Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Иконопись и вышивка Мстёры

МСТЁРА - традиционная иконопись земли Русской

Мстёра, наряду с Палехом, Холуем и Федоскиным,- знаменитый центр русской лаковой миниатюры. См. Мстёра.

Во II пол. XIX в. здесь развивались такие промыслы, как вышивка, изготовление лубочных картинок в литографии И.А. Голышева, но главным было иконописание. Мастера приглашались для выполнения росписей в храмах, на реставрационную работу в Москву, Санкт-Петербург, Новгород.
В нач. ХХ в. промысел резко пошёл на спад.
Октябрь 1917-го подорвал социальные корни религии, отделил церковь от государства. Спрос на иконы прекратился. Как и в других местах иконники Мстёры оказались не у дел. Но расставаться с кормилицей кистью, которая передавалась от дедов, прадедов, также было нелегко. И начался многолетний поиск применения веками накопленного мастерства. Вначале решили последовать примеру нижегородцев. Те занялись резьбой по дереву и росписью деревянной игрушки и посуды. Мстёрцы стали разрисовывать чашки, ковши, ложки, подносы, тарелки, куклешек-матрешек, ванек-встанек, а также «модные» в то время настенные коврики («Русалки», «Стеньки-Разины», «Первые поцелуи» и другие), что шли по потребу безвкусицы мещанского запроса.
Удовлетворения от этой работы не было, но она позволила собраться бывшим иконописцам (Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.М. Меркурьев) в одну артель, получившую громкое название – «Древнерусская народная роспись» («Древнерусская живопись»). Ее возглавил Куликов Александр Николаевич. В июне 1923 года на Нижней улице артельщики сняли небольшой домик в два оконца и начали работать...
Артель в 1931 году преобразовалась в артель «Пролетарское искусство». Поначалу расписывались деревянные солонки, тарелки, матрёшки, металлические подносы, клеенчатые коврики. Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино. Мастера делали шкатулки, ларцы, бисерницы, украшенные миниатюрами. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса. Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется и в условности композиций (ярусность построения, равномасштабность фигур, объединение разновременных событий) и в стилизации форм. Для произведений характерен яркий декоративный колорит. Местом действия персонажей чаще всего является пейзаж или архитектурный ансамбль «русских палат». Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, которая выполняется на чёрном фоне. Ещё одна её особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры – исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты, а также сцены из повседневной жизни.
Собственный оригинальный стиль росписи создал художник Е.В. Юрин. Он любил изображать цветы, фрукты, птиц. Это орнаментальное направление получило развитие в творчестве его учеников.
Вскоре после создания артели произведения мстёрских художников начали экспонироваться на отечественных и зарубежных выставках, а после всемирных выставок в Париже (1938), Нью-Йорке (1939), где были удостоены дипломом, золотых и серебряных медалей, они стали широко известными.
В годы Великой Отечественной войны большинство мастеров ушло на фронт. После войны промысел переживал трудный период. Только в 1960-1970–е гг. началось возрождение традиций, поиск новых направлений в развитии мстёрского искусства.
«К сожалению, многие произведения художников увидеть нет возможности. У каждого на счету их уже по нескольку сотен, но они разошлись по стране, по всему миру. И многие из них настоящие шедевры. Впрочем, мстёрский художник-миниатюрист стремится работать так, чтобы каждая его шкатулка нравилась людям, рассказывала им о мире, поэтически раскрывала его и оживляла, но ему это не всегда удается. И здесь вина не только автора. Это я почувствовал вскоре по приходу на фабрику «Пролетарское искусство». Здесь на верхнем этаже, в узких, разделенных перегородками комнатах, усердно трудились художники.
Заглядывая через их плечи, в том числе и ведущих живописцев фабрики, я невольно сделал вывод, что многие работы, выполняемые у меня на глазах, явно уступают виденным мною ранее в музейной экспозиции и на дому у Льва Фомичёва, Владислава Некосова, Владимира Молодкина, Вячеслава Муратова, Александра Калиниченко и других. Многие рисунки на брошках, пудреницах и шкатулках были выполнены наспех... Сразу же вспомнилась аналогичная ситуация, описанная известным прозаиком Сергеем Никитиным в одной из главок его «Живой воды». Но ведь с посещения Мстёры писателем прошло добрых полвека. Так неужели за это время ничего не изменилось на фабрике? Что заставляет так спешить фабричных живописцев? Об этом я напрямик спросил у художников.
- Наше предприятие, - пояснили они, - до сих пор относится к Министерству местной промышленности, а это значит, что наши художественные произведения приравнены к ширпотребовским изделиям - таким, как веревочные сетки, мочалки, сувенирные значки, и т. д. То есть мы должны гнать план. Если раньше художник тратил на шкатулку несколько недель, то сейчас по норме он их должен раскрасить по две-три штуки в рабочую пятидневку. Иначе останешься без зарплаты...
Вскоре после нашего разговора я узнал, что большая группа мстёрских миниатюристов во главе с Л. Фомичёвым и В. Некосовым ушла с фабрики «Пролетарское искусство" во Владимирское отделение худфонда РСФСР, а затем стала работать на дому.
В последнее время во Мстёре многое изменилось. Художники на фабрике стали свободнее, самостоятельнее и более заинтересованы в своем творческом труде. Но налицо и другая крайность. Она появилась неожиданно, из-за повысившегося спроса на произведения мстёрских художников со стороны иностранных туристов. Перекупщики заполонили Мстёру. Причем многие из них слабо разбираются в истинном искусстве. В поселке, по выражению одного местного жителя, «малевать шкатулки стали все кому не лень...». Получив право свободно реализовывать свои изделия, мстёрцы, многие из которых об этом раньше и не думали, кинулись в коммерцию, нисколько не задумываясь ни о своих способностях, ни о художественном вкусе, ни о том вреде, который они наносят престижу Мстёры. Резко возросло количество низкопробных поделок. Проблема вала и подлинного искусства пока не исчерпана до конца» (Лалакин Н. Земляки (страницы жизни и творчества), серия «Моя малая Родина», Владимир).

Ныне мастера «Центра традиционной мстёрской лаковой миниатюры», возвращаясь к истокам промысла, пишут иконы. Творческая инициатива, бережное отношение к традициям способствуют дальнейшему развитию уникального искусства лаковой миниатюры.

Около 3 тысяч жителей посёлка Мстёра (из 8 тысяч населения) являются художниками и образуют целые династии, в которых секреты иконописи передаются из поколения в поколение. Местное художественное училище воспитало немало именитых мастеров, работы которых исполнены в лучших традициях византийской школы и распространились по церквям и храмам всей православной матушки России. Также работы Мстёрных иконописных мастерских участвуют в выставках и находят свою обитель в домах многих православных семей.

Место иконы в православной традиции

Икона является неотъемлемой частью православной традиции по всему миру и несёт в себе в первую очереть не художественную, а духовную ценность. Икона - это открытое окно в светлый мир Господа нашего. История иконописи уходит корнями к истокам христианства и сопровождает его на всех витках человечества.
Сам термин "икона" в русский язык пришёл из греческого и обозначает "священное изображение, видимый чувственный знак невидимого священного первообраза "горнего мира"".
Истоки иконописи связаны с чудесным возникновением нерукотворного образа Иисуса Христа на платке, который был приложен к Его лику женщиной по имени Вероника, словно сам Спаситель сохранил так своё изображение. Также известно, что первая рукописная икона была сотворена евангелистом Лукой и была иконой Богородицы.
См. Русская икона.

Иконы очень различны в своём преднозначении и значении

Икона - светлая истина или идолопоклонничество?
В последнее время возобновились смутные речи о том, что икона - это не что иное, как один из способов поклонения идолу. Эти мысли далеко не новы, такие смуты уже сеялись. Мысль о том, что иконы как-то связаны с идолопоклонничеством и никак не связаны с истинной духовностью отвергаются современной православной церковью, как полный вымысел.
Первый запрет на молитвы перед иконами был провозглашён в 726 году и продолжался до 787 года. Лев III Исавриец запретил христианам иконопочитание, велел убрать все публичные иконы и рьяно преследовал непослушных. Несмотря на преследования, истинно верующие христиане сохранили данную традицию и более чем через 60 лет иконопочитание было разрешено вновь. Жаль, что множество духовных и исторических ценностей в виде рукотворных полотен с ликами святых и великомучеников были загублены в период изгнания из церкви.

Иконописная мастерская «Мстёра-АРТ»

Иконописная мастерская «Мстёра Арт» - традиционная иконопись русских мастеров.


Икона «Всевидящее око»


Икона "Георгий Победоносец"

Венчальная икона, мерная икона, иконы Богородицы

Иконописные мастерские изготавливают множество самых различных икон в лучших традициях христианской иконописи. Самые распространённые иконы: венчальная икона, мерная икона, а также иконы Богородицы.

Венчальная икона на христианской свадьбе - это издавна известная и присущая православным людям традиция. Во время церемонии жених держит в руках икону Христа, а невеста - икону Богородицы. В старину эти иконы супруги хранили всю жизнь и передавали из поколения в поколение, как хранительниц семейного очага и Божьего знамения в доме и семье. Очень важно знать, что венчальные иконы - это достояние мира, поэтому класть их к покойнику и придавать земле категорически запрещено. Венчальные иконы несут свет и Божие благословение в молодую семью и сохраняют крепость брачных уз на протяжении долгих лет совместной жизни. Венчальная икона - это не только традиция, но и явное выражение искреннего благословения и любви к вступающим в брак перед Богом и обществом.


Иверская Богоматерь

Господь Вседержитель

Касперовская Богоматерь

Господь Вседержитель

Богоматерь Владимирская

Богоматерь Казанская

Мерная икона - это икона, которая особо важна для каждого православного христианина. Данная икона связана с обрядами крещения и олицетворяет святого, преподобного, мученика и любого другого покровителя, чьим именем крещён человек. Каждый из нас является ни кем иным, как одним из членов великой и светлой Церкви Христовой, что находится на небесах и ссылает свою благодать на землю, поэтому наличие мерной иконы - это олицетворение благодати с Небес сходящей.
Иконопись мерных икон очень разнообразна и предполагает, что размер изображения святого будет соответствовать росту новорожденного. Именно из этой традиции исходит и само название данного вида икон, которые, как и венчальные, хранились в доме христианина всю его жизнь. Мерные иконы украшают по-разному. Мерная иконопись - одна из основных в деятельности артели иконописной мастерской.


Мерная икона "Анастасия"

Мерная икона "Афанасий-Великий-Александрийский и Стефан-Пермский"

Мерная икона "Александр Невский"

Мерная икона "Св. цар. Александра"

Иконы Богородицы наряду с иконами Спасителя - самые известные и чтимые среди истинных христиан. Первые из известных христианам икон изображали именно лик Спасителя, именуясь Спасом нерукотворным. Также Спаситель может быть изображён и в виде младенца - иконы Богородицы. С ранних лет каждый христианин и прихожанин православной церкви знает и чтит эти иконы, как величайшие из образов Господних на земле.
Иконописные мастерские придают иконам Богородицы и Спаса огромное значение.

Именная икона


Именная икона "Николай Чудотворец"

Именная икона "Св. цар. Елена"

Именная икона "Св. чуд. Николай-Мирликийский"

Храмовая иконопись

Приходя в церковь, каждый из нас приносит к образам свои горести и радости, прося у Бога помощи или же благодаря за всё с небес ниспосланное. В этом случае мы обращаемся к храмовым иконам, как к олицетворению Господа Бога не земле. Храмовые иконы подразделяют на алтарные, запрестольные вида, очередных праздничков, живописные вида и прочие.

Алтарные иконы и иконы запрестольные вида участвуют в церковных службах, именно их проносят во время великих православных праздников по окрестностям церкви. Иконы очередных праздничков - это первые иконы, к которым мы прикладываемся в церкви во время праздников, а также первые иконы, которые мы видим в храм вступая. Иконы очередных праздничков всегда окружены свечами и промолены прихожанами.

Иконы живописного вида полностью соответствуют своему наименованию и отличаются богатым и щедрым убранством. Данная иконопись украшается множеством дополнительных элементов, вплоть до драгоценных камней.
Церковная иконопись обрамлена посеребрёнными, серебряными, а также золотыми окладами. Порой встречаются и "шитые" драгоценные оклады.
Если икона помещена в раму, то чаще всего иконописные мастерские изготавливают рамы из самых ценных пород дерева, украшая рамы орнаментами и драгоценностями.
Храмовые иконы несут в себе не только духовную благодать, но и огромную культурную, а так же историческую ценность.
Большинство храмовых икон старинные, однако в церквях по всей России можно встретить и совершенно новые иконы, выполненные в иконописных мастерских современности с соблюдением мастерами древних канонов и традиций православной иконописи. Среди этих икон есть немалая доля икон, выполненных в иконописной мастерской "Мстёра-Арт".

Иконы Богоматери и Спаса

Храмовые иконы, которые участвуют в церковных службах - это отдельная отрасль в работе художников иконописных мастерских. Именно запрестольные иконы участвуют в крёстных ходах во время великих праздников, а также перед ними проходят церковные службы. Самые известные даже в миру храмовые иконы - иконы Богоматери и Спаса. Запрестольная икона, которая предназначена для выноса во время праздников, по старинной традиции остаётся двухсторонней и приспособлена для ношения (есть рукоядь в нижней части). Например, икона Богоматери с одной стороны отображает лик Богоматери, а с другой - лик святого, в храме которого проходит служение. Во время крестного хода эти творения иконописных мастерских проносят вместе с крестами по улицам и вокруг храма.
Иконопись храмовых икон, как и любых других, выполняется только с благими мыслями и верой в Господа Бога.

Подробнее: http://www.mstera-art.ru/component/option,com_datsogallery/Itemid,35/
Заказ Икон: http://www.mstera-art.ru/component/option,com_contact/task,view/contact_id,1/Itemid,41/

Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь Лаковая миниатюра Вышивка»


Здание Троицкой церкви

Расположен музей в церкви Троицы-Живоначальной города Владимира на Театральной площади. Музей был создан в 1974 г.
См. Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь Лаковая миниатюра Вышивка».

Лаковая миниатюра

В здании музея представлены промыслы такого уникального центра декоративно-прикладного искусства как Мстёра. В отдельном зале (второй этаж) показана художественная вышивка и лаковая миниатюра. Этот раздел экспозиции оформлен так, будто вы находитесь внутри ларца. Вышивка и лаковые миниатюры предстают перед зрителем настоящими жемчужинами в витринах, которые своим дизайном поддерживают тему «шкатулки для драгоценностей». Кроме былинных, сказочных, исторических и других сюжетов лаковой миниатюры посетитель может увидеть святые образы, написанные в кон. XIX – нач. XX вв., и современные иконы мстёрских художников.
Мстёра, наряду с Палехом, Холуем и Федоскиным,- знаменитый русской лаковой миниатюры.
Первое упоминание о Мстёре относится к 1628 г. Во II пол. XIX в. здесь развивались такие промыслы, как вышивка, изготовление лубочных картинок в литографии И.А. Голышева, но главным было иконописание. Мастера приглашались для выполнения росписей в храмах, на реставрационную работу в Москву, Санкт-Петербург, Новгород.
В нач. ХХ в. промысел резко пошел на спад. После 1917 г. иконописцы искали другие возможности применения своего мастерства.
В 1923 г. А.Н. Куликов, Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин, А.М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи», которая в 1931 г. преобразовалась в артель «Протетарское искусство». Поначалу расписывались деревянные солонки, тарелки, матрешки, металлические подносы, клеенчатые коврики. Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделисй из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино. Мастера делали шкатулки, ларцы, бисерницы, украшенные миниатюрами. Живопись выполнялась теми же, что и в иконописи, темперными красками, изготовленными по древнему способу на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса.
Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется и в условности композиций (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий) и в стилизации форм. Для произведений характерен яркий декоративный колорит. Местом действия персонажей чаще всего является пейзаж или архитектурный ансамбль «русских палат». Это отличает Мстёрскую миниатюру от палехской, которая выполняется на черном фоне. Еще одна ее особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры – исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты, а также сцены из повседневной жизни.
Собственный оригинальный стиль росписи создал художник Е.В. Юрин. Он любил изображать цветы, фрукты, птиц. Это орнаментальное направление получило развитие в творчестве его учеников.
Вскоре после создания артели произведения Мстёрских художников начали экспонироваться на отечественных и зарубежных выставках, а после всемирных выставок в Париже (1938), Нью-Йорке (1939), где были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей, они стали широко известными.
В годы Великой Отечественной войны большинство мастеров ушло на фронт. После войны промысел переживал трудный период. Только в 1960-1970-е гг. началось возрождение традиций, поиск новых направлений в развитии Мстёрского искусства. Это время творческого расцвета художников среднего поколения: Л.А. Демидовой, Е.Н. Зониной, В.С. Корсаковой, Н.А. Любомудровой, Н.А. Наумова, В.Е. Старковой, Л.А. Фомичёва, Н.И. Шишакова. В 1970-1990-е гг. вместе с ними начинают работать Ю.М. Ваванов, П.Ф. Заец, В.А. Лебедев, П.П. Можаев, В.Н. Молодкин, В.К. Мошкович, В.С. Муратов, В.Ф. Некосов, П.И. Сосин и др.
Ныне мастера «Центра традиционной Мстёрской лаковой миниатюры», возвращаясь к истокам промысла, пишут иконы. Творческая инициатива, бережное отношение к традициям способствуют дальнейшему развитию уникального искусства лаковой миниатюры.














Процесс создания изделий из папье-маше многоступенчатый и кропотливый. Сначала делается заготовка из проклеенных полос картона, спрессованных в нужную форму.
Заготовка пропитывается льняным маслом, высушивается, грунтуется, покрывается чёрным лаком снаружи и киноварью внутри, шлифуется. Поверхность под росписью грунтуется белилами. Живопись выполняется последовательно в несколько приёмов, покрывается шестью слоями лака и полируется. Каждая операция проделывается специализирующимся на ней мастером.

Вышивка

Вышивка - один из старинных видов народного искусства. В каждой местности женское рукоделие имело свои отличительные черты, выражавшиеся в предпочтении определённых мотивов орнамента, техники исполнения и цветового решения шитья. К кон. XIX в. Мстёра славилась вышивкой белой гладью. В редкой семье не было мастерицы, владеющей сложными приёмами работы в этой технике. Вышивание белой нитью по тонкой ткани стали называть «мстёрской белой гладью».
Начало современному промыслу положено в 1923 г., когда была организована «Образцовая артель художественной вышивки». см. ООО "Мстёрская Вышивка".
Русская икона.
Андрей Рублев.
Иконы Кузнецова. Ю.Э.
Иконы из бересты Ольги Кириной.

Мстёрский художественный музей
Пос. Мстёра
Музеи Владимирской области.

Категория: Вязники | Добавил: Николай (12.11.2015)
Просмотров: 4980 | Теги: иконы, Мстера | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru