Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Владимир, микрорайон Ширманиха

Село Ковергино (Воскресенское, Ущер)

В пол. XVII в. в патриарших окладных книгах упоминается село Ковергино, поместье Василья Кайсарова. О роде дворян Кайсаровых известно с середины XV века, когда Григорий Кайсаров выехал из Золотой Орды в Москву. Многие из рода Кайсаровых прославили Россию. Например, герой Наполеоновских войн Паисий Сергеевич. Начав службу в 1797 году, он в 1805 году в битве при Аустерлице, будучи адъютантом Кутузова, получил сильную контузию. В 1812 г. был дежурным генералом армии, потом командовал передовыми войсками. В 1813 г. стоял во главе летучего партизанского отряда. Позже, будучи генералом от инфантерии, до самой смерти командовал пехотными корпусами. Семья Паисия Кайсарова была знакома с Пушкиным. По легенде, жена Паисия перевела на французский язык поэму Пушкина «Кавказский пленник». И, что, якобы, слова «там русский дух, там Русью пахнет» Пушкин услышал якобы от Кайсаровых об Ущере, но применил их к Лукоморью.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«Село Ковергино (Воскресенское, Ущер тож) при речке Ущере находится в 17 вер. от гор. Владимира». [1]
Ущер - от названия речки, на которой стоит. По мнению одного из краеведов, слово ущер в их местности обозначает край света, заброшенный далекий уголок земли.


Река Ущерка

Ущер в нижнем течении протекает в границах города Владимира, и его называют четвёртой по величине рекой города Владимира после Клязьмы, Рпени и Содышки. На самом деле, Ущер является третьей по величине рекой в черте города, опережая Содышку по всем показателям: площади бассейна, длине, среднегодовому расходу воды.
Согласно государственному водному реестру Ущер (Шаркша) имеет длину 18 километров, площадь бассейна 164 кв. км. Указан приток Ущера - Унтвар.
Исстари река называлась Ущером. В последние десятилетия на некоторых картах река названа Ущеркой. На одной карте Ущер назван Шаркшей. Шаркшу - правый приток Ущера, часто считают не притоком реки, а её продолжением. Поэтому пишут, что «Ущер начинается юго-западнее деревни Новопетрово и верховье именуется Шаркша».
В этом случае длина Ущера действительно составит 18 километров. Однако на самом деле (и это подтверждают все исторические карты, включая наиболее известную карту Менде и крупномасштабные советские карты), Ущер берёт начало западнее деревни Бараки и его длина составляет 22,5 километров.
А Шаркша - лишь крупный правый приток Ущера. Другие крупные притоки Ущера - Миловка, Хлыстиха, Язовица, Унтвар (все - левые). А в реестре указан лишь самый крупный приток Ущера - Унтвар.
Но если за исток Ущера принять исток реки Шаркуши, от этого, в принципе ничего не изменится. Вот только самым длинным притоком Ущера (Шаркши) окажется река, берущая начало в Бараках. А она исчезла из всех последних источников.

В 1859 году число дворов - 5; число душ мужского пола - 11; женского пола - 13.
Помещичье село Ковергино (Воскресенское, Ущер): расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 17; число дворов - 6; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 9, женского пола - 10; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 11, женского пола - 12; действительное население: мужеского пола - 12, женского пола – 14. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами.

В деревне Бортниково в 1859 году число дворов - 26; число душ мужского пола - 84; женского пола - 78.
Помещичья деревня Бортниково: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 13; число дворов - 27; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 76, женского пола - 82; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 92, женского пола - 102; действительное население: мужеского пола - 93, женского пола – 101. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами.

В деревне Злобино в 1859 году число дворов - 24; число душ мужского пола - 95; женского пола - 109.
Помещичья деревня Злобино: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 13; число дворов - 30; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 94, женского пола - 141; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 92, женского пола - 102; действительное население: мужеского пола - 90, женского пола – 106. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами».
Злобинское училище: с 1901 года учитель - Владимир Фатеев, с 1906 года - законоучитель о. Сергий Невский.

В деревне Соколово в 1859 году число дворов - 49; число душ мужского пола - 196; женского пола - 231.
Помещичья деревня Соколово: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 20; число дворов - 56; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 186, женского пола - 208; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 145, женского пола - 149; действительное население: мужеского пола - 146, женского пола – 149. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами; господский дом помещика Языкова; 2 ветряных мельницы».

Село Ковергино исчезло, а расположенная рядом деревня Ширманиха вошла в состав города Владимира.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В этом селе в 1656 г. существовала церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на которую в патриаршем приказе положено было дани «26 алтын четыре деньги, заезда гривна». Эта церковь существовала до 1763 г., а в этом году по указу епископа Владимирского и Муромского Павла была сломана вследствие своей ветхости и вместо нее была выстроена новая деревянная церковь. Для постройки была куплена деревянная церковь в селе Кусунове и к ней был добавлен годный материал из старой церкви.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1845 г. по указу архиепископа Парфения было начато строительство ныне существующей каменной церкви. Постройка была окончена в 1856 г. Одновременно с церковью была выстроена каменная колокольня. На этой колокольне был древний колокол с надписью: «в лето 7189 (1681) Августа в 9 день Рождеству Богородицы села Ковергина приложил поп Василий».
Престолов в церкви три: в холодной в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой в честь св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и св. вел. муч. Параскевы.
Из св. икон замечательны своею древностью: 1) икона Нерукотворенного Спаса с изображением на другой стороне Рождества Пресв. Богородицы (прежде заменяла эта икона церковную хоругвь), 2) икона св. в. муч. Параскевы, 3) икона св. пророка Илии и св. муч. Флора и Лавра, 4) икона св. Николая Чудотворца и 5) икона Рождества Пресв. Богородицы, называемая Ковергинской. Последняя пользовалась особенным уважением в приходе и почиталась за чудотворную.
Из священных предметов древности хранились: 1) потир оловянный и ковчег оловянный, четвероугольный с главою и крестом, 2) евангелие, печатанное в 1640 г. при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Иосафе, 3) крест деревянный восьмиконечный с надписью: «освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего I. Христа в Володимерском уезде в селе Ковергине во храме Рождества Пресв. Богородицы при державе Благочестивейшiя Великiя Государыни Императрицы Екатерины Алексiевны… по благословенiю преосвящ. Павла, епископа Владимiрскаго и Iеропольскаго в лето 1763… освящен сей храм кафедральнаго собора iереом Феодором». В церковном архиве хранилась и храмозданная грамота, данная тем же епископом Павлом… [1]
Земли при церкви: усадебной 1810 кв. саж., пахотной и сенокосной 33 дес. План и межевая книга имелись только на 11 дес., а остальная земля значилась в общем плане с крестьянской земли. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание они получали от служб и требоисправлений, от земли и проценты с 50 руб. – всего 725 руб. в год. Причт жил в собственных домах, на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Ковергина и деревень: Сельца, Ширманихи, Злобина, Бортникова, Соколова (Раскол в этой деревне появился в 1812 г. и занесен был раскольниками Московского Преображенского кладбища, прибывшими сюда вследствие нашествия на Москву Французов) и Повокарповки, в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 811 душ муж. пола и 1000 душ жен. пола, из них раскольников беспоповцев в деревне Соколове 99 душ м. пола и 115 душ ж. пола. [1]
6-го февраля 1913 г. скончался заштатный священник с. Ковергина, Иоанн Невский. О. Иоанн по окончании курса семинарских наук в 1864 г., некоторое время состоял диаконом с. Алексина, Ковровского уезда; в 1876 г. рукоположен был во священника в с. Бережцы, Гороховецкого уезда, и 27 апреля 1882 г. переведен в с. Ковергино, а настоятель-священник с. Ковергино, Иосиф Одоранский 19 апреля 1882 г. перемещен в с. Нередичи, Ковровского уезда. С 1902 г. о. Иоанн состоял в заштате.
9 февраля 1915 г. псаломщик с. Ковергина Андрей Старинский по прошению уволен за штат.
9 февраля 1915 г. псаломщик с. Романова, Суздальского уезда Иоанн Старинский перемещен в с. Ковергино.

При церкви имелось народное училище. Первоначально училище открыто было в доме помещиков Кайсаровых в 1846 г.; в 1863 г. переведено в дом священника и содержалось на его счет.
Ковергинское училище основано на счет общества и церкви стараниями священника Иосифа Одоранского в 1879 году. Ближайшияе училища: Богданцевское в 6 вер., Чамеревское — 7 вер., Лунёвское — 4 вер. и Кусуновское — 9 вер.
В 1884 г. «Помещение церковно-общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 12 арш., шириной 5 арш. и вышиной 3 арш. 6 в. Учебных пособий достаточно — на 146 р. 61 к. Библиотеки нет, но книг для чтения 20 экз. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Невский, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с сентября 1882 г.; учительница Екатерина Певницкая, окончила курс во Владимирском епархиальном женском училище, преподает с 19-го февраля 1881 г., а в настоящем училище с 1-го сентября 1881 года. Попечитель купец Тимофей Сергеевич Куликов; пожертвовал прежде 248 руб. 31 коп. и 10 с. дров, в 1883 г. 66 руб. и 8 с. дров. Учащихся к 1-му января 1883 г. 47 м. и 8 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 11 м. и 3 дев. Окончило курс со свидетельствами 6 м. и 1 дев. Вновь поступило 13 м. и 4 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 43 м. и 8 дев. Учатся все вместе. Возраст 7 — 13 лет. Из учащихся — 5 из с. Ковергина, 16 из дер. Шпирманихи — в ½ вер., 18 из дер. Сельца — в 1 ½ в., 3 из дер. Харина — в 4-х в., 7 из дер. Соколова — в 6-ти в., 1 из дер. Злобина — в 6-ти вер. и 1 из дер. Бортниковой — в 4-х вер. Ночлежный приют есть в две комнаты, каждая длиной 5 арш. 4 в., шириной 4 арш. 12 в. и вышиной 3 арш. Пользуются приютом от 9-ти до 12-ти, на своем продовольствии. Живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: духовного 3 мальч., крест. 40 м. и 8 дев. Средства содержания: от земства 280 руб., от общества 68 руб. 75 кон., от частных лиц 66 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 126 руб.; жалованье — законоучителю 40 руб., учительнице 240 руб.; на книги в учебные пособия 8 р. 75 к. Все учащиеся посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. Отказано за теснотой 6-ти. Учебный год начинается с 15-го сентября и продолжается по 8-е мая. Пению обучаются учительницею и поют на клиросе. Учатся в день по 6 ½ и 7 ½ часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 15, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 5 и по пению - 2. Получили награды 27. Получившие свидетельства учились 3 — 4 года. Не окончившие курса учились до 2-х лет. Обозревал училище инспектор народных училищ 1 раз. Обучения ремеслам и рукоделиям нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
В этом училище учился будущий писатель Я.Е. Коробов (семья Коробовых переехала из Кусунова в Ковергино в 1877 году, когда Якову было 4 года).
Дер. Соколово в XVII - начале XVIII веков Щёголевъ Починок и Иванцово.
28 ноября 1910 года Епархиальным миссионером о. А. Акципетровым была совершена миссионерская поездка в дер. Соколово, Судогодского уезда, находящуюся в приходе села Ковергина. Старообрядцы здесь составляют большинство населения и принадлежат к толкам филипповцев и федосеевцев, при чем последние преобладают. Беседа ведена была в местной церковно-приходской школе. Ожидали, что беседу будет вести начетчик И. Бекин, но он не явился, так что беседовать пришлось местному начетчику, представителю федосеевского толка, Ив. Шишкину, при чем ему помогали наставник дер. Соколова Ф. Семенов и И. Новосадов. Хотя темой был избран вопрос о причащении, но скоро старообрядцы сошли с темы и перешли на вопросы о перстосложении, о клятвах соборных 1666 — 67 г., об антихристе, о времени его появления, о его образе и, наконец, самый важный вопрос для федосеевцев, вопрос о браке. В первой своей речи о. миссионер указал, что таинство Св. Причащения установлено Самим Иисусом Христом (Ев. Иоанн. 6 гл. 48 — 56; Лук. 22 гл. 14 — 20; Мар. 26 гл. 26 — 27) и продолжится до второго пришествия (1 Кор. 11 гл. 23 — 26). Приведены были еще места из 5 гл. книги о Вере л. 51. В ответной речи Ив. Шишкин особенно долго остановился на 6 гл. Ев. от Иоанна, обратив особенное внимание на слова „Веруяй в мя имать живот вечный". На основании этих слов, начетчик доказывал, что можно спастись одной верой и добрыми делами без причащения, если его негде взять, как то мы видим из жития Иоанна Милостивого (Мал. чет.-мин. ноября 12 дня). Говорил также Шишкин о прекращении таинства причащения во времена антихриста (Ефр. Сир. слово 105. Кир. книга 31 — 32 л.), о еретическом причащении, которого следует избегать (Блаж. Иерон.). Но все эти ссылки и доводы старообрядца надлежащим образом были опровергнуты о. миссионером на основании других мест из блаж. Иеронима.
После этой речи Шишкин уже не возвращался к св. причащению, а говорил о подложности Кирилловой книги, хотя сам пользовался ею, об унии церквей католической и православной в Западной России, о числе 1666, о падении Рима. Беседа закончилась пением молитвы: „Достойно есть" уже поздно вечером. О. миссионером замечено было, что жители дер. Соколова за последнее время стали много спокойнее вести себя на беседах, тогда как раньше невозможно было говорить из-за сильного шума, поднимаемого раскольниками. Предложено также о. миссионером некоторым видным раскольникам учредить здесь единоверие, но они и слышать об этом не хотят. По желанию старообрядцев на 7-е января 1911 года назначена беседа, по всей вероятности, по вопросу о браке, на что уже дано согласие о. миссионером. Следует отметить, что покойный Преосвященный Иаков, бывший викарий Владимирский, проезжая этой деревней сказал: „здесь будет храм". Исполнится это предсказание или нет, вопрос будущего, но во всяком случае на указанном им месте построена уже православная часовня.
В дер. Ширманихе того же прихода есть несколько последователей ереси „жидовствующих". Представителем ее является Якимов, по профессии мельник. Благодаря своему занятию он может принести существенный вред православию, так как к нему на водяную мельницу приезжает много крестьян, с которыми он постоянно ведет беседы на религиозные темы. Сообщено это о. миссионеру учителем земской школы дер. Злобина, находящейся в 5 верстах от дер. Соколова. (В. Е. В. № 4-й. 1911).
Молельный дом в деревне был закрыт в 1938 году.
«Ремонт Соколовского кирпзавода. Соколовский колхоз «Красный Восток», Злобинского сельсовета, приступил к ремонту частично сгоревшего в 1939 году местного кирпичного завода. Замечательные по качеству залежи огнеупорной глины дают возможность широко развить кирпичное производство. В прошлые годы этот завод давал до 30 тысяч штук высококачественного кирпича» («Призыв», 21 мая 1941).
Численность постоянного населения деревни по переписи 2010 года - 25 чел. Сохранилось несколько улиц и не менее ста домов.


«Препроводив в копии 2 удостоверения священника с. Ковергина Сергея Невского, выданные 19 ноября 1921 года за № 63 и … января сего года за № 4, Губернский Отдел Управления предложил уездному отделу управления категорически воспретить ему выдачу каких либо метрических выписей гражданам, объявив, что выдаваемые им удостоверения о браке и рождении абсолютно лишены юридической силы. Все выданные метрические документы представителями религиозных культов после 1 января 1918 года не могут быть приняты к делопроизводству ни одним советским учреждением. Выдача метрических документов за старые года возложена исключительно на местные потделы записей актов гражданского состояния при волостных и уездных исполкомах, а за отсутствием у них соответствующих книг по каким либо основаниям — на губернский потдел ЗАГСа. Отделение церкви от государства не означает выделение духовенства из числа граждан и, как для таковых, для них обязательны все декреты и положения Советской власти» («Призыв», 9 февраля 1922).
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы закрыли в 30-е годы «по просьбе населения», которое, до 50-х годов (пока село не обезлюдело) добивалось её открытия.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ковергино (мкр. Ширманиха).
Фото 1991 г. Автор: Андрей Агафонов

Остаткки росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Город Владимир, мкр. Ширманиха

С 1884 года заведующий Кусуновской волости военно-конским участком на трехлетие – крестьянин деревни Ширманиха Трофим Дмитриевич Цветков.
В 1859 году число дворов - 30; число душ мужского пола - 122; женского пола - 140.
Помещичья деревня Ширманиха расстояние от губернского (он же уездный) города, «верст – 15; число дворов - 30; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 84, женского пола - 110; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 57, женского пола - 64; действительное население: мужеского пола - 56, женского пола – 67. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами».
«В ширмановском колхозе решили премировать лучших. Предколхоза тов. Калинин С.Г. спрашивает членов правления: - как мы будем выделять премию пахарям?
— А по поему,— возразил Калинин,— всем поровну и без обиды, а то будут нарекания.
И премию роздали всем поровну: кто и на работу опаздывал, и у кого обращение было плохое к лошади и т. д.
Такую ошибку председателю колхоза тов. Калинину С.Г. нужно исправить.
Пахарь-ударник Кузьмин И.» («Призыв», 11 июня 1934).

Село Ковергино исчезло, а расположенная рядом деревня Ширманиха вошла в состав города Владимира.
«В плохой состоянии находится колхозник клуб в деревне Ширманиха Лунёвского сельского Совета. Он давно требует ремонта, но правление сельхозартели имени 1 мая не принимает никаких мер.
Часто в клубе демонстрируются кинофильмы, но зрители вынуждены во время киносеанса стоять, так как в помещении нет ни одной скамейки.
Нередко бывает и так, что сеансы срываются из-за беспорядков в клубе. В зале бывает шумно, слышатся отдельные грубые выкрики.
Этот недостаток можно устранить, если за наведение порядка в культурном учреждении возьмутся комсомольцы села. К сожалению, они до сих пор не проявляют инициативы и не заботятся о налаживании культурного досуга колхозников.
М. МАКСИМОВА» («ВК», 8 июля 1954).
Деревня Ширманиха до 1993 года входило в состав Суздальского района. 8 декабря 1993 года населенные пункты Лунёво, Сельцо и Ширманиха включены в состав г. Владимира. В тот день было принято постановление главы администрации Владимирской области № 274 от 8.12.1993 г., согласно которому эти селения стали микрорайонами Октябрьского района города. Смена статуса никак не сказалась на благоустройстве микрорайона Ширманиха. В некоторые уголки Владимира, например, микрорайон Ширманиха, проехать можно только на внедорожнике.
Тяготение заклязьминской территории к Владимиру привело к тому, что сначала у города появился чересполосный участок Лунёво - Сельцо - Ширманиха, а в 2006 году был сформирован Пригородный микрорайон, включивший в себя еще 13 сельских населенных пунктов, относившихся ранее к Суздальскому району Владимирской области.
Адрес деревни - улица Ширманиха.


Колодец в мкр. Ширманиха

Улица Ширманиха

Дом на улице Ширманиха

Улица Ширманиха

Город Владимир, мкр. Сельцо


Речка Маловка

Деревня Сельцо находилась прежде в вотчине Боголюбова монастыря; в писцовых книгах 155 (1647) г. записано: «деревня Сельцо, Амарково тож, на речке на Миленке, крестьян в ней 21 человек да бобылей 6, пашни пахатные худые земли 54 четверти, да лесом поросло 2 четверти в поле (Доброхотов, стр. 134).
В 1859 году число дворов - 75; число душ мужского пола - 196; женского пола - 207.
Казенная деревня Сельцо: «расстояние от губернского (он же уездный) города, верст – 15; число дворов - 64; число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 191, женского пола - 201; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 214, женского пола - 214; действительное население: мужеского пола - 212, женского пола – 216. Господствующие виды производительности: сверх хлебопашества, занимаются каменною и кровельною работами».

«Хищники леса.
Крестьяне д. Сельцо, Слободской волости, Влад. уезда, производят массовое хищение леса. Особенно обращает на себя внимание в этом деле гр-н Болтушкин Егор, котоpый является по этой местности главным зачинщиком.
Необходимо лесной страже принять меры к прекращению подобного явления и привлечению виновных к ответственности» » («Призыв», 28 октября 1922).
«Кто не знает во Владимире Иванова Михаила Ивановича, бывш. содержателя магазина «Прогресс»? Каждая собака...
Boт о нем, об его сыне и одной крестьянке дер. Сельцо, Владимирской волости, мы сейчас и будем говорить…
Умер крестьянин дер. Сельцо Антипов. Осталась после него семья в 8 человек без куска хлеба. Крестьянство вести некому. Старший в доме—первый сын Антипова, 25 лет, слепой. А после него—девушки, которым не под силу тяжелый крестьянский труд. А нужда все растет. В городе есть богатые родственники - это Ивановы. Просить у них помощи? Нет...
И Антиповы не пошли к Ивановым, а вот Ивановы пришли, и пришли, конечно, не за помощью, а просто так «пожалеть» бедных родственников, пустить «крокодиловы слезы» над горем Антиповых.
Перед уходом жена Иванова до того «расчувствовалась», что стала просить у Антиповой, чтобы она отпустила свою дочь Лидию к ним.
— Пусть поживет у нас. Все лишний рот долой. А мы ее вырядим и выдадим замуж…
Мать дала согласие, да и Лидия не прочь. Нужда,— что с ней поде лаешь?
И Лидия ушла жить к Ивановым. Это было 6 января 1923 года.
И потянулась жизнь Лидии у Ивановых в двадцатичетырехчасовом рабочем дне, без всякой оплаты за труд, в частых побоях сыном «самого хозяина».
Соседи Иванова стали поговаривать, что, дескать, не мешало бы Иванова притянуть к ответу за эксплуатацию Лидии. Но Иванов знает, где баситъ...
Он вскоре регистрирует Лидию на бирже и выплачивает содержание.
Месяц, другой. «Не под силу» стало выплачивать Иванову содержание Лидии, и он снимает ее с биржи труда.
И снова без копейки... Так, за здорово живешь. Да еще сынок Николай—в кровь побьет. Тоже так, за здорово живешь.
А мать с отпои смотрят на побои, да шепчутся.
— Дело молодое. Вероятно, из-за ревности?!..
Раз в доме никого не было. Ушли в гостя. Осталась лишь Лидия, да Николай.
Зашел разговор о том, о сем... Ты, дескать, будешь моя. А если я тебя и бью, так это зa то, что я ревную. Ты где и с кем сегодня гуляла?.. Я ведь тебя, знаешь, как люблю?!
И в подтверждение своей любви... изнасиловал.
Проходит месяц, другой... Узнали Ивановы, что Лидия беременная. Стали гнать.
— Убирайся к чорту.
А сын Николай так прямо и заявил:
— Не уйдешь—спущу с лестницы.
При этом Ивановы стали «внушать» Николаю.
— Если подаст в суд, то не сознавайся.
А суд будет. Девушка Лидия, выгнанная на восьмом месяце беременности Ивановыми и находящаяся в настоящее время в деревне, требует его.
Пусть суд заставит Ивановых оплатить труд Лидии за все время и охладит «ревность» сынка Ивановых.
РS. Во время описи вещей у Ивановых за неплатеж некоторым фирмам за товары сам «хозяин» потребовал от Лидии, чтобы она сказала, что эти вещи ее. Казалось, что это в делу не относится, а все таки...» («Призыв», 8 февраля 1925).
«Аэросани строит ячейка Авиахима села Сельца, Влад. у. Пропеллер для аэросаней заказан в механическом техникуме» («Призыв», 24 дек. 1925).
«Колхоз «Красное Сельцо» (дер. Селецкое, лунёвского сельсовета) досрочно выполнил план весеннего сева 1932 года, за что был премирован сельсоветом. Досрочно он выполнил и план хлебозаготовок, за что получил переходящее красное знамя.
Сейчас колхоз по-большевистски готовится к севу. Семенами обеспечен полностью, также и тяговой силой. Ремонт сельхозинвентаря заканчивается.
Колхозники ставят перед собой задачу — улучшить обработку земли и повысить урожайность полей.
На лучшую подготовку к весенне-посевной вызывают на соревнование лунёвский колхоз» («Призыв», 9 марта 1933).
«Кулачье деревни Сельцо саботирует постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об обязательной поставке зерна государству
Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) об обязательной поставке зерна государству колхозами и единоличными хозяйствами направлено к поднятию урожайности, расширению посевов зерновых культур. Новый закон увеличивает заинтересованность каждого колхоза и единоличника в поднятии своего хозяйства и вносит устойчивость в хозяйственные расчеты каждого сдатчика хлебоналога.
Новый закон о хлебоналоге имеет непосредственное и при том исключительное значение для развития сельского хозяйства и всякие попытки кулачества и его агентуры сократить посевы зерновых и саботировать новый закон, как один из мощных рычагов в деле дальнейшего подъема урожайности, расширения посева зерновых культур и организационно-хозяйственного укрепления колхозов, должны получить сокрушительный отпор. Всякий саботаж в деле выполнения обязательств по поставке зерна государству есть ничто иное, как вредительство и антисоветское действие, направленное к срыву весенне-посевной кампании.
Попытки недобитого кулачества сорвать путем саботажа новый закон о хлебоналоге, а вместе с тем и весенний посевной план, имеют место и в нашем районе. По всем колхозам и единоличным хозяйствам района исчисление хлебоналога закончено и в данное время перед началом весеннего сева проводится массовое вручение обязательств по поставке зерна государству каждому колхозу, колхознику, имеющему необобществленный посев и единоличному хозяйству.
От получения этих обязательств по поставке зерна государству, имеющих силу налога в категорической форме, отказались три единоличных хозяйства деревни Сельцо, луневского сельсовета Воробьева, Екатерина Григорьевна, Малышев, Григорий Дементьевич, и Седнихин, Ивав Федорович. Кто они? Вот социальное лицо каждого из них:
Воробьева Е.Д. — бывшая торговка, имела до революции собственного леса 30 гектар, осенью 1932 года выступала против хлебозаготовок, за что была выгнана из колхоза.
Малышев Г.Д. — бывший уполномоченный земобщества, во время сбора хлебозаготовок присвоил 20 пудов зерновых культур, за что был отдан под суд и получил один год принудительных работ. Все время вел агитацию против колхозного строительства, находясь в тесной связи с кулаками Воробьевыми.
Седнихин И.Ф. — бросил землю, вступить в колхоз отказался, имеет двоих сыновей, живет с ними вместе, но имеет фиктивный раздел с целью показать себя бедняком. Один из сыновей присужден к принудработам за сопротивление сельсовету во время хлебозаготовок.
Вот они, саботирующие новый закон о хлебоналоге.
Саботаж классового врага в самом начале должен быть разбит вдребезги и ко всем саботажникам следует применить 61 ст. уголовного кодекса, как за отказ от платежа хлебоналога» («Призыв», 15 апреля 1933).
«Плохо в детских яслях колхоза «Красное Сельцо», лунёвского сельсовета. Заведующая яслями Нерова, получающая 1,25 трудодня, большую половину дня уделяет своим домашним делам. Няни-же меняются чуть-ли не каждый день. И только все потому, что зав. яслями не знакомит их с работой, не рассказывает, как надо ухаживать за ребенком.
Ясли зачастую не работают. А если они и работают, то вот с какими фактами приходится сталкиваться.
Недавно дети до пяти часов вечера сидели голодными и только лишь потому, что заведующая ходила на фабрику «Оргтруд» справлять свои личные дела, а няням приказала не собирать детям до ее прихода обед.
Такие случаи повторялись не раз, повторяются и сейчас.
Дети не видят свету и не бывают на воздухе. Гулять их не водят и не выносят на воздух. Боятся, что «разбегутся, а потом не соберешь ребят». Да дети и сами боятся выходить на воздух. Рядом с яслями пчельник и... конюшня.
Плиты в яслях нет. Вода не греется. Посуда моется в холодной воде, прямо из колодца. Такой же водой вымывают и ребят. Пища готовится в большом чугуне и очень плохо.
В детяслях скученно, душно.
Матери недовольны такой постановкой дела в яслях.
Мною была обо всем этом написана заметка в колхозную стенгазету, но завхоз Перфильев (он же редактор стенгазеты) заметку не пропустил, а ухитрился напечатать свой материал, в котором отметил, что ясли хорошо оборудованы, что в них дети получают хорошее питание и хороший присмотр.
Сообщая обо всем этом, прошу соответствующие организации принять меры и навести порядок в детяслях.
Корнилов» («Призыв», 18 июля 1933).
«С концертом в деревню Сельцо выезжали участники художественной самодеятельности Лунёвского сельского клуба.
В программе концерта — шуточные сценки «Горе кудлатое», «Бородавка», песни советских композиторов, танцы, художественное чтение. Хор исполнил песни «Расцветай Сибирь» и «Киевский вальс». Участница самодеятельного коллектива Галя Молдаваненко спела песенку «Волжанка». Аккомпанировал на баяне Вячеслав Коноров.
В концерте приняли участие Владимир Маров, Владимир Пузиков и другие.
К. КЕРОВА» («ВК» 9 июня 1959).
«В Сельце новый колхозный клуб до сих пор не вступил в строй. Стены в нём не проконопатили, кинокамеры нет» («ВК» 14 июля 1959).


1966 г. Клязьма-Лопата, д. СЕЛЬЦО. Фильм «АНДРЕЙ РУБЛЁВ»

Деревня Сельцо до 1993 года входило в состав Суздальского района. 8 декабря 1993 года населенные пункты Лунёво, Сельцо и Ширманиха включены в состав г. Владимира. В тот день было принято постановление главы администрации Владимирской области № 274 от 8.12.1993 г., согласно которому эти селения стали микрорайонами Октябрьского района города.
К Октябрьскому району относятся поселения правобережья Клязьмы, образующие Пригородный микрорайон (Коммунар, Заклязьменский, Турбаза «Ладога», Рахманов перевоз, Долгая лужа, Лунёво, Сельцо, Ширманиха, Кусуново, Уварово, Бухолово, Злобино, Вилки, Шепелево, Никулино, Аббакумово).


Ул. Селецкая

Ул. Селецкая

Ул. Селецкая

Деревня Вилки

Вилки — деревня во Владимирской области России, входит в состав муниципального образования город Владимир.
Деревня расположена в 13 км на юго-восток от города Владимира.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Погребищенской волости Владимирского уезда.
«Вильский клин» (Из беседы с ходоком).
Деревни Вилок, Владимирского у. фактически владеет 92 дес. пашни и покоса.
Но в уставой грамоте, полученной крестьянами после крепостного права, за ними числился еще и «Вильский клин», площадью до 180 дес. «кустарника и пустырей». Последний вплотную примыкает к усадьбе деревни и до сих пор служит пастбищем. Новые усадьбы нарезают на этой земле.
Крестьяне деревни-беднота. Им было трудно оплачивать большие подушные и лет 30-35 тому назад, если не больше, мужики отказались от этого участка в пользу бывшего помещика Кисарева.
С годами ценность на лесные угодья возрастала, и управляющий помещика, заметив нужду крестьян в угодьях, предложил им купить этот участок за 1000 рублей.
Подумали мужики, да и махнули рукой.
- В кармане пусто.
На землю сел владимирский купец Ф.Н. Федосеев, матерый кулак, и жизнь деревни свернулась в комочек. О поднятии сельского хозяйства и речи не было.
- Нечем было взяться.
После революции, с переходом лесов местного значения в пользование крестьянства, деревня Вилок насторожилась.
Лесная комиссия при УЗУ предложила Вилкам получить 40 дес. леса не около усадьбы, как она просила, а чересполосно в 4 верстах от деревни.
Крестьяне запротестовали.
— Мало и далеко!
От прибывшего потом землемера они узнали, что деревне дают только 20 дес. и опять чересполосно.
Снова ходатайствуют.
И снова получили отказ.
Крестьяне переносят споp в ГЗУ и просят передать им «Вильский клин» целиком, как бывший в пользовании их предков и как крайне необходимый им для изжития бедности.
«Вильский клин» только наполовину покрыт лесом, остальная площадь его находится под болотом и залежами, которые частично уже разработаны теми же крестьянами.
Не столько лес нам нужен, сколько земля для пастбища и поднятия вообще сельского хозяйства,- говорят крестьяне.
Других претендентов на «Вильский клин» нет и было-бы только хорошо, если бы ГЗУ удовлетворило потребности крестьян хотя-бы в мере недопущения указанной выше чересполосицы.
И пашни, и покос, и продовольственный лес надо дать в одной меже раз представляется к тому возможность» («Призыв», 30 дек. 1925).
С 1926 года — во Владимирской волости.
С 1929 года деревня входила в состав Злобинского сельсовета Владимирского района.
«17 января в газете «Призыв» писалось о предколхоза деревни Вилки, злобинского сельсовета. Дементьеве И.Л., как хулигане и пьянице, срывающем не раз собрания колхозников, и указывалось, что в колхозе сгноена вика и поморожен картофель, и что колхоз к весеннему севу не готовится.
Дементьев, прочитав о себе в газете, не успокоился. Наоборот, 26-го января, прибыв из Владимира вдребезги пьяным, ввалился в правление колхоза. Здесь в это время проводилась беседа колхозников о подготовке к севу с участием членов правления тт. Васильева И.Т. и Нестерова И.И. и членов ревкомиссии и бригадиров.
При появлении Дементьева многие из присутствующих вышли из правления» («Призыв», 7 февраля 1934).
С 1965 года — в составе Пригородного сельсовета Суздальского района.
В 2005 году деревня вошла в состав муниципального образования город Владимир.
Численность населения: в 1859 г. – 101 чел. (16 дворов), в 1905 г. – 114 чел. (26 дворов), в 1926 г. – 144 чел. (36 дворов), в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 15 чел.

Микрорайон Злобино

Злобино – микрорайон города Владимира.
В конце XIX века в деревне было 24 двора, она относилась к Погребищенской волости Владимирского уезда, в 1905 году стало 53 двора, а в 1926 году стало 53 двора, открыта начальная школа.
С 1929 года Злобино - центр Злобинского сельсовета Владимирского района.
«У нас в злобинском колхозе 16 кролематок. Случка проведена своевременно. Окролилось 6 самок. Получено 35 крольчат. Все они живы. Отнято от матерей 17 крольчат и они также в хорошем состоянии.
По плану мы доведем стадо к осени до 200 голов и считаем, что получим большую прибыль.
Председатель злобинского колхоза Громов» («Призыв», 4 июня 1933).
«Злобинский избирательный участок № 70
За три часа с начала выборов в урну опустили бюллетени 138 избирателей. Первыми голосовали 47-летний Дементьев Н.В. (дер. Вилки), 77-летний Севастьянов К.И. и 74-летняя Лебедева М.И. Избиратели на участок были доставлены на лошадях. К 9 часам вечера проголосовало 425 избирателей. Весь день в помещении избирательного участка избиратели веселились. К их услугам были два патефона. Красиво убранное помещение, праздничные одежды избирателей — все это придавало торжественность» («Знамя», 15 декабря 1937).
«Расчищаем луга
В нашем Злобинском колхозе «День урожая» 82 гектара естественных сенокосов. Из них половина покрыта кустарником. Урожайность наших лугов не превышает 7—8 центнеров с гектара.
Сейчас мы приступили к расчистке лугов от зарослей на площади 7 га. В летний период мы будем еще больше расчищать дуга с последующим их улучшением.
В этом году мы будем распахивать целину после расчистки и раскорчевки на площади в 5 га. Целину мы поднимали и в прошлые годы. Урожай проса на супесчаной почве достиг 15 ц. с гектара. Хорош был урожай и пшеницы.
В текущем году мы наметили осушить торфяное болото. Торф, вынутый из канав, используем на удобрение.
Постановление облсовета депутатов трудящихся и обкома ВКП(б) от 8 апреля 1941 г. о производстве мелиораций колхозники одобряют и все работы, связанные с освоением целины и улучшением лугов, а также по осушению, будем проводить скоростными методами.
Громов, председатель колхоза «День урожая» («Призыв», 23 апреля 1941).
«Райотдел связи на-днях открыл почтовое отделение при Злобинском сельсовете. Это значительно ускорило доставку корреспонденции в колхозы Злобинского сельсовета. Если раньше письмоносцы ходили за корреспонденцией в дер. Бараки, то теперь они получают ее прямо в дер. Злобино. Начальником нового почтового отделения назначена молодая девушка Полина Нестерова» («Призыв», 30 мая 1941).
«Руководители колхоза «День урожая», Злобинского сельсовета, встали на антигосударственный путь разбазаривания общественного скота.
Здесь не выполнен план развития животноводства, однако скот забивают и продают на рынке. Так, например, в конце января забили два полуторника и корову, а мясо продали. В это же время продали несколько поросят. Недавно с фермы исчез один поросенок, но лица, отвечающие за сохранение молодняка, остались безнаказанными.
30 январи 3 члена правления во главе с председателем Громовым вынесли решение продать двух стельных телок и 11 поросят осеннего опороса. На другой же день это решение было выполнено. Не удалось продать лишь одну телку, благодаря категорическому протесту заведующей фермой тов. Шабановой.
Насколько безответственно относятся в этой колхозе к общественному животноводству, можно судить по организации зимовки скота. В бригаде № 2 скот стоит под открытый небом. Многочисленные решения правления о покрытии дворов остаются только на бумаге.
На колхозных фермах царит полный беспорядок, корма расходуются бесхозяйственно, хотя их очень мало. В первой бригаде, например, сено свалено как попало, заносится снегом и так со снегом дается скоту.
Колхоз до сих пор не проступал к сдаче молока. Между тем молоко транжирится направо и налево. В январе надоили 816 литров, а государству, не сдали ни одного килограмма. Половина этого молока израсходовали плотникам, остальное пошло на выпойку телятам и поросятам.
П. КАБАНОВ, агент райуполминзага» («ВК», 11 февраля 1951).
«5 декабря в селе Злобино появилась кинопередвижка. Обрадовались было колхозники, но картину так и не удалось посмотреть, так как киномеханик сжег аппаратуру.
Через два дня передвижку снова привезли и опять неудача — аппаратура вышла из строя.
Районному отделу кинофикации следует посылать к нам более опытных киномехаников.
Н. ФУНТИКОВ, зав. школой» («ВК», 20 декабря 1951).
«Отчет заведующей избой-читальней А. Антиповой заслушан исполкомом Злобинского сельского Совета.
Только за последние полтора месяца в избе-читальне было проведено 11 лекций и докладов. Учитель тов. Медведев прочел несколько лекций — «О моральном облике советского человека», «100 лет со дня смерти Н.В. Гоголя» и другие.
Агроном тов. Малыгина выступила перед колхозниками с лекцией: «Травопольная система земледелия и борьба с засухой».
Регулярно, 2 раза в неделю, в избе читальне демонстрируются кинофильмы, часто проводятся вечера игр и танцев» («ВК», 20 апреля 1952).
«В деревне Злобино, по соседству с правлением колхоза «День урожая», находятся телятник, птичник, скотный двор, конеферма. Они буквально завалены навозом, однако на поля он не вывозится.
— Почему не вывозятся удобрения? — спросили председателя колхоза тов. Андреева.
Он беззаботно ответил:
— Успеем, времени впереди еще много.
В прошлом году колхоз получил низкие урожаи зерновых культур, так как его руководители недооценивали удобрения.
Казалось бы, это должно послужить серьезным уроком. К сожалению, этого ее случилось, прошлогодние ошибки повторяются вновь.
Плохо ведется в колхозе и подкормка озимых, подкормлено лишь 18 гектаров.
Не проявляет должной заботы о судьбе будущего урожая и партийная организация колхоза. На состоявшемся недавно партийном собрании было принято решение помочь правлению ликвидировать отставание, немедленно организовать вывозку навоза на поля, усилить работу по подкормке озимых. Однако это решение осталось на бумаге.
М. ПАРАШКОВ» («ВК», 25 апреля 1952).
«Изба-читальня в деревне Злобино является подлинным очагом культурного отдыха сельского населения. Она хорошо оборудована, стены ее украшены лозунгами и плакатами. На видном месте висит стенная газета «За урожай. Около читальни расположена газетная витрина. Здесь часто можно видеть группы колхозников, знакомящихся с новостями в нашей стране и за рубежом.
В читальне есть своя библиотека. Недавно сельский Совет приобрел для нее радиоприемник «Родина», и читальню стало посещать еще больше злобинцев. Кому не интересно послушать голос родной Москвы, почитать интересную книгу, журнал!
В библиотеке можно получить книги лауреатов Сталинской премии, как, например, «Мы советские люди» Б. Полевого, «Ясный берег» В. Пановой и др.
82 человека являются читателями библиотеки. Особенно часто посещают ее пенсионерка Елизавета Николаевна Лебедева, колхозники Павел Иванович Сергеев, Анна Васильевна Ляпина.
Тов. Сергеев большой интерес проявляет к сельскохозяйственной литературе. Он много прочитал книг и журналов по садоводству и огородничеству. Анна Васильевна Ляпина любит художественную литературу. Недавно она прочитала «Северную Аврору» Н. Никитина, «Сталь и шлак» В. Попова. Сейчас читает книгу Алексея Максимовича Горького «Униженные и оскорбленные».
Активно работает совет избы-читальни. В него вхожу я, а также председатель сельского Совета тов. Ефлеев, секретарь комсомольской организации тов. Антипова, тт. Корнилов, Фунтиков и Кабанов.
В конце каждого месяца совет собирается на совещание, намечает план работы на следующий месяц. Этот план согласовывается с секретарем партийной организации тов. Струковой и утверждается исполкомом сельского Совета.
У нас создана лекторская группа из 5 человек. Она проводит большую работу среди населения. Член лекторской группы тов. Кочетков на днях прочитал для колхозников сельхозартели имени Хрущёва лекцию на тему: «Партия Ленина — Сталина ведет советский народ к коммунизму».
В проведении докладов, бесед участвуют и специалисты сельского хозяйства. Так, участковый ветфельдшер тов. Яковлев провел с животноводами колхоза «День урожая» беседу о повышении продуктивное скота.
Регулярно, один раз в месяц, проводятся у нас вечера вопросов и ответов по колхозному строительству, а также по международному и внутреннему положению нашей страны, устраиваются вечера молодежи с постановкой на них докладов, организацией громких читок художественной литературы. Например, в мае по книге Галины Николаевой «Жатва» было проведено четыре коллективных читки.
Работает и драматический кружок. Участниками художественной самодеятельности для колхозников во время весенне-посевной кампании были поставлены одноактные пьесы «Личное дело», «Лес звенит» и «Женитьба бригадира». Сейчас драмкружковцы готовят к постановке пьесу «Весна». Шашки, шахматы, бильярд — все это имеется при избе-читальне, и молодёжь деревень Злобино, Шепелево, Аббакумово, Вилки, Бортниково на досуге устраивают турниры и состязаний организуют коллективные игры и танцы.
Оживлённо бывает в сельской избе-читальне, особенно вечерами. Каждый здесь найдет занятие по своему желанию.
А. АНТИПОВА, зав. Злобинской избой-читальней» («ВК», 25 июня 1952).
«Злобинский клуб обслуживает киномеханик Афонин. И надо прямо сказать — обслуживает очень плохо. Киноленты часто рвутся, а это приводит к тому, что время демонстрации фильмов значительно удлиняется и зрители только в полночь, а иногда и позже, возвращаются домой.
Бывает и так, что Афонин вообще не присутствует на сеансах, а поручает свою работу малоопытному помощнику Н. Никитину. Недавно произошёл такой случай: в клуб пришли зрители селений Уварово, Шепелёво, Бортниково и Злобино посмотреть фильм «Капитан корабля». С первых же минут пошли сплошные обрывы. Посыпались справедливые упрёки, но основной виновник Афонин отсутствовал по неизвестным причинам, а моторист Никитин так и не смог наладить нормальную работу аппарата. Часть зрителей; недосмотрев кинокартины, покинула зал, а более терпеливые пришли домой в час ночи.
Безответственное отношение к обслуживанию зрителей села киномехаником Афониным проявляется и в том, что он, оповестив зрителей об одном кинофильме, демонстрирует другой.
Надо положить конец несерьёзному отношению к работе киномеханика Афонина.
Р. ОСИПОВА, О. МАЛИНИНА. д. Злобино» («ВК», 9 декабря 1954).
«Не пользуется вниманием у Злобинского сельсовета изба-читальня. В помещении её грязно, скамейки поломаны, на стенах ни одного плаката.
Заведующий избой-читальней тов. Гаранин открывает учреждение лишь когда бывает кино. Колхозники давно не слушали лекций, концертов художественной самодеятельности. Сельская интеллигенция, составляющая немалый отряд, к культурно-просветительной работе не привлекается» («ВК», 20 октября 1955).
«Плохо торгуют в Злобине
Неудовлетворительно обстоит дело со снабжением сельского населения предметами первой необходимости и продуктами в Злобинском магазине, где заведующей тов. Антипова.
В течение всего лета здесь совсем не продавался керосин, и колхозники вынуждены были ездить за ним в другие сёла. Продолжительное время магазин не торговал солью. С перебоями поступает в продажу и хлеб. Сюда его не завозят иногда по 2 — 3 дня.
И. АЛЕКСАНДРОВ» («ВК», 9 августа 1955).
«Регулярно проводятся сессии в Злобинском сельсовете. Принимаются здесь хорошие решения, в которых говорится о путях подъёма общественного животноводства, организации подготовки к весеннему севу, налаживании культурно-массовой работы и т д.
Но, к сожалению, эти решения остаются только на бумаге. Дела в колхозах имени 8 марта, «День урожая» и имени Хрущёва, расположенных на территории Совета, поправляются медленно. Взять хотя бы подготовку к весеннему севу. В колхозах почти не вывозится торф, а навоза на поля доставлена треть к плану.
Депутаты сельского Совета не ведут массово-разъяснительной работы с людьми, не борются по-настоящему с имеющимися недостатками.
Плохо в Соколове и Злобине работают клубы, а уваровским колхозникам вообще собраться негде — там нет культурного очага. Но сельсовет ограничивается лишь вынесением решений о налаживании культурно-массовой работы.
Председатель исполкома сельсовета тов. Громов — редкий гость в колхозах. Он отсиживается в кабинете, и депутатов не организует на работу.
М. ВАСИЛЬЕВ» («ВК», 31 марта 1956).
«За последнее время заметно оживилась работа Злобинской избы-читальни. Её заведующая тов. Кошелёва бывает в бригадах, на фермах, где проводит беседы, читки газет и журналов.
Интересно прошли беседы о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, о передовиках животноводства и другие.
Л. БОРИСОВА» («ВК», 11 сентября 1956).
«ПОСЛЕ РАБОТЫ ПОЙТИ НЕКУДА
Как приятно слышать, что в колхозах и совхозах ремонтируются красные уголки и клубы, строятся новые очаги культуры. А вот в Злобинском отделении совхоза «Коммунар» ничего подобного, к сожалению, нет. Была изба-читальня в Злобине и ту закрыли. Раньше хоть кинофильмы смотрели, читали газеты и журналы, а теперь вечером пойти некуда.
Есть у нас в деревне Шепелево пустующее помещение, где была школа. На партийном собрании стоял вопрос, чтобы провести некоторый ремонт и оборудовать в бывшей школе красный уголок. С тех пор прошло немало времени, а сдвигов никаких.
ШИБАНОВ, ШИБАНОВА, КУРЫЛЕВА, ЛЕОНТЬЕВА» («ВК», 12 ноября 1959).
С 1965 года административно деревня стала относиться к Пригородному сельсовету Суздальского района.
В 2005 году деревня Злобино вошла в состав муниципального образования город Владимир.
По состоянию на 2010 год численность населения составляла 8 человек.
В микрорайоне две улицы: Лесная и Полевая.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Храмы города Владимира.
Мкр. Лунёво.
Мкр. Оргтруд.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (04.09.2015)
Просмотров: 6712 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 18:15, 05.09.2021
Приложение 1

Уважением во Владимире пользовался купец 2-й гильдии Тимофей Сергеевич Куликов, постоянно занимавшийся благотворительностью и уделявший особое внимание образованию подрастающего поколения. Будучи попечителем Ковергинского начального народного училища более десяти лет, он подарил ему мебель, книги, построил ночлежный приют и т.д. Кроме того,
Куликов состоял попечителем Погребищенского и Воскресенского начальных народных училищ, для которых выстроил специальные здания на свои средства.
За многочисленные пожертвования на ниве образования он получил золотые медали на Аннинской, Александровской и Андреевской лентах.
10 марта 1892 г. Владимирская городская дума выразила благодарность Тимофею Сергеевичу за его участие в содержании городской богадельни, 23 ноября 1894 г. за содержание ночлежного приюта.
С 8 ноября 1895 г. по 12 марта 1887 г. директор Александринского детского приюта - казначей и Почетный Член Попечительства,Владимирский 2-й гильдии купец Тимофей Сергеевич Куликов. В 1896 г., благодаря усердным жертвователям, преимущественно шуйскому фабриканту Михаилу Алексеевичу Павлову и владимирскому купцу Т.С. Куликову, Детский Приют значительно расширил собственное помещение и снабжен всеми приспособлениями. К приютскому дому, на средства Почетного Члена Губернского Попечительства М.А. Павлова и Т.С. Куликова (более 5 тыс. руб.), пристроены с одной стороны каменный 2-х этажный флигель в три окна, а с другой каменное одноэтажное помещение в 4 окна. На дворе имелся каменный сарай для дров, погреба, прачечная и квартира сторожа. Все приютские здания были застрахованы в Владимирском городском взаимном страховом от огня обществе в 25000 руб.
За усердие и особые труды директору Александринского детского приюта Т.С. Куликову был пожалован орден св. Станислава 3-й степени.
«В самое недавнее время бывший у нас в Владимире при молельной в доме Т.С. Куликова на Студеной горе старообрядческий священник по австрийскому окружническому согласию отец Климентий переведен в одну из глухих деревень Московской губернии за „неначитанность", а сюда на его место назначен и уже приехал бывший настоятель Чебыкинской молельни в С.-Петербурге „отец Нестор Климов", отличающийся и начитанностию а, главное, несколько более широким взглядом на вещи. Если о. Климентий „по своей неначитанности" уклонялся от всяких бесед с нашим миссионером, то „о. Нестор" наоборот сам идет навстречу миссионерскому воздействию: он уже приглашает к себе для беседы епархиального миссионера о. А.А. Акципетрова» (В. Е. В. № 25-й. 1910).
В 1913 году в воскресенье в 10 часов из дома Т.С. Куликова на Студеной горе вышел крестный ход к месту закладки Троицкой церкви.
«Аферист. В магазин Куликова явился не известный ему гражданин, назвавшийся агентом кооператива железнодорожников.
Агент предложил Куликову купить у него 25 пуд. сахара рафинада.
Куликов согласился на предлагаемую сделку, но с непременным условием сделку провести легально. «Агент» заявил, что на сахар будет выправлен ордер.
Для совершения сделки оба – и «продавец» и покупатель – направились к кооперативу ж.д. на Царицынской улице.
Не доходя до магазина, «агент» предложил Куликову подождать его на улице. Через 5-10 минут он вышел из магазина и заявил Куликову:
- Пойдем в УИК получать ордер.
В УИК-е агент зашел не в общий отдел, а в отдел здравохранения. Оттуда он быстро вынес заранее сфабрикованный «ордер» и, предложив Куликову расписаться, заявил, что сделку можно считать законченной.
Куликов уплатил «агенту» 295 р., сказав, что 20 рублей, которых у него не хватает к общей сумме стоимости, будут уплачены на следующий день.
«Продавец» согласился. Оба они вышли из УИК-а и пошли к Липкам. «Агент», будто-бы неожиданно спохватившись, заявил, что он забыл «дать ордер» на подпись в Губисполкоме.
Он попросил Куликова подождать у подъезда ГИК-а, а сам поднялся во второй этаж здания.
Куликов долго ждал «агента», но, как оказалось, напрасно, последний скрылся через один из других выходов громадного здания Губисполкома.
Куликов, понял, что он стал жертвой аферы, заявил о происшедшем милиции»
(«Призыв», 7 ноября 1924).
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru