Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
16:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Богоявленское церковное православное братство в сл. Мстере

Богоявленское церковное православное братство в сл. Мстере

8 мая 1864 года объявлены Высочайше утвержденные правила для учреждения православных церковных братств, с целью служить пользам и нуждам православной церкви: для украшения св. православных храмов, для распространения духовного просвещения, для дел христианской благотворительности, на пользу православных собратов и меньших братий своих, защищать права церкви, и православных сынов ее от нападения раскольников. Во Владимирской губернии первый воспользовался таким объявлением правительства, крестьянин сл. Мстеры Александр Козьмич Голышев; всегда соревнуя православию, и убежденный долголетним опытом в том, как бедны православные храмы в сл. Мстере, и угнетены православные бедные сыны ее, от тяготеющего над ними ига раскола, он изъявил желание, в прошении преосвященному Феофану епископу Владимирскому и Суздальскому, учредить общество православного церковного братства в слободе Мстере; преосвященный обратил на это свое просвещенное внимание и по сношению с начальником губернии утвердил проект устава и затем разрешено открыть церковное братство.
Торжественное открытие братства происходило 14 числа октября месяца. Для этого случая прибыл в слободу Мстеру владимирского Архиерейского дома духовник и исправляющий должность Эконома, иеромонах Моисей, представил от его преосвященства в благословение братству икону Покрова Пресвятой Богородицы, привет братству и письмо учредителю А.К. Голышеву.
Накануне открытия, 13 числа, совершено всенощное бдение иеромонахом Моисеем, соборне с местным благочинным и приходским священником; икона Покрова Пресв. Богородицы положена была на аналое, храм был прилично освещен; на другой день (14 октября) благовест в большой колокол возвестил православным сынам о торжественном для них событии, литургия совершалась соборне теми же лицами, о которых сказано выше, в присутствии вязниковского исправника А.С. Гвоздева, который нарочно прибыл из г. Вязников присутствовать при открытии братства, пристава 1-го стана вязниковского уезда Ф. Приклонского, и Мстерского волостного старшины В.И. Сенькова.
Во время литургии иеромонах Моисей произнес поучение к православным о великом для них событии, и наставление новым членам действовать по данному им уставу.
По окончании литургии иеромонах Моисей вышел из алтаря с св. крестом и грамотой от его преосвященства, взошел на амвон, с правой стороны стал священник с св. евангелием, а с левой священник с иконой Покрова Пресвятой Богородицы; в это время прочтена была грамота его преосвященства…
По окончании чтения иеромонах Моисей предложил православным идти помолиться Богу в дом волостного правления, в котором определено уставом иметь братству свои собрания.
Из церкви Богоявления к дому волостного правления шествовал крестный ход с св. иконами и в доме волост. правления совершено молебствие с водоосвящением перед иконой Покрова Пресв. Богородицы и другими иконами из церкви Богоявления. По окончании молебна подписан акт духовными и гражданскими властями по случаю совершившегося открытия православного братства; вслед за тем лица изъявившие желание быть членами братства под председательством Владимирского архиерейского дома духовника и исправляющего должность эконома, иеромонаха Моисея избрали из среды себя попечителя братства А.К. Голышева, и как только подписали члены братства акт о избрании попечителя, все присутствующие и члены братства отравились вместе с св. иконами в церковь Богоявления принести благодарственное молебствие Господу Богу, перед началом коего благочинный Онисим Мартынович Вишневецкий (1816-1896) произнес речь к новым членам братства.
По окончании молебствия провозглашено многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику и всему Августейшему дому, Святейшему всероссийскому Синоду, Правительствующему Синклиту, почетным попечителям братства, преосвященному Феофану епископу Владимирскому и Суздальскому, и Владимирскому губернатору, генерал лейтенанту Александру Петровичу Самсонову.
Из храма Богоявления все присутствующие и члены братства были приглашены в дом к учредителю, избранному попечителю А. К. Голышеву; в доме его после чая, иеромонах Моисей предложил тосты за здравие Государя императора, Государыни Императрицы, Государя Наследника и всего Августейшего дома, почетных попечителей братства, учредителя братства и членов его; все тосты были встречены присутствующими с искренним удовольствием, а духовенство каждый тост приветствовало пением «многая лета».
На другой день, 15 числа октября, братство открыло первое свое собрание, под председательством избранного попечителя, и в присутствии почетных членов: иеромонаха Моисея и благочинного А. М. Вишневецкого; приятно было видеть такую христианскую беседу православных сынов церкви; беседа эта открылась духовным началом; как собрались члены братства единогласно пропели «Днесь благодать Святого Духа нас собра», потом «Царю небесный» и тропарь Покрову Пресв. Богород. «Днесь благовернии людие»: на столе положены были св. евангелие и крест Господень. Члены братства все приложась к св. евангелию и кресту, начали обсуживать свои обязанности и предназначения на новое поприще христианской благотворительности; приятно встретить такое единодушие православных членов братства, посвятивших себя на пользу своих бедных собратов. В первое собрание братства избрали товарища попечителя,- крест. с. Мстеры Степана Борисовича Куликова, члена казначея,- кр. сл. Мстеры Ивана Тимофеевича Антоновского, а за тем было много сказано задушевных слов членами братства. Попечитель жертвует портрет Государя Императора в комнату, в которой будет иметь свои собрания братство; члены братства, крестьяне слободы Мстеры П.И. Морозов и М.С. Куликов изъявили желание написать икону, изображающую Богоявление Господне, портрет Пр. Феофана и икону Князя Александра Невского; член братства, кр. сл. Мстеры М. П. Точнев изъявил желание написать копию с иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Многие члены заявили самые душевные желания на пользу братства, и определили икону Покрова Пресв. Богородицы носить в крестных ходах. Подписаны в собрании благодарственные изъявления почетным попечителям братства: его преосвященству Феофану епископу Владимирскому и Суздальскому и Владимирскому губернатору генерал лейтенанту Александру Петровичу Самсонову. После заседания, пропев молитву Пресв. Богородице «достойно есть яко во истинну», разошлись по домам.

ПРИГЛАШЕНИЕ от Общества православного церковного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере 1865 г.

14 октября 1864 г. открыто по благословению Святителя Феофана Затворника Православное церковное братство при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере. Братство имеет целью служить нуждам и пользам Православной Церкви, противодействовать посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, заботиться о созидании и украшении православных храмов и распространять и утверждать христианскую благотворительность и духовное просвещение.
Со времени своего недавнего существования, Общество, несмотря на новизну дела и неизбежные на первых порах препятствия, при помощи Божией успевало в достижении своей цели оказанием просильной помощи православных, пострадавшим от пожара, скотского падежа и в других подобных случаях, а также пособием народной школе с библиотекой при ней, и бедным вдовицам и сиротам, из которых в прежнее время многие обращались за помощью к раскольникам, нередко изменяя своей Вере,- и уже имеет в своем составе почетными членами: 11 лиц из духовенства, 12 из дворян, 2 из крестьян; действительными членами: 30 из крестьян; членами-ревнителями: 8 из крестьян же, а всего 63 члена.
Для расширения и упрочнения своей деятельности на будущее время, с благословения Его Преосвященства, Феофана Епископа Владимирского и Суздальского, Почетного Попечителя и Члена Братства, Общество сим имеет честь пригласить всех ревнителей св. Православной Церкви и верных чад Ея – не благоугодно ли им вступить в число членов Братства, согласно Уставу Общества, или оказать ему посильные благотворения и пожертвования «на нужды Православных, по распоряжению Братства». Общество надеется на благочестивых и христолюбивых благотворителей и из светского круга, но особенно ожидает оно христианского сочувствия себе от О.О. Благочинных епархии, которые, вступив в число членов Общества сами, христианской любовью расположат к тому же и других, известных им лиц.
Отзывы о вступлении в Члены Общества, а равно и приношении адресовать: В Общество Богоявленского православного братства в слободе Мстере, Вязниковского уезда Владимирской губернии, через Вязниковскую Почтовую Контору. О членах, вступающих в Общество, их взносах и всякого рода пожертвованиях своевременно будет печатано в Епархиальных Ведомостях. Общий же отчет о своей деятельности и употреблении пожертвований Общество будет печатать по истечении года.

На этом приглашении Общества Его Преосвященством написано: «Очень будет утешительно, если найдутся сочувствующие».
/«Владимирские епархиальные ведомости» Официальная часть № 12 (15 июня)/

ГОДИЧНОЕ ПРАЗДНЕСТВО
Богоявленского Православного Братства
в Слободе Мстере
24 Октября 1865 года

Православное Мстерское Братство окончило первый год своего существования, и с теми же христианскими чувствами, как и при основании и открытии Братства, оно ознаменовало его празднованием. Ко дню празднества прибыл от преосвященнейшего Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, эконом архиерейского дома, иеромонах Моисей. В назначенный 24 октября день, после утрени, им совершена божественная литургия в Богоявленском Мстерском храме, перед окончанием коей он обратился к членам Братства с следующими словами: «… прежде всего и более всего помните Господа Бога и свой долг – стоять твердо и неуклонно за св. веру и св. церковь Православную. А для сего – непременное условие – живите так, как того требует св. Евангелие; ибо пример благочестивой жизни действует на человека убедительнее слова. Как же жить по евангельски? Послушайте: имейте ко всем нелицемерную любовь, а паче всего к присным в вере. Дело же любви таково: обижает ли вас кто словом или делом? Не воздавай за обиду обидой и не мысли зла. Видишь ли кого в несчастье? Помилосердствуй о нем и помоги чем можешь. Когда хвалят,- не превозносись, и сделавши доброе дело не гордись. Всяк дар от Бога, а не от нас. Гордился фарисей своими делами говоря: Господи, я не как прочие люди – пощуся два раза в субботу, десятую часть из своего имения отдаю бедным; он и делал это, но похвалился, и – все доброе потерял. Не завидуй, когда видишь ближнего своего в благоденствии – в чести и богатстве, а себя в трудах, презрении и нищете. Ибо как знать – кто ближе к Богу? Болеет ли кто? Посети болящего и утешь его надеждой на милосердие Божие и заслуги Христа Спасителя. Заблуждается ли кто в вере? Образумь такового, скажи ему – чтоб церкви не бегал, св. причащения не порочил, священство, Богом установленное, принимал. Ведь кто церкви бегает, тот Христа Спасителя бегает. Почему? Потому что глава церкви Христос. Кто церкви бегает, тому церковь не мать, а кому церковь не мать, тому Бог не отец. Таковый, как заблудшее дитя, живет без покрова и защиты от отца небесного и св. угодников Божиих, ибо они врагов церкви не защищают. Кто порицает тело и кровь Господню,- тот живой мертвец и за гробом не наследует жизни вечной. Сам Господь сказал: «аще кто не снесть плоти Сына Человеческаго и не пиет крови Его, живота не имать в себе». Кто священников православных не принимает, тот все равно что Христа Спасителя не принимает, и кто их отметается, тот самого Христа Бога отметается, и проч. … И в заключении: «как в сельских трудах случается, что при всем старании и усердии – семя засеянное, несмотря на хорошую обработку земли – пропадает, если не будет благотворного дождя с неба, так равно и в духовном делании, хоть все силы свои истощи, но если не будет благословения Божия Свыше,- все напрасно. А потому, чтоб вам напрасно не трудиться, дело спасения свое и ближнего вести благоуспешно,- молитесь Богу чаще, молитесь не кое-как, а от чистого сердца; прибегайте ежедневно за помощью к Царице Небесной, Покрову коей вы вручены изначала. Они никому не отказывает в помощи, как Мать милосердного, но всех с верой и теплой молитвой к Ней прибегающих приемлет, вразумляет, защищает и спасает. Она есть заступница усердная, утешение скорбящим, божественный покров рабом своим».
По окончании литургии иеромонахом Моисеем, соборне с о. благочинным и приходским священником, совершено молебствие с акафистом Покрову Пресвятой Богородице, и последовал крестный ход в общественный дом Волостного Правления, в котором также совершено молебствие с водоосвящением, в присутствии членов Братства и других православных. После этого молебствия Ив.К. Успенский произнес следующую речь:
«Учреждение нашего общества – православного Братства, необходимо есть дело той же религиозно-нравственной, благодатной силы, принадлежащей ревнителям Православия, которыми Христова Церковь во все времена от начала христианства была богата. Милостивый Господь никогда не оставляет св. Церкви своей, и всегда посылал соответственно нуждам ее и скорую помощь. Проследите историю церкви,- и увидите, когда особенно являлись великие личности и образовывались даже целые общества, сильные словом проповеди и святостью жизни содействовавшие к тому, чтоб возглавить всяческая во Христе? Известно, что во времена или усиления ересей и расколов, или упадка нравственности в обществе. Вследствие усиления ереси например злочестивого Ария, отвергавшего божество Сына Божия, гордого Новата, учившего не принимать в церковь падших, Македония, отвергавшего божество Духа Святого, Нестория, считавшего Христа Спасителя простым человеком, во время смут иконоборческих и проч.,- правитель церкви – Христос Господь на победу и посрамление еретиков воздвигал великих отцов и учителей, какими были: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Ефрем Сирин, св. Тарасий Константинопольский и другие. Богатые силой слова, они разоблачали хитрости еретиков, святостью жизни возбуждали в остальных членах церкви православный дух благоразумной ревности по вере, а многие, оставляя уединение для укрепления православных в вере и для обличения еретиков, ходили по городам и селам с проповедью Евангелия. Тоже было и в нашей Греко-Российской Церкви, когда являлись в ней возмутители церковные, например в 1151 году некто Мартын, родом армянин, вооружавшийся против обрядов нашей церкви, в 14 веке Стригольники, отвергающие священство и таинства Церкви, в 17 веке униаты, отторгавшие православных в латинство.
Дело несомненное, что ревнители благочестия воздвигаемые Богом в тяжкие годины Церкви получали силу и дух разоблачать ложь и уяснять истину в той же Христовой Церкви, всегда богатой и обильной дарами св. Духа. Промысел Божий, как-бы нарочито блюдет для таковых времен испытания обильный источник и силу св. благодати – да покажется и торжество Церкви во всем ее величии, и искуснии мужие явлени будут.
Но и враг Бога и человеков – диавол не дремлет. Он бр., и в настоящее время является все тем же врагом веры и церкви, только под видами более тонкими, чем прежде; от долговременного навыка во зле он выучился являть свои козни в более блестящей, привлекательной форме. Доказательства этому: возникновение и усиление повсюду разных раскольнических сект, поповщинских и беспоповщинских – с мелкими их толками, правда более или менее нелепыми, но крайне вредными для церкви,- упадок нравственности, усиление пьянства, лжи, обмана и т.п. Знаем мы все, что нынешние раскольнические секты давно обличены – в лице древних еретиков, и св. соборами преданы проклятию, а нравственные правила высказаны ясно и точно в Законе Христовом: однако и нам непростительно оставаться праздными зрителями деющейся среди нас неправды, лишь бы наша деятельность была благоразумна и имела ввиду славу Божию.
Кийждо вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Римл. 15, 2), говорит св. апостол Павел. И сами как живые камни созидайтесь во храм духовен, святительство святое, возносить жертвы духовны, благоприятны Богови Иисусом Христом, заповедует другой апостол (1 Петр. 2). Как в вещественном теле для его здоровья необходимо стройное действие всех членов: так и в теле духовном, Христовом, коего мы все члены, только тогда будет здоровое состояние, когда будет в нас единение христианское и единодушие. А есть ли оно у нас? Кажется нет. Многие к сожалению в здешней местности, даже из православных, по предзанятым ли ложным мыслям,- «не наше – де дело приводить в раскаяние уклоняющихся от веры и нравственности»,- или по необстоятельному уяснению благой и святой цели братства, не только не хотят вступить в него сами, но и вступивших в него всячески – дружбою, родством, материальными интересами отклоняют от единодушия, не примечая, что сим отклонением делают вред своей душе.
Цель нашего Братства святая. Она состоит в том, чтоб защитить права веры и церкви от раскольников, водворить между бывшими некогда единоверными братьями мир и согласие, выгнать из общества православного нравственные недуги – ложь, обман, пьянство, распутство. Сами видите,- цель благая, и никто, в ком есть искра добра, не должен бы противодействовать ей. Между тем – так ли на деле? Не только слышишь не сочувствие к добру, а еще укоризны. Что же? Уклоняться ли из-за укоризн от св. дела? Нет! Станем бодрственно на божественной страже! Всецело и на следующий год посвятим себя на служение ближнему; не дадим в посрамление веры православной! Охладеть в предпринятых нами подвигах значит тоже, что оставить беззащитной мать свою Христову Церковь. Обижаться ли нам за то, что нас порочат, и воздавать за это злом? Сохрани Господи! Господь заповедал за зло воздавать добром, молиться за творящих нам напасти,- молиться не о том, чтоб Господь им отомстил, а о том, чтобы Он простил ненавидящих, обидящих и творящих нам напасти и не допустил их, ради нас грешных, погибнуть».

В 3 часа по полудни происходило годичное заседание братства. Перед св. крестом, евангелием и св. иконами возжены были свечи. Приступая к заседанию, присутствующие члены пропели: «Царю Небесный», тропарь Покрову Пресвятой Богородице и «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», и приложась к св. кресту и евангелию сели на места. Попечитель открыл заседание краткой речью:
«Слава Тебе Боже! Мы соединенные святой верой и узами любви Христовой прошли целый год. Трудно было идти нам дорогой указанной Провидением. Но мы все-таки прошли. Теперь перед вами будет отчет наш, и вы в нем увидите все. Я с своей стороны, как избранный вами попечитель, прошу вас не охладеть к святому делу; его будем стараться всеми силами продолжать и поддерживать по любви нашей к православной вере. Бог милосерд! Он не оставит втуне трудов ваших. Пойдемте же и в этот год тою же прямой дорогой и с тем же духом любви и снисхождения к заблудшим, как шли и в протекшем году!»
После этой речи прочитан протокол предшествовавшего заседания, и за ним делопроизводитель братства прочитал записку следующего содержания:
«Прежде чем мы начнем наше годичное заседание, я позволю себе сказать вам, м.г., несколько слов. Слава и благодарение Богу! Мы по братски прожили первый год, но всем вам хорошо известно, что с самых первых дней открытия нашего братства и по сие время не по-братски на нас смотрят многие другие.
Утешительно, что нашлись люди, которые встречали наше новое учреждение благословениями. На первый же год мы имели счастье в кругу своего братства видеть многих, из высшего круга, почтенных особ. Но утешаясь этим лестным для нас сочувствием, озаботимся и на будущее время не терять к себе доверие.
Другие – и большинство – сопровождали нас укоризнами и поношениями. Это вы знаете,- но не смущайтесь. Правда не легко нам было идти путем укоризн и поношений, особенно не легко бороться с расколом, но никакое доброе начинание не обходится без борьбы и не совершается вдруг. Чуть ли не все из нас потерпели оскорбления со стороны раскола, но Господь заповедал молиться за творящих нам напасть. Он, видя наше терпение и жизнь, умягчит сердца поносящих нас, заблудивших с пути истины, и вразумит их.
Третьи от нас ожидают больших результатов нашей деятельности. И вот мы отдаем отчет во всех наших действиях и предприятиях. Пусть наши дела не столько велики, как в других обществах и братствах. Малы, бедны наши средства, да и наше братство сложилось, так сказать, не из капитальных предположений, а из горячего, ревностного желания споспешествовать благу св. веры и церкви православной.
Будем надеяться, что ради терпения нашего, обстоятельства нас окружающие изменятся к лучшему, и наше братство добьется наконец милостивого покровительства и законного ограждения от нападений тех, коим оно не нравится».

В заключение заседания прочитан отчет о действиях братства, и по окончании его отправлен благодарственный молебен Господу Богу, а на нем провозглашено многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, Государыне Императрице, Государю наследнику и всему Августейшему Дому; Святейшему Всероссийскому Синоду; почетным попечителям: преосвященнейшему Феофану, епископу Владимирскому и Суздальскому; начальнику Владимирской губернии П.А. Шатохину и бывшему начальнику Владимирской губернии, покровителю братства А.П. Самсонову, местному попечителю, членам Братства и всем православным христианам.
/Мстера. 24 Октября. 1865 года./

Праздник Богоявленского Православного Братства в слободе Мстере 9 января 1866 года

Небольшое и небогатое Мстерское братство в конце прошлого года (1865) было обрадовано великой милостью Августейшей Государыни нашей Императрицы Марии Александровны. Перед праздником Рождества Христова возвратившийся из С. Петербурга делопроизводитель братства И.А. Голышев заявил его членам, что Ея Императорское Величество Государыня Императрица в 6-й день декабри прошлого года соизволила пожертвовать на нужды братства 150 рублей сер., которые и записаны в книгу братства и внесены в его кассу. Обрадованные такой Высочайшей Ея Императорского Величества благоволения, единодушно положили совершить торжественное по сему случаю благодарственное празднование. Праздник назначен был на 9 января и происходил следующим образом.
В воскресенье 9 января, все наличные члены братства и все почти православные жители сл. Мстеры собрались в Мстерский храм к литургии, на которой, состоящий при братстве Владимирского Архиерейского Дома послушник И.К. Успенский произнес, воспользовавшись случаем, назидательное для членов братства и правду говорящее о наших раскольниках слово.
«Своею Монашескою милостию бр., Государыня Императрица воодушевляет и укрепляет нас на поприще нашей, деятельности во благо Св. Веры и Церкви Православной. Ея истинно матерински болеющему о благе подданных сердцу, конечно более нас желательно, чтобы Св. Церковь Православная повсюду прославлялась, а ереси и отступства низлагались. А после сего, нам — имеющим высокий пример Государыни Императрицы можно ли оставаться безучастными к делу торжества Св. Церкви и Веры Православной?.. Как жаль, что многие в здешней веси, по слепоте ума своего и по упорному невежеству, не в том. полагают Св. Веру, в чем учили и полагали ее Св. отцы и вселенские соборы. Одни полагают ее в пальцах: крестись двумя перстами,— вот и вся тут вера и все спасение — толкуют они; другие — в старых книгах, третьи — в двоении аллилуиа и проч. И странно! О пальцах поднимают жаркие споры и частно и в общих беседах,— из-за пальцев отделяются от св. церкви, не пьют и не едят вместе, даже обзывают друг друга еретиками, отступниками. Подумайте бр., разве пальцы нас спасают? Не они, а правая вера и добрые дела: иже имать веру, спасен будет, говорит Спаситель; мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Так — любовь знак истинной веры, а не пальцы! «Пальцы — крест» говорят раскольники; не правда! Не пальцы — крест, и даже не знамение креста; не на пальцах Христос Спаситель распят был, а на кресте деревянном. Св. церковь, по материнскому снисхождению, допускает молиться и двуперстно тем, кои в вере согласны с нею, мыслят одно и крестясь двуперстно стараются умирить свою мысль с апостольским трое—перстным сложением. А что трех—перстное сложение действительно есть апостольское предание, на это можно указать каждому раскольнику из многих одно убедительнейшее доказательство, близкое к нам — мощи Св. Спиридона Просфорника, почивающие в Киевских пещерах. Поди туда и посмотри.
Одни спорят о пальцах; другие полагают, будто бы правота и неправота веры, а отсюда и спасение зависят от годов книги, ее переплета и застежек. Раскольники, говорят, по старой книге слушают, по новой возражают: «вот не слыхали этих сказок от без—застежных книг!» Други! Ни старые буквы с старыми листами и медными застежками не спасут нас, ни новые беззастежные, сами по себе, не погубят. Пророки, Апостолы и все св. мужи не потому спаслись, что якобы имели старые книги многие из них и читать не умели, а Богу угодили. Значит не от старой книги зависит спасение, а от учения содержащегося в книге, и от выполнения того, что написано в ней.
Вся разница между старыми и новыми книгами та, что новые книги исправнее старых. В старых много ошибок при печатании было внесено, и ошибок грубых,— что сознавали наши патриархи Иов, Гермоген, Филарет Иоасаф и Иосиф. Почитайте в их книгах предисловия и послесловия, и сами убедитесь в справедливости. Вот напр. что сказано в предисловии в книге о вере: «о прощении в погрешениих при конце книги сия имам молити господних, истинных рабов»,— или в послесловии в сборнике изданном при Патриархе Иосифе 1642 года читается: «мы грубии и неразумнии прилежно и припадающе со усердием прощения просим… елика убо аще вникнувше обрящете в ней неукрашение в словесех, или погрешение в речех, или неудобрение в деле; то по совету соборныя и апостольския церкви да исправите, и милостивии будете, молимся, нашего ума грубости и неразумия, и прощения согрешениям нашим подадите, а не клените». Таковые то найденные ошибки в старых книгах исправлены с самых древних греческих подлинников большим Московским Собором. Притом же, сущность учения церковного не в буквах и словах. Буква по писанию мертвит, а дух животворит. Придерживались Евреи одних букв, спорили за одни слова, оставив вящшая закона — милость, суд и проч. и погибли. Равным образом и ныне, кто спорит об одних словах и буквах, а оставляет христианскую любовь к Богу, св. церкви и ближнему, того ни какая старая книга не спасет. Истинная Православная Вера состоит в веровании сердцем и исповедании устами Бога Отца, Творца, Вседержителя, в Троице нераздельно пребывающего; в веровании тому, что Иисус Христос воистину есть Сын Божий, пришедший в мир грешных спасти; воистину пострадал, умер тридневно воскрес и вознесся на небо и паки придет во славе со ангелами судить живых и мертвых; в веровании сердцем и исповедании устами того, что Господь Иисус Христос основал на земли церковь святую, соборную и Апостольскую, даровал ей седмь спасительных таинств; в веровании тому, что ныне пребывает и до скончания века в церкви будет пребывать истинное причащение — Тело и Кровь Господа, и что сих — Тела и Крови Господней каждый христианин по крайней мере однажды в год должен приобщаться, чтобы быть живым членом церкви; в веровании, что будет воскресение мертвых и вечная жизнь, где праведники вечно будут блаженствовать, а грешники без конца мучиться; в веровании наконец в то, что есть св. ангелы, наши хранители, покровители и защитники от всякого зла, врагов видимых и невидимых. Святые Божии человеки, ходатаи наши пред Богом. И мало этого, истинная вера состоит в том, чтобы мы, во что веруем, то свято старались, по мере сил и способностей, при помощи благодати Божией, исполнять. Веруешь напр., что Бог един, наш Отец, Промыслитель,— к Нему Единому и прибегай в счастии и несчастий; веруешь, что Иисус Христос приходил на землю спасти грешников,— и не отчаивайся не говори: я великий грешник, могу ли надеяться на прощение! Не приидох призвати праведники, говорит Он, но грешники на покаяние. Веруешь, что Он придет судить живых и мертвых,— и живи по христиански, добро твори, а зла убегай; веруешь, что Он основал на земли церковь и даровал Ей седмь спасительных таинств, обещаясь пребыть в Ней и с нами до скончания века,— и не колеблись более, не говори: Бог знает, где ныне вера, где спасение?.. Св. Вера в церкви и в ней одной только можно спастись, а более нигде: ни у перекрещиванцев, ни у нетовцев, ни у австрийского посвящения. У всех раскольников души заживо в аду горят, находятся связанными и вовеки погибнут, если не обратятся к церкви. Почему? Потому что у них нет истинного священства, которому одному Господь поручил разрешать души от грехов, совершать св. причащение и прочие таинства. Веруешь наконец, что есть св. ангелы и святые богу-угодившие мужи и жены, и прибегай к ним за помощью,— взывай: ангелы Божии, хранители мои и покровители, умолите царя небесного о нас грешных! Снятии Божии человеки, упросите Господа, чтобы Он простил наши лютыя прегрешения! Пресвятая Богородице, спаси нас!..
Вот, други, в чем состоит истинная вера, а не в пальцах и, опять повторю, старых с застежками книгах и буквах. Сей то вере учили, на основании слова Божия, св. отцы; сию веру утвердили и вселенские соборы; о ней и в книге о вере, изданной при патриархе Иосифе, на 8 стр. на обороте сказано: сия вера Христова, сия вера апостольская, сия вера проповедана бысть от конец до конец земли по вселенней. Сия вера писанием святых богоносных отец и вселенских учителей утверждена, трудами исповедник и кровьми мученик украшена. Сице и мы веруем и исповедуем со Отцы Святыми».

В заключение слова Успенский сказал: «Пуст отныне, с получением Монаршей милости, скажу словами Св. Димитрия Митрополита Ростовского, христиане да пременят свои ветхие нравы на новые, да пременят злые в добрые, памятствующе... имя Иисус Христово, и того ради от всех злых себе да воздержат, на всякое же доброе дело да простираются, носяще в уме и сердце выну имя Иисусово, и за то имя до последния капли крови своея излияний нещадяще: тем же именем всесильным, яко крепким оружием да побеждают враги, не токмо видимые, но и невидимые, якоже советует св. Иоанн Лествичник глаголя: именем Иисусовым бий ратники, крепчайшаго бо оружия не обрящеши ни на небеси, ни на земли. И Петр Святый глаголет: несть инаго имени даннаго, в человецех, о нем же подобает спастися, токмо имя Иисусово, о нем же всяко колено кланяется небесных и земных и преисподних».

По окончании литургии отправлено было о. благочинным А.М. Вишневецким, вместе с приходским священником, молебствие св. равноапостольной Марии Магдалине, и за ним благодарственный молебен Господу Богу о благоденствии Государя Императора, Государыни Императрицы и всего Царствующего Дома. Перед молебствием с глубочайшим вниманием все присутствовавшие в церкви выслушали следующие, приличные случаю и теплые слова о. благочинного:
«Благоугодно было Ея Величеству Государыне Императрице Марии Александровне, 6-го декабря истекшего года, пожертвовать в наше Богоявленское Православное братство сто пятьдесят рублей чрез делопроизводителя нашего Братства. Поздравляю вас, братчики, с сею милостью земной царицы! Такое внимание матери царицы к нашему Братству весьма должно радовать всех братчиков; не может оно не радовать и всякого православного веси сея, и всякого, знающего о милости к нам Государыни. Монаршее благоволение, несомненно, укрепит наше юное братство на благое и богоугодное его делание в пользу братий наших, верноподданных чад благодетельницы нашей. Но чем мы возблагодарим августейшую благодетельницу нашу? Сильны в сердце нашем чувства благодарности к Ней, но слаб язык выразить их; сильна наша радость о благоволении к нам матери — царицы, но сами мы не сильны высказать ее. А поэтому, всего лучше думаю мы сделаем, если не своими словами, а хвалебными пениями и песнями св. церкви, в сей воскресный день, по сыновнему своему долгу, с сыновними искренними чувствами помолимся Господу Богу о здравии и благоденствии Отца Царя — Освободителя и Матери Царицы Покровительницы нашей и всего Августейшего Дома,— и о упокоении души Цесаревича В.К. Николая Александровича, который был утехою великих своих родителей и радостью сынов России. Дети, кроме духовной сей благодарности Отцу Царю и Матери Царице, ничего другого к престолу Их не могут принести, и для державной благодетельницы лучше и приятнее духовного сего дара ничего не может быть. Благодарное моление о здравии и благоденствии Царствующего Дома совершится в сем храме, а моление о упокоении души В.К. Николая Александровича совершится в храме Богоявления Господня, в коем покоятся здатели храма — князья Ромодановские, о упокоении души коих, многие из вас творят поминовение и сохраняют вечную память. Так бр. православные и верные сыны России вкупе с недостойными и грешными служителями престола Господня не обленитесь в том и другом храме помолиться Богу, в сем — о здравии и благоденствии державных своих помазанников, манием коих все мы благоденствуем, а в другом — о упокоении души Того, коего мы никогда не забудем и забыть не можем, бе бо мил сердцу нашему. Общее церковное моление всегда приемлет царь небесный; совокупное церковное моление радует царя небесного, радует и царя земного; общее детей моление к Отцу Небесному полезно для отца — царя земного, полезно и для детей его верноподданных».

Благодарственный молебен закончен обычным многолетствованием Царствующему Дому. После молебна заунывный, в один край колокола, благовест призвал всех братчиков и православных к молитве о упокоении души усопшего Цесаревича Николая Александровича. Так как Монаршая милость Братству оказана была, как знают читатели, 6-го декабря — в тезоименитый день усопшего Великого Князя, то Братство и положило отправить панихиду по Цесаревиче. Панихида совершена в холодном храме Богоявления Господня, где погребены создатели храма,— князья Ромодановские и закончена раздаянием милостыни нищим и бедным, находящимся в нашей богадельне.

В 2 часа пополудни этого же числа Братство имело первое свое заседание в новом году. На этом заседании постановлено: навсегда Братству свято хранить в памяти Высочайшую милость Ея Величества и для этого неопустительно в течение всего года присутствовать при церковных молебствиях о здравии и благоденствии Государя Императора, Государыни Императрицы и Государя Наследника; 8-же сентября — день рождения усопшего В.К. Николая Александровича, 6-е декабря — день Его тезоименитства и 12-е апреля — день кончины Его, совершать по усопшем Великом Князе панихиды. При сем делопроизводитель Братства пожертвовал медаль в память кончины Великого Князя, которую Братство постановило хранить на столе в комнате братских заседаний, а члены изъявили желание поставить в той же комнате иконы Св. Марии Магдалины и Св. Николая Чудотворца. В заключение заседания о. благочинным отслужен молебен Покрову Прсев. Богородицы, и провозглашено многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему Феофану, Епископу Владимирскому и Суздальскому и православному Братству.
Верим, что удостоившись на новый год Высочайшей милости Мстерское Братство окрепнет в своей деятельности на пользу Св. Веры и Церкви Православной!
И. Голышев.
10 января 1866 года. Мстера.
/"Владимирские Епархиальные Ведомости" Неофициальная часть № 3 (1 февраля 1866)/

Празднество Богоявленского православного Братства в Слободе Мстере в 1867 г.

19-е ноября 1867 г. было днем празднества Братства, которое началось молитвой за усопших. О. благочинный А.М. Вишневецким с приходским священником после утрени совершена заупокойная панихида о почившем в Боге Наследнике Цесаревиче Николае Александровиче, о членах братства: о. игумене Георгие, Алексие и Иване Мокряковых и о создателях храма князьях Ромодановских.
По окончании литургии совершено было молебствие Покрову Божией Матери, перед иконой присланной Братству, при его открытии, преосвящ. Феофаном, и провозглашено многолетие царствующему дому.
В 4 часа пополудни происходило в комнате Братства годичное заседание, перед началом которого все присутствовавшие пропели: «Днесь благодать Святаго Духа» и тропарь Покрову пресвят. Богородицы: «Днесь благовернии людие». Затем, совершено было молебствие Св. угоднику Иосифу Песнописцу в воспоминание чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора.
Заседание открылось чтением отчета и исторической записки о действиях Братства за трехлетний период его существования. Затем производились выборы на новое трехлетие: попечителя, товарища попечителя, казначея и делопроизводителя. Попечителем единогласно был избран основатель братства А.К. Голышев, товарищем Н.П. Говенин, казначеем И.П. Овчинников, делопроизводителем И.А. Голышев, который однако заявил Братству, что, хотя он будет всегда всеми силами содействовать к преуспеянию Братства, но по причине, глазной боли, не может принять на новое трехлетие сию обязанность, соединенную с весьма обширным письмоводством… выбрали на место его делопроизводителем состоящего при Братстве на архиерейских послушаниях Ив. К. Успенского...

22 июля 1867 г. было открыто Братством женское училище с рукодельным классом.
11 декабря 1867 г. открыто Мстерское мужское училище.
В училищах преподаванием занимался окончивший курс семинарии, состоящий при Братстве на архиерейских послушаниях И.К. Успенский, а в рукодельном классе жена делопроизводителя Братства А.И. Голышева безмездно. В 1868 г. в училищах имелось детей мужского пола – 55, женского – 59, а всего 114 человек, в числе которых есть дети последователей мнимой старины перекрещенского и нетовского толков, а также и дети единоверцев. Обучаются большей частью дети бедных родителей крестьян слободы Мстеры, и частью окрестных селений. Все ученики и ученицы пользуются безмездно всеми принадлежностями и учебными пособиями, доставляемыми Братством. Кроме того, для поощрения детей к прилежному занятию, Братством делаются подарки, состоящие из назидательных книжек, картин и т.п. Предметы преподавания следующие: утренние и вечерние молитвы; из закона Божия, краткий Православный Катихизис, священная история Ветхого и Нового Завета, чтение, письмо, арифметика и счисление на счетах; рукоделья: простое шитье, вязанье шерстью, гладью и бумагой и вышиванье полотенцев.
Училище женское осчастливлено неоднократно Высочайшими милостями Ее Величества Государыни Императрицы, пользовалось содействием Московской купеческой управы, а мужское вниманием Высокопреосвященного Антония, архиепископа Владимирского и Суздальского. При училищах есть своя библиотека, кроме основанной делопроизводителем Братства И.А. Голышевым, которая находится при братской комнате. Библиотека большей частью состоит из книг всемилостивейше пожалованных Государыней Императрицей.
В июле месяце 1867 г., во время пребывания в слободе Мстере Высокопреосвященного архиепископа Антония, был произведен учащимся публичный экзамен в храме Богоявления при большом стечении народа. Высокопреосвященный лучших из воспитанников благословил металлическими крестиками и книжками, и успехами учащихся остался очень доволен.

Деятельность Братства

Имея такую святую и высокую цель, братство, в продолжении первого года, сделало следующее: способствовало улучшению приходского в с. Мстере училища, которое было до тех пор в неблаговидном положении. Так, через посредство членов братства, приобретены весьма нужные для училища книги: Евангелие на русском наречии, буквари, учебники и жертвованы в течение года другие училищные принадлежности. Далее, несмотря на свои крайне ограниченные средства, братство, через подписки своих членов, содействовало приобретению пожертвований на покупку в г. Владимире дома для духовного женского училища; оказало пособие пострадавшему от пожара единовременным пожертвованием из сумм братства 10 руб. сер., и по отдельной подписке принесло в его пользу 11 руб. 99 коп. Кроме сего братством заведена продажа досок для икон с той целью, чтобы дать возможность бедным членам-иконникам и другим православным приобретать оныя во всякое время по умеренной цене, и пользоваться, хотя на краткий срок, кредитом. При господствующей здесь промышленности иконописания это не мало помогает не богатым, так как покупка досок в частных руках стеснительна.
Вместе с этим братство обратило внимание на недостатки существующей в сл. Мстере богадельни, в которой имеют помещение до 10 старух вынужденных, несмотря на преклонность своих лет, добывать себе пропитание собственными руками. При богадельне есть правда и кружка, с приличной надписью: «блажени милостиви, яко тии помиловани будут» - но она не доставляет пропитания проживающим, потому что деньги, вынимаемые из нее употребляются лишь на поправку здания. Братство имеет горячее желание это богоугодное заведение принять под свое покровительство, а равно и кружку взять в свое ведение. Чтобы призираемые в богадельне получали и содержание от нее, а жертвователи, опускающие лепты никак не на поправку общественного здания, видели, что их посильное приношение поступает действительно на пропитание нуждающихся. К сожалению это предприятие не пришло в исполнение в настоящем году вследствие некоторых преград.
Предпринято братством распространение православного в сл. Мстере храма. При Богоявленском храме древняя теплая церковь во имя Владимирской Богоматери очень тесна, и поэтому в бытность г. епархиального архитектора в сл. Мстере, по поручению попечителя братства составлен план на пристройку к церкви, которую братство и постарается привести в исполнение, если дозволят средства.
Для распространения книг издаваемых Святейшим Синодом, так как они преимущественно необходимы для простого народа, и между тем приобретаются им нередко за чрезмерно высокие для него цены, и вместе с тем для усиления своих средств – братство предприняло продажу изданий Св. Синода, на правах комиссионеров, каковое предложение, по сношении с хозяйственным управлением при Святейшем Синоде, и утверждено, хотя в настоящем году и не приведено еще в исполнение по причинам, от братства не зависящим.
Наконец, несмотря на все препятствия и столкновения, в духе кротости и любви христианской братство вступило с твердостью в защиту св. веры и православных христиан: наблюдало и прекращало наругания раскольников над обрядами св. православной церкви; наблюдало за открытыми молельнями, чтобы не производилось в них громогласного пения и раскольнических служб; останавливало публичные раскольнические погребения, служащие соблазном для православных, и – что еще важнее – старалось по возможности давать помощь желающим при конце жизни приобщиться Святых Христовых Таин, но не допускаемым к тому большаками – раскольниками, которые всячески стараются отклонить умирающих от Святого Причащения. Для утверждения в вере колеблющихся и удержания их от падения в раскол с одной стороны, с другой – для вразумления раскольников и привлечения их к единой святой соборной и апостольской церкви, в сл. Мстеру прислан епархиальным начальством проповедывать в церкви в сем направлении слово Божие г. Успенский, из окончивших курс семинарии – послушник Владимирского Архиерейского Дома, которого братство приняло на свое попечение,- и к своему утешению видит не малые плоды его проповеди.
К сему присовокупить надо, что для оживления веры памятию о засвидетельствовавших жизнию веру свою, по ходатайству братства, учреждено в древнем Богоявленском храме по окончании утрени или всенощного бдения совершать литию о упокоении душ усопших создателей храма, покоящихся в нем – князей Ромодановских.
Не излишне здесь же упомянуть, что в слободе Мстере находится Единоверческая церковь, учрежденная для того, чтоб способствовать немощным совестям вступать в общение с Православной Церковью, не отказываясь от того, что, по ошибочному их мнению, считается единственною или предпочтительною святынею. Братство имеет в мысли содействовать уничтожению средостения, разделяющего единоверцев от православных. Но до сего времени, оно заботилось только о том, чтоб пребыть с ними в мире и тем проложить себе путь к дальнейшему действованию.
Раскольники, всматриваясь в предпринятые братством меры и опасаясь как за настоящее свое положение, так и будущую судьбу своих сект, естественно с начала открытия братства восстали против него. когда, к неожиданности их, открылось братство и приступило к своим действиям, в пределах данного Устава, раскольники вооружились против него и явно и тайно, чтобы расстроить и даже уничтожить его. Но братство положило себе законом, твердо отстаивать права православия, не принимая однако ж таких мер, из-за которых раскольники могли бы идти наперекор. Оно считает лучшим скрывать все частные случаи притеснений и терпеть ради Христа, не выставляя выходок раскола,- но не может однако ж не заявить, как трудно православному братству вступить в открытую борьбу с фанатиками раскола,- как не легко отстаивать права веры и церкви в такой местности, где раскол смешан с православием и не без надежды ищет преобладания над ним. От напора раскольников православное братство могло бы ослабеть и окончательно сбиться, если бы не приняли участие к его поддержанию ревнители православия. Так пред основанием еще братства в нем принял самое теплое участие преосвященнейший Феофан, который писал к новоучреждаемому братству: «утешительно мне было встретить такое между вами единодушное намерение, во благо святому делу спасения своего и собратий ваших, обещающее не мало благих плодов», в заключение архипастырь, предавая братство благодати Божией, прибавляет: «смиренно молю, да утвердит она братство ваше, и да пребудет всегда с вами, внушая вам благое, и спасению его споспешествуя своими промыслительными действиями …». В письме своем попечителю преосвященнейший сказал: «Господь благословит и утвердит его (братство) во вся роды во славу имени своего и в отраду православному христианскому народу. Призываю благословение Божие на вас и дело ваше». Бывший начальник губернии Вязниковскому уездному исправнику писал: «… оказывать покровительство этому новому учреждению, принимая с участием всякое заявление по делам братства, и оказывая зависящее содействие, чтобы первому этому опыту учреждения придана была благовидность, соответственная важности его назначения».
Много получено и частных писем, в которых выражено сочувствие к новому учреждению.
Получено несколько предписаний от преосвященного Феофана, в которых архипастырь преподавал советы братству и содействовал в нуждах его, оказывал свое покровительство и утешал его в оскорблениях, наносимых со стороны раскола.

18 ноября 1868 г. священник сл. Мстеры Петр Руберовский утвержден Наставником училища Мстерского Богоявленского православного братства, а помощником ему определен диакон Гавриил Минервин.

ОТЧЕТ о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстере, 1869—1871 годы

Богоявленское православное братство уже седьмой год продолжает, при помощи Божией, свое скромное существование и деятельность его продолжается во всем согласно утвержденному уставу. Противодействие расколу, украшение храмов Божиих, пособие, по возможности, крайне нуждающимся православным и поддержание благосостояния братского училища,— вот что составляло постоянные заботы братства. В отчете за 1867—1868 годы подробно изложены все действия братства; в последующее за тем время, оно также все нападения со стороны раскола переносило в духе кротости и терпением своим достигло посильных успехов; открытие всех хранившихся в Богоявленском храме древностей, учреждение хора певчих и благоговение православных к церковному служе¬нию не могли не подействовать и на охладевших к православию: не говоря уже о единоверцах, видны стали в храме даже и раскольники.
Что касается украшения храма, то это так очевидно для всех: утварь, ризница и другие предметы, служащие к благолепию храма, в последнее время доведены до замечательной степени улучшения; все это по справедливости должно отнести к усердию ревнителя церковного старосты нашего попечителя А.К. Голышева, который жертвует на это своим достоянием, о чем и засвидетельствовано о. благочинным А.М. Вишневецким перед епархиальным начальством.
По примеру прежних лет благотворительность со стороны братства, насколько средства позволяли, состояла в пособии бедным православным в крайних нуждам их: в зимнее время братство снабжало их дровами, помогало некоторым при отправлении рекрутской повинности и впавшим в безвыходное положение всегда, по возможности, подавало руку помощи, а также доставляло отопление для богадельни. Братское Училище, помещаемое в доме попечителя А.К. Голышева, с 1867 года, безмездно, в настоящее время достигло благоприятных результатов; всех учащихся в нем ныне простирается до 50. Библиотека училища с каждым годом увеличивается. Всемилостивейшая Покровительница, Государыня Императрица не оставляет наше училище своими щедротами и не далее как в июне месяце 1871 года, снова из Собственной канцелярии Государыни Императрицы, в дополнение к книгам высланным с Высочайшего Ее Величества разрешения в разное время для состоящей при братстве женской школы, снова препровождены на тот же предмет: стихотворения Бутовского в 2-х частях 4-ре книги и учеб¬ный атлас России, 1 экземпляр; о получении уведомлен секретарь Ее Величества, тайный советник Мориц. Отрадно то, что в число учениц стали поступать и дети раскольников.
Закон Божий, главное основание жизни православного христианина, составляет основу всякого учения, и этот самый существенный предмет преподавания с отличным успехом вселяет в сердца детей достойный наставник о. благочинный А.М. Вишневецкий; 25 летний юбилей его служения на этом благом поприще, который отпраздновали ему родители и дети, есть выражение глубокой признательности к его заслугам. При этом нельзя не сказать и о том, что в детях развивается и привязанность к храму Божию и любовь к Государю Императору, Государыне Императрице и всему Царствующему Дому: во все высокоторжественные дни, дети приводятся в храм Божий на молитву к божественной литургии и молебствиям. Когда бывают в училище в доме попечителя, они постоянно находятся под его бдительным надзором. Все это не мало, конечно, способствовало к тому, что и самые староверы стали отдавать детей своих в наше братское училище.
В заключение остается благодарить Бога за все прошедшие к нам благодеяния и просить: да поможет и в будущем с успехом продолжать наше дело и с честью оправдывал даруемые нам милости Августейшей Покровительницы Государыни Императрицы.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 4-й. 1872).

День 7-го декабря 1889 года ознаменовался в Слободе Мстере обращением в Православие старообрядца поморской секты Ивана Петровича Кожина, уроженца деревни Выезда, Гороховецкого уезда, в которой, как известно, все население - закоренелые раскольники.

В 1879 г. во Владимире образовалось Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.
Пос. Мстёра
Свято-Богоявленский Мстёрский мужской монастырь

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (11.08.2016)
Просмотров: 2621 | Теги: Мстера, Вязниковский уезд | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru