Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
20:05
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Братство святого благоверного великого князя Александра Невского во Владимире

Братство святого благоверного великого князя Александра Невского

Православные русские братства в их прошлом
14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана Затворника Богоявленское церковное православное братство при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере.

Желание, по возможности, восполнить недостаток познаний веры и благочестия в населении Владимирской губернии, преимущественно же в простолюдинах, и ослабить раскол, имеющий не малое число последователей в разных местностях губернии, побудило многих духовных и светских лиц, живущих в гор. Владимире образовать в 1879 году общество, имеющее целью «споспешествовать» распространению и утверждению здравых понятий об истинах православной веры, правилах благочестия, о церкви, ее священнодействиях и таинствах, о событиях в церковной жизни, и противодействовать расколу.
В виду характера и цели деятельности сего Общества, было признано наиболее удобным придать ему форму Православного Братства, устав которого, подписанный 98-ю духовными и 51-м светскими лицами, был, по сношении с г. Начальником губернии, утвержден Высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом (тогда Епископом) Владимирским и Суздальским, 1-го ноября 1879 г., под именем Православного Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, учрежденного при церкви Владимирского архиерейского дома.
Для достижения сказанной цели Братство предположило действовать: а) посредством публичных чтений и устных собеседований, открываемых во Владимире и других местах епархии; б) распространение книг, брошюр и других изданий, по содержанию своему соответствующих целям Братства; в) содействовать к приумножению церковных библиотек; г) предоставлением всем классам общества Владимирского возможности пользоваться епархиальной библиотекой, поступившей в распоряжение Братства и пополняемой на средства его сочинениями, способствующими распространению полезных знаний; д) устройством в разных местах епархии складов книг Св. Писания, богослужебных и духовно-нравственного содержания для распродажи их по возможно дешевым ценам; е) содействовать открытию и содержанию церковно-приходских школ и школ иконописания с иконописными мастерскими.

В Воскресенье, 18 (30) ноября 1879 года, совершилось открытие, в городе Владимире, при Рождественском монастыре, православного братства святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. В означенный день Его Преосвященством, Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским совершена была Божественная Литургия, а после нее, при участии Преосвященного Викария и вместе с старейшим духовенством — молебствие св. Александру Невскому, при котором были многие из членов братства и на котором, сверх обычных многолетствований, возглашено было многолетие братству св. Александра Невского. По окончании священно-служения, по разосланным от Председателя братства повесткам, в помещение Его Преосвященства собрались члены братства, в том числе г. Начальник губернии Каммергер Двора Е. И. Величества И.М. Судиенко и другие губернские власти. Собрание было открыто Преосвященнейшим Феогностом молитвою.
По пропетии архиерейскими певчими молитвы Святому Духу и тропаря св. Александру Невскому, Преосвященнейший Владыка Феогност обратился к собранию с следующею краткою речью: «Призывая благословение Божие на открывающееся ныне братство и на предстоящую его деятельность, не могу не выразить искренней радости о том, что учреждение братства встретило в нашем обществе сочувствие, и что в значительном числе явились лица, пожелавшие принадлежать к братству и участвовать в его деятельности.
Принадлежать к братству зависит от свободного желания каждого. Участие в деятельности его не составляет обязанности, подобной обязанностям, возлагаемым на нас нашим званием и состоянием. Но есть сила, которая еще крепче и сильнее может привязать нас к братству и его деятельности, нежели какая-либо обязанность. Эта сила — любовь к Господу, — нашему Творцу, Промыслителю и Спасителю, и к его чадам — нашим братиям о Господе, по вере и по церкви. Во все времена были люди, пламенеющие истинною любовью к Богу и ближним, и во все времена мы видим в них одно и тоже явление: они не жалеют ни времени, ни сил, ни средств для славы Божией и для блага ближних.
Пожелав принадлежат к братству, главная цель которого состоит в распространении истинно-христианского просвещения в народе, мы приняли на себя одно из самых высоких дел христианского милосердия, — дел любви к Богу и ближнему.
И, если мы все действительно пожелали принадлежать к братству под влиянием любви к Богу и ближним, если это святое чувство всегда будет живо в нас; то существование братства и благотворная деятельность его могут считаться обеспеченными. Наше братство будет прочно и крепко, как соединяемое и укрепляемое самым твердым союзом любви к Богу и ближним. Святая любовь членов братства к Богу и ближним всегда найдет и время, и силы, и средства к осуществлению целей братства, клонящихся к славе Божией и к благу наших собратий о Господе.
Господь наш Иисус Христос, Который есть любовь бесконечная и совершеннейшая, и Который не стыдится братиею нарицати нас, да будет всегда посреде нас, благословляя наши благия начинания, предприятия и дела!
Под осенением благословения Божия да послужит деятельность нашего братства ко благу святой Церкви, которая, но заповеди своего Основателя и Главы, постоянно старается разгонять тьму суеверий и заблуждений и распространять свет истинной веры, и к благосостоянию отечества нашего, в котором, если когда, то особенно в наше время необходимо распространение истинного, здравого просвещения».
Цель, избранная Братством, одна – по возможности восполнить недостаток религиозно-нравственных познаний населения Владимирской губернии,- но способы достижения предпринимались различные, смотря потому, где какой, по характеру народонаселения, казался пригоднее. Так, в одной местности следовало заботиться об устном собеседовании священников с прихожанами, в другой полезнее представлялись публичные чтения о религиозно-нравственных предметах, иллюстрированных священными изображениями; где заметна была в народе любовь и потребность к собственному чтению – там открывалась библиотека церковно-приходская или учреждался книжный склад; где проявилось стремление к грамотности, там открывалась церковно-приходская школа или школа грамоты. Под влиянием на народ церковно-приходской школы, проявилась в народе любовь к церковному пению,- и вследствие чего открылась потребность в умелых руководителях пением, вызвавшая учреждение при Братстве школы и особо от нее курсов церковного пения.
В местностях, где главный промысел жителей составлял иконописание, пробудилось сознание неумелости изображать лики святых и священные предметы и явилось желание улучшения искусства иконописания. И вот открываются в главнейших центрах иконописания – в слободах Вязниковского уезда Холуе и Мстере школы иконописания.
В приходах зараженных расколом, в следствие учащенных собеседований священников о предметах веры и благочестия, народ пробудился от религиозной спячки, тяготевшей над ним целые века,- пошли речи и толки о вере, открылись споры между православными и раскольниками, ощутилась нужда в дельных и опытных борцах с расколом из мирян,- и вот в 26 местах епархии открываются отделения Братства с специальной деятельностью противодействовать расколу, учреждается при каждом отделении противораскольническая библиотека с книгами единоверческой типографии и новейшими сочинениями против раскола.

В 1879 г. 18-го ноября епархиальная библиотека сдана была в ведение Александро-Невского Братства (См. Библиотека Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского).
Годичный праздник Владимирского братства св. Князя Александра Невского (1880)

Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского учредило училище пения в 1883 году во Владимире, при архиерейском доме. «Учителя школы при Братстве: церковного пения – кол. рег. Алексей Евграфович Ставровский; по церк. чтению и уставу – иером. Андрей; по церк. чтению – свящ. Скорбященской церкви Павел Васильевич Ильинский; по пчеловодству – диак. Георгиевской церкви Алексей Ефимович Протопопов» (Список лиц, служащих во Владимирской губернии. 1899).
См. Училище церковного пения в губернском Владимире.

Рассматривая относительное достоинство иконописных произведений мастеров Палеха, Холуя и Мстёры, Александро-Невское Братство нашло, что иконопись всего ниже стоит в Мстёре – и Совет Братства счел нужным прежде всего открыть иконописную школу в сл. Мстёре. В этих видах Совет Братства в 1879 году обратился к Мстёрскому обществу с предложением открыть рисовальные классы при Мстёрской народной школе, но Мстёрские иконописцы, опасаясь чтобы ученики школы – будущие мастера – не подорвали их промысла, решительно отклонили это благое предложение Братства, тогда Совет Братства решил учредить в начале рисовальные классы, а затем и школу иконописи в Холуе, ассигновав на содержание ее из средств Братства 250 руб. См. Школы иконописи в сл. Холуе и Мстёре.
Историческая записка о деятельности Братства за десятилетний период его существования (1879-1889 гг.). Владимир – 1889 г.

В 1885 г. Общество решило открыть при епархиальной библиотеке во Владимире древлехранилище (см. Церковно-историческое древлехранилище Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского) с древними рукописными и старопечатными книгами и другими предметами древности, обличающими старообрядчество.

280 церковно-приходских школ, две школы иконописания, училище церковного пения и при нем курсы такого же пения и чтения, епархиальная библиотека, церковно-историческое древлехранилище, 5 церковно-приходских и 26 противораскольнических библиотек, центральный иконо-книжный склад, делающий годовой отпуск книг продажей на сумму до 15,000 руб. и бесплатной выдачей на сумму свыше 3,000 руб., 120 отделений его в разных местах епархии, повсеместные в селах и городах епархии вне богослужебные собеседования или публичные духовно-нравственные чтения – вот можно сказать живые свидетели деятельности Братства, вот фактические результаты ее.
В 1886 г. член Училищного при Святейшем Синоде Совета В.И. Шемякин, осматривая, по поручению Святейшего Синода, некоторые церковно-приходские школы Владимирской епархии, между прочим, сделал следующий лестный отзыв о Братстве: «Владимирское Александро-Невское Братство, руководимое Высокопреосвященнымъ Феогностомъ, принадлежитъ къ числу замечательныхъ общественныхъ учреждений, какъ по своимъ высоко христианскимъ задачамЪ, такъ и по той энергии и любви, съ какими Братство осуществляетъ намеченныя цели. Высокопреосвященный Феогностъ для учреждений Братства широко открылъ двери Архиерейскаго дома и не жалеетъ собственныхъ средствъ для осуществления целей Братства. Въ архиерейскомъ доме нашли приютъ и училище пения и трехмесячные курсы церковнаго пения и чтения для мало подготовленныхъ причетниковъ, и библиотека и церковно-историческое древлехранилище и, наконецъ, канцелярия и архивъ Братства. Архиерейский домъ во Владимире – настоящая академия. Тутъ же собираетстя советъ Братства подъ руководствомъ Владыки для руководства церковно-приходскими школами, внебогослужебными собеседованиями и народными чтениями во всей епархии. Такихъ результатовъ можно было достичь въ сравнительно короткое время, при энергии и христианской любви къ бедному и непросвещенному народу. Здесь нетъ казенныхъ субсидий, обязательныхъ сборовъ,- все сводится къ безкорыстному труду на пользу общую и добровольнымъ жертвамъ на просвещение населения епархии светомъ учения Христова» (церковн. вед. 22 № 1888 г. стр. 597).
Поощрение всем труженикам Братского дела заключалось в том, что их труды были оценены всеми слоями общества, вызывали повсеместное к ним сочувствие, получали одобрительные отзывы русской прессы как духовной, так и светской, приобрели множество подражателей им во многих других епархиях, и удостоены в 1886 г. благословения Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты.

В 1888 г. Братство решилось представить на суд общественного мнения труды своих деятелей. Оно представило на выставку, устроенную в Москве Обществом поощрения трудолюбия: устав Братства и правила для различных учреждений его, отчеты Братства за все годы деятельности; таблицу статистических сведений развития сей деятельности, карту церковно-приходских школ Владимирской губернии, фотографические снимки некоторых школьных зданий, сочинения, изданные Братством, образцы работ учеников ц. приходских школ, школы иконописи и училища пения. По рассмотрении всего представленного, экспертная комиссия выставки присудила: малую медаль Владимирскому Братству Святого Александра Невского, поощрительный отзыв Ярополческой в гор. Вязниках церковно-приходской школе, благодарные письма училищу пения и школе иконописи. Но всего отраднее для Братства то, что с высоты Царского престола в течение десятилетия неоднократно слышалось слово одобрения деятельности Братства.

В 1883 году государь Император благоизволил в день рождения Своего пожаловать Братству на воспособление его деятельности 3,000 руб. В 1885 году Государю Императору угодно было о деятельности Братства в отношении церковно-приходских школ сделать отзыв «весьма утешительно и достойно подражания». В 1888 году Государь Император благоволил повторить столь лестный отзыв о деятельности Братства в отношении противодействия расколу. В 1886 году Наследник Цесаревич благоволил в день рождения своего пожаловать в пользу Братства 1,000 руб.

В первые годы рельефнее других выдавалась деятельность Братства относительно публичных чтений и устных собеседований, открываемых во Владимире и других местах епархии, потому что сей вид деятельности не требовал от Братства больших денежных расходов и легко прививался ко всем местностям епархии. С течением же времени, при увеличивающихся средствах Братства, оказывалась возможность, обратить особенное внимание на развитие в епархии церковно-приходских школ и на ослабление раскола, существующего во Владимирской епархии. Деятельность в отношении церковно-приходских школ оставляла предмет особенных забот Братства.

Братство Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского (кон. XIX века): Председатель – Высокопреосвященнейший Сергий, архиеп. Владимирский и Суздальский. Помощник председателя – Преосвященный Платон, епископ Муромский. Секретарь – свящ. Веселовский Михаил Андреевич. Казначей – иером. Владимир. Заведующий библиотекой и древлехранилищем – надв. Сов. В.Т. Георгиевский.

Отчет о деятельности Братства Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского за первую половину 1911—1912 года
Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 год.
Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913—1914 года.
Деятельность Братства Кн. Александра Невского в 1913-м году.
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Внебогослужебные собеседования
Публичные духовно-нравственные чтения
В 1914 году братство взяло на себя борьбу с пьянством; при нем была создана особая противоалкогольная секция. 2-го октября 1916 года в гор. Владимире открыты Епархиальный Противоалкогольный музей при Александро-Невском Братстве и трезвенническая центральная библиотека. Проводились беседы и чтения для народа на антиалкогольные темы.
В конце 1918 г. братство было закрыто, а собрание древностей передано музею архивной комиссии.

Распространение книг, брошюр и другого рода издании через посредство складов, устроенных при церквах

В кругу разнородной деятельности Братства сравнительно не меньшее место отведено делу распространения в народе книг, брошюр и другого рода изданий духовно-нравственного содержания. Чтобы путем распространения книг духовно-нравственного содержания выполнить намеченную задачу, Братство прежде всего озаботилось определить способ распространения книг, с целью устранения в этом деле всякого оттенка торгового предприятия. В видах этих оно предположило не сбывать только книги посредством продажи, не навязывать их покупателю, но располагать покупателя так, чтобы он, приобретая книгу, сознавал, что приобретает нечто для себя нужное и полезное. Для сего недостаточно предложить простолюдину книги и указать ему заглавные листы их, напротив, необходимо вызвать в нем желание приобрести ту или другую книгу и ознакомиться с ее содержанием, а для этого нужно разъяснить ему доступными его пониманию словами, содержание книги, указать какую пользу может принести ему чтение этой книги и т. п. Но такое важное и нелегкое дело могло с большим удобством быть исполнено никем другим, как духовными лицами. Только духовные лица, которые по самому своему сану, обязаны развивать религиозно-нравственное чувство в своих ближних, могут посредством назидательной беседы с ними пробудить в них желание ознакомиться с содержанием рекомендуемых им книг, расположить их к чтению, или слушанию читаемых книг и это занятие сделать для них одним из любимых занятий.
И вот Братство обратилось с предложением к священникам, настоятелям и настоятельницам монастырей, чтобы они заявили о своем желании открыть при церквах их склады книг и принять на себя труд — распространения их среди народа указанным способом.
Такое предложение Братства было многими встречено сочувственно, так что на первых же порах при многих церквах открыты были склады книг. Но весьма естественно, что, в виду предъявленных нелегких требований, Братство не всегда легко находило себе желательных сотрудников в деле распространения полезных книг в народе. Так, между сотрудниками встречаются некоторые лица, которые, приняв на себя труд распространения книг в народе, усердно несут этот труд, но исполняют его своеобразно: наприм. они обращаются с просьбою к лицам достаточного состояния, чтобы они платили деньги в склад за более или менее значительное число книг, и эти книги раздают потом народу даром. Конечно, и такой способ распространения книг в народе приносит свою долю пользы, но все-таки далеко уступает тому, о котором говорено выше. Даром полученные книги далеко не так ценятся нашими простолюдинами, как приобретенные ими на свои кровные гроши. При покупке духовно-нравственного содержания книг, простолюдин руководится тем же самым чувством, которое его побуждает покупать в церкви свечку, поминать родителей и т. д. Будучи научен опытом в полезности церковных книг, простолюдин без всякого колебания приобретает эти книги; что же касается до других книг, ему неизвестных, то он относится к ним подозрительно, убедившись из того же опыта, что между этими книгами встречается множество никуда негодных сказок и нелепых рассказов. Понятно отсюда, что в сем случае только одобрение той или другой книги духовным лицом может вывести простолюдина из его колебания и расположить его купить рекомендуемую ему книгу. И вот такие книги он бережет обыкновенно близ образов, читает их с приходящими гостями, или слушает, как другие читают их, и затем передает для чтения своим соседям. Тем менее можно рассчитывать на должный успех в распродаже книг от тех сотрудников, которые ставят книги только на видном месте, и ожидают от самих простолюдинов заявления требований на ту или другую книгу. Наконец, еще менее успеха можно ожидать от тех сотрудников, которые держат книги у себя на дому, куда и нужно обращаться за приобретением оных. А посему Братство не может не относиться с полною благодарностью к тем сотрудникам, которые с должным усердием действуют в распространении книг и брошюр, получаемых из Братства, среди простолюдинов. Такими выдающимися за все десятилетие сотрудниками были: священник гор. Шуи Е. Правдив (2,500 р. 25 к.), священник с. Карабанова А. Сокольский (720 руб.), игумения Александровского Успенского монастыря Евфрасия (605 р. 61 к.), священник Гусевской фабрики И. Казанский (503 р. 17 к.), священник с. Арефина П. Соколов (358 р. 80 к.), гор. Иваново-Вознесенска священник Д. Кумошенский (320 р. 88 к.), игумения Суздальского Ризоположенского монастыря Серафима (222 р. 4 к.), села Тейкова священник П. Виноградов (211 р. 87 к.).
Вследствие того, что некоторые священники, ссылаясь на недостаток времени, отказывались вести дело распространения книг в народе посредством складов при церквах, Братству иногда приходилось закрывать склады в одном месте и переносим их в другое место. Но такие неудачи не могли причинять особенного вреда правильному и более или менее успешному ходу этой отрасли деятельности Братства. За первый 1879—80 год открыто было в епархии 28 книжных складов, а с течением времени число их постепенно увеличивалось, так что в настоящем 1889 г. действовало уже 120 складов. В течение десяти лет выслано было из центрального склада Братства в уездные склады книг и брошюр на сумму 24,599 р. 23 к., продано было складами за то же время на 17,357 р. 78 к., затем остается за складами к 1890 г. на 4,075 р. 19 к. Кроме сего за 10 лет возвращено было складами в Братство изданий на сумму 1,766 р. 25 коп. Разность между стоимостью высланных изданий в склады (24,599 р. 23 к.) и суммой, на которую складами возвращено в Братство изданий (1,766 р. 25 к.), выслано за проданные книги (17,357 р. 78 к.) и состоит теперь на складах за остающиеся в них издания (4,075 р. 19 к.) составляет дефицита Братства, равняющийся 1,400 р. 1 к. Эта последняя сумма, как дефицитная, и снесена Братством со счетов складов. Небольшая часть этой суммы (до 100 р.) употреблена лицами, заведующими уездными складами, на почтовые расходы по пересылке денег и книг в Братство, остальная же сумма, по заявлению складчиков, или израсходована на бесплатную раздачу книг народу, или утрачена вследствие истребления книга пожарами, или иным каким-либо способом.
При учреждении складов в епархии, принято было Братством за правило, чтобы заведующие складами в своих годичных отчетах поименовывали все издания, ими проданные и остающиеся в их складе. Но такие требования слишком обременяли священников, так что многие из них отказывались открывать склады в своем приходе, вследствие затруднительности отчетных подробностей. В виду сего Братство вынуждено была изменить форму отчетности, и теперь требует от заведующих складами, чтобы они в отчетных ведомостях показывали только на какую сумму получено книга, какая сумма высылается за проданные книги и на какую сумму имеется остаток книга. От чего в отчетах Братства за последние четыре года не значится количества экземпляров книг, высланных в склады, а потому и нельзя с полною точностью определить количества брошюр, распространенных Братством среди народа при помощи складов. За первые шесть лет продано из складов разных книг и брошюр в количестве 266,000 экземпляров и за них выслано было суммы 7,166 р. 37 коп. В последние четыре года за высланные в склады книги и брошюры, подобные тем, какие высылались в первые 6 лет, получено суммы 10,380 р. 41 коп. Сопоставляя последнюю сумму полученных денег за проданные книги и брошюры с первой суммой, мы с достоверностью можем заключить, что количество распространенных Братством книг и брошюр в народе, через посредство складов при церквах, должно равняться более чем 612 тыс. экземпляров.
Источник:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРАТСТВА за десятилетний период его существования (1879—1889 г.). Владимир—1889 г.

Деятельность центрального иконо-книжного склада Братства

В кругу деятельности Братства центральный иконо-книжный склад в гор. Владимире имеет важное знаете, ибо нет ни одного из всех родов деятельности Братства, который бы не соприкасался с центральным складом и не получал бы от него существенной поддержки. Открывается ли где либо церковно-приходская школа,— из склада отправляются в нее бесплатно учебники и учебные принадлежности; учреждается ли где противо-раскольническая библиотека,— склад доставляет в нее все необходимые печатные сочинения по предмету раскола и старопечатные книги; устрояются ли где духовно-нравственные чтения,— из склада высылаются волшебные фонари, теневые картины, книги и брошюры. Случится ли нужда священнику в руководственных книгах для внебогослужебных собеседований,— склад предложите ему разнообразный выбор сборников, поучений, бесед, отдельных статей. Через центральный склад Братства получаются все книги для Братской библиотеки во Владимире и для церковно-приходских в епархии, для училища пения с курсами при нем и для школ иконописи.
Центральный склад получил начало свое при самом учреждении Братства и в первом 1879—80 г. своей деятельности произвел уже операций на сумму 1,950 р. 53 к. С течением времени, по мере развития общей деятельности Братства, развивались операции и центрального склада его. В 1880—81 году из центрального склада было отпущено книг и брошюр на сумму 4,618 р. 82 к. В 1881—82 г. сумма отпуска книг понизилась более чем на половину и равнялась только 2,005 р. 37 к., а в 1882—83 году была еще менее того—1,816 р. 37 к., но за то с 1883—84 г. рост операций центрального склада прогрессивно увеличивался с каждым годом. В сем году число церковно-приходских школ увеличилось до 138; открылось училище пения, учредилась школа иконописи, уездные отделения центрального склада возросли числом до 73,— и вследствие того отпуск изданий из центрального склада достиг суммы в 5,670 р. 37 к., в 1884—85 г. он равнялся 7,499 р. 56 к., в 1885—86 г.=10,122 р. 34 к., в 1886—87 г.=16,765 р. 12 к., в 1887—88=15,878 р. 59 к. и наконец в десятом 1888—89 году достиг суммы 16,876 р. 98 к. Всего же за десять лет из центрального склада распространено по Владимирской епархии икон, книг, брошюр и других предметов на сумму 82,204 р. 5 к. Эта почтенная цифра красноречивее всяких слов свидетельствует о преуспевающей деятельности Братства вообще. В сумме 82,204 р. 5 к. заключается действительно полученных от продажи 29,200 р. 66 к. Значит, большая половина из нее падает не безмездный отпуск Братством в епархию книг и других предметов, с целью умственного и духовно-нравственного просвещения народа. Вместе с распространением операций центрального склада, возрастала более и более за последние годы и сумма, выручаемая от продажи книг и других предметов на месте, в самом складе.
Во 2-й год (1880—81) деятельности Братства денежная сумма центрального склада равнялась 164 руб. 60 коп., а к концу десятого (1888—89) года она возрасла до 8,245 р. 15 к. Постепенное возрастание суммы, получаемой за проданные предметы в самом центральном складе, до настоящего maximum’a, совершалось за 10 лет в следующем прогрессивном порядке: в 1879—80 г. продажи на месте не было; в 1880—81 г. она равнялась 114 р. 60 коп., в 1881—82 г.=268 р. 5 к., в 1882—83 г. =512 р. 23 к., в 1883—84 г.=685 р. 77 к., в 1884—85 г.=1,442 р. 25 к., в 1885—86 г.=3,832 р. 21 к., в 1886—87 г.=7,169 р. 13 к., в 1887—88 г.=6,881 руб. 27. коп. и наконец в 1888—89 г.=8,245 р. 15 к. Итак всего за 10 лета продано в центральном складе икон и книг на сумму 29,200 р. 66 к. Более значительная продажа, начавшаяся с 1885—86 г. объясняется тем, что центральный склад в сем году, по распоряжению Его Высокопреосвященства, из задних комнат Братской библиотеки, где он дотоле помещался, перенесен в обширный зал при той же библиотеке, вход в который ведет с многолюдной улицы.
В настоящее время состав центрального склада заключает в себе следующие отделы: 1) церковно-приходская школа, 2) книги Св. Писания и богослужебные; 3) книги для духовно-нравственного чтения, приспособленные к собеседованиям и публичным чтениям, 4) сочинения против раскола, 5) беседы и проповеди, 6) жития Святых, 7) народные чтения и 8) иконы.
В 1-м отделе, кроме учебников для церковно-приходских школ, имеются учебники для духовной семинарии и для духовных училищ и книги, одобренные для чтения юношеству. Владимирская духовная семинария и почти все духовные училища Владимирской епархии пополняют свои ученические библиотеки книгами, получаемыми из центрального склада Братства. Из отдела же «церковно-приходская школа» рассылаются учебники и в уездные училищные советы, по заказам г. директора народных училищ.
Второй отдел «книги свящ. писания и богослужебные» главным образом пополняются из Синодальной Московской типографии и Киево-Печерской Лавры. Из этого отдела большинство продается библий на славянском и русском языках, псалтирей, часословов, месяцесловов, следованных псалтирей, молитвословов для мирян и преимущественно акафистов. Этот отдел богаче других по ценности и количеству названий. К ценным книгам сего отдела, на которые предъявляется больший спрос, могут быть отнесены следующие: псалтирь Киевской печати—5 р. 40 к., таковая же псалтирь Московской печати—5 р. 30 к., собрание акафистов Киевского издания—7 р. 50 к., Четьи-минеи в лист 21 р. 10 к., они же в 4 дол. листа—15 руб., псалтирь в поллист—2 р. 50 к., псалтирь с толкованием—4 р. 40 к. К особенностям отдела «книга свящ. писания» должно отнести большое количество акафистов, наименования коих доходят числом до 50, так что в складе Братства имеются акафисты почти всех наименований, какие только существуют в продаже.
Богослужебные книги постоянно почти требуются в церковные библиотеки епархии; книги свящ. писания особенно много распродаются в розницу лицам, являющимся для покупки их в центральный склад Братства, и преимущественно крестьянам. Замечательно то, что в склад являлись и являются крестьяне не только живущие по близости к гор. Владимиру, но и из отдаленных углов епархии, например из Судогодского, Меленковского, Муромского уездов. Приобретение книг свящ. писания, книг сравнительно ценных, простым народом—крестьянами, людьми в большинстве случаев недостаточными, составляет характерный факт.
Нельзя оставить без внимания и того факта, что за последнее время в помещение склада не мало стало являться странников-богомольцев, которые почти всю жизнь свою отдают на путешествие по святым местам и обителям. Знакомясь с деятельностью Братства в странноприимном доме, при кафедральном соборе, эти странники приходят в склад Братства и покупают в нем молитвенники, небольшие книжки, листки, крестики, маленькие иконы, чтобы отнести их на родину в виде подарков своим родным.
Не меньшим успехом в распространении пользуются и книги из отдела сочинений против раскола. Книги эти преимущественно направляются в библиотеки церковные и противораскольнические. Но не мало, особенно в последнее время, стало являться за такими книгами и частных лиц, даже раскольников. В виду того, что во Владимирской епархии имеются раскольники разных толков, Братством приобретаются сочинения, направленные к обличению всех, существующих в епархии, толков раскола. Так, в складе Братства имеются: старопечатные книги, изд. единоверческой типографии, разные сочинения по истории и полемике раскола, все издания Братств святого Петра Митрополита, Боровского, Саратовского, Калужского.
Что касается прочих отделов склада, то в них собраны по возможности все лучшие сочинения, дающие разнообразные материалы священникам для ведения внебогослужебных собеседований и публичных чтений и для назидательного чтения мирянам. Так, здесь имеется большой выбор книг, относящихся к объяснению Богослужения, толкованию Апостольских и Евангельских чтений, изъяснению священного писания вообще; сочинений, касающихся земной жизни Спасителя мира и Божией Матери, бесед и поучений авторов, пользующихся известностью, сборников для духовно-нравственного чтения разных составителей, но в особенности велико число мелких брошюр, ценностью от 1 до 5 коп. за экземпляр. На более ценные издания сих отделов можно указать: Добротолюбие (3 ч. 10 руб.), жизнь Спасителя мира, пер. с английского, Лопухина, иллюстр. изд. Тузова (8 руб.), жизнь Апостола Павла, таковое же издание (8 руб.), толкование на Евангелие епископа Михаила (5 р. 55 к.), его же на деяния Апостолов (1 р. 85 к.), толкование Апостольских Посланий Епископа Феофана (10 р. 60 к.), жития святых, составленные Филаретом, Архиепископом Черниговским (15 р.), Дестунис (6 р.), Бахметевой (5 р. и 1 р. 80 к.), свящ. Виноградовым (1 р. 80 к.).
Отдел икон и вместе с ними картин религиозного содержания не особо богат количеством экземпляров, как бы это нужно было, при существующем спросе на иконы. Иконы в складе имеются писанные в школе иконописи Братства и представляемые в склад местными иконописцами. Между первыми и последними — значительная разница и в работе и в цене. Первые, писанные масляными красками, отличаются сравнительно правильным рисунком и изяществом отделки; вторые, писанные красками на белке, хотя и отличаются тщательностью отделки и изготовлены лучшими мастерами, но большею частью в изображении святых, их ликов и одежд и пр., страдают недостатками, иногда и довольно грубыми. Вследствие этого иконы частных иконописцев имеют сравнительно малый успех в продаже; больший спрос предъявляется на школьные иконы, тем более, что они не только не выше ценностью икон частных иконописцев, но даже ниже последних. Так, икона в 6 вершк. на кипарисной доске с золотым червонного золота фоном, написанная в мастерской школы, стоит от 4 до 5 руб., а таковые же иконы Мстёрских и Холуйских иконописцев стоят от 5 до 6 руб. К сожалению, школа иконописи, как учреждение, еще не достигшее полного развития, не может выпускать большое количество икон: она замедляет иногда даже исполнение заказов, которых, скажем кстати, с каждым годом увеличивается более и более.
Выписка в центральный склад книг и предметов производится от 46 лиц и учреждении, между которыми первое место занимает Контора Московской Синодальной Типографии.
Склад Братства время от времени пополнялся почти в течение всего десятилетия и собственными изданиями Братства. Поставив себе одною из главных задач — распространение в народе книг и брошюр духовно-нравственного содержания, Братство прежде всего озаботилось тем, чтобы доставлять народу книги и брошюры, по содержанию вполне безупречные и по изложению доступные для понимания. На сей конец в 1881 году в общем собрании 16-го марта была избрана комиссия для оценки сочинений, предназначенных к распространению в народе, которой поручено было вместе с сим рассматривать и те рукописные сочинения, которые представлялись авторами в дар Братству с правом издания. Указом Святейшего Синода от 29-го сентября 1884 года разрешено было сей комиссии, составленной из трех лиц, право цензуры собственных изданий Братства, под личным надзором Его Высокопреосвященства. В видах более успешного распространения в народе брошюр собственного издания, Братство постановило украшать их соответствующими тексту рисунками и для сего приобрело нескольких видов клише с изображениями святых и сюжетами евангельской и церковной истории. Действуя в таком направлении, Братство к концу 2-го года деятельности своей издало в виде отдельных брошюр 12 слов и поучений Преосвященнейшего Феогноста, статьи протоиерея Хераскова «Архангельское приветствие Божией Матери» и «Торжество православия» по 1 т. экз., священника В. Косаткина, «Чудотворная икона Божией Матери Боголюбская», «Современное значение православных Братств», «Помогите слепым» по 5 т. экз. В 1881—82 г. были изданы статьи протоиерея Хераскова: паремийные чтения в Богородичные праздники 1,200 экземпляров и статья священника В. Косаткина Житие Святого Благоверного Великого Князя Георгия Владимирского Чудотворца 6,125 экземпляров. В 1882—83 г. были изданы Братством, изготовленные, при содействии покойного ученого В.А. Прохорова, изображения: Рождества Спасителя,— копия с хранящегося в Музее христианских древностей образа Строгановских писем, Рождество Богородицы — с иконы, находящейся в Новгородском Соборе, Успение Пресвятой Богородицы — с иконы Киево-Печерской Лавры, Святые Троицы и Воскресения Христова — с Афонских подлинников. Все изображения отпечатаны на эстампной бумаге красками, в количестве 2,500 экз. каждого наименования. В 1883—84 г. изданий Братства не было. В 1884—85 г., ко дню тысячелетия Славянских Первоучителей, издана была Братством в количестве 42 тысяч экземпляр. В 1885—86 г. были изданы слова Высокопреосвященнейшего Архиепископа Феогноста, беседы свящ. Трифона Прокопиева, беседы крестьянина Гарского с раскольниками, по 500 экзем., акафист Боголюбивой Божией Матери и акафист Владимирской Божией Матери,— тот и другой в 4 дол. листа по 5,000 экз. и в 8 дол. листа по 20 тысяч, молитва «к кому возопию, Владычице» —10 тыс. экз., брошюра: мученическая кончина Андрея Боголюбского, падение Константинополя, Дмитрий Донской и Михаил Князь Черниговский, по 2,000 экземпляров. В 1886—87 году изданы: открытые листы «Символ веры» и «Десять заповедей» по 100 тысяч каждого, Воззвание к беспоповцам-федосеевцам крестьянина сел. Шульгина Г.В. Сенатова, бывшего федосеевского наставника, в количест. 500 экземпляров. В 1887—88 году, ко дню празднования 900-летия крещения Руси, издана была брошюра «Св. Равноапостольный Великий Князь Владимир», составленная К.А. Вознесенским, в количестве 42 тыс., изображение Святого Владимира в размере, аналойной иконы, 2 тысячи экз. и таковое же изображение 3X4 вершка 15 тысяч экземпл. Кроме сего изданы следующие противораскол. брошюры: 1) «Слово к глаголемым старообрядцам от православных миссионеров, собравшихся в богоспасаемый град Москву из разных мест» —10 тыс. эк. 2) «Возвратный путь к православию»—500 эк. 3) „Путь глаголемым старообрядцам"—1,000 экземп., беседа в сел. Борисоглебском 300 экз., беседа слепца Шашина в гор. Коврове 500 экз., воззвание бывшего старообрядческого попа Павла Кирилова к глаголемым старообрядцам 300 экз.
В 1888—89 году издано „Житие Святого Александра Невского", в 8 дол. листа в количестве 5,500 экз., житие Святого Благоверного Великого Князя Георгия, Владимирского Чудотворца, вторым изданием, 5,000 экз., Акафист Свят. Благоверному Великому Князю Георгию в 4 дол. листа, 2,400 экзем., противораскольнические брошюры „Беседа в сел. Новом с апологетом раскола Швецовым" в колич. 500 экз., „Еретичество Швецова" в количестве 1,000 экз., Беседа православных с раскольниками в селе Борисовском, Владимирского уезда, в колич. 500 экзем., беседа в сел. Дунилове—500 экземпляров.

Церковно-приходские школы

Одно из самых действительных средств к распространению в народе здравых понятий об истинах православной веры – это школьное обучение детей, а потому Братство, преследуя свою цель, с первого же 1879 г. обратило свое внимание на распространение грамотности в народе. При сем оно с первых дней было озабочено избранием наиболее целесообразного способа распространения духовно-нравственного образования в народе. Братство старалось разрешить вопрос, что из двух было бы полезнее: открывать ли училища, подобные земским, или такие, в коих преподавание ограничивалось бы только грамотностью и основными понятиями о вере и благочестии. Симпатии Братства были на стороне последних, и Братство приняло под свое покровительство те немногие церковно-приходские школы, которые тогда существовали на средства усердствующих к делу народного просвещения приходских священников и, пользуясь всяким удобным случаем, старалось склонить крестьян к открытию новых таких школ. Старания Братства с самых первых пор имели в большей части случаев успех, благодаря теплому сочувствию к делу со стороны духовенства. Не имея возможности платить жалованье учителям, Братство ограничивало свою помощь школам снабжением их классной мебелью и учебными принадлежностями, присоединяя к сему в необходимых случаях некоторое единовременное пособие и на другие надобности школ, как-то: на приспособление здания, отводимого под школу, ремонт его, отопление и т.п.
Вследствие воздействия Братства на духовенство и народ церковно-приходские школы начали быстро распространяться во Владимирской епархии.
За первые 4 года деятельности Братства их открыто было уже 50. Тогда Братство увидело, что и при незначительной помощи, которую оно начало оказывать школам, примерно по 50 руб. на каждую школу.
Между тем, число обращавшихся к Братству с просьбой помочь открытию новых школ все увеличивалось, а вместе с тем все более и более обременялся бюджет Братства. В 1783 г. Братство израсходовало на школы 3,370 руб. 76 коп., при существовании только 50 церковно-приходских школ в епархии. По сему Братству приходилось или ограничить свою деятельность по распространению народного образования, или принять иную для того систему. Для лучшего решения вопроса о народном образовании Братству было необходимо, по возможности, уяснить себе тогдашнее положение народной школы во Владимирской губернии.
Первое, что обратило на себя внимание, когда Братство приступило к сему делу, это с одной стороны – стремление народа обучать детей, а с другой – бессилие школы предоставить всем желающим обучаться возможность пользоваться ею: масса детей оставалась вне школы. По собранным статистическим сведениям оказалось, что во Владимирской губернии в 1882 г. на 1,183,978 душ обоего пола и всех возрастов сельского населения имелось 399 земских школ, в коих средним числом обучалось по 46,98 ученика, что составит лишь 10,60% детей школьного возраста. При этом на каждую школу приходилось по 2,967 жителей, из сего числа училось всего 1,48%.
Весьма естественно, что при таких условиях в школах могло обучаться только ничтожное количество детей, а если желать, чтобы просвещение распространялось между простолюдинами, то необходимо было принять какие-либо особые меры.
Во время рассуждений Братства о этих мерах, выяснилось, что сами крестьяне уже ранее сего устраивали себе выход из затруднительного положения вследствие недостатка официальных школ. Требование крестьян в отношении образования их детей не велико: им желательно, чтобы дети научились только читать и писать, и вот они отдают их на выучку всем, кто согласен принять на себя это дело. Учит детей духовенство, преимущественно низшее, учат их солдаты, мещане, старухи-начетчицы и тому подобные не корыстные грамотники. Крестьяне охотно платят за ученье, и только требуют, чтобы детей их обучали не гражданской только грамоте, но главное – церковной.
Братством Святого Александра Невского были затребованы от всех волостных правлений сведения о существующих в губернии подобных школах. К сожалению, эти сведения получены не от всех волостных правлений. Всего было получено данных о 228 частных школах грамоты, в коих обучавшихся было 2,252 человека, учителей 189 и учительниц 39.
Вследствие сего, в общем собрании Братства 23-го октября 1883 года, постановлено: в видах распространения и упорядочения народного образования прийти на помощь школам грамоты с такими условиями, чтобы они подчинялись надзору и руководству приходских священников и соблюдали правила, выработанные Братством дляорганизации их.
При сем Братство постановило: лучшие школы грамоты с течением времени обращать в церковно-приходские. Исполняя постановление Братства, Совет его нашел возможным оказать только в одном 1883 году материальную помощь 73 школам грамоты.
Но в августе месяце 1884 года пронеслось по всей России державное слово возлюбленного Монарха: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойнымъ своего высокаго призвания въ важномъ деле народнаго образования». И вот заветная мысль Братства об учреждении и умножении церковно-приходских школ стала быстро осуществляться. Духовенство воодушевилось и оказало особенную ревность к воспитанию и обучению детей своих прихожан в страхе Божием, в послушании Св. Вере и Церкви и преданности Царю и Отечеству.
Школы грамоты, в особенности те, которые содержались духовенством, начали быстро переходить в разряд церковно-приходских. Высокопреосвященнейшим Архипастырем Владимирским дано наставление священникам, как они должны достигать того нравственно-религиозного направления, которое должно быть присуще каждой церковно-приходской школе и школе грамоты (Влад. Епарх. Вед. № 7, 1884), а Совет Братства, которому предоставлены Его Высокопреосвященством права Епархиального Училищного Совета, выработал правила для наблюдателей за церковно-приходскими школами Владимирской епархии и правила организации школ грамоты (отч. Бр. За 1883-84 гг.). Программой обучения в церковно-приходских школах до издания новых программ от Святейшего Синода временно была программа, изложенная в записке об образцовых школах при духовных семинариях.
В 1885 году считалось церковно-приходских школ на попечении Братства уже 138.
Братство вело дело развития народного образования в епархии с непоколебимой настойчивостью и твердостью, всячески поощряя умножение церковно-приходских школ и помогая самостоятельному существованию как школ грамоты, так и переходу их в разряд церковно-приходских.
Имея ввиду недостаточно подготовленный к делу учительства контингент учителей школ грамоты, Братство еще в 1883 году сделало опыт приготовления учеников церковно-приходской школы села Лыкова Владимирского уезда в учителей школ грамоты. Опыт оказался удачным и в 1884 году уже некоторые мальчики Лыковской церковно-приходской школы с успехом занимались учительством в школах грамоты. С течением времени ощутилась нужда не только в учителях школ грамоты, но и в дешевых и надежных помощниках священникам-учителям церковно-приходских школ.
С этой целью учреждены Его Высокопреосвященством в 1885 году две двухклассные церковно-приходские школы в гг. Вязниках и Иваново-Вознесенске с наименованием их образцовыми и Кирилло-Мефодиевскими, в память торжества 1000-ти-летия со дня кончины Св. Мефодия, совершившегося в тот год. Для сих школ Святейший Синод, по ходатайству Его Высокопреосвященсвта в 1885-1886 и 1886-1887 учебных годах отпускал на жалованье законоучителям и учителям по 900 руб., а в 1887-1888 и 1888-1889 уч. годах по 1,100 руб.
Братство всегда встречало среди населения Владимирской епархии полное сочувствие к церковно-приходским школам. В доказательство того Совет Братства ежегодно приводил в своих отчетах многие факты. Так, за 4 года (с 1885 по 1889 гг.) перечислено в них 58 церковно-приходских школ, открытие которых вызвано было особенным сочувственным отношением к этому типу школ со стороны целых обществ и частных лиц, жертвовавших на них от 100 до 13,000 руб. Последнее пожертвование сделано было Московским купцом Я.В. Шиловым, на учрежденную им в гор. Покрове церковно-приходскую школу.
В отчете Братства за 1884-1885 гг. сказано, что из 165 церковно-приходских школ, существовавших тогда, только 38 имели особо устроенные для них здания, прочие же помещались в наемных помещениях, церковных сторожках и более половины (90 школ) в домах, принадлежащих членам церковного причта; в 1885-1886 гг. из 200 церковно-приходских школ уже 65 имели собственные помещения и только 80 помещались в домах причта. В следующем 1886-1887 гг. число всех церковно-приходских школ возросло до 240, а число собственных школьных зданий увеличилось до 97; затем в 1887-1888 гг. было 258 школ и особых помещений для них 112. К 1890 г. имелось во Владимирской епархии уже 280 школ церковно-приходских и в собственных зданиях помещается 137 школ, или почти половина всего числа школ.
Из чего видно, что церковно-приходские школы Владимирской епархии год от года развиваясь, год от года приобретая большую известность среди народа, более и более снискивая его любовь и сочувствие, также год от года менее и менее начинают терпеть затруднений относительно помещений. Столь прочное и устойчивое положение церковно-приходских школ во Владимирской епархии всецело зависело от существования в ней Братства Князя Александра Невского.
Правила, Высочайше утвержденные 13-го июня 1884 года, нашли церковно-приходские школы во Владимирской епархии уже существовавшими и находившимися под надежной опекой Братства, от него получавшими материальную помощь и нравственную поддержку. От того так просто и легко последовало их размножение, вновь открываемые церковно-приходские школы находили во Владимирской епархии все готовое для своего существования. Открывалась школа, не было у ней классной мебели, отопления, помещения, учебников, вознаграждения за труд обучающим, Братство всегда приходило во всем на помощь такой школе. Сумма, израсходованная Братством за 10 лет на церковно-приходские школы, красноречивее всяких слов доказывает то.
С 1885 г. Братство располагало суммами, поступавшими в кассу его специально на содержание церковно-приходских школ. Таковой суммы получено Братством за 5 лет официального существования церковно-приходских школ 42,264 руб. 86 коп. Но расходы на церковно-приходские школы за 10 лет деньгами и книгами равняются почтенной сумме 56,027 руб. 69 коп., следовательно 13,762 руб. 83 коп. за 10 лет израсходовано Братством из собственных средств, что составит средним числом расхода на каждый год по 1,376 руб. 28 коп. Заслуга Братства для народного образования еще более увеличится, если примем во внимание, что суммы, поступившие на церковно-приходские школы всецело расходовались без остатка на содержание их одних: Братство употребляло свои особые средства на рассылку в церковно-приходские школы и учебников с принадлежностями и сумм на вознаграждение учащих и содержание школ, равно приняло на себя и расходы по администрации. Из канцелярии Братства выпускалось ежегодно свыше 2,000 исходящих бумаг, было отправлено посылок почтой и по железной дороге с книгами весом ежегодно более 500 пуд. Вознаграждение служащим в Братстве, почтовые и железно-дорожные расходы, укупорочные предметы – все это Братством принято на свой счет. Расход на эти предметы составлял за 10 лет 9,784 руб. 96 коп. и большая половина его произведена была на церковно-приходские школы. Словом Братство в течение 10 лет употребляло всякое содействие к возможному благоустройству церковно-приходских школ.
К 1890 году положение церковно-приходских школ Владимирской епархии представлялось в следующем виде. В нарочито устроенных для них домах помещаются – 137, в церковных зданиях – 36 и в домах принадлежащих обучающим в школах священникам, диаконам и псаломщикам – 72. Средства для отопления церковно-приходские школы в большинстве случаев получали от церкви, при которой существуют. Или от попечителей.
Статистические сведения о составе обучающих в церковно-приходских школах имеются в Совете Братства следующие: в 262 школах законоучителями состояли священники, в 3 школах преподавали Закон Божий местные диаконы и в 15 школах – окончившие курс семинарии. В 150 школах и учителями состояли сами священники. На время их отлучек в классное время для требоисправления, или по служебным и каким-либо домашним обстоятельствам, заменяли их в школе жены и дочери священников, или прочие члены причта, или окончившие курс учения в земских и церковно-приходских школах ученики. Некоторые из этих лиц даже официально утверждены в должности помощников учителей. Ежедневно помогали священникам в деле обучения детей, вследствие особого разрешения совета Братства: 9 священнических жен; 21 священнических и диаконских дочерей, 21 псаломщик, 2 – из окончивших курс духовной семинарии, 6 – из воспитанников сей семинарии и духовного училища и 21 крестьянских сына из успешно окончивших обучение в одно-классной народной или церковно-приходской школе и 3 – в двух-классной церковно-приходской школе. Учителями состояли: 56 штатных диаконов, 55 окончивших курс духовной семинарии, 4 имеющие звание народного учителя и 32 учительницы из девиц, окончивших курс в женском епархиальном училище и светских прогимназиях. Всех же трудящихся в деле обучения детей в церковно-приходских школах состояли 487 лиц. Попечители состояли при 91 школе.
В двух-классных церковно-приходских школах Иваново-Вознесенской и Вязниковской – законоучители получали в год по 150 руб., учители первого класса – по 200 руб. и учители второго класса по 300 руб. На жалованье обучающим в сих школах ассигновалось Святейшим Синодом 1,100 руб. и добавлялось ежегодно 200 руб. из общих сумм Братства. От Святейшего Синода же каждый год ассигновалось 100 руб. на вознаграждение законоучителю и 250 руб. учителю Григорьевской, Меленковского уезда, одно-классной церковно-приходской школы. Эти 350 руб. высылались в Меленковское уездное казначейство и в состав сумм Братства не входили. В прочих же церковно-приходских школах как разнообразны источники вознаграждений, так еще более разнообразен размер оных. Вознаграждения обучающим шли от Братства, от местных церквей, от попечителей школ, от прихожан и родителей обучающихся. В 34 школах, в которых состояли особые, не из числа членов причта, учителя и учительницы, ассигновано определенное жалованье за труды обучения в размере от 60 до 300 руб. в год.
В остальных же школах определенного годового оклада обучающие не получали. Сих последних лиц вознаграждал Совет Братства возможными для него денежными выдачами, в размере смотря по успеху занятий их, засвидетельствованному наблюдателем, а также и по числу учеников и продолжительности учебного времени, от 10 до 40 руб. в год. На сей предмет за 1888-1889 уч. г. из сумм Братства израсходовано 5,660 руб. 60 коп. Получили денежное вознаграждение 178 священников, 42 диакона, 50 учителей и учительниц, 76 помощников и помощниц учителей, 5 учителей школ грамоты и 17 наблюдателей, не состоящих в числе учащих в школах.

Все церковно-приходские школы Владимирской епархии снабжались учебниками и учебными принадлежностями бесплатно от Братства. Весьма редкий день в с 1885 г. иконно-книжный центральный склад Братства не был занят отправкой в какую-либо школу учебников или учебных принадлежностей. Их в течение одного 1888-1889 уч. г. отправлено Братством на 4,611 руб. 76 коп. В 1889 г. при 57 церковно-приходских школах существовали библиотеки с книгами для внеклассного чтения.
При самом открытии школ было обращаемо Его Высокопреосвященством внимание на то, имеется ли в школе достаточная для известного количества учеников классная мебель, и если на местные средства таковая не могла быть заготовлена, то выдавалось от Братства заведующему школой от 10 до 20 руб. на устройство ее. По изготовлении мебели на Братский счет, заведующие школами представляли в Совет Братства отчет в израсходовании на сей предмет суммы, с расписками получателей. Таковых выдач за 1889 год Братство сделало на 240 руб.
Всех же расходов на церковно-приходские школы Владимирской епархии в течение 1888-1889 уч. года произведено Братством и через Братство 13,535 руб. 6 коп.
Учащихся в 280 церковно-приходских школах Владимирской епархии в 1889 г. состояло 8,159 человек, из которых мальчиков 6,952 и девочек 1,207. Получили свидетельство на льготу IV разряда по отправлению воинской повинности с 1886 по 1889 гг. 1,279 учеников, окончивших курс в церковно-приходских школах, а 137 ученицам выданы свидетельства об окончании курса.
Согласно параграфу 7 Высочайше утвержденных правил о церковно-приходских школах, в 1889 г. при Ковровской железнодорожной двух-классной церковно-приходской школе учреждены уроки черчения, при Мстерской одно-классной открыта школа иконописи, при Арефинской – открыты курсы для ознакомления учеников с историей обличения раскола, при женских школах – во Владимирском женском монастыре и Вязниковской при Троицкой церкви существовали классы рукоделия, а также при Предтеченской гор. Владимира церкви.
В память чудесного сохранения драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшего Семейства 17-го октября 1888 года двое из самых усерднейших радетелей о церковно-приходских школах Владимирской епархии, Московские купцы Я.В. Шилов и В.Н. Дедюхин, оба уроженцы Владимирской губернии, построили прекрасные здания при церковно-приходских школах, первый в Покрове – каменный двух-этажный дом стоимостью до 7,000 руб., для ремесленной столярной школы, а второй в Вязниках – полукаменный тоже двух-этажный поместительный дом, стоимостью свыше 5,000 руб. В этом последнем доме в дни учебных занятий жили и питались дети, приходящие в местную церковно-приходскую школу из деревень – сироты и дети бедных родителей бесплатно, состоятельные же с умеренной платой, а в воскресные и праздничные дни верхний этаж дома служил местом публичных духовно-нравственных чтений, иллюстрированных теневыми картинками. В память того же великого события купец Н.А. Ганшин устроил в гор. Юрьеве при Вознесенской церкви для церковно-приходской школы дом, стоимостью свыше 2,000 руб.; на содержание церковно-приходской в гор. Шуе школы, открытой также в память события 17-го октября, купеческая жена С.А. Сорокина внесла капитал в 3,000 руб.
Владимирский Комитет Православного Миссионерского Общества открыт 24 мая 1870 года.
Женская воскресная школа в губернском г. Владимире (с 1893).
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.
Владимиро-Суздальская епархия
Категория: Владимир | Добавил: Николай (06.01.2016)
Просмотров: 3924 | Теги: Владимир, Братство, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru