Главная
Регистрация
Вход
Пятница
21.09.2018
05:18
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 512

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [955]
Суздаль [309]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [264]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [113]
Судогда [35]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [97]
Вязники [182]
Камешково [53]
Ковров [276]
Гороховец [76]
Александров [154]
Переславль [91]
Кольчугино [28]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [26]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Деревня Сущёво Суздальского района

Деревня Сущево

Сущёво — деревня в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Рпень в 12 км на юго-восток от центра поселения села Новоалександрово и в 3 км на север от города Владимир.
Рельеф характеризуется низким перепадом высот. Рядом с деревней протекает река Рпень.


Река Рпень в д. Сущево

Около дер. Сущево еще в XIX веке было несколько древнерусских могильников (до 10 курганов) домонгольского времени.

К югу от д. Сущево находилась обширная пустошь Уршева. Слово «урша» на языке финно-угорского племени мери означает «рожь». Надо полагать, что эта земля уже в I тысячелетии н. э. находилась под этой сельскохозяйственной культурой.
Следует отметить, что при работе над топонимами этого района замечена следующая особенность в их изменениях. Урочища, упоминаемые в межевых документах XVIII века, в дальнейшем исчезают, уступая место более поздним названиям, а старые топонимы сохраняются, в основном, в названиях оврагов, некогда примыкавших к этим урочищам. Например, название рощи Кузянка, упоминаемое в документах 17 века, в последующих письменных документах не встречается. Это название местными жителями перенесено на большой овраг, некогда находившийся в северной части этого урочища. Название пустоши Уршева, встречающееся в межевых книгах XVIII века, в архивных документах XIX века уже не упоминается, а название это сохраняется за небольшим оврагом, находившимся на ее территории.
Как в истории этого района, так и в жизни города Владимира заметное место занимала роща Кузянка (Кузячка), упоминаемая в документах XVII века. Как удалось установить, в начале II тысячелетия н. э. в этой роще возникло одно из первых славянских поселений в нашем крае, а на окраине рощи Кузянки, видимо, этими же славянскими племенами справлялся один из их любимых летних праздников Купала. В «смутное время» роща была свидетельницей военного столкновения владимирцев с войсками Лжедмитрия.
До последнего времени было не совсем ясно местоположение этой рощи. Так, владимирский краевед В. Доброхотов располагал ее к югу от речки Почайны до линии Нижегородского шоссе, предполагая, что «это может быть заветная, священная роща наших предков «язычников». А известный «любитель старины» К. Н. Тихонравов помещал рощу «Кузянку» к юго-западу от Сущева, примерно до верховьев Кузянского оврага. Располагая ее здесь, он, видимо, пользовался планом этой деревни конца XVIII века, где к западу от нее находился какой-то лесной островок.
Пользуясь архивными документами первой половины XVIII века, попробуем выяснить границы рощи Кузянки в этот период времени. Из владимирских писцовых книг известна длина этой рощи: «Под Володимером лесу роща Кузячка вдоль на версту». Некоторые указания местоположения рощи есть в документе 1609 года: «В лесу в роще Кузянке у посаду... с другой стороны от Красного села».
В настоящее время напротив с. Красного, прорезая возвышенный правый берег реки Ирпень (Рпень), находится овраг, носящий название Кузячка. Все эти данные позволяли думать, что здесь и нужно искать указанный в документе посад, находившийся за этой рощей. Это поселение удалось обнаружить на правом берегу Кузянского оврага недалеко от его устья. Здесь на поверхности земли, в огородах, удалось обнаружить большое количество фрагментов глиняной посуды, которая датирована археологами XV—XVII вв.
Таким образом, роща Кузянка в первой половине XVII века занимала возвышенную часть плато между оврагами Почаевским и Кузянка, заходя несколько выше их верховьев. Да и название ее подтверждает, что, видимо, и в древности она занимала это местоположение. Слово «кузянка» несколько искаженное слово «кузем», которое на языке древнего финно-угорского племени мери означает «подниматься вверх, влезать».
В верховьях речки Почайны находилось старое урочище «Русалка», где еще в XIX веке в начале лета происходил любимый праздник древних славян Купала или Русалия. Этот праздник характерен красочными хороводами с однообразным и унылым напевом старинных песен, а в ночь на Ивана Купала — зажиганием костров и прыганьем через них. Если у славян-язычников по древним понятиям огонь имел очистительную силу, то позднее этот обряд имел уже другое значение: «кто выше прыгнет через купальный костер, у того уродится и хлеб выше».
Археологические наблюдения в этом урочище позволили на поверхности земли обнаружить несколько фрагментов керамики, характерной для города Владимира XII—XIII веков, свидетельствующих о том, что урочище Русалка в этот период времени не была безлюдным местом. См. Стоянка Русаниха (Верхний Палеолит).
На северном краю посада Кузянка, на берегу речки Ирпень было сделано интересное археологическое открытие. Здесь в 1962—1963 гг. бульдозером была прорыта глубокая и широкая траншея, грунт из которой пошел для насыпки моста через этот овраг. В боковых стенках этой траншеи четко проступали темные полосы культурного слоя, содержащего славянскую керамику. Толщина культурного слоя 15—22 см. Керамика, собранная здесь и на поверхности земли, в огородах, археологом В. П. Глазовым датирована XI—XII веками, т. е. поселение, к которому относится эта керамика, видимо, возникло одновременно со славянским поселением, открытым в 1953 году П. А. Раппопортом на территории Печернего города во Владимире.
Для Кузянского поселения XI—XII вв. характерна лепная керамика серого и красноватого цвета. Тесто, из которого она сделана, содержит большое количество крупных зерен дресвы, по всей вероятности, сильно обожженного, а затем растолченного гранита. Орнамент большей частью волнистый. Венчик горшков слегка отогнут. На гончарной посуде орнамент линейный и волнистый, покрывающий почти всю внешнюю поверхность горшков. Тесто состоит из зерен дресвы и ярко-красных кусочков шамота. Среди славянской керамики на поселении встречаются единичные фрагменты сосудов «дьяковского типа». Цвет керамики темно-серый, почти черный. Венчик сосудов прямой. Орнамент зубчатый, напоминающий орнамент керамики из Минского городища под Костромой.
В 50-х годах XIX столетия К. Н. Тихонравов рядом с этим поселением обнаружил группу курганов: «Близ реки Рпень на возвышенном берегу оврага, где была роща Кузячка, есть урочище «Клады», тут так же курганы». Местоположение курганов им дано несколько неопределенно, но так как К. Н. Тихонравов располагал рощу Кузянку за оврагом этого же названия, а других оврагов в этом районе нет, то урочище «Клады», несомненно, находилось на левой, так же возвышенной, стороне Кузянского оврага.

В 1859 году число дворов - 27; число душ мужского пола - 90; женского пола - 96.
Помещичья и казенная деревня Сущово: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 7; число дворов - 7; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 30, женского пола - 38; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 36, женского пола - 40; действительное население: мужеского пола - 40, женского пола – 45. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами; курганы».
В 1893 году Сновицкий приход состоял из села Сновиц (Третий Благочиннический округ), сельца Сущева, деревни Сущевой, деревни Фалелеевки (Боголюбки тож) и деревни Веризиной.

Заведывающий военно-конским участком Богословской волости на трехлетие с 1897 года - Антон Ларионович Большаков, крестьянин деревни Зелени; кандидат к нему - Иван Васильевич Челышев, крестьянин деревни Сущево.
В 1926 году — 32 хозяйств.
С 1929 года деревня входила в состав Красносельского сельсовета Владимирского района.
С 1959 года — в составе Сновицкого сельсовета.
С 1965 года — в составе Суздальского района.


Дома в д. Сущево

Численность населения: в 2002 г. – 48 чел., 2010 г. - 61 чел.


Родник в д. Сущево

Родник в д. Сущево, родник находится в конце деревни, на левой стороне асфальтированной дороги.

Родовое имение Смирновых в д. Сущево

Сущево - родовое имение Смирновых - этой ветви родственников Грибоедова - находилось в семи верстах от Владимира.

Среди потомков Семёна Михайловича Лачинова сохранились любопытные воспоминания о будущем дипломате Александре Грибоедове: «Когда больной Грибоедов приехал в Сущево, кто-то из дворовых людей привёл к нему деревенскую знахарку Пухову, которая взялась его вылечить. Она лечила его настоями и травами, добрым взглядом, добрым словом. Грибоедов, кроме сильной простуды, страдал еще нервной бессонницей, и эта удивительной доброты женщина проводила с ним в разговорах целые ночи. Уезжая из Сущева, Александр Грибоедов хотел с ней расплатиться, но она ответила, что брать деньги за лечение - грех. Если она их возьмёт, то её лечение ему не поможет».
В Сущеве долгое время сохранялась «Грибоедовская беседка», представлявшая собой небольшой рубленый домик. Где-то даже сохранилась её фотография, датируемая 1909 годом. Однако революция уничтожила многие воспоминания о «благородном времени».

16 августа 1819 года родился владимирский дворянин Дмитрий Александрович Смирнов, писатель, родственник, биограф и исследователь творчества Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов приходился племянником знаменитому автору «Горя от ума», сам никогда его не видел, но почти всю жизнь посвятил собиранию текстов произведений и сведений о жизни Александра Грибоедова.
Дмитрий Смирнов окончил в 1837 году Владимирскую гимназию, затем Московский университет. После чего жил во Владимире или в имении поблизости. Он знал сестру Грибоедова, его воспитателя, переписывался со вдовой великого родственника. Разыскал его друзей, включая лучшего друга Грибоедова – Сергея Бегичева, и познакомился с ними. В итоге текст «Горя от ума», который до сих проходят в школе – это вариант, кропотливо собранный владимирцем Дмитрием Смирновым из нескольких рукописей комедии. Он раздобыл (как раз у Бегичева) первоначальную рукопись «Горя от ума», многие письма, тщательно собирал воспоминания и рассказы о Грибоедове. При этом свои собственные произведения Дмитрий Смирнов подписывал редко, и остался малоизвестным писателем. Публиковался в основном в литературных журналах. И, по большей части, это очерки и рассказы из народной жизни. Среди наиболее значительных произведений Смирнова упоминается его повесть «Жизнь и смерть Фомы Федоровича», опубликованная в журнале «Русская беседа». А также «Отрывки из записок мирового посредника», напечатанные под псевдонимом «Вл. Нарпенский». В этих записках – его личный опыт. Будучи прогрессивным дворянином, Дмитрий Смирнов горячо приветствовал отмену крепостного права и был активным участником этой реформы – стал во Владимирской губернии мировым посредником. При Александре II была создана такая чиновничья должность в губерниях для улаживания поземельных отношений между помещиками и крестьянами.
Смирнов Дмитрий Александрович скоропостижно скончался в своем имени Сущево в начале 1866 года.

Сущёво, Красное Сущёво! (Там Грибоедовский есть след).
Своею дивной красотою затмило мне весь белый свет.
Сирень, черёмуха повсюду, огромный яблоневый сад,
А по периметру, как чудо, берёзы в два ряда стоят.
Речушка "Рпень" - души отрада, луга, поля и озерцо,
Для счастья - большего не надо. Сущёво Красное, сельцо!
Дед Грибоедова в нём жил, не соблюдя обычных правил,
Своим крестьянам удружил – дома на солнышко поставил.
Усадьбу барин передал в наследство ветреному сыну,
А тот её лишь разорял, в картежных играх, горбя спину.
То был - писателя отец, живя, от близких в отдалении
Продать решился наконец родне - Смирновым он имение.
Но не о них пойдет рассказ, я о другом хочу поведать:
Там был два раза или раз - известный миру Грибоедов.
Немало минуло уж, лет, дневник Смирнова сохранился.
Полка гусарского корнет в краю Владимирском лечился.
К отцу не ездил (не дружил), гостил у матери с сестрою,
А вот Смирновых навестил и пообщался он с роднею.
На лодке плавал по пруду, там караси водились (знаю),
Ходил у всех он на виду по моему родному краю
О чем писатель размышлял среди садов, бродя Сущёвских?
Быть может, пьесу сочинял, к ней делал новые наброски?
Талант огромный в нём кипел, он полон замыслов глубоких
В своей комедии сумел разоблачить тот мир жестокий -
Крепостников, чинуш, глупцов, плутов, ханжей и мракобесов.
Через года и пыль веков учить нас будет эта пьеса.
«Мильон терзаний» испытав, не покорившись злому нраву,
И «Горе от ума « создав, обрел признание и славу.
Сгорел в Сущеве барский дом, неправда ль, экая досада?!
И вяз срубили над прудом, и наконец, не стало сада.
Но жизнь останется навек, ей не сгореть, не испариться.
И будет помнить человек своей истории страницы.
1984 г.
© Copyright: Зинаида Нефедова Ежкова, 2016

Деревня Красное Сущево

Красное Сущёво — деревня в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Рпень в 12 км на юго-восток от центра поселения села Новоалександрово и в 3 км на север от города Владимир.
В конце XIX века Красное Сущёво составляло один населённый пункт с деревней Сущёво и входило в состав Богословской волости Владимирского уезда.
В Списке населенных мест Владимирской губернии 1905 года указан отдельный населённый пункт сельцо Сущёво, включавшее 30 дворов.
В 1926 году в сельце Сущёво числилось 36 хозяйств.
С 1929 года деревня входила в состав Красносельского сельсовета Владимирского района и была переименована в Красное Сущёво.
С 1959 года — в составе Сновицкого сельсовета.
С 1965 года — в составе Суздальского района.
Численность населения: в 2002 г. – 45 чел., в 2010 г. - 64 чел.

Деревня Боголюбка

Боголюбка — деревня в Суздальском районе Владимирской области России, входит в состав Новоалександровского сельского поселения.
Находится в непосредственной близости от населенных пунктов: деревня Сущево, деревня Красное Сущево.
Казенная деревня Фалелеевка (Боголюбовка): «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 6; число дворов - 6; число душ по 8 ревизии (1834 г.): мужского пола - 36, женского пола - 49; число душ по 9 ревизии (1850 г.): мужского пола - 39, женского пола - 40; действительное население: мужского пола - 38, женского пола – 42. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменной и кровельной работами».
В 1859 году число дворов - 12; число душ мужского пола - 38; женского пола - 37.
В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Слободской волости Владимирского уезда.
С 1924 года — в составе Владимирской волости.
Численность населения: в 1859 г. – 75 чел. (12 дворов), в 1905 г. – 135 чел. (24 двора), в 1926 г. – 148 чел. (28 хозяйств), в 2002 г. – 55 чел., в 2010 г. - 98 чел.
Село Красное
Село Доброе

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (18.08.2018)
Просмотров: 53 | Теги: суздальский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика