Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.09.2021
02:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [141]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1400]
Суздаль [421]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [447]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [236]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [155]
Гусь [166]
Вязники [300]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [259]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [148]
Промышленность [91]
Учебные заведения [133]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [76]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [31]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [1531]
архитекторы [6]
краеведение [47]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [28]
Оргтруд [26]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Голышев Иван Александрович

Иван Александрович Голышев

Иван Александрович Голышев (1838—1896) — владимирский крестьянин, археолог-любитель и краевед, литограф, издатель.


Иван Александрович Голышев

Родился Иван Голышев 14 июня 1838 г. в крепостной семье, во Мстере, предки его были потомственными иконописцами. К иконописанию его начал было приучать отец с детства, но потом по совету знакомых отдал сына в Москву, где молодой Голышев 4 года учился в Строгановском училище и занимался некоторое время в литографиях у разных лиц.
Школа, основанная А.С. Строгановым (и до сих лор это учебное заведение называют Строгановкой), имела замечательные традиции и могла бы за шесть лет обучения многое дать сельскому мальчику. Но Иван бросил ее на третьем курсе, хотя успевал вначале хорошо. Бросил потому, что школа не выдавала диплома крепостным, а вольную помещик ему не дал.
Но в Москве мальчик быстро уловил новое: печатание лубочных картинок с помощью литографского камня. Лубочные картинки окружали его с первых лет жизни. Ими были обвешаны стены дома, а потом отец занялся продажей книг и картинок. Привозил их из Москвы и усаживал за раскраску всю семью, позднее в раскрашивание было вовлечено до двухсот девочек и женщин Мстеры.
Ваня Голышев самостоятельно овладевает литографским делом. Покупает остродефицитные тогда литографские камни, сам рисует на них, делает отпечатки в одной маленькой литографии, с хозяином которой сдружился.
В феврале 1858 года ему удалось получить разрешение на открытие (на имя отца) в слободе Мстере литографического заведения; к этому времени у него было уже до 30 литографических камней. Дело это было совершенно необычным по тем временам. Литографий и в Москве, и в Петербурге было мало, а первой сельской стала голышевская.
В 1859 г. И.А. Голышев случайно познакомился с К.Н. Тихонравовым, который посоветовал любознательному и даровитому молодому литографу заняться рисованием, а затем и изданием – замечательных местностей и предметов древностей. С этого времени и начинается та деятельность Голышева, которая дала ему известность.
Начал Иван Голышев работать на двух станках, потом купил еще три, а шестой сделал сам, перед этим тщательным образом изучив иностранные. И выходило из этой литографии по 3000 картинок в день.
Все это, вместе с дешевыми книжками, привозимыми из Москвы, развозили и разносили по русским городам и весям мстерские, холуйские и вязниковские коробейники.
Прослышав про такую широкую торговлю Голышевых среди народа, к ним в 1861 году приезжал Некрасов Николай Алексеевич, а потом через них распространял свои знаменитые «Красные книжки», формат и цвет которых поэту и подсказал Иван Голышев, как наиболее удобные и привлекательные для простого, малограмотного народа.
Он все свои познания, силы и средства направил на изучение местного края. Это же совпало и со знакомством с лицами, интересовавшимися книжной и картинной торговлей в офенском крае; по их предложению он начал сообщать сведения по этим вопросам в Петербург; там усердного труженика поощрили и тем ободрили начинающего, и он начал работать – не покладая рук.
В 1862 году была напечатана и первая статья И.А. в местных Губернских Ведомостях.
В 1862 году он открыл в сл. Мстере воскресную рисовальную школу и при ней библиотеку для чтения, чтобы доставить жителям правильное понятие и способы в рисовании к улучшению иконописания.

Усадьба Голышевка В 1864 г. И.А. Голышев купил у помещика Протасьева в селе Барское Татарово пустошь в 13 десятин 18 сажен земли за 650 рублей. Село находилось в удалении от шумного тракта, но недалеко от родительского дома, «примостившееся через овражину к Мстере», поэтому оно и приглянулось Ивану Александровичу.
Здесь Голышев построил двухэтажный деревянный дом. На первом этаже была литография и книжная лавка, на втором – жилые помещения.
Усадьба «Голышевка» получила это название в 1877 г. при официальном расписании населенных мест как отрубное владение. С этого времени и начинается обустройство собственного дома, получившего впоследствии фамильное название «Голышевка». Дом в Барском Татарове возвышался среди цветущего кустарника, вся местность усадьбы плавно спускалась к реке Мстерке.
Дом занимал самое высокое место. Рядом располагались складские помещения, чуть подальше – амбары и коровник. Замыкали пространство двора забор с двумя воротами. Со двора шел выход в огород и фруктовый сад.
На первом этаже дома располагалась литография, книжная лавка, мастерская и кухня. На второй этаж вела широкая парадная лестница (над крытой верандой). Был еще другой ход с винтовыми ступенями. Здесь же располагался рабочий кабинет хозяина дома, где хранились книги, старинные акты, археологические находки, керамика. И.А. Голышев занимался метеонаблюдениями, а результаты направлял в Русское Географическое общество. Поэтому на стенах в доме висели барометры.
Для удобства работы в доме было приспособлено переговорное устройство, которое находилось рядом с рабочим столом хозяина дома. Оно представляло собой железную трубку с воронками на обоих концах. «Телефон» позволял общаться Ивану Александровичу с сотрудниками литографии, не отрываясь от работы…
В 1887 г. Н.С. Стромилов отмечал: «Прежде это местечко было заброшенной пустошью, не составляло ни значения, ни ценности, но вот трудами нового владельца пустошь оживилась. Почётная известность её хозяина привлекла сюда высокопоставленных лиц».

«В 1865 г. на основании утвержденных Святейшим Синодом правил о коммисионерской продаже книг печатаемых в Синодальных типографиях и вследствие ходатайства общества Богоявленского Православного Братства в слободе Мстере Владимирской губернии Вязниковского уезда, временно обязанный крестьянин Иван Голышев принят в число коммиссионеров по распродаже Синодальных книг в сл. Мстере на точном основании означенных правил» («Владимирские Епархиальные ведомости» Официальная часть №15).

Уже одной лубочной продукцией мог Иван Голышев прославить свое имя. Но другое направление жизни дала Голышеву встреча с К.Н. Тихонравовым, секретарем Владимирского губернского статистического комитета, редактором неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей», археологом, страстным собирателем и защитником старины. Тихонравов вовлек Голышева в деятельность статистического комитета, сделал его постоянным внештатным сотрудником губернских ведомостей. В них И.А. Голышев опубликует несколько сот заметок и статей.
Пройдя под руководством Тихонравова школу археологических изысканий, И.А. Голышев тоже станет коллекционером и ревностным защитником русской старины. В 1882 году он принял самое деятельное участие в спасении древних фресок Успенского собора во Владимире, которые было запланировано уничтожить при «возобновлении», т.е. ремонте собора. У горе-реставраторов была своя теория, что фрески важны одним археологам, что нет в них никакого изящества, «яркости красок, румяных лиц», что народу они неинтересны.
Не сумев убедить местные власти в необходимости сохранить фрески, Голышев бросился в Москву, опубликовал острую статью, сообщил о намечающемся варварстве председателю Московского русского археологического общества, в котором сам состоял, А.С. Уварову. Уваров создал комиссию из известнейших археологов и историков, которая и отправилась во Владимир и спасла древние фрески от уничтожения.
Используя свой художнический талант, Голышев, начинает издавать альбомы русских древностей, монографии, богато иллюстрируя их своими литографиями: «Альбом рисунков со старинных пряничных досок», «Памятники старинной русской резьбы по дереву», «Памятники древних церковных сооружений».
Альбомы эти сделали И.А. Голышева известным. На издание их откликались положительными рецензиями многие газеты и журналы, отмечая их достаточно высокий художественный уровень, интересность и огромную ценность для истории русского искусства.
Голышев избирается членом-сотрудником, членом-корреспондентом многих ученых обществ, награждается орденами и медалями, возводится в звание личного почетного гражданина, которое освободило его, наконец, от податного состояния, т.е. зависимости от помещика.
Он, уже почитаемый общественный деятель своего края, открывает бесплатную рисовальную школу и библиотеку для крестьянских детей, сам в ней бесплатно и преподает, библиотеку снабжает своими книгами и журналами, рассылает по музеям и библиотекам страны свои археологические находки: рукописи, иконы, картинки, различные старинные вещи, а в народные школы и училища своей округи — сотни книг и учебных пособий. Будучи земским и губернским гласным, Голышев добился повышения жалованья учителям, хлопотал за офеней, торговля которых все более и более ограничивалась правительством.
Свое отношение к чиновничье-помещичьему строю России Голышев четко выразил в своих воспоминаниях. Редакция «Русской старины, опубликовав их, основательно «подредактировала», вычеркнув все, что подрывало авторитет властей. Помещик, писал Голышев, находит множество способов вытянуть с крестьянина деньги. Строптивых отрывает от семьи в «пожилых летах», ставит на самые черные работы, бьет, вырывает волосы из бороды. И в том, что уже после реформы 1861 года помещики всячески препятствуют выкупу крестьян: «деньги возьмет, а отпускную не дает».
Кроме альбомов Голышев выпустил более двух десятков книг и брошюр, готовил к изданию двухтомное собрание сочинений, но успел подготовить только первый том, который вышел после его смерти.
Позднее имя И.А. Голышева было незаслуженно предано забвению и даже оклеветано. Кто-то, задним числом, нашел в некрасовском купце-выжиге из «Кому на Руси жить хорошо» сходство с И.А. Голышевым. При раскулачивании в 20-х годах нашего столетия, преследованиям подвергли уже престарелую, жившую очень скромно, его вдову, замечательно добрую, по всем воспоминаниям, женщину, верную спутницу и помощницу Ивана Александровича. Имя И.А. Голышева выпало из всех энциклопедических словарей. Произведения его ни разу не переиздавались, хотя давно стали библиографической редкостью и можно найти их только в главных книгохранилищах страны и музеях.
В последние годы возобновился интерес ученых и исследователей к наследию И. А. Голышева. В центральных научных и популярных журналах и сборниках появились статьи о нем, готовятся диссертации по его лубочным картинкам.
Но у нас на Владимирщине недостаточно хорошо помнится имя замечательного земляка. Шумят еще во Мстере посаженные Иваном Александровичем березы 6ывшей Голышевки, а дом его снесен. В Мстерском музее — всего несколько его картинок и икон. Цела еще могила, но заброшена. Нигде нет мемориальной доски, и имя не увековечено в названии, скажем, улицы. Здесь по-прежнему чувствуется явная недооценка значения наследия И.А. Голышева и подвижнической его деятельности в деле просвещения крестьянства, в сохранении памятников старины.

9 декабря 1896 г. скончался в сл. Мстере, Вязниковского уезда, известный археолог, почет. Член Влад. Губ. Статист. Комитета Иван Александрович Голышев.
Вдова И.А. Голышева Евдокия Ивановна продала оставшуюся после мужы библиотеку.

Источник:
Ф. ПИГОЛИЦЫНА, член Союза журналистов СССР.

8-го июня сего 1886 г. исполнится ровно 25 лет деятельности Ивана Александровича Голышева, бывшего крепостного крестьянина-самоучки, основателя и владельца литографии для производства народных картинок в слободе Мстере, Владимирской губернии, ныне члена разных ученых обществ. В виду имеющего исполниться 8-го июня сего года 25-летнего Юбилея Ее Императорское Величество Государыня Императрица, удостоив принять составленный и изданный потомственным почетным гражданином Голышевым альбом рисунков синодиков 1651, 1679 и 1688 годов, изволила высочайше повелеть благодарить его, Голышева, за таковое поднесение и, в знак признательности за многолетние труды Голышева, Всемилостивейше пожаловала ему графин с 4-мя чарочками, оправленными в серебро.
Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович, приняв составленный и изданный потомственным почетным гражданином Голышевым альбом "Рисунков синодиков 1651, 1679 и 1686 годов" и отчет о 25-ти летней его деятельности, изволил пожаловать ему, Голышеву, украшенную бирюзою булавку.
Императорское Общество Истории и Древностей Российских, в уважение наступающего 25-ти летия полезной деятельности потомственного почетного гражданина Голышева по изысканию, описанию и изданию разнородных и любопытных памятников русской старины, в годичном своем заседаний 18 марта сего года, единогласно избрало его, Голышева, в свои действительные члены.
/Владимирские Епархиальные Ведомости. 1886 г. № 9-н/


27 июня 1988 года исполнилось 150 лет со дня рождения Ивана Александровича Голышева и 130 лет со дня открытия им первой в России сельской литографии.
В 1840 г. Голышев основал промысел литографии. В 1858 г. мстерским крепостным крестьянином И.А. Голышевым открыта литографию для печатания лубочных картин, в которой ежедневно отпечатывалось 3000 экземпляров.
/Газета «Призыв» 28 июня 1988 года./

Н.А. Некрасов едет во Мстеру.
Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии
Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере
Город Вязники
Благовещенский Семибратский женский монастырь.
Категория: Вязники | Добавил: Николай (01.08.2016)
Просмотров: 2700 | Теги: Мстера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту






Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru