Главная
Регистрация
Вход
Суббота
03.12.2016
14:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [392]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [27]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [33]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [4]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Иван Александрович Голышев

Иван Александрович Голышев

8-го июня сего 1886 г. исполнится ровно 25 лет деятельности Ивана Александровича Голышева, бывшего крепостного крестьянина-самоучки, основателя и владельца литографии для производства народных картинок в слободе Мстере, Владимирской губернии, ныне члена разных ученых обществ. В виду имеющего исполниться 8-го июня сего года 25-летнего Юбилея Ее Императорское Величество Государыня Императрица, удостоив принять составленный и изданный потомственным почетным гражданином Голышевым альбом рисунков синодиков 1651, 1679 и 1688 годов, изволила высочайше повелеть благодарить его, Голышева, за таковое поднесение и, в знак признательности за многолетние труды Голышева, Всемилостивейше пожаловала ему графин с 4-мя чарочками, оправленными в серебро.
Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович, приняв составленный и изданный потомственным почетным гражданином Голышевым альбом "Рисунков синодиков 1651, 1679 и 1686 годов" и отчет о 25-ти летней его деятельности, изволил пожаловать ему, Голышеву, украшенную бирюзою булавку.
Императорское Общество Истории и Древностей Российских, в уважение наступающего 25-ти летия полезной деятельности потомственного почетного гражданина Голышева по изысканию, описанию и изданию разнородных и любопытных памятников русской старины, в годичном своем заседаний 18 марта сего года, единогласно избрало его, Голышева, в свои действительные члены.
/Владимирские Епархиальные Ведомости. 1886 г. № 9-н/


27 июня 1988 года исполнилось 150 лет со дня рождения Ивана Александровича Голышева и 130 лет со дня открытия им первой в России сельской литографии.
В 1840 г. Голышев основал промысел литографии. В 1858 г. мстёрским крепостным крестьянином И.А. Голышевым открыта литографию для печатания лубочных картин, в которой ежедневно отпечатывалось 3000 экземпляров.
/Газета «Призыв» 28 июня 1988 года./


Иван Александрович Голышев

Родился Иван Голышев 14 июня 1838 г. в крепостной семье, во Мстёре, предки его были потомственными иконописцами. К иконописанию его начал было приучать отец с детства, но потом по совету знакомых отдал сына в Москву, где молодой Голышев 4 года учился в Строгановском училище и занимался некоторое время в литографиях у разных лиц.
Школа, основанная А.С. Строгановым (и до сих лор это учебное заведение называют Строгановкой), имела замечательные традиции и могла бы за шесть лет обучения многое дать сельскому мальчику. Но Иван бросил ее на третьем курсе, хотя успевал вначале хорошо. Бросил потому, что школа не выдавала диплома крепостным, а вольную помещик ему не дал.
Но в Москве мальчик быстро уловил новое: печатание лубочных картинок с помощью литографского камня. Лубочные картинки окружали его с первых лет жизни. Ими были обвешаны стены дома, а потом отец занялся продажей книг и картинок. Привозил их из Москвы и усаживал за раскраску всю семью, позднее в раскрашивание было вовлечено до двухсот девочек и женщин Мстёры.
Ваня Голышев самостоятельно овладевает литографским делом. Покупает остродефицитные тогда литографские камни, сам рисует на них, делает отпечатки в одной маленькой литографии, с хозяином которой сдружился, а потом с помощью отца и на его имя (сам-то еще несовершеннолетний) открывает во Мстере, разумеется, с разрешения помещика и властей, собственное литографское заведение в 1858 году. Дело это было совершенно необычным по тем временам. Литографий и в Москве, и в Петербурге было мало, а первой сельской стала голышевская.
В 1859 г. И.А. Голышев случайно познакомился с К.Н. Тихонравовым, который посоветовал любознательному и даровитому молодому литографу заняться рисованием, а затем и изданием – замечательных местностей и предметов древностей. С этого времени и начинается та деятельность Голышева, которая дала ему известность.
Начал Иван Голышев работать на двух станках, потом купил ещё три, а шестой сделал сам, перед этим тщательным образом изучив иностранные. И выходило из этой литографии по 3000 картинок в день.
Все это, вместе с дешевыми книжками, привозимыми из Москвы, развозили и разносили по русским городам и весям мстерские, холуйские и вязниковские коробейники.
Прослышав про такую широкую торговлю Голышевых среди народа, к ним в 1861 году приезжал Некрасов, а потом через них распространял свои знаменитые «Красные книжки», формат и цвет которых поэту и подсказал Иван Голышев, как наиболее удобные и привлекательные для простого, малограмотного народа.
Он все свои познания, силы и средства направил на изучение местного края. Это же совпало и со знакомством с лицами, интересовавшимися книжной и картинной торговлей в офенском крае; по их предложению он начал сообщать сведения по этим вопросам в Петербург; там усердного труженика поощрили и тем ободрили начинающего, и он начал работать – не покладая рук.
В 1862 году была напечатана и первая статья И.А. в местных Губернских Ведомостях.
В 1862 году он открыл в сл. Мстере воскресную рисовальную школу и при ней библиотеку для чтения, чтобы доставить жителям правильное понятие и способы в рисовании к улучшению иконописания.

«В 1865 г. на основании утвержденных Святейшим Синодом правил о коммисионерской продаже книг печатаемых в Синодальных типографиях и вследствие ходатайства общества Богоявленского Православного Братства в слободе Мстере Владимирской губернии Вязниковского уезда, временно обязанный крестьянин Иван Голышев принят в число коммиссионеров по распродаже Синодальных книг в сл. Мстере на точном основании означенных правил» («Владимирские Епархиальные ведомости» Официальная часть №15).

Уже одной лубочной продукцией мог Иван Голышев прославить свое имя. Но другое направление жизни дала Голышеву встреча с К.Н. Тихонравовым, секретарем Владимирского губернского статистического комитета, редактором неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей», археологом, страстным собирателем и защитником старины. Тихонравов вовлек Голышева в деятельность статистического комитета, сделал его постоянным внештатным сотрудником губернских ведомостей. В них И.А. Голышев опубликует несколько сот заметок и статей.
Пройдя под руководством Тихонравова школу археологических изысканий, И.А. Голышев тоже станет коллекционером и ревностным защитником русской старины. В 1882 году он принял самое деятельное участие в спасении древних фресок Успенского собора во Владимире, которые было запланировано уничтожить при «возобновлении», т.е. ремонте собора. У горе-реставраторов была своя теория, что фрески важны одним археологам, что нет в них никакого изящества, «яркости красок, румяных лиц», что народу они неинтересны.
Не сумев убедить местные власти в необходимости сохранить фрески, Голышев бросился в Москву, опубликовал острую статью, сообщил о намечающемся варварстве председателю Московского русского археологического общества, в котором сам состоял, А.С. Уварову. Уваров создал комиссию из известнейших археологов и историков, которая и отправилась во Владимир и спасла древние фрески от уничтожения.
Используя свой художнический талант, Голышев, начинает издавать альбомы русских древностей, монографии, богато иллюстрируя их своими литографиями: «Альбом рисунков со старинных пряничных досок», «Памятники старинной русской резьбы по дереву», «Памятники древних церковных сооружений».
Альбомы эти сделали И.А. Голышева известным. На издание их откликались положительными рецензиями многие газеты и журналы, отмечая их достаточно высокий художественный уровень, интересность и огромную ценность для истории русского искусства.
Голышев избирается членом-сотрудником, членом-корреспондентом многих ученых обществ, награждается орденами и медалями, возводится в звание личного почетного гражданина, которое освободило его, наконец, от податного состояния, т.е. зависимости от помещика.
Он, уже почитаемый общественный деятель своего края, открывает бесплатную рисовальную школу и библиотеку для крестьянских детей, сам в ней бесплатно и преподает, библиотеку снабжает своими книгами и журналами, рассылает по музеям и библиотекам страны свои археологические находки: рукописи, иконы, картинки, различные старинные вещи, а в народные школы и училища своей округи — сотни книг и учебных пособий. Будучи земским и губернским гласным, Голышев добился повышения жалованья учителям, хлопотал за офеней, торговля которых все более и более ограничивалась правительством.
Свое отношение к чиновничье-помещичьему строю России Голышев четко выразил в своих воспоминаниях. Редакция «Русской старины, опубликовав их, основательно «подредактировала», вычеркнув все, что подрывало авторитет властей. Помещик, писал Голышев, находит множество способов вытянуть с крестьянина деньги. Строптивых отрывает от семьи в «пожилых летах», ставит на самые черные работы, бьет, вырывает волосы из бороды. И в том, что уже после реформы 1861 года помещики всячески препятствуют выкупу крестьян: «деньги возьмет, а отпускную не дает».
Кроме альбомов Голышев выпустил более двух десятков книг и брошюр, готовил к изданию двухтомное собрание сочинений, но успел подготовить только первый том, который вышел после его смерти.
Позднее имя И.А. Голышева было незаслуженно предано забвению и даже оклеветано. Кто-то, задним числом, нашел в некрасовском купце-выжиге из «Кому на Руси жить хорошо» сходство с И.А. Голышевым. При раскулачивании в 20-х годах нашего столетия, преследованиям подвергли уже престарелую, жившую очень скромно, его вдову, замечательно добрую, по всем воспоминаниям, женщину, верную спутницу и помощницу Ивана Александровича. Имя И.А. Голышева выпало из всех энциклопедических словарей. Произведения его ни разу не переиздавались, хотя давно стали библиографической редкостью и можно найти их только в главных книгохранилищах страны и музеях.
В последние годы возобновился интерес ученых и исследователей к наследию И. А. Голышева. В центральных научных и популярных журналах и сборниках появились статьи о нем, готовятся диссертации по его лубочным картинкам.
Но у нас на Владимирщине недостаточно хорошо помнится имя замечательного земляка. Шумят еще во Мстере посаженные Иваном Александровичем березы 6ывшей Голышевки, а дом его снесен. В Мстерском музее — всего несколько его картинок и икон. Цела еще могила, но заброшена. Нигде нет мемориальной доски, и имя не увековечено в названии, скажем, улицы. Здесь по-прежнему чувствуется явная недооценка значения наследия И.А. Голышева и подвижнической его деятельности в деле просвещения крестьянства, в сохранении памятников старины.

9 декабря 1896 г. скончался в сл. Мстере, Вязниковского уезда, известный археолог, почет. Член Влад. Губ. Статист. Комитета Иван Александрович Голышев.

/Ф. ПИГОЛИЦЫНА, член Союза журналистов СССР./

Вдова И.А. Голышева Евдокия Ивановна продала оставшуюся после мужы библиотеку.

См. Литография И. Голышева
Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии
Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере
Город Вязники.
Благовещенский Семибратский женский монастырь.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (01.08.2016)
Просмотров: 115 | Теги: Мстера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика