Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
19:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Братство святого благоверного великого князя Александра Невского во Владимире

Братство святого благоверного великого князя Александра Невского

14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана Затворника Богоявленское церковное православное братство при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере.

Желание, по возможности, восполнить недостаток познаний веры и благочестия в населении Владимирской губернии, преимущественно же в простолюдинах, и ослабить раскол, имеющий не малое число последователей в разных местностях губернии, побудило многих духовных и светских лиц, живущих в гор. Владимире образовать в 1879 году общество, имеющее целью «споспешествовать» распространению и утверждению здравых понятий об истинах православной веры, правилах благочестия, о церкви, ее священнодействиях и таинствах, о событиях в церковной жизни, и противодействовать расколу.
В виду характера и цели деятельности сего Общества, было признано наиболее удобным придать ему форму Православного Братства, устав которого, подписанный 98-ю духовными и 51-м светскими лицами, был, по сношении с г. Начальником губернии, утвержден Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом (тогда Епископом) Владимирским и Суздальским, 1-го ноября 1879 г., под именем Православного Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, учрежденного при церкви Владимирского архиерейского дома.

Для достижения сказанной цели Братство предположило действовать: а) посредством публичных чтений и устных собеседований, открываемых во Владимире и других местах епархии; б) распространение книг, брошюр и других изданий, по содержанию своему соответствующих целям Братства; в) содействовать к приумножению церковных библиотек; г) предоставлением всем классам общества Владимирского возможности пользоваться епархиальной библиотекой, поступившей в распоряжение Братства и пополняемой на средства его сочинениями, способствующими распространению полезных знаний; д) устройством в разных местах епархии складов книг Св. Писания, богослужебных и духовно-нравственного содержания для распродажи их по возможно дешевым ценам; е) содействовать открытию и содержанию церковно-приходских школ и школ иконописания с иконописными мастерскими.

Скромно выступило Владимирское Православное Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского на поприще своей деятельности. Оно не обольщало себя надеждами на громкую известность и обширную деятельность.
18 ноября 1879 г. в храме архиерейского дома будущие деятели Братства молитвенно испрашивали у Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского пред ракой, хранящей в себе частицу Святых Его мощей, небесного ходатайства перед Богом и мощного покровительства для исполнения благих предназначений своих. Председатель Братства, Высокопреосвященнейший Феогност, Архиепископ Владимирский и Суздальский, перед началом заседания, которое происходило в помещении его, как и во все последующие годы, призвавши благословение Божие на открывавшееся Братство, в глубоко прочувствованной речи своей обратил внимание первее всего на ту силу, которая крепче и сильнее, чем всякая официальная сила, может привязать к Братству и его деятельности членов его. «Эта сила, говорил Архипастырь, есть любовь,- любовь к Господу нашему Творцу, Промыслителю и Спасителю и к чадам Его – нашим братиям по вере и Церкви. Если мы действительно пожелали принадлежать к Братству под влиянием любви к Богу и ближним, если это святое чувство всегда будет живо в нас, то существование Братства и его благотворная деятельность могут считаться обспеченными».
Цель, избранная Братством, одна – по возможности восполнить недостаток религиозно-нравственных познаний населения Владимирской губернии,- но способы достижения предпринимались различные, смотря потому, где какой, по характеру народонаселения, казался пригоднее. Так, в одной местности следовало заботиться об устном собеседовании священников с прихожанами, в другой полезнее представлялись публичные чтения о религиозно-нравственных предметах, иллюстрированных священными изображениями; где заметна была в народе любовь и потребность к собственному чтению – там открывалась библиотека церковно-приходская или учреждался книжный склад; где проявилось стремление к грамотности, там открывалась церковно-приходская школа или школа грамоты. Под влиянием на народ церковно-приходской школы, проявилась в народе любовь к церковному пению,- и вследствие чего открылась потребность в умелых руководителях пением, вызвавшая учреждение при Братстве школы и особо от нее курсов церковного пения.
В местностях, где главный промысел жителей составлял иконописание, пробудилось сознание неумелости изображать лики святых и священные предметы и явилось желание улучшения искусства иконописания. И вот открываются в главнейших центрах иконописания – в слободах Вязниковского уезда Холуе и Мстере школы иконописания.
В приходах зараженных расколом, в следствие учащенных собеседований священников о предметах веры и благочестия, народ пробудился от религиозной спячки, тяготевшей над ним целые века,- пошли речи и толки о вере, открылись споры между православными и раскольниками, ощутилась нужда в дельных и опытных борцах с расколом из мирян,- и вот в 26 местах епархии открываются отделения Братства с специальной деятельностью противодействовать расколу, учреждается при каждом отделении противораскольническая библиотека с книгами единоверческой типографии и новейшими сочинениями против раскола.

В 1879 г. 18-го ноября епархиальная библиотека сдана была в ведение Александро-Невского Братства (См. Библиотека Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского).
В 1885 г. Общество решило открыть при епархиальной библиотеке во Владимире древлехранилище (см. Церковно-историческое древлехранилище Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского) с древними рукописными и старопечатными книгами и другими предметами древности, обличающими старообрядчество .

280 церковно-приходских школ, две школы иконописания, училище церковного пения и при нем курсы такого же пения и чтения, епархиальная библиотека, церковно-историческое древлехранилище, 5 церковно-приходских и 26 противораскольнических библиотек, центральный иконо-книжный склад, делающий годовой отпуск книг продажей на сумму до 15,000 руб. и бесплатной выдачей на сумму свыше 3,000 руб., 120 отделений его в разных местах епархии, повсеместные в селах и городах епархии вне богослужебные собеседования или публичные духовно-нравственные чтения – вот можно сказать живые свидетели деятельности Братства, вот фактические результаты ее.
В 1886 г. член Училищного при Святейшем Синоде Совета В.И. Шемякин, осматривая, по поручению Святейшего Синода, некоторые церковно-приходские школы Владимирской епархии, между прочим, сделал следующий лестный отзыв о Братстве: «Владимирское Александро-Невское Братство, руководимое Высокопреосвященнымъ Феогностомъ, принадлежитъ къ числу замечательныхъ общественныхъ учреждений, какъ по своимъ высоко христианскимъ задачамЪ, такъ и по той энергии и любви, съ какими Братство осуществляетъ намеченныя цели. Высокопреосвященный Феогностъ для учреждений Братства широко открылъ двери Архиерейскаго дома и не жалеетъ собственныхъ средствъ для осуществления целей Братства. Въ архиерейскомъ доме нашли приютъ и училище пения и трехмесячные курсы церковнаго пения и чтения для мало подготовленныхъ причетниковъ, и библиотека и церковно-историческое древлехранилище и, наконецъ, канцелярия и архивъ Братства. Архиерейский домъ во Владимире – настоящая академия. Тутъ же собираетстя советъ Братства подъ руководствомъ Владыки для руководства церковно-приходскими школами, внебогослужебными собеседованиями и народными чтениями во всей епархии. Такихъ результатовъ можно было достичь въ сравнительно короткое время, при энергии и христианской любви къ бедному и непросвещенному народу. Здесь нетъ казенныхъ субсидий, обязательныхъ сборовъ,- все сводится къ безкорыстному труду на пользу общую и добровольнымъ жертвамъ на просвещение населения епархии светомъ учения Христова» (церковн. вед. 22 № 1888 г. стр. 597).
Поощрение всем труженикам Братского дела заключалось в том, что их труды были оценены всеми слоями общества, вызывали повсеместное к ним сочувствие, получали одобрительные отзывы русской прессы как духовной, так и светской, приобрели множество подражателей им во многих других епархиях, и удостоены в 1886 г. благословения Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты.

В 1888 г. Братство решилось представить на суд общественного мнения труды своих деятелей. Оно представило на выставку, устроенную в Москве Обществом поощрения трудолюбия: устав Братства и правила для различных учреждений его, отчеты Братства за все годы деятельности; таблицу статистических сведений развития сей деятельности, карту церковно-приходских школ Владимирской губернии, фотографические снимки некоторых школьных зданий, сочинения, изданные Братством, образцы работ учеников ц. приходских школ, школы иконописи и училища пения. По рассмотрении всего представленного, экспертная комиссия выставки присудила: малую медаль Владимирскому Братству Святого Александра Невского, поощрительный отзыв Ярополческой в гор. Вязниках церковно-приходской школе, благодарные письма училищу пения и школе иконописи. Но всего отраднее для Братства то, что с высоты Царского престола в течение десятилетия неоднократно слышалось слово одобрения деятельности Братства.

В 1883 году государь Император благоизволил в день рождения Своего пожаловать Братству на воспособление его деятельности 3,000 руб. В 1885 году Государю Императору угодно было о деятельности Братства в отношении церковно-приходских школ сделать отзыв «весьма утешительно и достойно подражания». В 1888 году Государь Император благоволил повторить столь лестный отзыв о деятельности Братства в отношении противодействия расколу. В 1886 году Наследник Цесаревич благоволил в день рождения своего пожаловать в пользу Братства 1,000 руб.

В первые годы рельефнее других выдавалась деятельность Братства относительно публичных чтений и устных собеседований, открываемых во Владимире и других местах епархии, потому что сей вид деятельности не требовал от Братства больших денежных расходов и легко прививался ко всем местностям епархии. С течением же времени, при увеличивающихся средствах Братства, оказывалась возможность, обратить особенное внимание на развитие в епархии церковно-приходских школ и на ослабление раскола, существующего во Владимирской епархии. Деятельность в отношении церковно-приходских школ оставляла предмет особенных забот Братства.

Братство Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского (кон. XIX века):
Председатель – Высокопреосвященнейший Сергий, архиеп. Владимирский и Суздальский. Помощник председателя – Преосвященный Платон, епископ Муромский. Секретарь – свящ. Михаил Андреевич Веселовский. Казначей – иером. Владимир. Заведующий библиотекой и древлехранилищем – надв. Сов. Василий Тимофеевич Георгиевский.
Учителя школы при Братстве: церковного пения – кол. рег. Алексей Евграфович Ставровский; по церк. чтению и уставу – иером. Андрей; по церк. чтению – свящ. Скорбященской церкви Павел Васильевич Ильинский; по пчеловодству – диак. Георгиевской церкви Алексей Ефимович Протопопов.
Деятельность Братства Кн. Александра Невского в 1913-м году.

Церковно-приходские школы

Одно из самых действительных средств к распространению в народе здравых понятий об истинах православной веры – это школьное обучение детей, а потому Братство, преследуя свою цель, с первого же 1879 г. обратило свое внимание на распространение грамотности в народе. При сем оно с первых дней было озабочено избранием наиболее целесообразного способа распространения духовно-нравственного образования в народе. Братство старалось разрешить вопрос, что из двух было бы полезнее: открывать ли училища, подобные земским, или такие, в коих преподавание ограничивалось бы только грамотностью и основными понятиями о вере и благочестии. Симпатии Братства были на стороне последних, и Братство приняло под свое покровительство те немногие церковно-приходские школы, которые тогда существовали на средства усердствующих к делу народного просвещения приходских священников и, пользуясь всяким удобным случаем, старалось склонить крестьян к открытию новых таких школ. Старания Братства с самых первых пор имели в большей части случаев успех, благодаря теплому сочувствию к делу со стороны духовенства. Не имея возможности платить жалованье учителям, Братство ограничивало свою помощь школам снабжением их классной мебелью и учебными принадлежностями, присоединяя к сему в необходимых случаях некоторое единовременное пособие и на другие надобности школ, как-то: на приспособление здания, отводимого под школу, ремонт его, отопление и т.п.
Вследствие воздействия Братства на духовенство и народ церковно-приходские школы начали быстро распространяться во Владимирской епархии.
За первые 4 года деятельности Братства их открыто было уже 50. Тогда Братство увидело, что и при незначительной помощи, которую оно начало оказывать школам, примерно по 50 руб. на каждую школу.
Между тем, число обращавшихся к Братству с просьбой помочь открытию новых школ все увеличивалось, а вместе с тем все более и более обременялся бюджет Братства. В 1783 г. Братство израсходовало на школы 3,370 руб. 76 коп., при существовании только 50 церковно-приходских школ в епархии. По сему Братству приходилось или ограничить свою деятельность по распространению народного образования, или принять иную для того систему. Для лучшего решения вопроса о народном образовании Братству было необходимо, по возможности, уяснить себе тогдашнее положение народной школы во Владимирской губернии.
Первое, что обратило на себя внимание, когда Братство приступило к сему делу, это с одной стороны – стремление народа обучать детей, а с другой – бессилие школы предоставить всем желающим обучаться возможность пользоваться ею: масса детей оставалась вне школы. По собранным статистическим сведениям оказалось, что во Владимирской губернии в 1882 г. на 1,183,978 душ обоего пола и всех возрастов сельского населения имелось 399 земских школ, в коих средним числом обучалось по 46,98 ученика, что составит лишь 10,60% детей школьного возраста. При этом на каждую школу приходилось по 2,967 жителей, из сего числа училось всего 1,48%.
Весьма естественно, что при таких условиях в школах могло обучаться только ничтожное количество детей, а если желать, чтобы просвещение распространялось между простолюдинами, то необходимо было принять какие-либо особые меры.
Во время рассуждений Братства о этих мерах, выяснилось, что сами крестьяне уже ранее сего устраивали себе выход из затруднительного положения вследствие недостатка официальных школ. Требование крестьян в отношении образования их детей не велико: им желательно, чтобы дети научились только читать и писать, и вот они отдают их на выучку всем, кто согласен принять на себя это дело. Учит детей духовенство, преимущественно низшее, учат их солдаты, мещане, старухи-начетчицы и тому подобные не корыстные грамотники. Крестьяне охотно платят за ученье, и только требуют, чтобы детей их обучали не гражданской только грамоте, но главное – церковной.
Братством Святого Александра Невского были затребованы от всех волостных правлений сведения о существующих в губернии подобных школах. К сожалению, эти сведения получены не от всех волостных правлений. Всего было получено данных о 228 частных школах грамоты, в коих обучавшихся было 2,252 человека, учителей 189 и учительниц 39.
Вследствие сего, в общем собрании Братства 23-го октября 1883 года, постановлено: в видах распространения и упорядочения народного образования прийти на помощь школам грамоты с такими условиями, чтобы они подчинялись надзору и руководству приходских священников и соблюдали правила, выработанные Братством дляорганизации их.
При сем Братство постановило: лучшие школы грамоты с течением времени обращать в церковно-приходские. Исполняя постановление Братства, Совет его нашел возможным оказать только в одном 1883 году материальную помощь 73 школам грамоты.
Но в августе месяце 1884 года пронеслось по всей России державное слово возлюбленного Монарха: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойнымъ своего высокаго призвания въ важномъ деле народнаго образования». И вот заветная мысль Братства об учреждении и умножении церковно-приходских школ стала быстро осуществляться. Духовенство воодушевилось и оказало особенную ревность к воспитанию и обучению детей своих прихожан в страхе Божием, в послушании Св. Вере и Церкви и преданности Царю и Отечеству.
Школы грамоты, в особенности те, которые содержались духовенством, начали быстро переходить в разряд церковно-приходских. Высокопреосвященнейшим Архипастырем Владимирским дано наставление священникам, как они должны достигать того нравственно-религиозного направления, которое должно быть присуще каждой церковно-приходской школе и школе грамоты (Влад. Епарх. Вед. № 7, 1884 г.), а Совет Братства, которому предоставлены Его Высокопреосвященством права Епархиального Училищного Совета, выработал правила для наблюдателей за церковно-приходскими школами Владимирской епархии и правила организации школ грамоты (отч. Бр. За 1883-84 гг.). Программой обучения в церковно-приходских школах до издания новых программ от Святейшего Синода временно была программа, изложенная в записке об образцовых школах при духовных семинариях.
В 1885 году считалось церковно-приходских школ на попечении Братства уже 138.
Братство вело дело развития народного образования в епархии с непоколебимой настойчивостью и твердостью, всячески поощряя умножение церковно-приходских школ и помогая самостоятельному существованию как школ грамоты, так и переходу их в разряд церковно-приходских.
Имея ввиду недостаточно подготовленный к делу учительства контингент учителей школ грамоты, Братство еще в 1883 году сделало опыт приготовления учеников церковно-приходской школы села Лыкова Владимирского уезда в учителей школ грамоты. Опыт оказался удачным и в 1884 году уже некоторые мальчики Лыковской церковно-приходской школы с успехом занимались учительством в школах грамоты. С течением времени ощутилась нужда не только в учителях школ грамоты, но и в дешевых и надежных помощниках священникам-учителям церковно-приходских школ.
С этой целью учреждены Его Высокопреосвященством в 1885 году две двухклассные церковно-приходские школы в гг. Вязниках и Иваново-Вознесенске с наименованием их образцовыми и Кирилло-Мефодиевскими, в память торжества 1000-ти-летия со дня кончины Св. Мефодия, совершившегося в тот год. Для сих школ Святейший Синод, по ходатайству Его Высокопреосвященсвта в 1885-1886 и 1886-1887 учебных годах отпускал на жалованье законоучителям и учителям по 900 руб., а в 1887-1888 и 1888-1889 уч. годах по 1,100 руб.
Братство всегда встречало среди населения Владимирской епархии полное сочувствие к церковно-приходским школам. В доказательство того Совет Братства ежегодно приводил в своих отчетах многие факты. Так, за 4 года (с 1885 по 1889 гг.) перечислено в них 58 церковно-приходских школ, открытие которых вызвано было особенным сочувственным отношением к этому типу школ со стороны целых обществ и частных лиц, жертвовавших на них от 100 до 13,000 руб. Последнее пожертвование сделано было Московским купцом Я.В. Шиловым, на учрежденную им в гор. Покрове церковно-приходскую школу.
В отчете Братства за 1884-1885 гг. сказано, что из 165 церковно-приходских школ, существовавших тогда, только 38 имели особо устроенные для них здания, прочие же помещались в наемных помещениях, церковных сторожках и более половины (90 школ) в домах, принадлежащих членам церковного причта; в 1885-1886 гг. из 200 церковно-приходских школ уже 65 имели собственные помещения и только 80 помещались в домах причта. В следующем 1886-1887 гг. число всех церковно-приходских школ возросло до 240, а число собственных школьных зданий увеличилось до 97; затем в 1887-1888 гг. было 258 школ и особых помещений для них 112. К 1890 г. имелось во Владимирской епархии уже 280 школ церковно-приходских и в собственных зданиях помещается 137 школ, или почти половина всего числа школ.
Из чего видно, что церковно-приходские школы Владимирской епархии год от года развиваясь, год от года приобретая большую известность среди народа, более и более снискивая его любовь и сочувствие, также год от года менее и менее начинают терпеть затруднений относительно помещений. Столь прочное и устойчивое положение церковно-приходских школ во Владимирской епархии всецело зависело от существования в ней Братства Князя Александра Невского.
Правила, Высочайше утвержденные 13-го июня 1884 года, нашли церковно-приходские школы во Владимирской епархии уже существовавшими и находившимися под надежной опекой Братства, от него получавшими материальную помощь и нравственную поддержку. От того так просто и легко последовало их размножение, вновь открываемые церковно-приходские школы находили во Владимирской епархии все готовое для своего существования. Открывалась школа, не было у ней классной мебели, отопления, помещения, учебников, вознаграждения за труд обучающим, Братство всегда приходило во всем на помощь такой школе. Сумма, израсходованная Братством за 10 лет на церковно-приходские школы, красноречивее всяких слов доказывает то.
С 1885 г. Братство располагало суммами, поступавшими в кассу его специально на содержание церковно-приходских школ. Таковой суммы получено Братством за 5 лет официального существования церковно-приходских школ 42,264 руб. 86 коп. Но расходы на церковно-приходские школы за 10 лет деньгами и книгами равняются почтенной сумме 56,027 руб. 69 коп., следовательно 13,762 руб. 83 коп. за 10 лет израсходовано Братством из собственных средств, что составит средним числом расхода на каждый год по 1,376 руб. 28 коп. Заслуга Братства для народного образования еще более увеличится, если примем во внимание, что суммы, поступившие на церковно-приходские школы всецело расходовались без остатка на содержание их одних: Братство употребляло свои особые средства на рассылку в церковно-приходские школы и учебников с принадлежностями и сумм на вознаграждение учащих и содержание школ, равно приняло на себя и расходы по администрации. Из канцелярии Братства выпускалось ежегодно свыше 2,000 исходящих бумаг, было отправлено посылок почтой и по железной дороге с книгами весом ежегодно более 500 пуд. Вознаграждение служащим в Братстве, почтовые и железно-дорожные расходы, укупорочные предметы – все это Братством принято на свой счет. Расход на эти предметы составлял за 10 лет 9,784 руб. 96 коп. и большая половина его произведена была на церковно-приходские школы. Словом Братство в течение 10 лет употребляло всякое содействие к возможному благоустройству церковно-приходских школ.
К 1890 году положение церковно-приходских школ Владимирской епархии представлялось в следующем виде. В нарочито устроенных для них домах помещаются – 137, в церковных зданиях – 36 и в домах принадлежащих обучающим в школах священникам, диаконам и псаломщикам – 72. Средства для отопления церковно-приходские школы в большинстве случаев получали от церкви, при которой существуют. Или от попечителей.
Статистические сведения о составе обучающих в церковно-приходских школах имеются в Совете Братства следующие: в 262 школах законоучителями состояли священники, в 3 школах преподавали Закон Божий местные диаконы и в 15 школах – окончившие курс семинарии. В 150 школах и учителями состояли сами священники. На время их отлучек в классное время для требоисправления, или по служебным и каким-либо домашним обстоятельствам, заменяли их в школе жены и дочери священников, или прочие члены причта, или окончившие курс учения в земских и церковно-приходских школах ученики. Некоторые из этих лиц даже официально утверждены в должности помощников учителей. Ежедневно помогали священникам в деле обучения детей, вследствие особого разрешения совета Братства: 9 священнических жен; 21 священнических и диаконских дочерей, 21 псаломщик, 2 – из окончивших курс духовной семинарии, 6 – из воспитанников сей семинарии и духовного училища и 21 крестьянских сына из успешно окончивших обучение в одно-классной народной или церковно-приходской школе и 3 – в двух-классной церковно-приходской школе. Учителями состояли: 56 штатных диаконов, 55 окончивших курс духовной семинарии, 4 имеющие звание народного учителя и 32 учительницы из девиц, окончивших курс в женском епархиальном училище и светских прогимназиях. Всех же трудящихся в деле обучения детей в церковно-приходских школах состояли 487 лиц. Попечители состояли при 91 школе.
В двух-классных церковно-приходских школах Иваново-Вознесенской и Вязниковской – законоучители получали в год по 150 руб., учители первого класса – по 200 руб. и учители второго класса по 300 руб. На жалованье обучающим в сих школах ассигновалось Святейшим Синодом 1,100 руб. и добавлялось ежегодно 200 руб. из общих сумм Братства. От Святейшего Синода же каждый год ассигновалось 100 руб. на вознаграждение законоучителю и 250 руб. учителю Григорьевской, Меленковского уезда, одно-классной церковно-приходской школы. Эти 350 руб. высылались в Меленковское уездное казначейство и в состав сумм Братства не входили. В прочих же церковно-приходских школах как разнообразны источники вознаграждений, так еще более разнообразен размер оных. Вознаграждения обучающим шли от Братства, от местных церквей, от попечителей школ, от прихожан и родителей обучающихся. В 34 школах, в которых состояли особые, не из числа членов причта, учителя и учительницы, ассигновано определенное жалованье за труды обучения в размере от 60 до 300 руб. в год.
В остальных же школах определенного годового оклада обучающие не получали. Сих последних лиц вознаграждал Совет Братства возможными для него денежными выдачами, в размере смотря по успеху занятий их, засвидетельствованному наблюдателем, а также и по числу учеников и продолжительности учебного времени, от 10 до 40 руб. в год. На сей предмет за 1888-1889 уч. г. из сумм Братства израсходовано 5,660 руб. 60 коп. Получили денежное вознаграждение 178 священников, 42 диакона, 50 учителей и учительниц, 76 помощников и помощниц учителей, 5 учителей школ грамоты и 17 наблюдателей, не состоящих в числе учащих в школах.

Все церковно-приходские школы Владимирской епархии снабжались учебниками и учебными принадлежностями бесплатно от Братства. Весьма редкий день в с 1885 г. иконно-книжный центральный склад Братства не был занят отправкой в какую-либо школу учебников или учебных принадлежностей. Их в течение одного 1888-1889 уч. г. отправлено Братством на 4,611 руб. 76 коп. В 1889 г. при 57 церковно-приходских школах существовали библиотеки с книгами для внеклассного чтения.
При самом открытии школ было обращаемо Его Высокопреосвященством внимание на то, имеется ли в школе достаточная для известного количества учеников классная мебель, и если на местные средства таковая не могла быть заготовлена, то выдавалось от Братства заведующему школой от 10 до 20 руб. на устройство ее. По изготовлении мебели на Братский счет, заведующие школами представляли в Совет Братства отчет в израсходовании на сей предмет суммы, с расписками получателей. Таковых выдач за 1889 год Братство сделало на 240 руб.
Всех же расходов на церковно-приходские школы Владимирской епархии в течение 1888-1889 уч. года произведено Братством и через Братство 13,535 руб. 6 коп.

Учащихся в 280 церковно-приходских школах Владимирской епархии в 1889 г. состояло 8,159 человек, из которых мальчиков 6,952 и девочек 1,207. Получили свидетельство на льготу IV разряда по отправлению воинской повинности с 1886 по 1889 гг. 1,279 учеников, окончивших курс в церковно-приходских школах, а 137 ученицам выданы свидетельства об окончании курса.

Согласно параграфу 7 Высочайше утвержденных правил о церковно-приходских школах, в 1889 г. при Ковровской железнодорожной двух-классной церковно-приходской школе учреждены уроки черчения, при Мстерской одно-классной открыта школа иконописи, при Арефинской – открыты курсы для ознакомления учеников с историей обличения раскола, при женских школах – во Владимирском женском монастыре и Вязниковской при Троицкой церкви существовали классы рукоделия, а также при Предтеченской гор. Владимира церкви.

В память чудесного сохранения драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшего Семейства 17-го октября 1888 года двое из самых усерднейших радетелей о церковно-приходских школах Владимирской епархии, Московские купцы Я.В. Шилов и В.Н. Дедюхин, оба уроженцы Владимирской губернии, построили прекрасные здания при церковно-приходских школах, первый в Покрове – каменный двух-этажный дом стоимостью до 7,000 руб., для ремесленной столярной школы, а второй в Вязниках – полукаменный тоже двух-этажный поместительный дом, стоимостью свыше 5,000 руб. В этом последнем доме в дни учебных занятий жили и питались дети, приходящие в местную церковно-приходскую школу из деревень – сироты и дети бедных родителей бесплатно, состоятельные же с умеренной платой, а в воскресные и праздничные дни верхний этаж дома служил местом публичных духовно-нравственных чтений, иллюстрированных теневыми картинками. В память того же великого события купец Н.А. Ганшин устроил в гор. Юрьеве при Вознесенской церкви для церковно-приходской школы дом, стоимостью свыше 2,000 руб.; на содержание церковно-приходской в гор. Шуе школы, открытой также в память события 17-го октября, купеческая жена С.А. Сорокина внесла капитал в 3,000 руб.

Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского учредило училище пения в 1883 году во Владимире, при архиерейском доме.
См. Училище церковного пения в губернском Владимире.

Рассматривая относительное достоинство иконописных произведений мастеров Палеха, Холуя и Мстеры, Александро-Невское Братство нашло, что иконопись всего ниже стоит в Мстере – и Совет Братства счел нужным прежде всего открыть иконописную школу в Мстере. В этих видах Совет Братства в 1879 году обратился к Мстерскому обществу с предложением открыть рисовальные классы при Мстерской народной школе, но Мстерские иконописцы, опасаясь чтобы ученики школы – будущие мастера – не подорвали их промысла, решительно отклонили это благое предложение Братства. тогда Совет Братства решил учредить в начале рисовальные классы, а затем и школу иконописи в Холуе, ассигновав на содержание ее из средств Братства 250 руб. См. Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере.

Историческая записка о деятельности Братства за десятилетний период его существования (1879-1889 гг.). Владимир – 1889 г.
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Внебогослужебные собеседования
Публичные духовно-нравственные чтения
Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 год.
Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913—1914 года.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества открыт 24 мая 1870 года.
Женская воскресная школа в губернском г. Владимире (с 1893 г.).
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Владимиро-Суздальская епархия

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (06.01.2016)
Просмотров: 413 | Теги: Владимир, Братство, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика