Главная
Регистрация
Вход
Вторник
18.12.2018
19:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 553

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [990]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [338]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [120]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [191]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Деревня Выезд Гороховецкого района

Деревня Выезд

Выезд — деревня в Гороховецком районе Владимирской области России, административный центр Куприяновского сельского поселения.
Деревня расположена в 3 км к югу от Гороховца. Ближайшие населенные пункты: деревня Морозовка, деревня Алешково.

В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Красносельской волости Гороховецкого уезда.
В 1859 году в деревне числилось 63 дворов, в 1905 году — 99 дворов, в 1926 году — 124 хозяйств.

С 1929 года деревня в составе Куприяновского сельсовета Гороховецкого района.


Деревня Выезд

Численность населения: в 1859 г. – 543 чел.; в 1905 г. – 682 чел.; в 1926 г. – 579 чел.; в 2002 г. – 283 чел.; в 2010 г. – 257 чел.
В деревне находятся Гороховецкий районный дом культуры и спорта, фельдшерско-акушерский пункт, бывшая общеобразовательная школа закрыта.

Старообрядчество в д. Выезд

Деревня Выезд Гороховецкого уезда в конце XIX века являла собой один из центров старообрядчества в уезде и Владимирской губернии, была многочисленна и населена преимущественно старообрядцами-беспоповцами Поморского согласия преемлющего брак. Община старообрядцев, хранившая традиции дораскольной Руси, сохранялась в деревне на протяжении практически всего XX века, несмотря на гонения, репрессии и запреты то усиливающиеся, то ослабевающие в советский период. И только с уходом из жизни представителей старшего поколения традиционный быт и уклад многих семей существенно изменился. Этому способствовало и массовое переселение сельских жителей в Выезд из Горьковской (ныне Нижегородской) области в 60-80 гг. XX века.
На сегодняшний день в деревне осталось лишь небольшое количество пожилых жителей, придерживающихся канонов старой веры.
В конце XIX - нач. XX веков, благодаря развитию отходничества, востребованности и оборотистости большей части мужского населения, деревня Выезд процветала, о чем и сейчас свидетельствуют сохранившиеся в первозданном виде отдельные дома старожилов.
Старообрядческая школа в д. Выезд
Основатель всемирно известного в начале XX века Гороховецкого котельно-судостроительного завода крестьянин И.А. Шорин был старообрядцем.
И.А. Шорин родился в д. Выезд Гороховецкого уезда в крестьянской семье. В то время детей старообрядцев не принимали в школу. Иван Шорин рос самоучкой. Многие из мужиков, чтобы прокормить семьи, вынуждены были уходить из деревни на заработки. Особенно много уезжало в другие города по котельному делу. Профессия котельщиков передавалось в семье по наследству, из поколения в поколение. Иван Шорин продолжил дело родителей. И.А. Шорин был и известным благотворителем. И чем больше он получал прибыли от процветающего судостроительного завода, тем больше денег уходило на благие дела. На его средства были построены детский приют и пожарное депо в с. Красном (с 1961 года в черте г. Гороховца), но самое интересное – старообрядческая поморско-брачного согласия школа в д. Выезд.
Торжественное открытие состоялось 13 ноября 1912 года в праздник Св. Иоанна Златоустого. О большом значении этого события для старообрядчества свидетельствует и тот факт, что об этом празднике очень подробно писал известный среди староверов журнал «Щит веры», в рубрике «Церковно-общественная жизнь».
Среди выступающих на открытии: Молодов А.А. – Председатель Совета Нижегородской Общины старообрядцев-Поморцев; Шорин М.И. – управляющий судостроительным заводом, сын И.А. Шорина; Караваев Р.В. – преподаватель Закона Божия.
Речь А.А. Молодова была долгой. Говорил он о том, как нужны староверам школы и учителя, какое благо сделал для всех И. А. Шорин и все должны молиться за него: «Дети! ради Христа васъ всехъ прошу: молитесь, вставая отъ сна, молитесь, садясь обедать, молитесь, ложась спать, за нашего достопочтенного ревнителя, брата по вере Ивана Александровича Шорина».
После этого сыном И.А. Шорина – Михаилом Ивановичем была сказана речь, в которой была отмечена «неблаговидность и непристойность разных выражений и действий старших в своих семьях в присутствии детей». Школа была рассчитана на 100 человек учащихся, но могла вместить и больше, в день открытия записалось 76 детей.
В ноябре 1913 года в деревне был открыт молельный дом, построенный на средства общины и семьи Шориных. К сожалению, здание школы и молельный дом не сохранились до наших дней. Молельный дом был уничтожен во времена хрущевских гонений на религию, а здание школы по рассказам старожилов, сгорело приблизительно в 50-е годы ХХ века.


Старообрядческая часовенка (столбик) в д. Выезд

До наших дней сохранилось одно из немногих культовых сооружений, напоминающих о том, что некогда в Выезде существовала многочисленная старообрядческая община. Это небольшая часовня (скорее даже часовенка), построенная, вероятно, в период кон. XIX – нач. XX вв. Местные жители называли данное сооружение «часовня», «часовенка», «столбик».
По воспоминаниям старожилов, в частности Геннадия Борисовича Богданова, проживающего ныне в г. Асбест Свердловской области, некогда часовенка была украшена навершием, главкой с крестом, а в ее нишах помещались иконы. Еще в 1950-60-х годах иконы в нишах стояли, имелось остекление и вероятно, горела лампадка.
Из исторических источников следует, что подобные старообрядческие церкви-часовни появились после окончания активных гонений в отношении старообрядцев со стороны правительства и официальной церкви в конце XVIII - начале XIX вв. В часовню как в церковь по надлежащим случаям люди собирались на общую молитву. Часовни либо отмечали (осеняли) какие-то памятные места, либо ставились на местах погребения (осеняя их).
Как отмечает исследователь вопроса о традициях устройства часовен, М.Н. Трифонова: «Среди памятников самобытной архитектуры выделяются разнообразием типов часовни – небольшие деревенские культовые сооружения. Эти небольшие архитектурные сооружения на косогорах и в лесах, на кладбищах и в рощах, на полях и на лугах, в центре деревни и у самой кромки воды – зачастую незаслуженно забытые – как в народе, так и в ученой среде. Лишь подлинные ценители народного искусства умели разглядеть в них удивительную гармонию с природой и человеком».
Исследователь жизни и творчества И.Э. Грабаря, О.И. Подобедова, писала: «для него, как для истинного художника и ценителя, какая–нибудь всеми забытая часовня на далеком северном погосте была таким же произведением искусства, как и прославленные дворцы и палаццо Италии и Франции».
В облике деревни часовни иногда являлись единственной архитектурной доминантой. Часовня при въезде в деревню – ее ворота, в центре на возвышенности – ее венец, за околицей – прощальный взмах руки. Она олицетворяет окружающее пространство образом величественным или смиренным, суровым или доверительным, жизнерадостным или печальным, но всегда цельным, ясным и правдивым. На Севере в Поморье возникает тип собственно старообрядческой церкви без алтаря – часовни-церкви. Они предназначены для соборного моления – общей молитвы. Эта тема становится особенно актуальной в условиях отказа от священства старообрядцами-беспоповцами. С момента ослабления гонений во второй половине XVIII в. в городах и сёлах – крупных центрах старообрядчества (беспоповских согласий) стали строиться соборные моленные и соборные часовни. В конце XIX в. тип небольшой моно объёмной соборной часовни как приходской единицы распространился повсеместно в России и Прибалтике. Часовня в дореволюционной деревне – второй (после церкви) или единственный религиозный и общественный центр, место свершения религиозных обрядов, торговых и других сделок, проведения праздников и гуляний. Часовня могла играть двойную роль: как молитвенный дом и как памятник в честь конкретного события или лица. Часовни-памятники занимали промежуточную позицию между "официальными" и "неофициальными" святынями. Будучи установленными в населённых пунктах, не имеющих храма, они служили местом для проведения обрядов, связанных с освящением воды, рядом с ними проходили крестные ходы, обряды отпевания, читались поминальные молитвы. На сегодняшний день этот уникальный памятник в д. Выезд нуждается в охране и защите, как и многие другие. Задача каждого из нас сохранить культурное наследие предков для потомков. Жаль, что некоторые из нас не осознают этого, что еще можно - нужно спасти!


Жилой дом в д. Выезд, где отправлялись старообрядческие службы после закрытия молельного дома

Анжела ШАШКИНА
Гороховецкая краеведческая газета «Уездная хроника», 3 июня 2016.

Из Слободы Мстеры

День 7-го декабря 1889 года ознаменовался в Слободе Мстере обращением в Православие старообрядца поморской секты Ивана Петровича Кожина, уроженца деревни Выезда, Гороховецкого уезда, в которой, как известно, все население — закоренелые раскольники. Из этой деревни, лет восемь тому назад, Иван Петрович выселился по торговым делам в слободу Мстеру, где единомышленные с ним поморцы приняли его чрезвычайно радушно,— и открыл здесь свою торговлю разным мелочным товаром.
Но проходят годы,— Кожин усердно читает священные книги, обличительные против раскола сочинения и увещания к раскольникам, сближается и ведет беседы с местным священником, П.И. Руберовским, посещает собеседования и чтения в здешнем храме; имел собеседование и с бывшим в слоб. Мстере крестьянином П. Полуэктовым, исправляющим должность Православного миссионера. Древний Богоявленский храм и его святыня — чудотворная икона Божией Матери (О находящейся здесь Владимирской иконе Божией Матери свидетельствуют церковные описи за 1780—1789 год, в которых икона эта именуется чудотворной.) привлекают особенное внимание Кожина. Как человек от природы даровитый и, благодаря своим сношениям с лицами равного звания, довольно развитый, он не мог слепо, бессознательно относиться к вероучению поморцев, которое в его убеждении сильно подрывалось помянутыми выше обстоятельствами. И вот, чтобы окончательно и основательно решить возникшие в нем недоумения и выйти из состояния сомнения, он минувшей осенью отправляется в Москву, тщательно осматривает древние рукописи и старопечатные книги, хранящиеся в Хлудовской библиотеке, и достопримечательности Патриаршей ризницы и Троице-Сергиевой лавры. Эти исследования памятников священной старины приводят Кожина к полному и твердому убеждению в правоте Грекороссийской церкви, в истине и чистоте содержимой ею веры.
Возвратившись домой, Иван Петрович заявил о своем решении оставить пагубное заблуждение и немедленно обратиться на путь истины. В назначенный им самим день, на память Святителя Амвросия Медиоланского, совершено было присоединение его к святой Православной церкви, через таинство миропомазания, местным священником П. Руберовским. Восприемником новоприсоединяемого, по его избранию, был почетный гражданин И. А. Голышев. Чин присоединения совершался с подобающим благолепием и торжественностью; слова раскаяния, обета верности и отрицания ересей произносил новоприсоединяемый с благоговением, выражавшим глубокое его убеждение в принимаемой им Православной вере. По совершении чиноположения отслужен был благодарственный молебен; после сего новоприсоединенный и участвовавшее в совершении таинства духовенство были приглашены в дом восприемника, где совершено было еще краткое молитвословие с провозглашением многолетия. Здесь восприемник благословил новоприсоединенного Казанской иконой Божией Матери и вручил ему несколько изданий священного и назидательного содержания. Зять И.А. Голышева, священник Покровской в Вязниках церкви, И.В. Крылов прислал новопросвещенному приветствие, сопровождаемое благожеланиями и наставлениями. Содержатель иконописного заведения, крестьянин слободы Мстеры О.А. Панкрышев, поднес Ивану Петровичу Владимирскую икону Божией Матери, а иконописцы этого заведения — икону Спасителя.
Жена И.П. Кожина, Марья Григорьевна, вышедшая в замужество Православной, давно уже совращена была в поморскую секту и сделалась закоренелою раскольницей; по под влиянием благодатной перемены в муже, решилась и она оставить заблуждение, и на другой же день после присоединения его к Православию церкви, принесши покаяние, приобщилась св. Таин. Таким образом эта, до сего времени раскольническая, чета стала теперь безраздельно, единодушно Православною.
В первый, после сего радостного события, воскресный день, при многочисленном стечении народа в храме Божием, местный священник о. Руберовский сказал за литургией назидательное поучение, обращенное главным образом к новому сыну церкви Православной. В конце поучения пастырь пригласил всех предстоящих, купно с новообращенным, принести Господу благодарение; вследствие чего, по окончании литургии, отслужено было благодарственное молебствие, за которым оставались и с особенным усердием молились все, пришедшие к литургии в церковь. Взоры молящихся, обращенные к св. иконам, выражали самое живое и глубокое чувство; у иных на глазах заметны были слезы — отрадные слезы благодатной радости и благодарности (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1-го февраля 1890 года).
Гороховецкий уезд Владимирской губернии
Старообрядчество

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (05.02.2018)
Просмотров: 408 | Комментарии: 1 | Теги: Гороховецкий район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
"Михаил Иванович Шорин, выходец из крестьян деревни Выезд, родился в 1858 году. После непродолжительной болезни в 1936 году М.И. Шорин скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Жена его Александра Петровна умерла в 1927 году в Гороховце. Смерть ее была нелепой: утром рано затопила печь, но вспомнила, что с вечера поставила туда крынки со сметаной. Испугавшись строгого мужа, умерла от разрыва сердца. Похоронена в д. Выезд. "   
Уберите, пожалуйста, этот бред, кочующий с сайта на сайт. Спасибо.
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика