Празднование дня памяти Св. Мефодия Владимирской Духовной Семинарии 5-6 апреля 1885 г.
Празднование дня памяти Св. Мефодия Владимирской Духовной Семинарии
В знаменательный для всей православной России день праздновании тысячелетней памяти славянских первоучителей Свв. Кирилла и Мефодия в гор. Владимире — сердце древней Суздальской земли столь великой в исторических судьбах православного нашего отечества, часть торжества, по распоряжению Высокопреосвященнейшаго Архиепископа Владимирского Феогноста, совершилась в доме Владимирской Духовной Семинарии.
В течение почти всей Фоминой недели начальств. Семинарии занято было приготовлениями к тому чтоб отпраздновать день 6 апреля достойным образом. Сообразно с предварительною программой торжества, утвержденного Высокопреосвященным Архиепископом Феогностом, еще до Святой недели поручено было некоторым наставникам и воспитанникам Семинарии составление приличных случаю речей. На Фоминой неделе воспитанники в внеклассное время неоднократно устраивали спевки, под руководством учителя пения, готовясь к предстоящему торжеству. Владыка Феогност заранее выразил желание отцу ректору Семинарии лично присутствовать на торжестве в Семинарии.
Наступил день 5 апреля (пятница). С 11 часов дня воспитанники Семинарии освобождены были от учения и принимали участие в общем торжестве, с нетерпением дожидаясь начала церковного торжества. И вот ровно в 6 часов по полудни на соборной колокольне ударили в большой колокол, — и торжество памяти тысячелетия Св. Мефодия началось, которое отпраздновано было сообразно с предварительною программой торжества, утвержденного Высокопреосвящен. Феогностом.
Сообщаем подробно порядок священнослужения и крестного хода по церемониалу: Накануне торжественного дня, 5-го числа, было отправлено, по благовесту, в Кафедральном Собор и во всех градских церквах всенощное бдение Свв. Равноапостольным Мефодию и Кириллу. В Кафедральный Собор Высокопреосвященнейший Архиепископ Феогност прибыл в половине седьмого часа, и в сослужении Духовенства Кафедрального Собора, Ректора Духовной Семинарии и Протоиерея Алексея Левицкого совершил на всенощном бдении литию и величание.
К крестному ходу 6-го числа (суббота) благовест начался в 6 ½ часов утра. Посему благовесту был и благовест к литургии во всех градских церквах. По окончании литургии в городских церквах прибыли:
а) в Кафедральный Собор — причетник Никологалейской церкви, для взятия фонаря; диакон Александро-Невской гимназической церкви, для взятия Запрестольного Креста; причетники церквей: Кладбищенской, Воскресенской, Богословской, Мироносицкой, Борисоглебской, Успенского женского монастыря, Предтеченской, Знаменской, Спасской, Николозлатовратской, Сретенской в Солдатской слободе и Казанской в Ямской слободе, для взятия четырех соборных хоругвей; диаконы церквей: Ильинской, Мироносицкой, Богословской, Николо-градской, Сергиевской, Воскресенской, Знаменской и Николо-златовратской, для взятия икон; диаконы Сретенской церкви в Солдатской слободе и Предтеченской, для взятия кадильниц и диаконских свеч; Протоиереи Иоанн Любимов и Александр Остроумов, для взятия Креста и Евангелия;
б) в Дмитриевский Собор прибыли: диаконы Кладбищенской церкви и Петропавловской в заведениях, для взятия двух запрестольных икон, и шесть воспитанников Духовной Семинарии, для взятия двух хоругвей.
Для взятия хоругвей были отправлены воспитанники Духовной Семинарии в церкви Богородицкую и Ильинскую по шести человек, в Сергиевскую четверо, в церковь Архиерейского дома пять, в церкви Богословскую, Николо-градскую и Борисоглебскую по два человека.
Для воспитанников Семинарии, имевших нести хоругви, были в вышеупомянутых церквах приготовлены стихари.
Из церквей: Дмитриевского Собора, Борисоглебской, Николоградской, Архиерейского дома, Ильинской, Богословской и Сергиевской хоругви были вынесены и присоединились к крестному ходу из Кафедрального Собора, вышедшему из Собора к Богородицкой, что при Семинарии, церкви в 8 часов 50 минут.
От Богородицкой же церкви крестный ход следовал в следующем порядке:
1. Причетник Никологалейской церкви с фонарем.
2. Диакон Александроневской гимназической церкви с Запрестольным Крестом и по сторонам его диаконы Кладбищенской церкви и Петропавловской в заведениях с запрестольными иконами.
3. Ключарь.
4. Несущие хоругви — одну против другой. а) Богородицкой семинарской церкви. б) Сергиевской. в) Ильинской. г) Богословской. д) Николоградской. е) Борисоглебской. ж) Дмитриевского Собора. з) Церкви Архиерейского дома. и) Кафедрального Успенского Собора. i) Кафедрального Собора — другая пара.
5. Ученики Владимирского Духовного Училища по четыре в ряд, и за ними следовали в таком же порядке ученики Владимирской Губернской Гимназии.
6. Воспитанники Духовной Семинарии по шестеро в ряд.
7. Три воспитанника Духовной Семинарии с хоругвию Братства св. благов. Великого Князя Александра Невского.
8. Певчие Архиерейского хора по четверо в ряд — в парадных кафтанах.
9. Диаконы — Ильинской церкви и Мироносицкой с иконою Равноапостольного Князя Владимира и Св. Благоверной Княгини Ольги.
10. Диаконы Богословской церкви и Николоградской с иконою Владимирских Чудотворцев.
11. Диаконы Сергиевской церкви и Воскресенской с иконою Божией Матери — Владимирскою.
12. Диаконы Знаменской церкви и Николозлатовратской с иконою Спасителя.
13. Диаконы Сретенской церкви и Предтеченской с кадильницами и диаконскими свечами.
14. Священники Спасской церкви и Мироносицкой с иконою Равноапостольных Мефодия и Кирилла, сооруженною на средства начальствующих, учащих и учащихся в Владимирской дух. Семинарии.
15. Священники по два в ряд: а) Казанской церкви в Ямской Слободе и Сретенской училищной; б) Кладбищенской и Петропавловской в заведениях; в) Борисоглебской и Николоградской; г) Скорбященской и Успенской женского монастыря — Иоанн Говоров; д) Предтеченской и Никологалейской; е) Знаменской - Александр Альбицкий и Дмитриевского Собора; ж) Ильинской и Вознесенской; з) Воскресенской п Сергиевской; и) Благочинный градских церквей и о. Протоиерей Александр Сервицкий.
16. Игумены — о. Пимен с иконою Воскресения Христова и о. Макарий с иконою Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского.
17. Протоиереи — о. Иоанн Любимов с Св. Крестом и о. Александр Остроумов с Евангелием.
18. Сопровождающим ход был о. Ректор Семинарии и при нем диаконы Георгиевской церкви и Скорбященской.
По прибытии к Кафедральному Собору крестный ход остановился близ Соборной колокольни, при входе в малый Георгиевский Собор, причем несущие фонарь н Запрестольный Крест взошли, не останавливаясь, в теплый Собор и поставили фонарь и Крест у придельного в оном алтаря, а несшие хоругви заняли место все рядом — на восточной стороне. Пред хоругвями, на восточной же стороне, заняли место несшие икону Св. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, по сторонам которой уставились два диакона с кадильницами и свечами, а рядом с ними несшие две запрестольные иконы. На южной стороне остановились несшие иконы Св. Равноапостольного Владимира и Княгини Ольги, Спасителя и Воскресения Христова, на противоположной же северной стороне стали несшие иконы Владимирских Чудотворцев, Владимирскую Божией Матери и Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Рядом с оо. Игуменами заняли место Иереи и Протоиереи, в порядке их шествия в крестном ходе. Высокопреосвященнейший Владыка изволил встретить крестный ход со всеми назначенными к служению литургии, причем все назначенные служить литургию заняли места рядом с Протоиереями, держащими Св. Крест и Евангелие. По исполнении, при встрече крестного хода, молебного пения, все несшие Св. иконы вошли в Георгиевский Собор, в котором и поставили иконы на приготовленных для оных местах, кроме иконы Св. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, которая была внесена в Большой Успенский Собор и поставлена по правую сторону Царских врат. Хоругви все остались вне Собора, в ожидании возвращении крестного хода в Богородицкую, что при Семинарии, церковь, в которую ход имел возвратиться в вышеописанном порядке. За сим началась Божественная Литургия, к служению которой в Кафедральном Соборе с Его Высокопреосвященством назначены были: Кафедральный о. Протоиереи, о. Ректор Духовной Семинарии, о. Протоиерей Алексей Левицкий, о. Протоиерей Иоанн Павлушков, Соборный ключарь, оо. Игумены — Пимен и Макарий и о. Василий Шепелев. Вместо причастного стиха священник Кафедрального собора о. Дмитрий Миловский сказал глубоко прочувствованное, приличное случаю, слово. На молебен, по окончании Литургии вышло все, участвовавшее в крестном ходе, духовенство. По окончании молебна св. Кириллу и Мефодию при колокольном звоне тронулся из Успенского собора по Большой Нижегородской улице торжественный крестный ход в преднесении хоругвей и святынь Владимирских, в Богородицкую, что при Семинарии, церковь. От Богородицкой церкви все иконы и хоругви возвратились к своим церквам, кроме иконы свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла, которая была внесена в залу Семинарии п поставлена между живыми цветами и тропическими растениями. Зала Семинарии начала мало по налу наполняться публикою, в числе которой было большею частью духовенство Владимирское. Семейные наставники Семинарии были с своими супругами. В половине второго часа в Семинарию прибыл Высокопреосвященнейший Архиепископ Феогност. Владыка был встречен в Семинарской зале всем собравшимся духовенством и корпорацией Семинарских Наставников, во главе с ректором Семинарии, а равно и некоторыми наставниками Епархиального женского Училища. По встрече Владыки, хором Архиерейских певчих пропето было «Христос Воскресе» и тропарь и кондак свв. первоучителям Мефодию и Кириллу и всею массой воспитанников: «Исполла эти Деспота». Затем преподаватель Церковной истории в Семинарии, П. А. Белояров, прочел прекрасную речь о заслугах Кирилла и Мефодия для Славянского мира По окончании речи хором Архиерейских певчих пропет был гимн Славянским Первоучителям, музыки Чайковского, под заглавием «Славяне, песнию высокой почтим апостолов Славян..». Вслед за этим преподаватель словесности в Семинарии, В. М. Березин прочел речь о Кириллице. По окончании речи Архиерейские певчие пропели другой гимн в честь Первоучителя: «Обнимись со мной Славянский брат!» За тем воспитанник V класса Семинарии Крылов прочел краткое сочинение о жизни и деяниях первоучителей, составленное им самим. Вслед за этим прекрасно был пропет хором архиерейских певчих концерт «Сей нареченный и святый день» и наконец «Светися Светися».
Торжественное собрание окончилось в 3 часа и Владыка вместе со всею корпорациею наставников удалился в квартиру о. ректора Семинарии, где радушным хозяином предложен быль чай и скромная хлеб соль.
По окончании закуски отправлена была С.-Петербургскому Славянскому благотворительному Обществу поздравительная телеграмма от лица Владыки п всего духовенства Владимирской епархии со Всеславянским праздником, — после чего Владыка отбыл из Семинарии. Вечером Собор и город были прекрасно иллюменованы.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 8-й. 15-го апреля 1885 года).
Освящение новоустроенной домовой церкви в нашем Епархиальном женском Училище
Еще осенью 1883 года, по указанию Его Высокопреосвященства, Совет Училища выработал проект постройки новой, более обширной, церкви в Училище, вместо прежней, имевшей только 25 кв. саж. площади и потому малопоместительной. 15-го мая 1884 года была совершена закладка новой церкви над училищною залою, в направлении к востоку от жилого училищного дома, от верхнего этажа которого прибавлено для церкви 14 2/3 кв. саж., и из него сделан внутренний ход в церковь для воспитанниц. Наружный вход в церковь сделан с южной стороны, для чего устроено парадное крыльцо с соответственною теплою лестницею. Вся площадь новой церкви заключает в себе, кроме алтаря, 40 кв. саж., — над срединой ее устроен купол, иконостас в ней сделан двух-ярусный и вызолочен вновь, пол настлан дубовый паркетный, так что и по поместительности и по содержанию воздуха и по благолепию наша новая церковь составляет одну из лучших домовых церквей, существующих при учебных заведениях. Естественно, много было хлопот и забот по устройству церкви, тем более, что с ее устройством, необходимо связывались разные изменения и поправки и в других училищных помещениях. Но, благодарение Господу, если не к самому началу нового училищного года, что произошло от августовской неблагоприятной погоды, — то в начале этого года церковь готова была к освящению, которое, по личном осмотре церкви Архипастырем, и назначено было Им на Воскресенье — 15-го сентября. Дня освящения церкви воспитанницы ждали с особенным вниманием. Если и не для детей освящение нового храма и притом освящение, совершаемое Архиереем, составляет событие в целой жизни, как событие особенно религиозное, — то понятно, для наших детей оно было великим событием. Приправившись и принарядившись по своему домашнему обиходу, накануне праздника все воспитанницы Училища молились за Всенощным бдением, которое совершено было, по распоряжению Его Высокопреосвященства, Инспектором классов Училища с священником Училищной церкви и с членом Совета Училища о. Альбицким. Здесь о. Инспектором, в достаточной для воспитанниц полноте, были уяснены действия и смысл освящения храмов, чтобы все они знали и понимали, что у них будет завтра. И с особенным, с напряженным вниманием отнеслись воспитанницы к своему великому торжеству. Рассматривая невиданные доселе приготовления к освящению храма, они бодро встретили своего Архипастыря, как бы вопрошая Его, как Он устроит явление Славы Господней при них и для них?
Высокопреосвященнейший Владыка прибыл в Училище к ½ 10 часа, и в сослужении оо. кафедрального протоиерея, ректора Семинарии, инспектора Училища, членов от духовенства Спасского и Альбицкого и священника училищной церквиВишневецкого совершил освящение церкви, при чем, несмотря на крайне ненастное время, сам шел со св. мощами вокруг новой церкви, для чего неизбежно было обойти почти все училищные здания. После освящения, когда провозглашены были многолетствования Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и Высокопреосвященнейшему Феогносту, со всею Его богоспасаемою паствою, а также учащим и учащимся и всем благоукрасителям храма, часы прочитаны были воспитанницей Училища, а следовавшую за ними Литургию пел Архиерейский хор поровну с хором воспитанниц Училища. «Верую» и «Отче наш» пели все воспитанницы. После причастного стиха председателем Совета Училища о. Еленевским произнесено было слово о молитве в храме Божием и о том, как ее должны совершать воспитанницы в своем храме.
Как при самом освящении храма, так и при Литургии присутствовали: Управляющий губернией В. А. Семенов, светлейший князь Н.И. Грузинский, губ. предводитель дворянства, Г.Г. Спиридов, председатель губ. земской управы и очень многие другие высокопоставленные лица, а также большинство из Владимирского городского купечества, во главе с всегдашними благотворителями Училища гг. Никитиным, Белоглазовым и Муравкиным. В этом случае, вполне сказалось нажитое Училищем сочувствие и внимание к нему всех добрых людей, — и дай нам Бог не утратить этого внимания и сочувствия. По окончании всего церковного празднества, Высокопреосвященнейший Архипастырь благословил всех воспитанниц, и по приглашению Начальницы Училища, вместе со всеми гостями, откушал у нее чаю, во время которого желающие осматривали все Училище. За тем, благословивши обед воспитанниц, Владыка, по усердному приглашению старосты Училищной церкви, потомственного почетного гражданина В. В. Жинкина, посетил его дом и имел у него трапезу со всеми, бывшими па Училищном празднике лицами, в числе не менее 80 человек. Искренно радушный и благородный хозяин, видимо, был тронут посещением Владыки, многих других высоких лиц и всех вообще своих гостей. И спасибо ему, — он много и много потрудился как своими материальными средствами, так и своим личным трудом в устроении нашей церкви, что, как и многое другое, можно будет усмотреть из отчета по устройству церкви.
С — кий.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-й. 15-го октября 1885 года).
Владимиpская духовная семинаpия Владимирский губернатор Судиенко Осип Михайлович Владимирская епархия.