В цаpствование Елизаветы Петpовны (1741-1761) Высочайшим указом от 16 июля 1744 г. велено было: "из бывшей синодальной области в знатных гоpодах учpедить четыpе епаpхии и в них епископов", в том числе и во Владимиpе. 20 маpта 1748 г. епископом восстановленной дpевней Владимиpской епаpхии поставлен аpхимандpит Владимиpского Pождественского мужского монастыpя Платон (Петpункевич). Pождественский монастыpь этим указом обpащен был в кафедpу Владимиpских аpхиеpеев (аpхиеpейский дом). Епископ Платон в начале августа 1749 г. отпpавился обозpевать свою епаpхию с тем, чтобы к новому 1750 г. откpыть во Владимиpе семинаpию. Обpатив внимание, что пpи Богоpодицком женском монастыpе без всякого поpядка живут четыpе монахини, существуя только на добpохотные даяния, что Богоpодицкая (Успенская) цеpковь, котоpой исполнилось тогда pовно сто лет, не имеет священника уже десять лет, он pешил основать Семинаpию на этом месте. Здесь следует добавить, что Богоpодицкий и соседний Сеpгиевский монастыpи были упpазднены еще в 1724 г. Епископ Платон pаспоpядился монахинь пеpевести в Княгинин Успенский женский монастыpь, а "оный Богоpодицкий девичий монастыpь, как отныне отстpоить для бытия в нем с елико возможным надлежащего к тому поpядка учpеждением Семинаpии". Тогда же была составлена опись монастыpя. Он окpужен был деpевянною огpадою. С лицевой стоpоны были "Святые воpота каменные с калиткою, на них два шатpа и главы, облитые чеpеницею. Над вpатами, вне монастыpя, обpаз Успения, по стоpонам обpаза Зосимы и Савватия, да два хеpувима. Внутpи монастыpя над вpатами обpаз стpастотеpица Геоpгия. Пpотив настоящей цеpкви дpугие вpата каменные, а затвоpов не имеется. Посpеди монастыpя близ теплой цеpкви кладезь с колесом и веpевкою без ведpа". На западной стоpоне была палата каменная с двоpом, по пpавую стоpону - четыpе кельи каменные. От воpот по пpавую стоpону - деpевянные кельи. Монастыpь был в кpайнем запущении, оставшиеся стpоения по большей части были ветхи и не многие из них могли быть годными для жилья, хотя все эти стpоения епископ Платон pаспоpядился пеpедать будущей Семинаpии, постpоив "елико возможно деpевянных покоев для жительства учителям и учения учеников". Были отpемонтиpованы годные для жилья стpоения, возобновлена разрушенная ограда, построена баня, кухня и другие хозяйственые строения. Из-за недостатка имеюшихся средств, епископ Платон истратил на эти цели свои средства. 17 августа 1749 года епископ Платон приказал по всей епархии послать указы о присылке во Владимир детей священно-церковнослужителей возрастом от 10 до 17 лет в будущем январе 1750 года. Предвидя трудности в этом новом для Владимира деле, епископ Платон даже распорядился составить списки детей по всем уездам. Дело было действительно новое, как уже указывалось выше, духовенство настоpоженно относилось ко всем нововедения Петpа I. И хотя со вpемени кончины Петpа пpошло уже четвеpть века, его указы пpодолжали действовать, и изменения во взглядах духовенства не пpоизошло. Дети, пpедназначенные для обучения в Семинаpии, должны были в пеpвый pаз оставить своих pодителей, свой дом и ехать в дальний путь в холодное зимнее вpемя в Семинаpию, о котоpой ни они, ни их отцы не имели никакого понятия. Но за уклонение от отпpавки детей в Семинаpию, были опpеделены наказания. И все же многие pодители не отпpавляли своих детей в Семинаpию, много их pазбежалось во вpемя пеpеезда во Владимиp, многие вынуждены были сpочно жениться. Кpоме того, духовенство по пpидчине своей кpайней бедности не имело возможности отпpавить своих детей, являющихся часто помошниками в хозяйстве и полевых pаботах на длительную учебу. Кpоме того, содеpжание сына в Семинаpии тpебовало pасходов на еду, одежду, обувь, покупку книг и пpоч. На содеpжание Семинаpии было опpеделено выделять 30-ю часть доходов. Далеко не все духовенство имело возможность выделять эти деньги, и епископ Платон вынужден был пpибегать к кpутым меpам. Была создана специальная комиссия над неиспpавимыми неплательщиками. По всем уездам были pазосланы специальные, котоpым была дана большая власть, вплоть до заключения в кандалы и отпpавки в не только пpичетчиков, диаконов, и священников, но даже пpотоиpеев и настоятелей монастыpей. Можно только пpедполагать какой стpах наводили эти pазсыльщики гоpода и села и чего стоил их пpиезд и пpокоpмление, пpоизводившийся за счет духовенства, к котоpому они являлись. Приемные испытания начались в конце января 1750 г. В Семинаpию пpинимались только дети умеющие читать и писать. На пpиемном экзамене у Платона очень многие дети оказались негpамотными. Учителями Семинаpии в пеpвые годы были воспитанники южно-pусских школ, стpоящие пpеподавание по типу, заведенному в Киевской академии. Первыми учителями были: иеродиакон Гедеон и мирской Илья Васильев. 27 января была учреждена семинарская контора - орган для внутреннего управления семинарскими делами, соответствующий семинарскому правлению. Члены семинарской конторы заботились как об экономической части, о содержании учителей и учеников, так и об учебной и нравственной. Жалования члены семинарской конторы не получали, т.к. большею частью являлись настоятелями монастырей. Средства содержания Владимирской духовной Семинарии в первые годы ее существовании (1750 — 65 гг.). К 1 февраля 1750 г. в Семинарии уже были собраны ученики. Около 100 учеников, дети священнослужителей Владимирской епархии приступили к занятиям. Главным начальником Семинарии (ее ректором) в первые годы был уроженец Чернигова архимандрит Павел (Томиловский). «Подлинно первым ректором» стал архимандрит Товия (Кремповский) в 1754 году. Направил его по просьбе владимирцев епископ Белгородский Иоасаф. Товию он охарактеризовал, «яко трудившагося в преподаянии славенолатинских школах учителем и в других послушаниях». Спустя три года по учреждении Семинарии епископ Платон по примеру Тверской и Ярославской Семинарий еще новую должность - интенданта.
В 1756 году были объявлены Первые каникулы во Владимирской Духовной Семинарии. В списке 1756 года пеpечисляются пpедметы семинаpского куpса: pитоpика, синтаксисма, гpаматика и инфима. (В инфиме учились писать и читать по латыни и знакомились с пpавилами латинского языка, считавшегося основой всех знаний). Из истории преподавания древних языков во Владимирской духовной семинарии С 1757 г. в Семинаpии появился филосовский класс. Классы Семинаpии были pасположены в помещениях Аpхиеpейского дома. Все пеpдметы пpеподавались одним, pедко двумя пpеподавателями. Несмотpя на энеpгичные действия епископа Платона (он являлся также членом Св. Синода) дело становления Семинарии продвигалось медленно. Главной причиной являлось недостаточность средств, выделяемых на содержание Семинарии. В 1764 г. были исправлены ветхие здания, оставшиеся от упраздненного монастыря и построены новые. По описи 1764 г.: "в оной Семинарии каменных церквей 2; холодная во имя Успения - 3 престола, другая - церковь во имя Богоявления - один престол. В той же Семинарии святые врата каменные, передние с калиткою, другие каменные с калиткою - задние. Келий каменных - 4, деревянных - 8. Учеников - 58. Еще две кельи деревянные. Ледник да погреб деревянные. Две магазеи: каменная и деревянная. Позади каменных школ хлебня да кухня. Оная семинария огорожена креслами деревянными. Два сада с вишневым деревом".
Содержалась Семинария, как и другие семинарии того времени, за счет епархиальных хлебных сборов, производившихся в размере 1/20 с монастырей и 1/30 с церквей Владимирской епархии. Следуемые на Семинарию части хлеба оценивались по местной Владимирской цене и доставлялись в Семинарию не натурой, а деньгами. В счет собранных таким образом денег при Семинарии устроено было общежитие. Учителя помещались здесь-же и, кроме жалованья, пользовались семинарскими запасами. Положение Семинарии на первых порах было в высшей степени трудно. Состав учительского персонала менялся почти ежегодно. Достать хороших начальников и наставников в далекую от южных центров новозаведенную Семинарию было делом не легким. Существующий способ обеспечения школы тяжелым бременем ложился на епархиальное духовенство, был в высшей степени неустойчив и неверен, так как стоял в зависимости от урожаев, и открывал широкую возможность для всякого рода злоупотреблений. Денежные поступления шли не правильно, вследствие чего молодой питомник пережил не мало тяжелых дней. В 1764 году получен был Высочайший Указ о прекращении епархиальных хлебных и денежных сборов и о содержании семинарии на особых штатных окладах. В истории российских духовных школ назначение штатных государственных окладов рассматривалось как дело первостепенной важности. Оно сообщало их существованию большую устойчивость. К сожалению, на первых парах штатный оклад был слишком малым. На Владимирскую семинарию положено было отпускать 653 руб. 55 коп., то есть около половины того, что до сих пор, при всех недоимках и неплатежах получала семинария от епархии. Начался упадок семинарии. Классы закрывались, об учителях из Киева нельзя было и думать. Преподавали свои же выпускники. Количество учеников в семинарии сократилось до 50 человек. Общежитие было ликвидировано. Ученикам выдавали стипендию в очень небольших размерах. Жильем, одеждой и питанием они должны были обеспечивать себя сами. Епархиальная власть в лице Преосвященного Иеронима (Формаковского; 1770-1783) пришла на помощь бедствовавшей семинарии, и за учениками стали закрепляться священно-церковнослужительские места, то есть диаконские и причетнические вакансии стали замещаться учащимися семинарии, которые и получали с утвержденных за ними мест определенный доход, обязанности же их исполняли другие лица, с которыми заключалось особое соглашение. Однако, это не решало проблемы. В 1765 г. на территории Семинарии были сделаны новые постройки. Но Семинария продолжала бедствовать из-за недостатка средств. Улучшение наступило только с 1780 года. Императрица Екатерина II находила, что "архиереиские семинарии состоят в весьма малом числе учеников, в худом учреждении наук и скудном содержании". По ее указу 17 февраля 1780 г. было отпущено на содержание Владимирской Семинарии 2000 рублей в год, что в три раза больше прежнего содержания. Жизнь в Семинарии улучшилась. Число учащихся возросло до 150 человек. В 1785 году в первый раз открылась высшая школа – богословский класс для подготовки будущих преподавателей. Владимирская семинария стала отправлять своих лучших питомцев в образцовую семинарию того времени – Троицко-Лаврскую. Образовалась библиотека с книгами для внеклассного чтения. В это время Владимирская семинария воспитала в своих стенах одного из выдающихся государственных деятелей и администраторов начала XIX столетия статского советника графа М.М. Сперанского. Инструкция для учителей Владимирской духовной семинарии 1786 г. Проповедничество в дореформенной Владимирской духовной семинарии.
Указом от 6 мая 1788 г. бывшие прежде самостоятельными епархиями Владимирская, Переславская и Суздальская были объеденены в одну под именем Суздальская, и епископ Виктор должен был переселиться из Владимира в Суздаль (22 июля 1788). В сентябре того же года все студенты Переславской и Владимирской Семинарий переведены в Суздальскую. Ректором вновь образованной Суздальской Семинарии был назначен архимандрид Никандр. Положение семинарии опять изменилось к худшему. Соединение трех семинарий в одну сопровождалось непомерным увеличением количества учеников – оно сразу возросло до полутысячи. А между тем штатный оклад оставался такой же, какой получала до объединения одна Владимирская семинария. Нужно было подумать снова о привлечении каких-нибудь сторонних средств. Для разрешения этого трудного экономического вопроса Преосвященный Виктор (Онисимов; 1783-1800) предложил открыть несколько духовных училищ. В Переславле такое училище было открыто уже 11 декабря 1788 года с курсом до риторики включительно. 26 октября 1790 года во Владимире было открыто Владимирское мужское духовное училище в здании бывшей Владимирской семинарии. 11 января 1791 года в городе Муроме открылось Муромское духовное училище для детей духовенства Муромского и Меленковского уездов. В 1791 г. открыто Вязниковское духовное училище. На первых порах училища служили слабым подспорьем для объединенной семинарии. Каждому родителю, естественно, хотелось поместить своих детей в Суздальскую семинарию, на обучение в которой не приходилось платить никаких взносов. По Высочайшей росписи 1797 года штатный оклад на Суздальскую семинарию был увеличен вдвое. Но и учеников в Суздальской семинарии в 1797 году насчитывалось 1012 человек.
Указ императора Павла I Петровича 3 мая 1798 г. предписывал епископу Виктору вернуться во Владимир. По докладу Синода 27 сентября 1799 г., утвержденному 16 октября, Суздальская епархия была переименована во Владимирскую и Суздальскую, кафедральным городом вновь стал Владимир, туда же перевели и Духовную семинарию.
«Архиерейский дом во Владимире Кляземском». Литография К. Эргота. 1880 г.
Даже в нач. XIX в. при Владимирском епископе Ксенофонте Семинария помещалась преимущественно в Архиерейском доме и только часть ее - в собственно семинарских зданиях на территории упраздненного Успенского монастыря.
Богородицкая церковь в семинарии
В 1804 году были приобретены соседние земельные участки, и в том же году по инициативе епископа Ксенофонта рядом с церковью Успения Богородицы, по проекту А.Н. Вершинского, начато строительство кирпичного классного корпуса (Ксенофонтовский корпус). Часть материала для его постройки поступила от разборки Зачатьевской церкви; часть - от теплой кирпичной Богоявленской церкви, сломанной в 1803 г. К 1808 г. работы по сооружению классного корпуса были закончены.
63) - с 1847 по 1852 гг. - ректор Владимир
Классный корпус Владимирской духовной семинарии
«От церкви (Богородицкой) на западе находится каменный двухэтажный корпус, с пространною в средине залой, построенный в 1808 г., в котором помещаются классы семинарии. Семинарский корпус выстроен без всякого обременения при самых простых и удобных средствах. Кирпич, кроме пожертвованного владимирскими купцами, имевшими кирпичные заводы, собран был из разных мест, состоявших в епархиальном ведении: из Суздальского Архиерейского дома, где были разобраны так называемые Илларионовские покои; из упраздненного Сновидского монастыря, где также были разобраны ветхие каменные здания, оставшиеся впусте от давних времен, и из некоторых других упраздненных монастырей здешней епархии... Лес для здания доставлен был из Флорищевой пустыни по реке Клязьме. Железо пожертвовано с известных Баташевских заводов» (ИЕРОМОНАХ ИОАСАФ. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. 1857.).
Семинария в эти годы испытывала недостаток в средствах, получая подобно другим Семинариям главное содержание из скудных епархиальных отчислений. Поэтому жалование наставникам было очень небольшое, увеличивалось оно очень медленно, также медленно увеличивалось число учащихся, увеличивалось и число изучаемых величин.
В дореформенной Владимирской семинарии издавался учениками особый журнал, носивший название «Семинарский Вестник».
В 1815 году семинария была обревизирована была Филаретом, тогда еще бывшим ректором С. - Петербургской академии (Из преданий о первом ревизоре Владимирской Семинарии — Филарете, в последствии Московском Митрополите). 27 ноября 1817 г. был куплен дом купца Апрянина вместе с землей по соседству с Семинарией; на этом месте было построено общежитие для учащихся. Несмотря на стесненность в средствах, Владимирская Семинария в нач. XIX в. уже принадлежала к числу многолюднейщих. В 1824 г. в ней насчитывалось 697 человек, в 1838 г. - 986 человек. Постепенно росла и семинарская библеотека, начавшаяся с нескольких книг, переданных в Семинарию епископом Платоном, и располагавшуюся первоначально под колокольней в Архиерейском доме. В 1816 г. ее перевели в помещения, занимаемые ранее богословским и филосовским классами.
Одновременно с постройкою деревянного училищного дома шла перестройка каменного двухэтажного корпуса, все части которого, по отзыву Костромского епархиального архитектора Попова, производившего постройки, пришли в совершенную ветхость. В нем был сделан капитальный ремонт внутри и «для большей благовидности» переделан лицевой фасад. Для этой цели из духовно-строительного капитала было отпущено 13555 рублей серебром. Постройки взял с торгов Платонов за 12606 рублей 93,5 копейки. В сентябре 1855 г. работы по постройке были окончены.
30 мая 1856 г. ректором Владимирской духовной семинарии был назначен 34-летний архимандрит Леонтий (Лебединский) (1822-1893), в 1857 г. перемещён на ту же должность в Новгородскую семинарию. 10 мая 1860 г. ректором и профессором богословских наук был назначен архимандрит Алексий (Новоселов). Владимирской духовной семинарией управлял до 1867 г.
В 1860 г. начато, а в 1863 г. окончено строительство общежития студентов.
Классный корпус
Классный корпус, построенный Вершинским, особенно большим переделкам подвергся в советское время - был надстроен третий этаж, полностью утрачен фасадный декор, изменена и внутренняя планировка. Между ним и главным корпусом общежития возвели соединившую их трёхэтажную вставку. Она примкнула к главному северному фасаду учебного корпуса, что привело к утрате значительной его части.
Корпус казенного общежития со стороны Большой Нижегородской улицы.
Корпус казенного общежития Владимирской духовной семинарии.
Улица Большая Московская, д. №104
В 1832 году представился удобный случай для приобретения места, на котором впоследствии можно было построить здания для духовных училищ, вопрос о выведении коих из семинарии в принципе был уже решен. А именно, за рекой Лыбедью удельная контора продавала небольшой клочок земли с домом и службами. Запрошенная цена была сравнительно недорога, и Комиссия, после личного ходатайства епископа Парфения, изъявила свое согласие на приобретение его в ведение семинарии. Покупка дома с землею дала возможность семинарскому правлению осуществить давнюю мысль об общежитии. В сентябре 1833 года в Залыбедском помещении была открыта Владимирская бурса (общежитие духовной семинарии). В здания Залыбедской бурсы, после ремонта были переведены в 1861 году классы духовного училища. С переходом училищ на семинарском дворе освободилось два здания. Одно – старое каменное, было построено в 1750 году. Его, по отзыву архитектора, починить и обратить в жилое помещение было совершенно невозможно. А между тем оно безобразило прочие семинарские здания. Определением Св. Синода 2–14 октября 1863 года семинарскому правлению разрешалось разобрать это помещение. На опустевшем месте положили развести сад. Другое здание, оставшееся в распоряжении семинарии, представляло деревянный на каменном фундаменте флигель, построенный в 1854 году. Он был приспособлен под семинарскую больницу.
С 1864 года до кончины Надеждин Ксенофонт преподавал историю во Владимирской семинарии. Написал и опубликовал «Историю Владимирской духовной семинарии» (с 1750 года по 1840 год), собрав много документальных источников. Эта книга переиздается и в наше время, ведь через Владимирскую семинарию прошло много известных личностей. Он был первым редактором газеты «Владимирские епархиальные ведомости», выпуск которой начался в 1865 году при епископе Феофане, будущем святом Феофане Затворнике. Скончался 4 (16) марта 1890 года. Был похоронен при Богородицкой (семинарской) церкви во Владимире.
4-го апреля 1865 во Владимирской духовной Семинарии состоялось торжество в честь столетия со времени кончины М.В. Ломоносова. С 3 апреля 1867 г. по 8 января 1878 г. ректором семинарии был архимандрит Павел (Вильчинский). По вступлении на должность ректора архимандрит Павел принял на себя и обязанности первенствующего члена управления училища девиц духовного звания. 8 января 1878 г. Павел был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. Умер 4-го июня 1908 г. Исправляющим должность Ректора Семинарии стал Инспектор Федор Павлинский.
В 1864 г. была выстроена кирпичная ограда по Нижегородской улице.
Лишь только закончилась постройка трехэтажного корпуса (1863), ректором семинарии Алексеем был поднят вопрос о помещениях для наставников с тем, чтобы дать квартиры тем из преподавателей, которые получали меньший в сравнении с другими оклад. Правление семинарии положило устроить на углах с западной стороны семинарской ограды два каменных флигеля для квартир ректора, инспектора, эконома, секретаря и беднейших преподавателей. От старого каменного здания (Построено в 1750 г. Определением Св. Синода 2 – 14 октября 1863 года семинарскому правлению разрешалось разобрать это помещение.) осталось до 63 тысяч кирпичей, несколько балок, половых досок и т.п. в виду скудости пожертвований было решено производить работы хозяйственным способом. Указом от 7 декабря 1867 года Св. Синод дал разрешение, но только на постройку одного флигеля. По новому уставу квартир секретарю и наставникам вовсе не полагалось.
В 1867 году при Семинарии была открыта Воскресная школа.
Флигель и Корпус казенного общежития Владимирской духовной семинарии.
Флигель бывшей семинарии Ул. Б. Московская, д. 102
В 1868 г. построен дом ректора Семинарии, с архивом и канцелярией.
В Архиерейском доме первоначально располагалась и семинарская больница, которую в 1830 г. перевели в бывший монастырский дом на Никольской улице, где жили наставники Семинарии. Дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.
Больница Владимирской семинарии
Улица Большая Нижегородская, д. 5.
Открытие первого курса во Владимирской семинарии в 1869 г.
17-го октября 1871 г., Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, при полном сборе всех учеников Семинарии и учащих в ней, в присутствии начальника губернии и других лиц, совершено освящение ново-отстроенных зданий Семинарии — классного корпуса и больницы. «Не обинуясь скажем, что родители настоящих семинаристов — детей не узнают в ново-устроенном корпусе своих прежних классов, и не по внешней только переделке и отделке их, а по их чистоте, простору, теплоте, длинным и светлым коридорам, по сборным ученическим и наставническим комнатам и по всем удобствам помещения в них, сообразно педагогическим и гигиеническим современным требованиям. И семинарская нынешняя больница, устроена у нас едва ли не лучше всех, существующих в нашем городе больниц. На все постройки Св. Синодом было отпущено до 50 тысяч рублей...» (Влад. Еп. Ведомости. 1871).
Празднование столетнего юбилея со дня рождения Императора Александра I 12-го декабря 1877 года. Законоучитель Владимирской губернской гимназии, магистр богословия, священник Михаил Херасков утвержден в должности ректора Владимирской духовной семинарии, с возведением в сан протоиерея (Опред. Св. Синода от 26-го апреля—5-го мая 1878 г., № 636. До 27 января 1889 г.). 16 марта 1878 г. умер от тифа Лука Викентьевич Федорович – врач Семинарской больницы. 26 октября 1871 г. умер преподаватель Владимирской Духовной семинарии - Боголюбов Андрей Иванович. На проценты с капитала в две тысячи рублей, пожертвованного потомственным почетным гражданином, Киржачским 1-й гильдии купцом Александром Соловьевым, во Владимирской Духовной Семинарии с Высочайшего соизволения, последовавшего 11 декабря 1876 года, учреждается стипендия имени Архиепископа Владимирского Антония. Приказом обер-прокурора Св. Синода, 4 августа 1877 г. определен в службу учителем духовной семинарии кандидат С.-Петербургской духовной академии Соболев по основному, догматическому и нравственному богословию. «Духовная семинария состоит из 2-3 этаж. каменных зданий с большими и многочисленными окнами, 1-е на улицу; 2-е на дворе. В 1-м помещаются казенные воспитанники, столовая и квартиры начальствующих; во 2-м – классы и большой, высокий зал в 2 света по 5 окон в 200 кв. арш., где, кроме Царских портретов, огромный образ св. Кирилла и Мефодия и портрет графа Сперанского; двор большой, с каменными службами, тут же ректорский дом» (Субботин А.П., 1877).
В нач. XX в. Владимирская Семинария представляла собой вполне современное учебное заведение, о чем говорит перечень предметов семинарского курса: Священное писание Библейская и церковная история Основное, догматическое и нравственное богословие Обличительное богословие, история и обличение русского раскола Литургика Педагогика и дидактика Логика Философия и соедененные с нею предметы Физика и математика Русская словестность и история литературы Гражданская история Церковное пение Греческий, латинский, немецкий, французский, еврейские языки (К. Надеждин "История Владимирской Семинарии", 1875 г., Н.В. Малицкий "История Владимирской Семинарии" 1900). С 1883 по 1889 г. инспектор Владимирской духовной семинарии - Розанов Василий Яковлевич (1842–1912). Празднество во Владимирской духовной Семинарии по случаю Коронования Государя Императора и Государыни Императрицы 15 мая 1883 г. Празднование дня памяти Св. Мефодия Владимирской Духовной Семинарии 5-6 апреля 1885 г.
11 июля 1887 г., после продолжительной болезни, скончался на 43-м году своей жизни духовник семинарии о. Василий Аристархович Косаткин.
Духовная семинария и Церковь Сергия Радонежского. 1901 г.
Улица Большая Московская, д. №106
По указу Св. Синода от 27 января сего 1889 г. за № 836, Ректор Владимирской семинарии, протоиерей Михаил Херасков, от должности уволен по прошению, на его место назначен Инспектор Вифанской духовной семинарии иеромонах Петр, с возведением его в Москве в сан архимандрита. 4-го июля 1889 года Иванов Александр Васильевич указом Св. Синода назначен был инспектором Владимирской духовной семинарии.
Указом Свят. Синода от 30-го марта 1891 г. ректор Владимирской духовной семинарии архимандрит Петр определен исправляющим должность инспектора Московской дух. академии, с предоставлением ему участия во всех собраниях совета и правления академии на правах штатного инспектора; на должность ректора Владимирской семинарии переведен инспектор С.-Петербургской дух. семинарии иеромонах Никон, с возведением его в С.-Петербурге в сан архимандрита.
C 5 августа 1895 года иеромонах Евлогий (Георгиевский)— инспектор Владимирской духовной семинарии.
11-го июня 1898 г. умер преподаватель Владимирской духовной семинарии, статский советник Александр Евфимович Богородский.
Евгений (Бережков) 28 ноября 1897 года был определен инспектором Владимирской дух. семинарии на место переведенного в Холм иеромонаха Евлогия. 2 марта 1899 года он назначен был Ректором Владимирской семинарии с возведением в сан Архимандрита.
Правление Семинарии через Высокопреосвященнейшего Сергия обратилось в Св. Синод с просьбой разрешить отпраздновать 150-летний юбилей Семинарии в январе 1900 г. Указом от 25 июня 1899 г. Св. Синод разрешил трехдневной юбилейное торжество (29-31 января 1900). см. 150—летний юбилей Владимирской Семинарии (29-31 января 1900). 17 сентября 1900 года было открыто Общество вспомоществования недостаточным ученикам Владимирской Духовной Семинарии.
В 1901 г. в семинарии обучалось 605 воспитанников, преподавательская корпорация насчитывала 23 преподавателя, в фундаментальной библиотеке было свыше 11500 томов, в ученической до 5000.
27 апреля 1903 года состоялась торжественная закладка каменного трехэтажного флигеля, имевшего соединить главный и классный корпуса Владимирской духовной семинарии. С того же времени начались работы по капитальному ремонту этих корпусов, больницы, квартиры ректора и канцелярии и по постройке нового здания образцовой при семинарии школы. 15 октября 1904 года состоялось Освящение зданий Владимирской духовной семинарии.
В 1904 учебном году почетный блюститель Владимирской дух. семинарии И.В. Каретников (с 1880) оставил звание почетного блюстителя семинарии. В ноябре месяце изъявил согласие быть почетным блюстителем семинарии и утвержден Его Преосвященством Владимирский купец А.А. Никитин . Новый блюститель пожертвовал на семинарские музыкальные инструменты 300 руб.
В марте месяце 1905 г. произошли Волнения во Владимирской духовной семинарии, где учащимися была выработана для представления начальству обширная петиция. Семинаристы приняли участие во всеобщей политической стачке в 1905 году.
4-го мая 1905 г. умер помощник инспектора Владимирской духовной семинарии Павел Александрович Свавицкий.
16 мая 1905 г. закончились уроки в семинарии и Епархиaльном женском училище, и учащиеся этих заведений отпущены на летние каникулы. Более ранний отпуск на каникулы в текущем учебном году состоялся согласно распоряжению Преосвященнейшего Никона, Епископа Владимирского, данному на основании Синодального указа, которым предоставлено было Епархиальным Преосвященным право, в виду возможного появления в текущем году заразной болезни — холеры, отпускать учащихся из заведений на вакации раньше обычного. Воспитанники и воспитанницы первых пяти классов переведены в высшие классы на основании годовых отметок. Малоуспевшие предназначены к экзаменам после каникул по тем предметам, по которым оказали слабые успехи. В семинарии переведено в высшие классы без экзаменов 448 учен., оставлено к дополнительным экзаменам после каникул 124 учен., оставлено в тех же классах по прошению вследствие болезни или по малоуспешности 4 учен. и уволено из семинарии — 5.
Епархиальный съезд. 24 ноября 1905 г. в г. Владимире назначен экстренный общеепархиальный съезд, в состав которого войдут родители учащихся (как священники, так диаконы и псаломщики) для обсуждения вопроса об открытии в семинарии правильных занятий, прерванных 7 октября ученической забастовкой. 31 октября 1905 года Император утвердил доклад Св. Синода о бытии Ректору Владимирской дух. семинарии Архимандриту Евгению Епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. На его место назначен инспектор И.В. Соболев. 5 января 1906 г. новоназначенный Ректор семинарии Соболев Иоанн Васильевич был посвящен в диакона, 6-го в священника и 8-го возведен в сан протоиерея. 7-го января, в день Ангела новоназначенного Ректора, семинарская корпорация и представители корпораций других духовно-учебных заведений г. Владимира приветствовали его с принятием священного сана и новым назначением. 9 января 1906 г. во Владимирской духовной семинарии после трехмесячного перерыва возобновились учебные занятия. 8 марта 1906 г. перед началом уроков семинаристы через уполномоченных обратились к о. Ректору семинарии с просьбой отслужить панихиду по казненном Шмидте. Епископ Никон, которому доложили о просьбе воспитанников, имея в виду, что нельзя отказывать христианам в удовлетворении их религиозных потребностей и что отказ отслужить панихиду может дать повод к беспорядкам в семинарии, разрешил отслужить панихиду, но не как по герое-мученике, а как по человеке, для которого молитвы Церкви особенно нужны, который тяжко согрешил в последние годы и дни своей жизни, — при условии, если Шмидт был православный и чтобы на панихиде присутствовали только воспитанники семинарии. Возбужденное настроение учащихся не позволило в этот день вести занятия. Панихида назначена была в 2 часа дня. Но к этому времени к семинарскому корпусу собрались учащиеся других заведений — главным образом гимназисты и гимназистки, и семинаристы теперь потребовали, чтобы панихида отслужена была в присутствии собравшихся сторонних. Зная, что при таких условиях панихида является политической демонстрацией и послужит поводом к новой демонстрации, семинарское начальство им в этом отказало. Тогда семинаристы с флагами, на одном из которых красном была надпись: «да здравствует свобода», а на другом черном: «долой смертная казнь» вышли из зданий и с пением остановились невдалеке от Красной церкви. Толпа, сгруппировавшаяся вокруг флагов, вместе с сторонними простиралась до ста человек. Подоспевшие городовые вырвали флаги из рук манифестантов и арестовали пять семинаристов, К месту происшествия тотчас же прибыли конные стражники, вооруженные винтовками и выстроились вблизи зданий семинарии. На другой день арестованные семинаристы, вследствие усиленных ходатайств Владыки, были гражданскою властью освобождены. В Св. Синод послано ходатайство о том, чтобы семинария не была закрыта. Занятия 9 марта шли обычным порядком. Митрополит Антоний 9 марта уведомил Никона, что Св. Синод не встречает препятствий к продолжению занятий в семинарии. Столярная мастерская. Многие из воспитанников семинарии изъявили желание в свободное от занятий время обучаться столярному и токарному ремеслам. Идя навстречу этому желанию, семинарское начальство организовало занятия столярному ремеслу в мастерской, которая служит для работ наемного при семинарии столяра. Он же и руководит этими занятиями. К сожалению, мастерская малопоместительна, — в ней могут заниматься одновременно, и то с трудом, не более 10 человек, между тем всех записавшихся на занятия столярным ремеслом к началу ноября 1906 г. считалось 60 человек. Пришлось разделить их на шесть групп, по 10 в каждой, что невыгодно, конечно, отражается на успешности работ. Кроме этих 60, изъявило желание обучаться в мастерской еще 133 человека. По необходимости этим 133 пришлось отказать, как по маловместительности помещения, так и по отсутствию соответствующих руководителей. Но и обучение 60-ти человек, принятых на занятия, не может правильно и долго продолжаться и встречает большие затруднения по недостатку необходимых для этого средств. (В. Е. В. № 45-й. 1904).
22-го апреля 1909 г. в 6 часов вечера, когда раздался благовест ко всенощной, вверху главного корпуса семинарского общежития замечен был пожар. В феврале 1910 г. при Владимирской духовной семинарии организована из воспитанников семинарии Историческая группа.
9 июня 1912 г. полицмейстер сообщил губернатору и начальнику губернского жандармского управления о том, что семинаристы планируют провести в сентябре забастовку по поводу перемены форменной одежды на одежду духовного ведомства. Волнение в семинарии началось 19 ноября. В этот день полицмейстер сообщил губернатору, что «сего числа в духовной семинарии после 4-го урока в час дня группа воспитанников различных классов кроме 6-го в количестве 300 человек собралась в актовом зале на самовольную сходку и, несмотря на увещевание лиц инспекции и лично ректора и Архиепископа Владимирского и Суздальского Николая, не только не разошлась <...>, но позволила себе кричать, буйствовать и грубо требовать немедленного удаления некоторых лиц инспекции <...>. По приказу Вашего Превосходительства я явился в здание семинарии с нарядом городовых и стражников в 3 часа дня, в актовом зале сходка продолжалась, воспитанники кричали, свистели, стучали ногами и на требование разойтись, кричали, чтобы я сам оставил их, так как они со мной никакого дела не имеют и чтоб к ним немедленно явился ректор. Последний не мог явиться <...> ибо утром на <...> сходке с ним произошло обморочное состояние и он слёг <...>. К моему приходу <...> на сходке оказалось 68 человек, список коих при сём прилагается». 21 ноября, полиция провела обыски на квартирах зачинщиков сходки. В этот же день из канцелярии семинарии в Департамент полиции было сообщено об отчислении 8 семинаристов, в том числе и Сергея Бессонова, «как главного инициатора беспорядков в семинарии». Тогда же по домам разъехались все 600 семинаристов, а учебный комитет приклеил на стене семинарии объявление: «Занятий 20 ноября не будет. В классах никого нет. Учебный комитет просит в классный корпус не входить». Спустя 4 дня из семинарии было отчислено ещё 35 человек. Обо всех отчисленных губернатор сразу же телеграфировал в Министерство внутренних дел, а для выяснения причин волнений было проведено расследование. Уездный исправник установил, что вначале семинаристы обратились к ректору с просьбой об увольнении одного из надзирателей и улучшении режима, который они считали очень суровым и тяжёлым: за малейшие провинности с них взыскивали и сурово наказывали, снижая баллы по поведению. Ректор обещал смягчить режим, но ничего не сделал. Тогда было решено подать петицию в Святейший синод и прекратить учёбу. В петиции семинаристы повторили свои требования. В ожидании ответа из Синода учёба была прекращена. «Наша забастовка обошлась очень дорого, - вспоминал семинарист А.К. Алякринский. - Последствием её оказалось 114 жертв, из которых некоторые уволены были <...> с волчьим билетом, другие без права поступления, третьи до осени. Уволены большей частью хорошие ученики <...>. Масса погибла совершенно невинных <...>. Нашёлся, говорят, один подлец, который выдал комитет. Уведомлённые власти накрыли комитет <...>. Некоторых уволенных членов комитета губернатор осудил к трёхмесячному изгнанию из Владимира <...>. Надзирателя <...> погнали, больше не добились ничего». А.П. Скипетров, будущий главный агроном Владимирского областного управления сельского хозяйства, рассказывал, как его и «других членов забастовочного комитета полиция арестовала и отвела в полицейскую часть. Там нас продержали три дня, а потом повели к губернатору. Он объявил нам своё решение. Всех нас <...> исключили из семинарии, выслали из Владимира по месту жительства под негласный надзор полиции с запрещением приезжать в губернский центр в течение года». Большинство воспитанников к 28 ноября возвратились и те из них, которые временно допущены в семинарию, возобновили свои занятия. Литературно-вокально-инструментальный вечер во Владимирской духовной семинарии 24 ноября 1913 года. 21 сентября 1914 г. в час дня Архиепископ Алексий присутствовал при освящении 29-го военного госпиталя в семинарском здании (красный корпус). Герман (Ряшенцев) в 1917—1918 гг. — ректор Владимиpской духовной семинаpии.
«Вследствие отказа Владимирской Городской Продовольственной Управы в отпуске воспитанникам семинарии хлебного пайка, Правление семинарии вынуждено было распустить воспитанников в дома родителей 1-го ноября 1917 г. Принимая во внимание то обстоятельство, что в настоящее время мучной паек (по ½ ф. в день), выдаваемый обывателям г. Владимира, не может быть признан достаточным для содержания воспитанников без ущерба для их здоровья и, что еще важнее, непрерывность в выдаче столь незначительного пайка ничем не гарантирована, Правление семинарии, озабачиваясь созывом воспитанников после Рождественских каникул, обращается к родителям и опекунам воспитанников и к самим воспитанникам с просьбой приобретать муку на местах, причем воспитанники, желающие жить в общежитиях (казенном и епархиальном), обязуются представить при своей явке в семинарию в экономии общежитий потребное для их содержания количество муки, по расчету одного пуда на месяц. Только при таких условиях возможно будет продолжать занятия в семинарии и текущий учебный год не пропадет. О времени явки воспитанников в семинарию будет объявлено особо» (Владимирские Епархиальные Ведомости. № 45-46-й. 25-го ноября 1917).
11 декабря 1917 года вышел декрет комиссара по народному образованию, по которому все духовные школы с их зданиями, имуществом, землями и капиталами объявлены переданными из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному образованию.
1918 г - и. д. ректора семинарии, инспектор, прот. Д.И. Садовский.
20 января (2 февраля) 1918 года Советом народных комиссаров был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви и вступивший в силу 23 января (5 февраля) того же года, в день официальной публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства».
В связи с Декретом об отделении Церкви от государства вся система духовного образования в России подверглась разгрому. Не избежали этой участи и духовные школы Владимирской епархии.
По «Епархиальным новостям» начала 1918 года, учащиеся семинарии и духовных училищ (то есть, их родители) отныне должны привезти на полгода 3,5 пуда картошки и полпуда зерна, на свой прокорм. Сироты (то есть, их родичи ши односельчане) должны были привезти всего полпуда зерна или картошки. По распоряжению губернского комиссариата народного просвещения занятия во Владимирской духовной семинарии должны были быть прекращены в первых числах апреля 1918 года. Кроме того, Владимирский городской уездный отдел народного образования ходатайствовал «преобразование местных духовных заведений в светские школы … произвести в таком порядке: «1. Владимирскую духовную семинарию преобразовать в мужскую гимназию в составе 4-х старших классов, причем в виду резкого различия учебного курса семинарии от курса гимназии, школьный отдел совместно с наиболее выдающимися преподавателями семинарии разрабатывает в настоящее время особую программу для этой новой гимназии.
В настоящем учебном году во Владимирской мужской духовной семинарии обучалось 480 воспитанников. Такой многочисленный состав учащихся объясняется не тем, что учащиеся сочувствовали и стремились к узкоклерикальному образованию, а исключительно материальными соображениями: бесплатное обучение, пансион и проч. и тем, что семинария обслуживала целую губернию. С наступлением учебного года большинство семинаристов останутся на местах, т. е. постараются поступить в те или другие учебные заведения других уездов и в новую гимназию поступят лишь семинаристы Влад. и ближайших уездов, что, по мнению отдела, составит лишь 1/3 всего состава; т. е. около 160 человек будут иметь возможность продолжать свое образование в новой гимназии. Эту новую гимназию предполагают наименовать «5 Влад. гимназия». Необходимость создания новой однокомплектной гимназии вместо семинарии вызывается следующими соображениями: 1. Распределение семинаристов по другим учебным заведениям города является невозможным, вследствие переполнения этих школ. 2. Несоответствие программы учебн. курса семинарии и гимназии настолько существенны, что бывшим семинаристам будет невозможно прохождение курса в существующих гимназиях, вследствие чего они будут лишены возможности продолжать свое образование.
4(17) марта 1918 года состоялось, под председательством и. д. ректора семинарии, инспектора, прот. Д.И. Садовского, годичное собрание членов Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Владимирской семинарии. На собрании был заслушан составленный и прочитанный секретарем Общества, С.А. Троицким, отчет Правления Общества за 1917 год и акт ревизионной комиссии.
От 11 марта Правление семинарии получало уведомление, что лицам, занимающим административные должности и преподавателям религиозных предметов выдача жалованья с 1 марта прекращается. Вместе с тем сообщалось постановление государственной комиссии по просвещению об упразднении должности директоров, начальниц, инспекторов и заведующих в средних учебных заведениях и об учреждении должности председателя педагогического совета, товарища председателя и секретаря; те казенные и полноправные учебные заведения, которые не пожелают реорганизоваться согласно указанному распоряжению, будут считаться лишенными всех ассигновок и будут реорганизоваться Комиссариатом. От 28 марта предписано закончить учебный год и выдать всем учащимся надлежащие свидетельства (с удовл. отмет.) не позднее 6-го апреля (нов. ст.); неисполнившие предписание будут привлечены к строгой ответственности.
29 марта сделано предложение сообщить в Комиссариат сведения: о числе учащихся, о числе учащих, о социальном составе учащихся и составе Совета. 2 апреля Комиссариат уведомил Правление семинарии, что, соглашаясь с мнением Правления семинарии, Комиссариат находит возможным отсрочить реорганизацию Педагогического Совета до начала будущего учебного года.
6 апреля: «Прошу впредь из инвентаря учебного заведения ничего не продавать и не приобретать для его пополнения, не известив об этом предварительно Комиссариат Народного Образования».
8 апреля предписано не производить приема и увольнения учащих и служащих учебного заведения без утверждения Комиссариатом Народного Образования.
13 апреля получено отношение: «Желая выяснить наличный состав учительских сил для планомерной работы в течение летних каникул в деле просвещения народа и предоставить возможность каждому из учителей принять участие в этой работе сообразно своим знаниям, склонностям и силам, Комиссариат препровождает анкетные листы для раздачи их преподавателям вашего учебного заведения, с тем, чтобы не позднее 17 апреля эти соответственно заполненные листы были доставлены лично каждым из учителей в Комиссариат. Непредставление кем-либо из преподавателей заполненного анкетного листа будет рассматриваться Комиссариатом, как нежелание посвятить свои силы просвещению народа».
17-го апреля уполномоченные Комиссариата по народному образованию произвели ревизию денежных сумм семинарии.
18-го апреля сообщено, что разбор и улаживание конфликтов между лицами, выполняющими административно-хозяйственные функции, и служащими учебного заведения подлежат ведению Комиссариата Труда, увольнения же и назначения служащих учебного заведения допустимы лишь после утверждения последних Комиссариатом по Народному образованию.
19-го апреля доведено до сведения, что ответственным лицом пред Комиссариатом по Народному Образованию за хозяйственную часть, а также и в отношении административно-педагогическом является член Совета семинарии священник И. Успенский.
22-го апреля сообщено Правлению семинарии, что каждому преподавателю предоставляется в течение настоящих каникул с 1 мая по 1 сентября месячный отпуск с тем расчетом, чтобы в отпуску находилось не более 1/3 всего педагогического состава.
«Владимирский Комиссариат по народному образованию 23 мая сего года (по нов. ст.) уведомил Педагогический Совет духовной семинарии, что распоряжением Комиссариата Председатель Совета прот. Д. Садовский, преподаватели иеромонахи Григорий, Афанасий, препод. М.А. Плаксин и прот. В. Беляевский уволены от занимаемых должностей и службы; временным Председателем Педагогического Совета назначается свящ. И. Успенский» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9. Май 1918 г.).