Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Центр традиционной Мстёрской миниатюры

Центр традиционной Мстёрской миниатюры

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОЙ МСТЕРСКОЙ МИНИАТЮРЫ" зарегистрирован 23.01.2003 г.
Председатель кооператива (коммерческий директор) - Соколов Евгений Викторович.
Адрес: Вязниковский р-н, п. Мстёра, пл. Ленина, д. 2

Школы иконописи в сл. Холуе и Мстёре. Иконопись Мстеры. В нач. ХХ в. иконописный промысел резко пошёл на спад.
Октябрь 1917-го подорвал социальные корни религии, отделил церковь от государства. Спрос на иконы прекратился. Как и в других местах иконники Мстёры оказались не у дел.
В 1923 г. И.И. Брягин в одной из публикаций журнала “Наше хозяйство” отмечал плачевное положение Мстёрских иконописцев, которые вынуждены расписывать куклы и живописные домашние украшения, не расчитанные на массовый сбыт.
«В первые годы революции писание богов и святых прекратилось. Не до них было. Мстеряк заделался землепашцем, огородником. Надо было, прежде всего, подумать о куске хлеба. А как его достать? Достать путем писания богов — этого многовекового промысла?! Невозможно. Спрос прекратился. Все мужское население нашей республики было на фронтах. В хозяйствах остались малые дети, да их матери.
Но вот фронты ликвидировались. Народ возвратился снова к мирному труду. Ожил и мстеряк-богомаз. Приготовился...
— Будем снова богов мазать… Не иссякла еще вера у народа в божество,- подумал он про себя.
Сначала шло дело плохо. Житель владимирщины, Украины, Дальнего Востока, Севера требовал богов и святых в ограниченном количестве и… подешевле. Не было лишних средств. Они только что начали скапливаться в хозяйствах.
Мстеряк пошел навстречу этим требованиям. Он стал изготовлять не иконы, а иконки, набивая на дерево уже приготовленный машиной на бумаге рисунок божества. Клочок бумажки с изображением, изготовляющийся в тысячах экземпляров в собственных, небольших кустарных «литографиях», наскоро прибивался к деревянной дощечке обойными гвоздями, потом обводился бумажными цветами и... иконка была готова.
Скоро, прилично и дешево!
Покупатель работой оставался доволен.
— До будущих времен, — говорил он. — Разбогатею, закажу изготовить получше.
И действительно, когда благосостояние народа стало постепенно улучшаться, во Мстеру со всех концов СССР стали поступать как от одиночек, так и от целых «общин православных христиан» заказы на иконы, написанные красками на дереве.
Сейчас мстеряк вздохнул еще свободнее. Заказы пошли солидные!
Производство богов здесь с каждым годом все увеличивается и увеличивается. Если в прошлом году станция Мстёра ежедневно отправляла по разным жел.-дорожным путям до 50—60 пудов икон, то теперь больше сотни.
В настоящие дни на станции Мстёра творится что-то невообразимое. Станция ежедневно забивается кипами икон, отправляемых мстеряками по десяткам адресов.
Иконное производство растет. И здесь снова, как в прошлом, чуть ли не в каждом доме открывается богомазная мастерская.
Цена богам высока. Но, несмотря на это, спрос на них не уменьшается.
— Чему же тут удивляться? — воскликнул в одном разговоре с нами один мстеряк. — За годы революции обеднял христианин иконками. Многие из них пришли в негодность. Надо их заменить новенькими... Вы говорите, что вера и божество падает. Ну, что-ж тут такого!.. СССР — большой. Христиан еще сотни тысяч...
Да, их сотни тысяч. Не сразу их превратишь в безбожников. Вера в бога у многих еще живет. Живет и слава Мстёры — единственной поставщицы богов во все концы нашего Союза» («Призыв», 26 ноября 1926).
Список кустарей и ремесленников Мстёрской волости за 1926 г. сообщает нам лишь четыре фамилии Мстёрских иконописцев (Козлов И.Ф., Рачков М.И., Гурьянов Т.Я., Морозов Д.Г.), а так же двух владельцев фольгоуборочных (Котков И.Ф., Медведев О.М.) и трех ризочеканных (Клевакин Н.Ф., Крестьянинов П.П., Миронов И И) заведений, в которых работало от 2 до 6 человек.

Расставаться с кормилицей кистью, которая передавалась от дедов, прадедов, также было нелегко. И начался поиск применения веками накопленного мастерства. Вначале решили последовать примеру нижегородцев. Те занялись резьбой по дереву и росписью деревянной игрушки и посуды. Мстёрцы стали разрисовывать чашки, ковши, ложки, подносы, тарелки, куклешек-матрешек, ванек-встанек, а также «модные» в то время настенные коврики («Русалки», «Стеньки-Разины», «Первые поцелуи» и другие), что шли по потребу безвкусицы мещанского запроса.
В январе 1923 г. пришло письмо на имя местного художника А.Н. Куликова из Владимирского артсоюза. В нём была просьба организовать группу художников из бывших иконописцев для росписи деревянных изделий на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Успешное выполнение этого заказа привело к тому, что художники - Н.П. Клыков, А.И. Брягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.Ф. Котягин, А.Н. Куликов, А.С. Сеньков, М.И. Кротов, И.А. Фомичёв, А.М. Меркурьев – решили организовать артель древнерусской народной живописи. Артель получила громкое название – «Древнерусская народная роспись». Её председателем был избран Куликов Александр Николаевич (1923—1928). 30 июня 1923 г. устав артели был зарегистрирован во Владимирском Губсовнархозе. В июне 1923 года на Нижней улице артельщики сняли небольшой домик в два оконца и начали работать... Они предприняли попытку расписывать деревянные изделия — солонки, бурачки, матрешки, декоративные тарелки.
В 1924 г. артель начала осваивать роспись масляными красками настенных ковриков на полотне. Качество этого вида продукции было сомнительным как со стороны профессионального мастерства, так и содержания: «Первый поцелуй», «Прощание у колодца», «Котята в корзинке» и другие были живописными поделками мещанского вкуса. Низкое качество продукции затрудняло сбыт. Требовалось серьезным образом определить художественную направленность промысла. К этому подключился Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП).
Первые пробные опыты росписи на папье-маше были сделаны Н.П. Клыковым в 1928 г.
В начале 1931 г. артель направила И.А. Серебрякова и Е.В. Юрина в Москву на курсы для изучения техники росписи на папье-маше, а А.Н. Куликова и Н.П. Клыкова – на родину русских лаков в Федоскино для освоения процесса производства этого материала. Во Мстёру приехали искусствоведы А.В. Бакушинский и В.М. Василенко. Они непосредственно на месте проводили исследовательскую работу по выявлению истоков местных иконописных традиций, определяли основы предполагаемого стиля мстёрской живописи.
К 1930-м гг. окончательно оформилась художественная артель «Пролетарское искусство», стараниями мастеров которой Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. Основоположниками этого своеобразного искусства были талантливые мастера Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, Е.Е. Юрин, В.Н. Овчинников, И.Н. Морозов и другие художники.
22 июня 1931 г. общее собрание артели постановило выделить из её состава цех живописцев по росписи папье-маше в самостоятельный и ведущий, ходатайствовать о присвоении артели наименования «Пролетарское искусство». Пять лучших мастеров – Н.П. Клыков, А.И. Брягин, Е.В. Юрин, И.А. Серебряков, В.И. Савин – начали новое дело освоения миниатюрной живописи. С 1932 г. артель стала именоваться артелью «Пролетарское искусство».
Поначалу расписывались деревянные солонки, тарелки, матрёшки, металлические подносы, клеенчатые коврики. Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино. Мастера делали шкатулки, ларцы, бисерницы, украшенные миниатюрами. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса. Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется и в условности композиций (ярусность построения, равномасштабность фигур, объединение разновременных событий) и в стилизации форм. Для произведений характерен яркий декоративный колорит. Местом действия персонажей чаще всего является пейзаж или архитектурный ансамбль «русских палат». Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, которая выполняется на чёрном фоне. Ещё одна её особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры – исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты, а также сцены из повседневной жизни.
Собственный оригинальный стиль росписи создал художник Е.В. Юрин. Он любил изображать цветы, фрукты, птиц. Это орнаментальное направление получило развитие в творчестве его учеников.
Вскоре после создания артели произведения мстёрских художников начали экспонироваться на отечественных и зарубежных выставках, а после всемирных выставок в Милане (1935 г.), Париже (1937), Нью-Йорке (1939), где были удостоены дипломом, золотых и серебряных медалей, они стали широко известными.
В годы Великой Отечественной 37 артельщиков ушли на фронт, и мужчин заменили женщины, старики и дети. Стало формироваться новое поколение мастеров Мстёрской росписи.
После войны промысел переживал трудный период.
Льва Фомичёва, у которого отец погиб, защищая Ленинград, в 1944 г. мальчишкой посадили в мастерские к художнику Федору Шилову. В 1947 году вышла его первая серьезная работа - «Дорога жизни». Фомичёв - народный художник России, лауреат Государственной премии имени Репина, умер в 2018 году.
«ВОЛНУЮЩИЕ ТЕМЫ
Оглядываясь на ушедший 1946 год, я, как и каждый советский человек, спрашиваю себя: что сделано мною для Родины?
Я работал очень напряженно и не без гордости могу сказать, что первый год новой сталинской пятилетки, как и следовало ожидать, сказался для меня очень плодотворным. На пластинках и коробочках из папье-маше я написал больше двадцати художественных произведений. Сюжеты их в большинстве заимствованы из старинных русских сказов, из произведений русских классиков, посвященных истории русского народа: «Дмитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», пушкинские «Цыганы», «Золотой петушок», «Дубровский».
Особое место в моем творчестве занимает сделанная по заказу Всесоюзного института художественной промышленности коробка из папье-маше, композиции на пяти сторонах которой посвящены 800-летию Москвы.
1947 год для нас, художников, должен быть еще более плодотворным. В этом году советская страна будет праздновать свое 30-летие. К нему я надеюсь осуществить композицию на тему: «Воссоединение Закарпатской Украины с Московским государством».
И. МОРОЗОВ, художник мстёрской артели «Пролетарское искусство» («Знамя», 1 января 1947).
С 1940 до 1960-х гг. во многих центрах лаковой миниатюры, в том числе и в Мстёре стала господствовать станковая живопись – художники в основном стали копировать картины русских художников XIX в. Особая декоративная специфика миниатюры, основанная на условности ее художественного языка, была нарушена.
С 1960 г. – фабрика «Пролетарское искусство».
В 1960 – 1970-е гг. мстёрское искусство переживает творческий подъём. Художники вновь с обострённым интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. Они чаще обращаются к героико-революционной тематике. По-новому (в единой композиции, а не отдельными клеймами) используется приём объединения нескольких эпизодов, более стилизованный пейзаж, живопись более плоскостна и декоративна.
На месте деревянных зданий, мастерских, построили новое здание фабрики «Пролетарское искусство».
«Цех лаковой миниатюры. Строительство его на мстерской художественной фабрике «Пролетарское искусство» началось четыре с лишним года назад. За это время прекращались работы на объекте и снова возобновлялись. Нынешний год для него — завершающий. За двенадцать месяцев предстояло освоить строительно-монтажных работ на 470 тысяч рублей, в том числе 355 тысяч непосредственно на пусковом корпусе.
Директор фабрики К.Н. Култышов, который охотно согласился быть нашим «гидом» на сооружаемом объекте, не скрывал своего удовлетворения в связи с тем, что строительство корпуса ведется без особого отставания от графика. Работают представители генподрядной организации, в роли которой выступает УHP-2 треста «Ковровстрой». Есть на объекте и представители субподрядных подразделений: сантехники, электромонтажники.
И все-таки работы на пусковом объекте идут пока медленно. К такому выводу мы пришли из бесед е представителями субподрядчиков, из разговоров с рабочими.
Так, от сантехников на строительной площадке находятся только три человека, хотя объем работ на этот год и наполовину не выполнен. Электромонтажники сделали на объекте больше, чем сантехники, но эти объемы пришлись на первую половину года, в дальнейшем работа была прекращена. А ведь предстоит выполнить еще около 30 процентов электромонтажных работ. Не видно на объекте и субподрядчиков из ВМУ треста «Промвентиляция», хотя дел у них здесь еще очень много.
Отсутствие единства действий между субподрядчиками сказывается отрицательно на темпах отделочных работ. Может сложиться такая ситуация, что до наступления зимних холодов на пусковом объекте не появится тепло. А создание теплового контура наводится в прямой зависимости от расширения котельной на соседней клеёночной фабрике. Именно оттуда будет поступать тепло в цех лаковой миниатюры.
Объем работ по расширению котельной очень большой. Предстоит возвести трубу высотой 45 метров. Но нет так называемого трубного кирпича. Его нужно 140 тысяч штук. Где его взять? Ответ на этот вопрос представители генподрядной организации пытаются найти вот уже три месяца. Но безуспешно.
При расширении котельной возникает и вторая проблема, которая также пока не решается. Здесь нужно создавать мазутное хозяйство емкостью 450 кубометров топливного сырья. Объем работы большой, но это не особенно тревожит начальника УНР-2 В.А. Седова.
Мастер УНР-2 Н.Г. Скворцов, который организует строительный процесс на объекте, обеспокоен сложившимся положением, пытается его исправить. Но дело продвигается с трудом. Нужна помощь всех участников строительства цеха лаковой миниатюры. Времени остается мало.
П. ЗУБКОВ, плотник УНР-2; К. МЕЖЕВОВ, председатель группы народного контроля мстерской художественной фабрики «Пролетарское искусство» («Призыв», 22 сентября 1987).
Председатель «Центра традиционной мстёрской миниатюры» Ирина Брюханова вспоминала:
– Когда пришла на фабрику в 1982 г. после окончания художественного училища, меня поразила карта с флажками стран, куда поставлялись наши изделия, – весь мир! На фабрике только успевали ящики паковать. До 15 тысяч изделий выпускала фабрика в месяц в 1980-е гг. Одних только записных книжек расписывали по 7 тысяч!
«К сожалению, многие произведения художников увидеть нет возможности. У каждого на счету их уже по нескольку сотен, но они разошлись по стране, по всему миру. И многие из них настоящие шедевры. Впрочем, мстёрский художник-миниатюрист стремится работать так, чтобы каждая его шкатулка нравилась людям, рассказывала им о мире, поэтически раскрывала его и оживляла, но ему это не всегда удается. И здесь вина не только автора. Это я почувствовал вскоре по приходу на фабрику «Пролетарское искусство». Здесь на верхнем этаже, в узких, разделенных перегородками комнатах, усердно трудились художники.
Заглядывая через их плечи, в том числе и ведущих живописцев фабрики, я невольно сделал вывод, что многие работы, выполняемые у меня на глазах, явно уступают виденным мною ранее в музейной экспозиции и на дому у Льва Фомичёва, Владислава Некосова, Владимира Молодкина, Вячеслава Муратова, Александра Калиниченко и других. Многие рисунки на брошках, пудреницах и шкатулках были выполнены наспех... Сразу же вспомнилась аналогичная ситуация, описанная известным прозаиком Сергеем Никитиным в одной из главок его «Живой воды». Но ведь с посещения Мстёры писателем прошло добрых полвека. Так неужели за это время ничего не изменилось на фабрике? Что заставляет так спешить фабричных живописцев? Об этом я напрямик спросил у художников.
- Наше предприятие, - пояснили они, - до сих пор относится к Министерству местной промышленности, а это значит, что наши художественные произведения приравнены к ширпотребовским изделиям - таким, как веревочные сетки, мочалки, сувенирные значки, и т. д. То есть мы должны гнать план. Если раньше художник тратил на шкатулку несколько недель, то сейчас по норме он их должен раскрасить по две-три штуки в рабочую пятидневку. Иначе останешься без зарплаты...
Вскоре после нашего разговора я узнал, что большая группа мстёрских миниатюристов во главе с Л. Фомичёвым и В. Некосовым ушла с фабрики «Пролетарское искусство» во Владимирское отделение худфонда РСФСР, а затем стала работать на дому.
В последнее время во Мстёре многое изменилось. Художники на фабрике стали свободнее, самостоятельнее и более заинтересованы в своем творческом труде. Но налицо и другая крайность. Она появилась неожиданно, из-за повысившегося спроса на произведения мстёрских художников со стороны иностранных туристов. Перекупщики заполонили Мстёру. Причем многие из них слабо разбираются в истинном искусстве. В поселке, по выражению одного местного жителя, «малевать шкатулки стали все кому не лень...». Получив право свободно реализовывать свои изделия, мстёрцы, многие из которых об этом раньше и не думали, кинулись в коммерцию, нисколько не задумываясь ни о своих способностях, ни о художественном вкусе, ни о том вреде, который они наносят престижу Мстёры. Резко возросло количество низкопробных поделок. Проблема вала и подлинного искусства пока не исчерпана до конца» (Лалакин Н. Земляки (страницы жизни и творчества), серия «Моя малая Родина», Владимир).
«Вдохновляют ПОЭТЫ-ЗЕМЛЯКИ
Пять лет работает на мстерской фабрике «Пролетарское искусство» молодой художник Сергей Герасимов, окончивший отделение прикладного искусства Московского технологического института, службы быта. Будучи творческим художником, он много и плодотворно трудился над созданием произведений лаковой миниатюры. Сергей Герасимов пишет шкатулки на самые разные темы: исторические, современные и традиционные, связанные с устным народным творчеством и сказочными сюжетами, навеянными произведениями классиков.
Одна из примечательных черт молодого художника — неудовлетворенность достигнутым, хотя ряд его работ экспонировался в Японии, Норвегии, Югославии. Будучи в постоянном творческом поиске, он продолжает учиться у основоположников мстерского искусства, а также у ведущих современных мастеров. Чтобы идти непроторенным путем, он вдумчиво изучает творчество поэтов-земляков. Одна из его шкатулок «Соловьи, соловьи…» по мотивам широко известной песни Алексея Фатьянова сейчас экспонируется на республиканской выставке в Москве, посвященной 70-летию Октября. По мотивам фатьяновских песен Сергей Герасимов создал еще две работы: «Эх. Клязьма-река, подскажи словечко» и «По мосткам тесовым».
На днях художник закончил новую работу, сюжетом для которой послужила поэма «Лесава» вязниковского поэта Бориса Симонова. Это хороший подарок не только почитателям лирического таланта нашего земляка, но и самому автору «Лесавы», который в нынешнем году отметил 60-летие со дня рождения.
Малышева Татьяна Павловна. Вязниковский район» («Призыв», 23 августа 1987).
В 1970 – 1990-х гг. мастера мстёрской миниатюры активно развивали искусство промысла, сохраняя традиционную узорность и декоративность строгой лаконичной композиции, мягкий колорит, построенный на ярких звучных красках.

Центр традиционной мстёрской миниатюры

В 1994 году фабрика реорганизована в ТОО ЦТММ, а с 20 мая 1998 г. организован Производственный кооператив «Центр традиционной мстёрской миниатюры». 20 мая 1998 г. организован Производственный кооператив «Центр традиционной мстёрской миниатюры», преемник фабрики «Пролетарское искусство».

Председатель «Центра традиционной мстёрской миниатюры» Ирина Брюханова вспоминала:
– Уникальная роспись на папье-маше выросла из мстёрской иконописи, она отличается от федоскинской и палехской росписи. У неё особый цвет, потому что во Мстёре так же, как почти век назад, пишут натуральными красками и творят их на яичном желтке. Отсюда – высочайшее качество миниатюр. Но это и беда промысла: конкуренты для схожей продукции используют самые дешёвые технологии, и они выигрывают из-за дешевизны в объёмах продаж.
Мы как-то приехали в Санкт-Петербург с выставкой, – рассказывает Ирина Брюханова. – А там уже расположились четыре «мстёры». Частники используют наше имя, при этом нарушая технологический процесс, – они должны нести за это ответственность. Непонятно, правда, как эти конторы «ущичить». Например, в Хохломе работники предприятия совместно с полицией устраивают рейды. Возможно, и нам придётся действовать таким же методом.
Ведь изготовление мстёрских шкатулок (так же, как и палехских, и федоскинских) – процесс трудоёмкий, долгий и затратный. Коробочки из папье-маше делаются в течение 45 суток, с использованием дорогого льняного масла, а на финише покрываются специальным лаком на натуральной основе. Такая технология даёт изделию вековую сохранность. Частники хитрят: вместо папье-маше используют дэвэпэшный полуфабрикат, а вместо качественного лака – паркетный или другой дешёвый, который со временем, трескаясь, безвозвратно портит вещь.
– Такая конкуренция не способствует развитию, – считает Ирина Брюханова. – Если нам говорят, что на рынке мы все в равных условиях, так поставьте нас действительно в равные условия – тогда и конкуренция будет настоящей. Мы бьемся – нам тяжело. Президент говорит, что нужно поддержать народные промыслы – без поддержки фабрика вообще закроется.
Сейчас, благодаря федеральном закону «О народных художественных промыслах», предоставляются субсидии на электроэнергию и освобождение от налога на добавленную стоимость. И это уже позволяет немного расправить плечи.
Поэтому конкурировать с подделками действительно можно лишь при государственной поддержке официальных производителей. Но многое зависит и от инициативы самих предприятий художественных промыслов.
Как отличить оригинальное изделие лаковой миниатюры? Оригинал приятно пахнет маслом, подделка - ацетоном или какой-нибудь другой гадостью. И ещё: если шкатулку захлопнуть, настоящее изделие щёлкнет мягко и глухо, «мультяшка» щёлкнет стеклянно.

В Центре традиционной Мстёрской миниатюры работает 90 человек.

Ведущим направлением является лаковая миниатюра. Лаковая миниатюра Мстёры — это широкий ассортимент изделий из папье-маше и большим разнообразием размеров и форм: шкатулки, ларцы, очешники, офисные наборы, баулы, пудреницы, визитницы, сигарницы, декоративные тарелки, настенные панно, броши и многое другое. Искусство Мстёры уникально как по техники письма, так и по характеру материалов, методу создания художественных образов. Образцы зарегистрированы Министерством промышленности, науки и технологии РФ и отнесены к изделиям признанного художественного достоинства. Шкатулки из папье-маше не только помогли сохранить традиции иконописи, но и завоевали популярность как отдельные предметы искусства. Мстёрская техника исполнения отличается самобытностью и отличается от работ Палехских, Холуйских и Федоскинских мастеров.
Творческий коллектив художников: Мошкович В.К. — член Союза художников России; Струнина О.Л. — член Союза художников России; Широков А. И. — член Союза художников России: а также художники Н. Оськина, В. Филиппов, Ю. Жигалов, Александр Михайлович Догадин (главный художник фабрики «Пролетарское искусство»), Елена Рачкова, Татьяна Захарова, Татьяна Беспалько.

Вторе направление — иконописное. «Центр традиционной Мстерской миниатюры» большое внимание уделяет выпуску религиозной продукции: иконостасов, икон, складней, молитвенников, пасхальных яиц.
Ведущими специалистами являются: Светлана Овчинникова, Марина Хохлова, Г. Жукова, Владимир Котков, П. Мошкович, Воронина Т, Ваванова Е., А. Малышев, Нина Севякова.


Роспись компьютерных мышек

Тарелка диам. 21 см. «Эхе-хе… Так вот он какой, наш воришко». Автор Ваванов Ю.М.

Панно 42х27 см. «Метелица»

Начальник кооперации - Ирина Борисовна Брюханова после окончания Мстерского художественного училища пришла на предприятие в 1982 г. Работала художником-миниатюристом. В 2000 г. возглавила профсоюзную организацию на предприятии продолжая работать художником. С 2002 г. член правления кооператива. За активную работу по защите интересов сотрудников неоднократно награждалась почетными грамотами Обкома профсоюзов работников культуры, Департаментом культуры, ЦК профсоюзов, медалями ЦК.
Главный художник - Козлов Владимир Валерьевич.
Зайцева Наталья Эдуардовна после окончания Мстерского художественного училища пришла на предприятие в 1987 г. Работала художником-миниатюристом до 2001 г. В 2001 году была принята в творческий коллектив авторских художников. Её работы хранятся в музеях и частных коллекциях как в России, так и за рубежом. С 2004 г. член художественного совета. С 2007 г. Главный художник предприятия.
Начальник живописного цеха – Белолипецкий Виктор Иванович.

При ПК ЦТММ есть музей лаковой живописи. В нём хранятся миниатюры ведущих художников Мстёры с 1960-х гг. по настоящее время. Музей постоянно пополняет экспозицию работами молодых художников. ПК ЦТММ постоянный участник выставок, проходящих как в России, так и за рубежом.
Музей может посетить любой желающий в рабочее время с 8:00 до 16:00 с понедельника по пятницу.

Сайт: https://www.xn--80ajurdg.xn--p1ai/

Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка»














Династия художников Любомудровых
Клыков Николай Прокопьевич (9 (21) марта 1861, поселок Мстёра, Владимирская губерния, Российская империя (ныне Владимирская область, Россия) — 26 октября 1944, там же, СССР) — российский и советский художник, один из основоположников мстёрской миниатюры.
Куликов Александр Николаевич (1888—1959) — художник, председатель мстёрской артели художников «Древнерусская народная роспись» (1923—1928), краевед.
Фомичёв Иван Александрович (12.11.1890 – 1972) – советский художник-живописец и миниатюрист, член Союза художников СССР (1940).
Юрин Евгений Васильевич (28.1(9.11).1898, Мстёра, Вязниковского у. Вл. губ. - 1983) – иконописец, художник-миниатюрист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Александр Ремович Гаун (1951 г.р.) – художник, писатель, поэт
Мстёрский институт лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова - филиал ФГБОУ высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)"
Владимирский Союз художников

Категория: Вязники | Добавил: Николай (03.05.2022)
Просмотров: 679 | Теги: Мстёра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru