Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
14:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковь Троицы-Живоначальной (Музей хрусталя) города Владимира

Церковь Троицы-Живоначальной

«Недавно поступивший из г. Петербурга к устроенной у нас в доме Т.С. Куликова молельне „отец Нестор Климов" намерен, как слышно, проявить свою деятельность в противоположность удаленному отсюда за не деятельность и не начитанность в глухую деревню его предшественнику „отцу Климентию". Не надеясь, однако, на свои собственные силы, о. Нестор вызывает для публичной беседы с православными известного старообрядческого деятеля-публициста Федора Егорова Мельникова, уроженца г. Новозыбкова. В этом именно смысле от о. Нестора и поступило предложение нашему Епархиальному о. миссионеру. О. миссионер А.А. Акципетров выразил свою полную готовность на устройство такой, еще не бывавшей у нас во Владимире, беседы. В настоящее время обе стороны заняты отысканием подходящего помещения. Высказываются желания устроить беседу в зале семинарии или же прямо во дворе семинарии особенно в то время, как соберутся воспитанники» (В. Е. В. № 30-31-й. 1907).
«В самое недавнее время бывший у нас в Владимире при молельной в доме Т.С. Куликова на Студеной горе старообрядческий священник по австрийскому окружническому согласию отец Климентий переведен в одну из глухих деревень Московской губернии за „неначитанность", а сюда на его место назначен и уже приехал бывший настоятель Чебыкинской молельни в С.-Петербурге „отец Нестор Климов", отличающийся и начитанностию а, главное, несколько более широким взглядом на вещи. Если о. Климентий „по своей неначитанности" уклонялся от всяких бесед с нашим миссионером, то „о. Нестор" наоборот сам идет навстречу миссионерскому воздействию: он уже приглашает к себе для беседы епархиального миссионера о. А.А. Акципетрова» (В. Е. В. № 25-й. 1910).
«Австрийцами окружниками г. Владимира окончательно решен вопрос о постройке храма недалеко от Золотых ворот, для чего уже куплен ими участок земли за 6000 р. Воздвигнуто ими несколько храмов и в разных уездах епархии; освящение этих храмов совершено было с большою торжественностью, а некоторых и „архиерейским" служением. При такой обстановке освящен был, напр., осенью 1909 года храм в д. Рогове Баглачевского прихода, Влад, у., и в с. Дулеве, Покровского уезда, 14 февраля сего года на фабрике Кузнецова» (В. Е. В. № 20-й. 1910 г.).
«Наибольшую живучесть за отчетное полугодие по прежнему проявили старообрядцы австрийцы-окружники и спасовцы отрицанцы. Так, напр., австрийцы гор. Владимира для пропаганды и защиты своего вероучения выписали в конце января 1911 года своего начетчика Варакина. Беседы эти, числом четыре, происходили в здании местной духовной семинарии. С целью той же пропаганды австрийского раскола, австрийцы гор. Владимира устроили в городе 25 марта 1911 года старообрядческий концерт Морозовского хора в зале Дворянского собрания. Сбор с этого концерта, по слухам, поступает на построение проектируемого австрийцами храма в нашем городе. Старообрядцы гор. Владимира мечтают также о восстановлении у нас Владимирской старообрядческой епископии путем назначения сюда особого старообрядческого епископа — помощника архиепископу Иоанну Картушину» (В. Е. В. № 20-й. 1911).


Дворянская улица. 1909-1913 гг.
Справа сад за забором на углу Дворянской и Летне-Перевозинской улиц, до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви Троицы-Живоначальной.

Дворянская улица. 1909-1913 гг.
Слева: угол Летне-Перевозинской улицы с деревянным домом и садом, огороженными забором (до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви); перед забором рекламная тумба - цилиндрическая, на восьмиугольном цоколе; далее каменный двухэтажный дом и другая застройка (не сохр.). Справа: женская гимназия с двумя навесами у входов (1870, архит. Н.А. Артлебен; с западной пристройкой по проекту 1902 г.; виден боковой восточный фасад).

Сад, принадлежащий Жаровой (ранее принадлежал Жигалову), был облюбован старообрядцами под строительство церкви. Они выкупили у владелицы землю.
Архивное дело «О постройке старообрядческой церкви в г. Владимире» сохранило прошение Совета Владимирской старообрядческой общины от 25 февраля 1912 г. во Владимирское губернское правление, в котором, в частности, говорилось: «просим разрешить нам постройку вновь на земле принадлежащей общине 1 части города Владимира на углу Дворянской и Летне-Перевозинской улице каменного храма. При чем представляем детальные чертежи в 2-х экземплярах, графический расчет в 2-х экземплярах и пояснительную записку. Председатель Совета А. Шмыров, товарищ председателя Е. Калашников. Члены Совета Т. Куликов, В. Тарасов, С. Арзамасов, Т. Калашников». Проект Троицкой церкви составил архитектор Сергей Матвеевич Жаров.
1 июня 1912 г. губернская администрация разрешила постройку Троицкой церкви, и старообрядцы предполагали сразу же начать строительные работы, рассчитывая к осени закончить храм вчерне и дать зданию в течение зимы промерзнуть.
Фотографу Виктору Владиславовичу Иодко, доказывавшему, что помещение и часть участка земли «заарендованы» им у Жаровой до 15 октября 1913 года, пришлось судиться со старообрядческой общиной. Общиной было возбуждено дело у городского судьи, признавшего иск старообрядцев доказанным и постановившего обязать фотографа очистить дом в двухмесячный срок. Тяжба затянулась. 19 сентября в суде по апелляционной жалобе рассматривалось дело о выселении Иодко из занимаемого им дома. Суд постановил потребовать от него освободить помещение в шестимесячный срок. Лишь в конце января 1913 г. фотография Иодко начала переезжать на Большую улицу. Началось строительство храма, стоимость которого должна была обойтись верующим в 75 тыс. руб.

Австрийцы-окружники гор. Владимира торжественно 23 июня 1913 года заложили свой храм во имя Святой Троицы близ Золотых Ворот.
Накануне была отслужена в старом молитвенном доме торжественная всенощная, длившаяся беспрерывно 6,5 часа. В воскресенье в 10 часов из дома Т.С. Куликова на Студеной горе вышел крестный ход к месту закладки Троицкой церкви. Впереди несли восьмиконечный крест и фонарь, за которым шли певчие, в унисон звучали их песнопения, позади несли семиконечный крест. Этот крест установили на месте будущего престола. За крестом следовали приехавший из Москвы Московский архиепископ Иоанн Картушин, местные и приезжие священники, за ними несли иконы старинного письма и восемь блестевших золотом хоругвей, которые придавали всему шествию праздничный вид. На месте закладки был отслужен молебен с провозглашением многолетия Дому Романовых, по окончании которого все присутствовавшие старообрядцы в количестве около 100 человек по старинному русскому обычаю отобедали у А.Ф. Шмырова.
В противовес этому торжеству старообрядцев с нарочитой торжественностью совершен был православным соборным духовенством обычный в этот день крестный ход к Ризположенской церкви, что на Золотых Воротах, а за ранними литургиями в двух ближайших к месту закладки церквах - Ризположенской и Николо-Златовратской, по распоряжению Его Высокопреосвященства, о. Епархиальным миссионером Акципетровым к молящимся произнесены были две проповеди соответствующего разъяснительного содержания.
Старообрядческая церковь Троицы-Живоначальной - последователей толка Австрийского. Она является как бы одним из памятников в ознаменование исполнившегося 30 октября 1913 года 50-ти-летия со дня смерти родоначальника австрийского священства – греческого митрополита Амвросия.
Начавшаяся Первая мировая война отодвинула завершение строительства Троицкой церкви.
Троицкий храм строился на денежные пожертвования, поступившие от старообрядцев А.Ф. Шмырова, Ст. П. Арзамасова, Т.С. Куликова, А.А. Пантелеева, Е.В. Калашникова, Т.Л. Калашникова и др.
14 сентября 1916 г. при большом стечении народа состоялось поднятие крестов на старообрядческий храм.
В октябре 1916 г. было совершено освящение храма.
Вечером 30-го октября 1916 г. в актовом зале духовной семинарии состоялось очередное богословское чтение для интеллигентного общества. Чтение предложил преподаватель духовной семинарии С.А. Троицкий на тему: «Австрийское священство». Предмет чтения вызван местным событием — освящением старообрядческого храма Австрийского согласия. Лектор при многочисленном стечении слушающих в I-м отделе своего чтения очень живо и картинно изложил историю австрийского священства, во II-м — дал обстоятельный разбор догматической, канонической и обрядовой сторон учения Австрийского согласия. В перерыв чтения архиерейским хором исполнен был концерт. Чтение посетили: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский, Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский и Преосвященнейший Павел, Епископ Суздальский.

Здание выполнено из красного кирпича в псевдорусском стиле. Сооруженная так называемой "крестовой кладкой", с высокой главой и колокольней, церковь является образцом новой строительной техники того периода, сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей.
По рассказам старожилов, в ней был красивый, резной, из черного дуба иконостасс иконами, написанными по древним образцам ХVI-ХVII вв., подаренный храму Александром Алексеевичем Пантелеевым. Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов.

Службы в храме продолжались до 1928 г.
1929 г. «АРХИВОХРАНИЛИЩЕ №9, Архива Октябрьской революции по ул. ІІІ-й Интернационал, здания бывш. Старообрядческой общины. Здание каменное с подвальным помещением и хорами. Подвальное помещение сырое. Стеллажами архивохранилище не оборудовано».
«Склад «Заготзерно» в бывшей старообрядческой церкви вмещает 160 тонн зерна, но к приему его не подготовлен: сусеки не собраны, ставней нет, в полу большое количество щелей.
Аппаратчики «Заготзерно» успокаивают себя — не нынче, так завтра отремонтируем. Время идет, болтовня продолжается» («Призыв», 12 июня 1934).

В 1940-е годы в этом здании был кинотеатр, а потом жилые помещения, после находился склад.
В 50-х годах в церкви обосновался цыганский табор. Обитатели несколько раз чуть не спалили храм, греясь у костра...
В 1960-е гг. храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В.А. Солоухина церковь сохранили.
После сноса целого ряда старой жилой застройки началось строительство нового здания областного драматического театра. Планировалось в Троицкой церкви устроить склад декораций, а в цокольной части разместить кассы. Однако в стенах обкома партии родилось мнение – церковь надо снести, поскольку она «перекрывает вид на нарядный фасад нового театра».
Во время экскурсии у Золотых ворот первый секретарь обкома партии Пономарев Михаил Александрович рассказывал высоким гостям, что у него накануне были военные с проектом организации взрыва церкви, при котором весь корпус здания осядет и осколки и камни не разлетятся вокруг.
В 1971 году новый драмтеатр во Владимире был построен, а Троицкая церковь вошла в состав музея-заповедника.
В 1971-1973 гг. храм был реставрирован. Реставрация включала в себя расчистку интерьера от поздних пристроек и перегородок, заново по старым образцам были выполнены окна и двери, расчищен подклет, полы в зале и подклете были выложены мрамором, все помещение было оштукатурено. Одновременно начались и экспозиционные работы. Автором художественного решения был художник Московского комбината декоративно-оформительского искусства А.А. Гравес, создавший впоследствии целый ряд экспозиций во Владимире и Суздале.
«Особо трудным оказалось решить вопрос с отоплением – объем огромный, в первую же зиму смонтированные по проекту отопление не сработало – стены промерзли и почернели. Смелое решение принял директор Реставрационной мастерской А.М. Рощин – на глазок, по интуиции – увеличить втрое количество батарей, дополнительно утеплить окна на фасаде. Следующая зима была очень суровой. Это был экзамен. Его выдержали. Вообще создавать в культовом здании музей очень сложно – необходимо создать образ экспозиции, смонтировать оборудование и подсветку и в то же время бережно и уважительно отнестись к архитектуре храма, не перекрыть интересные детали интерьера и т.д. В просторном высоком объеме Троицкой церкви (высота 32 метра!) нелегко было найти решение, чтобы небольшие по размеру произведения из хрусталя, миниатюрные шкатулки с росписью не потерялись. Все получилось!

1 мая 1974 года после завершения демонстрации было торжественное открытие замечательного музея "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка". За 40 лет трижды была полная реэкспозиция, новые решения оборудования, использовались современные оформительские материалы, светильники и, конечно, предварительно необходимый ремонт. Только в 2001-2011 году на ремонтно-реставрационные работы было затрачено 21,3 млн рублей», - пишет Аксенова.
В цокольном помещении с 1994 г. работает художественный салон.
См. Музей декоративно-прикладного искусства «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».



Улица Дворянская, д. 2







Козлов вал и начало улицы Летне-Перевозинской

Театральная площадь

В начале 1990-х годов старообрядцы города Владимира подняли вопрос о передачи им Троицкой церкви, в которой в то время уже базировалась экспозиция гусевского художественного стекла, мстерской лаковой миниатюры и вышивки. Владимиро-Суздальский музей-заповедник добился согласия старообрядцев принять другой храм, Успения Богородицы, который использовался под хранилище музейных фондов. В желании поскорее восстановить приход, старообрядцы согласились. Так бывший посадский, а затем семинарский Успенский храм, построенный в первой половине XVII в., стал старообрядческим.
В очередной раз Красную церковь потребовала себе зарегистрированная в 2014 году «Троицкая община города Владимира», состоящая в основном из молодых старообрядцев. В апреле 2015 года в Росимущество был передан пакет документов на возвращение здания Музея хрусталя в лоно Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). При этом Богородицкая церковь находится в состоянии плачевном – облезлые фасады, на верхнем ярусе стоят много лет почерневшие, деревянные леса.
См. Церковь Успения Богородицы (Старообрядческая церковь).



Театральная площадь. Улица Дворянская.


Храмы города Владимира
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 год.
Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913—1914 года.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.05.2015)
Просмотров: 4482 | Комментарии: 1 | Теги: церковь, Владимир, Музеи | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 17:57, 05.09.2021
Приложение 1

Уважением во Владимире пользовался купец 2-й гильдии Тимофей Сергеевич Куликов, постоянно занимавшийся благотворительностью и уделявший особое внимание образованию подрастающего поколения. Будучи попечителем Ковергинского начального народного училища более десяти лет, он подарил ему мебель, книги, построил ночлежный приют и т.д. Кроме того, Куликов состоял попечителем Погребищенского и Воскресенского начальных народных училищ, для которых выстроил специальные здания на свои средства.
За многочисленные пожертвования на ниве образования он получил золотые медали на Аннинской, Александровской и Андреевской лентах.
10 марта 1892 г. Владимирская городская дума выразила благодарность Тимофею Сергеевичу за его участие в содержании городской богадельни, 23 ноября 1894 г. за содержание ночлежного приюта.
С 8 ноября 1895 г. по 12 марта 1887 г. директор Александринскогодетского приюта - казначей и Почетный Член Попечительства, Владимирский 2-й гильдии купец Тимофей Сергеевич Куликов. В 1896 г., благодаря усердным жертвователям, преимущественно шуйскому фабриканту Михаилу Алексеевичу Павлову и владимирскому купцу Т.С. Куликову, Детский Приют значительно расширил собственное помещение и снабжен всеми приспособлениями. К приютскому дому, на средства Почетного Члена Губернского Попечительства М.А. Павлова и Т.С. Куликова (более 5 тыс. руб.), пристроены содной стороны каменный 2-х этажный флигель в три окна, а с другой каменное одноэтажное помещение в 4 окна. На дворе имелся каменный сарай для дров, погреба, прачечная и квартира сторожа. Все приютские здания были застрахованы в Владимирском городском взаимном страховом от огня обществе в 25000 руб.
За усердие и особые труды директору Александринского детского приюта Т.С. Куликову был пожалован орден св. Станислава 3-й степени.
«Аферист. В магазин Куликова явился не известный ему гражданин, назвавшийся агентом кооператива железнодорожников.
Агент предложил Куликову купить у него 25 пуд. сахара-рафинада.
Куликов согласился на предлагаемую сделку, но с непременным условием сделку провести легально. «Агент» заявил, что на сахар будет выправлен ордер.
Для совершения сделки оба – и «продавец» и покупатель – направились к кооперативу ж.д. на Царицынской улице.
Не доходя до магазина, «агент» предложил Куликову подождать его на улице. Через 5-10 минут он вышел из магазина и заявил Куликову:
- Пойдем в УИК получать ордер.
В УИК-е агент зашел не в общий отдел, а в отдел здравохранения. Оттуда он быстро вынес заранее сфабрикованный «ордер» и, предложив Куликову расписаться, заявил, что сделку можно считать законченной.
Куликов уплатил «агенту» 295 р., сказав, что 20 рублей, которых у него не хватает к общей сумме стоимости, будут уплачены на следующий день.
«Продавец» согласился. Оба они вышли из УИК-а и пошли к Липкам. «Агент», будто-бы неожиданно спохватившись, заявил, что он забыл «дать ордер» на подпись в Губисполкоме.
Он попросил Куликова подождать у подъезда ГИК-а, а сам поднялся во второй этаж здания.
Куликов долго ждал «агента», но, как оказалось, напрасно, последний скрылся через один из других выходов громадного здания Губисполкома.
Куликов, понял, что он стал жертвой аферы, заявил о происшедшем милиции» («Призыв», 7 ноября 1924).
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru