Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
01:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Писатели и поэты

Некрасов Н.А. едет во Мстёру

Н.А. Некрасов едет во Мстёру

Николай Некрасов во Владимирской губернии
Н.А. Некрасов и Владимирский край

Вязники и его округа занимают важное место в творческом и жизненном пути великого русского поэта Н.А. Некрасова. Его знакомство с нашим краем относится к маю 1853 года. Тогда поэт посетил Мстёрскую и холуйскую сельские ярмарки. Не без основания некрасоведы усматривают в главном труде поэта — поэме «Кому на Руси жить хорошо» влияние вязниковских впечатлений. Бывал Некрасов в Вязниках и позднее.

Особенно плодотворным оказалось пребывание поэта во Мстёре летом 1861 года. Свидетель и современник сложных и острых социальных процессов, именно в это время Н.А. Некрасов в центре своих поэм ставит народ — движущую силу истории. В канун приезда во Мстёру им создается подлинно народная поэма Коробейники. Каждая строка ее бросала вызов либерально-дворянским писателям. Полемика начинается с необычного посвящения произведения, костромскому крестьянину, другу и приятелю по охоте Гавриле Яковлевичу 3ахарову.

Большое значение придавал Н.А. Некрасов распространению книги, умной и нужной народным, массам. Широко распространяемая лубочная литература уже не могла удовлетворить их потребности. Поэт-патриот мечтает о времени, «Когда мужик не Блюхера и не Милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет». Он решает начать издание лучших произведений русских писателей. Для их издания и распространения он обращается к московским издателям лубочной литературы. Боясь конкуренции с его стороны, они отказывают поэту. Тогда Н.А. Некрасов решается взять издание нужных крестьянству дешевых книг в свои руки. Но издать — это еще полдела. Необходимо доставить ее читателю. Так возникает желание вновь побывать в Вязниках. Он приезжает во Мстёру к издателю и торговцу лубочными картинами и книгами, бывшему крепостному Ивану Александровичу Голышеву. О прогрессивной деятельности краеведа-энтузиаста читателям «Маяка» уже известно.

Здесь, в центре офенского края, в местах коробейников, картинщиков и ходебщиков, поэт хорошо изучил пути распространения книги в народе. Кроме И.А. Голышева, имевшего книжную лавку в своем доме на нынешней улице Ленинградской (вероятно, дом № 7), книгами торговали вязниковец А.И. Дикушин, Мстёрский крестьянин И.В. Антоновский, офени Мстёрской, Станковской, Рыловской и других волостей Вязниковского уезда.

После беседы с И.А. Голышевым, поэт сообщил о своем намерении издания книг для народа. Тогда же собеседники договорились о распространении этой литературы через вязниковских и владимирских коробейников.

Для первого дебюта поэт, имевший некоторый опыт издания дешевых книг, избрал свою поэму «Кордбейники». Выбор не случаен. Она могла заинтересовать и самих распространителей. Непременным условием, которое поставил поэт перед Голышевым, было — продавать книгу не дороже 3 копеек. Две из них должны идти в пользу офеней - распространителей, а одна Голышеву. Следует напомнить, что самые маленькие лубочные книжки расценивались по 30—60 копеек. Никаких личных выгод поэт не преследовал. А ведь сколько статей было написано в старое время о якобы капиталистическом стремлении Н.А. Некрасова.

7 ноября 1861 года было дано цензорское разрешение на издание первой «Красной книжки». Первая некрасовская книжка для народа действительно имела привлекательную ярко-красную обложку и была напечатана крупным, четким шрифтом. Большая часть тиража «Коробейников» — 1500 экз., была направлена И.А. Голышеву. В распространении принял участие и писатель-сатирик М. Салтыков-Щедрин. Книжка пошла нарасхват. Сейчас трудно отыскать ее. Автор этих строк, пишущий о редакторской и издательской деятельности. Н.А. Некрасова, например, не имеет ее, несмотря на энергичные поиски.

Успех «Коробейников» воодушевил поэта. Он начинает подготовку второго выпуска. Н.А. Некрасов привлекает писателя, общественного деятеля, издателя журналов «Солдатская беседа» и «Народная беседа» А.Ф. Погосского. Последний представил Н.А. Некрасову свою сказку в стихах «Бобыль Наум-Сорокодум, ольховая рожа. Истинное происшествие». Вместе с лучшими стихами Некрасова «Забытая деревня», «Огородник», «Городская кляча» и «Школьник» она была напечатана во втором выпуске «Красных книжек» под псевдонимом А. Фомич.

1862 год был трудным годом для Н.А. Некрасова и его друзей из демократического лагеря. Арест Н.Г. Чернышевского. Их детище — журнал «Современник» приостановлен на 8 месяцев. Цензура чинит всяческие препятствия и выпуску «Красных книжек». Именно на это жаловался поэт И.А. Голышеву, когда последний в декабре 1862 года побывал д Петербурге. С большим трудом поэту удалось получить 11 апреля 1863 года разрешение на издание второго выпуска.

Получив очередную партию, И.А. Голышев с восторгом отзывается о качестве издания. Намерение Н.А. Некрасова продолжать начатое, встретило непреодолимое препятствие. Цензура остановила издание «Красных книжек» на третьем выпуске. А вскоре последовало строгое указание царя об искоренении изданий и распространения народной книжки и картинки через офеней, которое подкосило промысел вязниковских коробейников. Несмотря на это, Голышев неоднократно обращался к творчеству Н.А. Некрасова, издав лубки «Тройка», «Генерал Топтыгин», «Коробушка».

Уже в наши дни творчество поэта и его пребывание в нашем крае воодушевило художников Мстёрской фабрики «Пролетарское искусство" Н.И. Шишакова, И.К. Балакина и А.И. Брягина на создание уникальных шкатулок, посвященных Н.А. Некрасову. Опыт первого издания массовой, дешевой и нужной народу книги удался. В начале 1900 г. примеру Н.А. Некрасова последовали поэты из народа — владимирцы, костромичи и ярославцы. Ярославский поэт Савва Яковлевич Дерунов свои народные издания назвал даже «Розовые книжки». Семя, брошенное заботливой рукой народного поэта, дало добрые всходы.

А. ИСАЕВ
Этот материал был опубликован в начале 1960-х годов в вязниковской газете «Маяк».

* * *

Отчасти и связи с иконописным делом, во Мстёре с 1840 года развилось производство лубочных народных картин и книг. Его начал местный уроженец. А. К. Голышев.
С 1858 года Голышев при помощи сына Ивана, изучившего в Москве рисовальное и литографское дело, открыл в Мстёре свою литографию дли печатания лубочных картин. Она выпускала их до 3000 экз. ежедневно, т. е. несколько сот тысяч штук в год. В ярмарочное и базарное время, в слободу являлись офени и коробейники закупали здесь лубочную картинно-книжную продукцию, разную галантерею и мануфактуру и начинали отсюда свои торговые поездки по всей стране.
Известна попытка поэта Н. А. Некрасова использовать Мстёрскую литографию для распространении дешевых книг для народа. В связи с этим Н. А. Некрасов посетил Мстёру в 1861 году.
Впервые Н. А. Некрасов познакомился со Мстёрой еще в 1853 году во время летней поездки из усадьбы отца — деревни Алешунино, Муромского уезда, в усадьбу Некрасовых — сельцо Грешнево.
Проезжая этот район на лошадях по Шуйскому тракту через Вязники, Мстёру, Шую, Иваново на Ярославль, пытливый поэт не мог не обратить внимания на своеобразный торговый промысел местного населения. Поэтому, задумав издание своих произведений «для народа», он решил лично познакомиться с Голышевым, как крупным распространителем лубочной литературы. Иван Голышев так рассказывал в 1893 г. народнику — публицисту Пругавину об этом посещении поэтом Мстёры:
«Летом 1861 года к нашему дому подъехала дорожная коляска, запряженная, хорошо не припомню, не то тройкой, не то четверкой лошадей. Из коляски вышел господин невысокого роста, с бледным лицом, и спросил: может ли он видеть Голышева. Я поспешил навстречу приехавшему и отрекомендовался ему.
Незнакомец оказался поэтом Некрасовым, слава о котором, разумеется, давно уже долетала до нас. Он объяснил, что едет в Петербург из своего имения и, что нарочно заехал в Мстёру, чтобы узнать об офенях и о книжной торговле, которую они производят. Разумеется, я с полнейшей охотой предложил ему сообщить все интересующие его сведения.
Некрасов долго сидел у нас; подробно расспрашивал о книжной торговле офеней и ходебщиков; затем, напившись чаю, он попросил показать ему наш магазин. В магазине он внимательно пересматривал народные книги и картины. При этом он сообщил мне о своем намерении заняться изданием для народа особых книжек, которые он предлагал составлять из своих стихотворений и распространять через офеней.
По моему совету, Некрасов решил, что брошюрки с его стихами будут издаваться в виде маленьких книжек, в формате обыкновенной лубочной листовки, в красной обложке, и будут называться «Красными книжками»».
Насколько верен этот рассказ во всех деталях, сказать трудно.
Тяжелые впечатления поэта от знакомства со Мстёрой, как центром торговли лубочной литературой, ярко отразились в описании «сельской ярмонки» и «Кому на Руси жить хорошо» (1863). Некрасов дал здесь сатирически — злую характеристику и товаров, и владельца картинно- книжной лавки.
Познакомившись во Мстёре с лубочной литературой и подробно узнав из рассказов Голышева о быте и работе коробейников, Некрасов приехал в Грешнево и написал здесь в августе того же 1861 года свою первую большую поэму из крестьянской жизни «коробейники».
Поэма была закончена в конце августа, помещена в октябрьской книжке журнала «Современник» и в то же время разрешена цензурой для отдельного издания. Поэт и напечатал ее в виде первой «Красном книжки» для народа — трехкопеечной брошюры в красной обложке и вскоре после выхода послал ее во Мстёру Голышеву для распространения в количестве 1500 экз., указав в письме, «чтобы из 3-х копеек одна поступила в вашу (Голышева) пользу и две в пользу офеней».
В 1863 году Некрасов выпустил вторую «Красную книжку», в которой были помещены его произведения: «Забытая деревня», «Огородник», «Городская кляча» и «Школьник».
По просьбе Голышева, эта книжка также была выслана ему в количестве 1500 экз., но больше Некрасов ни в какие связи с Голышевым не вступал.
Очень вероятно, что Голышев послужил прототипом того «купца — выжиги», который ярко обрисован в поэме Некрасова.


г. Вязники, ул. Советская, д. 36/2

Памятная доска «В этом доме в 1861 г. жил поэт-демократ Н.А. Некрасов».


Н.А. Некрасова
мемориальный литературно-этнографический музей "Н.А. Некрасов и Владимирский край" в деревне Алешунино.
Вязниковский уезд
Пос. Мстёра
Иван Александрович Голышев
Категория: Писатели и поэты | Добавил: Николай (28.08.2016)
Просмотров: 3364 | Теги: Мстера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru