Памятник режиссеру Андрею Тарковскому
На фестивале "Чемодан" в Суздале 29 июля 2017 г. в 13:00 состоялось торжественное открытие первого в мире памятника, посвященного режиссеру Андрею Тарковскому и его фильму "Андрей Рублев".
Монумент знаменитому режиссеру, 85-летие которого отмечается в 2017 году (родился 4 апреля 1932 года), появился в Суздале на берегу реки Каменки, на улице Коровники 45 на территории Главного туристского комплекса «Суздаль».
Открытие памятника приурочено к празднованию 85-летия Андрея Тарковского, 50-летию фильма «Андрей Рублев» и 40-летию Главного туристского комплекса «Суздаль», первого туристского комплекса, построенного в СССР и положившего начало создания и развития туриндустрии всей страны.
Организаторы: Администрация Владимирской области, Администрация города Суздаль, ООО «Турцентр», Международный Кинофорум «Золотой Витязь», при поддержке Министерства культуры РФ, Ростуризма, Министерства культуры Владимирской области.
В марте 2017 года руководство ООО «Турцентр» встретилось с автором идеи памятника, народным артистом России Николаем Бурляевым и скульптором Марией Тихоновой.
Место для установки памятника было выбрано неслучайно: именно с этой точки (Фестивальная площадка ГТК «Суздаль»), Андрей Тарковский вместе с оператором Вадимом Юсовым увидели подходящую для съемок и передающую атмосферу того времени архитектуру и ландшафт местности.
Съемки фильма «Андрей Рублев» проходили в Суздале в 1965 году. Этому фильму суждено было занять одно из первых мест в сокровищнице мирового кинематографа.
«На сцене - создатели фильма «Андрей Рублев». По просьбе трудящихся города Владимира, пропагандистов, лекторов и агитаторов городская организация общества «Знание» устроила встречу с творческими работниками киностудии «Мосфильм», снимающими во Владимире и Суздале кинофильм «Андрей Рублев».
Режиссёр Андрей Тарковский, оператор Вадим Юсов и сценарист Андрей Кончаловский.
О ходе съемок двухсерийного фильма рассказали: автор сценария и режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский, главный оператор Вадим Иванович Юсов и артист Анатолий Алексеевич Солоницын, исполняющий роль Андрея Рублева.
Ямщиков Савелий Васильевич, Юсов Вадим Иванович, Солоницын Анатолий Алексеевич на съемках фильма «Андрей Рублев».
Съёмки фильма «Андрей Рублев». Сцена из новеллы «Колокол».
Рабочий момент съемок фильма «Андрей Рублев».
Сценарий фильма, - говорит А. Тарковский, - состоит из отдельных эпизодов-новелл, в которых развернута широкая панорама жизни Руси XV века. Фильм расскажет о великом русском живописце А. Рублеве, чьи фрески и иконы составляют гордость мировой культуры. В осуществлении этого замысла огромное значение имеет исполнение главной роли. Актера на роль Рублева искали долго. Наконец, был найден и утвержден молодой артист Свердловского драматического театра Анатолий Алексеевич Солоницын. Перед зрителями предстанет худой монах с одухотворенным, нервным лицом, с живыми печальными глазами, человек, на века прославивший русское искусство.
Рабочий момент съемок фильма «Зеркало». Режиссер Тарковский Андрей Арсеньевич. 1973 г.
Отдельные сцены, кадры этого фильма уже засняты. Например, сцена «летающего мужика» - первого русского воздухоплавателя была снята под Владимиром, у храма Покрова на Нерли. На роль «летающего мужика» был приглашен поэт, любитель и знаток древнерусского искусства, автор поэмы «Юность Рублева» Николай Иванович Глазков. Огромный, всклокоченный человек мчится, преследуемый фанатичной толпой. Его путь лежит к собору, на крыше которого установлен летательный аппарат. Оставив позади своих преследователей, он вскарабкивается на крышу храма. И вот он в воздухе. Потрясенные люди, которые минуту назад готовы были его растерзать за богохульство, бросились на колени. Для них очевидна святость летающего по небу человека. А земной мужик все летел и летел, и ему был виден край, в котором он родился. Он узрел его таким, каким никто до него не видел. Скрывшись от глаз толпы, он упал в чащу леса бездыханным.
Рабочий момент съемок фильма «Андрей Рублев». Николай Бурляев в роли Бориски в эпизоде «Колокол».
Молодая вишня, стройная белая береза как бы сливаются с живыми образами фильма. И сразу замечаешь сходство сироты Бориски (Коля Бурляев) с одиноко растущей на обрывистом берегу реки ломкой вишенкой. Для нас огромное значение имеет живописность кадра. Мы тяготеем к поэтической символике и не стремимся снимать как можно натуральней. Бориска построил свой колокол. Его установили в Москве. Бориска счастлив, слезы радости льются по его лицу. Он спотыкается, но чьи-то руки подхватывают его. Это Андрей Рублев. Он предлагает Бориске руку дружбы, приглашает его в Троицу работать - я буду иконы писать, ты - колокола лить... Будущий фильм ни в коем случае не будет решен в духе исторического или биографического жанра. Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца. На примере Рублева нам хочется исследовать вопрос психологии творчества. Мы очень благодарны жителям города Владимира за их помощь и личное участие в съемках. Многие проявили себя талантливыми актерами. Думаем, что наш фильм выйдет на экраны летом будущего года. И оценку ему дадите вы, наши зрители. Рабочий момент съемок фильма «Андрей Рублев». Оператор Юсов Вадим Иванович.
Главный оператор В. Юсов рассказал об удачах и трудностях, с которыми сталкиваются работники «Мосфильма». Процесс создания фильма довольно сложен. Только на подготовительный период отводится шесть месяцев да целый год - на съемки. Для нас большое значение имеют объекты съемки - исторические памятники. Мы очень долго их искали. Побывали, кроме Владимира и Суздаля, в Новгороде, Пскове, Карелии. Успех нашего фильма во многом зависит от главного его персонажа. Артист Солоницын справляется с ролью Андрея Рублева и, надо предполагать, справится с нею до конца. Он здесь присутствует и сам вам расскажет о своей работе. - Я прочел в киножурнале сценарий «Андрей Рублев», - говорит Анатолий Солоницын, - он мне понравился. И мне впервые в жизни захотелось играть в кино. Прочел много исторической литературы, материалы о Рублеве. Однажды сам приехал в киностудию «Мосфильм» и предложил свою кандидатуру на главную роль в будущем фильме. До этого я работал артистом Свердловского драматического театра и исполнял в основном комедийные роли. На киностудии меня проверили, и я уехал к себе в Свердловск, а через месяц получил телеграмму о том, что меня утвердили на главную роль фильма. Для меня это было величайшей радостью. И только когда начались съемки, стал понимать сложность работы в кино. Я еще только на подступах к главной роли. Нужно много читать, много работать. Согласно описанию, Андрей Рублев взял на себя обет молчания, пришлось и мне месяц не разговаривать, не бриться. Так постепенно вхожу в роль. Выступающие ответили на многочисленные вопросы присутствующих. В заключение встречи был продемонстрирован художественный фильм «Иваново детство» (режиссер фильма А. Тарковский, главный оператор В. Юсов), получивший большой приз «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Трудящиеся города пожелали больших творческих успехов работникам киностудии «Мосфильм» («Призыв», 21 сент. 1965).
Суздаль часто называют русским Голливудом. Сохранившееся архитектурное наследие и колоритная фактура древнерусского города позволяют снимать здесь исторические фильмы почти без декораций.
В городе снято около 80 фильмов, в числе которых: «Андрей Рублев», «Женитьба Бальзаминова», «Метель», «Царская невеста», «Чародеи», «Царь», «Братья Карамазовы», «Финист — ясный сокол», «Мой ласковый и нежный зверь», «Душечка», «Юность Петра», «Петр Великий», «Князь Серебряный», «Классик», «Сказ про Федота стрельца», сериалы: «Раскол», «Братья Карамазовы», «Романовы», «Отец Матвей» и др.
Киносъемки в Суздале проходят и в наше время. Их «базой» традиционно становится Главный туристский комплекс «Суздаль». В ГТК работают и отдыхают кинематографисты, в киноконцертном зале комплекса устраиваются премьеры фильмов. Съемки проходят и непосредственно в стенах ГТК; так, здесь снимались эпизоды фильмов «Чародеи» и «Классик».
На церемонию открытия памятника приехал сын Андрея Тарковского - известный хирург Арсений Тарковский, актеры Николай Бурляев, Александр Панкратов-Черный, Борис Токарев, Александр Балуев, дочь актера Анатолия Солоницына Лариса Солоницына и многие другие известные гости.
Скульптурная композиция монумента состоит из (справа налево): Андрей Тарковский, Андрей Рублев и литейщик Бориска
Монумент представляет собой колокол, на фоне которого стоят сам Андрей Тарковский и два главных персонажа фильма "Андрей Рублев", через которых он выражал свои художественные устремления. По правую руку от режиссера изображен литейщик Бориска, который, не зная секрета, по наитию отлил колокол. По левую руку - иконописец, будущий святой Андрей Рублев. На одной из сторон памятника отлита репродукция знаменитой "Троицы" Андрея Рублева.
Как рассказал на церемонии открытия монумента Народный артист России Николай Бурляев, исполнивший в фильме "Андрей Рублев" роль литейщика Бориски, "памятник Андрею Тарковскому и его фильму "Андрей Рублев" - это напоминаемое того, каким может быть и должен быть русский кинематограф".
- Это большое событие в мире культуры! Оно имеет международное значение для всего кинематографического сообщества. "Андрей Рублев" признан одним из лучших фильмов всех времен и народов, а его автор - выдающимся режиссером, изменившим духовное пространство планеты, - отметил Николай Бурляев.
Автор памятника, скульптор Мария Тихонова, которая приехала на церемонию вместе со своей маленькой дочерью, раскрыла секреты того, как шла работа над монументом.
- Я могу сказать, что троица присутствовала на протяжении трех лет - "Троица" рублевская и троица - те, кто присутствует сейчас. Для меня этот памятник был, как для Бориски колокол, - рассказала скульптор.
Президент Международного кинофорума "Золотой Витязь" Николай Бурляев поведали и о финансовой стороне создания монумента, который был возведен на средства благотворителей. Он сообщил зрителям, что скульптор изготовила памятник бесплатно.
- Она совершила подлинный подвиг - я видел, как она работает. Она отвергла свой гонорар. Она сделала памятник бескорыстно, что невероятно в наши дни, - отметил Николай Бурляев.
См. Сплетение судеб - рассказ о творчестве режиссеров Тарковского и Гуэрры
Спасо-Евфимиев монастырь
Город Суздаль
Памятники Суздаля.
|