Православные русские братства в их прошлом
Речь, произнесенная в общем собрании Братства св. Благ. Вел. Князя Александра Невского 23 ноября 1914 г.
Истории православных русских братств тесно связана с историей той борьбы, которую вела некогда с иноверной и инославной пропагандой северо- и юго-западная окраина и области западной Галиции. Борьба эта особенно усилилась с конца XVI столетия, после провозглашения пресловутой Брестской унии в 1596 году, когда все православные народные элементы на юго-западе объединились в одном общем стремлении спасти свою веру и народность от надвигающегося грозного врага в лице католицизма. Это время рассматривается, как период расцвета православных русских братств, широкою сетью охвативших не только города, но даже и веси юго-западной России и оказавших неоценимые заслуги вере и народности. Вообще же деятельность православных братств началась гораздо раньше конца XVI века. Стремясь всегда к осуществлению высоких религиозных и национальных целей, православные братства в своем многовековом прошлом подвергались разным изменениям как со стороны своей внешней организации, так и тех средств, при помощи которых осуществлялись поставленные ими высокие цели. Вопрос о происхождении братств в юго-западной России чрезвычайно сложен и встречает в литературе самые разноречивые решения. Одни из ученых смотрят на братства, как на учреждения отечественные, возникшие на народной почве, самостоятельные по форме и содержанию, и ставят их в неразрывную связь с древнерусскими братчинами. Другие их считают явлением чужеземным, несамобытным и пытаются поставить в генетическую связь с западно-европейским цеховым устройством. Профессором Киевской Академии С. Голубевым высказано по данному вопросу мнение, которое отмечено наукой, как очень убедительное, и до некоторой степени считалось общепринятым. Он обратил внимание на, так называемое, право патроната, составлявшее одну из выдающихся особенностей церковно-исторической жизни юго-запада в XV—XVII столетиях. Кроме патроната единоличного, имевшего практическое применение в поместьях собственников, в юго-западных церквах мы встречаемся с особым видом патроната, так называемым, патронатом коллективным, существовавшим преимущественно в городах и некоторых местечках, где патронами церкви являлись все принадлежащие к ней прихожане. Как магнаты и паны заботились о своих церквах, так подобную же заботу имели о своих храмах и горожане. Как первые считали себя полноправными хозяевами в церковных делах, так стремились к этому и последние. Но совместный, коллективный патронат в своем историческом обнаружении должен был характеризоваться такими чертами, которые резко его отличали от патроната собственников. В то время как единоличный патронат имел в основе волю и право собственника и не мог быть регламентирован какими-нибудь точными определениями, патронат совместный вел к более или менее точному определению его прав, обязанностей, взаимных отношений между членами, т. е., говоря другими словами, вел к выработке определенного того или иного устава Древнерусский порядок самоуправления, неисчезнувшая память о древнерусских братчинах, господствовавшее в литовско-польском государстве немецкое право и западно-европейские гильдии — все это, конечно, могло иметь влияние на выработку таких уставов, но тем не менее оно составляло скорее питательные соки, дававшие жизнь братствам, а не самый его корень. Корень этих учреждений был чисто церковного характера. В истории юго-западных братств отмечают два периода, значительно отличающиеся друг от друга. В первый период существования братств организация и цеди, преследуемые ими, были не сложны. Более ревностные прихожане известного городского прихода, желая урегулировать свои отношения к приходскому храму и взаимные друг к другу, приступают к организации братства, составляют список братчиков и пишут устав. Обязанности братчиков немногосложны, как не сложен и весь устав. Именно, братчики должны жить по христиански, посещать хоть раз в неделю церковную братскую службу, делать небольшие взносы на благоукрашение храма, для взаимного вспомоществования членам братства и раздачи милостыни нищим, должны участвовать в братских собраниях, приносить в храмовые праздники пожертвования сотами. Воск из принесенных сотов выделялся на свечи, а мед шел на изготовление напитка, выделка которого составляла беспошлинную привиллегию братчиков. Часть этого меда выпивалась самими членами братства в храмовые праздники, а оставшийся продавали и выручка от продажи шла на нужды церкви. Члены братств подразделялись на старших и младших. Из числа первых выбирались старосты, которые были представителями братства и заведывали его судебно-административными делами и братскою казною. Все проступки братчиков, исключая уголовных, решались братским судом. Уклонение от этого суда строго возбранялось. Виновные в нарушении братских обязанностей подлежали наказанию денежным штрафами, шедшим в братскую казну. Такова в общих чертах организация юго-западных православных братств до 80-х годов XVI столетия. К 80-м годам XVI столетия положение юго-западной православной церкви, вследствие разного рода исторических условий, изменилось в худшую сторону. С введением в Литву и Польшу иезуитов пропаганда католицизма, искусно организованная, стала угрожать серьезной опасностью для православной церкви,— тем более грозной, что православные южно-руссы не располагали достаточными научными средствами для отражения своих религиозных противников, облеченных во всеоружие современной науки. Опасность инославной пропаганды особенно усиливалась тем, что указываемые поборниками папизма непорядки церковной жизни православного южно-русского общества, к сожалению, действительно там существовали. Высшие западно-русские иерархи, как это ни грустно, не стояли на высоте своего положения. Занимая кафедры без надлежащей подготовки, они смотрели на свои иерархические места с чисто утилитарной точки зрения и нередко вступали на них с нарушением канонических правил. Большинство иерархов во главе с митрополитом изменили православию и перешли в унию. Пропаганда католицизма завершилась, так называемой, Брестскою унией, явившеюся венцом стремлений католицизма, направленных к совершенному уничтожению православия в юго-западном крае. В эту тяжелую для православной церкви годину против мощного врага и выступили на борьбу православные братства. Брестская уния была для них как бы сильным толчком, пробудившим дремавшие доселе силы и сплотившим их для устроения расшатанных в предшествовавшее время церковных дел, для охранения чистоты православия. Братства увеличиваются не только числом, но и расширяются по составу своих членов, радушно открывая свои «уписы» для всех ревнующих о вере, к какому бы классу они ни принадлежали и как бы далеко ни жили. Применительно к изменившимся обстоятельствам времени, расширяется и видоизменяется прежде всего деятельность братств, касающаяся благотворения и благоукрашения церквей. Заботливость о неимущих выдвигается на первый план, как дело христианской любви. С этою целью при всех братствах устраиваются богадельни, больницы, так называемые «шпитали», содержимые на средства братств. Заботясь об устроении новых храмов, для созидания и благолепия которых братчики не щадили средств, братства прилагали особенную заботу о том, чтобы богослужение в церквах совершалось по чину и благообразно. Обращено было самое серьезное внимание на церковное пение, вызывавшее насмешки иноверцев, и на проповедание Слова Божия в церквах, так как в предшествовавшее время живая проповедь почти совершенно прекратилась и, по выражению современного памятника, «наступил глад слышания Слова Божия». Громадную услугу делу религиозного просвещении народа оказали затем братства своими религиозно-просветительными учреждениями, среди которых на нервом месте должны быть поставлены школы и типографии. Заводя школы, православные братства удовлетворяли насущнейшей потребности своих единоверцев, обращавшихся доселе за образованием к западу, где «пиюще от чуждаго источника, скажем словами братчиков, невольно заражались смертоносным ядом иноверия». Заботясь о выработке прочных религиозно-нравственных устоев в своих питомцах, школы эти открывали широкий доступ к своим «студенцам и источникам» всем жаждущим духовного просвещения, без различия сословий и состояний. Здесь наблюдалось то равенство между воспитанниками, о котором с такою гордостью говорят все братские школьные уставы. Питомцы находили в братских школах не только удовлетворение своих любознательных потребностей, но вместе с тем кров и пропитание, чего нельзя не признать одной из симпатичнейших сторон воспитания в таких учебных заведениях. Братские типографии завершали и восполняли просветительную деятельность братств, давая возможность провести ее глубже в жизнь православного населения. Издаваемые братствами книги удовлетворяли назревшим потребностям православной церкви, которая нуждалась в изданиях не только догматико-полемического характера, но и церковно-богослужебного. Велико было, наконец, влияние братств религиозно-нравственное. Братства старались сплочивать во имя христианских начал в одно живое целое всех своих сочленов, устанавливая между ними тесную нравственную связь, воздействуя на менее совершенных членов примером и влиянием других — более опытных в духовной жизни, более совершенных. Это был в полном смысле братский союз, в котором взаимною поддержкою, взаимным наблюдением над религиозно-нравственною жизнью создавалось великое дело духовно-нравственного преуспения. Кроме морального влияния на своих сочленов, братства пользовались и правом суда в отношении к тем лицам, на которых моральное влияние не производило надлежащего действия. Они имели право обличать и наказывать непокорных истине, и власть их в этом отношении простиралась не только на своих членов, но и на всех мирян. Нравственный контроль братств касался даже и деятельности епископов. Контроль этот, имевший и свои темные стороны и в некоторых случаях переходивший границы канонически дозволенного, для юго-западного края в период конца XVI и начала XVII века имеет некоторое оправдание в виду того невысокого уровня религиозно-нравственного состояния высшей православной иерархии, о котором говорилось выше. Вместе с тем братства всегда являлись защитниками и гражданских прав православных, являлись пред лицом польского правительства представителями интересов русского народа, отстаивающими самое существование в западно-русских областях православной церкви, а вместе с нею самобытности русской нации. Подробно перечислить все проявления деятельности юго-западных братств, направленной к охране прав православной церкви, к возвышению ее религиозно-нравственного влиянии,— это значило бы передать почти всю историю юго-западного края. На братства поэтому так часто и обрушивалась злоба врагов православия. «История братств, говорит один историк, представляет собою историю непрерывных жалоб, процессов, несправедливости». Если, несмотря на всю эту злобу, на все эти интриги, юго-западная Русь сохранила драгоценнейшее наследие нашего прошлого, то тем она в значительной степени обязана деятельности своих братств. Кульминационного своего пункта деятельность юго-западных братств достигает к концу 30-х годов XVII столетия. С грустью, приходится отметить, что с того времени они постепенно начинают клониться к упадку, число их постепенно сокращается, деятельность продолжающих существовать суживается, влияние на ход событий церковно-исторической жизни ослабевает, религиозно-просветительное значение умаляется, в наконец мало-по-малу они совершенно сходят с исторической сцены, или, сказать точнее, от них остаются едва заметные следы. Мы не будем входить в подробное исследование причин, которые положили предел процветанию братств и привели их к окончательному упадку. Коренною причиною явилось изменение условий общественной и церковной жизни юго-западного края после объединения его с Россией. Крепостное право с его печальными последствиями и принадлежностями, по словам одного из исследователей истории братств, было также одной из главных, хотя и не единственных, причин упадка братств. Восстановление деятельности братств относится к 60-м годам XIX столетия, когда латино-польская пропаганда снова усилилась в западных губерниях. 8-го мая 1864 года Высочайше утверждены были основные правила для учреждения православных церковных братств, значительно содействовавшие учреждению братств повсеместно в России. Под православными церковными братствами закон 1864 года разумеет общества, составляющиеся из православных лиц разного звания и состояния для служения нуждам и пользам православной церкви, для противодействия посягательствам на ее право со стороны иноверцев и раскольников, для созидания и украшения православных храмов, для дел христианской благотворительности, для распространения и утверждения духовного просвещения. Каждое братство имеет свой устав, в котором, по желанию учредителей, могут быть излагаемы с большею или меньшею подробностью цели братства и обязанности его членов, не выходя из круга означенных в законе дел и не касаясь таких взысканий или принудительных мер, которые могут быть приводимы в исполнение не иначе, как с содействием правительственной власти. Братства открываются при церквах и монастырях с благословения и утверждения епархиального архиерея и по сношении с начальником губернии. После издания положения 1864 года братства стали открываться в разных городах России. 18-го ноября 1879 года, по инициативе Преосвященного Феогноста, впоследствии митрополита Киевского, открывается братство и во Владимире во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Применительно к положению 1864 года для новооткрытого Владимирского Братства намечаются высокие и в высшей степени симпатичные задачи и в то же время принимаются решительные меры к проведению этих задач в жизнь. Для просвещения подрастающего поколения братство учреждает целую сеть церковно-приходских школ. Для религиозного обучения взрослых организует народные чтения и внебогослужебные собеседования, побуждая к тому приходское духовенство, снабжая его нужными книгами, световыми картинами. Для той же цели предпринимается издательство брошюр религиозно-нравственного содержания и распространение в народе назидательных и полезных книг. Для укрепления православных в истинной вере и вразумления заблудших развертывается братством широкая миссионерская деятельность с организацией бесед со старообрядцами и сектантами. Является, наконец, епархиальная библиотека, единственная в то время общественная библиотека в гор. Владимире. Учреждается церковное древлехранилище, певческие курсы и иконописные школы в селах Мстере и Холуе. Годы правления Владимирской кафедрой Архиепископа Феогноста были временем особенного расцвета деятельности братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Это был самый славный период в его существования. Владимирское братство приобрело широкую известность и за пределами Владимирской губернии и удостоилось Высочайшего одобрения Государя Императора Александра III. По переходе с Владимирской кафедры Архиепископа Феогноста, деятельность братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского, вследствие разного рода обстоятельств, к сожалению, в значительной степени сократилась. Ныне Высокопреосвященнейшему нашему Архипастырю благоугодно призвать наше братство снова к усилению его деятельности, к той энергичной и созидательной работе, потребность в которой живо чувствуется всеми, кто останавливается мыслью на знамениях переживаемого времени. Норма и характер этой деятельности, к которой мы ныне все настойчиво призываемся, определяются, конечно, основными положениями устава нашего братства. Не забудем только при этом одного.
Юго-западные братства, являющиеся прототипом наших современных братств, были сильны потому, что представляли строго дисциплинированную семью, крепкую внутренними связями христианской любви и единомыслия. Братства примером личной жизни своих членов возбуждали и других к самоусовершенствованию и являлись учреждениями воспитательными для христианской личности. Это — главнейшее условие жизненности и нашего братского дела. Только при нем будут иметь значение все те учреждения и вспомогательные религиозно-просветительные средства, которым и братство располагает и пользуется. Невольно приходят на мысль слова, сказанные тридцать пять лет тому назад в этом самом доме приснопамятным учредителем братства Высокопреосвященным Феогностом при открытии братства: «Наше братство будет прочно и крепко, если будет соединяться и укрепляться самым твердым союзом любви к Богу и ближним. Святая любовь членов братства к Богу и ближним всегда найдет время, и силы, и средства к осуществлению целей братства, клонящихся к славе Божией и к славе наших собратий о Господе... Пока это святое чувство будет живо в нас, существование братства и его благотворительной деятельности может считаться обеспеченным». Н. Малицкий. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 3-го января 1915 года).
14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана Затворника Богоявленское церковное православное братство при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере. Братство святого благоверного великого князя Александра Невского
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Внебогослужебные собеседования
Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии
Copyright © 2017 Любовь безусловная
|