Я твердо, я так сладко знаю, С искусством иноков знаком, Что лик жены подобен раю, Обетованному творцом. Hoc - это древа ствол высокий; Две тонкие дуги бровей Над ним раскинулись, широки, Изгибом пальмовых ветвей. Два вещих сирина, два глаза, Под ними сладостно поют, Велеречивостью рассказа Все тайны духа выдают. Открытый лоб - как свод небесный, И кудри - облака над ним, Их, верно, с робостью прелестной Касался нежный серафим. И тут же, у подножья древа, Уста -как некий райский цвет, Из-за какого матерь Ева Благой нарушила завет. Все это кистью достохвальной Андрей Рублёв мне начертал, И этой жизни труд печальный Благословеньем божьим стал.
Рублёв Андрей - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Родился Андрей около 1375/1380 года.
Имя Андрея Рублёва обросло легендами, а в ХХ в. - научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы "Троица" в 1904 г., но в полной мере - начиная с 1918 г., когда были расчищены фрески Успенского собора во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина. Первое упоминание о нем - в 1405 г.: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились) вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублёв назван "чернецом", т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т.е. был младшим.
По позднему источнику - "Сказанию о святых иконописцах" (XVII в.) известно, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе - в Андрониковом монастыре в Москве). В 1408 г., по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (XII в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.
В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить свое воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной. С сего времени великая святыня Владимирского Успенского собора, для которой сооружен был и самый собор Великим князем Андреем, более не была уже возвращена во Владимир. Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусною живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Сии художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 года и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом. Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
Владимирский Успенский собор
Роспись Даниила Черного в Успенском Соборе. Страшный суд
Андрей Рублёв и Даниил Черный в Успенском соборе раскрывают тему Страшного Суда и Второго пришествия Господа Иисуса Христа в духе исихастского богословия света: "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир" (Ин. 3.19). И здесь архитектура со всей сложностью изгибов арок, сводов и стен не менее важна, чем само изображение, вписанное именно в эти своды … последовательность событий, композиция, рассчитанные на восприятие именно вот тут – а совсем не в музейном зале. В центре традиционной композиции росписи западной арки центрального нефа – арки, через которую молящийся попадал внутрь храма и с которой он мог начать обзор изображен "Престол уготованный", которому поклоняются Богородица, жены-мироносицы и ангелы – видите, они вписаны в полукруг? В зените свода центрального нефа - образ Христа, грядущего в мир. Вся Его фигура устремлена в движении навстречу ожидающим. Грозная величественность Христа не превращает его образ в мрачный символ неотвратимого возмездия, не лишает ореола светлой и радостной силы. Он – не просто грозный судья, но представляет собой воплощение достоинств, он всеведущ и мудр, а значит, милостив и снисходителен к роду человеческому. Посмотрите - по склонам свода размещены восседающие на двенадцати престолах апостолы, а за ними - сонмы святых и ангелов. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов кроткие. Живопись Рублева как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству. Вся композиция пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидания. Гармония и согласие, мудрость и благородство сочетаются в образах апостолов, беседующих с ангелами. "Совершенная любовь изгоняет страх" - и ни в ком нет ни тени страха, как, например, у сто лет спустя, долго тут обсуждавшегося Дюрера.. У Рублева - свет, приходящий в мiр, и есть преображающая любовь. Такой ясности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. Последующие поколения будут "страхом спасать", и тема Второго Пришествия Господа из композиций "Страшный Суд" отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенства.
Фреска, западная часть центрального нефа. Вид с восточной стороны. Успенский собор. Из композиции «Страшный Суд»
Апокалипсические звери Даниил Черный и Андрей Рублев. Фреска, Западная часть центрального нефа. Вид с восточной стороны. Успенский собор. Из композиции «Страшный Суд»
В самом конце свода, в зените арки, ведущей в подкупольное пространство, Рублев написал "зверей царств" из "видения" пророка Даниила. Мастерски вписаны в круг движущиеся друг за другом символические звери. Вот низко опустивший голову, будто высматривающий затерянный след медведь. Надпись внутри круга над зверем - царство "Вавилонское", над крылатым львом - "Римское". Царство "Македонское" олицетворяет крылатая пантера. И наконец, четвертый зверь, странный, многорогий - зверь "Антихристов". У всех зверей, кроме последнего, с его мертвым, тяжким взглядом, отсутствуют черты хищной свирепости. Подвижные их силуэты так вписаны в круг, что создается видимость замкнутого быстрого движения. Звери как бы усердно догоняют друг друга, торопятся пройти свой земной круг, чтобы заступить место вечному царству добра и справедливости. Таким образом, последовательность изображений, располагающихся по центральной оси композиции, при чтении их с востока на запад, соответствует последовательности сюжетов видения пророка Даниила: видение четырех зверей, пришествие Сына Человеческого на Суд и Череда земных погибельных царств, которые противопоставляются здесь Царству праведных – «в руце Божьей».
Трубящий ангел, пророк Исайя, апостолы и ангелы, видение пророка Даниила Даниил Черный и Андрей Рублев. Роспись, вид северной стены центрального нефа. Из композиции «Апостолы и ангелы» Успенский собор.
Апостолы и ангелы. Роспись на южной стене. Из композиции «Апостолы и ангелы» Успенский собор.
Шествие праведников в Рай
Оживленная толпа праведников движется в одном направлении. Возглавляют это радостное шествие апостолы. Впереди всех изображен Павел. Он возвышается над подвижной толпой, решительным жестом указывая в сторону места вечной радости. Павел обернулся к толпе, в левой руке торжественно и призывно он держит свиток с надписью. Рублев четко выводит слова: "Приидите со мною..." Пусть этот призыв осеняет, собирает в едином движении всех праведников. Пусть его читают и те, для кого он пишет сейчас эти фрески. Рядом с Павлом он изображает Петра, который широким шагом выступает вперед. В протянутой руке Петра - ключ от райских обителей. В тесной группе апостолов художником будут выделены старец Иоанн и молодой Фома. За апостолами, учениками пусть шагают продолжатели их дела, наследники на земле. Их бесчисленный сонм да представят самые известные, самые чтимые - Иоанн Златоуст, длиннобородый Василий Великий, круглолицый Никола, Григорий Богослов с широкой окладистой бородой. Чуть ближе к зрителю, как бы обгоняя в движении сонм святителей и приближаясь к апостолам, уже шагают вдохновенные пророки. А следом движутся пустынники, возглавляемые Саввой Освященным и Антонием Великим - родоначальником монашества. Замыкать шествие должны мученики и мученицы, те, кто пострадал, пролил кровь за верность своим убеждениям, - юноши, зрелые мужи с твердым взглядом, юные нежные девушки. В общем духе владимирских фресок - исполнение слов, некогда сказанных Христом: "но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас". Так решает Андрей Рублев тему Страшного Суда. Но в контексте исихастской мистической традиции этот поворот от мрака ада к свету Христова благовествования не так уж и неожидан. Традиционно считается, что этот подход в большей степени раскрывает истинный дух Православия, нежели торжествующая в последующие эпохи мрачная эсхатология. Ведь на каждой Литургии в ектинье провозглашается: "ожидаем доброго ответа на страшнем Судище Христове".
Пророки в Раю
На белом фоне, в райском свете, среди дерев "праотцы" в светлых одеждах на их "лонах" и позади престола - праведными душами...
Рублев А. «Троица»
Около 1412 г. или около 1427 г. Рублев создал свой шедевр - икону "Троица" (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублева наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса - клав явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть еще несколько символов: дерево и дом. Дерево - мамврийский дуб - превратилось у Рублева в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо - за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора - за спиной третьего ангела (Святой Дух). Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.
В 1420-х гг. по свидетельству "Жития Сергия Радонежского" (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и "Жития Никона" - источников 1430-1450-х гг. - оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-1424 гг. над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411). Также создал иконы для иконостаса Троицкого собора. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В ряде произведений Рублеву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел"). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427 г., по другим исследованиям, на рубеже XIV—XV вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублева.
После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу - роспись церкви Спаса (ок. 1426-1427 гг.), законченную ок. 1428 г.
На формирование мировоззрения Рублева большое влияние оказала атмосфера национального подъема 2-й пол. XIV - нач. XV вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все - рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 1410-е 10-е годы XV века, Третьяковская галерея, где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.
Творчество Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные. Исихастская традиция, к которой принадлежал Андрей Рублев, предполагает излияние божественной энергии в мире, пронизанность его нетварным светом. Это и есть сила и чудо, в том числе изображения и слова. Имя (название) вещи или человека - суть его души. Слово "исихазм" происходит от греческого - "молчание, тишина". Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине, свет и тишина - вот путь познания Бога. История исихазма позволяет нам лучше представить духовный и исторический контекст эпохи, ставшей золотым веком русской иконы. Рублев прежде всего - монах, прошедший школу уединенной молитвы, послушания и смирения. Вне исихазма творчество этого мастера будет не только не понятно, но и может быть неверно истолковано. В свою очередь, именно на этих вершинах духовного искусства хорошо прослеживается связь иконописания и иконопочитания с богословскими и мистическими глубинами Православия. Образы Рублева всегда отличаются уравновешенностью и спокойным состоянием духа, они - как тихая и светлая, чистая и прозрачная вода. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света - того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Свет - одна из основных категорий богословия иконы. В истории Церкви были целые периоды и эпохи, когда размышления о свете стояли в центре жизни, становились основой культуры, формировали политику. Такой эпохой был XIV век.
Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская. Конец XIV - начало XV вв.
Спас в силах. 1408 г. Андрей Рублев
Андрей Рублев. Апостол Павел 1410-1420 гг.
Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (конец 14 - начало 15 вв.; сохранились фрагменты), иконы - "Владимирская богоматерь" (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408 г., Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим" - все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлевского Архангельского собора), часть миниатюр "Евангелия Хитрово" (кон. XIV - нач. XV вв., Библиотека СССР им. В.И. Ленина, Москва). Творчество Р. является одной из вершин русской и мировой культуры.
Умер Адрей Рублев 29 января 1430 г. в Андрониковом монастыре (дата установлена П.Д. Барановским по копии XVIII в. с надписи на утраченной надгробной плите).
В 1988 году Андрей Рублев был причислен к лику святых.
Св. Андрей Рублев
Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в строгановском "Иконописном подлиннике" (кон. XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: "Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные... а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу..." Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах. На миниатюрах рукописей XVI в. святой Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; лицевое житие святого Сергия кон. XVI в. из б. собр. Троице-Сергиевой Лавры). Приводимые источники удостоверяют, что в XV- XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублёва, как и в высокой праведности Даниила. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 (17) июля, в день памяти святого Андрея Критского.
Память
День памяти: 4/17 июля
В 1947 г. в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.
Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.
Памятник Рублёву. 1985 г. Работа Олега Константиновича Комова.
В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии. «Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») - фильм Андрея Тарковского. Андрей Рублёв - серия памятных монет Банка России. В 1961 г. была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Андрею Рублёву. Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор В. Трохимчук). Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 г. киностудией «Леннаучфильм» (режиссер - Л. Никитина, оператор В. Петров).
Памятник иконописцу Андрею Рублёву. Был установлен в 1967 году перед Спасо-Андрониковым монастырем. Перенесен на территорию Новоспасского монастыря в 1985 году.