ВК», 6 марта 1954).
«Скучно живёт сущёвская молодёжь. Хотя здесь и имеется колхозный клуб, но в нём не проводится почти никакой работы. Помещение клуба имеет неприглядный вид: стекло в окнах выбиты, на полу много мусора.
Заведующему клубом тов. Агапову и комсомольской организации колхоза необходимо взяться за налаживание культурно-массовой работы среди колхозников, привести в надлежащий порядок помещение клуба.
А. ИВАНОВ» («ВК», 2 августа 1955).
«На территории сельхозартели «Согласие» расположена водяная мельница Владимирского областного мельничного треста. В мае текущего года было решено передать её колхозу «Согласие». Но официально это не оформлено. Поэтому до сих пор не известно, кому же в конце концов принадлежит мельница в настоящее время — областному мельничному тресту или же колхозу?» («ВК», 16 августа 1955).
С 1959 года — в составе Сновицкого сельсовета.
«Труженики колхоза «Знамя Октября» проявляют большую заботу об увеличении поголовья крупного рогатого скота. Но они также прекрасно понимают, что в производстве мяса большой удельный вес должна занимать свинина. Три года назад свиньи были почти во всех бригадах. Но свинофермы тогда являлись малочисленными. Правление колхоза сочло целесообразным эту отрасль животноводства сосредоточить в сущевской бригаде. С этой целью в Сущеве был построен лагерь для круглогодового содержания свиней. Свиноводы Петр Васильевич Степанов и Анатолий Степанов за время существования лагеря откормили и сдали государству на мясо несколько сот свиней. Но, хотя содержание свиней в лагере и улучшилось, имеющиеся в нем помещения не отвечали должным требованиям.
В прошлом году правление артели решило построить вблизи лагеря свинарник-маточник.
И вот он уже готов. Помещение рассчитано на содержание ста свиноматок с приплодом до отъема. Он построен из шлакобетона на кирпичных столбах. Длина маточника 80 метров. Станки для свиноматок размещены посередине помещения, с отступом от стен на 2.5 метра. Таким образом, животные даже и в мороз не будут ощущать холода.
Каждый станок имеет длину 2.5 и ширину — 1,5 метра. В эти станки пять дней назад были помещены 120 маток, многие из которых с пометом маленьких поросят.
В отдельном помещении, соединенном тамбуром и лазом, устроена столовая для кормления животных. Кормушки в столовой размещены по длине стен. Одновременно кормятся 50 свиноматок.
Корма в столовую доставляются из вновь построенной кормокухни, которая оборудована котлом марки КВ-200 и запарником. В запарник одновременно загружается 400 килограммов картофеля. Этим делом и топкой котла занимается колхозник Иванов Яков Васильевич. После того, как в котле забурлит кипяченая вода, Яков Васильевич подсоединяет шланг к запарнику, заполненному картофелем. Через 20 минут картофель готов к употреблению.
Здесь, на кормокухне, сваренный картофель загружается и подвесную вагонетку, перемешивается с комбикормом и отправляется в столовую свинарника. Свинарки тт. Карпова и Иванова быстро раскладывают приготовленный корм в кормушки, а затем перегоняют свиней на кормление.
— Помещение очень хорошее,- говорят свиноводы. Это настоящий цех «производства свиней».
И это действительно так. Помещение просторное, светлое, станки поделаны в нем так, что в них спокойно могут отдыхать свиноматки и маленькие поросята.
Что икается производства свинины, то этим делом пo-прежнему занимаются свиноводы Степановы. В настоящее время у Петра Васильевича на заключительном откорме находится 61 свинья, каждая из них весом от 60 до 90 и выше килограммов.
:— Эта группа свиней, — говорит Петр Васильевич, — через несколько дней будет сдана государству хорошими весовыми кондициями.
Кроме этого, он ведет откорм еще 208 поросят осеннего приплода. Молодняк хорошо растет, особенно это стаяло заметно в последние дни.
К. ФЕДОРОВ» («ВК», 13 мая 1960).
С 1965 года — в составе Суздальского района.


Дома в д. Сущево

Численность населения: в 2002 г. – 48 чел., 2010 г. - 61 чел.


Родник в д. Сущево

Родник в д. Сущево, родник находится в конце деревни, на левой стороне асфальтированной дороги.

Родовое имение Смирновых в д. Сущево

Сельцо Сущево - родовое имение Смирновых - этой ветви родственников Грибоедова - находилось в семи верстах от Владимира.

Среди потомков Семена Михайловича Лачинова сохранились любопытные воспоминания о будущем дипломате Александре Грибоедове: «Когда больной Грибоедов приехал в Сущево, кто-то из дворовых людей привел к нему деревенскую знахарку Пухову, которая взялась его вылечить. Она лечила его настоями и травами, добрым взглядом, добрым словом. Грибоедов, кроме сильной простуды, страдал еще нервной бессонницей, и эта удивительной доброты женщина проводила с ним в разговорах целые ночи. Уезжая из Сущева, Александр Грибоедов хотел с ней расплатиться, но она ответила, что брать деньги за лечение - грех. Если она их возьмет, то ее лечение ему не поможет».
В Сущеве долгое время сохранялась «Грибоедовская беседка», представлявшая собой небольшой рубленый домик. Где-то даже сохранилась ее фотография, датируемая 1909 годом. Однако революция уничтожила многие воспоминания о «благородном времени».

16 августа 1819 года родился владимирский дворянин Дмитрий Александрович Смирнов, писатель, родственник, биограф и исследователь творчества Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов приходился племянником знаменитому автору «Горя от ума», сам никогда его не видел, но почти всю жизнь посвятил собиранию текстов произведений и сведений о жизни Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов окончил в 1837 году Владимирскую гимназию, затем Московский университет. После чего жил во Владимире или в имении поблизости. Он знал сестру Грибоедова, его воспитателя, переписывался со вдовой великого родственника. Разыскал его друзей, включая лучшего друга Грибоедова – Сергея Бегичева, и познакомился с ними. В итоге текст «Горя от ума», который до сих проходят в школе – это вариант, кропотливо собранный владимирцем Дмитрием Смирновым из нескольких рукописей комедии. Он раздобыл (как раз у Бегичева) первоначальную рукопись «Горя от ума», многие письма, тщательно собирал воспоминания и рассказы о Грибоедове. При этом свои собственные произведения Дмитрий Смирнов подписывал редко, и остался малоизвестным писателем. Публиковался в основном в литературных журналах. И, по большей части, это очерки и рассказы из народной жизни. Среди наиболее значительных произведений Смирнова упоминается его повесть «Жизнь и смерть Фомы Федоровича», опубликованная в журнале «Русская беседа». А также «Отрывки из записок мирового посредника», напечатанные под псевдонимом «Вл. Нарпенский». В этих записках – его личный опыт. Будучи прогрессивным дворянином, Дмитрий Смирнов горячо приветствовал отмену крепостного права и был активным участником этой реформы – стал во Владимирской губернии мировым посредником. При Александре II была создана такая чиновничья должность в губерниях для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами.
Смирнов Дмитрий Александрович скоропостижно скончался в своем имени Сущево в начале 1866 года.

Сущево, Красное Сущево! (Там Грибоедовский есть след).
Своею дивной красотою затмило мне весь белый свет.
Сирень, черемуха повсюду, огромный яблоневый сад,
А по периметру, как чудо, березы в два ряда стоят.
Речушка "Рпень" - души отрада, луга, поля и озерцо,
Для счастья - большего не надо. Сущево Красное, сельцо!
Дед Грибоедова в нем жил, не соблюдя обычных правил,
Своим крестьянам удружил – дома на солнышко поставил.
Усадьбу барин передал в наследство ветреному сыну,
А тот ее лишь разорял, в картежных играх, горбя спину.
То был - писателя отец, живя, от близких в отдалении
Продать решился наконец родне - Смирновым он имение.
Но не о них пойдет рассказ, я о другом хочу поведать:
Там был два раза или раз - известный миру Грибоедов.
Немало минуло уж, лет, дневник Смирнова сохранился.
Полка гусарского корнет в краю Владимирском лечился.
К отцу не ездил (не дружил), гостил у матери с сестрою,
А вот Смирновых навестил и пообщался он с роднею.
На лодке плавал по пруду, там караси водились (знаю),
Ходил у всех он на виду по моему родному краю
О чем писатель размышлял среди садов, бродя Сущевских?
Быть может, пьесу сочинял, к ней делал новые наброски?
Талант огромный в нем кипел, он полон замыслов глубоких
В своей комедии сумел разоблачить тот мир жестокий -
Крепостников, чинуш, глупцов, плутов, ханжей и мракобесов.
Через года и пыль веков учить нас будет эта пьеса.
«Мильон терзаний» испытав, не покорившись злому нраву,
И «Горе от ума « создав, обрел признание и славу.
Сгорел в Сущеве барский дом, неправда ль, экая досада?!
И вяз срубили над прудом, и наконец, не стало сада.
Но жизнь останется навек, ей не сгореть, не испариться.
И будет помнить человек своей истории страницы.
1984 г.
© Copyright: Зинаида Нефедова Ежкова, 2016

Деревня Красное Сущево

Красное Сущево — деревня в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Рпень в 12 км на юго-восток от центра поселения села Новоалександрово и в 3 км на север от города Владимир.
В конце XIX века Красное Сущево составляло один населенный пункт с деревней Сущево и входило в состав Богословской волости Владимирского уезда.
В Списке населенных мест Владимирской губернии 1905 года указан отдельный населенный пункт сельцо Сущево, включавшее 30 дворов.
В 1926 году в сельце Сущево числилось 36 хозяйств.
С 1929 года деревня входила в состав Красносельского сельсовета Владимирского района и появилась деревня Красное Сущево.
1933 год. Колхоз дер. Красное Сущево, красносельского сельсовета. Председатель колхоза Волосовский.
«В пионерский лагерь
Весело проведут предстоящие летние каникулы школьники — дети рабочих грамзавода.
Для них в деревне Красное Сущево оборудуется пионерский лагерь. Лагерь будет расположен на живописном месте, в большом колхозном саду, у берега реки Рпень.
Всего в лагерь поедет 210 школьников. Большинство из них там будет жить в палатках. За время пребывания в лагере дети помогут колхозу в легких сельскохозяйственных работах.
А. Фомин» («Призыв», 24 мая 1941).
«В прошлом году у нас на ферме были невысокие удои коров. В нынешнем году тоже не выдерживаем плана по продуктивности скота. Дальше отставать нельзя и поэтому, кроме корнеплодов, мы запасаем как можно больше сочного консервированного корма.
Мы заканчиваем сенокос, а до 30 июля выполним план силосования. В силос заложим даже лучшее сырье—вику, так как клеверного и лугового сена у нас хватит. Кроме того мы учитываем, что зеленую вику, буйно разросшуюся, трудно будет высушить, а силос из нее выйдет отличный.
Бригадир Красносущевского колхоза И. Aгапов» («Призыв», 25 июля 1943).
С 1959 года — в составе Сновицкого сельсовета.
С 1965 года — в составе Суздальского района.
Численность населения: в 2002 г. – 45 чел., в 2010 г. - 64 чел.

Деревня Боголюбка

Боголюбка — деревня в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Сущево, деревня Красное Сущево.
Казенная деревня Фалелеевка (Боголюбовка): «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 6; число дворов - 6; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 36, женского пола - 49; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 39, женского пола - 40; действительное население: мужского пола - 38, женского пола – 42. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами».
В 1859 году число дворов - 12; число душ мужского пола - 38; женского пола - 37.
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Слободской волости Владимирского уезда.
С 1924 года — в составе Владимирской волости.
«В дер. Боголюбка организована инициативная группа (по созданию колхоза) из 2 хозяйств» («Призыв», 28 февраля 1931).
«В селениях Боголюбка, Сущево, красносельского сельсовета, недавно справлялся престольный праздник «тихвинской божьей матери». Верхушка этих селений (Носков В.Я., Герасимов Н.И., Савельев М.И. и др.), до сего времени имеющие влияние на некоторую часть населения, на этот праздник пригласила попа. Приглашение и угощение попа обошлось деревням в 150 — 200 рублей.
А как с подпиской на заем? Подписка среди единоличников на мертвой точке.
Не отстают от единоличников и колхозники, не давшие также еще ни одного рубля взаймы государству. И неудивительно. Многие из колхозников пошли на поводу у «организаторов» приема попа и променяли соцстройку на «божью матерь».
Не пора ли покончить с религиозными праздниками?
Колхозники должны исправить свою ошибку и к 25-му июля закончить размещение займа не только среди своя, но и единоличников» («Призыв», 24 июля 1931).
«На единоличников-безлошадников дер. Боголюбки и других красносельского сельсовета пашет некто Герасимов Н.И., который берет за работу 16 килограмм овса и 15 рублей деньгами в день.
В бытность свою этот Герасимов с отцом имели две собственные мельницы, наемных рабочих и арендовали барскую землю в количестве 5 десятин. Хозяйство Герасимова в 24 году было лишено избирательных прав, обложено твердым заданием и намечено к высылке из района. Однако, Герасимов почему-то до сих пор остается в дер. Боголюбке и продолжает обирать крестьян» («Призыв», 11 июня 1932).
1933 год. Колхоз «Новая жизнь» дер. Боголюбка, красносельского сельсовета. Председатель колхоза Савельев.
«Над деревней Боголюбка спустились вечерние сумерки. В домах колхозников ярко светятся лампочки Ильича. Старые, убеленные сединами, и молодые колхозники торопливо шагали, направляясь в колхозную контору.
Просторное, чистое и хорошо натопленное помещение как-то приветливо в этот вечер принимало своих постоянных посетителей.
Вскоре все помещение быстро заполнилось народом.
— Отчетно-выборное собрание разрешите считать открытым,- начал председательствующий колхозник тов. Носков.
С отчетным докладом выступил председатель колхоза тов. Иванов. Он подробно рассказал колхозникам о проделанной работе.
— Несмотря на ряд недостатков, наша сельскохозяйственная артель добилась замечательных успехов в проведении всех сельскохозяйственных работ.
— Хозяйство нашего колхоза неуклонно растет. За последние годы построены скотный двор, свинарник; в начале этого года закончится строительство конного двора на 16 голов.
Для скотных дворов устраиваем водопровод, который в летнее время будет использован для поливки огородных культур.
— Мы за последние годы ни разу не оставались в долгу перед государством. В истекшем году колхоз досрочно выполнил государственный план хлебозаготовок и сверх плана сдал 3 тонны овощей, 6 тонн зерновых и 9 тонн картофеля.
— Успехи колхоза - результат большого напряженного труда всех членов его. Колхозники вкладывают в свое артельное дело много труда и забот.
Колхозник Гавриил Григорьевич Димаков один засеял рядовой сеялкой 25 гектаров, о благодарном отношении к труду колхозников говорит и такой пример: шестидесятилетний колхозник-возчик Иван Яковлевич Носков на всех работах выполнял две нормы, на заготовительный пункт «Заготзерно» он вместе с Иваном Петровичем Ивановым вывез государственные поставки.
Замечательно поработали наши стахановские звенья. Так, звено Носковой Прасковьи получило урожай моркови — 731 центнер с гектара, Савельева Александра Ивановна - 736 и Яшина Лидия - 631.
Выступивший в прениях заведующий молочно-товарной фермой тов. Носков внес предложение об организации образцового парникового хозяйства.
Отдельные недостатки отмечали выступавшие колхозники. Работа правления признана удовлетворительной. Председателем снова избран тов. Иванов.
В наказ новому составу правления колхозники внесли предложения:
В текущем году добиться урожайности по 14 центнеров зерновых с гектара и 400 центнеров овощей.
Привести в порядок парниковое хозяйство. Завершить постройку конного двора и овчарника.
А чтобы увеличить денежные доходы, решили организовать бондарное производство.
Единодушно было принято предложение председателя ревизионной комиссии Яшина Ивана Васильевича отметить день выборов в Верховный Совет РСФСР образцовой подготовкой к весеннему севу.
Тут же был заключен социалистический договор на проведение всех сельскохозяйственных работ с колхозами «Красное Сущево» и «Согласие».
Пришедшие на это собрание в качестве гостей председатели колхозов тов. Агапов и тов. Челышев охотно приняли вызов колхозников колхоза «Новая жизнь».
С. Янтарев» («ВК», 26 января 1947).
«Старожилы деревни Боголюбка с горечью вспоминают дореволюционную жизнь. Она была скудной, безрадостной. Получалось так: проживет крестьянин свой век и не заметит, чтобы его деревня хоть чем-нибудь изменилась. Люди в бедноте рождались и в бедноте умирали.
Иной стала Боголюбка после Великой Октябрьской социалистической революции. Пройдемся по колхозной деревне. Сколько в ней нового, молодого! Все дома в колхозе один к одному — статные, красивые. К каждому дому тянутся электрические провода. Деревня радиофицирована. У колхозников Ивана Савельева, Петра Матюкова, Петра Исаева, Сергея Петрова и ряда других свои радиоприемники.
Сейчас боголюбкинские колхозники, как и весь советский с народ, с большим воодушевлением готовятся к выборам в Верховный Совет СССР. На днях в их колхозе состоялось предвыборное собрание. Труженики артели единодушно выдвинули кандидата в состав окружной избирательной комиссии. Это высокое доверие они оказали коммунисту Алексею Васильевичу Иванову, который уже 8 лет бессменно руководит их колхозом.
За четыре года, минувшие после предыдущих выборов, еще более окрепла артель, еще краше стала деревня. Возьмем для примера одну из самых важных отраслей общественного хозяйства — животноводство. Поголовье свиней и овец возросло более, чем в два раза. Намного больше стало крупного рогатого скота, птицы. Вчетверо увеличилась колхозная пасека.
Растут и качественные показатели. Фермы пополняются скотом лучших пород, повышается продуктивность стада. За последние три года вновь построены конный двор, птичник, пчельник. На ферму проложен водопровод, все животноводческие помещения электрифицированы.
Большие изменения произошли также в других отраслях колхозного производства.
Радостной, кипучей творческой жизнью живет советское крестьянство. Каждый колхозник видит в этом осуществленные заветы Владимира Ильича Ленина, 26-летие со дня смерти которого мы отмечаем сегодня.
К замечательному настоящему нас привел великий Сталин. По заветам Ленина он ведет нас к еще более прекрасному будущему, к коммунизму!
М. Иванов, счетовод колхоза «Новая жизнь» («ВК», 22 января 1950).
Численность населения: в 1859 г. – 75 чел. (12 дворов), в 1905 г. – 135 чел. (24 двора), в 1926 г. – 148 чел. (28 хозяйств), в 2002 г. – 55 чел., в 2010 г. - 98 чел.
Село Красное
Село Доброе
Усадьбы на территории Владимирской области
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (18.08.2018)
Просмотров: 2426 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru