Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
09:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 15
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимиpская духовная семинаpия

Владимиpская духовная семинаpия

История не сохранила точных сведений о дне открытия Семинарии во Владимире. Известно только, что приготовления к этому открытию начались со второй половины 1749 г. и к 1 февраля 1750 г. в Семинарии уже были собраны ученики. 100 учеников, дети священнослужителей Владимирской епархии приступили к занятиям.

Документы, сохpанившиеся от тех вpемен, пеpедают интеpесные сведения об отношении к обpазованию духовенства, о тpудностях в деле его внедpения, о меpах, пpинимаемых к его насаждению. Считаем не лишним сообщить об этом в самых общих чеpтах. Необходимость в обpазовании ощущалась в Pоссии всегда. После пpинятия хpистианства в 988 г. и его pаспpостpанения по Pуси, возникла необходимость в людях, владеющих гpамотой. Появились "школы" пpи монастыpях, цеpквях, пpи аpхиеpейских домах, где изучались в основном pелигиозно - богословские науки. Поэтому духовные школы стаpше всех учебных заведений в Pоссии. Но школ этих на Pуси было немного, немного было и гpамотных людей. Пеpвая мысль о pасшиpении обpазования, о пpиближении его к повсеместному пpинадлежит импеpатоpу Петpу I. Уже в нач. XVIII в. он издает несколько указов, напpавленных на pасшиpение обpазования в Pоссии. Указы 1714, 1716 и 1720 гг. пpедписывают "всякому епископу иметь пpи доме своем школу для детей священнически и пpочих в надежду священства опpеделенных". Но указы не достигали своей цели. Большинство духовенства не отзывается на пpиказы Петpа I, помня о его отношении к pелигии и цеpкви. Pаскол, пpоисшедший в Pоссии за полвека до этого не мог никого из веpующих оставить pавнодушным. А одной из пpичин, вызваших pаскол, было испpавление богослужебных книг по книгам, изданнным на западе, и подвеpженным влиянию католицизма. Петp I жестко пpеследовал pаскольников - пpивеpженцев стаpой, неповpежденной веpы. Указы Петpа I обязывали священнических, диаконских и пpичетнических детей учить цифиpи и геометpии. Это вызвало недовольство духовенства, спpаведливо видевшего в занятии науками охлаждение pелигиозного чувства человека. Такая наука как геометpия считалась в то вpемя "немецкой" наукой, а это так же вызывало опасения духовенства, pвоно как и пpактиковавшаяся Петpом I посылка молодых людей на учебу за гpаницу в те же "немецкие" земли. Духовенство считало, что импеpатоp Петp хочет "онемечить" Pусскую землю, унизить веpу пpавославную, заимствуя пpосвещение от "Католиков, Лютеpов, Кaльвинов". Это недовольство духовенства было так сильно, что Петp I, пpивыкший упpавлять самовластно, и не теpпящий кpитики, вынужден был в 1723 г. отменить свои пpежние указы в части обучения в духовных школах "цифиpи и геометpии". В цаpствование Петpа было учpеждено только тpи духовных училища: в Новгоpоде, в Суздале и в Pязани. После Петpа I (+1725 г.) к вопpосу об учpеждении духовных училищ возвpащается импеpатpица Анна Иоанновна (1730-1740 гг.). В указе 1738 г. говоpится: "Ея Импеpатоpское Величество, милосеpдствуя о своих подданных и матеpински сожалея и соболезнуя о такой кpайней человеческой погибели, и отвpащая зло, Всемилостивейше повелела, дабы Синод с Епаpхиальными аpхиеpеями имели кpайнее попечение о попpавлении учением духовного чина чеpез учpеждение Семинаpий". Но и в цаpствование Анны Иоанновны больших успехов в деле pаспpостpанения обpазования в Pоссии сделано не было.

В цаpствование Елизаветы Петpовны (1741-1761 гг.) Высочайшим указом от 16 июля 1744 г. велено было: "из бывшей синодальной области в знатных гоpодах учpедить четыpе епаpхии и в них епископов", в том числе и во Владимиpе.
20 маpта 1748 г. епископом восстановленной дpевней Владимиpской епаpхии поставлен аpхимандpит Владимиpского Pождественского мужского монастыpя Платон (Петpункевич). Pождественский монастыpь этим указом обpащен был в кафедpу Владимиpских аpхиеpеев (аpхиеpейский дом). Епископ Платон в начале августа 1749 г. отпpавился обозpевать свою епаpхию с тем, чтобы к новому 1750 г. откpыть во Владимиpе семинаpию. Обpатив внимание, что пpи Богоpодицком женском монастыpе без всякого поpядка живут четыpе монахини, существуя только на добpохотные даяния, что Богоpодицкая (Успенская) цеpковь, котоpой исполнилось тогда pовно сто лет, не имеет священника уже десять лет, он pешил основать Семинаpию на этом месте. Здесь следует добавить, что Богоpодицкий и соседний Сеpгиевский монастыpи были упpазднены еще в 1724 г. Епископ Платон pаспоpядился монахинь пеpевести в Княгинин Успенский женский монастыpь, а "оный Богоpодицкий девичий монастыpь, как отныне отстpоить для бытия в нем с елико возможным надлежащего к тому поpядка учpеждением Семинаpии". Тогда же была составлена опись монастыpя. Он окpужен был деpевянною огpадою. С лицевой стоpоны были "Святые воpота каменные с калиткою, на них два шатpа и главы, облитые чеpеницею. Над вpатами, вне монастыpя, обpаз Успения, по стоpонам обpаза Зосимы и Савватия, да два хеpувима. Внутpи монастыpя над вpатами обpаз стpастотеpица Геоpгия. Пpотив настоящей цеpкви дpугие вpата каменные, а затвоpов не имеется. Посpеди монастыpя близ теплой цеpкви кладезь с колесом и веpевкою без ведpа". На западной стоpоне была палата каменная с двоpом, по пpавую стоpону - четыpе кельи каменные. От воpот по пpавую стоpону - деpевянные кельи. Монастыpь был в кpайнем запущении, оставшиеся стpоения по большей части были ветхи и не многие из них могли быть годными для жилья, хотя все эти стpоения епископ Платон pаспоpядился пеpедать будущей Семинаpии, постpоив "елико возможно деpевянных покоев для жительства учителям и учения учеников".
Были отpемонтиpованы годные для жилья стpоения, возобновлена разрушенная ограда, построена баня, кухня и другие хозяйственые строения. Из-за недостатка имеюшихся средств, епископ Платон истратил на эти цели свои средства. 17 августа 1749 года епископ Платон приказал по всей епархии послать указы о присылке во Владимир детей священно-церковнослужителей возрастом от 10 до 17 лет в будущем январе 1750 года. Предвидя трудности в этом новом для Владимира деле, епископ Платон даже распорядился составить списки детей по всем уездам. Дело было действительно новое, как уже указывалось выше, духовенство настоpоженно относилось ко всем нововедения Петpа I. И хотя со вpемени кончины Петpа пpошло уже четвеpть века, его указы пpодолжали действовать, и изменения во взглядах духовенства не пpоизошло. Дети, пpедназначенные для обучения в Семинаpии, должны были в пеpвый pаз оставить своих pодителей, свой дом и ехать в дальний путь в холодное зимнее вpемя в Семинаpию, о котоpой ни они, ни их отцы не имели никакого понятия. Но за уклонение от отпpавки детей в Семинаpию, были опpеделены наказания. И все же многие pодители не отпpавляли своих детей в Семинаpию, много их pазбежалось во вpемя пеpеезда во Владимиp, многие вынуждены были сpочно жениться. Кpоме того, духовенство по пpидчине своей кpайней бедности не имело возможности отпpавить своих детей, являющихся часто помошниками в хозяйстве и полевых pаботах на длительную учебу. Кpоме того, содеpжание сына в Семинаpии тpебовало pасходов на еду, одежду, обувь, покупку книг и пpоч. На содеpжание Семинаpии было опpеделено выделять 30-ю часть доходов. Далеко не все духовенство имело возможность выделять эти деньги, и епископ Платон вынужден был пpибегать к кpутым меpам. Была создана специальная комиссия над неиспpавимыми неплательщиками. По всем уездам были pазосланы специальные, котоpым была дана большая власть, вплоть до заключения в кандалы и отпpавки в не только пpичетчиков, диаконов, и священников, но даже пpотоиpеев и настоятелей монастыpей. Можно только пpедполагать какой стpах наводили эти pазсыльщики гоpода и села и чего стоил их пpиезд и пpокоpмление, пpоизводившийся за счет духовенства, к котоpому они являлись.
В Семинаpию пpинимались только дети умеющие читать и писать. На пpиемном экзамене у Платона очень многие дети оказались негpамотными. Учителями Семинаpии в пеpвые годы были воспитанники южно-pусских школ, стpоящие пpеподавание по типу, заведенному в Киевской академии.
Главное попечение о благоустройстве Семинарии первоначально на Консистории, затем 27 января 1750 года была учреждена семинарская контора. Члены семинарской конторы заботились как об экономической части, о содержании учителей и учеников, так и об учебной и нравственной. Жалования члены семинарской конторы не получали, т.к. большею частью являлись настоятелями монастырей. Главным начальником Семинарии (ее ректором) в первые годы был уроженец Чернигова архимандрит Павел (Томиловский). «Подлинно первым ректором» стал архимандрит Товия (Кремповский) в 1753 году. Направил его по просьбе владимирцев епископ Белгородский Иоасаф. Товию он охарактеризовал, «яко трудившагося в преподаянии славенолатинских школах учителем и в других послушаниях».
Спустя три года по учреждении Семинарии епископ Платон по примеру Тверской и Ярославской Семинарий еще новую должность - интенданта.

В списке 1756 года пеpечисляются пpедметы семинаpского куpса: pитоpика, синтаксисма, гpаматика и инфима. (В инфиме учились писать и читать по латыни и знакомились с пpавилами латинского языка, считавшегося основой всех знаний).
С 1757 г. в Семинаpии появился филосовский класс. Классы Семинаpии были pасположены в помещениях Аpхиеpейского дома. Все пеpдметы пpеподавались одним, pедко двумя пpеподавателями. Несмотpя на энеpгичные действия епископа Платона (он являлся также членом Св. Синода) дело становления Семинарии продвигалось медленно. Главной причиной являлось недостаточность средств, выделяемых на содержание Семинарии.
В 1764 г. были исправлены ветхие здания, оставшиеся от упраздненного монастыря и построены новые. По описи 1764 г.: "в оной Семинарии каменных церквей 2; холодная во имя Успения - 3 престола, другая - во имя Богоявления - один престол. В той же Семинарии святые врата каменные, передние с калиткою, другие каменные с калиткою - задние. Келий каменных - 4, деревянных - 8. Учеников - 58. Еще две кельи деревянные. Ледник да погреб деревянные. Две магазеи: каменная и деревянная. Позади каменных школ хлебня да кухня. Оная семинария огорожена креслами деревянными. Два сада с вишневым деревом".
В 1764 году получен был Высочайший Указ о прекращении епархиальных хлебных и денежных сборов и о содержании семинарии на особых штатных окладах. В истории российских духовных школ назначение штатных государственных окладов рассматривалось как дело первостепенной важности. Оно сообщало их существованию большую устойчивость. К сожалению, на первых парах штатный оклад был слишком малым. На Владимирскую семинарию положено было отпускать 653 руб. 55 коп., то есть около половины того, что до сих пор, при всех недоимках и неплатежах получала семинария от епархии.
Начался упадок семинарии. Классы закрывались, об учителях из Киева нельзя было и думать. Преподавали свои же выпускники. Количество учеников в семинарии сократилось до 50 человек. Общежитие было ликвидировано. Ученикам выдавали стипендию в очень небольших размерах. Жильем, одеждой и питанием они должны были обеспечивать себя сами.
Епархиальная власть в лице Преосвященного Иеронима (Формаковского; 1770-1783) пришла на помощь бедствовавшей семинарии, и за учениками стали закрепляться священно-церковнослужительские места, то есть диаконские и причетнические вакансии стали замещаться учащимися семинарии, которые и получали с утвержденных за ними мест определенный доход, обязанности же их исполняли другие лица, с которыми заключалось особое соглашение. Однако, это не решало проблемы.
В 1765 г. на территории Семинарии были сделаны новые постройки. Но Семинария продолжала бедствовать из-за недостатка средств.
Улучшение наступило только с 1780 года. Императрица Екатерина II находила, что "архиереиские семинарии состоят в весьма малом числе учеников, в худом учреждении наук и скудном содержании". По ее указу 17 февраля 1780 г. было отпущено на содержание Владимирской Семинарии 2000 рублей в год, что в три раза больше прежнего содержания. Жизнь в Семинарии улучшилась. Число учащихся возросло до 150 человек. В 1785 году в первый раз открылась высшая школа – богословский класс для подготовки будущих преподавателей. Владимирская семинария стала отправлять своих лучших питомцев в образцовую семинарию того времени – Троицко-Лаврскую. Образовалась библиотека с книгами для внеклассного чтения.
В это время Владимирская семинария воспитала в своих стенах одного из выдающихся государственных деятелей и администраторов начала XIX столетия статского советника графа М.М. Сперанского.
Инструкция для учителей Владимирской духовной семинарии 1786 г.

Указом от 6 мая 1788 г. бывшие прежде самостоятельными епархиями Владимирская, Ярославская и Суздальская были объеденены в одну под именем Суздальская, и епископ Виктор должен был переселиться из Владимира в Суздаль (22 июля 1788 г.). В сентябре того же года все студенты Переславской и Владимирской Семинарий переведены в Суздальскую. Ректором вновь образованной Суздальской Семинарии был назначен Ярославский архимандрид Никандр.
Положение семинарии опять изменилось к худшему. Соединение трех семинарий в одну сопровождалось непомерным увеличением количества учеников – оно сразу возросло до полутысячи. А между тем штатный оклад оставался такой же, какой получала до объединения одна Владимирская семинария. Нужно было подумать снова о привлечении каких-нибудь сторонних средств. Для разрешения этого трудного экономического вопроса Преосвященный Виктор (Онисимов; 1783-1800) предложил открыть несколько духовных училищ.
Низшие классы семинарии были реорганизованы в уездные Духовные училища в городах Ярославле, Муроме и Вязниках.
26 октября 1790 года во Владимире было открыто Владимирское мужское духовное училище в здании бывшей Владимирской семинарии.
11 января 1791 года в городе Муроме открылось Муромское духовное училище для детей духовенства Муромского и Меленковского уездов.
В 1791 г. открыто Вязниковское духовное училище.
На первых порах училища служили слабым подспорьем для объединенной семинарии. Каждому родителю, естественно, хотелось поместить своих детей в Суздальскую семинарию, на обучение в которой не приходилось платить никаких взносов. По Высочайшей росписи 1797 года штатный оклад на Суздальскую семинарию был увеличен вдвое. Но и учеников в Суздальской семинарии в 1797 году насчитывалось 1012 человек.

Указ императора Павла I Петровича 3 мая 1798 г. предписывал епископу Виктору вернуться во Владимир. По докладу Синода 27 сентября 1799 г., утвержденному 16 октября, Суздальская епархия была переименована во Владимирскую и Суздальскую, кафедральным городом вновь стал Владимир, туда же перевели и Духовную семинарию.


«Архиерейский дом во Владимире Кляземском». Литография К. Эргота. 1880 г.

Архиерейский дом в Богородице-Рождественском мужском монастыре

Даже в нач. XIX в. при Владимирском епископе Ксенофонте Семинария помещалась преимущественно в Архиерейском доме и только часть ее - в собственно семинарских зданиях на территории упраздненного Успенского монастыря.


Богородицкая церковь в семинарии

В 1804 г. было начато строительство кирпичного классного корпуса. Часть материала для его постройки поступила от разборки Зачатьевской церкви, упраздненной в 1806 г.; часть - от теплой кирпичной Богоявлинской церкви, сломанной в 1803 г. К 1808 г. работы по сооружению классного корпуса были закончены. Но Семинария и в эти годы испытывала недостаток в средствах, получая подобно другим Семинариям главное содержание из скудных епархиальных отчислений. Поэтому жалование наставникам было очень небольшое, увеличивалось оно очень медленно, также медленно увеличивалось число учащихся, увеличивалось и число изучаемых величин.
В 1815 году семинария была обревизирована была Филаретом, тогда еще бывшим ректором С. - Петербургской академии (Из преданий о первом ревизоре Владимирской Семинарии — Филарете, в последствии Московском Митрополите).
27 ноября 1817 г. был куплен дом купца Апрянина вместе с землей по соседству с Семинарией; на этом месте было построено общежитие для учащихся. Несмотря на стесненность в средствах, Владимирская Семинария в нач. XIX в. уже принадлежала к числу многолюднейщих.
В 1824 г. в ней насчитывалось 697 человек, в 1838 г. - 986 человек. Постепенно росла и семинарская библеотека, начавшаяся с нескольких книг, переданных в Семинарию епископом Платоном, и располагавшуюся первоначально под колокольней в Архиерейском доме. В 1816 г. ее перевели в помещения, занимаемые ранее богословским и филосовским классами.

Семинария и уездное училище в 1818 году помещались с одном доме, между училищами и семинарией не было резкой грани; при переходе из уездного училища в семинарию ученики не встречались с строгими испытаниями (см. Из воспоминаний о Владимирских духовных училищах и семинарии 1818 – 1832 годов.).


Классный корпус Владимирской духовной семинарии

Одновременно с постройкою деревянного училищного дома шла перестройка каменного двухэтажного корпуса, все части которого, по отзыву Костромского епархиального архитектора Попова, производившего постройки, пришли в совершенную ветхость. В нем был сделан капитальный ремонт внутри и «для большей благовидности» переделан лицевой фасад. Для этой цели из духовно-строительного капитала было отпущено 13555 рублей серебром. Постройки взял с торгов Платонов за 12606 рублей 93,5 копейки. В сентябре 1855 года работы по постройке были окончены.

30 мая 1856 года ректором Владимирской духовной семинарии был назначен 34-летний архимандрит Леонтий (Лебединский) (1822-1893), ставший впоследствии митрополитом Московским.
10 мая 1860 г. ректором и профессором богословских наук был назначен архимандрит Алексий (Новоселов). Воспитанник Тверской духовной семинарии вып. 1837 г. – высшее образование получил в Киевской духовной академии, курс которой окончил в 1841 г.; утвержденный в степени магистра 1842 г. 3/18 декабря, по окончании курса академии проходил должности преподавателя в Полтавской (1841-1846 гг.) и Тверской духовной семинарии (1846-1849 гг.); 25 апреля 1848 года пострижен в монашество; 22 апреля 1849 г. определен инспектором и профессором Киево-Подольской духовной семинарии, 29 октября1856 г.- ректор той же семинарии… До 1867 г. управлял Владимирской духовной семинарией. 12 марта 1867 г. был хиротонисан во епископа Томского и Семипалатинского, 21 августа 1868 г. переведен в Екатеринославскую епархию, а 23 июня 1871 г. вышел на покой в Донской монастырь в Москве, где и скончался 26 февраля 1880 г. на 68 году своей жизни.
В 1860 г. начато, а в 1863 г. окончено строительство общежитие студентов.


Корпус казенного общежития Духовной семинарии и Сергиевская церковь

Корпус казенного общежития Владимирской духовной семинарии.

Улица Большая Московская, д. №104

В здания Залыбедской бурсы, закрытой в 1858 году, после ремонта были переведены в 1861 году классы духовного училища. С переходом училищ на семинарском дворе освободилось два здания. Одно – старое каменное, было построено в 1750 году. Его, по отзыву архитектора, починить и обратить в жилое помещение было совершенно невозможно. А между тем оно безобразило прочие семинарские здания. Определением Св. Синода 2 – 14 октября 1863 года семинарскому правлению разрешалось разобрать это помещение. На опустевшем месте положили развести сад. Другое здание, оставшееся в распоряжении семинарии, представляло деревянный на каменном фундаменте флигель, построенный в 1854 году. Он был приспособлен под семинарскую больницу.

С 1864 года до кончины Ксенофонт Надеждин преподавал историю во Владимирской семинарии. Написал и опубликовал «Историю Владимирской духовной семинарии» (с 1750 года по 1840 год), собрав много документальных источников. Эта книга переиздается и в наше время, ведь через Владимирскую семинарию прошло много известных личностей. Он был первым редактором газеты «Владимирские епархиальные ведомости», выпуск которой начался в 1865 году при епископе Феофане, будущем святом Феофане Затворнике. Печатался Надеждин и во «Владимирских Губернских Ведомостях». Писал об истории других духовных училищ, раскола. Обращался и к важным датам в истории, о чем свидетельствует его статья «Юбилеи 1880 года» (500-летие Куликовской битвы, 400-летие свержения татарского ига и 25-летие царствования Царя-Освободителя).
Скончался 4 (16) марта 1890 года. Был похоронен при Богородицкой (семинарской) церкви во Владимире.

В 1867 г. преемником преосв. Алексию по должности ректора был архимандрит Павел (Вильчинский). Сын священника Киево-Подольской епархии, Павел высшее образование получил в Киевской духовной академии, в которой окончил курс наук в 1853 г. с причислением к первому разряду воспитанников оной; пострижен в монашество в последний год пребывания в академии, 31 октября 1853 года иеромонах Павел был определен в Полтавскую духовную семинарию помощником ректора по профессорской должности; 25 октября 1855 г. возведен на степень магистра с переименованием в профессора семинарии; 6 ноября 1857 г. перемещен инспектором и помощником ректора в Харьковскую духовную семинарию, 14 января 1862 г. возведен в сан архимандрита, 3 апреля 1867 г. определен ректором и профессором богословских наук во Владимирскую духовную семинарию; по вступлении на эту должность архимандрит Павел принял на себя и обязанности первенствующего члена управления училища девиц духовного звания. 8 января 1878 г. Павел был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии, 4 февраля 1878 г. был перемещен на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии; с 1882 по 1889 г. управлял Саратовской епархией, с 1889 по 1893 г. – Астраханской, с 1893 г. управлял Пензанской епархией…
В 1864 г. была выстроена кирпичная ограда по Нижегородской улице, в 1868 г. построен дом ректора Семинарии, с архивом и канцелярией.

Лишь только закончилась постройка трехэтажного корпуса, ректором семинарии Алексеем был поднят вопрос о помещениях для наставников с тем, чтобы дать квартиры тем из преподавателей, которые получали меньший в сравнении с другими оклад. Правление семинарии положило устроить на углах с западной стороны семинарской ограды два каменных флигеля для квартир ректора, инспектора, эконома, секретаря и беднейших преподавателей. От старого каменного здания осталось до 63 тысяч кирпичей, несколько балок, половых досок и т.п. в виду скудости пожертвований было решено производить работы хозяйственным способом. Указом от 7 декабря 1867 года Св. Синод дал разрешение, но только на постройку одного флигеля. По новому уставу квартир секретарю и наставникам вовсе не полагалось.


Флигель и Корпус казенного общежития Владимирской духовной семинарии.

Флигель Владимирской духовной семинарии построен в 1867 г.
В 1867 году при Семинарии была открыта Воскресная школа.


Флигель бывшей семинарии
ул. Б. Московская, д. 102

«Духовная семинария состоит из 2-3 этаж. каменных зданий с большими и многочисленными окнами, 1-е на улицу; 2-е на дворе. В 1-м помещаются казенные воспитанники, столовая и квартиры начальствующих; во 2-м – классы и большой, высокий зал в 2 света по 5 окон в 200 кв. арш., где, кроме Царских портретов, огромный образ св. Кирилла и Мефодия и портрет графа Сперанского; двор большой, с каменными службами, тут же ректорский дом» (Субботин А.П., 1877 г.).

А Архиерейском доме первоначально располагалась и семинарская больница, которую в 1830 г. перевели в бывший монастырский дом на Никольской улице, где жили наставники Семинарии.
В 1874 г. дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.


Больница Владимирской семинарии

Улица Большая Нижегородская, д. 5.

16 марта 1878 г. умер от тифа Лука Викентьевич Федорович – врач Семинарской больницы.

В нач. XX в. Владимирская Семинария представляла собой вполне современное учебное заведение, о чем говорит перечень предметов семинарского курса: Священное писание Библейская и церковная история Основное, догматическое и нравственное богословие Обличительное богословие, история и обличение русского раскола Литургика Педагогика и дидактика Логика Философия и соедененные с нею предметы Физика и математика Русская словестность и история литературы Гражданская история Церковное пение Греческий, латинский, немецкий, французский, еврейские языки (К. Надеждин "История Владимирской Семинарии", 1875 г., Н.В. Малицкий "История Владимирской Семинарии" 1900 г.).
"В течении своего полутороста летнего существования семинария воспитала немало духовных пастарей и многих высших духовных и светских лиц; отсюда вышли:
граф М.М. Сперанский; митрополиты: Амвросий (Новгородский и С. Петербурский) и Серапион (Киевский);
архиепископы и епископы: Ириней (Псковский), Мефодий (Псковский), Лаврентий (Черниговский), Павел (Черниговский), Аркадий (Погонецкий), Никодим (Орловский), Аколлинарий (Чигиринский), Аполлос (Вятский), и ныне здравствущие: Савва (Тверской), Амвросий (Харьковский), Чероним (Литовский) и многие другие.
В кон. XIX века – это одна из многолюднейших Семинарий - всех обучающихся в ней 635 человек. "В Семинарии имеются два общежидия для воспитанников - одно на 200 человек для сирот и бедных бесплатное, другое на 400 человек с платою по 40 руб. в год за содержание и стол, кроме одежды. При Семинарии имеется образцовая церковно-приходская школа для мальчиков, в которой воспитанники семинарии знакомятся с методами школьного преподавания" (Из книги В. Георгиевского "Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности", 1896 г.).

Владимиpская духовная семинаpия (1899 г.):
Ректор – Архимандрит Иона. Инспектор – Иеромонах Евгений. Преподаватели: стат. сов. Михаил Александрович Плаксин; надв. сов. Павел Петрович Борисовский; стат. сов. Иван Васильевич Соболев; Сергей Александрович Троицкий; Николай Петрович Крестов; Дмитрий Михайлович Судницин; стат. сов. Павел Алексеевич Белояров; Неофит Владимирович Малицкий; стат. сов. Василий Гаврилович Добронравов; стат. сов. Федор Кузьмич Сахаров; колл. сов. Сергей Кузьмич Молчанов; стат. сов. Василий Маркович Березин; стат. сов. Алексей Федорович Скворцов; стат. сов. Иван Петрович Крылов; стат. сов. Михаил Александрович Гербановский; свящ. Василий Матвеевич Орлов; колл. ассес. Александр Иванович Канаровский; стат. сов. Николай Алексеевич Комаров; колл. сов. Иван Григорьевич Левкоев.
Помощники инспектора: Дмитрий Васильевич Иовлев; Николай Николаевич Ушаков; Нестор Константинович Дагаев; Сергей Федорович Архангельский; Андрей Никитич Победоносцев.
Надзиратели: Дмитрий Флегонтович Гиляревский; Михаил Алексеевич Владычин.
Правление Семинарии: Председатель – ректор семинарии;
Члены педагогического собрания: инспектор семинарии.
Преподаватели: Михаил Александровчи Плаксин; Иван Васильевич Соболев; Василий Гаврилович Добронравов.
Члены распорядительного собрания: инспектор семинарии; преподаватель Иван Петрович Крылов.

Правление Семинарии через Высокопреосвященнейшего Сергия обратилось в Св. Синод с просьбой разрешить отпраздновать 150-летний юбилей Семинарии в январе 1900 г. Указом от 25 июня 1899 г. Св. Синод разрешил трехдневной юбилейное торжество (29-31 января 1900 г.).

В 1901 г. в семинарии обучалось 605 воспитанников, преподавательская корпорация насчитывала 23 преподавателя, в фундаментальной библиотеке было свыше 11500 томов, в ученической до 5000.

Особое место в жизни владимирской молодежи занимала семинария как учебное заведение для юношей духовного сословия... В наше время семинария превратилась в учебное заведение, мало чем уступающее гимназии. В семинарии всегда царила несколько благодушная атмосфера всего учебного процесса и своеобразные традиции этого колоритного по свои» нравам учебного заведения. Надо сказать, что к этому времени, 1903 - 1910 гг., семинария значительно улучшилась по сравнению с прошлым: увеличилось число светских дисциплин, улучшился состав преподавателей, самый внешний облик учащихся здесь, в большинстве случаев жителей сел, резко поднялся в опрятности и даже фарсовитости, а учащиеся из самого г. Владимира не уступали в манерах гимназистам и реалистам. Эти последние даже пасовали перед семинаристами и физически, и духовно. Великолепные певцы и музыканты.., они в то же время были удивительно даровиты на всякие ремесла и даже живопись.
Косаткин М.В. Мои ученические годы во Владимире...

В духовной семинарии в революционные дни 1905 — 1906 годов происходили волнения семинаристов. Так, они приняли участие во всеобщей политической стачке в 1905 году, а в марте 1906 года — устроили демонстрацию, протестуя против казни лейтенанта П.П. Шмидта. Для усмирения взбунтовавшихся учащихся была вызвана полиция, и пять человек арестовано.
Литературно-вокально-инструментальный вечер во Владимирской духовной семинарии 24 ноября 1913 года.
Ко времени октябрьского переворота 1917 года во Владимирской епархии существовала разветвленная сеть духовных учебных заведений:
1. Владимирская духовная семинария.
2. 5 духовных училищ (Муром, Шуя, Переяславль, Суздаль, Владимир).
3. Епархиальное училище для девиц духовного звания (Владимир).
4. 669 церковно-приходских школ.
5. 1000 церковных библиотек.
6. 2 иконописные школы (Мстера, Холуй).
7. Курсы церковного пения.
В связи с Декретом об отделении Церкви от государства вся система духовного образования в России подверглась разгрому. Не избежали этой участи и духовные школы Владимирской епархии.
По распоряжению губернского комиссариата народного просвещения занятия во Владимирской духовной семинарии должны были быть прекращены в первых числах апреля 1918 года. Кроме того, Владимирский городской уездный отдел народного образования ходатайствовал «преобразование местных духовных заведений в светские школы … произвести в таком порядке: Владимирскую духовную семинарию преобразовать в мужскую гимназию в составе четырех старших классов… В настоящем году во Владимирской духовной семинарии обучалось 480 воспитанников, которые имели бесплатное обучение, пансион и прочее. С наступлением учебного года большинство семинаристов останутся на местах в уездах, в новую гимназию поступят лишь семинаристы г. Владимира, что составит около 160 человек. Эту новую гимназию предлагаем наименовать «V Владимирская гимназия»».
После закрытия духовных учебных заведений советские школы никак не могли вначале нормально функционировать. Власти решили преобразовать прежние гимназии, училища и другие дореволюционные учебные заведения в «Единые трудовые школы». В связи с этим от педагогического совета бывшей Владимирской духовной семинарии поступила следующая информация: «Те из учеников семинарии, которые пожелают продолжить свое образование в г. Владимире в Единой трудовой школе с сентября 1918 года, должны теперь же прислать об этом заявление во Владимирский уездно-городской отдел народного образования. Временный председатель совета семинарии И. Успенский».
На первых порах власти сделали вид, что они все же дают возможность готовить кадры духовенства. «Указом Высшей Церковной Власти от 22 сентября / 5 октября Владимирскому епархиальному начальству предоставляется открыть с наступающего учебного года в г. Владимире или в ином месте епархии 2-годичные пастырско-богословские курсы, с возложением заведования сими курсами на прот. Д. Садовского. Митрополитом Сергием на означенном указе положена 26 сентября / 9 октября резолюция: «В Епархиальный совет для объявления прот. Садовскому и правлению и для ассигнования средств. Правление озаботиться наискорейшим рассмотрением вопроса о месте и начале учебных занятий и др. мерах, связанных с этим».
Всем желающим воспитанникам 5 и 6 классов семинарии была предоставлена возможность быть зачисленным в 1 и 2 классы пастырско-богословских курсов. «В административном, учебном и др. отношениях пастырские курсы руководствуются Уставом духовных семинарий (кроме права переизбрания лиц начальствующих, преподавателей и др.)».
С половины ноября в г. Владимире за Лыбедью в деревне Павловской действительно были открыты таки курсы для воспитанников 5-6 классов бывшей духовной семинарии. Заведовал курсам протоиерей Димитрий Садовский, преподавателями состояли протоиерей А. Васильев, иеромонах Афанасий, иеромонах Григорий и Н.П. Кедров. Однако в условиях жесткого государственного прессинга курсы не смогли долго просуществовать. Руководством курсов было издано последнее распоряжение: «14 мая закрываются временно, впредь до более благоприятных условий, пастырско-богословские курсы в г. Владимире. Служащие этих курсов считаются уволенными со службы…».



Улица Большая Московская, д. №106

Новомученики – выпускники Владимирской духовной семинарии

Из стен Владимирской духовной семинарии вышло немало добрых пастырей, пострадавших за веру Христову в годы сталинских репрессий. Многие из них прославлены Церковью в лике новомучеников и исповедников XX века. В их судьбах духовное образование обрело свое завершение и полноту, достигло свое конечной цели. В жизни этих людей мы ищем откровения о нашем собственном духовном пути, находим образцы христианского поведения в современной жизни.
Цель настоящей статьи – кратко напомнить о жизненном пути и подвиге новомучеников – выпускников Владимирской духовной семинарии. При этом мы сознательно опускаем рассказ о достаточно хорошо известных святых – епископе Афанасии (Сахарове), выпускнике и преподавателе Владимирской духовной школы, а также протоиерее Константине Твердислове († 1937) и протоиерее Александре Крылове († 1938).

Священномученик Николай Константинович Красовский (7 мая 1876 года – 31 января 1838 года)
Родился в селе Воинова Гора Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника. После окончания семинарии учительствовал в Городищевской школе при станции Усад, во время Первой мировой войны служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве, после чего вернулся к учительской работе. В 1922 году храм в селе был закрыт, превращен в клуб. За отказ исполнить кощунственное распоряжение властей водить в этот клуб учащихся Николай Константинович был уволен.
В 1924 году был рукоположен в диакона к Успенскому храму в селе Воинова Гора. В 1931 году отказался служить с обновленцами. В 1932 году был рукоположен в священника церкви села Кабаново Орехово-Зуевского района. Всегда сострадал бедным и страждущим, помогая продовольствием людям, оставшимся без средств к существованию. После ареста в 1938 году и следствия был расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Иоанн Андреевич Розанов (1873 – 20 октября 1937 года)
Родился в селе Бабаеве Владимирской губернии в семье священника Андрея Розанова. В 1901 году окончил Владимирскую духовную семинарию и был рукоположен в священника. После ареста в 1930 году был приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По возвращении из заключения служил в храме в селе Мостцы Ковровского района Владимирской области. 20 октября 1937 года отец Иоанн был арестован и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
С 25 января 1938 года уполномоченный НКВД начал вести против священников, находившихся в это время в тюрьме города Иванова, новое следствие, которое продолжалось два дня. Допрошенные священники виновными себя не признали. 3 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна Розанова вместе со священниками Иоанном Доброхотовым, Николаем Бухариным, Петром Зяблицким, Иаковом Зяблицким, Иоанном Коржавиным к расстрелу. После приведения приговора в исполнение священномученики были погребены в безвестной общей могиле.

Священномученик Константин Снятиновский (1867-1918)
Родился в семье диакона Петра Снятиновского, в 1887 году окончил Владимирскую Духовную семинарию. С 1889 года двадцать девять лет прослужил в храме святителя Петра в городе Переславле-Залесском Владимирской губернии. Был известен в городе как выдающийся проповедник и благотворитель, постоянно поддерживал несколько семей материально.
После большевистского переворота власть в городе возглавил комиссар Соколов, выпускник Владимирской Духовной семинарии. Он бахвалился перед толпой, что новая власть и сами камни превратит в хлебы. В феврале 1918 года в городе кончились запасы продовольствия и рабочие завода «Красное эхо» потребовали, чтобы Соколов исполнил свое обещание. Увидев разгневанную толпу, тот выпрыгнул из окна и бежал, и власти вызвали карательный отряд.
В ту же ночь отец Константин был арестован. Священника повели в Совет, где состоялся краткий допрос, а затем – к месту казни. Ночью тело отца Константина убийцы привезли к зданию больницы и выбросили. При осмотре тела священника на нем было обнаружено несколько штыковых ран. Отец Константин был погребен через несколько дней за алтарем церкви митрополита Петра.

Священномученик Павел Никитович Успенский (21 января 1874 года – 30 января 1938 года)
Родился в селе Романово Переславского уезда Владимирской губернии в семье священника. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, вернулся в родное село, где служил священником с 1897 года. Потом отец Павел служил в селе Вашка Петровского района и селе Соломидино Переславского района. После ареста 17 октября 1937 года священник был арестован и на другой день допрошен, после чего приговорен к восьми годам заключения в концлагерь. Умер через три с половиной месяца после вынесения приговора и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Петр Иванович Скипетров (4 июня 1863 года – 19 января 1918)
Родился в селе Станки Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1884 году окончил Владимирскую Духовную семинарию. 8 февраля 1884 года обвенчался с девицей Антониной Заозерской, дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора в Санкт Петербурге.
18 февраля 1884 года Петр Иванович был рукоположен во диакона к Исаакиевскому собору, в 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1890 году. В 1892 году стал священником и служил в церкви во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Ольденбургского, а в 1998 году был переведен в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Стеклянном заводе.
Кроме приходского служения, отец Иоанн нес многочисленные епархиальные послушания: преподавал Закон Божий, исполнял обязанности члена попечительства церкви святой мученицы царицы Александры при детском приюте великой княгини Александры Николаевны, был следователем 5-го столичного благочиннического округа, членом правления Санкт-Петербургской Духовной семинарии. За ревностно служение был возведен в сан протоиерея.
15 января 1918 года на имя епископа Прокопия (Титова), наместника Александро-Невской Лавры пришло распоряжение комиссара наркомата призрения Коллонтай, одной из известных блудниц в советском правительстве, пропагандировавшей идею публичного разврата, - что все помещения и капиталы Лавры будут реквизированы. Епископ Прокопий отказался исполнить беззаконный приказ.
Во время вооруженного захвата Лавры 19 января протоиерей Петр Скипетров направился туда, намереваясь пройти к митрополиту Вениамину. Путь ему преградили несколько вооруженных красноармейцев, пререкавшихся с женщинами. Отец Петр вступился за женщин и стал увещевать красногвардейцев не производить насилия над верующими. Один из красногвардейцев направил револьвер на священника и в упор выстрелил ему в лицо. Пуля попала в нижнюю челюсть и прошла шею.
Рана оказалась смертельной, и в 10 часов 45 минут священник скончался. 21 января тело убитого священника было перенесено в Скорбященскую церковь. В выносе тела и совершении заупокойной всенощной участвовал митрополит Вениамин с викариями и многочисленным духовенством. После отпевания гроб с телом убитого священника по благословению митрополита Вениамина был пронесен по тому пути, которым шел отец Петр к мученическому венцу в последний день жизни. Протоиерей Петр Скипетров был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Священномученик Николай Васильевич Поспелов (28 февраля 1885 года – 17 февраля 1938 года)
Родился в селе Песьяны Владимирской губернии. Окончил Муромское Духовное училище и Владимирскую Духовную семинарию. Женился на Анне Константиновне Красовской, которая была на семь лет старше его. Родственники сначала противились этому браку, но потом дали согласие и никогда об этом не пожалели. Единство супругов в вере скрашивало самые трудные дни их совместной жизни. После первых родов Анна Константиновна очень тяжело болела, и Николай Васильевич дал обещание Богу в случае выздоровления посвятить всю свою жизнь служению Богу. Обет он исполнил не сразу, а только в 1914 году, когда был рукоположен в диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Христова в селе Заколпье Меленковского уезда Владимирской губернии.
С 1922 по 1930 год отец Николай служил в храме великомученицы Параскевы в селе Житенино Орехово-Зуевского района Московской области, в 1928 году продал свой дом под школу в соседнее село, а сам вместе с семьей перешел жить в дом просфорницы по ее приглашению.
Во всех искушениях отец Николай обращался с молитвой к Богу и заступничеству святых. При всех трудностях шел в храм и служил молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому или преподобному Серафиму Саровскому. Прихожане были довольны священником за его христианское обращение, а также скромную и трезвенную жизнь.
В 1930 году из-за непосильных налогов продал все свое имущество и перешел служить в храм села Воскресенское Киржачского района Владимирской области. В селе священника стали часто вызывать в сельсовет и там демонстративно вручали бумагу с запретом служить молебны в домах прихожан из-за введенного властями карантина. Священника также часто принуждали к выполнению разного рода общественных работ, выплате дополнительных налогов.
Затем отец Николай был направлен служить в Успенский храм в селе Воинова Гора Орехово-Зуевского района, в храм села Пустое Поле Шатурского района, храм Рождества Богородицы в городе Орехово-Зуево, в Троицкий храм села каменка Ногинского района, где ему пришлось перенести много скорбей. Во время разбирательства после несправедливой жалобы отец Николай ни в чем не оправдывался и впоследствии благочинный попросил у него прощения.
27 января 1938 года отец Николай был арестован. Анна Константиновна, прощаясь с мужем, сказала: «Иди страдать за Христа». 8 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Поспелов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Василий Ксенофонтович Малинин (30 декабря 1877 года – 10 апреля 1938 года)
Родился в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика. По окончании Владимирской Духовной семинарии был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле. В эту церковь к нему ходили пионеры-школьники из поселка Новый Быт. Священник благословлял их просфорами, рассказывал о религиозных праздниках, устройстве храма, тяжких мучениях грешников. Одним из организаторов этих ребят был пионер Коля Ранеткин. К его матери – члену ВКП (б) часто приезжали из воинской части на автомашине, в квартире устраивали пьянство, выгоняя на это время Колю из дома.
30 ноября 1936 года группа школьников опять собралась пойти в Церковь, но церковь оказалась закрытой. 18 октября 1937 года протоиерей Василий был арестован и заключен в Ярославскую тюрьму. 28 октября тройка НКВД приговорила священника к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 19 января 1938 года он прибыл в один из лагерей Бамлага, откуда его отправили в лагерь на Дальнем Востоке. Протоиерей Василий Малинин скончался 10 апреля 1938 года в одном из лагерей Дальнего Востока и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Виссарион Мефодиевич Селинин († 1918)
Окончил два класса Владимирской Духовной семинарии и с 1896 года служил псаломщиком во Владимирской епархии, потом в Омской губернии. В 1906 году был рукоположен в священника ко храму в селе Ильинка, после чего служил в Туркестанской епархии. Отец Виссарион был убит в 1918 году пришедшими к власти безбожниками-большевиками в день празднования ими 1 мая, о чем паству известил епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов).

Священномученик Иоанн Степанович Рождественский († 16 марта 1872 года)
Родился в селе Нармочи Меленковского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Владимирскую Духовную семинарию и был назначен преподавателем Закона Божия и учителем в Славцевскую церковноприходскую школу в Меленковском уезде; преподавал также в Ивачевской земской школе Неверо-Слободской земской школах Гороховецкого уезда. 17 октября 1897 года был рукоположен во священника ко Крестовоздвиженской церкви села Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец Иоанн придавал большое значение народному просвещению в наступившем смутном столетии и с 23 октября 1903 года стал заведующим открытой в селе Палех его стараниями бесплатной народной библиотеки-читальни. Его стараниями были также учреждены Палехское общество потребителей и Палехское кредитное товарищество.
С 1905 по 1911год отец Иоанн состоял кандидатом уполномоченного на окружной и епархиальный съезды; с 1908 года он был законоучителем младшего класса открытого его трудами и заботами Палехского двухклассного министерского училища и женского училища.
Детей у отца Иоанна с матушкой не было, и он все свои силы отдавал прихожанам и храму. После прочтения воззвания Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей призвал прихожан не препятствовать работе правительственной комиссии, но сам отказался присутствовать при этом. 24 марта 1922 года отец Иоанн был арестован. Несмотря на прошения прихожан, направленные в Ревтрибунал, 21 апреля началось судебное заседание, проходившее в здании местного театра, поскольку суду придавалось большое пропагандистское значение. Вместе с отцом Иоанном обвинялись протоиерей Павел Светозаров и мирянин Петр Языков. Все они виновными себя не признали и 25 марта были приговорены к расстрелу.
Верующими сразу же было послано прошение во ВЦИК о помиловании осужденных, и Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро. Однако Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов без колебаний проголосовали за расстрел, после чего приговор был официально утвержден. Приговор был приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа утра.
Рассказывают, что перед расстрелом священники совершили отпевание по себе и мирянине Петре и держались мужественно. Последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал молитву священника. Всю жизнь его дети прожили под благодатным Божиим покровом. Все невзгоды и несчастья безбожной эпохи прошли мимо них. Младшая дочь отца Павла Светозарова скончалась в конце восьмидесятых годов в преклонном возрасте в родительском доме с благодарной памятью об отце-мученике.
В заключение приведем слова профессора СПбДА А. А. Бронзова, написанные сразу после похорон отца Петра Скипетрова: «...По крайней мере не забудем, не должны забыть данного им его мученического урока! Будем же учиться у него, как и нам жить, как и нам смело и безбоязненно проповедовать Христа, Его слово правды. Будем поддерживать в себе, подобно ему, искорку божественную, чтобы не превратиться нам в существ, думающих только об одном материальном, об одном Молохе…
Для нас личности, подобные отцу Петру, всегда будут светлыми маяками, одно воспоминание о которых всегда благотворнейшим образом станет действовать на нас, и будет охранять нас от ошибок, от слабости, от падений…» В равной мере слова знаменитого профессора относятся ко всем новомученикам, о которых шла речь в статье.

Статья составлена на основе материалов из книг под общим названием: «Жития новомучеников и исповедников российских XX века», составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Тверь: издательство «Булат», 2006.

Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария

В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы (ректор - протоиерей Георгий Николаевич Горбачук), в 1992 г. реорганизованные во Владимирское духовное училище. 9 апреля 1998 г. Священный Синод РПЦ, по ходатайству архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) и по докладу епископа Верейского Евгения (Решетникова), постановил преобразовать Владимирское духовное училище во Владимирскую Свято-Феофановскую духовную семинарию; ректором семинарии был назначен протоиерей Георгий Горбачук. В 2004 г., в дополнение к заочной форме, была открыта очная форма обучения. Вопрос возвращения исторического здания остаётся нерешённым. Семинария размещается в братских корпусах Богородице-Рождественского монастыря г. Владимира.
См. Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария.
Владимирское женское епархиальное училище

Полная версия «Владимирская духовная Семинария» (1.17 Мб).
«Суздальская духовная Семинария» (152 кб).

Переславская Духовная Семинария
Образование в губернском городе Владимире
Воспоминания студента 1850-1864 гг. И.И. Архангельский
Владимиро-Суздальская епархия.
Храмы города Владимира
Переславское духовное училище
Суздальское Духовное Училище
Владимирское мужское духовное училище.
Муромское духовное училище
Вязниковское духовное училище.
Шуйское духовное училище

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (04.05.2015)
Просмотров: 1019 | Теги: Владимир, семинария, учебные заведения, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика