Празднества в тысячелетие кончины Первоучителя Славянского св. Мефодия
Смысл Славянского празднества в тысячелетие кончины Первоучителя Славянского св. Мефодия и значение просветительной деятельности Славянских Первоучителей в истории Славян
(Речь, сказанная на торжественном акте во Владимирской духовной Семинарии в день (6 апреля) празднования тысячелетия памяти св. Мефодия, преподавателем церковной истории П. Белояровым). Ваше Высокопреосвященство! Мм. Гг. Сегодня исполнилась тысяча лет с тех пор, как окончил свою земную жизнь и деятельность один из Первоучителей Славянских Св. Мефодий, а вместе с сим завершился тысячелетний период исторического бытия великого народа в мире Божием — народа Славянского с тех пор, как он вызван был к новой, лучшей жизни трудами просветителей Славянских Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Трудно обнять с одной стороны величие того подвига, который совершили святые учители Славянские, а с другой — то значение, которое имела просветительная деятельность Св. Братьев — Благовестников в истории Славянского мира, трудно начислить все те блага, которые доставили Славянскому миру Братья — просветители, необъятно велико значение их трудов и деятельности, а потому необъятно — велико и значение настоящего торжества, которое совершает весь Славянский мир.
В самом деле, что представляли Славяне пред тем временем, когда началась среди них благословенная деятельность Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия? Успели они к этой поре поселиться в пределах тогдашнего цивилизованного мира, заняли целую половину Европы, а некоторые племена успели даже сплотиться в целые государства, жизнь историческая невидимому в среде Славянства начиналась. — Но что это была за жизнь? Племя великое, племя богатырское жило разрозненно, служило чужим людям и интересам, силилось подняться на ноги, но туг и слаб был подъем его, ему не доставало тех внутренних, духовных и самобытных основ, которые создают в собственном смысле народ, общество, государство. Между тем в это самое раннее утро исторического бытия великого народа — с Запада на него надвигались уже черные тучи, готовые погасить первые искры пробуждавшейся жизни. Явились не призванные Радетели и Опекуны, которые, в видах корысти и власти, хотели подчинить его своему внешнему и духовному господству, хотели убить жизнь Славян и совершенно обезличить ее. Рядом с Славянами образовался особый мир Романо-Германский с своим особенным устройством, сильный своей физической силой и своим развитием. Доколе этот мир сам не был сплочен, соседство с ним для Славян не представляло большой опасности, но в рассматриваемое время на Западе образовалась громадная Империя Карла Великого, которая, подобно древней всесветной Римской Империи, силилась все поглотить и везде водрузить знамя своей власти. В видах большого закрепления за собой Славянского племени, а не для доставления ему вечного блага, народы Романо-Германские, во главе с Папой, старались обратить Славян и в христианство. Таким образом и сила физическая и сила духовная устремились на Славян в ту пору, когда они показали только первые, слабые, проблески самостоятельной жизни. Опасность состояла в том, что вместе с гнетом внешним Романо-Германский мир хотел возложить на Славян и духовное рабство. Момент критический, грозивший раз навсегда убить зарождающуюся жизнь, слить ее с чужой, не дать ей вырасти, и чрез то отнять у Славян все права на историческое, самостоятельное бытие, вычеркнуть из истории их историческое призвание. Понятно, какая будущность виднелась вдали для всего Славянского мира, если бы только Западно-Латинскому миру удалось подчинить его своему господству, — тогда совсем исчез бы всякий след народа Славянского из истории, как это случилось с Славянами Прибалтийскими. Но Бог не восхотел, чтобы погиб совсем род Словенский в роде человеческом, и во время благопотребно воздвиг мужей силы и разума, которые спасли Славянство от грозившей опасности и сделали Славян тем, чем они должны быть — народом самостоятельным и народом православным. Труден и велик был этот подвиг для Славянских Первоучителей, когда они совершили его среди Славян, но за то они дали Славянам все, что возродило их к новой лучшей жизни, что стало залогом дальнейшего их преспеяния, что твердо поставило их в истории, что спасло общую, духовную, народную основу и в тех землях Славянских, которые остались в руках Запада. Воссиял свет с Востока, и проснулись богатырские силы Славянские, и опочили на Славянах силы благодатные... До Свв. Кирилла и Мефодия, как замечено выше, у Славян были начатки и христианства и задатки политической жизни, но им не доставало самого главного: самосознания, — сознания своей народности, своего единства и братства, своих общих целей и задач, своего исторического призвания. Отсюда так слабы были попытки устроить и свое внешнее благо, — и, что всего важнее, так смутно было сознание и тех животворных истин, которые проповедывали им прежние миссионеры, по преимуществу латинские. Нужно было пробудиться народу духовно, сознать себя, зажить силами своей собственной души: тогда и животворные истины веры Христовой могли принести плод сторицею, тогда неминуемо должны были спасть с Славян и те путы, в которых хотели усыпить Великана в колыбели. И вот это-то духовное рождение: пробуждение природных духовных сил народа Славянского, и возрождение его в новую благодатную жизнь и совершили Просветители Славян — Свв. братья Кирилл и Мефодий. Как и нем главным образом Свв. Первоучители совершили это. духовное рождение народа Славянского, — это известно каждому, — тем, что изобрели славянскую грамотность и переложила на нее свящ. Писание и богослужебные книги нашей православной церкви. Изобретение Славянской письменности и перевод на нее свящ. Писания и богослужебных книг — это самый важный акт в просветительной деятельности наших Первоучителей и самый важнейший факт в истории Славянства. Услышав родные звуки, и какие звуки? Возвещавшие «глаголы Живота вечного», Славяне в первый раз, так сказать, увидали самих себя, в первый раз ощутили свое духовное бытие, в первый раз сознали единство и свое родство по крови и духу, в первый раз сознали себя народом, отличным от других народов, в первый раз ясно, что прежде инстинктивно, почувствовали, как не сродна им та опека, которая налагалась на них их прежними просветителями, а с другой стороны, и, что всего важнее, теперь ясно и сознательно они восприяли веру Христову; всей душой полюбили св. православную церковь, ее учение, ее уставы, ее богослужение, ее пастырей, и всей душой привязались к книжному чтению и учению «И рады быша Словене, яко слышаша величие Божие своим языком», говорит преп. Нестор, наш летописец, изображая духовный восторг Славянского мира при его возрождении. Здесь — в этом акте — тайна того влияния, которое производила проповедь наших Первоучителей на весь Славянский мир, здесь тайна быстрого и мирного распространения христианства среди Славян, здесь объяснение того, почему только со времени проповеди Кирилла и Мефодия в собственном смысле получает свое начало и церковь Христова среди Славян и их духовное просвещение, здесь разъяснение и дальнейшей истории Славянства, показывающее, что там, где крепко и прочно держится Славянская грамота, православная вера — те начала, которые положены во главу угла Славянской жизни, там и духовная самобытность Славян тверже, там и сознание единства и братства с другими Славянскими народами крепче и шире, там и внешние судьбы другие. Вот первый смысл настоящего торжества Славянского мира, он празднует ныне свое духовное рождение, совершенное его святыми Первоучителями, они — духовные наши родители, пробудившие наши духовные силы и возродившие нас духом благодати — и в этом первее всего главное значение и их просветительной деятельности в истории Славянства. Пробудивши народное самосознание Славян и приготовивши для них все учительные средства ко спасению на их родном языке, Славянские Первоучители совершили то, что все Славяне приняли святое крещение и сделались христианами. Правда — еще за долго до Кирилла и Мефодия были уже известны христиане и христианство у Славян, а западные Славяне нарочито были обращаемы в христианство Латинскими проповедниками, но большинство Славян все еще коснело во тьме язычества, да и те Славяне, которые приняли христианство, особенно из рук латинских миссионеров, были христианами только по имени. Свв. Просветители наши подъяли великие труды и болезни, ими же трудилися они во благовестие Христово среди Славянских народов, — и весь Славянский мир, если не непосредственно Ими, то чрез их учеников и сотрудников, если ни при жизни, то после смерти их, особенно чрез посредство перевода свящ. Писания и богослужебных книг, совершенного ими, сделался христианским. При жизни Свв. просветителей только далекий, глубокий север, где также жили Славяне, не был христианским. Говорить о значении этого дела Свв. Просветителей в истории Славянства — излишне; вера Христова есть основание не только нашего вечного спасения, но и здесь — в земной жизни она стоит впереди всякого исторического прогресса. Как развивается, и развивается ли жизнь, напр., мусульманских государств, и не христианские только народы в истории — народы передовые? Итак во вторых настоящее торжество есть величайший праздник Славянского мира, на котором он празднует эпоху окончательного и прочного утверждения у себя христианства, и святые Первоучители Славянские суть величайшие миссионеры в церкви Христовой и истинные Апостолы Славян.
Деятельность Кирилла и Мефодия среди Славян, и особенно последнего, знаменуется не только как деятельность проповедников и миссионеров, но и как деятельность организаторов, устроителей церкви Христовой. Св. Мефодий, как известно, был архиепископом Паннонским и Моравским. Будучи посланы на проповедь к Славянам от общей Матери всех церквей Славянских, — церкви восточной православной, Свв. Кирилл и Мефодий действовали в таких землях Славянских, которые в церковно-иерархическом отношении находились под властью пап, и где до их прихода господствовало над обращенными в веру Христову Славянами немецкое духовенство. С великими трудностями сопряжена была церковная деятельность наших Просветителей в земле Моравской, много препятствий, много гонений пришлось вытерпеть нашим Просветителям, особенно от местного духовенства. И сами Римские первосвященники, не могшие, по своим корыстным расчетам, прямо препятствовать строго-законной, высокой деятельности Славянских Первоучителей, относились к ней двусмысленно-покровительственно и часто внимали тем клеветам, которые возводили на православных Учителей наших местные церковные деятели. Но при всех неблагоприятных обстоятельствах для организации среди Славян православной церкви, Кирилл и Мефодий строго держались начал Православия, не делая никаких уступок Латинскому Западу не только в сфере вероисповедной, но и в сфере обрядовой, богослужебной, не только притязаниям местного духовенства, но и велениям самих пап. И до тех пор, доколе живы были святые братья — до самой блаженной кончины Св. Мефодия, во всех землях Славянских, где они проповедывали, Православие стояло нерушимо, у Славян была церковь православная. После смерти Св. Мефодия судьба православной церкви в землях Славянских, подчиненных Западу, как известно, изменилась. Промыслу угодно было сохранить чистым и неповрежденным ковчег православия, насажденного Славянскими Первоучителями, только у Болгар и Сербов. Итак святые Просветители Славян суть Отцы и первые Организаторы православной церкви Славянской, — и для нас, православных, настоящее Славянское торжество, посему, сугубое торжество, ибо мы принадлежим к той церкви, ради которой так много подъяли на себя трудов и болезней наши Первоучители — даже до уз темничных. Основание среди Славян православной церкви и существования ее доселе имеет и будет иметь великое историческое значение. Были в истории латинской церкви моменты, когда родные нам по крови и языку племена Славянские, но отторгнутые от православия, лучшие сыны Славянства на Западе, обращали свои взоры к православному востоку, вспоминали свое духовное родство с Славянами православными. Таков, напр., имела характер деятельность Иоанна Гусса. Будем верить и надеяться, что, по устроению Промысла Божия и в будущем — далеком, или близком — это в воле Божией, наступят времена, когда православная Славянская церковь совершит великую миссию и подаст руку помощи нашим родным по крови и языку братьям, когда они вспомнят общую Мать всех времен и народов-церковь Вселенскую. Совершая праздник Веры и Церкви, Славянский мир вместе с тем празднует ныне и тысячелетнюю эпоху своего просвещения. И это благо даровано нам Богом чрез наших Первоучителей. Первая, величайшая заслуга наших Просветителей по отношению к просвещению состоит в том, что они дали нам то, без чего немыслимо, невозможно никакое движение по пути просвещения — дали нам грамотность, письменность, изобрели Славянскую азбуку. Если бы заслуга их в истории просвещения ограничилась только изобретением грамотности, письменности, азбуки, то и тогда их нужно было бы причислить к величайшим, гениальнейшим людям в истории культуры народной, и тогда мы должны были считать их величайшими благодетелями Славян, но их заслуги в этом отношении не измеримо выше: изобретши письменность, они вместе с тем сделали опыт и самого высокого приложения ее, переведши на язык Славянский священное Писание и богослужебные книги Православной церкви. Трудно представить и оценить с одной стороны трудность сего подвига свв. Первоучителей, а с другой те следствия, какие он должен был произвести в истории духовного развития и просвещения Славян. Читая свящ. Писание, слушая священные песни в храме Божием, Славяне сразу входили в глубочайшую область ведения — в область Богопознания, сразу знакомились с глубочайшими оттенками мысли и теми художественными формами родного слова, на которое переведено Слово Божие. Все это должно было будить мысль, развивать охоту к учению книжному и дать серьезное направление самому просвещению. И действительно мы видим, что любовь к книжному чтению, стремление к усвоению того, что писано было великими Отцами и Светилами церкви (переводная письменность) тотчас же появляется у Славян, а за тем расцветает и самостоятельная письменность. Так — спустя немного времени после распространения христианства в Болгарии — там уровень просвещения поднимается так высоко, что появляется богатая литература переводная и самостоятельная — и это в ту пору, когда на Западе Европы царил густой мрак невежества и умственной бедности. Что касается до состояния просвещения в землях Славянских в новое время, то конечно справедливость требует сказать, что у других Европейских народов уровень просвещения выше, чем у Славян , но мы должны благодарить Бога и за то, что есть у Славян в этом отношении на лицо, если вспомним, сколько пришлось и приходится Славянам терпеть гонений от своих поработителей на все родное, живое, самостоятельное и как тяжела была политическая судьба до нового времени всех Славян и как она тяжела для некоторых племен и доселе. При всех, однако неблагоприятных обстоятельствах, были и есть у Славян и школы и литература
и авторитетные ученые, а что всего важнее — есть дорогая святыни — это чувство народности, самобытности, которая сохраняет от слепого подражания Западу и бережет те заветные начала, которые положены в основу нашей жизни святыми нашими Наставниками и Первоучителями. Таковы те духовные блага, которые подал Господь миру Славянскому чрез наших Просветителей и Первоучителей — Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия и таково значение их деятельности в нашей Славянской истории. Начало нашего народного и благодатного возрождения, распространение и утверждение христианства, основание церкви Христовой, история просвещения — вот что составляет сущность и содержание настоящего светлого Славянского праздника и особенно светлейшего в тех странах Славянских, где сияет Православие. Светел и ясен праздник Славян везде, где живет наше племя родное, но краше торжеств нет ныне нигде, как в нашей святой, православной Руси. Правда — духовное возрождение всего русского народа, его крещение совершилось спустя уже сто лет после жизни и деятельности свв. Первоучителей Славянских, но за то все наследие, оставленное и завещанное Славянскому миру его Апостолами, перешло к нам во всей своей целости и наше духовное развитие как началось, так и продолжалось под прямым воздействием тех благодатных средств, которыми призваны к жизни и все другие Славянские племена. Та же Славянская грамота Кириллица, тоже св. писание и богослужебные книги на родном языке, та же Православная вера, а вместе с ними тот же дух веры и благочестия, та же любовь к почитанию книжному, та же любовь ко всему церковному, к храмам Божиим, к пастырям церкви, та же любовь ко всему родному и должное опасение к чужому, — все это на первых же порах утвердило в нашем Отечестве тот строй духовной жизни и тот характер нашего народа, который составляет лучшее олицетворение Славянского православного тина. За то и возвеличил Господь православную Россию: среди Славянства — это колосс, это исполин, крепкий как своей внешней мощью, так и своей внутренней силой, — в руке его судьба и остальных Славянских народов. Вот почему настоящий праздник Славянский есть праздник по преимуществу Славино-Российский, и вот его великий, могучий смысл для всякой Русской, православной души!
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1-го мая 1885 года).
Празднества в тысячелетие кончины Первоучителя Славянского св. Мефодия в 1885 г.
1. Празднование дня памяти Св. Мефодия Владимирской Духовной Семинарии 5-6 апреля 1885 г.
2. Празднование тысячелетия кончины св. Мефодия во Владимирском Епархиальном женском Училище 5-6 апреля 1885 г.
3. Чествование памяти первоучителей Славянских свв. Мефодия и Кирилла во Владимирской епархии 6-го и 7-го апреля 1885 года
4. Празднование тысячелетия свв. Мефодию и Кириллу в гор. Муроме 6 и 7 апреля 1885 г.
5. Празднование тысячелетия свв. Мефодию и Кириллу в гор. Вязниках 6 и 7 апреля 1885 г.
6. Речи и стихотворения, произнесенные в церковно-приходских школах, во время празднеств в тысячелетие кончины св. Мефодия 6-го апреля 1885 г.
Чествование памяти первоучителей Славянских свв. Мефодия и Кирилла во Владимирской епархии 6-го и 7-го апреля 1885 года
Еще в феврале месяце Владимирской духовной Консисторией чрез оо. благочинных было объявлено священникам Владимирской епархии распоряжение Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского о том, чтобы они, священники, заблаговременно чрез поучения предупредили прихожан о праздновании 6 апреля 1885 года и, сверх того, чтобы священники тех церквей, при которых имеются церковно-приходские школы, после Божественной литургии в храме, отслужили в школах особые молебствия свв. равноапостольным Мефодию и Кириллу, после же сего рассказали ученикам о жизни, подвигах и заслугах свв. первоучителей Славян, пропели с учениками тропарь и кондак им и, если окажется возможным, то и некоторые стихиры из службы свв. Мефодию и Кириллу. Вместе с тем, хотя распоряжение Св. Синода о праздновании 6 апреля в честь свв. Мефодия и Кирилла и было пропечатано в 14 № «Владимирских Епархиальных Ведомостей» за 1884 г., но в виду особенной важности сего празднования, Владимирская духовная Консистория подтвердила по епархии указами от 11 марта, чтобы празднование в честь свв. первоучителей было исполнено в точности по объявленному распоряжению Св. Синода.
Между тем ко дню торжества Братством св. благоверного Великого Князя Александра Невского в марте месяце было разослано в каждую из 150-ти церковно-приходских школ Владимирской епархии по одному экземпляру изображения свв. Кирилла и Мефодия и службы им, а также по два экземпляра гимна, составленного в честь Славянских апостолов. Вместе с тем было разослано по епархии житие свв. братьев Мефодия и Кирилла, изданное тем же Братством книжками в объеме одного печатного листа, нарочито к 6-му апреля, в количестве 42-х тысяч, из коих 12 тысяч поступили в бесплатную раздачу от Братства в тот день ученикам духовно-учебных заведений и церковно-приходских школ, каждому ученику по книжке, а 30 тысяч взяты были дирекцией Народных Училищ для земских школ.
Независимо от сего из центрального книжного склада Братства было разослано в разные места епархии 25 тысяч экземпляров 184 № Троицкого Листка «Славянские апостолы» для бесплатной раздачи 6 апреля народу в церквах. В том же складе можно было приобретать в церкви иконы свв. первоучителей, заблаговременно выписанные Братством от товарищества Метахромотипии Ракочий и от академика Микешина. Наконец во всех местностях епархии, где существуют публичные чтения, рекомендовано Советом Братства в воскресный день 7 апреля произвести чтения, посвященные памяти свв. Кирилла и Мефодия, для чего во все места, где производятся таковые чтения при помощи волшебного фонаря, были высланы теневые изображения лика свв. первоучителей. В настоящее время из разных концов Владимирской епархии получаются известия о том, что как распоряжение Епархиальной власти, так и предложения Братства, везде были исполнены. Чествование памяти свв. первоучителей в губ. гор. Владимире совершено по особому церемониалу, утвержденному Его Высокопреосвященством. В самый день 6 апреля, по совершении Литургии в своих храмах, с произнесением в честь равноапостолов церковного слова и прочтением воззвания Св. Синода (В Дмитриевском соборе, Знаменской и Николозлатовратской церквах при выходе богомольцев из храма раздавались им бесплатно 184 № Троицкого Листка.), все градское духовенство собралось к 9-ти часам утра в Кафедральный Собор, на обширной площади которого уже стояли массы народа в ожидании предположенного по инициативе и с благословения Высокопреосвященнейшего Архипастыря торжественного шествия из Собора в Богородицкую, что при духовной Семинарии, церковь, за перенесенною туда для сего из актового зала Семинарии большою и превосходно — исполненною иконою свв. Мефодия и Кирилла.
Тихое, теплое, солнечное утро, блестящие хоругви многих церквей, напрестольные, разволоченные кресты обоих Владимирских Соборов, св. иконы в серебряных ризах, светлые облачения священно-церковнослужителей и воспитанников Семинарии, несших хоругви, полный порядок и безмолвие в многочисленных и стройных рядах воспитанников духовной Семинарии, духовного Училища и Гимназии, благоговейно-восторженное и сосредоточенно-молитвенное настроение нескольких тысяч народа…
Из квартиры о. ректора Архипастырь от себя, духовно-учебных заведений и духовенства епархии отправил в С.-Петербургское Славянское Благотворительное Общество поздравительную телеграмму со всеобщим Славянским праздником. Между тем, чтобы упрочить память о торжестве 6 апреля в стенах Семинарии, преподаватели Семинарии, по предложению о. ректора, по подписке собрали сумму до 50 рублей с тем, чтобы на нее куплено было соответственное количество книг для умножения ученической библиотеки; некоторые же из преподавателей сделали пожертвования книгами: главным жертвователем из сих последних был учитель пения — диакон Чижев. который пожертвовал за несколько лет полные и прекрасные экземпляры разных иллюстрированных изданий, а воспитанники, по общей складчине, устроили прекрасную икону св. Кирилла и Мефодия, стоящую вместе с киотом более 50 рублей с тем, чтобы она была поставлена в Богородицкой, что при Семинарии, церкви, Правление же Семинарии приобрело из Александро-невского Братства икону свв. первоучителей издания Ракочий и К0 с тем, чтобы она была поставлена в присутственном зале Правления.
День 6 апреля отличило Семинарское Начальство от обыкновенных дней и обедом для казенных воспитанников, состоявшим из лишних блюд, а радушный Владыка выдал свои деньги на угощение воспитанников после обеда - апельсинами.
6-е апреля останется навсегда памятным и во Владимирском духовном Училище. Торжественный акт, происходивший в тот день в стенах его, оставил неизгладимое впечатление на всех присутствующих. После крестного хода воспитанники собрались в обширнейшее из классных помещений. На возвышении, особо устроенном, заранее был поставлен аналогий с св. иконою Первоучителей. При входе членов Правления и учителей всеми учениками было пропето «Христос воскресе», и хором училищных певчих, состоящих из учителей и учеников Училища, исполнен был греческим распевом тропарь свв. Кириллу и Мефодию. Смотритель Училища, сделав обращение к ученикам, в котором, взяв за основание изречение св. Апостола: «поминайте наставники ваши», выяснил побуждение и смысл торжества 6-го сего апреля в честь свв. Мефодия и Кирилла, а певчие удачно и эффектно исполнили гимн Старорусского. Учитель русского языка г. Лавров изложил жизнь и подвиги свв. Кирилла и Мефодия и значение трудов их для Славян вообще и Русских в частности. Певчие пропели величание святым равноапостолам. Ученик IV класса Невский весьма толково прочитал стихотворение, посвященное памяти Славянских просветителей, а певчие при участии всех учеников пропели кондак им; после чего каждый из учеников Училища получил в подарок от братства по книжке жития чествуемых Святых. Училищные певчие пропели кант «Коль славен наш Господь». Общим пением, всех учеников народного гимна «светися, светися» закончилось скромное торжество свв. Первоучителей словенских. Видимо на детей произвело глубокое впечатление это торжество: во все время акта на лицах их видна была особенная сосредоточенность, нужно было видеть, чтобы вполне понять тот искренний восторг их, когда получили они по книжке и листку гимна в подарок на память о торжестве 6-го апреля; выходя из Училища, ни один из них не скрыл подарков, но все несли их в руках, открыто, как бы на показ всем.
В воскресный день, 7-го апреля происходил акт в женском епархиальном Училище, который удостоил своим посещением Его Высокопреосвященство.
В половине 6 часа пополудни того-же 7 апреля Владыка почтил своим присутствием народное чтение в зале Братской (епархиальной) библиотеки, принявшей на этот раз особенно парадный и торжественный вид: кафедра была убрана красным сукном; изящная праздничная Икона возложена на аналогий на особо устроенном возвышении и украшена большим роскошным венком. После исполнения Архиерейским хором певчих тропаря и гимна свв. первоучителям, преподаватель Семинарии о. Покровский живою речью выяснил значение заслуг свв. Кирилла и Мефодия, прочитал житие их, и для уяснения его в памяти слушателей показал 6 теневых картин, изображающих важнейшие эпизоды из жизни свв. братьев. На чтении присутствовало до 400 лиц и каждому из присутствовавших было предложено от Братства бесплатно по экземпляру Троицкого Листка о «Славянских апостолах».
Чествование памяти первоучителей славянских свв. Мефодия: и Кирилла во Владимирской епархии 6 и 7 апреля 1885 года
В городах Суздале, Шуе и Переславле, в которых существуют духовные Училища, также, как во Владимире и Муроме, в день 6 апреля, по окончании литургии, происходили в училищных помещениях акты, которые везде, начинаясь пасхальным «Христос воскресе» и тропарем свв. первоучителям, состояли из соответствующих торжеству речей и гимнов, раздачи ученикам житии празднуемых Святых, высланного из Братства, пения народного гимна и пасхальной песни: «Светися, светися». Особенною, сравнительно с прочими духовными Училищами, торжественностью отличался праздник 6 апреля в Суздальском духовном Училище, где самый храм посвящен именам свв. первоучителей славянских. Накануне праздника всенощное бдение и в самый праздник литургию в Кирилло-Мефодиевском училищном храме совершил о. архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Досифей с 2-мя иеромонахами и 2-мя священниками — учителями Училища. Хор, состоящий из учителей и учеников, пел весьма стройно и это пение, по сообщению одного крестьянина-очевидца, «невольно располагало душу каждаго к молитве в особенности тогда, когда во время пения за всенощной. «Бог Господ явися, хвалите имя Господне, Величит душа моя, и Слава в вышних Богу» все учащиеся, как по данному сигналу, преклоняли колена и оставались в таком положении до конца каждой из сих песней, как бы давая тем чувствовать всем и каждому, что именно так должно молиться всем православным христианам». На память о торжестве 6 апреля ученики Суздальского Училища, сверх книжек от Братства, получили каждый по одному экземпляру изображения свв. Первоучителей. Ученикам старших классов даны были училищным начальством изображения, изданные славянским благотворительным обществом, а младших — картины, изготовленные в хромолитографии Тиль. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1885 года).
Город Шуя
Чтобы не вдаваться в повторения, мы ограничиваемся вышеизложенными описаниями празднеств 6 апреля по городам и духовно-учебным заведениям Владимирской епархии, так как церемониалы их в общих чертах везде имеют сходство. Как на нечто, выдающееся из ряда обыкновенного, выписываем лишь на сих страницах программу публичного чтения, произведенного 7-го апреля в гор. Шуе, при собрании 2000 лиц из всех классов городского общества. Чтение производилось в военном манеже от 6 до 8 часов вечера.1) Распорядителями был отслужен свв. равноапостольным Кириллу и Мефодию молебен, по окончании которого о. диакон Лебедев провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому. 2) Певчие пропели первую часть концерта: «Приидите новаго винограда рождение». 3) О. протоиереи В. Покровский прочитал житие преподобных Кирилла и Мефодия. 4) Певчие пропели величание равноапостольным славянским Учителям и вторую часть концерта. 5) Огни были погашены. На экране появилось изображение преп. Кирилла и Мефодия, и священник Правдин начал речь о величайших заслугах Преподобных славянскому миру вообще и России в особенности. Во время его речи, применительно к ее содержанию, были показаны картины: 1) Свв. Кирилл и Мефодий. 2) Типы отдаленных наших предков славян-язычников. 3) Первые Русские князья: Рюрик, Синеус и Трувор — тоже язычники. 4) Поклонение Перуну. 5) Снова — свв. Кирилл и Мефодий. 6) По окончании речи певчие превосходно пропели гимн: «Славяне! песнию высокой почтим Апостолов славян»... 7) О. протоиерей Ф. Дунаев, также при загашенных огнях во всем здании и при одной только зажженной свече на кафедре, прочитал статью о крещении Руси. Во время его чтения были показаны картины: 1) Беседа Князя Владимира, еще язычника, с проповедниками новых вер. 2) Низвержение Перуна в Днепр. 3) Крещение народа Русского. 8) Певчие пропели величание Св. Благоверному Князю Владимиру и третью часть концерта. 9) Показана была картина, изображающая Царя Михаила Феодоровича — родоначальника Царствующего Дома Романовых. 10) Певчие пропели концерт: «Господи, силою Твоею возвеселится царь»... 11) Показана была картина, изображающая Царя Алексея Михайловича. 12) Певчие пропели: «Положил еси на главах их венцы»... 13) Показан был портрет Государя Императора Александра Александровича. 14) Певчие пропели гимн: «Боже, Царя храни»... 15) Показана был портрет Государыни Императрицы Марии Феодоровны. 16) Певчие пропели: «Слава на небе солнцу высокому»... 17) Показан был портрет Государя Наследника Николая Александровича. 18) Певчие пропели: «Слава на небе ясному месяцу»... 19) Снова был показан портрет Государя Императора. 20) Певчие пропели: «Славься», после чего в высшей степени довольные проведенным вечером посетители с благодарностью к чтецам и И. А. Посылину, который раздавал, каждому из посетителей чтения жития святых Кирилла и Мефодия, гимн в честь их и изображения их, направились к выходу, иллюминованному с наружной стороны разноцветными фонарями. Чествование памяти свв. Первоучителей Славянских и в сельских приходах отличалось не меньшею торжественностью, чем в городских. Согласно распоряжению Архипастыря, священники еще задолго до 6 апреля начали разъяснять народу смысл и значение имевшего быть в сей день церковного торжества и убеждать своих прихожан к достодолжному чествованию свв. Первоучителей. И нужно отдать должную честь нашим простолюдинам, что они вполне поняли великое значение заслуг свв. Кирилла и Мефодия для отечества нашего и почтили память их усердною молитвою и благочестным празднованием. Везде по селам и деревням оставлены были на сей день работы, во многих местах закрыты были даже фабрики. Храмы Божии 6 апреля во всех сельских приходах были переполнены молящимися; все были в тот день в праздничных одеждах; крестный ход и целодневный звон напоминали всем дни светлого праздника. Недаром многие из сельских священников и начинали слово свое к народу в тот день словами: «присне день светлаго торжества». Везде с благоговейным восторгом и с искренним умилением народ внимал словам своих пастырей, рассказывавших житие и труды свв. Кирилла и Мефодия, подъятые для просвещения единоплеменных нам славян, и немало удивлялся тому, что доселе так мало знал он о сих столь славных и дорогих для всякого православно-русского свв. подвижниках благочестия. Но особенно знаменательно было для народа сие торжество в тех местах, где существуют школы. Акты, произведенные в сих последних, видимо произвели глубокое впечатление на простолюдинов и несомненно благотворно повлияют в будущем на распространение грамотности среди народа. Но если для всех школ, то тем более для церковно-приходских, знаменательно было торжество 6-го апреля, так как свв. Первоучители были вместе и первооснователями школ именно церковных и заведующие церковно-приходскими школами священники вполне поняли и оценили важное значение сего торжества для своих школ.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 15-го июня 1885 года).
Владимирский губернатор Судиенко Осип Михайлович Владимирская епархия
|